Чернавчицы. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты " Достопримечательностью Чернавчиц является памятник деревянного зодчества — церковь Параскевы Пятницы, построенная в 1733 г. (перестроена в XIX в.) в центре деревни. Это трехсрубная постройка является переходной от продольно-осевой к крестово-центрической композиции. Апсида пятигранная и широкая, потолок подшивной, средокрестие отмечено башенкой — не высокой, но с куполками сложного очертания " . http://globus.tut.by/chernavchi/index.htm Здание церкви и колокольни деревянное. Состояние ее ветхое. Последний капитальный ремонт был произведен в 1928 году.  Колокольня повреждена во время войны, без колоколов. Престол один. Утвари недостаточно: имелись сосуды для Таинств и одно облачение. По штату при ней положены священник и псаломщик. Жалованья: 40 злотых священнику и 10 злотых псаломщику. Кружечных доходов за 1928 год получено 895 злотых. Другие источники содержания:продукты с обрабатываемой части земли и плата за исполнение треб. Церкви принадлежало 50 десятин 400 сажен земли: усадебной – 0,5 десятины, под кладбище – 0,5 десятины, пахотной – 31,5 десятины, сенокосной – 8 десятин, неудобной – 10 десятин. Часть земли обрабатывалась причтом, а часть сдается в аренду. Земля посредственная, получаемый от нее средний доход составляет 812 злотых в год. Бывший дом псаломщика, построенный прихожанами при бывшей Свято-Николаевской церкви, теперь заняты католическим ксендзом. Опись церковного имущества заведена с 1921 года. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной лавок с 1921 года. Копии метрических книг хранились с 15 декабря 1920 года. Обыскная книга выдана 1 января 1928 года. Исповедные росписи находились с 1921 года. Из богослужебных книг имеются: три Евангелия, Апостол, две Следованных псалтири, Октоих, четыре Служебника и два Часослова. В церковной библиотеке имелись восемь книг о житиях святых. Церковные летописи велись с 1924 года. Церковные деньги в ведении старосты. В приходе имелась польская школа, в 1928 году в ней обучалось 95 мальчиков и 128 девочек (I.2.5.2., 127). В 1928 году в приходе насчитывалось 2551 человек в двенадцати селениях: Чернавчицы, Омелины, Завершаны, Задворцы, Олешковичи, Ивахновичи, Турна, Бильдейки, Видомля, Лечня, Лечанна, Терпиловичи. С 25 октября 1920 года Служил священник Филипп Павлович Гуревич.

