Апостол Павел: «вы сияете, как светила в мире» ( Фил.2:15 ). «Бог... озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцу человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). С этим озарением душ, с этим высшим просвещением разума, – поучает нас Слово Библии, – вносится в душу некая радость, или дыхание блаженства. «Воссия свет праведнику, и правым сердцем – веселее» ( Пс. 96:11 ; Пс. 111:4 ). Предтеча Господень Иоанн говорит о себе: «друг жениха... радостью радуется... Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (в деле общественного служения) ( Ин.3:29–30 ). Апостол Павел, свидетельствуя о себе: «Я сораспялся Христу» (таковы были его злоключения от врагов проповеди его) ( Гал. 2:19 ), – полон христианского радования и передает его своим духовным чадам: «Радуйтеся всегда о Господе; и снова говорю: радуйтесь... братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (в послании к Филиппийцам, что читаем и в других его священных письмах) ( Флп.4:1, 4 ). Наперсник Христов апостол Иоанн выражается еще сильнее: «И пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:4 ). Здесь выражена истина, что с совершенствованием нравственным растет в душе радостное состояние. Одновременно растет, как видим уже в этих кратких выдержках из посланий, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношение к окружающим. Притом, стремящийся к Свету отчетливо видит свои недостатки и тем более свои падения, не любуется своими делами, – и это создает естественное благородное смирение, а в особенности, вселяет страх Божий, какой выражен в псалме 85, а также в иерейской молитве вечерни: «да возвеселится сердце мое бояться имени Твоего...» ( Пс.85:11 ). Такова гамма христианских душевных состояний. Вот это все и значит: «Жить во Свете». Так – Светлость Божия изливается в мир. Два вида просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Обратите внимание – мы обычно молимся о том, чтобы у нас не было никаких неприятностей, чтобы нам избежать скорбей, не подвергнуться насилию со стороны других людей, например, разбойников или воров. А святой апостол Павел – избранный сосуд Духа Святого – терпел необыкновенные скорби: он тонул, на него нападали и, наверное, грабили разбойники, его жизнь подвергалась всяческим опасностям. Почему же Господь не хранил его от этого? Он хотел закалить его, как металл в горниле, чтобы его ревность стала видна всем. «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах». Кроме всех этих скорбей, к апостолу ежедневно приходили толпы людей со всей вселенной с разными вопросами. Тот, кто вынужден постоянно общаться, знает, как это необыкновенно утомительно. Бывает тяжело принять за день даже десять человек и побеседовать с ними по разным вопросам. А у апостола Павла было ежедневное «стечение людей», которые приходили спросить о вере или получить указания, как им поступать в тех или иных обстоятельствах в уже основанных им церквах. На апостоле лежала забота не об одной какой-нибудь церкви, допустим коринфской, а обо всех церквах, основанных им во многих городах вселенной. При всем том и время тогда было небеспечальное: отовсюду гонения и скорби. И люди приходили к апостолу и спрашивали, что им делать в каких-либо затруднительных ситуациях. Он один носил тяготы всех этих людей, заботясь о том, чтобы во всех церквах было благополучие, укреплялась духовная жизнь и сохранялся мир между братьями. «Бог, – по мысли Иоанна Златоустого, – призвал Павла за его искренность, за способность к служению». В Павле не было лукавства, он был всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? – пишет он в своих посланиях, – кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ). И не будем забывать слова апостола Павла, который говорил нам: «радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» ( 2Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/propoved-na-prazdnik-sv...

