Мф.26:13–14 . 609   Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. Во всем мире проповедуется не столько женщина эта, сколько Церковь , потому что она предала погребению Господа, потому что она помазала главу Его. И обрати внимание на познание о будущем, – на то, что должный 610 спустя два дня пострадать и умереть, Он знает о прославлении во всем мире Евангелия Своего. Мф.26:15 .  И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Несчастный Иуда! Он хочет ценой Учителя вознаградить тот ущерб, который, по его убеждению, он потерпел через пролитие драгоценной мази. И однако он не требует определенной платы (summam), чтобы предательство не показалось как-нибудь совершенным из-за большой прибыли, но продавая как бы дешевое имущество, он оставил на волю покупающих дать столько, сколько им будет угодно. Мф.26:16 . [окончание 15-го] 611 : Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Иосиф был продан не за двадцать золотых монет, как многие полагают согласно Семидесяти толковникам, а за двадцать серебряных монет, как говорит еврейская истина (т. е. еврейский текст). Да и в самом деле, раб не мог быть продан дороже, чем Господин. Мф.26:17 .  В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается 612 агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху», я полагаю, был и Иуда предатель. Мф.26:18 .  Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: «Он сказал ему, на месте оном и оном», что по-еврейски выражается словами: pheloni elmoni ( ), и при этом не называется имя ни лиц, ни мест. «И найдете там некоего, носящего сосуд с водою». Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ниневия погибла. С ней поступили точно так, как она обычно поступала с побеждёнными ею городами. Это событие вызвало чувство радости и ликования у народов Востока, изнывавших под игом жестокой властительницы мира. «Где теперь логовище львов и то пастбище для львят, по которому ходил лев, львица и львёнок, и никто не пугал их..?» – спрашивал пророк Наум и отвечал: «Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по городам, и некому собрать его. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (2:11. 3:18–19). Так исполнился над «городом кровей» непреложный закон Божьего возмездия за всякое убийство ( Быт.9:6 ), тем более за целое море пролитой крови. Однако расправиться с Ассирией было не так просто. Остатки ассирийской армии отступили на запад, к Харрану, а затем к Каркемишу на Евфрате. В Харране ассирийцы избрали себе нового царя – Ашшур-убаллита (612–609), который был первосвященником этого города и младшим братом Ашшурбанипала. С этого времени Харран стал столицей гибнущей империи. В эти критические для Ассирии дни у неё появился новый союзник – Египет, которого беспокоило растущее могущество Мидии и Вавилонии. В 611 году Набопаласар со своим войском стал продвигаться к Харрану. Решительные бои за город произошли в следующем году, когда к вавилонянам присоединились скифы. Ассирийцы вместе со своими союзниками вынуждены были оставить новую столицу и отступить за Евфрат. В Харране остался вавилонский гарнизон. Потеря Харрана не на шутку встревожила египтян. Собрав ополчение, фараон Нехо II выступил для соединения с остатками войска Ашшур-убаллита, чтобы вновь идти на Харран. Но путь ему преградил иудейский царь Иосия со своим войском. У Мегиддо произошла битва. Иосия был смертельно ранен египетской стрелой. Соединившись с ассирийским царём, Нехо II перешёл Евфрат и атаковал Харран. В результате тяжёлых боёв вавилонскому гарнизону всё же удалось удержать город, к которому спешил на помощь Набопаласар вместе с мидянами. Узнав об их приближении, египтяне сняли осаду и без боя отступили за Евфрат.