Апостол Павел напоминает: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). В другом Послании он пишет, что «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14:10 ). Отметим энергичность последнего выражения Апостола. Если выше святой Павел говорит: «мы воздыхаем» ( 2Кор. 5:4 ), мы «благодушествуем» ( 2Кор. 5:6 ), разумея только праведников, которым по отшествии из тела надлежит водвориться у Господа, то, переходя к идее всеобщности суда, он употребляет однозначное выражение: «все мы» ( Рим. 14:10 ), т.е. все, исповедующие имя Христово и прежде всего праведники, к числу которых принадлежал сам Апостол, входящий, кстати, по учению иеговистов, в «небесный класс». Итак, нет в мире ни единой разумной души, которая не предстала бы перед судом. У иеговистов же находим несколько категорий неподсудных: это 144 тысячи избранных персон («небесное правительство»), Адам и Ева и злодеи времен Спасителя, а также ныне отвергающие иеговистов. Рассмотрим центральное положение иеговистов о суде, основанное на словах апостола и евангелиста Иоанна: «верующий не судится» ( Ин. 3:18 ). Но если избегнут суда причисленные к «небесному классу», то, следовательно, всех остальных членов теократического царства придется причислить к неверующим? Известно: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11:6 ). Причисленные к «небесному классу», «обладающие ныне» духовными телами для иеговистов – люди заведомо особой благодати. Между тем Священное Писание учит: «Не судите прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому похвала будет от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). Слова Апостола «праведник не судится» иеговисты относят к «воскресшим из мертвых» в 1918 г. Но ныне живущие, причисленные к этой иерархии, пребывают уже в состоянии судного дня, а значит и на них должны распространяться и все следствия этого времени. Как видим, в учении даже об этой небольшой иерархии содержатся неразрешимые противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

1) праведность, основанная на вере. Праведность – это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, которое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, которая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, «в прежней жизни» неукоснительно следовавший предписаниям Закона ( Флп. 3:4 ) и воспринимавший праведность как заслуженную «безупречным» поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус ( Деян. 9:1 ), Павел осознал, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» ( Рим. 8:8 ) и что праведным может быть только новый человек во Христе ( Еф. 4:24 ). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха ( Гал. 3:19 ), а лишь открывает человеку, что такое грех ( Рим. 3:20 ). «Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою», а не под Божьей правдой ( Гал. 3:10 ). «Христос сделался для нас ... праведностью» ( 1Кор. 1:30 ), потому что «не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» ( 2Кор. 5 – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность – это Божий дар в Иисусе Христе ( Рим. 5:17 ), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, – в мире греха. Эта праведность становится реальной через ⇒ веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом «праведностью от веры», «праведностью веры» ( Рим. 4:9.11.13 ; Рим. 9:30 ; Рим. 10:4.6 ; Гал. 5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа; 2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» ( Рим. 3:8 ; ср. Рим. 6:1 ). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем ( Рим. 6:2 )! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом – все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу ( 2Кор. 5:9 ). Павел убедительно призывает нас к праведности ( Рим. 6:13.16.18–20 ; Рим. 9:30 ; 2Кор. 9:10 ; Еф. 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф.2:14, 4:24 ; Гал.6:15 ; Кол.3:10 ), свободным (см.: 2Кор.3:17 ) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ), мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10, 4:21–24 ). Она преображает людей (см.: 2Кор.3:18 ), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал.5:22–23 ; Еф.4:29–32 ), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит. 2:12–14 ). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни» 146 . В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим.1:21–31 ): – Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим.1:21 ). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника , есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нём редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестаёт заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения» 147 ; – ...