Св. ап. Павел называет любовь матерью всех благ и предпочитает ее чудотворениям и прочим дарованиям. Как при золотой одежде и обуви нужно бывает некоторое одеяние, дабы нам узнать царя; а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царского достоинства, так точно и здесь: когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истинного ученика Христова не только для нас, но и для неверных. О сем, – говорит Христос, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Этот знак важнее всех знамений, потому что по нему знается ученик Христов. Пусть иные совершают тысячи знамений, но если они питают вражду между собою, они будут осмеяны неверными; напротив, хотя бы они не произвели ни одного знамения, но только бы искренно любили друг друга, они будут всеми уважаемы и неукоризненны. И Павлу мы удивляемся не потому, что он воскрешал мертвых, очищал прокаженных, а потому, что говорил: кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся? ( 2Кор.11:29 ) Хотя бы ты сравнил с этим тысячи знамений, ничто не будет равно; и сам он ожидал себе великой награды не зато, что совершал знамения, но за то, что для немощных был, как немощный... Он даже готов был умереть с голода для спасения учеников: добрее бо ми, говорит, паче умрети, нежели похвалу мою кто да испразднит ( 1Кор.9:15 ), говорит не с тем, чтобы похвалить самого себя, но дабы не подумали, что он укоряет их. Он никогда не хвалится своими совершенствами, если этого не требовали обстоятельства, и, когда бывает вынужден к тому, называет себя буиим ( 1Кор.1:25 ; 2Кор.11:1 ). Чего же в сравнении с ним достойны мы, которые не хотим презирать денег для блага нас же самих и подавать даже избытков своего имущества? А он был не таков, но отдали душу, и тело свое, дабы получили царствие небесное те самые, которые побивали его камнями и бичевали. Так любить, говорил он, научил меня Христос, преподавший новую заповедь о любви, и Сам исполнивший ее наделе. Он, будучи царем всего и существом блаженным, не отвратился от людей, которых сотворил из ничего и бесконечно облагодетельствовал, которые оскорбляли Его и плевали на Него, но сделался для них человеком, обращался с блудницами и мытарями, исцелял бесноватых и обетовал небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Священник : Из божественного Писания и учения святых отцов мы имеем множество свидетельств о том, сколь противна Богу некромантия – общение с духами умерших с целью получить от них прорицания о будущем. Спаситель учит, что блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ; ср.: Лк. 1:45 ). И великий апостол напоминает, что уверовавшим во Христа подобает в нынешнем веке ходить верою, а не видением ( 2Кор.5:7 ), ибо вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр.11:1 ). Но бесы пытливости внушают некоторым, склонным их слушать, не довольствоваться учением Спасителя и апостолов, но любой ценой проникать в то, что Бог премудро скрыл от нас до времени и относительно чего надлежит руководствоваться верой во всеблагой Его Промысл. Прибегающие к спиритизму, который есть разновидность некромантии, враги Богу, ибо не слушают Его заповедей, не довольствуются тем, что открыто в Священном Писании, и, не желая идти путем веры, удаляются от Церкви Христовой. Многие из них, вызывая духов умерших, а лучше сказать, самих бесов, ссылаются на Библию , а именно на царя Саула, который обращался к Аэндорской волшебнице для беседы с почившим пророком Самуилом (см.: 1Цар.28:7–20 ). Но пусть поберегутся желающие подражать Саулу в злых его делах, дабы не подпасть и равному с ним наказанию. Ибо вскоре после сего он лишился и царства и самой жизни (см.: 1Цар.31:1–6 ; 1Пар.10:1–14 ). Ведь Бог еще в Ветхом Завете заповедал: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них ( Лев.19:31; 20:27 ). Нам нет нужды общаться с мертвыми, потому что Бог открыл верующим в Него все потребное для спасения. Уклоняясь же в некромантию, мы впадаем в сети диавола, которому ничего не стоит выдать своих слуг не только за души умерших, но и за самих ангелов. Об этом предостерегает устами апостолов Священное Писание: возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ( 1Ин.4:1 ), потому что сам сатана принимает вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Труды апостольского служения св. Павла были беспримерны. Он сам о себе говорит: паче всех потрудихся ( 1Кор.15:10 ; 2Кор.11:23 ). Пастырям Ефесской Церкви ап. Павел говорил: бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас ( Деян.20:31 ). Любовь и терпение в трудах неусыпных апостол являл неистощимые. Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшия приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор.9:9–22 ). Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда. или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся, якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны ( Рим.8:35–37 ). За свои труды апостол перенес неисчислимые скорби: «Был я, – говорит он, – в ранах, в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза били меня палками; однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубиве морской. Много раз был я в опасностях от разбойников, от единоплеменников и от других народов, в опасностях в городе, в пустыне, в море, между лжебратьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное было ко мне стечение людей, забота лежала на мне о всех церквах. Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи? Кто соблазняется, за которого бы и я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:23–29 ). Обращая в христианство иудеев и язычников могущественною проповедью Евангелия, знамениями и чудесами, которые Господь творил руками ап. Павла во свидетельство слова благодати Своей, он, подобно другим апостолам, вел жизнь святейшую. Все свои нужды и озлобления верховный апостол переносил с глубоким смирением и со многими слезами среди искушений ( Деян.20:19 ). «Меня ожидают узы и бедствия, но я, – пишет он, – ни на что не взираю и жертвую евоею жизнью, только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса» ( Деян.20:23–24 ). «Я всегда готов быть не только узником, но и умереть за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Служа другим, апостол ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работою ночь и день, дабы не обременить кого и для верующих быть примером добродетели ( 2Фес.3:8 ). «Сами вы знаете, – говорит ап. Павел, – что нуждам моим и бывшим при мне служили сии руки мои. Во всем показывал я вам, что так надобно, трудясь, поддерживать слабых и помнить слово Господа Иисуса: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Хочешь, покажу тебе того, кто никогда не отлучается от «колодезя видения»? Это – апостол Павел, сказавший: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся» ( 2Кор.3:18 ). Так и ты, если все время будешь искать пророческих видений, если постоянно будешь стремиться познать, если станешь размышлять о них, пребывать в них, то и ты получишь благословение от Господа и будешь жить «у колодезя видения». Ибо и тебе Господь Иисус Христос явится «на дороге» и откроет тебе Писание, чтобы и ты мог сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Но Он является лишь тем, кто думает о Нем, размышляет о Нем и живет в законе Его «день и ночь» ( Пс.1:2 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О беременности Ревекки и разрешении от бремени 1 . Мы должны молить Отца Слова, чтобы «когда они читают Моисея» ( 2Кор.3:15 ), Он и в нас исполнил написанное в псалме: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Ибо если Он Сам не откроет наши глаза, то как мы увидим те великие тайны, которые переданы нам в патриархах и выражены то в образах колодцев, то через браки, то через рождения или даже через бесплодие? Пока же мы читаем: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться» ( Быт.25:21–22 ). Прежде всего подумай, почему о многих святых женщинах в Писании сказано, что они бесплодны: сама Сарра, а теперь – Ревекка (ср. Быт.11:30 ). И Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодна (ср. Быт.29:31 ). Сказано также, что неплодной была Анна, мать Самуила (ср. 1Цар.1:2 ). И в Евангелиях написано, что неплодной была Елисавета (ср. Лк.1:7 ). Но во всех этих примерах обнаруживается, что после бесплодия все они рождали святых. Итак, сказано, что Ревекка была неплодной, но «молился Исаак Господу о жене своей… и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.1:37 . «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Объяснение. Не остаётся у Бога бессильным никакое слово для тех, кто верит в это слово и в слово посланных Им проповедников: Лк.10:16 ; причём вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами: Мф.7:21 ; Иак.1:22:2:26 . Лк.8:48 . «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Объяснение. Если бы и мы такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:29 ; 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:7 ; но «в злохудожную душу» уклонившихся от Церкви Христовой, не придёт благодать: Иак.4:6 ; Иуд.1:4 . Лк.9:26 . «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов». Объяснение. Из предыдущего стиха (25) видно, что здесь речь идёт не об одних словах Господа, а главная мысль та, чтобы мы не для себя только собирали сокровища мира, а в Бога богатели; Лк.12:21–22 . И на страшном суде оправдают не слова, а дела: Мф.25:35 ; Лк.6:46 . Ин.3:15–18 . «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Объяснение. Одной верой бездеятельной не спасёшься: Иак.2:19–20 , ибо сказано ещё – соблюди заповеди: Мф.19:17 ; Ин.14:15 . Царство Небесное силою берётся: Мф.11:2:7, 13–14 . Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28–29 . Необходимо и милосердие: Мф.25:35 . Ин.6:28–29 . «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Объяснение. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17 ; но они сопровождаются, во-первых, исканием Царства Божия: Мф.б:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26 ; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10 ; Вар.2:9 . Деян.13:38–39 . «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов. И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

