Плч. 5 :12. Князья повешены руками их, старцы не почитаются. Плч. 5 :13. Молодые 128 поднимают плач, юноши изнемогают от (ноши) дров 129 . Плч. 5 :14. Старцы не сидят 130 у ворот, юноши 131 не поют своих песней. Плч. 5 :15. Прекратилась радость сердца нашего: хороводы наши обратились в сетование. Плч. 5 :16. Спал венец с головы нашей, горе нам, что мы согрешили! Плч. 5 :17. О сем болит 132 сердце наше, от сего померкли глаза наши: Плч. 5 :18. О горе Сионе, что лисицы ходят по ней, ибо она опустела. Плч. 5 :19. Но Ты, Господи, пребываешь во веки, престол Твой в род и род. Плч. 5 :20. Зачем навек забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Плч. 5 :21. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся, обнови дни наши, как прежде. Плч. 5 :22. Ужели Ты совершенно отверг нас, прогневался на нас безмерно? 133 Книга пророка Иезекииля Предлагаемый перевод книги пророка Иезекииля есть продолжение напечатанного вполне аналогичного перевода книг Притчей (Каз. 1908 г.), Исаии (Каз. 1909г.) и Иеремии и Плача (Каз. 1910 г.), и составлен по тому же плану и типу, как и предшествующия работы. В основу перевода положены те же издания, какими руководились и в предыдущих книгах, а равно и те же были научныя пособия 1 . Все эти вопросы, посему, опускаем. При переводе книги Иеремии мы принуждены были долго останавливаться на основном тексте для перевода: греческом или славянском, так как славянский перевод в ней значительно удален от греческого и приближен к Вульгате. В книге Иезекииля этого нет. Славянский перевод, как и в Притчах и Исаии, близок до копиизма к греческому тексту, особенно в издании Фильда и отмечаемых у Свита и Вигуру вариантах Александрийского кодекса. Не нашли мы соответственных славянскому переводу чтений в еврейском, греческом и латинском тексте в следующих местах: 1, 21. 2, 3. 4, 6. 5, 3. 6, 6. 11. 12. 10, 16. 17. 12, 20. 39. 22, 10—11. 23, 49. 24, 8. 26, 17—18. 27, 21. 28, 26. 29, 3. 32, 30—31. 33, 24. 26. 30. 37, 25. 39, 16—17. 40, 40. 41, 26. 42, 1. 8. 43, 26. 44, 4. 15. 22. 47, 4. 48, 10 (всего 38 слов). Мы заметили пропуски в славянском переводе в 32, 26. 37, 27. μ —14, 5. 43, 27.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если же опять нужен закон, то без сомнения нужна не часть его и не одна какая-нибудь заповедь, но нужен весь закон; а если весь, то таким образом мало-помалу уничтожится и оправдание верою. Если ты соблюдаешь субботу, то почему и не обрезываешься? Α если будешь обрезываться, то почему не станешь приносить и жертвы? Если в самом деле необходимо исполнять закон, то необходимо исполнять его весь; если же всего исполнять не нужно, то не нужно исполнять и части его... Α если необходимо исполнение всего закона, то необходимо отвернуться Христа... то не исполняющие его – преступники, и виновником этого преступления закона окажется у нас Христос, так как Он Сам разрешал от исполнения закона и другим повелел разрешать. Видишь до чего доходят иудействующие? Христа, виновника нашего спасения, они выставляют виновником и греха, как и Павел говорит: неужели Христос есть служитель греха?». 680 ( Гал.2:17 ) 10) Иисус Христос повелел исполнять заповедь о субботе: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). Сам Господь объяснил ( Ин.15:2 ) ученикам, какие Он здесь разумеет заповеди: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (о субботе ничего не сказал). Если о любви к Богу Господь не упомянул, то потому, что она неразлучна с любовью к ближнему; последняя предполагает первую и наоборот (ср. 1Ин.4:20–21 681 ). «Видишь ли, – говорит святой Иоанн Златоуст , – что любовь к Богу тесно связана с нашею и соединена с нею как бы некоторою цепью? Потому-то Христос иногда говорит о двух заповедях ( Мф.22:40 ), а иногда об одной ( Мф.7:12 ), так как невозможно, получив одну, не иметь и другой... Если пребывание в Боге зависит от любви, а любовь от исполнения заповедей, а заповедь состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то, очевидно, пребывание в Боге зависит от нашей взаимной любви». 682 Во время Своей земной жизни Иисус Христос никогда не давал заповеди о субботе. как утверждают сектанты. Когда законник спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоею всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (о субботе не упомянул); на сих двух заповедях (а не на заповеди о субботе) утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:35–40 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1903. 