http://sobory.ru/article/?object=09618

1861 год 127 Январь, 1, воскресенье. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Вчера, ложась спать, я думал: куда-то назначат меня наши синодалы, а ночью в просонках слышал голос, сказавший мне: «в Ярославль»; утром же первая мысль моя была мысль о том, что русский народ твердо верует в Бога, благодатно присутствующего в душах, и в святость внутреннюю и потому очень любит молебны и акафисты, а живет не свято и не богоугодно. В полдень поздравили меня с новым годом секретарь нашего консульства Жáни, синайский архиепископ Кирилл и армянский епископ Гавриил. Последнему я советовал учить детей греческому языку. Он ответил мне, что будет посылать некоторых из них в то училище, которое выстроил г. Абет, русский подданный, родом туземец, и которое скоро будет открыто. Был у меня консул Лаговский и подтвердил, что Александрийский патриарх Каллиник отказывается от кафедры своей и передает ее архимандриту Евгению с тем условием, чтобы ему производимо было от этой кафедры пожизненное содержание. Сперва он у архимандрита просил капитала в 30000 талеров и, когда Евгений объявил ему, что негде взять их, согласился получить половину этой суммы. Итак, патриаршая кафедра продается и покупается. O tempora! O mores! 128 Я передал Лаговскому вопросы коптского владыки Кирилла: знает ли государь император, что есть на свете копты? Почему здешний генеральный консул России считает их иноверцами? 2, понедельник. Я нездоров, но принимаю гостей. Являлся ко мне каирский грек Диаманди, недавно путешествовавший в счастливой Аравии. Он был в Джедде и в окрестностях сего города. По уверению его, греческая община, находящаяся в абиссинском городе Гондаре, просила Александрийского патриарха Иерофея I прислать к ней церковный причт. Но он отказался исполнить их просьбу по безденежью. В самом деле, при нем патриархия была очень бедна. Теперь от сей общины остались три семейства, да и они поабиссинились. Потомок древней царской династии абиссинов Джиджач негуш подарил французам небольшой остров Адули в Красном море для стоянки кораблей их. Наполеон послал военное судно под начальством Рушеля для занятия сего острова. Но этот капитан прибыл туда, когда негуш, не могши сопротивляться храброму королю Абиссинии Феодору, убежал в горы с войском своим. Сам Рушель попал в плен к сему королю и освобожден был по ходатайству английского консула, живущего в приморском городе Массауа. Это было назад тому 7–8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 Eusebius, Historia, V, 24 2 Ibid. 3 Corp. script.ecclesiastic.latin. Vindob., XX, 1900, p.274 4 F.X.Funk, Didascalia et Constit. Apostolorum, 1906, I,288 5 Учение XII апостолов, гл. VIII 6 Апостольск. Постановл., VII, 23 7 Funk,цum.uзд.,286,288 8 Посл.канонич.,пр.1 9 Texte u.Untersuch.,III,1888,S.179—195 10 Corp. script, ecclesiastic, latin., XXXIX,85. 11 Biblioth. orientalis, 1,23. 12 Ibid. 13 А. Дмитриевский, Опис. литург. рукописей Востока, 1,1895, стр. 127—129. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7—11, 14—16, 28, 31—41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора — «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52—61. 16 PG. 12, col. 528. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 18 Наиск, Real-Encyklopädie, V, 770. 19 PG, 24, col. 694. 20 Collatio XXI, 30. PL, 49. col. 1208—9. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». — Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 22 V, 21. 23 VII, 29. 24 I, 11. 25 Русск. пер., Т. II, 1896, стр. 186. 26 PG, 26, col. 1413. 27 I, 13. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. — V, 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

  ЖУРНАЛ 21 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о развитии диалога с Коптской Церковью. Справка: 29 октября 2014 года на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Феодора II в Москве были достигнуты договоренности о начале двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 25 декабря 2014 года (журнал 127) постановил «считать полезным дальнейшее развитие двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью». Во исполнение данных решений с 9 по 13 февраля 2015 года в Каире состоялось заседание Рабочей группы по подготовке диалога между двумя Церквами. Согласованы предложения по формированию Двусторонней комиссии по диалогу. В качестве приоритетных тем развития сотрудничества определены: богословские собеседования, сотрудничество в монашеской, академической и медийной сферах, в области развития паломничества, обмена опытом миссионерского и социального служения, координации усилий в деле противодействия различным проявлениям христианофобии и защиты традиционных нравственных ценностей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Двустороннюю комиссию по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. 2. Со стороны Русской Православной Церкви определить следующий состав Комиссии:   ЖУРНАЛ 22 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в Великобританию и на Святую Гору Афон. Справка: С 5 по 8 февраля 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Великобританию. В ходе этой поездки митрополит Иларион выступил с лекциями на богословских факультетах Винчестерского и Кембриджского университетов, принял участие в открытии симпозиума «Право правящий слово истины», посвященного 80-летию со дня рождения митрополита Диоклийского Каллиста. Председатель Отдела внешних церковных связей также совершил Божественную литургию в ставропигиальном Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе (Константинопольский Патриархат) и в соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых в Лондоне (Московский Патриархат).

