Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, как и действительно; то неприлично христианам делать что-либо из выше сказанного. Ибо вот от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах и на всяком месте читается Божие Писание, что изрекли: Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, читаются и все богоносные Отцы; и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать сие; напротив того, по слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился (Пс.5:3.6), преступил закон, пребывает законопреступным, лживым и безбожником, преступлением закона Бога безчествует (Рим.2:23). И да не покажется вам жестоким, что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна Богослова, который говорит: всяк преступаяй, и не пребываяй в учении Божии, Бога не имать (2Ин.9). Кто же злосчастнее и мерзостнее того, кем бесчествуется Бог, давший и изрекший повеление Свое в законе чрез Пророков и Апостолов, и кто несет уже на себе горе, возвещенное Господом чрез Пророка: горе ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис.52:5)? Нет, братия мои, умоляю вас, не будем так губить дни покаяния нашего, но послушаем Пророка Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: приидите, возрадуемся Господеви, и немедленно присовокупляет: предварим лице Его во исповедании (Пс.94:1,2); предварим, пока не кончилось торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым образом, и не застал нас праздными в нерадении, пока нет еще оного вопля: се Жених грядет (Мф.25:6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые; униженные будут печальны, а достойные будут радоваться неизглаголанною радостью. Но предварим, братия, поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пророк сказал: во псалмех, а не в том, что возбуждает смех; во псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся (6); а не скакать станем, или играть на гуслях, но восплачемся в псалмех и пениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/821/...

Однако такое следование Христу и подражание Его любви означает труд, и, как нередко говорит Писание и святоотеческая литература, подвиг. Мы — грешные люди и будем совершенно освобождены от греха только в жизни будущего века; мы живем в обществе и культуре, многое в которой несет на себе печать греха и противления Богу. Поэтому нам заповедано избирать любовь и повиновение Богу, следовать не нашим настроениям или чувствам — которые могут быть продиктованы несовершенством нашей природы или давлением внешней среды — а той новой жизни, которую дарует нам Христос. На светском же языке фраза «любовь важнее всего» воспринимается как «важнее всего испытывать теплые, приятные чувства по отношению к Богу или людям»; если вы такие чувства испытываете (а нет ничего более неопределенного и необязательного, чем подобные чувства), то беспокоящий вопрос об отношениях с Богом можно считать снятым. Любовь у меня есть, и это главное; а всякие там догматы, обряды и хождение в Церковь — это непонятный и ненужный формализм. Понятно, что христиане вовсе не это имели в виду; это недоразумение. На самом деле Апостолы говорят не о чувствах, а о другом. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2Ин 1:6). Однако когда мы говорим о заповедях, мы сталкиваемся с еще одним недоразумением; сейчас слово «заповеди» или даже «десять заповедей», как правило, обозначает не «заповеди, находящиеся в Священном Писании», а что-то вроде «норм общежития, принятых в нашей культуре». Поскольку «нормы общежития», как и «общечеловеческая мораль»,— понятия очень и очень размытые, невозможно понять, соблюдаю я их или нет. Очень легко решить, что соблюдаю — а, стало быть, и с заповедями у меня все в порядке. Однако «заповеди Божии» и «общечеловеческая мораль» — это не одно и то же. Они пересекаются — но не совпадают, более того, покоятся на разных основаниях. Первая заповедь из десяти говорит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх 20:2-3).

http://pravoslavie.ru/37065.html

Убеждая верующих быть единомысленными в вере, апостолы в то же время советовали им уклоняться от неправомыслящих, производящих разделения и соблазны. Аще кто приходит к вам, говорит Иоанн Богослов христианам, и сего учения (Христова) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите ( 2Ин.1:10 ). Молю же вы, братие, писал ап. Павел, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них ( Рим.16:17 ). Требуемое единством Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно между членами Истинной Церкви Христовой. Единомыслия в вере не может быть только в том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член может думать об истинах веры, как ему угодно. Человеческая природа, как вы знаете, братие, расстроена грехом, а посему разномыслие в понимании учения Христова, раздоры, несогласия возможны в людях, если они только самовольно будут толковать учение Христово, если каждый будет полагаться только на свой поврежденный грехом разум. Истину эту заметил и наш народ, выразив ее в известной поговорке: сколько голов, столько и умов. Между же членами истинной Церкви Христовой единомыслие в вере весьма возможно и естественно потому, что пастыри Церкви преподают не свое учение, а Христово, то, которое изъяснили апостолы и св. отцы, преподают для всех одно и то же учение, не прибавляя к нему, не убавляя и не изменяя чего-нибудь своим умом. Итак, братие, мы должны принимать все учение Христово и притом быть единомысленными со всею Церковью Христовою. Никто не должен полагаться в понимании учения Христова только на свой поврежденный грехом разум, никто не должен обособляться в вере от других христиан и вносить в среду их раздор, – каждый должен веровать так, как верует вся Церковь Христова. Единомыслие в вере должно сопровождаться, братие, и единодушием в молитве и прославлении Бога. Как никто не должен отделяться от Церкви в понимании учения Христова, так точно никто не должен отделяться от Церкви и в молитве. Каждый должен славословить Бога со всею Церковью и когда один молится. