Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) Источник Деяния (Praxeis) свт. Николая, т. е. самостоятельно бытующие его прижизненные чудеса, являются, по-видимому, древнейшей формой агиографии этого святого, предшествующей появлению полных житий. В отличие от последних, довольно точно датируемых, время составления деяний остаётся предметом дискуссий. Тем более важным кажется использование при решении этого вопроса внутренних свидетельств самих памятников, проанализированных методами различных наук, в данном случае литургики 1 . Древнейшее из деяний свт. Николая – это так называемое Praxis de stratelatis («Деяние о стратилатах»), появившееся на свет до VI b., когда о нём упоминает Евстратий. При наличии как минимум пяти редакций текста неясным остаётся, однако, какие элементы текста можно считать подлинными, а какие – интерполированными. Ещё сложнее проблема, связанная с так называемым Praxis de tributo («Деянием о подати»), которому и посвящена статья. Это Деяние содержится только в четырёх рукописях: Ambr. D 92 sup., XI b. Fol. 44 v  – 46 v ; Vatic, gr. 821, XI b. Fol. 256–260 v (т. н. кодекс Фалькония); Ambr. С 92 sup., XIV b. Fol. 100–103; Paris, gr. 1556, XV b. Fol. 15 v  – 21 v . Кроме того, оно приводится в особом житии свт. Николая, известном из ркп. Sin. gr. 522, 1241–1242 гг. Fol. 215–219 v . Ни в какие другие жития или энкомии свт. Николая это Деяние не входит. Его текст издал Г. Анрих в 1913 г. в Лейпциге 2 . Издатель обнаружил наличие двух редакций Деяния, содержащихся соответственно в первых двух 3 и во вторых двух 4 рукописях. Основным содержанием Praxis de tribute является рассказ о том, как святитель исходатайствовал у императора Константина Великого налоговое послабление для своего города. Как справедливо указывает Анрих, подобный сюжет встречается в византийской церковной письменности: так, налоговые льготы для Иерусалима были получены по ходатайству прп. Саввы Освященного 5 и т. д. 6 Но кроме этого, главного для Praxis de tribute, деяния здесь отмечается целый ряд чудес, совершённых святым в ходе его путешествия к императору и обратно: исхождение огня из уст святителя при совершении им Божественной литургии во Влахернском храме; использование святым солнечного луча в качестве вешалки для его мантии; отправление полученной от императора грамоты в Миры вплавь по морю; явления святого во сне разным лицам 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИИ ПОСЛАНИЕ в правосл. традиции неканоническая книга ВЗ. И. п. сохранилось только на греч. языке и либо не входило изначально в евр. библейский канон, либо было исключено из него собранием раввинов в Ямнии ок. 90 г. по Р. Х. ( Moore. 1977. P. 325). И. п. признавалось каноническим мн. вост. раннехрист. авторами, в т. ч. Оригеном ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 2), свт. Афанасием I Великим Александрийским ( Athanas. Alex. Ep. pasch. 34), свт. Кириллом Иерусалимским ( Cyr. Hieros. Сатесн. 4. 35), свт. Епифанием Кипрским ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] VIII 6), и рассматривалось в качестве канонической Лаодикийским Собором (Лаодик. 60). Свт. Иларий , еп. Пиктавийский, считал И. п. одной из книг Свящ. Писания ( Hilar. Pict. In Ps. 1. 15. Col. 242). Нек-рые древние авторы, напр. Тертуллиан ( Tertull. Adv. gnost. 8. Col. 137), сщмч. Киприан Карфагенский ( Cypr. Carth. De orat. Dom. 4. Col. 522), не упоминая о послании как об отдельной книге Свящ. Писания, рассматривали И. п. как часть Иеремии пророка книги . Однако, согласно 85-му Апостольскому правилу, подтвержденному Трулльским Собором (691-692), И. п. не относилось ни к «чтимым и святым», ни к книгам, «полезным для юношей». Его не считали каноническим свт. Григорий Богослов и Амфилохий , еп. Иконийский (Книга правил. С. 372-375), а также Мелитон , еп. Сардский (Сардийский) ( Euseb. Hist. eccl. IV 26), и блж. Августин , еп. Гиппонский ( Aug. De doctr. Christ. II 12. Col. 41). Несмотря на то что Вульгата содержит И. п. в качестве 6-й гл. Книги прор. Варуха , блж. Иероним Стридонский считал его неканоническим наряду с др. книгами Септуагинты, к-рые не имели параллелей в совр. ему евр. Библии ( Moore. 1977. P. 325). В период Реформации М. Лютер отверг отсутствующее в иудейском каноне И. п., в то время как Тридентский Собор (1545-1563) католич. Церкви утвердил достоинство книги в качестве второканонической. Позднейшие правосл. Соборы XVII в. признавали И. п. одной из книг Свящ. Писания, умалчивая о его каноническом статусе ( Юнгеров. 2003. Вып. 1. С. 150). Содержание

