Однажды ночью три человека проникли в пещеру горы, на которой была расположена деревня Аэндор 307 . В пещере жила волшебница. Один из трех посетителей просил волшебницу вызвать мертвого, которого он назовет. Она противилась. Она напомнила вопросителю, что Саул выгнал из своей земли всех вызывающих мертвецов и волшебников; теперь она боялась, что ей расставляют сеть, чтобы умертвить ее. Неизвестный настаивал, обещая ей сохранить ее жизнь. «Кого мне вызвать для тебя?» – спросила она, готовая заняться своими заклинаниями. – «Вызови мне Самуила» 308 , – ответил собеседник. Волшебница внезапно испустила страшный крик. Она не могла заставить пророка выйти из гроба, а между тем видела появление его тени. Она угадала, что лишь присутствие посетителя чудесным образом привлекло призрак, и сказала собеседнику: «Для чего ты обманул меня? Ты – Саул» 309 .      В самом деле это был царь. Вступая в битву с филистимлянами, он напрасно спрашивал истолкователей Господа, каков будет исход войны. Оставленный Духом Божиим, он упал до того, что решился искать помощи у того тайного искусства 310 , которое он сам же преследовал. Пророк появился, прикрытый своею мантией. Он укорил Саула за то, что тот нарушил его последний покой, и известил его, что наутро царь и его дети, все вместе, будут в преисподней, и Израиль будет побежден. Приготовляясь к ворожбе волшебницы, Саул ничего не ел ни эту ночь, ни предшествовавший день. Мрачное предвестие Самуила его поразило. Он упал. Волшебница подошла к царю. Она напоминала, что, повинуясь ему, она рисковала своею жизнью; в свою очередь и она умоляет его уступить ее просьбе. Она просила его подкрепиться какой-нибудь пищей. Саул отказался; но, побежденный настояниями этой женщины, он поднялся и, сидя на постели, ждал, когда хозяйка принесет ему пищи. Волшебница имела тучного теленка; она поспешила его заколоть; приготовила хлебы из пресного теста, и изготовленный ужин предложила царю и его двум спутникам. Пред великодушием и благородством волшебницы, которая оказала помощь своему гонителю, еще резче выставляется падение Саула. Подкрепивши себя пищей, царь и его слуги оставили пещеру волшебницы еще до наступления дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Она первая стала настойчиво проповедовать Израилю, что наступило время свергнуть постыдное иго Иавина, царя Асорского, которое уже 20 лет тяготело над нами. Она убедила израильтянина Варака принять начальство над войском и предсказала ему полную победу. Чтобы поддержать малодушного начальника, боявшегося вступить в сражение с неприятелем, она сама отправилась с ним на поле битвы. Неприятель был побежден, свобода возвращена Израилю. Эта же великая женщина, в память избавления от врагов, сложила благодарственную песнь, полную глубокого сильного чувства. В какие чудные поэтические образы облечены те мысли, восторженные настроения, какими была переполнена душа её в это время 143 ! Здесь грозная Саулова гора и селение Сасу-Един, на месте которого прежде находился известный Аэндор 144 . Он был свидетелем славного поражения Иавина, царя Асорского, во дни Деворы и Варака 145 . Сюда к волшебнице, в глухую полночь, тайно от народа, переодетый приходил Саул. Потеряв надежду на помощь Бога, он просил волшебницу вызвать тень Самуила. Тень старца Самуила явилась и предрекла ему погибель вместе с сыновьями 146 . И предсказание исполнилось в точности. Там гора Гелвуй. При этой горе было сражение Израильтян с Филистимлянами. Израильтяне разбиты, а их царь Саул, раненый, пал на свой меч, чтобы не видеть позора поражения. Погибли в этом сражении и дети его 147 . Вот город Эздрилон, на месте которого прежде находился Изреель. И опять, сколько преданий связано с этим местом! Здесь был некогда дворец Ахава, Израильского царя. Недалеко от него находился виноградник Навуфея, который хотел приобрести Ахав. Благодаря козням Иезавели, жены Ахава, Навуфей, не желавший продать дорогого наследия отцов своих, был обвинен в непочтении к царю и за это побит камнями; а виноградник сделался достоянием царя 148 . В этом же городе пророк Илия, которому не страшны были цари, возвестил грозный суд Божий на Ахава и весь дом его. „На том месте, говорил пророк, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Во-вторых, Mayb. верно подмечены и факты действительных аналогий между некоторыми формами языч. мантики и библ. профетизма. Таковы, напр. факты тавматургического характера – чудеса Моисея и Аарона со змеями, прозябание жезла Аарона, медный змий в пустыне, или пример некромантии – Саул у Аэндорской волшебницы и пр. Но этим фактам дано неправильное освещение. «Строго Духовному характеру монотеизма В. З. говорит Kohler – в специальной монографии Der Prophetismus der Hebräer und die —226— Mantik der Griechen – нисколько не противоречит, что Иегова для сообщения своей воли людям обращался и к некоторым внешним знамениям», в частности – к таким, которые употреблялись и в языческой мантике. Здесь – снисхождение к человеческой слабости, разговор с людьми на более понятном для них языке. Всемогуществу Божию нет границ и Тот, кто заставлял пророчески говорить Валаамову ослицу, мог пророчествовать и путем других естественных и общечеловеческих