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Богородицы и всех святых. Посему и апостол Павел говорит, что Бог Отец прославляется во Христе Иисусе именно в Церкви Его ( Еф.3:21 ). Тот же апостол писал к римлянам: «Бог (же) терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:5–6 ). Посему и мы, братие, будем всегда молить Бога, чтобы он дал нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречистное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Христова Церковь находится в видимой тесноте, в умалении, в унижении. В таких условиях внимание сосредотачивается на духовной стороне Церкви. Возникает мысль о Церкви невидимой, но не всегда в правильном смысле. В православное богословие упорно пытается проникнуть и распространиться протестантский взгляд на существо Церкви, именно, взгляд, что за передним фоном многочисленных разобщенных и взаимноотрицающих христианских обществ скрыто невидимое духовное общество нераздельной Церкви Христовой, не имеющее конкретных очертаний, единого вероучения, определенного внутреннего и внешнего строя, таинственное единство, обнимающее все видимое христианство в совокупности. За идеей невидимой Церкви вторгается идея экуменизма, которая, с протестантской точки зрения, обозначает: внешне, конкретно объединить во всемирное общество то, что предполагается имеющим пока лишь единство невидимое. Это внутренне противоречивое представление о Церкви: НЕВИДИМОМ организме, СКЛАДАВАЮЩЕМСЯ ИЗ ВИДИМЫХ частей, – противоречит древнеправославному учению о Церкви. Оно побуждает нас восстанавливать в нашем сознании подлинное, правильное церковное понимание признаков Христовой Церкви. В Символе веры даны СВОЙСТВА Церкви: единая, святая, соборная, апостольская; но эти свойства внутренние, они не составляют в тесном смысле слова видимых, отличительных ПРИЗНАКОВ Церкви, подобно тому как свойства характера человека не являются приметами, по которым было бы легко разыскать человека. Из многих внешних ПРИЗНАКОВ Церкви издревле выделяются, как главнейшие, два: а) верность преданному учению и б) преемственность иерархии. «и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» ( 1Ин.4:3 ). Слово «антихристов» указывает на то, что человек не должен признаваться членом Церкви. «Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите» ( 2Ин.1:10 ) В этих словах содержится указание на необходимость прекратить церковное общение, т. е. или на временное или, при упорстве, на окончательное исключение из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

1Кор. 15:6 . Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. И наставления апостол. также не все записаны: 1Кор. 2:20 . Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 34 . А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда прийду. 3Ин. 1:13 . Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью. 2Ин. 1:12 . Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Изустное учение и проповедь была первой обязанностью апостолов: Мк. 16:15 . И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Рим. 10:14 . Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего. 15 . И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Исаия 52:7). 16 .Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Исаия 53:1). 17 .Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Евр. 2:1 . Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 .Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 .то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. 4 .При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле? Гал. 3:2 . Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? 3. Так ли вы несмысленны, что начав духом, теперь оканчиваете плотью? 4 .Столь многое потерпели вы неужели без пользы! 5 .Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере? Свящ. Предание имеет равную силу с Свящ. Писанием: а потому оно есть то же слово Божие, не записанное в книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

