В том же талмуде, на книгу Бытия (гл. 37:28) повествует рабби Берахия: «Святый Бог сказал израильтянам: вы жалуетесь Мне: «сири быхом, несть отца» (Плач. Иер.5:3 ); тогда как сам Избавитель, которого Я возставлю от вас, не будет иметь Отца, как сказано у 3ахарии (6 гл. 12 ст.; Ис.53:2 )». В другом месте толкования на книгу Бытия (41:1) тот же Медраш утверждает, что, как падение совершилось через деву, так чрез Деву же последует и возстание. Обрати внимание на эти талмудические места, если слова пророка Исаии кажутся для тебя неудобопонятными, и спроси своего же раввина Мойша Гершена, о какой деве упоминает он, и какой плод истинный и праведный должен от нее родиться? Сличи, друг мой, слова его с пророчеством Исаии, и ты убедишься, что эта самая «Алма» и есть та Дева Мария, «изъ нея же родился Христос» ( Мф.1:16 ), а не мать Езекии». 4. О Божественном учении Мессии Законоучитель. «Весьма много указывают на Иисуса Христа, как на Мессию, его образ жизни и черты Его характера, а также учение Его и дела. Спаситель наш был смирен сердцем, великодушен, снисходителен, миролюбив, терпелив, и мужествен. Все эти величайшие качества столь были присущи Ему, что вникающий в историю Евангельскую, касающуюся жизни Спасителя, не может не сказать: во истину Христос есть чаемый Мессия и Избавитель мира. Но вот еще особенные черты, которыми изображают пророки Христа: »Он взошел, говорит Исаия о Мессии, как молодой росток и как отпрыск от корня на сухой земле; нет в Нем ни вида, ни величия. Он был умален пред людьми и презираем« ( Ис.53:2, 4 ). Что же, разве Христос не был в таком поношении у Израиля, будучи на земле? Мало ли отцы ваши всячески оскорбляли Его! Они нередко со злобою говорили о Нем, когда удивлялись Его мудрости и силе слова: «не Он ли сын плотника, не Он ли сын Марии?» И для чего они с таким презрением говорили о Христе, как не для того, чтобы умалить Его пред народом. Отцы ваши оскорблялись и тем, когда увидели Христа, смиренно въезжавшего в Иерусалим, при торжественном восклицании: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Заметьте, друзья, и то, что пророки, изображая Христа умаленным, говорили в то же время о Его величии, говорили, что Он есть наше спасение и оправдание перед Богом. Так читаем у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи наши» ( Ис.53. 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Видите, этого мало, тут надо поработать резцом, надо потрудиться. Удивительно не то, что Бог наносит нам столько ударов, а то, что их так мало. Когда увидишь расстояние между нами, нынешними, и теми, кем мы должны стать, просто диву даешься, как милости Божьей удается провести нас через него так легко, так безболезненно. Странно не то, что с хорошими людьми происходит столько плохого, а то, что с людьми плохими происходит столько хорошего. Это узнаёт Иов, увидев Бога лицом к Лицу, поэтому говорит, что удовлетворен, доволен. Довольны будем и мы. Начнем с того, что Бог мог сотворить нас и оставить на небе, без горя и греха. Зачем же Он дал нам испытательный срок на земле? По той же самой причине, по какой хороший учитель не дает ученику всех ответов. Когда мы сами находим правду, мы крепче её помним, больше ценим. Она уже не «объективная истина», а часть нашей души, наше истинное лицо. Рисунок скульптуры – от Бога, а ваять мы должны вместе, и наше дело – многократный выбор, непрестанный опыт. Мы узнаем, кто мы такие, только через жизнь. Значит, пока мы не созданы, мы не знаем себя – кто мы (или себя обманываем). Это означает, что каждая жизнь суть затянувшийся «кризис идентификации». У Иова он просто видней и внезапней. Вот Иов – праведный, справедливый, возлюбленный Богом. Вот ярлыки оторваны, и он – комок страданий на куче грязи. Что ж удивляться, если близкие друзья его не узнали ( Иов. 2:12 )! Иерусалимская Библия резонно дает здесь сноску, предлагая сопоставить все это с рабом Ягве ( Ис. 53 ). Он «презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис. 53:3 ); он «отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ), он – «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе»( Пс. 21:7 ), как сказано в псалме, который вспомнил распятый Христос ( Пс. 21:2 ). Да, Иов – прообраз Христа, настолько неузнаваемый, что узнать его трудно. Как и Христос – неузнанный Бог, «червь, а не человек, поношение у людей». Иов может узнать, кто он такой, только у своего Создателя. То же самое верно для всех, все мы – персонажи Его повести, а где персонажу найти себя, как не у Автора? Вот и несчастный Иов «находит себя», найдя Бога; решает третью проблему (о смысле жизни), решив четвертую, самую глубокую, проблему Бога. К ней мы и обратимся. Проблема четвёртая – Бог

