«Дидаскалия» содержит пространные увещания, призывающие пастырей к милосердию и пытающиеся переубедить ригористов, которые отвергали возможность прощения согрешивших. Два раза в памятнике говорится о возложении рук епископом для примирения грешника с Церковью, и это сравнивается с Крещением: Когда тот, кто согрешил, раскается и возрыдает, прими его. И, когда весь народ будет молиться о нем, возложи на него руку и разреши ему отныне пребывать в Церкви (гл. 7//Nau. La Didascalie... P. 60; Vööbus. The Didascalia... P. 68, стр. 23–25; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. II, гл. 18. 7//SC. 320. P. 192–193)... Подобно тому как ты крестишь язычника и принимаешь его, так же возлагай руку на такого человека, в то время, как все молятся о нем, и затем введи его [в общину] и дай ему приобщиться с Церковью. Воистину, это возложение руки будет ему вместо Крещения – ведь посредством или возложения руки, или же Крещения они [присоединяющиеся к Церкви. – Ред.] получают общение Духа Святого (гл. 10//Nau. La Didascalie... P. 96; Vööbus. The Didascalia... P. 114, стр. 10–16; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. II, гл. 41. 2//SC. 320. P. 272–273; другие упоминания о общении Святого Духа см. в гл. 26//Nau. La Didascalie... P. 213, 215; Vööbus. The Didascalia... P. 238, стр. 13; P. 241, стр. 2; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. VI, гл. 27. 2–6//SC. 329. P. 378–381). В гл. 16 епископу предлагается не отказываться от помощи диакониссы – особенно в том, чтобы женщины могли без смущения принимать Крещение и помазание, и для посещения больных женщин (Nau. La Didascalie... P. 134–137; Vööbus. The Didascalia... P. 155–160). Но женщинам запрещается крестить: Это – нарушение заповеди и представляет собой огромный соблазн как для той, которая крестит, так и для того, кто крестится (гл. 15//Nau. La Didascalie... P. 129, Vööbus. The Didascalia... P. 151, стр. 8; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. III, гл. 9//SC. 329. P. 142–143). Несмотря на краткость указаний «Дидаскалии» на чин покаяния, католические богословы много интересовались этим текстом в спорах, последовавших за Тридентским Собором. Некоторые пытались показать древность практики, подтвержденной этим Собором, чтобы оправдать тем самым устную исповедь. В этом контексте «Дидаскалия» кажется очень интересным свидетельством. В рассуждениях догматистов о ней встречаются такие выражения, как «таинство Покаяния», «таинство Примирения [с Церковью]», «таинство возложения рук»; отлучение понимается как «смерть для таинств». В действительности такие выражения полностью чужды языку «Дидаскалии». Сказанное относится и к тем богословским теориям, которые утверждают, что, согласно этому тексту, отлучение (экскоммуникация) полностью отлучает от «таинств», хотя в самом памятнике речь идет об отлучении только от Причащения 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

88. ВХРМ. 89. См.: Ковалевский П.Е. Ук.соч. - с.320-324. 90. См.: Кнорринг Н. Воспоминания о Спасском. - Сборник, Париж, 1938. - с.86.; Кнорринг Н. Сфаят. Ук.соч. - с.157. 91. Записка по истории Касабланского прихода. - УХКМ. 92. Там же. 93. Там же. 94. См.: Ковалевский П.Е. Ук.соч. - с.320-324. 95. Марков А. Монастыри пустыни. -//РМ, 1950.12.4. 96. Греко-мелькиты, - (от аль-малик (араб.) сторонники императора) христиане говорящие на арабском языке, сохранившие византийский обряд в богослужении, с 1443 г. признали унию с Римом, возглавляются патриархом Антиохийским (Сирия). 97. Захаров Николай, прот. Отчеты. - ОВЦС МП. Архив. 98. Егоров Анатолий, прот. Отчеты. - ОВЦС МП. Архив. Глава 2. Русские воинские традиции в Африке Часть 1. Иностранный легион Россияне на службе в Легионе в досоветский период Одной из наиболее малоизученных сторон русской жизни в диаспоре является тема присутствия русских людей из числа профессиональных военных, оказавшихся в рядах французского Иностранного легиона. Дело в том, что материалов на эту тему очень мало, и то немногое, что мы имеем, принадлежит к разряду мемуарной литературы. С одной стороны, создавшаяся ситуация отчасти объясняется тем, что это специальное военное заведение, по вполне понятным причинам, строго соблюдает определенный режим секретности. С другой стороны, люди, которые