но осуетились в умствованиях своих ( Рим.1:21 ). Вторая степень – когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, все в мире сем скоропроходно: как радости, так и скорби не долговременны. Несносны нам кажутся злострадания, когда они тяготят нас и даже когда наступают на нас, но когда пройдут, тогда обнимет душу великая радость. «Радости, которые подаются после великих скорбей, бывают, – по словам Макария Египетского , – воистину неизреченны». «Благо мне, что я пострадал» ( Пс.118:71 ), – говорил и пророк Давид. Также и апостолы, при виде наступающих скорбей, когда шли за Господом, идущим на вольное страдание, «ужасались, – сказано, – и следуя за Ним, были в страхе» ( Мк.10:32 ); но когда в синедрионе, запрещая им проповедовать о Христе, били их, тогда «пошли из синедриона, радуясь, – сказано опять, – что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» ( Деян.5:41 ). Как верны слова Господа, которые Он сказал ученикам: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:20, 22 ). Даже и самые бесчестные наказания не в силах были разрушить их сердечную радость! Так говорил о себе апостол Павел: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор.12:10 ). И не одни апостолы, но все последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью ( 2Кор.8:2 ). Потому и Господь назвал блаженными нищих духом, плачущих, изгнанных правды ради; и хотя для мира, привыкшего измерять свое блаженство одними чувственными благами, весьма странным кажется находить блаженство в нищете и злострадании, притеснении и в обидах; но верный в слове Господь действительно блаженными соделывает всех, кто терпит ради Царствия Его озлобления в жизни сей. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, – писал ап. Павел, – мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; низлагаемы, но не погибаем. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» ( 2Кор.4:8–9, 17–18 ). Потому все, у которых очи отверсты и видят «неизвестная и тайная», для сынов века сего, охотно терпят скорби и не унывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Или какое соучастие верного с неверным?» Верующие сподобятся блаженства, неверующие лишены этой надежды. «Какая совместность храма Божия с идолами?» Христианин, получив в таинстве миропомазания дары Святого Духа, соделывается, по обетованию ( Лев.26:1–2 ), храмом Божиим ( 1Кор.3:18, 6:19 ), и подражание его языческому нечестию будет равносильно внесению «идолов» в храм Божий. 54 Богообщение ( 2Кор.6:16 ) обещано христианам под условием, если они ( 2Кор.6:17 ) «не будут прикасаться к нечистому», т.е. будут удаляться от всякой греховной скверны, от страстей и пороков (ср. 2Кор.7:1 ). Где же сектанты усмотрели для себя в указанном ими тексте основания к отделению от православной апостольской Церкви? Спорящим между собою коринфских христианам апостол с любовью писал: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Состав церкви Избрание и послание апостолов. Служение апостолов. Апостолы через возложение рук поставили: Епископы – преемники апостолов. Назначение иерархии. Иерархия пребудет в Церкви до скончания века. Верующие обязаны оказывать послушание и уважение. Верующим запрещено восхищать себе иерархическую власть. Учение древнехристианских отцов. Опровержение возражений. Господь Иисус Христос дал Церкви видимое устройство установлением в ней иерархии (священноначалия), облеченной от Бога властью учить, священнодействовать и управлять, почему и члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, клир и мирян (ср. Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–5 ; Ин.21:15–17 ; 1Кор.3:9 ). Господь (а не общество верующих), по молитве, «призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» ( Лк.6:12–13 ). «Позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:13–14 ; ср. Мф.10:1–4 ). «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» ( Ин.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

стие в страданиях Его, сообразность смерти Его, так чтобы самим достигнуть воскресения из мёртвых ( Флп.3:10,11 ; Кол.2:12 ), нужно носить в собственном теле мёртвость Господа Иисуса, так чтобы и жизнь Иисусова открылась в нас ( 2Кор.4:10 ), быть немощными в Нём, чтобы и жить с Ним силой Божией (13:4), нужно нам умереть с Ним, чтобы с Ним и ожить ( 2Тим.2:11 ), – креститься в смерть Христа, дабы, как Христос воскрес из мёртвых, так и нам жить новой жизнью и таким образом, соединившись с Ним подобием Его смерти, соединиться с Ним и в воскресении ( Рим.6:4,5 ), – нам нужно предаться Воскресшему из мёртвых (7:4), стать с Ним одним духом ( 1Кор.6:17 ). Если жизнь Иисусова открывается в нас, если мы смотрим не на видимое, но на невидимое, если мы ходим верой, а не видением ( 2Кор.4:11,18,5:7 ), то необходимо крепнет наше небесное упование и утверждается для нас источник нашей жизни – вечная жизнь Христа Иисуса. Одновременно с тем, как мы оказываемся самыми несчастными людьми в границах земного существования и видимых благ ( 1Кор.15:19 ), для нас реальнее видимого мира становится невидимая жизнь Господа, ибо нам не к кому больше идти, так как только у Него глаголы нашей жизни ( Ин.6:68 ). В действительности нашей внутренней жизни ( 2Кор.4:16 ) непоколебимое основание нашей веры как в то, что Сын Божий родился от семени Давида по плоти, так и в то, что Иисус открылся через воскресение из мёртвых Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим.1:3,4 ). Без идейного содержания вечной божественной жизни, как оно открывается в евангельской истории, факты рождения Иисуса от Духа и Его воскресения из мёртвых были бы чудовищными фактами; и нет таких Внешних доводов, которые могли бы убедить меня в их действительности. Но за то принятая во свете разума евангельской истории и утверждённая на опыте собственной духовной жизни, истина вечной жизни Господа Иисуса не может быть поколеблена во мне никакими внешними доказательствами. Что за важность, если моя жизнь для наблюдающих её со стороны ничтожна, тленна и быстро приближается к смерти; христианин внутри себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Характеризуя деятельность его в мире, Апостолы называют ее деятельностию