Скачать epub pdf Апрель Феодор (Поздеевский), еп. Речь при пострижении в монашество доц. Троицкого Вл. (Илариона) 1047 //Богословский вестник. 1913, т. 1, 4, с. с. 697–702 (2-я пагин.) —697— Возлюбленный о Господе брат наш Иларион! С сердечным умилением взирали мы все сейчас на таинство веры, или, вернее сказать, на таинство благодати Божией, видя, как душа твоя, имущая печать высокой мудрости о Христовой истине, с любовью принимала в себя «простоту, яже о Христе», когда красноречивые уста твои со смирением и любовью лобызали сии смиренные одежды поругания и поношения Христова. Прими это как торжество Христовой истины, победившей и всегда побеждающей мир, собирающей расточенная, побеждающей законы естества, ибо Бог наш творит, елика хощет. Да лобызай усердно эти смиренный ризы, ибо и из них может истекать духовная сила, очищающая скверну души и тела, по подобно ризы Господней, источившей целительные токи кровоточивой жене. Воспринимай душой твоей эту простоту, яже о Христе, ибо в ней таится семя вечной жизни и залог небесного царствия. Мне хочется теперь сказать о тебе теми же словами Св. Апостола, которые он говорил некогда коринфским христианам: «да не истлеет разум твой от простоты, яже о Христе» ( 2Кор.11:3 ). Это поистине постоянное искушение наше: желание осложнить и исказить простоту истины Христовой не только чем-нибудь сторонним, побочным для нее, но и прямо чуждым. А она в действительности очень ясна и проста. Она говорить: «аще един за всех —698— умре, то убо вси умроша; Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» ( 2Кор.5:14–15 ). И паки: «верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз» ( 1Тим.1:15 ). И паки, вся уже Церковь и от лица каждого из нас, как ты слышал вчера, взывает с сокрушением сердца: «сын блудный бых, расточивый богатство, гладом ныне истаяваю: под кров Твой прибегаю: якоже онаго, приими мя, Отче Благий, и причастника трапезы сподоби, еже вопити тебе: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» (Служба среды вечера 5-ой седмицы Велик. поста).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Послание к Титу Сведения о Тите Исторические сведения о лице Тита очень скудны; они рассеяны отрывочно в Посланиях апостола Павла. Книга Деяний о нем не упоминает. В первый раз его имя мы встречаем в Послании к галатам ( Гал.2:1 ), откуда узнаем, что он – эллин, язычник, и по всей вероятности, антиохиец, а по мнению святого Иоанна Златоустог о – коринфянин. В свою бытность на Соборе апостольском апостол привел его в Иерусалим ( Гал.2:1 ) и, вероятно, воротился с ним в Антиохию; но в свое апостольское путешествие с Тимофеем и Силой не брал его, так как он не упоминается ни в книге Деяний, ни в Посланиях к солунянам. И только, кажется, в третье свое путешествие ( Деян.18:23 ), в бытность свою в Антиохии, Павел взял его и был с ним во Фригии и Галатии, потому что в Послании к галатам упоминает о нем, как о лице, известном им ( Гал.2:1–3 ). Оставался ли Тит при апостоле во время трехлетнего пребывания его в Ефесе, неизвестно; но, отправив туда свое первое Послание в Коринф, апостол вслед за ним отправил туда же и Тита для собирания от коринфян милостыни ( 2Кор.8:16 ), и для разузнания о том, какое впечатление произведет на коринфян первое Послание. Тит принес апостолу утешительные известия о коринфянах ( 2Кор.7:13 ) и, как можно догадываться из подписей под Посланием, снова отправился в Коринф со вторым Посланием апостола. Дальше мы не встречаем его ни в путешествиях апостола, ни в заключении и только из Послания к самому Титу видим, что апостол, проходя по Криту, по освобождении своем из первых уз, оставил его епископом Крита для довершения того, чего не мог окончить сам Павел, и для рукоположения пресвитеров ( Тит.1:5 ). Продолжая это же малоизвестное путешествие, святой Павел из какого-либо города Малой Азии написал ему свое Послание и приглашал его в Никополь киликийский ( Тит.3:12 ), откуда, по всей вероятности, Тит сопровождал его и через Македонию, Далматию, до самого Рима. Последнее известие о Тите мы находим во втором Послании к Тимофею ( 2Тим.4:10 ), где апостол говорит об отправлении его в Далматию по делам проповеди. Из предания (Euseb. 