Что же будет началом, основанием святого и вечного единения душ избранных? Слово Божие говорит: Они узрят лице Божие, Престол Божий и Агнец будет среди них; Господь Бог просвещает их (ср. Откр. 22:3–4 ). Итак, душой, жизнью, залогом, началом того чувства, в котором все умы и сердца святых в Царстве Славы сольются в одну мысль и в одно чувство, будет присутствие и созерцание Господа Бога. Там мы все откровенным лицом увидим славу Божью, открытую в Господе Иисусе Христе ( 2Кор. 3:18 ). Возлюбленные, говорит Иоанн Богослов, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ) Размышляли ли о сем вы, возлюбленные братия мои? Понимаете ли всю беспредельную важность слов – видеть, созерцать Бога? Наслаждаться ближайшим внутренним общением с Богом, который есть красота бесконечная, совершенство полное, любовь беспредельная, благость высочайшая? Сие неизреченное, непостижимое для нас таинство созерцания в причастии Божества есть самое крайнее, высочайшее из всех благ небесных, есть радость превыше всех радостей. Сие созерцание Господа Бога в одно мгновенье вознаградит людей за все страдания и скорби здешней жизни, хотя бы они продолжались сотни лет. Сладчайший Иисусе! Когда прииду к Тебе и явлюсь лицу Твоему? Насыщуся внегда явитимися славе Твоей, и сподоблюся чистейшего и совершеннейшего осияния Святой Троицы, уже не скрывающейся от ума, но всецело умом созерцаемой и озаряющей наши души полным светом божества (Гр. Бог . ч. 1 стр. 288). Будущее блаженство праведных несомненно. В этом уверяют нас обетования Божьи, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор. 1:20 ) в Иисусе Христе, который запечатлел их своей кровью. Сии словеса верны и истинны, говорит Ангел Св. Иоанну Богослову ( Откр. 22:6 ). Если бы это блаженство могло окончиться хотя после тысячи лет, то мысль о потере его могла бы отравить наслаждение им. Чем оно выше, тем бы страшнее лишиться его. Но оно никогда не кончится, никогда не изменится, не уменьшится, напротив будет вечно возрастать. И воцарятся во веки, говорит откровение. Созерцание Господа Бога для блаженных будет неисчерпаемым океаном вечной жизни, из которого они будут вечно насыщать свой голод и свою жажду и при блаженнейшем насыщении никогда не пресытятся, но, вечно оживотворяясь и обновляясь, будут вечно чувствовать сладчайшую жажду и вожделеннейший голод по сказанному: ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать ( Сир. 24:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Слово Божие не только свидетельствует о личностном характере Святаго Духа, но и открывает нам основополагающую истину, что Он является Божеством: «Господь есть Дух» ( 2Кор. 3:17 . Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» ( 2Цар.23:2–3 ). Для Давида Дух Господень и Бог Израилев – единое Лицо. «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 . Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). В приведенных словах имя стоит в единственном числе (во имя): Отец, Сын и Святой Дух соединены одним именем. Апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы как равночестные: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор. 13:13 . «Так хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, – в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою» (Свят. Василий Великий . Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев). О Божестве Иисуса Христа в предшествующих наших ответах говорилось неоднократно. Почему в православном видении загробной жизни нет чистилища? архимандрит Тихон (Шевкунов) Для православного человека рай, Царство Небесное – это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого – об ожения человека – и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад – катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Итак, это место, эта обитель и есть рай – Царство Божие на Земле, которое внутри человека. И если человек ощущал в земной жизни в себе это Царство Божие, то вполне естественно, что он молит Христа паки возвратить его в вожделенное Отечество, ибо, живя на Земле, христианин в сердце своем ощущает, что истинное отечество его в раю. Об этом и пишет Апостол Павел в своем втором послании к Коринфянам: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор. 5:1–2 ). Поэтому Иоанн Златоуст на вопрос: где рай? – отвечал: «Где Христос, там и рай». Кратко это можно понять: Небо на Земле. Об этом на своем ветхозаветном языке и писал Моисей, раскрывая тайну о том, что жизнь человека в раю возможна лишь при соблюдении заповеди Божией о невкушении от древа познания добра и зла. Нарушение Заповеди Божией является, по словам Иисуса Христа, следствием прекращения любви человека к Отцу Небесному. Кто любит Отца Небесного, тот не нарушает Его заповеди ( Ин. 14:23–24 ). Кто не несет своего креста вслед за несшим Свой крест Господом и кто не любит Отца Небесного, тот не может обитать в раю и изгоняется вон. