30: «И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху...»); 4) 606 г., Навуходоносор, согласно 2 Пар 36. 6, увел в плен только царя Иоакима; согласно Дан 1. 2-4, после захвата царя Иоакима в Вавилон привезены также отроки «рода царского и княжеского» (упоминание об этих событиях отсутствует как в Книгах Царств и Иеремии, так и в вавилонских источниках); 5) 597 г., Навуходоносор, согласно 4 Цар 24. 12-16, увел 10 тыс. чел. (ср.: Иер 52. 28: 3023 чел.; 2 Пар 36. 10: упомянуто только переселение Иехонии; Вавилонская хроника 5. 11-13: «царь Вавилонии... захватил царя...»); 6) 587 или 586 г. датируется депортация, осуществленная Навузарданом; согласно 4 Цар 25. 11-12, в 19-й год Навуходоносора Навузардан выселил «прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил»,- цифры не указаны, но сказано, что «только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами» (ср.: Иер 52. 29: в 18-й год Навуходоносора выселено 832 чел.; 2 Пар 36. 17-20: выселены все, кто остались в живых в Иерусалиме после взятия города; вавилонские источники об этой депортации не сообщают); 7) 582/1 г., Навузардан, согласно Иер 52. 30, переселяет 745 чел. (вавилонские источники об этом не сообщают). Книга Иеремии подводит итог 3 депортаций, упомянутых в ней, и сообщает, что всего в Вавилон было переселено 4600 жителей Иудеи, в то время как в Четвертой книге Царств говорится о 10 тыс. чел., уведенных только при одной депортации. Суммарное количество переселенных в новоассирийский период, по аккад. источникам, составляет 240 860 чел., однако с учетом возможной неточности цифр депортации 701 г. число может быть значительно меньше. При оценке этих депортаций историки акцентируют внимание чаще всего на том, какой процент населения оставался в Иудее и в Израиле. Что касается Израиля, то, по подсчетам К. Лоусона Янгера, после депортации 733-732 гг.

http://pravenc.ru/text/293912.html

32:32). И кротчайший Давид, когда сын его злоумышлял против него, открыто проявляя ненависть к его женам и ища его самого убить, то этот, кроткий, праведный и незлобивый, плакал о нем (2 Цар. 13:37). Так же и когда Семей поносил его и бросал камни, то он не разгневался на него, но сказал отрокам своим, возгоревшимся намерением убить того: оставите его… проклинати Давида (2 Цар. 16:10). Посему справедливо говорил: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1). Поэтому умонастроения этих боговещанных мужей представляют собой достаточный пример для желающих [приобрести] их кротость и незлобие, чтобы вместе с ними услышать от Господа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5), поскольку кротость по Богу есть дело благоугодное и послушное. Ибо: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Сладкое зрелище — успокоившееся море, но оно не столь сладкое, как мирное устроение [души]. В успокоившемся море плещутся дельфины, в мирном же устроении [души] раздаются речи благопристойные. Говорит же и Иаков: Посему, отложив всякую злобу и нечистоту, в кротости [сердца] примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21). Песнопевец же [Col. 1793] Давид: Приемляй кроткия Господь, смиряй же грешники до земли (Пс. 146:6) и: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Пс. 24:9). И другой: люди смиренныяспасет Господь и очи смиренных спасет (ср. Пс. 17:28). Благой же наш Господь: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:29-30). Ему же слава во веки. Аминь.    Не творить несправедливости повелевает еще Ветхий Закон. То же, что следует терпеть несправедливость и благодарить, заповедует Новый, а скорее Исполнитель Закона, ведущий человека к совершенству и усыновлению: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Посему желающему облечься в блистающую победу следует не только мужественно переносить тех, кто его оскорбляет и творит несправедливость [по отношению к нему], но и отдавать творящему несправедливость больше того, чем тот желает забрать, и его дурное вожделение [ему следует] превзойти обилием собственной щедрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

