Славословие присоединено к молитве Господней, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе милостей у Отца небесного, в то же время воздавали Ему должное сыновнее почтение; во-вторых, для того, чтобы наше размышление о вечном царстве, силе и славе Бога более и более утверждало в нас надежду, что Он дарует нам то, о чем мы просим Его, потому что это находится в Его власти и относится к Его славе. Аминь – еврейское слово, означающее подтверждение чего-либо: так, истинно, да будет. Оно присоединено к славословию для выражения того, что молитва произносится с верой и без всякого сомнения, как учит ап. Иаков ( Иак.1:6 ) 169 . Об учение блаженства Для того, чтобы утвердиться в надежде на спасение и блаженство, нам недостаточно только молиться Богу; к молитве мы должны присоединить еще собственный подвиг для достижения блаженства. Подвигом называется исполнение учения Христова в самой жизни с целью постепенного нравственного совершенствования. Сам Господь Иисус Христос учит, что без подвига с нашей стороны все наши молитвы не угодны Богу: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ) Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Руководством в подвиге для достижения блаженство может служить для нас учение Спасителя, сокращенно изложенное в Его девяти изречениях о блаженстве. Эти изречения – следующие: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е) Отчего иногда дети не почитают своих родителей? Взрослые и семейные уже люди, оказывая непочтительность своим престарелым родителям, дают гибельный пример собственным детям и в лице их готовят для себя заслуженную кару. Поясним это примером: некогда среди одного дикого племени, у которого был бесчеловечный обычай обессилевших стариков вывозить в лес, или в глубокий ров, и там бросать на съедение зверям, сын отвез своего отца на лубке в глубокий ров и бросил его вместе с лубком же, а внучек, бывший при этом, достал лубок и принес его обратно домой. Когда отец спросил сына: «для чего ты взял лубок из рва?» последний отвечал: «когда ты, батюшка, состаришься, так на этом же лубке и я тебя отвезу под гору». Задумался отец над словами своего сына к под влиянием жалости к самому себе снова дал приют своему престарелому, немощному отцу. 169 («Церк. вест.» 16, за 1885 г.). 2. Грех неповиновения предержащей власти (царю) а) Повиноваться верховной власти научают и слово Божие изображения здравого разума. аа) Учение слова Божия о повиновении предержащим властям. Когда к Иисусу Христу обратились фарисея с вопросом: должно ли иудеям (как народу Божию) платить дан кесарю, языческому государю? – Отдавайте, отвечал Он им, кесарево кесарю, а Божие Богу, т. е.: вы подданные кесаря, а подданные обязаны повиноваться признанной ими над собою власти; так отдавайте тому, кого признаете своим государем, должное государю. Это не препятствует нам служить верховному Царю и Господу вашему; верность Богу не требует от вас неповиновения кесарю: отдавая кесарево кесарю, Богу отдавайте Божие. Тоже правило подробнее раскрывают св. апостолы: всякая душа да повинуется высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены... Посему надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим. 13, 1 – 5 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него поставленным, для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтеся, царя чтите ( 1Петр. 2, 13, 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В драматическом диалоге, в котором встречаются оба Завета, хор и чтец чередуют возгласы отчаяния с радостью об обетованиях. Тогда Бог снисходит к миру, и тайна воплощения возвещается в песнопении, называемом Догматик. Священник выходит из алтаря, провозглашая: “Премудрость”, что является приветствием Слову, грядущему в мир. Сразу же за этим следует волнующий гимн, приписываемый мученику Афинагору, который исповедовал свою веру при императоре Марке Аврелии, примерно в 169 г.: “Свете тихий” – φ ω ς λαρ ν. Христос был явлен миру, и мы видели тихий свет “святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго”. Потом следует песнь Симеона Богоприимца, – и ветхозаветное человечество исчезает, уступая место новозаветному. Вечерня заканчивается архангельским приветствием благодатной Деве Марии, и в объятиях человечества покоится Спаситель мира. Таким образом, вечерня, как и утреня 730 , вводит в евхаристическое богослужение. 