символов. А в примере Аэндор. волшебницы можно видеть доказательство того, что Бог и темные силы зла иногда подвигает на служение своим высшим, нравственным целям. Наконец, некоторая и даже довольно значительная, доля правды у Мауваит’а заключается и в том, что он оттенил естественную сторону в процессе исторического развития библейского профетизма. В служении древнееврейских пророков, как и в каждом религиозном акте, необходимо различать две стороны: сверхъестественную – откровенную и естественную – натуральную. Служение ветхозаветных пророков, будучи по своему происхождению и существу явлением сверхъестественным, имело, однако и свою естественную, человеческую сторону, которая стояла в зависимости не только от условий времени и места, но еще более от степени культурно-умственного развития, как самого пророка, так и тех, к кому он обращался со своим пророческим словам. Вот, в этой-то стороне дела Мауваит’у и удалось уловить некоторые, подлинно-исторические штрихи развития библейского профетизма. Лицам, сколько-нибудь знакомым с библейской историей Евреев, нет надобности доказывать, что первоначально как вся религия древних Евреев, так разумеется, и профетизм, были гораздо пластичнее и грубее, стояли ближе к натуралистическим формам и чаще делали из них различные символические заимствования. Вот почему в начальной истории библейского профетизма мы так мало видим возвышенных мессианских пророчеств, но за то так много пророческих предсказаний на религиозно-общественные и даже политические темы. Но по мере того, как шло развитие религиозного и умственного состояния Еврейского народа, возвышалось, утончалось и одухотворялось и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проводник между обвалившихся камней, как сквозь ущелье, провел нас к источнику с восточной стороны. Вдруг представился взорам большой, широкий, высокий и довольно далеко в гору простирающийся грот или каменный навес; под ним-то вода вытекает из-под задних стен, и там образует озерко чистой воды; уже из этого озерка по искусственному небольшому, руслу вытекает вода из грота и мелкою струею стекает с горы в деревню, и не знаю, где теряется. Я пил воду: она вкусна и прохладна. Этот источник арабы называют именем деревни. Дик этот грот, из-под которого выходит вода. Судя по изрытым соседним скалам, к коим пристроена деревня, и судя по каменным обвалам, надобно полагать, что в древние времена этот источник был обильнее, и, может быть, в дождливые годы бурно стремился вниз и прорывал скалы. Не здесь ли, подле грота, жила эндорская волшебница? По крайней мере, в этой деревне было место её жительства. Сохранилось название деревни; и близость её к горам Гелвуйским, на которых пал Саул, говорит в защиту мнения, что нынешний Эндор есть тот самый Аэндор, в котором волшебница показывала Саулу тень Самуила. Не удивительно, что она избрала это место для своего ремесла: оно так дико. Воображаю, что эта волшебница была также черна, как и нынешние жители деревни. Она была, вероятно, не еврейка, потому что евреям закон строго запрещал колдовство под смертной казнью. Какая еврейка могла избрать ремесло, угрожающее ей смертью? И волшебница скрывала свое ремесло. Я думаю, что она была ханаанка или египтянка, и что подле источника священного у неё был оракул, с которым тайно советовались суеверные евреи. Надобно полагать, что искусство её было не мало; вероятно, она употребляла те же средства, какими пользовался, напр. Калиостро, при мнимом вызывании душ людей умерших. Строгое приложение закона Моисеева к подобным фиглярам истребило всякое волшебство во Израиле; по той же причине св. писатели не описали нам и фокуса аэндорской колдуньи. Что такое колдовство, и именно вызывание душ умерших? – Есть ли оно одурачение человека суеверного или действительное средство к общению душ? Я думаю, что не душа человека умершего вызывается, а душа живого сообщается на мгновение с духовным миром, и свойственным ей взглядом узнает того, кого ей надобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине изображен эпизод из Ветхого завета. Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны. Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным. Он просит ее  вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель. Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова. Описание Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников — тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы — все это создает мистическую атмосферу. В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды. Цветовые контрасты ткани выделяют фигуры на общем темном фоне. Художник следует манере и технике, считавшейся в Академии художеств образцом, ее отличают господство классической схемы, построенной на геометрии правильных фигур, четкости разграничения планов и совершенстве рисунка. История На протяжении пяти лет художник выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году ему улыбнулась удача – за работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» он взял Большую и Малую золотые медали. Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 40  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/aendorskaya-volsheb...