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают ...» ( Ин. 15:1–6 ). Так на новозаветном языке Иисус Христос пересказывал ветхозаветное повествование о рае, как уготованной человеку обители и об изгнании из него, за потерю любви к Богу и искажение в себе образа и подобия Божия. Еще раз напомним, что когда говорим, что рай есть Царство Божие, которое внутрь вас ( Лк. 17, 21 ), то мы не мыслим, что оно только внутри нас. Царство Божие – Небесное – есть некая необозримая и непостижимая для нас великая реальность, войти в которую мы, христиане, только надеемся, но хоть как-то обозреть ее не в силах. Выше мы хотели только сказать, что рай нельзя мыслить материально, как маленький кусок земли, затерявшийся где-то в Месопотамии. К нему совершенно неприменимы наши человеческие понятия где? и когда?, ибо это Вечность. Апостол Павел пишет о некоем человеке (возможно, о самом себе), который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ) 75 . Б. «Едем » («Эден »)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Ибо как воспринятая и в Нем получив ипостась разумная и одушевленная плоть соделалась домом и храмом Божиим, так и избранная и предпочтенная из всех родов и предопределенная быть Матерью Божиею, соделалась храмом, одушевленным вместилищем и жилищем всего Христа, то есть божества Его и одушевленной плоти, которую заимствовал от сущности её и плоти, как я прежде сказал. И так как, по сказанному, Всевышний не в рукотворенных храмах живет ( Деян. 17:24 ); ибо, говорит Господь, не наполняю ли Я неба и земли? ( Иер. 23:24 ) и: какой дом созиждете Мне, или какое место для покоя Моего? ( Ис. 66:1 ), то Премудрость Божия сама Себе устроила 51 храм нерукотворенный, сию святую Деву, сперва творческою силою создавши ее, как Бог и Зиждитель, как человека, а впоследствии освящающею и совершительною силою единосущного и равночестного Духа соделал ее Своею материю и истинною Богородицею. О ней без сомнения 52 и предок её Давид говорил: не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Богу Иакова ( Пс. 131:4–5 ). И еще: освятил жилище Свое Вышний; Бог посреде его, и не поколеблется ( Пс. 45:5–6 ). Свят храм Твой, дивен в праведности ( Пс. 64:5 ). 11. Если же и богами Писание назвало некоторых, к которым слово Божие ( Ин. 10:35 , Пс. 81:6 ), и Бог так же говорит чрез Моисея: вселюсь в них и буду ходить в них ( Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16 ), и сам Христос наконец незадолго до креста и страдания сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ); и таинственные речи божественной величественной песни всюду намекают на это самое, вводя благочестивую и очищенную душу, как бы некую невесту, в богоприличное общение с женихом Словом, которое усильно и ищется: то как, скажи любовно, когда Друг и Жених чистых душ говорит: о, ты прекрасна, ближняя Моя, ты прекрасна ( Песн. 4:1 ), и показывает ее достойною всецело боготворной благодати, Своего обитания и вселения, как святая Дева и Богородица не будет и невестою Божиею ( 2Кор. 11:2 ) и обоженною по благодати, и храмом святым и домом, и одушевленным жилищем Премудрости Божией, – она, превзошедшая всех превосходством чистоты и освящением сверхестественным, всецело иностасную Премудрость Отца непостижимо существенно в себе зачавшая и родившая Бога и человека вместе? Посему и семью великими и первыми благодатными дарованиями Духа подкрепляется святый этот дом Премудрости, как бы некиими семью столпами, говорит книга притчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Чтобы милостыня имела духовную ценность, ее надо подавать при отсутствии заинтересованности, то есть подающий не должен ждать какой-либо выгоды, особенно тот, кто склонен к самоудовлетворению. Даром получили, даром давайте ( Мф. 10:8 ), – заповедует Христос, многократно призывая остерегаться тщеславия, которое с легкостью примешивается к подаче милостыни: Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф. 6:2–4 ) 3983 . С другой стороны, тот, кто подает, должен делать это без всяческого колебания как относительно тех благ, с которыми он расстается, так и в отношении качеств того, кому он дает, но, напротив, делать это с щедростью. Именно и только на этом основании, говорит святитель Иоанн Златоуст , бывает настоящая милостыня 3984 . Апостол также советует давать не с огорчением и не с принуждением ( 2Кор. 9:7 ), от души ( 1Тим. 6, 7–18 ; Кол. 3:23 ) и доброхотно ( 2Кор. 9:7 ) 3985 . Важно давать с радостью, настолько важно, что Иоанн Златоуст даже говорит, что это «природа милостыни» 3986 . Милостыня, отмечает он, «это не то, что ты даешь, а усердие и радость дарения» 3987 . Эта радость говорит о том, что подаяние продиктовано духом любви к ближнему. По словам святителя, это «изливающаяся радость любви к ближнему» 3988 . Милостыня имеет духовную ценность лишь как форма и проявление любви к ближнему, потому что подразумевает отделение в дар ближнему части от своего состояния по любви к Богу и к человеку, ведь оба вида любви неразрывно связаны друг с другом. Любовь к Богу является основой для возникновения любви к ближнему, а также ее конечной целью. Святитель Иоанн Златоуст пишет о милостыне: «Что нужно иметь, так это любовь к Богу. Пусть этот двигатель постоянно заставляет нас действовать» 3989 . В свою очередь, любовь к ближнему и милостыня, которая о ней отчасти свидетельствует, суть условие любви к Богу, как говорит святой апостол Иоанн: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Как власть любви, иерархическое служение есть жертвенная отдача себя другим, образом которой был ап. Павел в своем служении Церкви: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах…Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?… Для немощных был немощным. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 2Кор. 6, 4; 11, 29 ; 1Кор. 9, 22 )» 60 . Так же думает и протоиерей Сергий Булгаков . Его замечательными словами о священстве мне и хотелось бы закончить свою статью: «Служение священства в качестве харизматического посредства не может быть механическим или магическим, но оно предполагает и живое участие того, кто является живым посредником. Священник, посредствуя между Богом и человеком в таинстве, низводя в нем Духа Святого, делает самого себя орудием этого низведения, он совлекается сам себя, жертвенно умирает, есть жертва и жрец, «приносящий и приносимый», по образу Первосвященника Христа. Но это жертвенное умирание есть самоотвергающаяся любовь, и служение иерархическое есть служение любви. Сила иерархизма есть любовь. Связь иерархии с мирянами есть не властвование, но взаимная любовь, со стороны иерархии попечительно-отеческая, со стороны паствы – признательно – сыновняя. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», и «овцы слушаются голоса его,… потому что знают голос его» ( Ин. 10, 11; 3, 5 )» 61 . 2 Слово «cheirotonia» заимствовано Церковью извне. У афинян этим соловом обозначалось избрание на общественные должности, при чем подача голосов совершалась через протягивание или поднятие рук, – cheiras teineiy, cheirotonein, cheirotonia). Такой же способ подачи голосов при избрании на общественные должности вошел затем в употребление и у римлян. В Новом Завете это слово употребляется, с одной стороны, в значении избрания в клир (напр. 2Кор. 8, 18–19 ), а с другой, – самого действия поставления на ту или иную его степень ( Деян.14:23 ). В таком же двояком значении – избрания и поставления употребляется оно и у греческих христианских писателей. И в правилах апостольских (1 пр.), так и соборных (4 пр. 1 Всел. соб.; Антиох.. 13 и 19 пр.; Лаодик. 5 пр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Но если хочешь яснее узнать, в каких сердцах Иисус написал этот закон, а в каких нет, то я покажу тебе и это на примере из Писания, чтобы утешился ты, призванный «из язычников» ( Рим.9:24 ), и не страшился тех, кто с гордостью похваляются, что получили закон Моисея, написанный на каменных скрижалях или на папирусе. Послушай же, в чьих сердцах Господь Иисус написал закон. Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим.2:14–15 ). Поэтому если увидишь, что язычники, уверовав в Иисуса, приходят к Нему и совершают дело закона, то дело, которое не смогли совершить получившие закон, без колебаний скажи о них: «Иисус написал Второзаконие на этих цельных камнях». 