попадали служить в легион, совершенно не были настроены на писательский лад. Это были суровые солдаты, преданные приказу и долгу. Но, тем не менее, постараемся составить целостную картину, из того немного имеющегося в наличии материала. Французский Иностранный легион был создан в 1831 г. После провозглашения герцога Луи-Филиппа Орлеанского королем Франции, бельгийский бар. де Бегар, состоявший на французской службе, выступил с идеей создания специального воинского подразделения, преданного метрополии, но не связанного никакими узами с самой Францией, способного выполнять задания любой сложности и обеспечивать боеспособность на высоком уровне. Легионерами могли становиться мужчины иностранцы в возрасте от 18 до 40 лет. Законодательно оговаривалось использование легиона в военных действиях только за пределами Франции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

общин. Нек-рые меры К., видимо, были продиктованы растущим влиянием христиан на рим. общество и стремлением закрепить атрибуты поведения христианина (в основном лишь внешние). Закон от 15 мая 319 г. (CTh. XVI 10. 1) запрещал гадания в частной обстановке; в то же время публичные гадания жрецов по-прежнему считались дозволенными. Когда в амфитеатр в присутствии К. ударила молния, он законом от 17 дек. 320 г. запретил проводить гадания по этому случаю (CTh. XVI 10. 1). Интересам аскетов различного толка, в т. ч. и первых монахов-христиан, должен был служить принятый К. закон от 31 янв. 320 г., отменявший специальные налоги на безбрачие, введенные некогда имп. Августом; закон не касался бездетных семей (CTh. VIII 16. 1; Euseb. Vita Const. IV 26; Sozom. Hist. eccl. I 9). 1 окт. 325 г. был издан запрет на проведение гладиаторских боев, вероятно, в связи с общим запретом на любые виды кровавых жертвоприношений (CTh. 15. 12. 1; Euseb. Vita Const. IV 25; Socr. Schol. Hist. eccl. I 18; Sozom. Hist. eccl. I 8). Запрет фактически не исполнялся или по крайней мере был существенно смягчен после смерти К. Гладиаторские бои в Римской империи были окончательно запрещены лишь имп. Гонорием в нач. V в. ( Theodoret. Hist. eccl. V 26). Был введен запрет на распятие как на форму казни; оно было заменено казнью через повешение ( Aur. Vict. De Caes. 41. 3-4; Sozom. Hist. eccl. I 8). 21 марта 315 г. К. запретил клеймить лица осужденных; предписывалось ставить клеймо на ноги арестантов (CTh. IX 40. 2). Такой же тенденции к гуманизации наказания преступников был подчинен указ К. об обязательной прогулке для заключенных. Среди социальных нововведений, принятых под влиянием христианства, наиболее важен был закон о запрете конкубината, изданный 21 июля 336 г. и ставший в исторической перспективе очень важным шагом на пути к равноправию мужчин и женщин (CTh. IV 6. 3; CJC. V 27. 1). С этого момента рим. право признавало только одну форму брака, которая подразумевала равенство социального статуса и взаимную имущественную ответственность супругов.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Эволюционист Джулиан Хаксли однажды подсчитал, что шанс появления лошади в результате эволюции составляет 1 из 1000 1 000 00 . Он признал, что никто не стал бы держать пари при такой ничтожной вероятности выигрыша (Huxley, 45–46). Разумеется, многие эволюционисты знают об этих вероятностях и говорят: «Что ж, за достаточно долгое время всё может произойти». Но было ли достаточно времени? Допустим, Вселенная целиком состояла из одних только аминокислот (что чрезвычайно далеко от истины). Тогда имелось бы 10 77 исходных молекул. Если мы будем случайным образом соединять все эти аминокислоты со скоростью одного звена в секунду на протяжении периода, общепризнанного в качестве возраста Вселенной (15 миллиардов лет), то вероятность возникновения простейшей формы жизни уменьшится до 10 – 14  999 9 99 905 . В знаменателе здесь стоит единица с пятнадцатью миллиардами нулей. И двадцати миллиардов лет не хватило бы, даже если бы Вселенная была до предела набита строительными блоками для формирования живой материи. В ответ на эту критику эволюционист может возразить: «Но ведь это произошло только один раз. Сдача «совершенного расклада» карт в бридже – тоже событие крайне маловероятное, но оно случается». Это верно. Такое возможно. Но вероятно