3:4. Constit. ap. 7:36) только известно, что он был епископом Крита и умер в глубокой старости на 94-м году, будучи девственником подобно своему учителю (Память его 25 августа). Время и место написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К ТИТУ 1. Сведения о святом Тите В книге Деяний нет сведений о св. ап. Тите, имеются лишь отрывочные упоминания о нем в посланиях ап. Павла. В первый раз его имя встречается в послании к Галатам ( Гал.2:1–3 ), откуда узнаем, что он еллин родом, сын языческих родителей, обращен ко Христу ап. Павлом и приведен им на Апостольский собор в 51 году. Во время третьего путешествия ап. Павла Титу была поручена миссия собирания милостыни в Коринфе, осведомления о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое посылание ап. Павла ( 2Кор.2:13 ). Возвратившись, Тит был вторично направлен в Коринф со вторым посланием и для сбора милостыни среди коринфян ( 2Кор.8:16–23 ). Из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, находясь на о.Крите после освобождения из первых римских уз, рукоположил его во епископа Крита, поручив ему поставить пресвитеров по всем городам острова ( Тит.1:5 ). Последнее известие о Тите находим во 2Тим.4:10 , откуда узнаем, что он пошел в Далматию, вероятно для проповеди. Из Предания известно, что Тит был епископом Крита до глубокой старости и умер на 94 г. жизни. 2. Сведения о Церкви Критской Начало Церкви Критской положено первыми прозелитами, присутствовавшими в день Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:11 ). Но каноническое ее начало положено ап. Павлом, прибывшим сюда ок. 64 г. и рукоположившим Тита во епископа Критского. По всему острову были основаны христианские общины. Окончательное каноническое устроение их было поручено Титу ( Тит.1:15 ). 3. Повод и цель написания Послания На о. Крите, как и во многих городах Малой Азии, христианские общины были национально разнородные, смешанные, что в силу их духовного несовершенства приводило к разногласиям. Выходцы из иудеев вносили в христианство идеи узко-национального мессианского ожидания; проникали сюда и идеи гностических сект. С другой стороны, то обстоятельство, что рабы получали в христианстве духовную свободу и равенство со всеми, вызывало у язычников подозрения, будто христиане проповедуют политическую свободу. Поводом к написанию Послания было желание ап. Павла дать Титу указания, как правильно поступать в сложившейся ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Разделы портала «Азбука веры» Ложь – обман, намеренное искажение правды, истины . По объяснению святых отцов, ложными могут быть мысли, слова, знания, впечатления, представления, учения, жизненный опыт, жизненные пути. Изобретателем (отцом) лжи является диавол : « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » ( Ин.8:44 ). Девятая заповедь однозначно запрещает ложное свидетельство на ближнего. На страницах Священного Писания также часто встречаются слова, однокоренные со словом «ложь»: лжесвидетельство, лжесвидетели ( Мф.26:59-60 ) , лжепророки ( Мф.7:15 ) , лжеучители ( 2Пет.2:1 ) , лжебратья ( 2Кор.11:26 ) , лжеапостолы ( 2Кор.1:13 ) , лжехристы ( Мф.24:24 ) . Какие виды грехов являются разновидностью лжи? Помимо обмана сюда можно отнести клевету , умышленное извращение правосудия в суде, лицемерие , лесть , распространение сплетен. Бывают ли негреховные виды лжи (ложь во благо)? Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду. Согласно «Пространному христианскому катехизису», непозволительна даже такая ложь, «при которой нет намерения вредить ближнему». В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» ( Сир.7:13 ). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Пространный христианский катихизис). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой». Правда, иногда мы встречаем в Священном Писании примеры того, как ложь служила к пользе (по крайней мере, к сиюминутной пользе) ближних. Например, Раав, обманув посланников царя Иерихонского, спасла тем самым жизнь посланных Иисусом Навином соглядатаев ( Нав.2:1-5 ). Впоследствии на неё, как на пример, указывал апостол Иаков: « Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? » ( Иак.2:24-25 ). На неё же указывал апостол Павел: « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными » ( Евр.11:31 ). Однако подобного рода примеры всё же являются случаями исключительными и не опровергают того положения, что «уста лживые – мерзость пред Господом».