г) их молитвы услышанные: Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений, Он помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:6–7 ). Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин.16:24 ); д) божественное покровительство и помощь: Возрадуются все уповающие на Тебя: Ты будешь покровительствовать им ( Пс.5:12 ). Господь одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое ( Пс.15:8–9 ). Господь помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:7 ). Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; десница Твоя поддерживает меня ( Пс.62:8–9 ); е) дары Божии: Веселись о всех благах, которые Господь Бог дал тебе и дому твоему ( Втор.26:11 ). Не преставал Бог свидетельствовать о Себе благодеяниями, исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ); ж) чудные дела Господни: Как велики дела Твои, Господи! Ты возвеселил меня творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих ( Пс.91:6,5 ). Великое сотворил Господь над нами, мы радовались ( Пс.125:3 ). Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они ( Лк.19:37 ); з) слово Божие: Повеления Господа праведны, веселят сердце ( Пс.18:9 ). Откровения Твои я принял как наследие навеки, ибо они веселие сердца моего ( Пс.118:111 ). Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль ( Пс.118:162 ). Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего ( Иер.15:16 ). Антиохийцы, прочитавши письмо апостолов, возрадовались о наставлении ( Деян.15:31 ); и) христианское общение: Все верующие были вместе и имели все общее. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:44,46–47 ). Я послал Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались. Примите же его в Господе со всякою радостью ( Флп.2:28–29 ). Желаю видеть тебя, дабы мне исполниться радости ( 2Тим.1:4 ). Надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ); к) избавление от всеобщих бедствий: вывел Господь народ Свой из Египта в радости, избранных Своих в веселии ( Пс.104:43 ). Когда возвращал Господь плен Сиона, тогда уста наши были полны веселья. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью ( Пс.125:1–2,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хотя «тайна беззакония» антихриста «уже в действии», однако время антихриста еще не наступило окончательно, он не откроется, «пока не будет взят от среды удерживающей теперь» ( 2Сол.2:7 ) («откроется» – apokalu qhsetai, значит, его бытие мыслится и раньше (см. 1Ин.2:18 ; 2Ин.7 ), но обнаружится во всей силе он только при подходящих условиях, каковыми будут «беззакония», «безверие и изъятие» «удерживающего» начала ( 2Сол.2:7 ). Это таинственное «удерживающее» начало, по мнению блаж. Феодорита, есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула злу. Иные видят в «удерживающем» государственный строй, который тоже пресекает зло и анархию. Когда уже никто не пожелает обращаться к Богу, тогда Господь отнимет удерживающую руку, зло разовьется – «и тогда откроется беззаконник» ( 2Сол.2:8 ) антихрист. Он будет совершать ложные чудеса, чтобы прельстить «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол.2:9 ) тех, которые пренебрегали своим спасением. Но «ради избранных сократятся дни» ( Мф.24:22 ). Поэтому действие антихриста будет непродолжительным, – «Господь Иисус убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.2:8 ). Его сатанинское обольщение будет опасно для «возлюбивших неправду», «не верующих истине» ( 2Сол.2:12 ). «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» («пошлет» надо понимать как «попустит» это действие (см. также Рим.1:21–24 ). Так выражается Апостол, чтобы выразить всеведение Божие) ( 2Сол.2:11 ). В таком же смысле Божественного предведения сказал Апостол и об «избрании ко спасению» солунян, которое совершено «от начала, через освящение Духа и веру истине» ( 2Сол.2:13 ), т. е. в согласии с произволением самого человека. Значит, христианам необходимо быть неуклонными в добре, в вере и истине, «для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол.2:14 ), а не тревожиться относительно времени пришествия Его. 3. Различные увещания (2Сол.2:15–3, 15) Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и держаться преподанного им учения: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Явление это конечно не представляло бы ничего удивительного, если бы христианство было только дальнейшим развитием или естественно-историческим синтезом иудейства и язычества, уже стремившихся к взаимослиянию в высшем единстве новой культурной силы в истории человечества. Но в действительности было и есть – наоборот. Как в эпоху первохристианства, так и теперь язычество и еврейство, европеизм и семитизм, эллин и иудей – стоят друг против друга не примиренными врагами, как две взаимоотрицающие противоположности. Тогда и теперь иудейство в лице высших выразителей своих – раввинов стоит под знаменем ограды закона от язычества, а эллинство, выражающееся теперь в антисемитизме, всегда питало только презрительную ненависть к жидовству, как одному из видов варварства и людоедства. И вот эти, между собою враждебные, противоположности с одинаковою враждою относятся к христианству, объединяясь в этом общем им антихристианском настроении. Это, еще в первохристианстве народившееся, антихристианство ( 1Ин.2:18–22, 4:3 , 2Ин.7 ) доселе ведет упорную борьбу против Христа в лице современных новоеврейства и новоязычества. И несмотря на эту вековую вражду, христианство с самого перворождения своего доднесь, не только побеждает «соблазн иудеев» и «безумие эллинов» ( 1Кор.1:28 ), но и разрушает «средостение ограды» между иудеем и эллином и созидает из двух нового во Христе человека» ( Еф.2:14–15 ). Является неотвратимый вопрос: что же это за новая сила, явившаяся с христианством в истории человечества? Чем Христос побеждает антихристов и примиряет их в новом человеке? В ответе на этот вопрос опять будем стоять на фактической и исторической почве. Чтобы поставить пред своим сознанием эту новую в человечестве творческую силу христианства во всей полноте и со всею ясностью, надо взять главнейшие моменты изначальной борьбы христианства с язычеством и