Большая часть территории колена И. лежала на плоскогорье, к-рое включало плодородные земли, расположенные в вост. части долины Изреель. Границы колена простирались от горы Фавор и Галилейского м. на севере до горы Гелвуй и Ефремовой горы на юге, вдоль р. Иордан на востоке до р. Киссон на западе. На севере колено И. граничило с коленом Неффалима и Завулона, на юге - с коленом Манассии. Согласно Втор 33. 18-19, колено И. вместе с коленом Завулоновым имело общее святилище, вероятно на горе Фавор (др. вариант: гора Кармил - см.: Christensen D. L. Deuteronomy 21. 10 - 34. 12. Nashville, 2002. P. 853. (WBC; 68)). Территория колена И. включала 16 городов, среди них - Изреель, Сонам и Вефсамис, Иармуф, Аэндор (Нав 17. 11; 19. 17-23; 21. 28-29). На этой территории находилось большое количество ханаанских городов-государств, к-рые колено И., как и др. колена, не могло сразу вытеснить с исконной территории и было вынуждено вступить с ними в контакт (ср.: Суд 1. 28, 33). Источники позднего бронзового века показывают, что в XIV в. вост. часть долины Изреель была занята ханаанскими правителями, использующими рабский труд в ведении хозяйства (EA. 365), на основании этого А. Альт (а вслед за ним и др. библеисты) предположил, что часть колена И. могла попасть в рабство к местным могущественным князьям ( Alt A. Kleine Schriften z. Geschichte d. Volkes Israel. Münch., 19633. Bd. 3. S. 169-174; см. также: Noth M. The History of Israel. L., 19602. P. 78-79). Возможно, что слова об И. из пророчества Иакова «и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 15) могут содержать горький упрек за то, что он попал в подчинение к местным влиятельным ханаанским кланам и стал рабом на этой плодородной земле. В любом случае библейские источники, к-рые включают в т. ч. и свидетельства первенства колена Завулонова, говорят о том, что в ранний период истории, после заселения Св. земли, колено И. пережило тяжелый социальный и экономический кризис, из которого оно смогло выйти позднее, уже после эпохи Судей ( Gottwald. 1979. P. 216, 542).