449s.) служит опрою для критического предположения о различии писателей и редакторов Пятокнижия. Можно ли, в самом деле, видеть в этом повествовании «двух писателей», ясно сохранивших воспоминание о себе в употреблении разных имен Божиих? Начнем хоть с елогиста. О чем и как он повествует? «Сыны Божии (Елогим) увидели дщерей человеческих… брали их себе в жены (6, 2) и стали рождаться исполины с того времени, как сыны Божии (Елогим) стали входить к дщерям человеческим (6, 4). Ной ходил перед Богом (Елогим 6:9). Он имел трех сыновей…Земля растлилась перед лицом Божиим» (Елогим 6:10–11). Он же излагает повеление Божие Ною о построении ковчега (6:12–22): «и сделал Ной все, как повелел ему Бог» (6:22). Далее, по Деличу, слогистический памятник начинается в 7гл. с 10 стиха, но нужно начать с 9-го: «по паре мужского пола и женского вошли к Ною в ковчег, как Бог (Елогим) повелел Ною», сюда же по грамматическому строю речи нужно отнести и 8ст. и даже 7ст., но в них упоминается о чистых и нечистых животных, о коих говорит лишь иеговист… «Спустя семь дней воды потопа пришли на землю и вошли мужской пол всякой плоти и женский пол всякой плоти, как повелел Бог» (7:10–16) и пр. «и вода усиливалась на земле 150 дней» (7:17–24) и дальнейшая история с вороном и голубкой до выхода из ковчега (8:1–19). Затем, благословение Богом Ноя, заповеди ему (9:1–17). В общем, как видно, это повествование довольно складно и последовательно излагает историю потопа. Таково ли повествование иеговиста? «Сказаг Господь (Иегова): не вечно Духу Моему быть пренебрегаему человеками, пусть будут дни их 150 лет (6:3). И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… и раскаялся Господь, что создал и сказал: истреблю с лица земли человеков… до скотов и гадов и птиц небесных истреблю. Ной же обрел благодать пред очами Господа» (6:5–8). Далее: «и сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег (неизвестно кем, когда и из чего построенный)… ибо через 7 дней Я буду изливать дождь на землю 40 дней и 40 ночей, и истреблю все существующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1) Бог воссел на престоле; справа и слева от Него стоят Его советники. 2) Вопрос Царя к добровольцам: «Кто склонил бы Ахава?» 3) Некто предлагает себя. Выступает один «дух» и говорит: «Я склоню его». 4) Диалог между Царем и добровольцем: «Чем?» – «Тем-то и тем-то». 5) Царь посылает его: «Пойди и сделай так» (3Цар 22:19-22). В основных чертах такова же схема призвания Исайи, хотя в Ис 6 имеются и другие факторы (возражение, Ис 6:5; поставление, Ис 6:6-7). Сначала Исайя описывает Божественный совет: Господь восседает на высоком и превознесенном престоле, а вокруг Него – крылатые серафимы, воспевающие Его святость. Кстати, пророк Исайя – первый библейский автор, называющий Бога Царем ( melekh ). До него этот титул не применялся к Богу, чтобы не возникало путаницы с хананейским божеством, которое в Библии называется Молохом. Исайя говорит: «Глаза мои видели Царя, Господа воинств [ангельских]» (Ис 6:5). Решающим моментом этой схемы является вопрос о добровольце для исполнения определенного поручения и самовыдвижение пророка, который в каком-то смысле берет инициативу призвания в свои руки: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня! И Он сказал: пойди и скажи этому народу… (Ис 6:8-9). Здесь полная пророческая свобода. Бог предлагает лишь некоторую возможность, которую призываемый не должен упустить. Бог не требует, не заставляет, не обязывает, Он лишь «советуется» с пророком по поводу собственной инициативы, так, как советуется человек со своим близким другом. В какой-то мере этот Божественный совет имеется и в призвании Второ-Исайи (Ис 40), где в хор советников вступают различные небесные голоса (Ис 40:6 и др.), стимулирующие выбор пророка. Владыке мироздания для осуществления Своих планов требуется мужество людей: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). Третий тип призвания наиболее сильно подчеркивает свободу призываемого и стремление Бога к соработничеству с человеком.