ли это? Какова вероятность того, что эволюционная гипотеза верна? Дэвид °Юм сказал, что мудрый человек всегда соизмеряет свои убеждения с имеющимся свидетельством. Все свидетельства указывают, что Вселенная слишком мала и слишком недавно возникла, чтобы допустить случайное зарождение жизни, даже в простейшей её форме. Учитывая сентенцию Юма, как может мудрый человек верить, что жизнь появилась спонтанно, по чистой случайности, если все свидетельства указывают, что это практически невозможно? С другой стороны, какова вероятность того, что в повествовании Моисея о творении все акты творения лишь случайно оказались расположены в правильном порядке? Допустим, было восемь последовательных актов творения (сотворение Вселенной, света, воды, атмосферы, моря и суши, жизни в море, наземных животных и человека), которые могли бы располагаться в любом порядке. Это перестановки: 8 х 7 х 6 х 5 х 4 х 8 х 2 х 1=4 320. Тогда шанс для Моисея записать события в правильном порядке составлял лишь 1 из 4 320.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

г) Нелишним будет указать некоторые детали в предложенной античной символике. Прежде всего надо точнейшим образом отдавать себе отчет в том, что все эти первоначала обязательны, стихийны и умопостигаемы одновременно. Все знают, например, что, по Фалесу, все происходит из воды, но мало обращают внимания на то, что Ферекид Сирский (7 B 1a) понимает эту воду как хаос (со ссылкой на Гесиода, Theog. 116), равно как и Зенон стоик (SVF I 104). С другой стороны, хаос меньше всего трактовался как смешение стихий (впервые в этом виде он выступает только у Овидия, Met. I 5 – 9). Хотя он и " черный " (Orph. Argon. 421 Abel.), все таки это, несомненно, понятие, как говорили тогда, " умопостигаемое " , как об этом отчетливо говорит Евдем, излагающий у Дамаския (I 319 – 320) орфическую теогонию: " Гесиод же, повествуя о том, что сначала произошел хаос, как мне кажется, назвал хаосом непостижимую и всесовершенно пребывающую в единстве природу умопостигаемого " (319, 16 – 320, 2). После всех этих античных концепций будет уже трудно, а кроме того, и бесполезно, различать в античной символике, где тут чувственность и мышление, где тут субъекты и объекты и где тут материальное и идеальное. Идеальное, например, представлено здесь упорным пониманием всех этих фигур и идей как умопостигаемых, как доступных будто бы только одному мышлению. Вместе с тем материальное представление здесь не просто в отвлеченной форме, а со всеми курьезами античного териоморфизма. Впрочем, с античной точки зрения тут нет ровно ничего курьезного. И если говорится о существе с головами разных животных и вообще с разными элементами зооморфизма, то это только указывает на всеобщность основной порождающей модели, которая может подчинять себе не только какое нибудь одно животное, но и сколько угодно других животных или их органов. Здесь упорная и настойчивая порождающая модель античной мысли, где нет ничего не только материального, идеального, чувственного, мысленного, но уж и подавно нет принципиального различия между субъектом и объектом.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Греческий оригинал славянского перевода предполагает, видимо, наличие предшествующего сирийского текста, о чем свидетельствуют и введенные в него гимны и ряд мест, указывающих, по всей вероятности, на непонимание греческим переводчиком сирийского текста 186 . Опираясь на исторические реалии, представленные в апокрифе, исследователи относят его обычно к III в. [Апокрифы, 1976, т. 1, 2, с. 425; Борнкам, 1936, с. 320]. «Деяния апостола Фомы» были популярны в сирийском гносисе и связаны с одним из каналов его влияния на раннее манихейство [Борнкам, 1936, с. 320–323]. Это было исторически первое изложение жития апостола Фомы, лежащее у истоков биографических сведений и канонической передачи. Одно из основных отличий канонической версии сюжета (имеются в виду версии более полные, чем начальная синаксарная) от апокрифической можно видеть в определенной редукции психологизирующих фантазий, выражающих претензии на знание «тайных» отношений основателя христианства с его учениками. Проникшие на. Киевскую Русь сведения о начале апостольской миссии в Индии не оставались в узком кругу переводчиков и