http://pravenc.ru/text/675019.html

молчать. Действительно, немота овладела от этого необъятно широкого вида, над этой бездной, полной синего воздуха... – Вот это белеющее вдали направо пятнышко – все, что теперь называется Наином, – заговорил монах. Это древний Наин, в котором Христос воскресил мертвого. Ближе, на склонах гор – Аэндор, где Саул вызывал тень Самуила, и она предсказала ему смерть. Монах перечислял мне и рассказывал о всем, что представлялось моим глазам с этой высоты. Делал он это без всякой просьбы с моей стороны, с простою и душевной внимательностью религиозного человека, понимающего состояние души паломника перед этой картиной. Ведь с этой высоты, на этих громадных расстояниях ничто не изменилось в наружном виде местности с древнейших времен, и И. Христос, вероятно, не иной видел ее с Фавора. Мы пошли обратно, разговаривая о монастыре. Прощаясь, я положил в руку монаха два франка. Он как будто с некоторым изумлением, впрочем, приятным, почувствовал их в своей руке и поблагодарил. Фавор возвышается на 1,993 фут. над уровнем моря и на 1,300 фут. над Ездрелонской долиной, начинающейся у его подножия. Нужно было время, чтобы спуститься с этой высоты. Самая гора теперь необитаема, кроме, конечно, двух монастырей, в которых в обоих вместе едва ли наберется десять обитателей. Еще недавно заросли кустарников, которыми она покрыта, служили убежищем кабанам, шакалам и прочим диким животным, но теперь в них держатся только куропатки. Теперь я направлялся прямо к югу. От Фавора до Иерусалима считается сто верст напрямик. В действительности же, благодаря излучинам пути – расстояние едва ли не вдвое больше. В этом пространстве находится южная часть Галилеи и Самария. Южную Галилею составляет Ездрелонская долина, собственно по-еврейски – Израильская долина. Она лежит треугольником между хребтом Кармила, Иорданом и предгорьями Самарии. Я ехал по ней осенью, после сильных жаров. Земля вся была исчерчена глубокими и широкими трещинами, и я мог видеть диковинную толщину великолепного чернозема, настланного по ней природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под нами была разостлана как бы громадная географическая карта с рельефными очертаниями гор и холмов, перерезанных цветущими долинами, по которым змейками вьются многочисленные водные источники. Сначала наш взгляд был устремлен на север, на поднимавшиеся гигантские отроги горы Большого Ермона, три вершины которого, почти одинаковой высоты, находятся на 2808 метров над уровнем моря. Арабы называют его «Джебель-эш-шейх», т. е. седой горой, так как вершины ее покрыты снегом круглый год. Смотря по тому же направлению вниз, мы остановились взором своим на виднеющейся отсюда части Генисаретского озера, с которым связано так много трогательных сцен из земной жизни Господа. Обозревая пространство между Фавором и Тивериадой, мы невольно останавливаем свой взор на пленительном холме Карн-Каттин, расположенном на 808 метров над уровнем моря; этот холм в 1187 г. был, центром горячей битвы, положившей конец латинскому царству. В селении, находящемся позади этого холма, евреи показывают могилу Иофора, тестя Моисея. Налево, видна деревня Лубие, где французский генерал Джуно, в апреле 1799 г., одержал победу над Мамелюками; затем – селение Саджара, близ которого евреи недавно купили землю и основали там свои колонии. Направо, расположено селение Кафрсайт, населенное алжирцами, которые в 1847 г. оставили свое отечество и владеют здесь несколькими участками земли. Смотря по тому же направлению, мы различаем строения селения Кафркамма, обитаемого черкесами, которые в 1878 г., во избежание подданства русским, предпочли оставить свое отечество. Почти у подошвы Фавора расположен Сук-эль-хан, караван-сарай для купцов, около источника, весьма обильного водой; омывая подножие Фавора, он впадает в Иордан. С Фавора можно наблюдать за течением реки Иордана, которая на всем протяжении своем от озера Тивериадского до Мертвого моря, течет, извиваясь тысячами излучин. Оглянувшись назад, мы увидели во всей шири своей Эздрелонскую равнину, перерезываемую двумя почти параллельными цепями гор – Малым Ермоном и горами Гелвуйскими. Малый Ермон называется малым в отличие от Большого Эрмона, вечно покрытого снегом и дающего начало Иордану; находится против Фавора, к югу от него. Об этих горах Псалмопевец поет: «Фавор и Эрмон о имени Твоем возрадуются». На вершине его, высоко в облаках, белеет неизбежная мечеть мусульманского шейха. У подножия его виднеются уже упомянутые нами когда-то города, а теперь беднейшие селения: Сонам, Нанн, Аэндор, и др., находящиеся на развалинах библейских городов, дорогих нам по своим священным воспоминаниям. Смотря с горы Фавор на окружающие его местности, мы мысленно как бы перечитываем страницы священной Библии, где не раз говорится о различных событиях, совершавшихся в окидываемых нашими взорами окрестностях Фавора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