льстивого. Он есть, по учению апостола Иоанна, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Откр.12:9 ). Для больших удобств к достижению своих целей, он принимает иногда вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Он возбуждает в людях нечестивые мысли и пожелания. Для чего, говорит апостол Петр Анании, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли ( Деян.5:3 )? Он действует иногда и на самое тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, говорит апостол Павел, жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Вообще, он ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). На этом основании, все, что есть только в мире злого, есть, по учению Апостолов, его дело. Ему усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелие ( 2Кор.4:4 ). Его детьми называются все те, которые не делают правды и не любят брата своего ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солунян, признаются совершившимися под его влиянием ( 1Сол.2:18 ) Нельзя, впрочем, сказать, что сила его есть сила непреоборимая. Нет, ей всегда можно противостоять, при некотором внимательном к себе отношении, или, что то же – бодрствовании над собой. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол Петр, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). В чем должно состоять это бодрствование и при посредстве чего христианин может противостоять козням диавольским, о том находим у апостола Павла следующее наставление. Станьте, говорит, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Окончательная, впрочем, победа над ним будет только при конце мира. Он ввержен будет тогда в озеро огненное и серное и будет мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

98. Но мы не можем Его отрицать, поскольку именно о Нем сказал Господь: Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:12–13 ). Говорит о нем и Давид: Дух Твой благий да наставит меня на путь правды ( Пс. 142:10 ). 99. Посмотри, что о Святом Духе провозгласил глас Господень: пришел Сын Божий и провозгласил, что без Духа мы живем подобно детям, так как Он еще не излил Духа. Он сказал, что придет Дух, Который соделает нас из младенцев более могучими, подразумевая, безусловно, возрастание в возрасте духовном. Апостол сказал это не для того, чтобы особенным образом выделить силу Духа, но чтобы показать, что в познании Троицы обнаруживается полнота силы. 100. Итак, необходимо, чтобы вы или назвали некое четвертое лицо, которое вам должно бы прийти на ум вместо Духа, или уверовали, что нет никакого иного Господа, кроме Духа. 101. Если вы требуете указать конкретные слова, в которых Писание указывает, что Дух является Господом, не могло остаться скрытым от вас следующее: Господь есть Дух ( 2Кор. 3:17 ). Что это сказано о Святом Духе, показывает весь отрывок. Рассмотрим апостольские слова: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:15–17 ). 102. Апостол не только сказал, что Господь – это Дух, но и добавил: А где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор. 3:17–18 ). Иными словами, «мы, ранее уже обратившиеся к Господу, чтобы духовным умом, словно в зеркале, увидеть славу Господню, ныне этой славой, обратившей нас к Господу, преображаемся в славу небесную». Следовательно, поскольку Тот, к Кому мы обращаемся, является Господом, и Тот, Кем мы, обращенные к Господу, преображаемся, – Духом Господним, то Святой Дух назван здесь Господом. Именно Он принимает и преображает обратившихся к Нему. Иначе как бы Он мог преобразить тех, кого не принял?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Гл. 40. Рассуждение о тексте из второго послании к Коринфянам ( 2Кор.4:16–18 ). Гл. 41. Рассуждение о тексте из второго послания к Коринфянам ( 2Кор.5:1–21 ). Гл. 42. Рассуждение о словах, сказанных в первом послании в Коринфянам ( 1Кор.15:1–58 ). Гл. 43. Устранение некоторых возражений, вытекающих будто бы из слов Апостола Павла. Гл. 44. Продолжение рассуждения. Слова, сказанные во втором послания к Коринфянам ( 2Кор.4:10 ): («Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем») никоим образом не говорят против воскресения плоти. Гл. 45. Противники истинного учения ложно понимают и применяют место из послания к Ефесянам ( Еф.4:22–24 ), где Павел говорит о древнем и новом человеке: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Гл. 46. Объяснение учения Апостолов о плотском и чувственном вообще. Гл. 47. Необходимость восстановления в нравственном отношении и исцеления человека, по учению Св. Павла, касается также и плоти, поэтому и для нее в будущем следует ожидать награды. Гл. 48. Возражения, взятые из первого послания к Коринфянам (15:50), где Павел говорит, что плоть и кровь не могут получить царствия Божия: «скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления». Доказательство, что Павел, несмотря на сказанные слова, приписывает телу известное участие в заслугах, а, следовательно, и в благах царствия небесного. Гл. 49. Продолжение рассуждения. Если плоть я кровь не могут наследовать царствия Божия, то под этим подразумевается не их субстанция, но греховная деятельность. Гл. 50. Продолжение рассуждения. Апостол не отнимает у них возможности воскресения, но не обещает им только участия в благах царствия Божия, которое является вечной наградой на небесах. Гл. 51. Продолжение рассуждения. Плоть и кров у прообраза нашего Христа вознесены были на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010