Как Небесный Отец посылает Своего Сына, так и Сын Божий посылает Своих учеников, так и они через поставление Духом Святым творят себе преемников. И мы, стоящие вокруг тебя архипастыри, некогда также сподобились присовокупиться «к златой чистой и Божественной цепи посланников Господних» , — также слова святителя Филарета. Господь вверяет тебе служение в мире, который Он привел из небытия в бытие Своей всемогущей волей и который через непослушание наших прародителей наполнился горем и страданиями, в мире, где нередко торжествует и грех, но бурные волны житейского моря разбиваются о борта дивного корабля Святой Церкви. На этом корабле обретают спасение утопающие в пучине страстей, получают утешение страждущие, находят приют обездоленные. Мы — епископы вместе с нашими помощниками пресвитерами — команда этого судна, которая трудится под управлением Своего Главы — Небесного Кормчего Христа. Мы те, кому надлежит обращать на путь истинный заблудших и наставлять немудрых, вразумлять , по слову апостола Павла, бесчинных и утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (1 Фес. 5:14). Видишь ли, сколь нелегко епископское бремя и велика ответственность? Разумеешь ли, сколь высока возложенная на тебя душеспасительная миссия? Хотел бы предостеречь тебя не только от страха и уныния, бываемых от осознания тяжести предстоящих трудов, но и от опасного чувства собственной значимости и мнимого превосходства, которое может появиться от ощущения важности архиерейского служения. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Эти слова Спасителя, которые Он говорил апостолом прежде Своих Крестных страданий, Он сейчас обращает и к тебе. Пусть же эти слова всегда остаются в твоем сердце, пусть они звучат для тебя как призыв к ревностным трудам на ниве церковной. Невелики человеческие силы, чтобы исполнить все нам повеленное. Но да не устрашается сердце твое (Ин. 14:27) — таковы слова Господа, обращенные к нам. Стремись всегда пребывать во Христе, без Которого мы не можем ничего совершать. Старайся пребывать в молитве, устремляя во всякое время свои помышления горе, к Тому, Кто, по слову Псалмопевца, нам прибежище и сила, Кто — скорый помощник в бедах (Пс. 45:2). Как наставляет святитель Василий Великий, «не избегай чего не должно и не прибегай к кому не должно. Но пусть будет у тебя одно избегаемое — грех, и одно прибежище в несчастиях — Бог» .

http://patriarchia.ru/db/text/5680947.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этой радостью созидалась вера наша. Это она преобразила неученых рыбарей, боязливых и нетвердых в своем уповании, в Апостолов Христовых, бесстрашно пронесших проповедь о Воскресшем по всему лицу земли и утвердивших веру в Него своей мученической кончиной. Это она сияла на лицах мучеников Христовых, шедших за Него на страдания и смерть. Это она уводила в пустыню внешне благополучных и обеспеченных людей и делала их великими святыми подвижниками, достигавшими еще в земной своей жизни того образа и подобия Божия, которыми почтил Бог человека при его сотворении. Преподобный Серафим Саровский, горячо любимый православными народом угодник Божий, столетие со дня прославления которого мы будем отмечать в этом году, встречал каждого приходившего к нему словами: " Радость моя! Христос воскресе! " Светлая пасхальная радость переполняла его душу и щедро изливалась на весь мир. Вечная Пасха соделывала его храмом Бога Живого. Дорогие мои! Эту радость дарует Господь и нам. И если она наполнит нашу душу, если не позволим мы суете житейской погасить ее спасительный свет, - все заботы и скорби нашей непростой и нелегкой жизни отступят перед этим животворящим сиянием Пасхи Христовой, " двери райские нам отверзающей " . Храните же эту святую радость, несите ее людям, щедро делитесь ею с теми, кто еще не встретил Воскресшего Господа на своем жизненном пути, кто еще не знает, что " Бог есть любовь " , а Царство Его есть Царство радости и света. Возлюбленные! Во всех трудностях и испытаниях житейских будем помнить слова Апостола: " Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе " (1 Фес. 5, 16-18). Будем помнить об этом, каждый день совершая посильный труд молитвы за своих близких и за весь мир. Святая Церковь проповедует и созидает мир - мир в наших душах и семьях, мир в каждой стране и по всему лицу земли. Стремление к миру и согласию - одна из главных задач Церкви в ее отношениях со светской властью, политиками, гражданскими объединениями, людьми иных вероисповеданий и религий. Да, многие народы сегодня разделены. В разных регионах мира льется кровь, гибнут мирные жители, не утихает вражда. Насилие, ненависть, другие пороки настойчиво прививаются обществу через псевдокультуру. Немало наших сограждан по-прежнему страдает от нищеты, лишений, преступности. Можно ли достичь мира в таких условиях? Можно, если вспомнить, что мир между людьми начинается с мира в наших сердцах. Обратившись ко Христу, вверив Ему свою жизнь, мы становимся подлинными миротворцами. Помня об этом, Святая Церковь предлагает всему народу путь благотворной нравственной перемены, путь к совершенству и миру - путь Христов. Идти этим путем призываю каждого человека - молодого и пожилого, богатого и бедного, ученого и " некнижного " , облеченного властью и ее не имеющего.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=120