редакторов греческих текстов. Данные по южнославянской письменности позволяют предположить возможность устного распространения сошедших в фольклорную среду рассказов об апостоле Фоме и чудесном индийском дворце 187 . Несравнимо большую популярность на Руои история Фомы получила через содержавший ее «бестселлер», разошедшийся здесь в рукописных сборниках с XIII – XIV вв., – «Сказание об Индейском царстве», изображавшее Индию страной идеального социально-этического порядка и сказочных богатств. Сочинение, прославившееся фантастическим изображением этой страны в послании легендарного индийского царя Иоанна греческому императору Мануилу, включало наряду с описаниями волшебных птиц Феникса и Нагуйя, драгоценного камня кармакула, песочного моря, сладких рыб, рогатых и четвероруких людей и золотых яблок также отдельные исторические данные о стране. К ним относится сообщение о дворце, построенном апостолом Фомой для одного из индийских царей в «Великой Индии» и о лежащих в ней мощах апостола. Сказание возникло в Византии в XII в., – в эпоху напряженных ожиданий освобождения христианства на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При совершении Богослужения, особенно Божественной Литургии, священник должен пребывать в мирном, примирённом со всеми состоянии. «Тяжкий грех – служить обедню, не примирившись с врагом, особенно если он служит вместе. Через этот грех диавол может овладеть человеком, который имеет нечто на другого, и могут выйти во время самой службы неприятные последствия в душе и даже вне» (2: 399). И святой Пастырь увещевает: «Всячески воздерживайся во время обедни от малейшего порыва гнева, всячески старайся сохранять в душе мир, всячески старайся, чтобы сердце твоё не зазирало тебя; от малейшего зазрения сердца вера покинет его» (2: 357). И более того, иерей «как представитель на Земле Начальника мира и тишины, как образ Иисуса Христа», должен постоянно иметь в своём сердце мир и молитвенное расположение, чтобы ему всегда «истинно, от избытка сердечного мира преподавать людям Божиим мир и благословение, чтобы в мире душевном совершать все службы, таинства и молитвословия, чтобы всегда быть готовым к молитве, которая по преимуществу есть принадлежность священника» (2:184–185). Священнодействовать должно спокойно, со вниманием, без малейшей торопливости. «Во время священнодействия, – учит Батюшка, – непременно старайся быть совершенно спокойным, ничем не развлекаясь и не возмущаясь» (2: 484). Молитвы читай «с искренним, совершенным спокойствием, тихо и несколько нараспев» (2: 389). Строго смотри «за собой, чтобы каждая молитва была читаема от души, неспешно» (2: 483), со вниманием, членораздельно – «душевные мучения после скорого, невнятного, робкого чтения есть Его праведный, обличающий гнев» (2: 319). Если заторопишься и собьёшься – остановись и «приложи сердце» (2: 272). «Ты торопишься при чтении молитв из раболепства людям, незаметного для тебя самого; старайся угодить только Богу и читать слово за словом» (2: 320). Помни: «Бог жестоко наказывает за поспешное, невнимательное чтение» (2: 398). Должно быть внимательным ко всем церковно-богослужебным действиям. Нельзя пренебрегать ничем: молитвой, ектенией, возгласом...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

вскоре после учреждения Великоустюжской и Тотемской епархии. 1171 В этой казне значилось по описи наличными деньгами 16 рублей да кабал на 61 руб. 7 алт. 3 ден. Всего оказались выданными 27 ссуд 26 лицам. Наибольший размер ссуды был 14 руб.; такую ссуду получил некто Ф. Шушкин с товарищем, очевидно, какое-то сельское склад- —319— ническое предприятие; далее, была одна ссуда в 5 руб., две по 4 руб., девять ссуд от 2 до 1 руб., четыре ссуды ровно по 1 руб. и десять ссуд менее рубля: в 25 алтын, 23 алт. 2 ден., и т. д. 1172 Наименьшим размером было 10 алт. – две ссуды. Следовательно, в то время, как монастыри являлись крупными банками, приходские церкви были разветвленными учреждениями мелкого сельского кредита, и этот кредит был тем благотворнее, что он в противоположность монастырскому был беспроцентным. 1173 Заем обеспечивался распиской, кабалой, но давался и без кабалы. 