606 Известны места жительства идумеев или эдомлян (на юге Палестины), моавитян на востоке Мертвого моря) и аммонитян (на восток и юго-восток от колен Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина). Измаильтяне жили в каменистой Аравии, агаряне также в Аравии (несколько восточнее); Гевалом мог быть какой-либо идумейский округ; Ассур – ассирийское, тогда конечно не очень распространенное государство. Под сынами Лотовыми можно разуметь только моавитян и аммонитян, главных виновников войны. 607 При необычайном содействии помощи Божией в период судей побеждены были хананеи при Иавине (царе) и Сисаре (полководце) и позднее мадианитяне (цари их были Зевей или Зива и Салман, полководцы назывались Орив и Зив), первые – Бараком, вторые – Гедеоном. Победа над мадианитянами, как более блестящая, названа сначала (ст.10), в ближайшем же изложении (ст.11) раннейшая по времени поставляется на первом месте, ср. Суд.4:5,7,8 . Аэндор (в книге Судей не назван) лежал вблизи Фавора, следовательно, недалеко от места победы Барака. Святилище Божие может означать не только храм, как жилище Божие, но и страну, как обиталище народа Божия; Палестина, в сравнении с языческими странами, была страна священная, святилище. 608 Яко коло, в евр. «как пыль в вихре» ­­ колесом от ветра воздымаемая пыль; ср. Ис.17:13 . Другие разумеют быстро движущееся колесо, – образ беспокойства, непрочности врагов. – Когда Бог идет на суд, то Он приближается в буре. 610 Некоторые толковники признают этот псалом молитвою ушедшего с Давидом и единомысленного с ним потомка Корея, молитвою за Давида (ст.10), а не от имени Давида. 611 Возлюбленна; возлюбленное ео ipso и достойно любви, вожделенно. Селения – множ. число или потому, что скиния состояла собственно из двух отделений, или же здесь поэтическое изображение, как и в Пс.42:3, 45:5, 131:5 ; равным образом и дворы; даже во времена существования храма, как первого, так и второго, израильтянин имел только один двор, назначенный для него, в котором он молился. Сердце и плоть и проч. Душа и тело, несмотря на страстное желание, проникнуты радостным чувством, когда псалмопевец духом переносится ко скинии, вблизи обитающего там Бога (о Бозе – επ θεν). Псалмопевец называет Бога живым, так как Он в богослужении явил Себя источником жизни, подавая Свою возбуждающую, оживляющую и преобразующую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пересекая эту обширнейшую долину, – одну из самых исторических местностей в Палестине, – мы невольно вспоминаем происходившие здесь постоянно битвы, для которых эта открытая равнина была весьма удобна. Тут, когда-то Девора с Вараком одержала победу над Сисарой, здесь Гедеон восторжествовал над Мадианитянами, здесь Иудифь убила Олоферна, который расположился станом в этой же широкой долине. Но вот показались Назаретские горы, а за ними виднеются белые постройки Назарета, высоко поднятого на своем горнем пьедестале. Радостно затрепетали наши сердца. Но, как видение, он быстро исчез, скрывшись за высокими хребтами холмов. Целый час ехали мы по этой однообразной и ровной дороге, не встречая по пути ни одного селения; перешли мы через какой-то ручей, еще не пересохший, но достаточно обмелевший, так что нашим ослам легко было перейти его в брод. Досадно только было то, что водяные брызги, поднявшиеся от этого перехода, испачкали грязью наши белые шерстяные плащи. Можно представить себе, какое приятное впечатление производит эта равнина ранней весной, когда она сплошь бывает покрыта зелеными всходами злачных растений, высокой травой, и усеяна бесчисленными полевыми цветами причудливой формы и необыкновенной яркости. От нечего делать, мы любовались на Марко, который грациозно гарцевал на своем белом коне, подзадоривая к этому и нас. Мы старались обогнать друг друга, подгоняя своих уставших ослов, которые, развесив свои длинные уши, быстро скакали вперед. Окидывая взором окрестности, оглядываясь по сторонам, мы видим вдали много селений, часто упоминаемых в Библии. Направо от дороги, у подножия Малого Ермона, лежит деревня Наин, где Христос воскресил сына одной городской вдовы: далее, на восток от неё, виднеется селение Эндур, библейский Аэндор, куда некогда приходил Саул к жившей там волшебнице. Напротив этих деревень возвышается величественная гора Фавор, где, по преданию, произошло Преображение Господне. Склоны этой горы покрыты рощами зеленых деревьев, что придает ей очаровательный вид. Бывавшим на Кавказе, она напомнит гору Машук, у подножия которой расположен город Пятигорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004