иудейством в наиболее типичных ее проявлениях. Что иудейство, в лице своих представителей – архиереев, священников и учителей-книжников, – при самом первоявлении христианства вступило с ним в смертельную борьбу, это мы знаем из Евангелий, Деяний, посланий апостольских, особенно Павловых, из жизни ап. Павла, Апокалипсиса, из всей первохристианской истории. К сожалению, до нас не сохранилось ни одного памятника первоиудейской литературной полемики против христианства, в подлинном и целом виде. Иудейская «История Иисуса Назарянина» 1 – не серьезное литературно-полемическое сочинение и трезвая критика, а пасквиль, шутовской шарж и карикатура, рассчитанные на невежество темного читателя. Такой же характер имеют и отрывочные выходки против христианства в разных других памятниках древне иудейской письменности – Мишне, Гемаре, Мидрашахе, Литургии и др. 2 Волей-неволей приходится судить об этой полемике по христианским апологиям, преимущественно по разговору с Трифоном св. Иустина мученика . Иустин был родом палестинец, из Сихема, – он знал подлинное иудейство, в его первоисточнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1:2–4 Иоанн начинает с молитвы о благополучии адресата, это обычное начало личного письма. Радость автора от услышанного, что Гаий ведет достойную христианина жизнь, подобна радости, выраженной в 2Ин. 1,4 . 1 засвидетельствовали о твоей верности. Употребленный здесь глагол «засвидетельствовать» применялся и в юриспруденции (что говорит о важности затрагиваемой Иоанном темы), и, кроме того, он содержит в себе скрытое указание на радость возвещения Евангелия (в частности, благочестивая жизнь Гаия является своего рода знамением совершенного Богом во Христе спасения). Этот же глагол употребляется в ст. 6 и 12. 1:5–8 Иоанн хвалит Гаия за то, что тот оказывает гостеприимство странствующим христианским проповедникам. Обязанности принимать и содействовать странствующим проповедникам истинного Евангелия и получаемой от этого радости Иоанн противопоставляет необходимость избегать лжеучителей ( 1Ин. 4,1–3 ; 2Ин. 1,10,11 ). Возвещающие слово Божие и те, кто поддерживает их, вместе служат самой истине. 1 не взяв ничего от язычников. Т.е. от тех, кто не принадлежит к народу Божию. Такое словоупотребление говорит о том, что христианская Церковь постепенно начинает осознавать себя Новым Израилем. 1:9–10 Сотрудничество и любовь, столь естественные для христиан, были попраны Диотрефом, который, злоупотребляя своим начальственным положением в церкви, оскорблял других христианских тружеников. Очевидно, странствующие христианские учители казались Диотрефу скорее соперниками, о не соработниками. Из эгоистических побуждений он не принимал странствующих благовестников и изгонял из общины тех, кто давал им приют. Иоанн не намерен поступить с Диотрефом строго, когда придет, но собирается сделать ему пастырское внушение. 1 если я приду. Эта ссылка на личное присутствие апостола должна восприниматься как напоминание об авторитете апостольства, полученного от Самого Христа ( 2Кор. 13,1–3,10 ). 1:11 Жестокое властолюбие, проявляемое Диотрефом, противоположно любви Божией, поэтому следует подавлять искушение ответить тем же. Терпеливое отношение к самым несговорчивым, «трудным» людям есть отражение Божией любви во Христе ( 1Ин. 4,7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Второе послание Иоанново, по указанию самого писателя, назначено ближайшим образом κλεκτ Κυρα или избранной Госпоже ( 2Ин. 1 ). Но как надобно понимать слова κλεκτ Κυρ, за собственное или нарицательное имя? об этом трудно сказать что-нибудь достоверное. 156 Несомненно, впрочем, то, что под этими словами нельзя разуметь Церкви, ибо нигде в писании не встречается такого наименования Церкви. Примеч. В летописи Декстра, писателя четвертого века, со слов Прохора под 105 год. по Р. X. рассказывается, что собственное имя сей госпожи было Друзия и что Иоанн Богослов воскресил ее при своем возвращении в Азию из патмосского заточения (см. Cursus complet . S. Script. Tom. XXV pag 961). § 80. Случай написания второго послания Из самого послания очевидно, что случаем к написанию оного послужило свидание Апостола Иоанна с благочестивыми детьми избранной госпожи ( 2Ин. 4 ). С одном стороны, радость, что сие семейство сохранило свою непорочность среди усиливавшегося развращения; с другой, опасение, чтобы лжеучители не совратили оного с пути истины, побудили св. Иоанна написать краткое наставление, которое бы служило правилом жизни и предостережением от соблазнов. § 81. Содержание второго послания В послании к избранной госпоже Апостол, после приветствия (ст. 1, 2, 3), изъясняет свою радость по случаю свидания с детьми её, ходящими во истине (ст. 4); дает заповедь о любви к ближним, как первоначальное и главное правило христианской жизни (ст. 5, 6); увещевает остерегаться ложных учителей, не исповедующих Иисуса Христа во плоти пришедша; не дозволяет принимать их в дом и даже приветствовать их (на дороге) обыкновенным приветствием, и, в заключение, выражает надежду скорого свидания для устного наставления (ст. 7–12). Читать далее Источник: Исагогика, или Введение в книги Священнаго Писания Новаго Завета, составленное Вологодской духовной семинарии учителем Алексеем Хергозерским. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1860. - 234, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010