Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Глава 2 Мал. 2 :1. И ныне для вас, священники, такова заповедь: Мал. 2 :2. Если не послушаетесь и если не положите на сердцах ваших воздавать славу имени Моему, говорит Господь Вседержитель, то пошлю на вас проклятие, и прокляну блогословение ваше, и закляну его, и отвергну блогословение ваше, и не будет (его) у вас 9 , ибо не прилагаете к тому сердца вашего 10 . Мал. 2 :3. Вот Я отниму у вас плечо и раскидаю внутренности на лица ваши, внутренности 11 праздничных жертв 12 ваших, и возьму вас вместе (с ними) 13 . Мал. 2 :4. И узнаете, что Я — Господь дал 14 вам заповедь эту, чтобы был завет Мой с левитами, говорит Господь Вседержитель. Мал. 2 :5. Завет Мой с ним 15 был (завет) жизни и мира, и Я дал ему (его), чтобы он всегда боялся Меня и блогоговел 16 пред именем Моим. Мал. 2 :6. Закон истины был в устах его и неправды не обреталось на языке его, в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от неправды. Мал. 2 :7. Ибо уста священника хранят ведение и закона ищут от уст его, ибо он вестник 17 Господа Вседержителя. Мал. 2 :8. А вы уклонились с пути и многих сделали слабыми 18 в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Вседержитель. Мал. 2 :9. За то Я сделал вас уничиженными и разсеял во все народы, так как вы не сохранили путей Моих, но лицеприятствовали в законе 19 . Мал. 2 :10. Не один-ли Отец у всех вас? Не Бог-ли один создал вас 20 ? Почему же вы оставляете друг друга, нарушая завет отцов ваших? Мал. 2 :11. Оставлен 21 Иуда и мерзость была в Израиле и в Иерусалиме, ибо осквернил Иуда святыню Господню, которую любил, и обратился к чужим богам. Мал. 2 :12. Истребит Господь человека, делающого это, пока он не будет унижен 22 в шатрах Иакова и среди приносящих жертву Господу Вседержителю. Мал. 2 :13. Еще и сие, что Я ненавижу, делаете: обливаете 23 слезами жертвенник Господень, и плачем и тяжкими стонами 24 : уже-ли можно призирать на жертву (вашу) 25 и принимать (как) угодное (приношение) рук ваших? Мал. 2 :14. Вы скажете: за что? За то, что Господь был свидетелем между тобою и между женою юности твоей, которую ты оставил, а она была общница твоя и жена завета твоего 26 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Прочитать в Комментарии Баркли на 1Петр 2. 13 – 3. 2 (см. Приложение 6) о положении рабов и женщин в античном мире. Сопоставить это с увещаниями апостола христианам. План семинара План Первого послания Петра Христология 1 Петр (1. 18–21; 2. 4–8; 2. 21–25; 3. 18; 4. 1) Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве (2. 4–10) О сошествии Господа во ад (3. 18–20; 4. 6) Смысл страданий по 1 Петр (1, 6–11; 2. 19–24; 3. 13–19; 4. 1–3. 12–19) Отношение христиан к властям (2. 13 – 3. 8) Авторство, адресаты, время, место, повод написания Первого послания Петра Предание Церкви о принадлежности Послания апостолу Петру. Евсевий Кесарийский . Церковная История. II. 15. 1–2; III. 3. 1–4; V. 8. 7 (см. тексты в Приложении). стиль Послания в греческом подлиннике можно объяснить помощью Силуана ( 1Петр 5. 12 ) – сотрудника и секретаря апостола (см. подробнее Приложение 2) Адресаты и повод написания 1 Петр: утешение малоазийским христианам, претерпевавшим гонения (подробнее см. Приложение) Место и время написания 1 Петр (см. Приложения 2, 3) Учение Христология 1 Петр Христос – Агнец, предназначенный прежде создания мира (1. 18–21) Христос – краеугольный Камень Церкви (2.4–8) Христос – страдающий Отрок Господень (2. 21–25; ср. Ис 52. 13 – 53. 12 . Песнь Отрока Господня) Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве (2. 4–10) Аллюзии на Ветхий Завет в учении ап. Петра о царственном священстве. Ср. Исх. 19. 3–7 . Моисей взошел к Богу гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. См. еще Втор 7. 6 Ос 2. 23 . И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет. «Ты мой Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