http://pravenc.ru/text/293618.html

Н. Василиадис Смерть до и после Христа Смерть была страшна до Христа Чтобы яснее показать результат триумфальной победы Богочеловека над смертью и адом, надо рассмотреть, как относились к смерти потомки Адама во времена Ветхого Завета. До Креста, Воскресения и телесного Вознесения Спасителя уже само имя смерти приводило людей в страх и трепет. Это было естественно. Ибо первозданный был осужден, так как Бог заповедал ему: »... Смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), а отделение души от тела называлось не только смертью, «но и адом». Во многих местах Ветхого Завета преселение от этого мира называется «смертью и адом». 522 Например, Патриарх Иаков говорил своим детям, вернувшимся из Египта, кроме Симеона, задержанного Иосифом: «Нет, я не дам вам Вениамина, ибо, если с ним что-нибудь случится, то вы сведете старость мою с печалию во ад ( Быт.42:36–38 ). И пророк Исаия говорил: «И разшир ад душу свою и развéрзе уста своя, еже не престáти», чтобы принимать и непрерывно пожирать мертвых ( Ис.5:14 ). Царь и пророк Давид воспевает Бога за то, что Он спас душу его от глубин мрачного ада и от верной смерти ( Пс.85:13 ). Сколь ужасной была смерть до Христа, видно и из отношения к ней ветхозаветных праведников. Ибо «прежде боялись смерти не только грешники, но и святые люди, имевшие великое дерзновение пред Богом [...]. Лик смерти прежде был страшен, и все ужасались ее и трепетали». 523 Приведем конкретные примеры. Почему Боговидец Моисей, великий пророк, вождь и законодатель Израиля, бежал из Египта и отправился в пустыню? Из-за страха смерти, полагает Златоуст. 524 Тот же святой отец, восхваляя веру, мужество и добродетель праведного Авраама, восхищаясь его доверием к Богу и абсолютным послушанием, отмечает, что были моменты, когда этот человек, «друг Божий», робел перед страхом смерти. Он предпочел, как говорит святитель Иоанн Златоуст , солгать египтянам, что Сарра была ему не женой, а сестрой. Он предпочел предать Сарру на прелюбодеяние (хотя Бог в итоге сохранил ее от этого унижения), чтобы самому спастись от смерти! ( Быт.12:11–13 ). Святой отец возвращается к этому событию не для того, как он говорит, чтобы обвинить праведного, но чтобы показать душевное устроение даже и праведных той эпохи в отношении к смерти. Ибо, как он замечает, лицо смерти было еще ужасно, не были еще сокрушены «врата медная», ее ядовитое жало «еще не было притуплено». 525

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Письмо девятнадцатое Неделя Всех Святых 1927 года. Хотел было конкретно представить вам, друзья мои, «златую цепь», о которой говорит преп. Симеон Новый Богослов , т.е. наименовать живые духоносные звенья этой цепи, которые, сопрягаясь преемственно друг с другом, несли и донесли до нашего времени подлинную богочеловеческую жизнь, принесенную на землю Сыном Божиим и засемененную в человечестве Духом Святым в день Пятидесятницы. Хотел, но раздумал и решил на этот раз поделиться с вами, мои дорогие, суждениями известного вам епископа Игнатия о великом значении богоносных Отцов наших. Не знаю, говорил ли кто другой о святоотеческом пути с такой убежденностью, яркостью, свежестью мысли и силой, как еп. Игнатий, сам на глубоком опыте личной жизни познавший всю неизмеримо-ценную правду и спасительность этого пути (см. мое 15-е письмо в конце). Суждения епископа Игнатия о святых Отцах заимствованы мною почти исключительно из его писем, помещенных в IV т. его творений. Привожу лишь часть, правда, более значительную и существенную, извлеченного мною материала. Заглавия (кроме 2-го) принадлежат мне. Прошу не смущаться решительностью некоторых суждений епископа-подвижника, памятуя, что, с одной стороны, человек этот строго относился к слову, с другой – имел не только глубокое общее и богословское (хотя в Духовной Академии и не учился) образование, но и в высшей степени редкий для современного епископа духовный опыт. Дух Святый и духоносцы Дух Святый – истинный наставник христиан. Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божии: Он говорил ими. Он да будет руководителем вашим и «да наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ). Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставления для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых Отцов Восточной Церкви, единой истинной 521 . Учение святых Отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святаго Духа. Умоляю вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности. Возжен блистающий светильник в Святой Христовой Церкви – учение Святаго Духа: не устремляйте взоров ваших к другим светильникам, светящим на различных путях. Один путь святой истины ведет во спасение; прочие пути все ведут в погибель. Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, но увенчаны будут только «подвизающиеся законно» 522 . Истинный, законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Святой Восточной Церкви 523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Предлагаемое послание помещено в сей рукописи л. 11 – 18. с надписью: послание некоего старца к богоблаженному Василию Архимандриту, о скиме. Из содержания послания открывается, что сей Архимандрит Василий был одним из преемников пр. Феодосия Печерского , следовательно – настоятелем печерской обители, и, по всей вероятности, – одно и т ο же лицо с игуменом Василием, к которому писал св. Кирилл притчу «о белоризце». По летописям известно, что первые настоятели печерские, облеченные саном архимандрита, не отлагали наименования игумена. Так в киевской летописи, настоятель печерский Поликарп, до 1171 г. именуемый игуменом (Полн. Собр. летоп, Т. 2. Стр. 95. 96. 98. 100. 101), с 1174 называется вместе архимандритом и игуменом. Сретоша и с кресты, Митрополит, и Архимандрит печерский игумен (стр. 107). Под 1182 г. – Преставися блажены Архимандрит игумен печерьской, именем Поликарп, месяца июля в 24 день (стр. 126). Подобным образом и Василий называется в летописи тем и другим именованием: священа бысть церковь святого Василья... Архимандритом печерьскым игуменом Васильем (стр. 128). Тогда же Князь... созва.. Епископа Андреяна Юрьевского... и Архимандрита Василья печерьского игумена. И не только в Киеве, настоятели Киевоиечерского монастыря назывались вместе архимандритами и игуменами, но то же видим и в епархиях Новгородской и Владимирской, когда там учреждены были архимавдрии в монастырях Юрьеве и Владимиро-Рождественском. Преставися игумен святого Георгия Саватия, Архимандрит Новгородский (Т. 3. лет. Новгор. 1. стр. 42). Послаша по Кирила игумена и архимандрита монастыря святыя Богородицы Рожества... (Т. 1. Лаврент. лет. стр. 192). – Такое явление, многократно повторяющееся в разных областях Русской митрополии, нельзя обьяснить сбивчивостью летописцев. Мы видим, что и в Греции архимандриты иногда подписывались игуменами, иногда – тем и другим именованием вместе. Так на Соборе седьмом Вселенском, в деянии 3-м, Савва Студийский, Платон Саккудийский, Иосиф Ираклийский названы просто игуменами, а в четвертом деянии все они подписались архимандритами и игуменами. Σββας ρχιμανδρτης κα γμενος μονς τν Στυδων, И т. д. Также подписались и еще пять настоятелей иных монастырей (Dinii Concil. Τ. III. par. 1. Sect. 1. р. 522 et 597). Наименованием «игумена» выражалось отношение известного лица к монастырю, как настоятеля; а наименованием «архимандрита» -отношение его к прочим настоятелям, пред которыми он первенствовал достоинством, а иногда и заведывал ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