11 Он писал во Втором послании к Коринфянам: «Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю... что­бы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии, непотребстве, какое делали» ( 2Кор.12:2021 ). Апостол предполагал прийти к ним в третий раз и осудить по закону. Он писал: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, я пишу прежде согрешившим и всем прочим, что когда опять приду, не пощажу» ( 2Кор.13:12 ). Св. Иоанн Златоуст при объяснении этих слов говорит, что апостол Павел был скор и быстр на угрозы, но медленен и не поспешен на наказания. Он не наказал тотчас виновных, но увещевал их два раза. И после увещания не наказал их, хотя они были упорны; он дал им третье увещание и объявил им, что придет в третий раз, и что он не простит им (Св. Златоуст. Беседа 29 на 2 Послание к Коринфянам). 12 Например, I Никейский Собор оказал милость мелетийцам. Он оставил епископам их звание. То же снисхождение этот Собор оказал и новацианам. Епископы, бывшие в общении с арианами, не только были приняты в общение с Церковью без всякого наказания, но и оставлены в звании епископском. Точно так же в Африке дозволено было епископам-донатистам, если они откажутся от своих заблуждений, оставаться в епископском достоинстве. Так же было поступлено и на II Никейском Соборе с епископами, впавшими в иконоборческую ересь и раскаявшимися. 13 Так, Арий был осужден Александром, епископом Александрийским, после того, как много раз был убеждаем им принять истинное учение. Александр опечален был погибелью этого еретика и его последователей. Отцы Ефесского Собора говорили, что они со слезами видели необходимость произнести скорбное определение против Нестория. Отцы Халкидонского Собора также выражали печаль, что они должны были произнести суд над Диоскором и т.д. 15 В истории Церкви до VII Вселенского Собора представляется немало примеров, что неправильно отлучающие подвергались сами осуждению и принуждаемы были принимать в общение с Церковью отлученных ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Дети! вы от Бога. Сказав о том, что придёт антихрист, и теперь есть уже в мире антихристы, предтечи имеющего прийти противника Христова, Апостол в утешение и подкрепление христиан говорит: дети, вы от Бога; вы возрождены Духом Божиим, вы теперь под сенью благодати Божией, безопасны от противников Христовых. И победили их; вы, приняв истинную веру, в Иисуса Христа, и неизменно содержа ее, победила лжеучителей – противников Христовых, стоите выше стрел их обольщений, доколе пребудете в сей вере. Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. То есть, Дух Христов, действующий в возрожденных Благодатью ( 2Кор.12:9 ), сильнее духа лжи и обмана, который действует в сынах века сего ( Ин.12:31 ; Еф.6:12 ), или иначе сказать, Дух Божий, действующий в христианах, сильнее князя тьмы, диавола, действующего в лжеучителях, противниках Христовой Церкви. Иисус Христос говорит: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить», верующих в Меня, «из руки Отца Моего» ( Ин.10:29 ). В этом же послании, ниже, Иоанн Богослов говорит о могуществе верующих во Христа: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). 5 . Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Они от мира, потому и говорят по-мирски; и мир слушает их. Они, т. е. антихристы или противники Христовы, лжеучители, еретики – от мира, или из числа мирских людей, которые не принимают того, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ); они мыслят и говорят только по началам земной мудрости; небесные истины веры для них непонятны; земля и земные блага – предмет их попечений. Потому они мыслят и говорят так, как мыслят и говорят люди, преданные чувственным пожеланиям и страстям. Потому и мир слушает их, то есть, люди чувственные, не заботящиеся о спасении, о благах духовных, внимают учению таких лжеучителей: потому что лжеучители учат согласно с их мыслями и страстями; говорят о том, что нравится их испорченному сердцу. – Так обыкновенно лжеучители еретики привлекали слабых христиан к слушанию своего лжеучения, и умножали число своих последователей. Поэтому святой Иоанн таких лжеучителей называет льстецами или обольстителями ( 2Ин.1:7 ), а апостол Павел-делателями льстивыми ( 2Кор.11:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010