Вот изложение этой проповеди: апостол Павел исповедует Христа, который был обещан Богом «в святых Писаниях…. Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (1:2–4); он исповедует в Иисусе Христе своего «Господа» (1:4), «через Которого» он «получил благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (1:5). Молитва. 1:8–15. Апостол Бога за римлян, вера которых, говорит он, известна во всем мире, и выражает желание когда-нибудь их посетить. Первая часть. 1:16 – 4:25 а. 1:16–17. Оправдание Основная тема первой части кратко изложена в строках 1:16–17: здесь утверждается, что Евангелие, то есть Благая Весть, принесенная Христом, относится ко «всякому верующему, во-первых, Иудею», но не только к нему также и к язычнику. Отныне предвечная правда Божия открыта верующему. б. 1:18 – 3:20. Грехи язычников и иудеев В этом длинном фрагменте апостол Павел говорит о грехах язычников (1:18–32) и иудеев (2:1–3:8). Он рассуждает об этом так долго, чтобы доказать, что, в конечном итоге, все виновны (3:9–20). Следовательно, иудеи в такой же мере, как и язычники, нуждаются в том, чтобы быть оправданными Христом (3:21–31). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (3:23–24). 1:18–32. Язычники Итак, вначале, апостол Павел говорит о язычниках. Он сразу же обращается к понятию «естественного откровения». Язычники оказались лишены Божественного откровения, дарованного избранному народу; тем не менее, отмечает апостол, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им»; в самом деле, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (1:19–20). Следовательно, язычникам нельзя извинить (1:20) их грехи, длинный список которых апостол приводит (1:21–23). 2:1 – 3:8. Что же касается иудеев, у них есть Закон (с большой буквы, то есть Закон Моисеев). Этим законом они гордились тем более, следовало его выполнять, потому что «не слушатели Закона праведны перед Богом» (2:13). «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом» (2:17), а ты лишь «наставник невежд» (2:20), раз «уча другого, не учишь себя самого» (2:21). «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (2:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Учение о необходимости благодатной помощи Божией в деле личного спасения имеет прямое и прочное обоснование в Св. Писании. «Без Меня не можете делать ничего» – этими словами поясняет Спаситель замечательную притчу о виноградной лозе ( Ин.15:1–6 ). Отвечая на вопрос учеников, «Кто же может спастись?», Он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ; Лк.18:26–27 ). Как мы видели из уже приведенного выше текста, «никто не приходит к Отцу, как только чрез» Иисуса Христа ( Ин.14:6 ), но для того, чтобы взыскать и познать Иисуса Христа как путь, истину и жизнь (там же), необходимо предваряющее действие благодати Отца небесного: «Никто не может придти ко Мне, – говорил Христос в споре с иудеями, – если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день». У пророков написано: и будут все научены Богом ( Ис.4:13 ). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин.6:44–45 ). Так и ап. Павел, призвав филиппийцев «со страхом и трепетом» совершать «свое спасение», т. е. прилагать для спасения личные усилия, добавляет: «потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ), указывая тем самым, что благодать необходима не только для реализации нашего желания творить добро, но и для возникновения в нас самого желания. Постоянно имея в виду необходимость благодатного содействия Божия для членов Церквей, ап. Павел постоянно включает в свои послания пожелания пребывания с ними благодати Божией, в частности, начиная и заключая такими пожеланиями почти каждое послание( Рим.1:7, 16:24 ; 1Кор.1:3–6, 16:23 ; 2Кор.1:2, 13:13 ; Гал.1:2, 6:18 ; Еф.1:2,6:24 ; Флп.1:2, 4:23 ; Кол.1:3, 4:18 ; 1Сол.1:1, 5:28 ; 2Сол.1:2, 3:18 ; 1Тим.1:2,6:21 ; 2Тим.1:2, 4:22 ; Тит.1:4, 3:15 ; Флм.1:3, 1:24 ). Св. Ефрем Сирин , видя корни личного спасения в спасении, соделанном Иисусом Христом, связывает необходимость благодати с обуславливающим ее фактом объективного спасения: «Бог требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть сопротивника – Божие уже дело. Ибо если бы сам ты в состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук: так невозможно человеку спастись или войти в небесное царство без Господа Иисуса». 72