прот. Иоанн Козлов Брак Совершается общим изволением и благословением священническим. а) Малый Катихизис, л. 37 об. «Вопрос: которая есть шестая тайна? Ответ: достояние брака, иже бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости, и благословением священническим: егда же обручают взаимно, веру честь, и любовь брачную соблюсти молитвою и благословением утвержено есть, и тайною именуется по реченному: тайна сия велика есть. Таковое достояние брака и писание святое похваляет: честен брак и ложе нескверно». б) Симеон Солунский , ч. 2, гл. 246,. стр. 357–358: «О том, что совершение брака – дело собственно архиерея. Ибо и это – дело иерарха, и он совершает его у царей, вельмож и других лиц. Впрочем, оно предоставляется и иереям: потому что оно – только таинство и не имеет силы передать благодать, как таинство священства. Предоставляется однако же иереям, с разрешения архиерейского, и при том на каждый случай брака: так как совершать брак – дело собственно епископа, и без согласия его брак не может состояться. Ибо отец церкви – только архиерей ( в слав. гл. 278, л. 227–228 ). в) Кормчая, гл. 51, л. 522, о тайне супружества ( оз. 1, 151 ): «Изряднее же да весть иерей, яко супружества... не с благословением церковным и чинным от своего си пастыря, сие есть, от епископа, или от той парохии священника, венчанием при двух или триех поне свидетелей свершаемая, по соборному установлению, и св. отец учению, не законна, паче же беззаконна и ничтоже суть». г) Там же гл. 43, л. 336 (оз.1:150): «Елико же аще без священных молитв, своя рабы на сочтание брака совокупляюще, не боголюбив брак составляют им, но блудническое смешение утвержают; их же бо не совокупи Бог священными молитвами призываемь, тии вси сходятся на грех». ...л. 341: «Веруем же и самому Богу на сих востати, яко блудно изволение яве посреди юных ввести не постыдешася». д) Амвросий Медиол., Письмо к Вигил. 19, (Алекс. Вып. 195): «Если сам брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Скачать epub pdf Апрель Ефрем Сирин, св. Толкование на послания св. апостола Павла: [Рим.9:5–16:20; 1Кор.1:1–5:6]/Предисл., пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 2. 4. С. 39–70 (1-я пагин.). (Продолжение.) —39— чен (к пришествию), и происшел от них, поскольку Сам есть Бог над всем 521 . 9: 6–7. Не тò, чтобы не сбылось слово Божие, то есть: хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, – и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила ( Быт.25:1–16 ). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя ( Быт.21:12 ). 9: 8. Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя. 9: 9–13. Так, хотя Исаак по обетованию рожден и Ревекке по обетованию дарованы были сыновья, но, когда они еще не совершили ничего доброго или злого, предварительно открыл цель избрания Божия в том, что сказано ей: бóльший будет рабствовать меньшему ( Быт.25:23 ). Но это призвание не от дел, но от Призывающего, то есть от Самого Благословляющего. 9: 14–15. Итак, неужели дерзнем сказать, что неправда у Бога? Никак. Ибо Моисею Он так сказал: пожалеть кого пожалею 522 . Но хотя это у вас прежде сделано, т. е. что избрал и отверг без дел, – и также вас возлюбил, а язычников возненавидел, между тем как вы своими злыми делами едва отличались от язычников: однако ж не новым чем-либо было то, что совершено у язычников. Прежде чем в ваших писаниях было начертано и обозначено вхождение язычников (в церковь Христову) в том, кого избрал и кого отверг от чрева без греха, и возлюбил и возненавидел по произволению при —40— Моисее, – отвержение ваше, которое определено было ради злодеяний ваших, совершалось уже в бывшее без преступления отвержении Исава и язычников. 