3) Когда и кем впервые установлен для человека пост? 3) Пост установлен еще в раю Самим Богом, заповедавшим первым людям: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:16–17 ). Определенные же дни ветхозаветных постов Господь установил при Моисее ( Лев. 16:29 ) и после него ( Зах. 8:19 ), почему от Моисея и до Христа все верующие, как мы уже видели, постились, смиряя постом души свои. В Новом Завете мы видим пример великого подвижника в посте Иоанна Крестителя ( Мр. 1:6 ) и восьмидесятичетырехлетнюю пророчицу Анну, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь» ( Лк. 2:36–37 ). Основателем же новозаветного поста был Сам Иисус Христос, о чем читаем в Евангелии: «Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Христос не только Сам постился, но и учил, как должно поститься, говоря: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою... А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», т. е. воздаст награду за пост, соединенный со смирением ( Мф. 6:16–18 ). Об истинных Своих последователях Христос сказал: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф. 9:15 ). В борьбе с искусителем диаволом Христос придавал посту одинаковое значение с молитвой, когда говорил: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» ( Мф. 17:19–21 ). 4) Постились ли св. Апостолы и другие новозаветные подвижники в вере?         4) Да, постились. Так, об ап. Павле говорится, что он постоянно «пребывал в посте» ( 2Кор. 11:27 ) и, побуждая к постам верующих, говорил о себе: «во всем являем себя,     как служители Божьи...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» 461 . 1. Вечное блаженство праведников Для праведных это будет жизнь «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем» 462 , ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ), и «будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:28 ), и мы «всегда с Господом будем» ( 1Фес. 4:17 ). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе» 463 . «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:53 ). Блаженство праведных будет иметь различные степени, «по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах» 464 . «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых...» ( 1Кор. 15:41–42 ). «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор. 9:6 ). Блаженство праведных будет вечным: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин. 10:28 ). 2. Вечные мучения грешников Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом» 465 . Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них ( Ин. 3:36 ), они будут ввержены «в озеро огненное» ( Откр. 20:15 ), «там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22:13 ). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» ( Откр. 20:14 ). Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк. 12:47–48 ). Существует стремление мыслить вечные геенские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца 466 . В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана насильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

На дом и на все вещи, необходимые в доме, он смотрел с презрением, вспоминая в сердце своем Писание, в котором сказано, что мирская жизнь полна многих вздохов и печалей. Пророк сказал: «Покиньте их, и отделитесь от них, и нечистого не касайтесь» [ 2Кор. 6, 17 ]. Вот слова другого пророка: «Покиньте землю и взойдете на небо». И Давид сказал: «К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя меня поддерживает» [ Пс. 62, 9 ], и еще: «Далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне, надеясь на Бога, спасающего меня [ Пс. 54, 8 ]. И Господь в Евангелии сказал: »Если кто приходит ко Мне и не отречется от всего, что имеет, тот не может быть Моим учеником« [ Лк. 14, 26, 33 ]. Укрепив этими словами душу и тело, он позвал Петра, своего младшего брата, и оставил ему отцовское наследство и все, что было в родительском доме потребное для жизни. Сам он не взял себе ничего, следуя словам божественного апостола, сказавшего: »Я... все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» [ Флп. 3, 8 ]. Стефан, старший брат Варфоломея, недолго прожил с женой, которая вскоре умерла, оставив двух сыновей – Климента и Иоанна, этот Иоанн впоследствии стал Феодором Симоновским 35 . Стефан спустя некоторое время оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове 36 . Блаженный юноша Варфоломей, придя к нему, просил Стефана, чтобы тот отправился вместе с ним на поиски пустынного места. Стефан, повинуясь словам блаженного юноши, покинул монастырь и пошел вместе с ним. Они исходили много лесов и наконец пришли в одно пустынное место в чаще леса, где был источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их. Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих плечах приносили бревна на выбранное место. Сначала братья сделали себе хижину для ночлега, с чуланом, и устроили над ней крышу, потом построили келлию, огородили место для небольшой церковки и срубили ее. Когда была завершена постройка церкви и пришло время освящать ее, блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты мой старший брат по рождению и по плоти, но более по духу, мне следует слушаться тебя, как отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

И когда Петр говорит: «Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его сотворил есть Бог, Сего Иисуса, егоже вы распясте ( Деян. 2:36 ), – не о Божестве Его говорит: яко и Господа и Христа Его сотворил есть, но о человечестве Его, которое есть вся Церковь , в Нем господствующая и царствующая по распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но как сказано прежде, Божество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом. И когда говорит: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия», ( Мф.26:39 ) «обаче не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ), «дух убо бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26:41 ), показывает сим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая по немощи плоти отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на оное. И Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: «Милосерд Ты, Господи». Господь же, укоряя его, говорит: «...иди за Мною, сатано: соблазн Ми еси, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая» ( Мф.16:23 ). Так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, отрекается от страдания как человек; но как Бог, не причастный страданию по Божеской сущности, с готовностию приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему, потому что в подобии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властию, как Бог, о чем говорил и Давид: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» ( Пс.67:2 ). И потом: «...востани, Господи Боже мой, повелением имже заповедал еси, и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Господь судит людем» ( Пс.7:10 ). Говорит же и Апостол в другом месте: «пострадал от немощи, но жив есть от силы Божия»( 2Кор.13:4 ). Но сила Божия есть Сын, страдавший от немощи, то есть от сопряжения с плотью, и молившийся об освобождении от страдания как человек, но пребывающий живым по причине силы Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Проповедник не должен сверх меры напрягать душевного внимания своих слушателей, чтобы, при излишнем напряжении, не порвать, так сказать, струн их мыслительной восприимчивости. Высокие истины, требующие предварительной подготовки, должны быть раскрываемы не вдруг, а оставаться для многих до времени под покровом, и могут быть открываемы немногим. Потому-то и Сама Истина вещает: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими – раздавать им в свое время меру хлеба? ( Лк. 12:42 , Мф. 24:45 ). Под мерой хлеба можно разуметь здесь и меру слова, чтобы оно предлагалось благовременно и не рассыпалось всуе, когда душе маловместительной будет внушаемо что-либо, недоступное для нее. Потому и апостол Павел говорит коринфянам: и я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах ( 1Кор. 3:1–2 ). И Моисей, сойдя с горы Синайской после Божественного тайновидения, с отражением на лице образа славы Господней, положил на (просиявшее) лице свое покрывало пред народом ( Исх. 34:29–35 ), ибо сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей ( 2Кор. 3:7, 13 ), а, тем более, непросвещенным, невозможно проникнуть в тайны внутреннего и совершенного света слов