4 . Реченное в Писании далее поистине поражает меня. Сказано: «Написал Иисус на камнях Второзаконие пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Как мог он написать такую огромную книгу сынам Израилевым, тем, которые стояли и не расходились до тех пор, пока не был написан последний из такого множество стихов? Или как можно было уместить на камнях жертвенника содержание такой большой книги? Пусть объяснят мне это иудейские поборники буквы, не ведающие о духе закона. Каким образом здесь показана истинность повествования? Ведь и «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:15 ). Но для нас, обращенных к Господу Иисусу, «это покрывало снимается», потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:16–17 ) понимания. Итак, Господу нашему Иисусу не нужно много времени, чтобы написать Второзаконие, чтобы установить второй закон в сердцах верующих и укоренить закон Духа в умах тех, кто удостоился быть избранным для сооружения жертвенника. Ведь как только кто-либо уверует в Иисуса Христа, сразу же закон Евангелия отпечатывается в его сердце и записывается «пред сынами Израилевыми». Ибо когда передается тебе таинство веры, присутствуют и небесные силы, и ангельские чины, и « церковь первенцев» ( Евр.12:23 ). И если справедливо понимать «Израиль» как «видение Бога умом», то еще более справедливо это сказано о чинах ангельских, согласно суждению Господа, сказавшего о младенцах – а и ты был младенцем в крещении, – «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Таким образом, пред теми сынами Израилевыми, которые видели лицо Бога и присутствовали тогда, когда тебе передавались тайны веры, Иисус и «написал Второзаконие» в твоем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

68 Изменяются времена, изменяется строгость в исполнении правил. – «Истинно существует только то, что пребывает неизменным» (Августин, блж. Исповедь. 7, 11), как неизменен в слове Бог ( Тит 1:2 ). « Церковь , по своей неизменности, не признаёт ложью того, что она когда-нибудь признавала за истину. И где была бы истина, если бы её нынешний приговор был противен вчерашнему?» (Хомяков А. Церковь одна. § 3). «Я не знаю книги более страшной для совести каждого из нас, чем «Книга правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец». Читая именно эту книгу, видишь, как мы ушли в сторону, что мы забыли» (МвМ. 1, 28). 69 ...кроме жизни в Боге существует ещё быт. – Погибельное для души межевание, ибо «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» ( Мф. 12:25 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Еф. 5:23), «чтобы благодать Божия, провождаема будучи всюду усилиями самого человека, всё преисполнила собою и от всего отребила всё греховное», поясняет свт. Феофан Затворник . Для этого надо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... кто во Христе, тот новая тварь» ( Еф. 4:22 ; 2Кор. 5:17 ). 70 Христианству евангельскому надо считаться с бытовым, примирить его с собой, уступить ему. – Извращение слов апостола Павла: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Не с миром должно примириться, но с Богом, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца» ( 2Кор. 5:19–20 ; 1Ин. 2:16 ). Суть Нового Завета, по мысли свт. Феофана Затворника , в домостроительстве спасения, т. е. полном обновлении жизни во Иисусе Христе. Пока это не сделано, «вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:4 ). 72 ...учение моё искажали ради этого быта... – «Я спасал их, а они ложь говорили на Меня... Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» ( Ос. 7:13; 8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

21. Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла, Бога; страдание отвергает жизнь, человека – так говорят все Петровы ученики, не ведущие воскресения (см.: Мф.16:22 ). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни, оправдание жизни. («В пытке корчусь» – но «Я есмь».) Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются могилой, не идут далее, все сливают в нее? – (Оксфорд, 1917) 22. 10 мая 1917 года. Полночь (Оксфорд). – Крайности все более расходятся, один берег бежит от другого, своим взглядом человек все более их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, – и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется... О, ничто; о, облеченное в свет отчаяние; о, зрячая болезнь; о, глубокая смерть, – немощь, ничтожество, собрат червю. – Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное... 23. Евангелие от Иоанна 3, 8 : Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от духа. – Дух неизмерим, не подпадает ни под какую категорию. Не мерою дает Бог Духа ( Ин.3:34 ). Всякий, рожденный от Духа – неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность – жизнь – Бог есть дух ( Ин.4:24 ): Где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схизматичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок – Я есмь жизнь ( Ин.14:6 ). – Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (­ разума), сердца, духа, тела: Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). Смотри 2Кор.3:5 : Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. – Дух Истины ( Ин.15:26 ) – (Оксфорд, 1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010