9: 16. Итак, по вышеприведенным свидетельствам дело помилования нисколько не зависит ни от желающего, ни от подвизающегося, но от милующего Бога. Ведь прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, – то ропщите и на то, зачем избран Исаак, – а также: почему из рожденных вместе братьев Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf В 5-е воскресенье Великого поста в Церкви вспоминают преподобную Марию Египетскую. Кто была эта женщина? Сохранилось ее житие. Его в начале 7-го века написал известный церковный писатель того времени Иерусалимский патриарх Софроний (+638) 1 . Она родилась в Египте. В 12 лет бросила родителей и переселилась в Александрию, огромный город, центр торговли, промышленности и образованности тогдашнего Средиземноморья 2 . Жизнь большого города была полна соблазнов, и Мария не устояла перед ними. Она предалась блуду, и по ее собственным словам целых 17 лет жила в разврате 3 . Однажды в порту она увидела корабль, и узнала, что он плывет в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Терять ей было нечего, и она решила поплыть туда же. В Иерусалиме вместе со всеми паломниками она пошла в великолепный храм Воскресения Христова, и вот тут-то произошло нечто для нее абсолютно непонятное. Толпы людей входили внутрь, а ее как будто кто-то отталкивал и не давал дойти до дверей церкви 4 . «Отчаявшись, – говорит она, – я со стыдом встала в углу притвора и начала думать, какая вина не позволяет мне увидеть Крест Господень. И вдруг поняла, мерзость моих дел мешает мне войти в церковь . Тогда я стала горько плакать, бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца». И тут, неожиданно для себя, Мария свободно и беспрепятственно вошла в храм, поклонилась Кресту и взмолилась о помощи к Пречистой Деве Богородице. Так совершилось ее обращение к Богу. Затем она ушла в Заиорданскую пустыню, где и провела оставшиеся 48 лет своей жизни. Там и умерла в 522 году 5 . Трудно сказать, что мешало ей войти в храм. Скорее всего, пробудившаяся совесть, голос которой тогда для нее еще звучал как чужой. Известна дата, с которой в Церкви начали всенародно совершать ее память. Это 691 год 6 . А на богослужении до сих пор читают житие, так оно трогает и умиляет. Но почему? Да потому, что показывает бездну любви Божией к человеку, которая так велика, что Бог не может силой принуждать свое творение прийти к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Границы Волынской епархии. Её пространство, народонаселение, устройство поверхности, реки, озёра, болота, почва, царство ископаемых, климат, разделение на округи и её управление Волынская епархия, пределы которой совпадают с пределами Волынской губернии, составляет одну из трёх епархий юго-западного края Европейской России 42 . Границами её служат на севере – Гродненская и Минская губернии, на востоке – Киевская губерния, на юге – Подольская губерния, на юго-западе и западе – Австрийская империя (Галицкая или Червонная Русь) и на северо-западе – Люблинская губерния. Епархия эта лежит между 49° и 52° северной широты и между 41¼° и 47½° восточной долготы. Она занимает пространство в 63,126 кв. вёрст. По пространству своих площадей уезды епархии располагаются в следующем порядке: 1) Овручский – самый большой – занимает 9272,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 2,9 кв. вёрст; 2) Ровенский – 7567 кв. вёрст, из которых под озёрами 3,5 кв. вёрст; 3) Житомирский – 6732,1 кв. вёрст; 4) Луцкий – 6625,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 9,4 кв. вёрст; 5) Ковельский – 6459,1 кв. вёрст, из которых под озёрами 38,9 кв. вёрст; 6) Новоград-Волынский, – 6381,4 кв. вёрст; 7) Владимир-Волынский – 5692,8 кв. вёрст, из которых под озёрами 45,5 вёрст; 8) Дубенский – 3477,7 кв. вёрст; 9) Заславский – 3055,2 кв. вёрст; 10) Кременецкий – 2919,1 кв. вёрст; 11) Острожский – 2693 кв. вёрст; 12) Староконстантиновский – самый меньший – 2249,8 кв. вёрст. На этом пространстве епархии живёт народонаселения всего – 2,140,490 человек. По числу жителей, города епархии располагаются в следующем порядке: 1) Житомир – 54,827 душ обоего пола; 2) Староконстантинов – 17,978 д. об. п.; 3) Острог – 16,522 д. об. п.; 4) Ковель – 13,980 д. об. п.; 5) Луцк – 13,771 д. об. п.; 6) Новоград-Волынск – 13,586 д. об. п.; 7) Кременец – 10,579 д. об. п.; 8) Заслав – 10,117 д. об. п.; 9) Владимир-Волынск – 8,042 д. об. п.; 10) Ровно – 7295 д. об. п.; 11) Дубно – 7255 д. об. п. и 12) Овруч – 6478 д. об. п.; всего в городах жителей – 180,430 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010