Господних. А между многими законоположениями, относящимися к различным житейским вопросам, в Слове Божием, через того же Моисея повелевается, между прочим, чтобы тот, кто выкопает яму для стока воды и оставит ее непокрытой, в том случае, если в эту яму попадет чей-нибудь вол или осел, возместил владельцу ущерб ( Исх. 21:33–34 ); так и тот, кто, глубокомысленным умом своим, достигнув высокого знания, без разбору рассыпает недоступное сокровище своих знаний и, перед не могущими вместить их, подлежит за это наказанию, если словом своим вводит в соблазн чистого или нечистого. То же самое и блаженному Иову было сказано: кто дал петуху разум? ( Иов. 38:36 – славянский перевод не соответствует тексту свт. Григория). И Божественный проповедник, благовествуя во время, покрытое мраком неведения, как петух поет среди ночи, когда говорит: наступил уже час пробудиться нам от сна ( Рим. 13:11 ); и еще: отрезвитесь, как должно, и не грешите ( 1Кор. 15:34 ). А петух в часы глубокой ночи поет, обычно, громко; когда же приближается утро, тогда издает слабые и тихие звуки. И проповедник, право правящий слово истины, душам темным и непросвещенным должен возвещать только понятные истины, ничего не высказывая пока о сокровенных тайнах, предоставляя раскрытие этих возвышеннейших небесных истин тому времени, когда они (души) приблизятся к свету истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Бог «мира» ( 1Кор.14:33 ; 2Кор.13:11 ), Господь Иисус Христос воплотился и Своим Богочеловеческим подвигом спасения сделался «миром нашим» с Богом и людьми ( Еф.2:14–19 ) и «Господом мира» ( 2Фес.3:16 ), ибо устранил Он грех как единственную внешнюю и внутреннюю вражду человека к Богу и к людям (см. Рим.5:1, 8–10, 8:4–10 ). Как Таковой Спаситель в Своем учении о спасении провозгласил мир и миротворчество необходимой добродетелью в человеческом подвиге спасения от греха и зла. Именно в силу того, что он есть мир Христов, мир Богочеловеческий, этот мир отличается от всякого мира, созидаемого людьми. Богочеловеческий мир по своей природе – всеобъемлющий: он включает в себя человеческое отношение к Богу, к людям и ко всей твари и приобретается святостью. В этом его исключительность и уникальность. В этом и причина того, что кроткий Спаситель на Тайной вечере оставляет ученикам Свой мир как нечто Божественно важное и спасительное и весьма отличное от мира светского, человеческого, «хоминистического» [гуманистического] (от лат. «homo» – «человек». – «Примеч. пер.»): «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ; ср.: Ин.16:33 ). К Богочеловеческому, Христову миру человек приходит после долгой борьбы с грехами в себе и в окружающем мире, после брани, которую ведет он во имя Христа и Христовой силой. По сути дела, это – борьба за Христа, за воцарение Христа в душе, Которым и изгоняются из нее грехи: ведь только в Господе Иисусе Христе человеческое существо обретает истинный мир и подлинное отдохновение от греха и зла (см. Ин.16:33 ; Мф.11:29 ). Поэтому Спаситель ясно указал на ту человеческую брань с грехами, которая предшествует воцарению Богочеловеческого мира в душе человека: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей... И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Лк.12:49, 51–53 ; Мф.10:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но что было предметом одних чаяний для Ветхозаветных праведников, то на самом деле сталось, с пришествием на землю Сына Божия; так как, по слову Апостола, Он через Свое (после смерти) нисшествие в преисподние места земли (ад) и восшествие на высоту (на небо) пленил плен ( Еф.4:8–9 ), под чем, конечно, разуметь следует не что иное, как души уверовавших в Него после Его проповеди во аде ( 1Пет. 3:18–19 ) Ветхозаветных праведников. Он же, кроме того, во время Своей земной жизни, дал в Своем учении твердое и несомненное уверение не только в том, что души не могут быть убиваемы ( Мф.10:28 ) или умирать ( Лк.20:36 ), так как они предназначены для вечной жизни ( Мф.25:46 ), и Бог есть Бог живых, а не мертвых ( Мф.22:32 ), но и в том, что они даже до воскресения своих тел и всеобщего Суда, смотря по своим заслугам, непосредственно после смерти или сподобляются блаженной