Нет сомнений, мы не имеем права судить события и поступки людей ветхозаветной древности с ее коллективным сознанием и коллективной же ответственностью с нравственных позиций Нового Завета. В то же время пришел Иисус, и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал Иисус заклятию. Не осталось из Енакимов в земле сынов Израилевых; остались только в Газе, в Гефе и в Азоте (11:21–22). О Енаке говорится в Числ. 13:22,28,33 ; Втор. 9:2 ; Нав. 15:13–14 ; Суд. 1:20 . О енакимах – во Втор. 1:28. 2:10–11,21. 9:2 . Нав. 11:21–22. 14:12,15 . Во Втор. 9:2 названы «народом многочисленным и великорослым» (ср. Числ. 13:29,33–34 . Соглядатаи, посланные Моисеем осмотреть землю, были немало напуганы рослостью енакимов). Енак был сыном Арбы ( Нав. 21:11 ), основатель Кириаф-Арбы (Хеврона) ( Нав. 15:13 ). Этноним, впрочем, производится не от Арбы, а от Енака, и даже сам Арба в Нав. 14:15 между сынами Енака. Возможно, енакимы были одними из представителей «народов моря», мигрировавшими в ближневосточные земли, то есть были родственны филистимлянам. Приверженец этой гипотезы Маргалит 406 производит этноним енак от минойского корня анак, означающего «царь». Енакимы, согласно Нав. 11:22 только в Газе, Гефе и Азоте, то есть на территориях, занятых впоследствии филистимлянами. Сикре допускает, что Голиаф из Гефа и другие богатыри 2Цар. 21:16–22 , состоявшие в филистимской войске, могли быть енакимами, оставшимися в земле филистимлян 407 . Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею (11:23). Однако, если не просто оказалось захватить Ханаан – Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями (11:18) – еще труднее было удержать взятые города. Уже скоро, в период судей, мы видим другую, не такую односложную картину. Не до конца истребленные народы Ханаана вместе с пришельцами из окрестных с Палестиной земель отвоевывают у израильтян города и территории, заставляя последних вести бесконечные освободительные войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: «сойдет, как дождь на руно " ( Пс.71:6 ), потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в то же время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в то же время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: «сойдет, как дождь на руно«. Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: «который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ). Скажи же о суде Его: »зачем волнуются народы, и племена замышляют тщетное?» ( Пс.2:1 ). Скажи и о кресте: «они пронзили руки мои и ноги мои», «сосчитали все кости мои» ( Пс.21:17–18 ). Скажи и о желчи, дан­ной Ему: «дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс.68:22 ). Скажи и о помазании Его: «умастил елеем голову мою» ( Пс.22:5 ). Скажи и о крещении Его: «у тихой воды воспитал меня» ( Пс.22:2 ). Скажи и о таинствах Его: «приготовил для меня трапезу против притеснителей моих» ( Пс.22:5 ). Скажи о чаше Его: " чаша Твоя, на поевающая меня, как (она) сильна!» ( Пс.22:5 ). Скажи об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов» ( Пс.49:9 ). Скажи и о хуле на Него иудеев: «он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если... угоден Ему» ( Пс.21:9 ). Скажи и о спасении языч­ников: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое» ( Пс.2:8 ). Скажи и о погребении Его: «что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление» ( Пс.15:10 ). Скажи и о вознесении Его на небеса: «вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном» ( Пс.46:6 ). Скажи и об избрании апо­столов: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» ( Пс.44:17 ). Скажи и о лике дев: «приведутся к Царю девы во след Ее» ( Пс.44:15 ). Скажи и о призвании Церкви: «пред стала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» ( Пс.44:10 ). Скажи и о сидении Его одесную Отца: «сказал Господь Господу моему: си ди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: « который ел хлебы мои, поднял на меня пяту » (Пс. 40:10). Скажи же о суде Его: « зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?» (Пс. 2:1). Скажи и о кресте: « они пронзили руки мои и ноги мои, сосчитали все кости мои » (Пс. 21:17, 18). Скажи и о желчи, данной Ему: « дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом » (Пс. 68:22). Скажи и о помазании Его: « умастил елеем голову мою » (Пс. 22:5). Скажи и о крещении Его: « у тихой воды воспитал меня » (Пс. 22:2). Скажи и о таинствах Его: « приготовил для меня трапезу против притеснителей моих » (Пс. 22:5). Скажи о чаше Его: « чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!» (Пс. 22:5). Скажи об отвержении иудеев: « не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов » (Пс. 49:9). Скажи и о хуле на Него иудеев: « он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему » (Пс. 21:9). Скажи и о спасении язычников: « проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое » (Пс. 2:8). Скажи и о погребении Его: « что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление » (Пс. 15:10). Скажи и о вознесении Его на небеса: « вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном » (Пс. 46:6). Скажи и об избрании апостолов: « вместо отцов Твоих были сыновья Твои » (Пс. 44:17). Скажи и о лике дев: « приведутся к Царю девы во след Ее » (Пс. 44:15). Скажи и о призвании Церкви: « предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная » (Пс. 44:10). Скажи и о сидении Его одесную Отца: « сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). Так, Давид, ты возвестил пророчества обо всем; для чего же взываешь: « сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей »? Ты — царь; ты одет в диадему; ты облечен порфирою. Но, говорит он, все это — листья, ночь и сновидение; я ищу другой красоты, даруй мне Духа Святого, чтобы Ты опять беседовал со мною и я беседовал с Тобою; Дух отступил от меня, как отступает голубь, видя грязь; я хочу возвратить Его; тогда прииду и явлюсь пред лицем Твоим; а теперь не могу выносить этого, потеряв дерзновение пред Тобою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Втор.4:15 . «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня». Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30 ; Чис.12:8 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:55 ; Ин.14:9 ; Кол.1:15:2:9 ; Лк.3:22 . Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8 :19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их. Суд.6:22:13:22 . «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу... И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога». Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38 ; Мал.3:1 ; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:18, 20:23 . Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18 . С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни. Чествование святых икон Ин.3:14 . «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Максим 19 декабря 2011, 00:57 Спаси Господь Святейшего Патриарха Кирилла. Очень нужные и правильные слова. Слова о воспитании человека человеком, слова о Божией Правде которая выше всей мелочи и только за которую можно жертвовать собой... Только вот читаю коментарии... и ужасаюсь тому что читаю. Люди, неужели вы не понимаете разницы между жизнью за други своя и выборами? Как вы можете говорить, что выборы это правда Божья? Как вы можете это сравнивать? Подобные слова повергают в уныние... Владимир 18 декабря 2011, 22:26 Сегодня численность населения 7 млрд., и у каждого своя, правда - 7 млрд., правд, да еще, помноженная на легионы. Но у Бога, одна, Правда. Нет Страха Его, нет и правды, тогда есть Огонь, но останется ли остаток. Наталья 18 декабря 2011, 22:16 Истинные слова сказал Святейший Патриарх Кирилл! Нужно каждому начать с себя, потому что если каждый человек будет жить по закону Божьему, не важно: демократия, монархия, рабовладельческий строй... " Иисус же подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; " Только если следовать этому закону, будет всем хорошо. И конечно же, соблюдение всех заповедей Божьих... Православный 18 декабря 2011, 20:23 судя по комментариям для митингующих правды Божией нет у власти, для остальных правды Божией нет у митингующих. вы видите то, что хотите видеть! Патриарх не о том говорит! главное искать правды Божией, а всё остальное не важно, ибо преходяще. и всё остальное должно быть подчинено правде Божией, которая уж точно не зависит от политики. что же касается власти(фактической власти), то ответ ищите в слове Божием: " будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро " (1Пет.2:13-14) " написано: начальствующего в народе твоем не злословь " (Деян.23:5) " с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них " (Притч.24:21-22) " Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение....надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь " (Рим.13:1-2;5-7) валерий 18 декабря 2011, 15:51 Согласен со Святейшим на все 100%! Чаще напоминать людям о том, что недавно пережито нами, и делать работу над ошибками... прот. Валерий Клименков.