http://azbyka.ru/lozh

60. Библейские тексты о падших ангелах Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: «сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). (Господь) сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ). – «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): «ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ). «Князь мира сего осужден» ( Ин. 16:11 ); в) владеет царством смерти: «как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ); г) есть виновник нашего падения и искушения ( Быт. 3:1–6 ). «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор. 11:3 ). – «Кто делает грех , тот от диавола» ( 1Ин. 3:8 ). – «Я... послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель» ( 1Сол. 3:5 ): д) противится делу Божию: " показал Ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах. 3:1 ). – «Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» ( 1Сол. 2:18 ). «Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них " ( Апок. 12:7 ); е) препятствует Евангелию и похищает слово Божие из сердца: «у неверующих... бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор. 4:4 ) – «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» ( Мф. 13:19 ). – " Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» ( Мк. 4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

28. Библейские тексты о Евангелии Евангелие есть благая весть о спасении: «Как прекрасны на горах ноги благовестника... проповедующего спасение» ( Ис. 52:7, 8 ). – «Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам... Спаситель» ( Лк. 2:10, 11 ). – «Напоминаю вам... Евангелие, которое я благовествовал вам... которым и спасаетесь» ( 1Кор. 15:1, 2 ). Евангелие есть: а) сила Божие ко спасению: «я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Рим. 1:15, 16 ). б) слово спасения: «Мужи братия!.. вам послано слово спасения сего» ( Деян. 13:26 ). в) слово благодати: «во свидетельство слову благодати Своей, Господь творил руками апостолов знамения и чудеса» ( Деян. 14:3 ). – «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его» ( Деян. 20:32 ). г) слово примирения: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение» ( 2Кор. 5:19 ). д) вечное: «Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам преподано» ( 1Пет. 1:24 ). – «Увидел я... Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие» ( Апок. 14:6 ). е) славное: «по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» ( 1Тим. 1:11 ). Евангелие есть истина: «услышавши слово истины, благовествование вашего спасения... вы запечатлены... Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). Евангелие проповедует: а) благодать Божию: «услышали вы и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:6 ). б) жизнь и бессмертие: «явлением Спасителя нашего... явившего жизнь и нетление» ( 2Тим. 1:10 ). в) познание славы Божией: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ). Евангелие дарует: а) надежду небесного наследия: «в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования» ( Кол. 1:5 ). б) мир: сказал Ангел: «возвещаю вам великую радость... И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир» ( Лк. 2:10, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А.В. Попов Слово к Сербам в Джаксонской Церкви Не бывайте удобь преложни ко иному ярму ( 2Кор.6:14 ). Такими словами начинается нынешнее апостольское чтение, и на них-то и хочу я остановить ваше внимание, возлюбленные братья. Св. Апостол Павел писал некогда Коринфским христианам, чтобы они не имели общения с неверными и идолослужителями, и разумел, конечно, не житейское общение в обычных делах, ибо иначе надлежало бы христианам совсем выйти из мира ( 1Кор.5:10 ), а общение в делах веры, в служении Богу. В этом не должно было быть общего у Коринфян с язычниками, ибо какое согласие между Христом и велиаром, и какая совместность храма Божия с идолами ( 2Кор.6:15–16 )? Но приложимыли эти наставления Апостола к вам, братие? Вы живете не среди язычников, а среди христиан. И если дозволительно иметь общение даже с язычниками в житейских делах, то разве нельзя иметь вам религиозного, молитвенного общения с другими христианами, которые веруют в Того же Христа, Сына Божия во плоти пришедша? Так, братие; но хотя они и служат вместе с вами одному Господу, однако не забывайте, что вы – православные, т.е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они – инославные, т.е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение Апостола, что они содержат истину в неправде ( Рим.1:18 ). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за св. таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если бы кто-нибудь жаждущий отринул чистый родник и стал бы пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящий человек, при переправе через широкую и бурную реку, отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Ефес.