http://bogoslov.ru/article/4795402

Глава IX Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28). В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея. Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворному небесному» святилищу Христову ( Евр.9:11 и Евр.9:24 ). Евр.9:2 .  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Евр.9:5 .  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37, 9:4 ; Лев.24:6 ; Чис 4:12 ; о Завесе Исх 26:33 ; о прочих предметах скинии – Исх 30:1–3, 25:10–11 ; Чис 17:10 ; Втор 10:1 ; 1Цар 4:22 ; Иез 9:3 ; Исх.40:26 и Исх.40:34 ; Лев.16:14–15 . Обо всем этом, по выражению апостола, «не нужно теперь говорить подробно», потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Образ пастыря был хорошо известен иудеям по ветхозаветным писаниям. Особенно часто встречается он у пророков. Пастырем называется Сам Бог ( Ис.40:11 ; Еккл.12:11 ), так как Он обличает, вразумляет, поучает и обращает, как пастырь стадо свое ( Npeм. I . С. С. 18, 13). Пастырями называются и те, которым вверил Он попечение о Своем народе, т. е. прежде всего священники иудейские. Эти пастыри оказались не на высоте своего призвания. Они отпали от Бога ( Иер.2:8 ), сделались бессмысленны и не искали Господа ( Иер.10:21 ), губили и разгоняли овец паствы Божией ( Иер.23:1 ), совратили их с пути ( Иер.50:6 ). За это на них воспылал гнев Божий ( Зах.1:3 ); они будут унесены ветром ( Иер.22:22 ). Сам Бог будет пасти Свое стадо ( Зах.11:7–9 ), Он будет брать агнцев на руки Свои и носить на груди Своей ( Ис.40:11 ); Он поставит пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти народ с рвением и благоразумием ( Иер.3:15 . ср. Иер.23:4 ). Особенно ярко и полно представлен образ пастыря в пророчестве Иезекииля, обращенном к пастырям Израилевым. „Так говорит Господь Бог: Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненой не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и рассеявшись сделались пищею всякому зверю полевому... Посему пастыри выслушайте слово Господне... вот Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их... Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и блудную истреблю; буду пасти их по правде“ ( Иез.34:1–16 ). В этих образах ясно выражаются обязанности пастыря. Он должен слабых укреплять, больных врачевать, израненых перевязывать, угнанных возвратить, потерянных найти, неустанно осматривать и поверять их, не править ими с насилием и жестокостью. Для этой цели он должен обличать, вразумлять, поучать, обращать (ср. Сир.18:13 ). Из Ветхаго Завета идея пастырства была перенесена в Новый Завет и получила здесь особенно глубокое содержание. Она обнимает собою здесь как все дело спасения человечества Господом Иисусом Христом, Который есть Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овец ( Ин.10:11, 14 ),так и служение Его апостолов, которым Он заповедал пасти агнцев Своих ( Ин.21:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: «сойдет, как дождь на руно " ( Пс.71:6 ), потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в то же время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в то же время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: «сойдет, как дождь на руно«. Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: «который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ). Скажи же о суде Его: »зачем волнуются народы, и племена замышляют тщетное?» ( Пс.2:1 ). Скажи и о кресте: «они пронзили руки мои и ноги мои», «сосчитали все кости мои» ( Пс.21:17–18 ). Скажи и о желчи, дан­ной Ему: «дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс.68:22 ). Скажи и о помазании Его: «умастил елеем голову мою» ( Пс.22:5 ). Скажи и о крещении Его: «у тихой воды воспитал меня» ( Пс.22:2 ). Скажи и о таинствах Его: «приготовил для меня трапезу против притеснителей моих» ( Пс.22:5 ). Скажи о чаше Его: " чаша Твоя, на поевающая меня, как (она) сильна!» ( Пс.22:5 ). Скажи об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов» ( Пс.49:9 ). Скажи и о хуле на Него