4.5. Помазание Давида «Но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар. 15:35). У этого человека было вначале все, но он своей неверностью Богу, своим отступлением от заповедей, все возможности, все, что ему Господь дал, теряет, положившись только на собственные силы и на свое разумение. В результате этого Господь посылает Самуила в дом Иессея и в его доме младшего из его сыновей, Давида помазывает на царство. О Давиде говорится так: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, и взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:12–13). После помазания Саул тоже сподоблялся того, что на него сходил Дух Святой, укреплял его в служении. Теперь же помазанником Божиим является Давид, причем о Давиде в отличие от Саула, говорится, что на нем Дух пребывал все время с того дня. 4.6. Давид и Саул Первоначальная история Давида при дворе Саула вам всем известна. Давид призывается во дворец Саула, где он успокаивает мучимого злым духом игрой на гуслях. Затем Давид прославился победой над Голиафом. Приведем символическое толкование этой победы блаженным Феодоритом: «Давид отсек Голиафу голову, воспользовавшись его мечом, преднаписуя победу Происшедшего от него по плоти, ибо диавол ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низложен и лишен власти» [цит. по: 28, с. 163]. Слава Давида выражалась в восклицаниях женщин о том, что Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч, поскольку после гибели Голиафа филистимляне побежали. Происходит приближение Давида к Саулу, Давид женится на дочери Саула, и устанавливается очень крепкая и нежная дружба между Давидом и сыном Саула Ионафаном. Саул, мучимый злым духом, и видя возвышение Давида, чувствуя, видимо, в нем того, кто будет его преемником, всячески ищет его убить. В конце концов, Давид, предупрежденный Ионафаном, вынужден бежать, и после этого начинается довольно позорная страница в царствовании Саула. Он, бросив все, все дела своего царства, с войском гоняется по всей стране за Давидом. В этой погоне он совершенно не знает никакой меры. Когда Давид приходит к священнику Ахимелеху, и забирает у него меч Голиафа и берет там хлебы (те самые хлебы предложения, на которые потом ссылается Господь Иисус Христос, когда Его учеников обвиняют в том, что они в субботу растирают колосья себе в пищу) Саул убивает и самого священника и 80 других священников, считая, что они помогают Давиду. В этом снова проявляется его действительное отношение и к закону Божиему, и к служителям Божиим. Свой интерес и личная вражда остаются выше всего, вплоть до того, что он готов убить первосвященника только за то, что тот, как ему кажется, помог Давиду. Хотя Ахимелех довольно справедливо говорит царю, что отнюдь не впервые он Давида видит, и что всегда Давид сопровождал царя, и не было никаких причин для того, чтобы отказать Давиду в помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/431105/

   Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: «Никто не знает, ни Ангелы небесные... но только Отец» (Мк. 13:32). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.    Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы — и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию.    Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, — и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Ион. 1:2;Ион. 3:1—10). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар. 20), — и он не умер. И об Ахаве сказал: «Наведу на тебя зло», — и не навел (3 Цар. 21).    Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию.    Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: «Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?» Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: «Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем». И увидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им.    Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: «Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во время преследования Саул неоднократно оказывается практически в руках у Давида, так что Давид имеет возможность его умертвить и тем самым избавиться от преследования. Давид почитает помазанника Божия, искренне считая Саула царем и помазанником, и не поднимает на него руки. Саул даже приходит в какое-то умиление и раскаяние, даже дважды, видя, что Давид так к нему относится. Вот один из моментов, когда Давид показывает край одежды, отрезанный у Саула, в доказательство того, что тот был в его руке, и говорит: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отомстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча – от беззаконных исходит беззаконие, а моя рука не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом? За одною блохою. Господь будет судьею, рассудит между мною и тобою...» (1 Цар. 24:13–16). И в каком-то смысле это действительно так: брошены все дела, брошено все государство, и Саул занят только одним, как бы убить Давида, против которого он весь пылает ненавистью. И кончается это тем, что Давид вынужден и вовсе покинуть пределы Израильских поселений и уйти к филистимлянам и там у них поселиться, как бы под видом изменника, так что во время последней решающей битвы между филистимлянами и Саулом, Давиду чуть даже не пришлось выступить в этом сражении на стороне филистимлян, от чего все-таки Господь его избавил. 4.7. Гибель Саула Конец Саула был прискорбным. С Самуилом, до самой смерти последнего, Саул больше не встречался. Господь никаким образом не отвечал больше на вопрошания Саула, так что тот, в конце концов, отправляется к одной из волшебниц, против которых он в лучшие годы своего царствования издавал неоднократно строгие распоряжения и которых, в соответствии с законом Божиим, изгонял из пределов страны. И вот, он сам, переодевшись, является к волшебнице и просит ее с помощью каких-нибудь волхований представить ему из царства мертвых Самуила. В этот момент является ему Самуил и говорит о том, что он отвержен Богом и царство будет отдано Давиду. «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1 Цар. 28:19).