http://sedmitza.ru/text/5569442.html

§ 127. Оглашения – как изложение догматов и как объяснение обрядов. Другие сочинения. Сочинения св. Кирилла, дошедшие до нас, состоят почти из одних оглашений 316 . Но 18 оглашений готовящимся к Крещению (φωτιζομενοις) и 5 к новопросвещенным (μυσταγογι), составляют драгоценный памятник древности, и весьма важны для Церкви Православной. Было время, когда много трудились над тем, чтобы оспорить подлинность их 317 . Но самое содержание оставляет их за проповедником Иерусалимским 318 , жившим спустя 70 лет после Манеса 319 , – притом все за одним тем же, так как все они находятся в непрерывной связи между собою 320 . А древние не только говорят об оглашениях св. Кирилла, но приводят слова из всех оглашений которые читаются ныне 321 . Оглашения св. Кирилла весьма важны как изложение догматов и как объяснение обрядов. В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по членам символа веры , хотя и не с строгой отчетливостью в распорядке частных предметов. Одно уже то, что в сих оглашениях сохранен и объяснен древний Символ веры древним учителем древнейшей из всех церквей доставляет сему сочинению особенную важность. После вступительного поучения о сущности и важности Крещения первые пять из 23 оглашений содержат: а) увещание к нравственному обновлению (1 оглашение); б) учение о спасительных действиях покаяния (2 оглаш.); в) поучение необходимости и спасительных действиях Крещения (оглаш. 3); г) обозрение главных предметов веры (оглаш. 4); поучение о вере в двух видах ее – о вере догматической (τ δογματικν εδος) и вере деятельной (πστις ενεργεπκ). Следующие за тем 13 оглашений (6–18) объясняют члены веры по их порядку. В 6–9 оглашениях объяснен первый член веры о Творце и Правителе мира. В 10 оглашении говорится о втором члене. В 11 и 12 объясняется вечное бытие Сына Божия и Его воплощение. В 13 оглашении показываются плоды Крестной смерти Христовой. В 14 оглашении объясняются слова: «и воскресшаго в третий день по Писанием». Оглашение 15 говорит о Втором пришествии и о Суде всемирном. Слова: «верую и в Духа Святаго»» объясняются в 16 и 17 оглашениях. В последнем оглашении объясняется учение Символа: «верую в кафолическую Церковь , в воскресение плоти и вечную жизнь». Тайноводственные поучения, которые предварительно обещал Кирилл предложить в праздничные дни Пасхи (18 оглаш. 5, 33), объясняют сущность и обряды таинств Крещения, Миропомазания (оглаш. 19–21) и Евхаристии (оглаш. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В библиотеке синайского монастыря св. Екатерины имеется замечательная греческая рукопись IX в.– 210, содержащая своеобразный евангелистарий, несомненно, по уставу иерусалимской церкви. Доказывает это другой синайский же евангелистарий 211 (X в.) константинопольской редакции, но который для Страстной седмицы, начиная с недели Ваий, содержит одинаковые с 210 зачала, озаглавленные следующим образом: «Подобает ведать, что отселе начинаются Евангелия по уставу ( χατα τν χαννα св. града – от вечера (собственно – с вечерни на) недели Ваий до вечера литургии Св. субботы». Принадлежность указываемого 210 порядка чтений иерусалимской церкви подтверждается, во-вторых, и тем, что его зачала для 40-цы и Страстной седмицы по содержанию совпадают с песнопениями для этих дней святоградских песнописцев VII-VIII в. – Андрея Критского , Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. К сожалению, рукопись сохранилась не вполне: все зачала в ней перенумерованы, – она начинается обрывком 25-го зачала и обрывается на 127 з. (после 49 по ошибке поставлен 60, всего 188 лл.). На 63 л. об. есть запись ее переписчика, а также – вкладчика, – некоего диакона-врача Мины 1 ). В полном своем виде евангелистарий содержал целостный годичный круг зачал – не только для важнейших неподвижных памятей и подвижного круга, но и для всех недель года: подвижный и неподвижный круги записаны в нем не отдельно каждый сам по себе, как это наблюдается в константинопольских евангелистариях, а вместе, причем зачала для неподвижных праздников вставлены между чтениями подвижных дней. Со 114 з. в рукописи начинаются воскресные чтения из Евангелия от Мф. (с недели по 50-це) с замечанием, что они продолжаются до Воздвижения, начинается же теперь рукопись Евангелиями на Рождество Христово, и, так как при первом из них стоит 26, то нужно полагать, что евангелистарий начинался, быть может, с 1-го сентября или даже прямо с Воздвижения: этот великий праздник во многих других церквях 2 берется в качестве одной из границ при распределении Четвероевангелия по частям богослужебного года, для Иерусалима же он был особенно знаменателен, как праздник обновления его главных храмов. Таким началом данный евангелистарий вместе несколько и сходится и различается от константинопольских евангелистариев: чтения неподвижных дней в последних начинаются с 1-го сентября, но самые евангелистарии открываются зачалами Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