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление В статье предпринята попытка проанализировать, как применялась епитимья в пастырской практике святых и подвижников благочестия. Понятие епитимии и ее синонимы Епитимия традиционно понималась как «церковное наказание, прещение» 1 , налагаемое на согрешивших. Относясь к исповеди, епитимия хотя и «не составляет в сущности таинства, но крайне важна по своим нравственным следствиям» 2 . Понятие «епитимия» (греч. πι­τιμα, слав. запрещение, рус. наказание, кара 3 ) встречается в посланиях апостола Павла. Наставляя своего ученика Тимофея о должном совершении пастырского служения, он пишет:  проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). Размышляя о значении слова «запрещай» 4 , святитель Феофан Затворник обращает внимание, что оно «означает: строгостию пастырской власти понудь исправиться, — и наложи епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довести до решимости исправиться и поставить на путь исправления» 5 .Так поступал и сам апостол. Во втором послании к Коринфянам он определяет:  Для такого  [нарушившего заповедь кровосмесника, теперь оставившего злые дела]  довольно сего наказания от многих  [отлучения, произнесенного собранием верующих] 6 ( 2Кор.2:6 ). Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь ( 2Кор.2:7 ). «Номоканон при Большом Требнике» указывает: «Также да будет известно, что святой Василий и прочие древние отцы не только отлучали кающихся грешников от Святого Причащения, но и подавали им труды и подвиги покаяния, более же всего предписывали хранить установленные особые и постоянные посты, посещать службы и творить церковные молитвы во всякие день и ночь, к тому же налагали каноны покаяния» 7 . Таким образом, епитимия назначалась «или в форме “запрещения”, то есть лишения причастия на более или менее продолжительный срок, или в форме усиленного поста, милостыни, поклонов и иных подвигов» 8 .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Комментарии Женевской Библии на послание к Титу Введение Автор Послание к Титу было написано Павлом (см. Послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Это послание, как и Первое послание к Тимофею, было составлено Павлом во время его четвертого миссионерского путешествия и может датироваться 62-м-64 г. по Р.Х. (см. 1 Тим.: Время и обстоятельства написания). Тит христианин из язычников (эллин), вероятно, обращенный Павлом ( Тит. 1,4 ). Новый Завет мало что сообщает о нем, в книге Деяния он не упоминается. Известно, что на заре своей миссионерской деятельности Павел взял Тита с собой в Иерусалим, где отказался подвергнуть его обрезанию ( Гал. 2,1–3 ); по всей видимости, Тит был спутником Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях и какое-то время в четвертом. Он был надежным и верным сотрудником, на которого Павел мог положиться в сложных ситуациях, вроде той, что возникла в Коринфе ( 2Кор. 8,6.16.23; 12,18 ). Позднее Тит нес служение как представитель апостола Павла на Крите ( Тит. 1,5 ) и в Далматии ( 2Тим. 4,10 ). Павел писал Титу из Македонии (3,12). Во время одного из своих путешествий он и Тит занимались миссионерской деятельностью на Крите (1,12). Отбывая с Крита, Павел оставил там Тита для продолжения своего дела (1,5). Это послание Павел написал Титу, чтобы воодушевить его довести свое служение на острове до конца. В частности, Павел хотел, чтобы Тит завершил организацию церковных общин (1,5–9), боролся против ереси, которую внесли бывшие там лжеучители (1,10–14; 3,9–11), и наставил общины, как надлежит себя вести (2,1 3,8). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Послание к Титу заслуживает внимания за сведения об организации церкви. Оно содержит подробное описание качеств, которыми должен обладать избираемый на служение пресвитера или епископа (1,6–9), а также важные свидетельства о том, что звания «пресвитер» и «епископ» относятся к одной иерархической ступени, а не к различным (1,7). Подобно 1 Тим., в Послании к Титу выражена серьезная озабоченность о здравом учении (1,9.13; 2,1.2). Оно содержит два важных богословских размышления о благодати, явленной Богом через Иисуса Христа (2,11–14; 3,4–7), утверждение о втором пришествии Христа (2,13), о совершенном за нас искупительном деле Христа (2,14), о возрождении Святым Духом (3,5) и оправдании благодатью (3,5.7). В этом послании также содержится догмат о Божестве Христа звание Спаситель применяется свободно и в одном контексте и к Богу (1,3; 2,10; 3,4), и ко Христу (1,4; 2,13; 3,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010