6. Евхаристия Исторически богослужение создается вокруг трапезы Господней. Апокалипсис дает нам видение того, что происходит одновременно на земле и на небе во время литургии: И увидел... стоял Агнец как бы закланный... и я видел и слышал голос многих Ангелов... которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять славу и благословение. И всякое создание, слышал я, говорило: Агнцу слава и держава во веки веков... И четыре животных... говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились ( Откр.1:6, 11–14 ). Космический, человеческий и ангельский планы объединяются в единой литургии: Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее 731 . Начало соединяется с концом, книге Бытия отвечает Апокалипсис. Действительно, мир был сотворен ради мессианской трапезы: “И показал мне (Ангел) чистую реку воды жизни... и по ту и по другую сторону реки, древо жизни” ( Откр.13:1–2 ). В этом видении будущего Царства святые отцы угадывают образ вечной евхаристии; но уже здесь на земле “ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную” ( Ин.1:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Слушай же, возлюбленный, и открой внутренние очи сердца твоего и духовные чувства ума твоего к тому, что я буду говорить тебе. 1 . Итак, вера из многих вещей соединяется и из многих цветов составляется. Она подобна строению, которое выстраивается из многочисленных материалов, и поднимается строение это до небес. [I/8] Знай же, возлюбленный, что в основание строения закладываются камни. И затем на камнях поднимается все строение, пока не будет завершено. Так же и во всем, что относится к нашей вере: ее основанием является несокрушимый камень, который есть Господь наш Иисус Христос . На этом камне полагается вера, и на вере поднимается все строение, пока не будет окончено. Именно это основание и есть начало всего строения. Поэтому, когда человек приближается к вере, то он поставляет себя на камне, который есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос 165 . И строение его от волн не колеблется, и от ветров не повреждается, и от бурь не падает, ибо поднялось строение его на скале из твердого камня. А то, что я назвал Христа камнем, то не от своего ума я сказал, но пророки прежде назвали Его камнем – я же [это в свое время] покажу тебе. 2 . Теперь же послушай о вере, которая утверждена на камне, и о строении, которое поднялось на камне. Прежде всего, [должен] человек уверовать. Когда же уверует, возлюбит. Когда же возлюбит, приобретет надежду. Когда же приобретет надежду, получит оправдание. Когда же будет оправдан, станет совершенным. Когда же достигнет совершенства, будет увенчан 166 . [I/9] А когда поднимется все строение его, будет закончено и завершено, тогда он станет домом и храмом обитания Христа, как сказал пророк Иеремия: Храм Господа, храм Господа, храм Господа вы, если благоустроите пути ваши и дела ваши 167 . И еще сказано пророком: Я вселюсь в них и похожу в них 168 . И еще блаженный апостол так сказал: Вы храм Божий и Дух Христов обитает в вас 169 . И еще так Господь наш сказал ученикам Своим: Вы во Мне, а Я в вас 170 . 3 . Когда же станет дом домом для обитания, тогда начинает усердствовать человек в том, что требуется для обитающего в строении. Так, например, если в доме поселится царь или благородный человек, названный царским именем, тогда потребуется царю все подобающее царскому достоинству и службы всякого рода, необходимые для царского величия. Ибо в доме, лишенном всяческих благ, царь не пребывает и не обитает в нем. Но требуется царю всевозможное убранство дома, без какого-либо недостатка. А если чего-то не хватает в доме, в котором поселился царь, то смерти предается смотритель дома за то, что не приготовил он [должным образом] службы царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы» 169 . Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (сн. Евр. 8:5 ; Исх. 25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первая от входа со двора и отделялась от двора завесой ( Исх. 26:36 ). «Называет», говорит блаж. Феофилакт, «эту первою, именно, в отношении к «Святому Святых», так как она была в середине. Перед ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (сн. Исх. 40:22,28 ), то она являлась серединой, в которой был светильник и трапеза, и предложение хлебов» 170 . Стих 3. «За второю же завесою была скиния, называемая «святое святых». «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх. 40:22 ) завесой с изображениями на ней херувимов ( Исх. 26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). «Все эти вещи», замечает блаж. Феофилакт, «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манной в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесными образом, возроптали ( Исх. 16:3 ), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис. 16 гл., 17:1–10). Скрижали завета в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением ( Исх. 32:19 )» 171 . Стихъ 5. «А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем (по-слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