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Агг. 1 :14. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафииля, из колена Иудова, и дух Иисуса, сына Иоседека, великого иерея, и дух всего остального народа, и пошли, и стали производить работы в храме Господа Вседержителя, Бога своего. Глава 2 Агг. 2 :1. В двадцать четвертый день шестого месяца, на втором году царя Дария 15 , Агг. 2 :2. В седьмой месяц, в двадцать первый (ден) месяца, сказал Господь чрез Аггея пророка так: Агг. 2 :3. Скажи ныне Зоровавелю, сыну Салафииля, из колена Иудова, и Иисусу, сыну Иоседека, иерею великому, и всему остальному народу так: Агг. 2 :4. Кто из вас видел этот храм в прежней его славе? И как вы видите его ныне как бы несуществующим 16 пред вами? Агг. 2 :5. Но ныне укрепляйся, Зоровавель, говорит Господь, и укрепляйся, Иисус, сын Иоседека, великий иерей, и пусть укрепляется весь народ земли, говорит Господь (Вседержитель) 17 , и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Вседержитель, Агг. 2 :6. И завет 18 , который Я завещал вам, когда вы выходили из земли Египетской 19 , и Дух Мой пребывает среди вас 20 : ободритесь! ибо так говорит Господь Вседержитель: Агг. 2 :7. Еще единожды Я потрясу небо и землю, и море, и сушу 21 , Агг. 2 :8. И сотрясу 22 все народы, и придут избранные из всех народов, и наполню храм сей славою, говорит Господь Вседержитель. Агг. 2 :9. Мое — серебро и Мое — золото, говорит Господь Вседержитель. Агг. 2 :10. Ибо слава последнего храма сего будет более, нежели первого 23 , говорит Господь Вседержитель, и на месте сем Я дам мир 24 , говорит Господь Вседержитель, и мир душе в награду всякому строителю, (старающемуся) возстановить церковь сию 25 . Агг. 2 :11. В двадцать четвертый (день) девятого месяца, во второй год царя 26 Дария, было слово Господне к Аггею пророку, и сказано: Агг. 2 :12. Так говорит Господь Вседержитель: спроси священников о законе и скажи: Агг. 2 :13. «Если возьмет человек освященное мясо в полу одежды своей и коснется край одежды его хлеба, или вареного, или вина, или масла, или другой пищи, то освятится-ли» 27 ? И сказали в ответ священники: «нет».

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

2Мак.1:28 . Покарай насилующих и обижающих с превозношением. 2Мак.1:29 . Насади народ Твой на месте Твоем святом, как сказал Моисей». 2Мак.1:30 . Жрецы же воспевали песнопения. 2Мак.1:31 .И когда сгорело жертвенное, тогда оставшеюся водою Неемиия велел полить большие камни. 2Мак.1:32 . Но как только это сделано было, вспыхнуло пламя: но жаром, сиявшим от жертвенника, было поглощено. 2Мак.1:33 . Когда же известно стало это дело, и поведано было царю Персов, что в том месте, где огонь скрыли переселенные жрецы, явилась вода после того, как и бывшие около Неемии заклали жертву: 2Мак.1:34 . тогда царь, по изследовании дела, поставив тут ограду, сделал капище. 2Мак.1:35 . И к кому благоволил царь, тем раздавал многие дары, которые сам получал. 2Мак.1:36 . Прозвали же сие бывшие около Неемии Нефтар, что значит, очищение. А многие называют то Неффаи. Глава 2 2Мак.2:1 . Обретается же в записках, что Иеремия пророк повелел переселившимся взять огонь: что показано выше [Смотри гл. 1, ст. 19]; 2Мак.2:2 . и что сей пророк, вручив переселенцам закон (Моисея), внушал им, чтобы они не забывали повелений Господа, и не прельщались бы помыслами, смотря на идолов золотых и серебрянных, и на украшение около них. 2Мак.2:3 . Говоря и другое подобное, он умолял их не отдалить закон от сердца своего. 2Мак.2:4 . Было в писании и то: как скинии и ковчегу повелел сей пророк, по данному ему прорицанию, следовать за ним. Когда же он отправился на гору, с которой Моисей, взошедши, видел наследие Божие [Разумей гору Нево за Иорданом. С вершины ея Моисей видел обетованную землю, названную здесь наследием Божиим]; 2Мак.2:5 . тогда, прибыв, Иеремия нашел дом пещерный, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник фимиама, и загородил двор. 2Мак.2:6 . И пришедши некоторые из спутников его, чтобы обозначить путь туда, не могли найти его. 2Мак.2:7 . Когда же Иеремия узнал о сем, то попрекнув им сказал, что неизвестно будет место сие, пока не соберет Бог сонм народа, и милостив будет. 2Мак.2:8 . И тогда Господь укажет оная, и явится слава Господа и облако, как при Моисее являлось то и другое, как и Соломон, просил, чтобы место (храм) освятилось торжественно