1174 Иногда обеспечением служил залог земли или заклад движимых вещей. Вот почему в церковной казне, как в современной нам ссудной кассе, хранились иногда вещи домашнего обихода: серьги, перстни, пуговицы с жемчугом, овчины, кафтаны сермяжные, какая-нибудь «однорядка синяя да рубашка, шитая шелком и золотом, поношенная» и т. п. Приведем для примера составленную в 1686 г. опись церковной казны прихода Яхренской волости Устюжского уезда. Кроме церковных книг, колоколов, немногочисленной церковной одежды и довольно богатого запаса медной церковной утвари, как-то: 5 котлов, 1 водосвятной и 3 канунных чаш, 1 блюда, 4 подсвечников, укропника и купели, в составе этой казны значилось: наличными деньгами в разных сортов монете 153½ р. 12 алт. 2 д.; далее, разного хлеба в амбарах на погосте и в двух церковных деревнях: ржи, овса, ячменя, корогу (?), пшеницы, семени конопляного – 626 мер, 141 копна сена, 17 пудов конопли, 12 безменов воску, 2 пуда 2 безмена меду. Затем указаны разного рода долговые обязательства и другие письменные документы, именно: денежных кабал «всемирских», т. е. выданных на себя всем земским миром Яхренской волости на 182 р. 30 алт.; таких же кабал на отдельных лиц на 133 руб. 9 алт. 2 д.; «хлебных» кабал, т. е. расписок по займам хлебом на 63 меры. В числе пись- —320— менных документов упоминаются старые письменные крепости на церковную половину деревни Окулова, закладная запись на половину деревни Кускова. Наконец, следует перечень разных вещей, часть которых были закладами в обеспечение займов: 18 золотников зеленого шелку, 4 драгоценных камня: два красных, 1 белый и 1 зеленый, 7 серег, «закладных», 1 пояс шелковый, 2 конца конопляной спуски (?), 1 локоть красной юфтяной кожи, безмен, ключи от церковных зданий и амбаров и 2 коробки – «большая окованная, а другая с прутками же». Тут же в церковной казне хранилась и «всемирская коробка» с разного рода письменными документами волостного мира. 1175

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– о Богородице: «Она – женский Архетип, Архетип Вечно-Женственного, и в то же время – женская София-Мудрость» (т. 2, с.116); в одной этой фразе содержится несколько неприемлемых с христианской точки зрения идей: 1) понятие «архетипа», которое ввел в научный обиход Карл Юнг; 2) тем более сомнительна идея «Архетипа Вечно-Женственного», как и просто «Вечно-Женственного»; 3) что касается «Софии-Мудрости», то софиологический подход, несмотря на все усилия некоторых философско-ориентированных богослов, так и не признан церковью – в силу множества присутствующих там проблем и ошибок; – об Эросе: «Сердце – центр Эроса, божественного и человеческого...» (т. 2, с.320). Скажем о последнем подробнее. Позов использовал такие словосочетания, как «аскетический Эрос» (т. 2, с. 318), «сверхкосмический Эрос» (т. 2, с. 339), «божественный Эрос» (т. 1, с. 282; т. 2, с. 156, 229, 238, 273) и «Божественный Эрос» с двумя заглавными буквами (т. 1, с. 240, 272, 280, 303; т. 2, с. 148, 257, 294, 315). Так, например, он писал: «Человеческий Эрос можно понять по аналогии с Божественным Эросом, который формулирован в Евангелии, как любовь Бога к Сыну (и Духу) и к миру ( Иоан. 5, 20 ), которая безгранична. “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог” ( 1Иоан. 4, 16 )» (т. 2, с. 315). При этом Позов просто «не заметил» что в греческом тексте Нового Завета ни разу не используется термин эрос и что как любовь Бога к человеку, так и любовь человека к Богу обозначается только термином любви-агапе. Это очень принципиально и показывает, непонимание Позовым как буквы, так и духа Новозаветного учения о любви. Подробнее о последнем мы уже писали раньше, приводя соответствующую аргументацию (Зенько. 2007). Перейдем к общим выводам : – приходиться констатировать, что несмотря на отдельные интересные и полезные идеи работа Позова «Основы древне-церковной антропологии» имеет общую нехристианскую, а нередко и антихристианскую, оккультную направленность; – Позов практически везде смешивает святоотеческие мысли и оккультные идеи, а это может иметь очень негативные последствия: читатель его книги сначала как бы успокаивается наличием имен признанных христианских авторитетов, а потом в сознание читателя внедряются либо собственные сомнительные мысли Позова, либо оккультные и нехристианские идеи;

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/d...