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Ис.52:13 . Вот, раб Мой будет бла­го­успешен, воз­высит­ся и воз­несет­ся, и воз­величит­ся. «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится.» Это – то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т. е, Мессия ( Ис.42:1 ; Ис.49:1–3 ; Ис.50:1–10 . Ср. так же Зах.3:8 ). Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: «се уразýмеет». В подборе синонимичных глаголов – возвысится, вознесется и возвеличится – экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям – naba, naschscha jadim – различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann). Ст.14–15 составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть προτασις (повышение), а ст. 15 – αποδοσις (понижение). Логическим подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе Господь сказал – «Отрок Мой». Здесь, в этом периоде, конкретнее раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества. Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм. СПб. проф.). Ис.52:14 . Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! «Как многие изумлялись». Действительно, состояние крайнего уничтожения и даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными представлениями о Мессии и Его царстве ( Ис.8:14 ; Лк.2:34 ). В качестве параллели этому стиху, нельзя не указать на Ис.50:6 , а также и на начало след. 53 гл. ( Ис.53:2–9 ). Ис.52:15 . Так многие народы при­ведет Он в изумле­ние; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слы­хали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда род человеческий размножился на земле и стала определяться жизнь отдельных народов с различными обычаями, деятельностью, языками и греховными нравами, то люди постепенно начали забывать Единого Бога Отца. По явилось язычество, многобожие, идолопоклонство и безбожие. И только один народ, еврейский, сохранял истинное богопочитание и веру. Потому он и стал богоизбранным народом, колыбелью рожденного на земле Богочеловека, Искупителя мира, Мессии – Христа. За тысячелетия истории еврейского народа в нем никогда не умолкали пророчества о пришествии Мессии. Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия родится от Девы: «…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (что значит «с нами Бог») ( Ис.7:14 ), что местом Его рождения будет Вифлеем (см. Мих.5:2 ), что рождению Его будет предшествовать явление Его Предтечи, Иоанна Крестителя (см. Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). Проповедовать Мессия будет в Галилее (см. Ис.9:1–2 ). Иудеи Ему не поверят. Он будет причтен к злодеям (см. Ис.53:12 ), будет добровольно страдать за грехи и беззакония людей (см. Ис.53:5 ). И будет убит (см. Ис.53:8–9 ), а жители Иерусалима будут смотреть на Того, Которого пронзили (см. Зах.12:10 ). Он будет погребен, но тело Его не подвергнется тлению, и Бог воскресит Его (см. Пс.15:10 ). Он одержит полную победу над злом и воссядет одесную Бога (см. Пс.109:1 ). Собственно говоря, весь Ветхий Завет надо рассматривать, как преддверие пришествия на землю Христа – Мессии, Сына Божия, а отдельные повествования ветхозаветных книг – как иносказательные и иногда совершенно точные предсказания о явлении обетованного Мессии и Его искупительной жертве за грехи мира. Новый Завет Новый Завет (Евангелие ) является свидетельством исполнения всех ветхозаветных пророчеств. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ). И все пророчества о Христе действительно исполнились.