ж.      Изгнание из рая (ст. 22–24). И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Ст. 22). Сии слова относятся к лицам Св. Троицы. Как о сотворении человека был совет Божий, так и о горькой судьбе его по падении идет собеседование Св. Троицы. Сим изображается важность случившегося события с нашим праотцем. Но что означают самые слова Божии – укоризненные и как бы посмеятельные (по Феодориту II Августину): «вот, Адам стал как один из Нас»? Сими словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего человека, возмечтавшего быть Богом. «Вот Адам, – как бы так говорил Господь, – вполне оказался виновным, ибо не только мыслию захотел быть Богом, но и самым делом покусился осуществить свою неразумную и преступную мечту». И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемскаго.... (Ст. 22. 23). По словам Блаж. Феодорита 165 , «приобщиться плода с дерева жизни возбранил Господь человеку не для того, чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха... Умерый бо, как сказано, свободися от греха " 166 . И каким мучением была бы для человека бессмертная жизнь, исполненная немощей, страданий и грехов!... И изгнал (Бог) Адама, и поставил прямо рая сладости (по слав. чт. ст. 24).... Для чего Господь поселил изгнанного Адама прямо рая Едемского? Блаженный Феодорит рассуждает, что сие для того, «чтобы, приводя на память беспечальную жизнь, Адам ненавидел грех, который привел к жизни многотрудной 167 . Вместе с сим близость рая уверили человека, что он не совсем отвержен 168 . ... и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся... Как объясняют видение Херувима с пламенным обращающимся мечем? «Принимая Херувима и пламенное оружие за одну вещь, некоторые полагают ( Лактанций ), что Бог оградил рай вещественным огнем; но лучшие толкователи допускают, что первое (Херувим) означает некоторую духовную силу или существо, а последнее (оружие пламенное) показывает образ явления его человеку» 169 . Гл. IV. 2–16. Жертвоприношение Каина и Авеля, Значение его в разных отношениях; братоубийство Каина и суд Божий над ним

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда приточный богач не имел ни малейшей мысли о Боге, будучи исключительно привязан к естественным благам своим, минуты его были сочтены; он услыхал приговор Божией Правды; Бог ему сказал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя» 167 . Эпитет «безумный» прилагается к богачу, в двояком смысле: во 1-х, с той стороны, что в конечной участи этого богача произошло как раз противоположное его самомнению о своей мудрости и предусмотрительности, во 2-х потому, что в нем замечалось отсутствие страха Божия, который, по свидетельству книги Притчей, есть начало премудрости 168 . Кто бы ни был случайным виновником смерти неразумного богача, ночные ли грабители, или внезапная болезнь – во всяком случае в одну роковую ночь, в противоположность радужным мечтаниям о многих годах, душу бесчувственного богача возьмут, или как вернее с греческого: требуют παιτοσιν грозные ангелы смерти-исполнители карательного приговора Божия. У неразумного богача душа таким образом разлучается с телом быстро, внезапно и притом мучительно, как прилепившаяся к низменным, земным интересам и выгодам житейским. Не такова разлука с телом праведника; «последний передает свою душу, по словам Феофилакта Болгарского , в руки Бога и Отца довольно и радостно, без скорби расстается с ней» 169 . Если быстро, внезапно разрываются узы, привязывающие душу приточного богача к земной жизни, то еще быстрее отлетает богатство, которое богач только что считал своим, богатство делает себе крыло, как орел, и улетает; куда же оно исчезает, с трудом можно себе представить – говорит Св. Писание. 170 Ветхозаветный царь и пророк Давид свидетельствует: «подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.» 171 Сын же его мудрый царь Соломон сказал: 172 «возненавидел я весь труд свой, которым трудился под солнцем; потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли он будет, или глупый?» Соответственно этим свидетельствам богодухновенного Слова Божия можно понять и слова Бога, сказанные к богачу, выведенному в изъясняемой притче: «кому же достанется то, что ты заготовил?» 173 Немногие десятки лет пройдут пред тем как другой будет испытывать свое счастье и горе в том жилище, которое теперь занимаешь, будет перелистывать в книгах, которые теперь тебя радуют и научают, а быть может, составляют единственное твое достояние, – а как быстро это перейдет к другому, ты не знаешь, равно как и того, кто этот другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Как главное отличительное свойство истинного пастыря, Господь указывает: 1) Самоотвержение, даже до смерти, ради спасения овец, 2) Знание своих овец. Это знание в высшей степени принадлежит Ему: это взаимное знание друг друга пастыря и овец должно быть подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына: " Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца " . Под " иными овцами " , " которые не этого двора " , но которых тоже " надлежит Мне привесть " , Господь разумеет, конечно, язычников, также призываемых в Царство Христово. Притчу заканчивает Господь словами, что " душу Свою за овец Он полагает " добровольно: " Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее " , ибо Он имеет власть " положить ее " и " опять принять ее " — выражение полной свободы, то есть смерть Христова есть Им Самим избранное и добровольно осуществляемое средство спасения овец Его. Эти слова опять вызвали среди иудеев распрю, вследствие того, что одни сочувственно принимали слова Господа, а другие продолжали провозглашать Его беснующимся. Беседа в праздник обновления Праздник этот установлен Иудой Маккавеем за 169 л. До Р. Хр., в память возобновления, очищения и освящения иерусалимского храма, оскверненного