и, конечно, с полным сознанием соединенной жизни с Богом, или же ведут плачевную и мучительную жизнь, при тяжком сознании и чувстве своего отчуждения от Бога. Последнее ясно подтверждается обещанием Спасителя Своим ученикам идти к Отцу и приготовить им у Него место, чтобы они были там, где Он Сам будет ( Ин.14:2, 3 ), обещанием Его разбойнику, висящему вместе с Ним на кресте: днесь со Мною будеши в рай ( Лк.23:43 ), а также Его притчей о богатом и Лазаре, из коих последний тотчас после смерти был ангелами отнесен радостно на лоно Авраамово, а первый вслед за смертью подвергся во аде томительным мукам, понапрасну ища откуда-либо получить для себя облегчение ( Лк.16:22–26 ) Потому-то и Апостолы, хотя учили, что окончательное воздаяние получат люди после Воскресения и последнего Суда ( 1Кор. 15:51–52, 5:10 ), но к этому присоединяли свое ясное учение и о том, что смерть не только не прекращает душевной жизни человеческой, но, напротив, служит переходом к жизни другой, притом к жизни для душ верующих и праведных несравненно высшей и совершеннейшей, чем жизнь земная, так как она, чего нет при жизни в теле, будет состоять в самом близком единении с Богом. Мне – еже умрети, – пишет ап. Павел, – приобретение есть... желание имый (желаю) разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1:21–23 ), вемы бо, аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе ( 2Кор. 5:1–2 ), живуще в теле, отходим от Господа... дерзаем же и благоволим паче отойти от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5:6–8 ). §38. Учение древнеотеческое

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Однако, прежде чем перейти к этому новому ряду мыслей, нам надо вернуться к разобранному отрывку. Мы оставили без рассмотрения стихи Мф.6:22–23 . Как их понимать? Иоанн Златоуст понимал их как предостерегающий пример. Только искаженный ум может прилепиться к богатству. Ум для души – все равно, что око для тела. Бесспорным это толкование не является. Данные стихи имеют параллель в стихах Лк.11:34–36 . Но и в Евангелии от Луки их смысл определяется контекстом, и контекст – иной. Речь идет о знамении, которого требуют от Иисуса свидетели Его чудес. Знамение дано, потому что свет уже светит. Надо иметь только светлое око, чтобы знамение узреть. В контексте Нагорной проповеди и это толкование, неизбежное в параллельном месте Евангелия от Луки, не дает подходящего смысла. Оно и не обязательно, поскольку Иисус любил образ света и употреблял его в разном значении (ср. Мф.5:14–16 ; Ин.5:35,8:12,12:35–36 ). Смысл образа в контексте Евангелия от Матфея станет для нас яснее, если мы учтем, с одной стороны, значение прилагательного πλος, с другой стороны, ветхозаветное противоположение ока доброго и ока худого. ’А πλος (в русском переводе: «чистый») значит буквально «простой», но имеет и переносные значения, в том числе «щедрый». В переносном смысле могут быть понимаемы и другие слова от этого корня ( πλτης , буквально: " простота» и т. д.). Примеры употребления πλος в смысле «щедрый» мы имеем в Новом Завете: Иак.1:5 , Рим. 12:8 , 2Кор.8 (по-русски: «радушие»), 2Кор. 9 (по-русски: «щедрость»). С другой стороны, в ветхозаветном словоупотреблении «злое око» означает скупость, а «доброе око» – щедрость (ср. Втор. 15:9,28:54,56 ; Тов.4:7 , Сир.14:10 ; этот же образ мы имеем в Притч.22:9,23:6,28:22 , но в русском переводе он не сохранен). Сопоставление проливает свет и на исследуемый нами отрывок. В контексте Евангелия от Матфея эти два стиха имеют значение призыва к щедрости. Господь предостерегает против собирания сокровища на земле и зовет к собиранию сокровища на небе. То и другое несовместимо. И даже больше. Путь к сокровищу на небе есть щедрая раздача сокровища на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Смирение делает душу способной воспринимать Божественные истины и жить в них. Свое Богочеловеческое учение Господь Иисус, по воле Своего Небесного Отца, открыл смиренным, за что и воссылает Он молитвенное благодарение Своему Отцу (см. Мф.11:25 ). Как гордость есть начало всех зол, так смирение – начало всех благ. Премудрый Спаситель положил смирение основанием, на котором созидается новозаветное здание