http://sedmitza.ru/lib/text/431105/

Вторая часть догматика Вторая часть догматика, как мы видим, насыщена образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Преп. Иоанн Дамаскин называет Деву Марию «небом Божества» (ορανς τς Θετητος). Слово «небо» (небеса) часто встречается в Священном Писании, но имеет несколько значений. Например, слово «небо» употребляется, когда в Священном Писании речь идет и об атмосферных явлениях, и о звездном мире, например, «небо красно» (Матф. 16, 2), «знамения с неба» (Лук. II, 16), «звезды на небе» (Евр. II, 12). В первом стихе библейской книги Бытие «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) под словами «небо и земля» подразумевается вся Вселенная. В понимании древних, видимое небо представлялось как свод, который своим нижним краем касался краев земли. Это дало повод Господу Иисусу Христу употребить такие выражения, как «от края небес до края их» (Мф. 24, 31), «от края земли до края неба» (Мк. 13, 27). Но небо в Священном Писании  —   это и место обитания Бога. Например, Соломон молился Богу при посвящении храма: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:23–27; ср. с 2 Пар. 2:6; 6:18). Писания ясно и неоднократно утверждают, что Бог обитает на небе. Он смотрит вниз на землю из Своих святых обителей и благословляет Свой народ (Втор. 26:15; Пс. 52:3; Ис. 63:15). Когда Его народ молится в направлении храма, Он слышит на небе, месте Своего обитания, и прощает его (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Во времена Езекии «встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4); «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Иисус Христос все время говорил о Своем Небесном Отце (см. Мф. 5:16,45; Мк. 11:25). Все эти ссылки говорят о том, что «небо» — это обитель или жилище Бога, которое апостол Павел называет «третьим небом» или «раем» (2 Кор. 12:2, 3).

http://bogoslov.ru/article/5177484

— Выслушай слово Господне: Вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сегодня, в Вавилон; ничего не останется. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут и будут они евнухами во дворце царя вавилонского. — Благо слово Господне, которое ты изрек, — со смирением отвечал раскаявшийся Езекия, молясь в то же время, чтобы мир и благосостояние сопровождали хотя бы только дни его (4 Цар.20:13–19; 2 Пар.32:31; Ис.39). Господь не отринул молитвы погрешившего царя: в мире «почил Езекия с отцами своими» (4 Цар.20:21) и был похоронен со всевозможными почестями, при стечении множества иудеев, над гробницами сынов Давидовых в Иерусалиме (2 Пар.32:33). Вскоре окончил дни свои и великий пророк святой Исаия: по преданию иудейскому, принимаемому Тертуллианом, Лактанцием и блаженным Иеронимом, святой Исаия скончался мученически, перепиленный пилою при преемнике Езекии Манассии. Если, как говорит святой Кирилл Иерусалимский, «ни одному из пророков не был Христос неведом», то о пророке Исаии это должно сказать в особенности. Книга его содержит предсказания о Христе-Спасителе столь полные и ясные, что по справедливости устами отцов церкви святому Исаии усвоено наименование «Ветхозаветного евангелиста». У этого великого ветхозаветного пророка находим подробно начертанный образ Грядущего Мессии. Предваренный пришествием Предтечи (40:3) Мессия, происходя по человечеству от рода Иессеева (11:1), родится от безмужней Девы (7:14) и будет преисполнен Даров Святого Духа (11:2) и носить имена, с несомненностью указующие на Его Божеское достоинство (9:6). Смиренный и кроткий Раб Божий, возлюбленный Господом и призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», проявляя в то же время великую силу в водворении на земле своего царства (9:1–4), которое явится царством правды и мира и боговедения, — «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут жить вместе, и малое дитя будет водить их, и корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и малое дитя будет водить их, и лев, как вол, будет есть солому, и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою в гнездо змеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Его употребление в Писании может быть сведено к двум случаям. Первый – это своего рода титул, которым само Писание выделяет очень немногих людей. Их всего пять человек: и еще два безымянных пророка: Второй случай – это почтительное обращение внешних людей, как правило, не относящихся к числу пророков, к ним. Так обращаются к Илие пятидесятники – начальники воинских отрядов в пятьдесят человек (4 Цар, 1 гл.); так обращаются разные люди к Елисею ( 4Цар.4:16, 4:40 , 2Пар.25:9 ); так говорят Маной и его жена об Ангеле Божьем, принимая его за пророка ( Суд.13:6–8 ). Интересно отметить, что в Новом Завете это выражение также встречается, но всего два раза и оба в посланиях апостола Павла к Тимофею. Одно из Первого послания «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» ( 1Тим.6:11 ) и другое из Второго: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:17 ). В обоих случаях это обращение Павла к Тимофею, один раз прямое, другой косвенное. Несомненно, это означает, что Павел обращается к своему у ченику, как к пророку. Таким образом, перед нами свидетельство самого Павла, что Тимофей был новозаветным пророком. 3. «Прозорливец», – так было переведено на церковнославянский язык слово которое употребляется в Библии достаточно редко – только 22 раза. Его греческий эквивалент – οξυδερκς, латинский – videns, английский – seer. Это слово уже во времена единого царства (т. е. при пророке Самуиле) было настолько архаичным, что нуждалось в объяснении. В 1й книге Царств, в эпизоде поиска молодым Саулом со своим слугой пропавших ослиц его отца, говорится, что «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде называния прозорливцем» (9.9). Отметим, что это замечание 1 Цар об архаичности слова сохраняется на протяжении всех книг Царств. Единственный человек, который в этих книгах прямо именуется «прозорливцем» – это Гад: «Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида» ( 2Цар.24:11 ). При этом он все же называется сначала пророком, что лишь подчеркивает древность слова. Возможно, именно по этой причине церковнославянское звучание этого слова было сохранено в русском, так называемом Синодальном переводе.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