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Таков, как мне кажется, правильный и мудрый смысл ответа на поставленные вопросы, достойный Духа и того, чтобы письменно запечатлеть его для нашего назидания. А если кто-нибудь, в соответствии с дарованной ему божественной способностью разумения, в силах постигнуть более возвышенное значение написанного, то нет зависти [в нашем сердце]. Ибо благодати Духа не присуще терзать тех, кто ей сопричаствует (таким терзанием обычно и порождается страсть зависти), даже если один обладает ей в большей, а другой - в меньшей степени. Ведь каждый стяжает проявляющееся действие Духа соразмерно своей вере, а поэтому каждый есть распорядитель своей благодати, и если он- благомыслящий, то никогда не будет завидовать другому, прославившемуся благодатными дарами, поскольку и в нем самом заложено внутреннее расположение к приятию божественных благ. Однако перейдем теперь к другому таинственному рассмотрению [указанного места Писания], которое раскрывает изначальную истину написанного. Согласно такому рассмотрению, Зоровавель есть истинный, новый и через ветхое преобразовательно указанный Господь и Бог наш Иисус Христос. Он, воспринятый в смешение нашего естества, зачатый в нем и рожденный, стал совершенным по естеству Человеком, дабы возвести к Самому Себе это естество, отделившееся от смешения. Не будучи вместе с нами пленником и не переселенный в смешение страстей - ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1Пет.2:22; Ис.53:9), - Он был рожден среди нас, пленников, как пленник, и вместе с нами к злодеям причтен (Лк.22:37; Ис.53:12). Через [Свое] человеколюбие родился Он в подобии плоти греха и по причине греха (Рим.8:3). В подобии плоти греха - потому что, будучи по природе Богом бесстрастным, [Господь] непреложно по Домостроительству [Божиему] соблаговолил стать Человеком, по природе страстным. А " по причине греха " - потому что вследствие грехов наших пошел Он на смерть, за нас принял мучения, изъязвлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наши, дабы ранами Его мы исцелились (Ис.53:2-5). Ибо [в Писании] говорится: Дух лица нашего помазанный Господь ят бысть в растлениях их, о Нем же рехом: в сени Его поживем в языцех (Плач.4:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

10. Плодом добровольных страданий Христа за народ было воскресение и основание Церкви – потомства долговечного, верующих во Иисуса Хри ста (53, 10). 11. Мессия, Праведник, будет явлен всем в Божестве Своем, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (53, 11). 12. Сего ради Христос Спаситель наследит многих – языческие народы, бывшие во власти диавола, получат свободу чад Божиих, и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Богочеловека, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть (53, 12). 13. Исаия воспевает гимн, призывая язычников к Богу: Возвеселись, неплодная, нерождающая, ибо много будет детей Божиих, и шатры и жилища их распространятся – Церквами Христовыми покроется земля (54, 1–4). 14. Ибо Творец всего и Искупитель – Святой Израилев, Господь Иисус Христос, призывает язычников и милостию вечною милует и завет мира хранит, и все сыновья будут научены Господом, и великий мир будет с Богом (54, 5–13). 15. Уверовавшие во Христа утвердятся правдою Его, ибо они наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь (54, 14–17). 16. Всех Господь призывает в Царствие Небесное: Жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук (55, 1). 17. Послушайте Мене, – говорит Господь, – и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне, послушайте, и жива будет душа ваша, и завещаю вам завет вечен (55, 2–3). 18. Дух вещает: Се, свидетелство Евангелия для народов дах Христа, князя и повелителя народам (55, 4). 19. Народы познали Отца Небесного, ибо Сын Божий, Святый Израилев, прославил Его на земле (55, 5). 20. Взыщите Господа Иисуса Христа и призывайте Его (55, 6). 21. Да оставит нечестивый путь свой, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет (55, 7). 22. Христиане, со веселием бо изыдете и с радостию научитеся: горы и холми – пророки и апостолы – буду петь пред вами песнь, и все дерева в поле – верные – восплещут ветвьми, и будет Господь Иисус Христос во знамение вечное и не оскудеет (55, 12–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И на тебя бы Он сошел. Мы от Него вдали быть можем, А Он не может быть далек; Он нас дарит богатством Божьим, Что целый мир бы не извлек, Пусть им заносчивый гордится, – Ты, сердце – сердце! не гаси Того огня, Кем все живится, Но умоляй: прийди, спаси!... Он целый мир Собой объемлет, Но сообщается сердцам, На сколько кто Его приемлет И путь дает Его лучам. Он дышит в малом и великом, Где видит сердца чистоту, Он блещет искрой в самом