Антиохом Епифаном. Праздник этот совершается ежегодно в продолжение восьми дней от 25 числа месяца Кислева (около половины декабря). Было холодно, а потому Господь ходил в притворе Соломоновом, представлявшем собою крытую галерею. Тут его обступили иудеи и говорили Ему: " Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо " . Сказать им это " прямо " Господь не мог потому, что они со словом " Мессия " соединяли ложное представление о земном народном вожде, который должен освободить их страну от римского владычества. Господь мудро отвечает на этот вопрос: Он указывает на Свои прежние свидетельства о Себе, на дела Свои и на Свои отношения к Отцу Своему Небесному. Из всего этого они сами должны были бы давно понять, что Он Мессия, хотя и не в том смысле, как они себе это представляют. Причина, по которой они этого не понимают, в том, что они " не от овец Его " и " не слушают голоса Его " . Вспомнив об овцах Своих, Господь изрекает им обетования о даровании жизни вечной: никто не сможет похитить их из руки Его, потому что " Я и Отец — одно " . Более ясного свидетельства о Божественном достоинстве Христовом, чем эти слова, не могло бы и быть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Работа по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских состоит не в том, чтобы прославлено было как можно большее число святых, а в том, чтобы ныне живущие люди могли двигаться в направлении этих святых, могли, благодаря этим маякам двигаться по пути к Царству Христову. Если же этого не происходит, то массовая канонизация становится бесполезной и начинает приобретать абсурдный характер. В самом деле, чтобы только обозначить маршрут в вечность со Христом, для этого вполне достаточно сотни маяков, если их больше – то тем яснее путь, но если они останутся невостребованными, то будут сданы в кладовку человеческой истории, где сложен всякий ненужный людям скарб. Теперь дело прославления мучеников не за Комиссией по канонизации святых, не за конкретными исполнителями, изучающими архивные документы. Они свою работу в значительной степени уже исполнили, Русская Православная Церковь святых мучеников и исповедников, ведомых и неведомых миру, но знаемых Богу, уже прославила. Теперь дело за народом Божиим правильно воспользоваться этим великим даром Христовым и даром самих святых. Житница Божия за две тысячи лет бытия Церкви Христовой наполнилась душами обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие (Откр. 20:4). Священная история, однако, не закончилась и новые свидетели – мученики и исповедники Церкви Русской – научают нас по образу святых апостолов и первых христиан так молиться и славословить Бога: И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса (Деян. 4, 29–30).   Литература: 1. Болотов В.В. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли//Сборник церковно-исторических трудов. Том 3. М.: Изд. «Мартис». 2001. С. 1–169. 2. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. 3. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

А зачем, почему бы Неемии и не хвалиться? Разве не мог он отказаться от того, на что имел право? Итак, время управление Иудеей Неемии мы, согласно с большинством ученых, может исключить из числа тех исторических периодов, на какие может падать деятельность Малахии. 169 Таким образом, для нашего выбора, вместо семи остаются только пять возможностей: а) До Ездры, т. е. до 458 года; в) При Ездре в 458 году: с) После реформы Ездры 458 года до прибытия Неемии в 445 году: d) B отсутствие Неемии – после 433 года и е) По смерти Неемии. К ближайшему обсуждению этих возможностей мы теперь и переходим. 2) Состояние иудейства по книге Ездры. История народа еврейского после построения второго храма в своих существенных чертах представляется, на основании книг Ездры и Неемии, в следующем виде. «К третьему дню месяца Адара 170 , в шестой год царствование Дария царя» – Гистаспа. т. е. в Марте или Апреле 516 г. до Р. X., окончилась постройка храма ( Ездр.6:15 ). 171 В это же, по-видимому, время и освящен был храм, при чем принесены были весьма обильные жертвы (волов 100, овнов 200, агнцев 400, козлов 12), и организован богослужебный персонал, – «поставили священников, по отделениям их, и левитов, по чредам их, на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея ( Ездр.6:16–18 ). Приблизительно через месяц после этого, 14 Нисана, совершили переселенцы пасху и праздник опресноков (ст. 10–22). В сообщении об этом праздновании заслуживает внимание следующая подробность, отмечаемая повествователем; «И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все отделавшиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву» (ст. 21). Отсюда мы видим, что хотя из плена и вернулись только потомки Иуды, Вениамина и Левия ( Ездр.1:5; 4:1 ), 172 однако в первом же крупном национально-религиозном событии приняли участие остатки и прочих колен, уцелевшие в Палестине от переселения в Ассирию. Таким образом Израиль, представляемый всеми 12 коленами, не перестал существовать совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010