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Но позвольте мне напомнить, уважаемый Атеист, «истина» не зависит от того, поступает ли тот, кто заявляет о своей вере в нее, согласно этой «истины» или нет. «Истина» определяется на основании честной оценки свидетельств! Я прошу Вас – умоляю – посвятить остаток своей жизни поиску истины, никогда не забывая пересматривать факты. И я сам надеюсь всегда поступать точно также. Напомню Вам еще, что никто из нас не знает, сколько времени нам осталось на этой земле. Я абсолютно не стремлюсь «запугать» Вас, я только напоминаю о реальном положении дел. Есть великий любящий Бог, Который любит Вас так сильно, что Он умер за Вас и Который принимает Вас таким, какой Вы сейчас! В Евангелии от Иоанна 3:16 Иисус говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Помните, Библия – это на самом деле прекрасная история любви. История о любви Бога, Который любит нас и зовет нас к Себе, даже когда мы машем на Него кулаками. Не давайте мне или другим христианам, кто порой может не соответствовать тому, какими мы должны быть, стать для Вас камнем преткновения на пути к истине и счастью, на пути к Богу! Тщательно исследуйте факты – и, я верю, Вы найдете любящего Бога, Чье величие больше, чем испытываемые нами ужасы нашего мира, ужасы, которым, говоря по правде, способствуем время от времени все мы, и атеисты, и христиане. 611 Все же, будучи «абсолютно откровенен», я сразу добавлю, что мне знакомы как теисты, так и атеисты такого рода. «Плохие» христиане (вернее, считающие себя таковыми) не вызывают симпатии этими «определенно неподобающими для человека» чертами характера. 612 Я работал в различных секулярных организациях, и часто их принципы оказывались на удивление гуманными и нравственными. Я также знаю, что иногда дело обстоит иначе. Одно их моих выражений, которое я считаю в целом справедливым, звучит: «У них будет для Вас работа, пока Вы им нужны, но ни на миг не дольше». Но прежде, чем мы сделаем какие-либо выводы, замечу, что – насколько я знаю из моего опыта – это относится и к христианским организациям! 613 Я считаю его очень порядочным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Он передал монастырь доминиканцам, целиком перестроил его (работы были поручены знаменитому архитектору Микелоццо Микелоцци, который завершил их в 1443 г.) и снабдил богатой библиотекой. В послании о францисканцах и доминиканцах Максим Грек пишет: «Честнйших и смирнейши норовомъ и чистйши житиемъ сут, иже от правила отца ихъ и началника Доминика, иже и предикатори наричются...» 609 ...нкый священый инокъ Иеронимъ званиемъ... – Иероним Савонарола (1452–1498), знаменитый флорентийский церковный проповедник, пытался бороться со злоупотреблениями духовенства; был казнен как еретик. 611 ...подражающимъ Закхя, началника мытаремъ, иже въ Евангелии... – Согласно Евангелию начальник мытарей и богач Закхей, когда к нему в дом вошел Иисус, сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19, 2–8 ). 612 ...паче хвалимыя въ Евангелии двух ради лптъ, их же връгла въ даръ Божий! – В Евангелии рассказывается, что Иисус смотрел, как народ собирал деньги в сокровищницу храма. «Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мр. 12, 42–44 . Ср. Лк. 21, 2–4 ). Лепта – мелкая греческая монета. 615 ...яко и съборную ихъ заповдь послати ему... -– Бреве (папское послание), приглашающее Савонаролу в Рим, помечено 21 июля 1495 г. Бреве, запрешающее Савонароле проповедь, послано 8 сентября 1495 г., бреве с отлучением Савонаролы – 13 мая 1497 г. 620 ...избравше нкоего зенерала именемъ Иакымъ... – Джиоакимо Турриано, генерал ордена доминиканцев. Наряду с ним в процессе Савонаролы принимали участие Франческо Ромолино, позднее кардинал. 622 Им же повинувшеся, неправеднии онии судии сугубою казнию осудишя его и ины два священныя мужа... – Приговор Савонароле вместе с фра Доменико и фра Сильвестро был вынесен 22 мая 1498 г.; на следующий день они были казнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они, мало–помалу с течением времени отделяясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от общения с родителями и с этим миром, по строгости одинокой и уединенной жизни назывались монахами , единожительствующими. Отсюда последовало, что по совместному жительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их — киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый, и который через многие годы один ненарушимо продолжался до времен аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого . Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях. глава 6 О чине и начале анахоретов От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов. Мы знаем, что первоначальниками такого рода жизни были вышеупомянутые святые Павел и Антоний. Они не как некоторые — по малодушию, не по нетерпеливости, а по желанию высшего совершенства, для божественно 611// го созерцания удалились в сокровенные места пустыни, хотя говорят, что первый из них ушел в пустыню по необходимости, избегая наветов своих родственников во время гонения. Таким образом, из сказанного рода жизни произошел другой род совершенства, последователи которого называются анахоретами, т. е. отшельниками, потому что, не довольствуясь той победою, какую одерживали над сокровенными кознями дьявола, желая вступить в открытую войну с демонами, не боялись проникать в отдаленные места обширной пустыни, именно в подражание Иоанну Крестителю, всю жизнь проводившему в пустыне, а также пророкам Илии, Елисею и тем, о коих апостол говорит: скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37, 38). И в псалмах образно говорится: да скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Откроем напр. книгу Второзакония, и мы читаем следующее: «не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость перед Господом Богом твоим».( Втор. 23:17, 18 ) И вот книга, в которой находится такое место, будто бы доказывает, по мнению критики, что кедешимы и кедешоты (блудники и блудницы) вносили в сокровищницу храма Иаве доходы от своего блудодейства, что их принимали там и что, будто бы, при помощи этих приношений отчасти оплачивались и расходы культа в Иерусалиме, как это было в храме Венеры в Пафе! Приведенный критик, очевидно, поступает так, как поступил бы историк, который, для изображения нравов и обычаев известного народа, перелистовал бы свод законов о наказаниях и приписал бы ему все преступления, который он нашел бы там запрещенными. Ни одно законодательство не было столь строгим против проституции, как законодательство Моисеево. В то время, как новейшие законы терпят ее, закон Моисеев безусловно запрещал ее дочерям израильтян, и если не по букве, то по духу – и всем прочим, как туземицам, так и чужеземкам. Строгость в этом отношении он доводил до того, что осуждал на сожжение дочь священника, которая нарушала правила стыдливости 611 . Что эти строгие предписания не всегда соблюдались, это, конечно, не должно быть предметом особенного изумления, особенно среди нас. Было время, когда храм Божий осквернялся временным торжеством идолопоклонства, которое вводило кедешимов в дома, смежные с храмом иерусалимским. Царь Иосия разрушил эти жилища. Подобные злополучные периоды торжествующего нечестия известны и в новейшее время. В конце прошлого столетия на престоле Парижской Богоматери, как известно, восседала постыдная куртизанка, да и в самое последнее время в некоторых государствах христианской Европы можно слышать самые ужасные богохульства против истинной религии и Бога. Но эти безумства позорят только их виновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. [Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха, бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со Ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.] 609 Преступи вторнику первыя седмицы даже до Славы. От зде чти среде первыя седмицы на повечерии. Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафет, имена еси на земли оставления. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт. 9, 23–27 ). Так закончилась история отцеубийцы Хама. «Имена в Библии даются не случайно: имя заключает в себе судьбу своего носителя, говорит о главном его предназначении, об основных свойств его души. По преданию, древних патриархов в миг, когда они нарекали име своим детям, осенял Дух Божий... Что же означают имена сыновей Ноя? Их значение таково: Сим ( ) Шем) – «имя», «слава»; Хам ( Хам) – «жар», «страсть», “горячность»; Иафет ( Иафе?т) – «красота» (от йафэ – «красивый»), а также “распространение», «расширение» (от глагола пата? – “давать простор»). Еще одно имя, которое здесь упоминается, “Ханаан», Кенаан происходит от глагола кана – «покоряться», «унижаться», «подчиняться». Таким образом, «Ханаан» означает «подчиненный» 610 . Итак, когда Ной узнал о деяниях сыновей своих, «он благословил [двух] других сыновей своих, а Хама хотя и не проклял вследствие столь близкого родства с ним 611 , но зато проклял его потомков. Таким образом, в то время как все прочие избегли проклятия, сыновей Ханаана 612 , – имеет и более глубокий смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Прилагательные «несказанна», «непостижима», «безмерна» и «неизреченно» отражают раннехристианскую традицию употребления по отношению к Богу так называемого «апофатического» (отрицательного) богословского языка. О нем мы скажем подробнее, когда будем рассматривать анафору Литургии Иоанна Златоуста 611 . Сейчас лишь отметим, что этот богословский язык отражен не только в молитве первого антифона, но и во многих других молитвах Литургии, на которые мы укажем в свое время. Вторая часть молитвы первого антифона содержит прошение о том, чтобы Бог взглянул на храм и молящихся в нем. Это прошение напоминает молитву царя Соломона, произнесенную при освящении Иерусалимского храма: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его… Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего… Если и иноплеменник… придет… и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего… ( 3Цар.8:27–29, 33–34, 41–43 ). Христианский храм, подобно Иерусалимскому храму, мыслится как дом Божий, место обитания Бога на земле, Его живого присутствия. Священнослужители, совершающие службу, просят о том, чтобы Бог, взглянув на них и на храм, сотворил с ними и со всеми, кто с вместе с ними молятся, Свои богатые милости и щедроты. О значении этих двух понятий мы скажем при изложении молитвы сугубой ектении 612 . Молитва завершается возгласом «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», на который хор отвечает: «Аминь». В этом возгласе термин «слава» звучит в ином смысле, чем в самой молитве, где он указывал на славу Божию: здесь он обозначает славословие, воссылаемое людьми. Честь и поклонение – два других термина, указывающих на различные формы богопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 49 Псалом Асафа 606 Бог богов 607 , Господь изрек и призвал землю от востока солнце и до запада. С Сиона благолепие красоты Его 608 . Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен: огонь пред Ним возгорится и вокруг Его – сильная буря. Он призовет небо свыше и землю рассудить народ Свой. Соберите Ему преподобных Его, принявших завет Его о жертвах 609 . И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия. Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе; Израиль! И Я засвидетельствую пред тобою: Я Бог – твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя, так как всесожжения твои предо Мною всегда. Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих – козлов. Ибо Мои – все звери лесные, скот на горах и волы 610 Я знаю всех птиц небесных, и украшение полей 611 всегда предо Мною. Если бы Я взалкал 612 , не сказал бы тебе (о сем): ибо Моя вселенная и что наполняет ее. Ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов? Принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты 613 твои, И (тогда) призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь Меня. Грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах своих? 614 Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад: Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) 615 , на брата твоего ты клеветал и для сына матери твоей полагал препону 616 . Ты это делал, и Я молчал; ты подумал беззаконие 617 : будто Я подобен тебе буду 618 . Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои 619 . Уразумейте же это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил (вас) 620 и (тогда) никто не избавит. Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое 621 . 608 Т. е. благость, человеколюбие и владычество всемирное явились с Сиона земного в Ветхом Завете в первое пришествие Христа, явятся и во второе с горнего Сиона (Злат. и Феодорит). 609 Греч. π θυσαις– слав. о жертвах, т. е. как вождей Моисея, Аарона, Финееса, так и весь еврейский народ, обязавшийся у Синая исполнять закон о жертвах (Лив. 1–10 гл. и др.). Так понимают бл. Феодорит, свт. Иоанн Златоуст и Зигабен. Принятого в синод. и преосв. Порфирия переводах при (жертвах) не можем одобрить: предлог π при глаголе говорить о чем-либо значит о [с род. пад., тогда как здесь – дат. пад.], и в след. 8 ст. π θυσαις все переводят [соответственно обычному причинному значению π]: о жертвах, за жертвы, а не при жертвах. [В данных случаях доводы П. А. Юнгерова с точки зрения греч. яз. не выдерживают критики.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010