диком, Сияет в преданном Христу. Он правит с первого же шага, Все развивая и храня, Что человечеству во благо, На всех ступенях бытия, Он проникает к колыбелям, Он проницает в глубь могил И самый ход враждебных сил Ведет к благим и мудрым целям. Он – в вере пламенной, живой, В молитве к Небу восходящей, Он – в щедроте благотворящей И в нужде честно трудовой; Он в благе жизни нашей ясном И в очистительной грозе, Он в попеченьи о несчастном, Он и в сочувственной слезе; Он в совершенстве непрестанном, Он и в раскаянья живом, Он в чувстве дружбы постоянном, Он в примирении с врагом. Сердечный пыл народных кликов И песнь смиренная твоя – Все от Сионского огня, Все дар от пламенных языков! И помогая вечно нам В молитве, немощным созданьям, За нас ходатайствует Сам Неизреченным воздыханьем. Он и у смертного одра Дарит нас верой и слезами И наши добрые дела Сопровождает вслед за нами. Так, каждый светлый в жизни шаг, И вся при смерти оборона, И вся надежда вечных благ – Все возродилось от Сиона! Путь Господень, уготованный для спасения грешников Видели мы путь, на котором надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк.24:26 ). И если скажем: для чего нужно страдать Тому, Кто беззакония не сотвори, – как свидетельствует Писание, – ниже обретеся лесть во устех Его ( Ис.53:9 ). Ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть, – говорит о Нем Бог, – аще дастся о гресе душа ваша узрит семя долгоживотное ( Ис.53:8,10 ). Так как все мы согрешили в Адаме и лишены славы Божией ( Рим.3:23 ), то Бог послал грешникам Сына Своего, рождаемого от пречистой Девы, да грехи их Той понесет; и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть ( Ис.53:11, 12 ). Как сказано: нет праведного ни одного, и делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть, то и явилась правда Божия через веру в Сына Божия, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Посему и пророк называет блаженным того, кому Господь не вменит греха ( Пс.31:2 ). К сим вот и относится слово Господне: и буду их Богом, а они будут Моим народом, – все от малого до большого будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий уже не буду воспоминать ( Иер.31:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Или еще: «ты видел многое, и не замечал; уши были открыты, но не слышал» ( Ис.42:20 ; Ср. Ис.28:9–15, 29:10–15, 30:9–11, 43:23 ). Наконец, последняя тень сомнения должна исчезнуть при свете новозаветных комментариев данной главы. Так, в Евангелии от Иоанна только что приведенные нами места из пророка Исаии, а равно и начало 53 главы прямо приводятся в обличение неверия иудеев: «столько чудес Он (Иисус Христос) сотворил пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи, кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» ( Ин.12:37–41 ). Точно так же и Апостол Павел в своем послании к Римлянам, ставя начало 53 гл. в прямую связь с предшествующей речью о проповеди Благовестника среди Израиля ( Ис.52:7 ), дальше говорит: «но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи, кто поверил слышанному от нас?» ( Рим.10:15–16 ) Остается ряд второстепенных вопросов. Почему, напр., пророк говорит о себе во множественном числе? Очевидно, потому, что он говорит здесь не только лично от себя, но и от всего сонма ветхозаветных пророков, возвещавших о Мессии. Параллель этому усматривают в начале 40-ой гл., где Божественное повеление утешать народ израильский дается не одному Исаии, но многим пророкам ( Ис.40:1 ), Под «слышанным от нас» ( «слухом нашим» LXX и слав.) тут, правильнее всего, разуметь специальное пророческое откровение о Мессии и Его царстве ( Ис.21:10 ; Ис.28:9 ; Иер.49:14 ; Авд.1:1 и др.). Отсюда, в общем смысле, под ней можно понимать все Божеств. знамения и чудеса, данные для вразумления Израиля. В частности же, здесь под «открытием мышцы Господней», судя по контексту ( Ис.52:10 ), следует разуметь чудесное откровение силы и славы Божией в церкви Христовой. Если же пророк говорит, что эта мышца для некоторых уже «открылась», то, конечно, не в смысле действительного наступления этой эпохи, а в смысле веры в нее, субъективного внутреннего убеждения в ее будущем наступлении Ис.53:2 . Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который при­влекал бы нас к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010