«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин.17:19 ). Что значит: «посвящаю Себя»? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в ветхом завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: «чтобы и они были освящены истиною» Твоею. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. «Представьте, – сказано, – тела ваши в жертву живую, святую» ( Рим.12:1 ), и еще: «считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Пс.43:23 ). Таким образом и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом: «посвящаю» Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:20 ). Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: «за них Я посвящаю Себя», то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за апостолов, Он прибавил: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:20 ). 2. Чрез это Он опять ободрил их души, показав, что будет много учеников. Так как Он сделал общим достоянием то, что им принадлежало по преимуществу, то опять утешает их, объявляя, что они же будут виновниками и спасения других. А сказав и о спасении их, и об освящении верою и жертвою, Он говорит, наконец, о единомыслии и тем заключает Свое слово. Этим Он начал, этим и оканчивает. В начале Он сказал: «заповедь новую даю вам» ( Ин.13:34 ), а теперь: «да будут... едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин.17:21 ). Слово: «как» опять не означает, по отношению к ученикам, точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, – подобно тому, как и в словах: «будьте милосерды, как и Отец ваш» ( Лк.6:36 ). А что значит: «в Нас» ( Ин.17:21 )? По вере в Нас. Так как ничто столько не соблазняет всех, как раздор, то он старается, чтобы были едино. Что же, скажешь, – достиг ли Он этого? И очень достиг, – потому что все, уверовавшие чрез апостолов, суть едино, хотя некоторые из них и отделились. Впрочем, и это (отделение) не укрылось от Него; напротив, Он предсказал и о нем, и показал, что оно происходит от человеческого нерадения. «да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:21 ). Это же самое Он говорит и в начале: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иез.17:14 .  чтобы цар­с­т­во было по­корное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраня­ем был союз и стоял твердо. Объяснение 6 ст. и обоснование 13 ст. «Чтобы не могло подняться» – слав. яснее: «еже весьма не возностися». Иез.17:15 .  Но тот отложил­ся от него, по­слав по­слов сво­их в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли? «Чтобы дали ему коней». Конница всегда была слабым местом еврейского войска; вместе с тем для пророков она являлась символом чуждой культуры и богопротивной, плотской самоуверенности ( Ос.14.4 ; Мих 1.13 и др.). Лошадей еврейское войско доставало только в Египте ( 3Цар 10.28 ) и, главным образом, из-за конницы еврейские цари искали союза с ним ( Ис 31.1 ). Египет в древности действительно славился конницей ( Втор 17.16 и др.); по Диодору (I, 45): вся страна от Фив до Мемфиса была покрыта конюшнями и могла доставить для войны 20 000 колесниц с 2 лошадьми каждая. Иез.17:16 .  Живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог: в местопребывании царя, который по­ставил его царем, и которому дан­ную клятву он пре­зрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне. По строгому закону возмездия кара должна соответствовать греху и в отношении места; ср. 3Цар 21.19 . Для древнего человека умереть в чужой земле составляло нечто ужасное в другом отношении, чем для нас: чужая земля была нечистою (ср. Иез.4.13 ). Седекия умер ослепленным в вавилонской темнице. Иез.17:17 .  С великою силою и с многочислен­ным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и по­строены будут осадные башни на по­гибель многих душ. «С великою силою…» – слав. точнее: «не в силе велицей, ниже в народе мнозе сотворит с ним фараон брань» – упрек фараону за равнодушие к союзникам, не переданный русскими переводом. – «На погибель многих душ». Вздох пророка о готовящемся истреблении соотечественников. Иез.17:18 .  Он пре­зрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «… Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт.17:1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но более того Господь обещает Аврааму быть его Богом: « Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт.17:7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков, в свою очередь, также требовалось нечто, что стало бы у них видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый. Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. « Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам « пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: …неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт.17:16–17). По словам прп. Ефрема Сирина , «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына » . И имя было определено для сына Авраама — Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: « и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт.17:19). Более того, было указано и точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт.17:21).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4) Устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Богом нашим нарицать, хотя это для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но для нас Христос – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23-24, 30). Так, в первую очередь, веры образец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся», и прочее. Так Павел святой не только не стыдится узником Христовым быть, но и не хочет хвалиться ничем, кроме креста Христова: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). И к Тимофею пишет: Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (2 Тим. 1:8). Так исповедники и мученики святые не только не стыдились перед мучителями и врагами истины исповедовать Бога распятого, но и раны и смерть за славу имени Его претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потребно, но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует. Преславно нам исповедовать Того и хвалиться о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но от Духа Святаго (Мф. 1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родился в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк. 2:7), но есть над всеми Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Пеленами повился, как младенец (Лк. 2:7), но Тот, Кто одевается светом, как ризою (Пс. 103:2). Во храм Младенцем принесен руками матери (Лк. 2:22), но старца Симеона от временной отпустил к вечной жизни (Лк. 2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф. 2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф. 3:13-17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф. 4:3-11; Лк. 4:2-13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин. 1:18). В рабском образе пребывал (Флп. 2:7), но, как Господь, повелевал ветрам и морю – и слушались Его, повелевал демонам – и исходили, повелевал мертвым – и восставали, повелевал слепым – и прозревали, глухим – и слух обретали, немым – и говорили, прокаженным – и очищались (Мф. 15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодал и жаждал, но многие тысячи пятью хлебами питал (Мф. 17:17-21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их видел (Мф. 12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк. 15:2-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ). Притч.2:10 .  Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, Притч.2:11 .  тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, Притч.2:12 .  дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, Притч.2:13 .  от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; Притч.2:14 .  от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, Притч.2:15 .  которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; Притч.2:16 .  дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, Притч.2:17 .  которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Притч.2:18 .  Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; Притч.2:19 .  никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных. Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Накануне завоевания земли обетованной новому поколению евреев повторяются Десять заповедей , или Декалог (Втор 5. 6-21). Моисей опять напоминает о встрече народа с Господом и заключении завета на Хориве и о том, что евреям дано было увидеть Славу и Величие Бога и услышать Его глас (Втор 5. 22-32). Моисей провозглашает законы от имени Бога, что подтверждается и Богом, и народом, поэтому они должны считаться обязательными (Втор 5. 32 - 6. 3) для всех. Следующий раздел (Втор 6. 4 - 8. 20) начинается с заповеди, ставшей основополагающим принципом веры Израиля: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая...» (Втор 6. 4-7). Далее в наставлениях говорится о результате требуемой от Израиля верности завету: за исполнение предписаний избранному народу Господом обещано процветание в земле обетованной (Втор 6. 10-15; ср.: 7. 1-5, 17-26; 8. 7-20). Тема верности Израиля Богу остается центральной и в последнем разделе (Втор 9. 1 - 11. 30), где законодатель напоминает о неповиновении Израиля (поклонение золотому тельцу и др.- Втор 9. 6-29), говорит о благословении Господом в случае исполнения Его заповедей и о проклятии в случае их нарушения (Втор 11. 8-28). 2-я основная часть этого повторного обращения Моисея (Втор 11. 31 - 26. 19) содержит собственно закон, данный Господом. После краткого введения (Втор 11. 31 - 12. 1) Моисей провозглашает «постановления и законы». Их текст, составляющий главы 12-26, получил название Девтерономический кодекс и содержит законы, касающиеся богослужения , культовые установления, религ. обряды, гражданские и уголовные законы, а также ряд моральных норм. Согласно договору, заключенному на Хориве (Втор 5. 27-31), на этих предписаниях основывается завет, поэтому Израиль в земле обетованной должен их выполнять неукоснительно. Эти постановления и законы являются своего рода объяснениями и дополнениями заповедей Декалога. Части этого раздела вводятся формулами: «Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы» (Втор 12. 29; 19. 1), «Когда ты придешь в землю» (Втор 17. 14; 26. 1). 3 первых отрывка (Втор 12. 2-28; 12. 29 - 17. 13; 17. 14 - 18. 22) посвящены 1-й части Декалога (5. 7-15), 4-й (Втор 19. 1 - 25. 17) - соблюдению заповедей, касающихся отношений между людьми (ср.: Втор 5. 16-21).

http://pravenc.ru/text/160983.html

К стр. 134. Примечание 1 должно гласить: «Обсуждение это см. в комментарии, а перечень всех порч в прил. IV, лит. а (стр. 588). К стран. 140, строк. 10. Вм. Иер.23:36 надо Ис.23:36 . Ibid., строк. 18. Ссылку на Неем.5:7 зачеркнуть. Ibid., строк. 19. До слов «во втором» зачеркнуть. Ibid., прим. 3 – тоже зачеркнуть Стран. 141, строк. 11. Кончая ссылкой Неем.5:10 – тоже. К стр. 104, строк. 2. Еще ср. Ис.1:24; 3:15 . К стр. 266, § 57. LXX перевели – πιφανς, очевидно, читая (см. § 189 и стр. 568, пр. 3). К стр. 403, прим 3. Перевод арх. Макария отличается от перевода Св. Синода. Вот важнейшие из этих отличий (синодский текст мы приводим в скобках): 1:1 бремя слова Иеговы (пророческое слово Господа); 1:2 Иегова (Господь); 2299 1:4 областью нечестия (обл. нечестивою); 1:5 велик Иегова и за пределами Израиля (возвеличился Господь над пр. Изр.); 1:7 порочим Тебя (бесславим Тебя)? – тем, что почитаете стол Иеговы за нечто маловажное (тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения); 1:8 ибо когда приносите в жертву слепое, думаете: «в этом худого нет» (и когда приносите в жертву слепое, не худо ли это?); 1:9 итак умилостивите лице Божие (так молитесь Богу); 1:11 имя Мое велико (и. м. вел. будет); 1:14 проклят, кто лукаво утаивает, когда у него в стаде есть хороший баран (проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец); 2:1 увещание (заповедь): 2:4 дабы состоялся завет (для сохранение завета); 2:5 жизнь и мир (жизни и мира); богобоязненность (для страха): 2:7 язык священника (уста свящ.); 2:8 нарушили (разрушили); 2:10 неверны (вероломно поступаем); 2:11 тем, что любит (которую любил); 2:13 во-вторых, вот что у вас происходит (и вот что еще вы думаете) вы обливаете (вы заставляете обливать); 2:14 твоя супруга и жена, связанная с тобой законом (подруга твоя и законная жена твоя); 2:15 и не сделал сего ни один человек, у которого еще есть дух Божий (но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух?); 2:16 ибо Я не люблю разводов (если ты ненавидишь ее отпусти); 2:17 досаждаете вы Иегове (вы прогневляете Господа); 3:1 се Я пошлю (вот Я посылаю)... чтобы он уравнял (и он приготовит); 3:8 лукавить (обкрадывать); 3:11 все пожирающее (пожирающим); 3:14 с мрачным лицом (в печальной одежде); 3:17 который Я сотворю собственность (собственностью Моею)… беречь (миловать); 4:1 соломою (как солома): 4:2 будете прыгать (взыграете); 4:3 пеплом (прахом); 4:6 сердце (сердца).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010