спасения и блаженства, ибо блаженным смирением человек приобретает Царство Небесное еще здесь, на земле (см. Мф.5:3 ; Лк.6:20 ). Богочеловеческая «кротость» – это неиссякаемый источник спасения, ибо она коренится в удивительном и чудотворном сердце Спасителя. Всемогущий Господь Иисус кроток животворящей кротостью. Вглядываясь в Свое сострадательное сердце, Он зрит в нем кротость как царицу всех Своих чувств и мыслей. Потому и возвещает, что только в Его кротком сердце – спасение человеческим душам и в спасении – блаженное и бесконечное отдохновение (см. Мф.11:29 ). Кротость Спасителя, равно как и ее спасительная сила – безмерны; оттого-то, взирая на Него, кроткого и благого, наибольший среди рожденных женами свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29, 36 ). Хотя Он и Царь Ангелов, Архангелов и всех видимых и невидимых миров, Господь Иисус живет и поступает в мире сем чрезвычайно кротко (см. Мф.21:5 ). Величие, значимость и спасительность кротости Спасителя таковы, что апостол Павел, научая христиан смирению и кротости, делает это, убеждая их «кротостью и снисхождением Христовым» ( 2Кор.10:1 ). Безмерная кротость всемогущего Спасителя особенно проявилась в Его кротком перенесении оскорблений, клеветы, страданий, мук и самой крестной смерти (см. Мф.26:67, 27:26–44 ; Мк.14:65, 15:15–20, 30–32 ; Лк.22:63–65, 23:36–39 ). Будучи Сам несказанно кротким, Спаситель и учит о кротости как средстве спасения. Отправляя Своих учеников на проповедь спасения, Он заповедует им быть кроткими, как агнцы, среди людей, одичавших от грехов и страстей: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк.10:3 ). И когда сыны Громовы просят кроткого Спасителя позволить им сказать, чтобы с неба сошел огонь и истребил жителей самарянского селения, не пожелавшего Его принять, Он с упреком им отвечает: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (см. Лк.9:52–56 ). Пламенному же Своему ученику, попытавшемуся защитить Учителя, поражая мечом Его врагов, кроткий Господь заповедует: «Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Грех – это единственная сила, очерняющая, оскверняющая человека. Греховность человека простирается и на всю окружающую человека тварь, оскверняя тем самым и ее, богозданную и невинную. Но виновата в этом не зараженная грехом тварь, а человек, через которого грех вошел в мир и посредством которого он и распространяется на всю в мире тварь (см. Мф.15:11–20 ; Мк.7:14–23 ; Рим.8:19–22 ). Поэтому Богочеловеческий путь очищения твари от греха заключается в изгнании греха и главных творцов греха, бесов, из самого человека. Когда человек очистится изнутри, тогда он в прямом смысле чист. Однако этой чистотой обладает только святой человек. Значит, святостью очищается человек, а через человека – и тварь (см. Лк.11:39, 8:2 ). Не имеет права учить другого чистоте тот, кто не очистил себя от греха святостью. Евангельский путь – это, в первую очередь, очистить себя, а затем научать чистоте другого. Ведь если неочищенный человек своими грязными руками начнет «очищать» нечистого, то он его лишь еще сильнее измажет. Поэтому истинно и спасительно правило Спасителя: надобно сперва себя очистить от греха, а затем другого (см. Мф.7:1–5 ; Лк.6:37, 41–42 ). По Своему бесконечному «милосердию» Бог Слово воплотился ради спасения людей от грехов (см. Лк.1:77–78 ), а Бог Отец, по любви пославший Своего Сына в мир сей, нарицается «Отцом милосердия» ( 2Кор.1:3 ). Ибо истинное, непреходящее милосердие приходит от Него. В самом деле, ведь только после воплощения Бога Слова мир познал истинное и совершенное Божие милосердие. Душа Богочеловеческого подвига искупления и спасения человеческого рода – это бесконечное Божие милосердие. Поэтому Богочеловек в Своем спасительном Евангелии возвестил, что милосердие есть необходимое средство в Богочеловеческом домостроительстве спасения. Оно составляет одну из главных заповедей спасения, преподанных Спасителем. Ибо спасение человека есть, прежде всего, дело Божия милосердия, поэтому спасаемый человек должен и к другим быть божественно-милосердным (см. Мф.18:33, 35 ). Ясна и неумолимо решительна заповедь Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010