еп. Митрофан (Поликарпов) В Воронеже музей существует очень недавно, но вопрос об учреждении его здесь имеет уже довольно длинную, более чем 60-тилетнюю историю. Мысль об учреждении в г. Воронеже музея возникла ещё в тридцатых годах настоящего столетия по следующему поводу. В 1832 году в Воронеже были открыты мощи Святителя Митрофана, и это событие невольно напомнило воронежцам о той эпохе, когда державный друг Святителя, Пётр I, устроил в Воронеже первые военные корабли. В это время (1832 г.) и явилась в Воронеже мысль увековечить память великих друзей, почему и было проектировано устроить Петру I величественный памятник в виде обелиска и поставить его на Острожном бугре в виду цейхгауза, почти единственно в Воронеже здания, сохранившегося от времён Петра Великого и Св. Митрофана. От Острожного бугра должен был идти широкою аллеею спуск к мосту, соединяющему город с тем островом, на котором находится цейхгауз. В самом цейхгаузе предполагалось устроить храм во имя Св. Митрофана, «поместив в оных хранящийся ныне в Павловском соборе иконостас бывшего Азовского собора и разные церковные утвари, сохранившиеся от времён Петра Великого в церквах города Воронежа», а ту комнату, которая по преданию служила рабочим кабинетом Петра, отделать во вкусе его времени и собрать в ней «из всех мест по губернии и вообще по России разные вещи, мебель и другие предметы, принадлежавшие лично Петру Великому», книги, относящиеся к его царствованию, и портреты самого Петра и его сподвижников. Проект о сооружении памятника Петру Великому и возобновлении цейхгауза в 1833 году был представлен тогдашним Воронежским губернатором Д. Н. Бегичевым 1 на Высочайшее благоусмотрение Императора Николая I, который и утвердил его 15 мая 1834 года 2 . Это было первою попыткою устроить в Воронеже нечто в роде музея, но только музея специально Петровского. Попытка эта сначала встретила общее к себе сочувствие, и не только в Воронеже, но даже вне его, у правительства и у частных лиц. Так напр. в Комитет по сооружению памятника Петру I по Высочайшему повелению были переданы министром военного департамента 127 гравюр времён Петровских, изображающих виды, портреты, архитектурные рисунки, планы кораблей, морские баталии того времени и пр.; начальником главного морского штаба Его Величества князем Меньшиковым доставлены «копии с обстоятельных реляций 3 . и планы полтавской баталии». Симбирским предводителем дворянства князем М. П. Баратаевым пожертвована «серебряная медаль на знаменитый мир со Швецией». Кроме того были принесены в дар музею и другие вещи, не сохранившиеся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ивановка. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбивая церковь Карта и ближайшие объекты История появления Боголюбивой церкви Сельцо Ивановское считалось зажиточным, хотя предпочтительнее здесь жили бывшие удельные крестьяне из первого общества. к 1884 году в этом обществе было 152 двора и 873 жителя, за обществом числилось 2191 десятина земли, из них 1539 десятин пашни. Если разделить эту землю, как при советской власти по едокам, то получилось бы более 2,5 десятины… Несмотря на значительный материальный урон (за последние 10 лет в обществе сгорело 127 дворов), общество имело 313 рабочих лошадей, 221 корову, 720 овец, не считая молодняка, 11 хозяйств занимались пчеловодством, имея 83 улья. По тем скромным меркам в обществе 23 человека считались грамотными, а 8 продолжали учебу. Во втором обществе сельца, бывшем помещичьим, было 46 дворов и 284 жителя, на которых приходилось 320 десятин, из них 268 – пашни, Нетрудно заметить, что земли на каждого жителя здесь было в два раза меньше, чем в первом. Во втором обществе было 88 лошадей, 59 коров, 139 овец, 5 хозяйств занимались пчеловодством, имея 125 ульев. В 1898 году в сельце вместо сгоревшей деревянной часовни начали строить каменную церковь в память чудесного события, происшедшего 17 октября 1898 года. Известно, что в этот ненастный осенний день императорский поезд, вышедший из станции Тароновка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, потерпел крушение на 277 версте на насыпи, пролегающей через довольно глубокую балку. Во время крушения Александр III с семьей находился за завтраком в вагоне – столовой. При схо-де с рельсов перво-го вагона следую-щие вагоны слета-ли по обе стороны. Вагон-столовая, хотя и остался на полотне, но в неуз-наваемом виде: все основание его – пол с колесами - выбросило, и все находившиеся в вагоне упали на насыпь. В следую-щий момент стены вагона отделились от крыши и начали падать внутрь, а крыша повалилась на них…. К счастью, стены при падении встретились и образовали спасительный домик, на который и свалилась крыша вагона… Невозможно было представить, что кто-либо мог уцелеть при таком разрушении, но видимо Господь Бог сохранил царя и его семью, и избавил русский народ от великого горя, от возможных смут и потрясений.