http://pravoslavie.ru/50456.html

Мк.9:31 и Лк.9:44 ; Мф.26:45 , – ср. Мк.14:41 ; ср. Лк.24:7 ), первосвященников и книжников иудейских ( Мф.20:18 ; Мк.10:33 и др.), и будет отвержен ими ( Мк.8:31 , – ср. Лк.9:22 ); и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие ( Мф.20:18–19 , – ср. Мк.10:33 и Лк.18:31 ; Мф.26:2 ); как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно быть вознесену (на крест) и Сыну человеческому ( Ин.3:14 , ср. 8:28); и как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:40 , – ср. Лк.11:30 ) и в третий день воскреснет ( Мф.16:21, 17:22, 20:18 , – ср. 17:9; Мк.8:31, 9:31, 10:33 , – ср. 9:9; Лк.9:22, 44, 18:31 ). Чтобы не рассматривать отдельно всех указанных здесь изречений (что было бы слишком долго и при том повело бы к многократным повторениям одного и того же), постараемся установить общее отношение рассматриваемого наименования к подобного рода предсказаниям. Понимаемое в том смысле, какой мы старались установить выше, наименование Сын человеческий представляется наиболее соответствующим смыслу подобного рода предсказаний. Мы уже видели, что сущность Своего мессианского служения Христос полагал именно в деле искупления человечества Своими страданиями, – в том, чтобы «послужить и дать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому, говоря о Своих страданиях, Он всего естественнее должен был назвать Себя одним из тех наименований, которые означают Его именно как Мессию. Но какое же наименование было бы более подходящим в этом случае, чем наименование Сына человеческого? Наименование: «Христос» (Мессия) во всяком случае, слишком обще и неопределённо; наименование Сына Божия хотя и выражало всю полноту величия Божественной жертвы, тем не менее, не могло быть вполне уместно там, где говорится о страдании по человечеству; обычные у Его современников наименования: «Сын Давидов» и «Царь Израилев» хотя и выражали, действительно, изв. сторону Его мессианства, но кроме того, что не были употребительны в Его устах вследствие того, что получили извращённый смысл в сознании современников, – эти наименования также не были вполне уместны там, где речь шла о принятии зрака раба, о поругании и унижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Ис.66:22 . «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». Объяснение. Что это пророчество относится не ко времени после Страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок Богопоклонения: Откр.21:23–25:22:5 . Мал.1:11 . «От востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф». Объяснение. Ветхозаветное поклонение было тесно связано с жертвой: Быт.12:7:22:5 . Жертвоприношения приурочивались к одному определённому месту: Лев.17:3–9 ; Втор.12:5–14 ; 3Цар.8:16 ; 1Пар.22:1 . Но с пришествием Мессии это определённое для всех место поклонения Богу и жертвоприношений не должно иметь значения, ибо это поклонение свободно в отношении места, как свободен дух, т.е. везде: Мк.11:17 ; 1Тим.2:8 ; Ин.4:21 . Всё же христианская жертва и во времена апостолов приносилась на известных жертвенниках, отличных от жертвенников ветхозаветных: Евр.13:10 ; 1Кор.10:18 . Приносилась в известных помещениях, отличных от жилых людских помещений: 1Кор.11:22 . Эти-то дома, начиная с Сионской горницы ( Мк.14:15 ), в которой Христос установил таинство святого Причащения, и были первыми христианскими домами молитвы, или храмами. Основные места Священного Писания в учении о поклонении Богу, которые необходимо заучить наизусть 1Кор.6:20 . Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. Рим.12:1 . Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим.2:8 . Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт. 2:18–25 ). Упор здесь явно сделан на мужчину и женщину, вместе образующих пару, одну плоть. Раввины, следуя традиции, восходящей ко II веку до Рождества Христова (ср. Книга Юбилеев 3:2–6), объясняли это место в том смысле, что Бог говорит Адаму о необходимости сотрудника. В стихе 18 Бог замечает, что человек – один и нуждается в помощнике. И сразу затем создает животных! Кому принадлежат сказанные после этого слова, что Адам все еще одинок ( Быт. 2:20 ), неясно, но последующий возглас Адама «Вот, это...» ( Быт. 2:23 ) наводит на мысль, что он их и произнес 20 . Если так, тогда Бог сотворил животных не для того, чтобы сделать помощника Адаму, но чтобы показать ему, что ему необходима супруга: «И нарек человек имена всем скотам.»; давая каждому имя, он замечает, что все животные существуют парами, и не понимает, что это значит, потому что чувство влечения еще не имеет силы над ним, ибо Священное Писание говорит: «Но сам Адам не нашел помощника, подобного ему» 21 . В том же смысле – как Божественное наставление Адаму – и «создание» женщины из ребра ( Быт. 2:22 ) интерпретируется как совершаемое Богом украшение невесты (Bereshit Rabbah. 18. 1. 2. b) 22 : Сам Бог был «другом жениха», ведя Еву к Адаму (Ibid. 18. 3. 2. b); при этом драгоценные камни Рая понимаются как указание на свадебные наряды (Ibid. 18. 1. 3. a–b). Неудивительно, что эти деяния Божии, приведшие к браку Адама и Евы, увенчались союзом, плодотворность которого отражена в плодородии самого Рая: Раввин Йошуа бен Корха сказал: «Они пошли спать вдвоем, а вышли всемером: Каин и его сестра-близнец, Авель и его две сестры-близнецы» (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010