И, проще говоря, всякое занятие становится предлогом для войны сего лукавого беса. Итак, оказывается тщеславный монах работником без воздаяния. Поскольку труд понес, а оплаты не получил. «Потому что тщеславие губит награды за добродетели. И так же как бросок камня не достигает неба, так и молитва человекоугодливого не взойдет к Богу. Муж же разумный скрывает сокровище и труд добродетели; смышленый монах подражает пчеле: снаружи облетает цветы, а внутри делает соты. Не продавай трудов твоих славе человеческой, не предавай будущей славы своей ради дешевой похвалы. Ибо слава человеческая в прах вселится (ср. Пс. 7:6), и молва о ней затухает. Слава же добродетели пребывает вовек». Посему мы, возлюбленные, не допустим, чтобы страсть сия господствовала над нами, боясь говорящего: яко Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6). А лучше, последуя апостольскому слову, искренне скажем: У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10). И еще говорит: так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой (1 Фес. 2:4-6), ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10:18), как говорит блаженная Анна Самуилова: да не хвалится мудрый мудостию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но еже разумети и творити суд и правду (Иер. 9:23-24). Царь же Езекия, гонясь за славой человеческой и одержимый радостным возбуждением, показал халдеям сокровища свои (4 Цар. 20:13). И послал Господь Исаию к нему, говоря: Се, дние грядут, взята будут вся, яже видеши, в Вавилон (4 Цар. 20:17). Как сейчас и с нами произошло. Ибо мы растолстели и стали отвержены (ср. Втор. 32:15), [Col. 1569] и потому предал Господь халдеям силу нашу и Честной Крест, и святыни наши опустели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Первым царем избирается по указанию Божию Саул, из колена Вениаминова. Был и достаточно большой практический смысл в том, что избирается царь именно из этого колена, поскольку оно было в этот момент самым немногочисленным, и таким образом, не было опасности того, что в результате избрания царя из этого колена оно получит доминирующее значение среди прочих колен Израилевых. Этапы избрания и призвания Саула на царство: первый – это встреча Саула и Самуила. Она имеет вид случайной, Саул разыскивает потерявшихся ослиц и приходит к Самуилу, которому Господь открывает, что того человека, который придет к тебе, ты помажь царем. Самуил так и делает, и для того, чтобы Саул утвердился в своем избрании, убедился, что он действительно призван Богом на это служение, ему дается знамение. Самуил говорит ему: ты сейчас пойдешь от меня, встретишь двух человек, которые скажут тебе, что нашлись ослицы, и вот отец ищет тебя, потом пойдешь оттуда дальше и встретят тебя три человека, один несет козлят, другой три хлеба и третий мех с вином, и затем пойдешь дальше и встретишь там сонм пророков с псалтирью и гуслями, и найдет на тебя дух Господень и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Это подобно тем знакам, которые Господь Иисус Христос давал Своим ученикам, отправляя их, чтобы устроить все для тайной вечери, когда Он говорит, что вы пойдете в город и встретите человека, несущего водонос, идите за ним и спросите, где та горница, в которой Мне подобает праздновать (Мк. 14:13–14). Здесь есть отсылка именно к этому знамению, которое было дано Саулу. Второй этап – когда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, из него указывается Саул. О Сауле говорится, что он «был от плеч своих выше всего народа» (1 Цар. 10:23), то есть весь остальной народ ему где-то до плеча доставал, был человек очень рослый и, по-видимому, сильный. В момент избрания вначале мы видим, что ведет он себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя, но не все его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10:27).

http://sedmitza.ru/lib/text/431096/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010