Что же оказывается? Оказывается, что всего пространства земли в Европейской России – 4.225.160 квадратных верст. На нем проживает населения городского –11.830.546 человек, сельского – 82.384.869 человек, а всего – 94.215.415 человек. Таким образом, в Европейской России на одну квадратную версту приходится почти по 19,7 человек. Всех сельских поселений в Европейской России по переписи 1894 года было 502.653, а всех дворов –10.626.028. В 1903 году числилось земель: 1) во владении частных лиц, не исключая и крестьян, как частных владельцев, – 95.680.625 казенных десятин: 2) общинных крестьянских наделов – 125.873.547 десятин, т. е. несколько более, чем по 1% десятины на каждого человека; 3) земель казенных и удельных – 150.555.338 десятин, и, наконец, 4) земель, принадлежащих – , общественным, церковным, учебным и благотворительным учреждениям – 10.016.216 десятин. Если мы обратим внимание на процентное отношение землевладения к общему количеству земли в Европейской России, то мы увидим, что 1) частновладельческих земель здесь, только 25%; 2) крестьянской надельной – 33%) удельной, кабинетской и государственной – 39,4%; наконец, 4) земель прочих учреждений (церквей, монастырей, учебных заведений, различных приютов, богаделен и т.п.) 2,6%. В частности, на правах собственности в Европейской России владеют землею: дворяне – в количестве 65.297.858 десятин, что равняется 68,3% от всего количества земли; купцы – 12.858.815 десятин или 13,4%; крестьяне – 12.577.867 десятин или 13,1%; мещане – 2.747.572 десятин или 2,9%; наконец, остальные владельцы – духовенство, немецкие и французские колонисты, заводы, школы, приюты, богадельни и другие благотворительные учреждения – 2.186.320 десятин или 2,3%. Кстати сказать, в течение последние двадцать лет замечается в значительной степени уменьшение частного землевладения и дворян, и купцов, и увеличение такого у крестьян и мещан, что само собою говорит о том, что положение крестьян в России не ухудшается, а улучшается. Кроме того, нельзя не обратить внимания еще и на то обстоятельство, что крестьяне владеют, говоря вообще, лучшими и более плодородными землями, чем другие землевладельцы (во Франции перед революцией было как раз наоборот). Так, например, в Архангельской губернии, где земля наименее удобна для хлебопашества, крестьянских наделов считается только 0,5%, за то в Курской губернии они равняются 62,4%, в Воронежской – 66,9%, в Саратовской – 51,3%, в Харьковской – 58,7% и т. д. Частные владения крестьян в Пермской губернии, неудобной для хлебопашества, равняются только 1,1%, в Минской, где много болот и другой неудобной земли – 1,4%, зато в Ярославской частновладельческих крестьянских земель – 35,6%, в Тверской – 37,8%, в Рязанской–18,2%, в Самарской – 23,5%, в Таврической – 26,4%, в Екатеринославской – 23,7%, в Харьковской – 13,4% и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010