http://sobory.ru/article/?object=28288

Иннокентий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Гонория II группа из 16 кардиналов во главе с кард. Аймериком в ц. Сант-Андреа избрала папой Грегорио Папарески, к-рый принял имя Иннокентий. Выборы имели спорный с правовой т. зр. характер. Как и его предшественник Гонорий II, И. был ставленником влиятельного канцлера Римской курии кард. Аймерика и могущественного рим. рода Франджипани. Свои голоса за И. отдали более молодые кардиналы, выходцы из Сев. Италии и Франции. В тот же день большинство кардиналов (в основном более старшие по возрасту представители рим. знати и выходцы из Юж. Италии) в противовес И. избрали папой П. Пьерлеони (антипапа Анаклет II), представителя богатого рим. семейства, противника Франджипани в борьбе за власть, что положило начало 8-летнему расколу в католич. Церкви. Анаклета II поддержали рим. духовенство и народ. Оба папы были рукоположены 23 февр. 1130 г.: И.- в ц. Санта-Мария Нова, а Анаклет II - в соборе св. Петра. Вопрос о легитимности 2 пап решился в последующее десятилетие по результатам признания их европ. государями. Благодаря личным связям И. и его сторонников, прежде всего влиятельных франц. клюнийцев во главе с Бернардом Клервоским и основателя ордена премонстрантов Норберта из Ксантена (1080-1134), И. признали во Франции, в Римско-Германской империи и в Англии, в то время как Анаклет II сумел найти поддержку в Риме, в Папской области, в Милане, в Сицилийском королевстве, в Шотландии и в Аквитании (на короткий срок и среди нек-рых нем. епископов). Историки (Г. Швайгер и др.) полагают, что в противостоянии И. и Анаклета II нашел отражение конфликт между старым и молодым поколениями церковных реформаторов. За выходцем из Клюни высокообразованным Анаклетом II стояли реформаторы «традиционного» григорианского и клюнийского направления. И. поддерживали новые, быстро набиравшие влияние реформаторские группы регулярных каноников , премонстрантов и цистерцианцев . Определенную роль в полемике с Анаклетом II сыграл факт его происхождения из рода рим. евреев, принявших христианство. Бернард Клервоский, подчеркивая это обстоятельство, развил аргумент о решающем значении при папских выборах достойности кандидата, а не легитимности его избрания (см., напр., письма герм. имп. Лотарю III ( Bernard. Clar. Ep. 139//PL. 182. Col. 293-295), пресв. Гильдеберту ( Idem. Ep. 124//Ibid. Col. 281-282) и св. Вильгельму (Гильому), герц. Аквитанскому и гр. Пуатье ( Idem. Ep. 127//Ibid. Col. 281-282)).

http://pravenc.ru/text/468773.html

Источники и литература К главе «Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) » Зосима (Верховский) , прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска//Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина – монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849. – С. 19–87. Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. – С. 641–674. Преподобный Василиск Сибирский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.506–537. Преподобный Зосима (Верховский) //Там же. – С. 429–452. Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997. – С. 127–169. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//То же. Апрель. – С. 248–295. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. – Репр. воспр. изд. 1889 г. – М.: Паломник, 1994. Старец иеромонах Адриан (1746–1775) и его ученики: Варнава, Василиск, Зосима и др.//Старцы Площанской пустыни. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 18–37. Зосима (Верховский) , прп. Творения. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. К главе «Подвижники Верхотурского края» Преподобный Илия Верхотурский ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 554, 556, 585, 586, 600, 608, 656; Ф. 6. Оп. 4. Д. 157, 183; Оп. 19. Д. 175. Антоний Святогорец, иеромон. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. – М.: Афонское подворье, 1994. Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 2005. Валаамский монастырь и его святыни. – Л., 1990. Жизнеописание старца Евдокима Пленкина. – Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010