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

препятствовали строению» (2 Езд 5. 63-70). В 6-й гл. говорится о возобновлении строительных работ, о приходе Сисинни, правителя Сирии и Финикии, Сафравузана (в каноническом тексте 1-й Книги Ездры это Фафнай и Шефар-Бознай) и их товарищей, к-рые выясняли, имеется ли у иудейских старейшин разрешение на восстановление храма, и, получив ответ, доложили обо всем в письме царю Дарию. В целом рассказ близко к тексту передает 1 Езд 5. 1 - 6. 12, однако содержит ряд важных отличий. В некоторых рукописях в рассказе старейшин о передаче Киром храмовых сосудов имеется явное отождествление Шешбацара (Саманассара) с Зоровавелем; именно так это и передано в синодальном переводе: «...царь Кир опять вынес из капища Вавилонского и передал их князю Саманассару Зоровавелю» (2 Езд 6. 18); в др. рукописях это 2 разные фигуры: κα παρεδθη Ζοροβαβελ κα Σαναβασσρ τ πρχ (и передал их Зоровавелю и князю Санабассару). В 2 Езд 6. 32, как и в переводе LXX пар. стиха 1 Езд 6. 11, говорится о конфискации имущества того, кто будет противиться царскому указу (τ πρχοντα ατο εναι βασιλικ; в LXX - οκος ατο τ κατ μ ποιηθσεται), в то время как в каноническом тексте предписывается дом такого человека обратить в развалины (   - 1 Езд 6. 11). Получив это письмо Дария, Сисинни, Сафравузан и их товарищи, как сообщается в начале 7-й гл., «усердно принялись за святое дело» строительства храма (2 Езд 7. 1-2). В целом дальнейший рассказ соответствует 1 Езд 6. 13-22, но есть неск. отличий. В 2 Езд 7. 6 сообщается, что после окончания строительства «священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена» сделали все «по написанному в книге Моисея», в параллельном тексте содержится дополнительное указание о том, что они «совершили... освящение сего дома Божия с радостью» (1 Езд 6. 16). В 2 Езд 7. 9 в отличие от 1 Езд 6. 16 говорится, что во время торжественного жертвоприношения помимо священников и левитов стояли также «привратники при каждых воротах». Упоминается о необходимости ритуального очищения не только священников и левитов, как в 1 Езд 6. 20, но также и «всех сынов пленения» (πντες ο υο τς αχμαλωσας - 2 Езд 7. 10-11). Не очень понятное наименование Дария «царем Ассирийским» есть в обоих текстах (2 Езд 7. 15; 1 Езд 6. 22).

http://pravenc.ru/text/189577.html

Пресвятая Дева Мария, произносящая: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), есть Богородица, вышши всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши (акафист Пресвятой Богородице), честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим (песнь Богородице), Царица Небесная, Пресвятая Владычица (канон молебный к Богородице). Рабами Божиими, или рабами Господними, называются в Священном Писании исключительно праведники, святые: Авраам (см.: Быт. 18, 3), Лот (см.: Быт. 19, 19), Моисей (см.: Исх. 14, 31; Нав. 1, 2), Исаак и Иаков (см.: Исх. 32, 13), Давид (см.: 3 Цар. 8, 28), пророк Илия (см.: 3 Цар. 18, 36), Иов (см.: Иов 1, 8), апостолы Павел (см.: Рим. 1, 1; Гал. 1, 10; Флп. 1, 1), Иоанн (см.: Откр. 1, 1), Петр (см.: 2 Пет. 1, 1), Иаков (см.: Иак. 1, 1), Тимофей (см.: 2 Тим. 2, 24), апостол Иуда (см.: Иуд. 1, 1) и другие. Именно в " рабстве Господу " реализуется их духовная свобода. Для новозаветных праведников – это свобода нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10, 11). Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7, 22). Рабство Христу означает освобождение от греха (Рим. 6, 22), от смерти (ср.: Рим. 6, 23), от ига рабства (ср.: Гал. 5, 1), от рабства тлению (Рим. 8, 21), рабства похотям (ср.: Тит. 3, 3), рабства человекам (1 Кор. 7, 23). Однако это блаженное рабство Христу, это несение Его легкого бремени и благого ига (ср.: Мф. 11, 30), это отвержение духа рабства (Рим. 8, 15) греху и тлению происходит в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), означает принятие Духа усыновления (ср.: Рим. 8, 15), и уже сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16). Посему всякий раб Христов уже не раб, но сын (Гал. 4, 7), чадо Божие (ср.: Ин. 1, 12; Флп. 2, 15), чадо возлюбленное (ср.: Еф. 5, 1), чадо света (ср.: Еф. 5, 8). Сам Господь говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010