иудеев: «он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если... угоден Ему» ( Пс.21:9 ). Скажи и о спасении языч­ников: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое» ( Пс.2:8 ). Скажи и о погребении Его: «что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление» ( Пс.15:10 ). Скажи и о вознесении Его на небеса: «вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном» ( Пс.46:6 ). Скажи и об избрании апо­столов: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» ( Пс.44:17 ). Скажи и о лике дев: «приведутся к Царю девы во след Ее» ( Пс.44:15 ). Скажи и о призвании Церкви: «пред стала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» ( Пс.44:10 ). Скажи и о сидении Его одесную Отца: «сказал Господь Господу моему: си ди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: « который ел хлебы мои, поднял на меня пяту » (Пс. 40:10). Скажи же о суде Его: « зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?» (Пс. 2:1). Скажи и о кресте: « они пронзили руки мои и ноги мои, сосчитали все кости мои » (Пс. 21:17, 18). Скажи и о желчи, данной Ему: « дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом » (Пс. 68:22). Скажи и о помазании Его: « умастил елеем голову мою » (Пс. 22:5). Скажи и о крещении Его: « у тихой воды воспитал меня » (Пс. 22:2). Скажи и о таинствах Его: « приготовил для меня трапезу против притеснителей моих » (Пс. 22:5). Скажи о чаше Его: « чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!» (Пс. 22:5). Скажи об отвержении иудеев: « не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов » (Пс. 49:9). Скажи и о хуле на Него иудеев: « он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему » (Пс. 21:9). Скажи и о спасении язычников: « проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое » (Пс. 2:8). Скажи и о погребении Его: « что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление » (Пс. 15:10). Скажи и о вознесении Его на небеса: « вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном » (Пс. 46:6). Скажи и об избрании апостолов: « вместо отцов Твоих были сыновья Твои » (Пс. 44:17). Скажи и о лике дев: « приведутся к Царю девы во след Ее » (Пс. 44:15). Скажи и о призвании Церкви: « предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная » (Пс. 44:10). Скажи и о сидении Его одесную Отца: « сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). Так, Давид, ты возвестил пророчества обо всем; для чего же взываешь: « сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей »? Ты — царь; ты одет в диадему; ты облечен порфирою. Но, говорит он, все это — листья, ночь и сновидение; я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отступает голубь, видя грязь; я хочу возвратить Его; тогда прииду и явлюсь пред лицем Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Глава 22 Речь Павла к народу (1–21). Новое возбуждение народа, допрос Павла тысяченачальником, собрание Синедриона (22–30) Деян.22:1 .  Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед­ вами. «Мужи, братья и отцы!» Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян.7:2 ). «Мое оправдание» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями ( Деян.20:27–28 ). Деян.22:2 .  Услы­шав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: См. Деян.21:40 , прим. Деян.22:3 .  я Иудеянин, родив­шийся в Тарсе Киликийском, воспитан­ный в сем городе при ногах Гамалиила, тщатель­но наставлен­ный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе» (ср. Деян.9:11 и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду «против народа сего» ( Деян.21:28 ). «Воспитанный в сем городе» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства ( ανατεθραμμνος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом. «При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя ( Деян.5:34 и дал.). Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, «постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу» со стороны Павла (Златоуст, ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010