Сказано о Тайне Боговоплощения: «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф. 1:9–10). «Прежде положил в Нем» – и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф. 1:4–5). О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:19–20). Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16). Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня»(Ин. 5:36). Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению»(2 Фес. 2:13). Протоиерей Олег Стеняев      Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Пресвятой Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Пресвятой Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира.

http://pravoslavie.ru/133218.html

Речь идет о единственном в истории человечества факте сверхъестественного зачатия и рождения от Девы без каких-либо брачных отношений. Для христианства эта истина является одним из краеугольных камней веры. Ни заимствовать, ни придумать идею такого партеногенеза иудеи — писатели новозаветных книг не могли. Она не имеет никаких корней в иудаизме, в среде которого возникло христианство. Она принципиально отличается и от всех языческих мифов, и Церковь всегда бескомпромиссно отстаивала это учение как единственно истинное и решительно осуждала все иудео-языческие попытки его «исправления». Достаточно указать хотя бы на некоторые отличия этого христианского догмата от языческих идей о воплощениях богов, чтобы убедиться в его уникальности. Боговоплощение относится только ко Второй Ипостаси Бога — Логосу, но не к Богу, как это естественно было для античной мифологии. Христос — не еще одно античное божество, явившееся в человеческом образе (докетически), но реальная историческая Личность. Он однажды родился, жил, страдал, умер и воскрес,  не как языческие боги, которые сколько угодно могли менять свои маски. Он воплотился по любви к человеку (Ин 3:16), « чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими через соединение с Собою ” (прп. Максим Исповедник), а не для каких-либо земных наслаждений и целей. У Него нет аватар, Он не перевоплощается. Он чист от всякой страсти — в отличие от языческих божеств (например, у Кришны, по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тысяч сыновей). Такое учение не могли создать апостолы — люди некнижные (Деян 4:13), это не плод «земли». Оно было свидетельством реального факта явления Самогó воплотившегося Бога-Логоса. Поэтому учение о Воплощении является одним из очевидных аргументов божественного происхождения христианства. Рождество 4-5. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием Эти члены Символа веры являются еще одним объективным аргументом, свидетельствующим о неземном происхождении христианской религии. Если обратиться к психологии подавляющего большинства людей (мне думается, это 99,9 % человечества), то можно с полной уверенностью утверждать, что они живут надеждой и ожиданием того , кто освободит человечество от войн и жестокостей, эксплуатации и насилия, даст в изобилии «хлеба и зрелищ», принесет на землю «мир и безопасность» (см. 1 Фес 5:3). Мечты о рае на земле существуют изначала человеческого бытия, и они выражались в различных идеологиях, государственных идеалах и легендах о грядущем спасителе мира. Достаточно вспомнить мечты иудеев о Мессии или римлян о новом Августе и реакцию тех и других на Иисуса Христа: первые Его распяли, вторые отправили « христиан ко львам ».

http://foma.ru/simvol-veryi-chto-i-poche...

В одном из писем святитель Игнатий предлагает человеку, испытывающему сильные болезни и скорби, такой совет: «Пишу вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю вам духовный рецепт, которым советую вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности… Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующее: “Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем”… Начнете чувствовать, что успокоение входит в вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Фес. 5: 16)» .      Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище – благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния душу исполняет отрада, а вместо печали и огорчений – духовная радость и утешение. «Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его» «Будем возделывать невидимый подвиг благодарения Богу. Подвиг этот напомянет нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога; подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание. Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его» .

http://pravoslavie.ru/74279.html

В этой, временной жизни, есть прообраз будущей. Как говорил святитель Николай Сербский: солнце, которое дает свет, все животворит, всегда светит и все греет, – есть символ Вечного Солнца. «Христе, Свете Истины, просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир». Или, как замечательно сказал один архиерей: цветы – это образ рая здесь, на земле. Любовь Владимировна Кречетова (1903–1993), мать протоиерея Валериана      Когда человек любит, у него в сердце радость, обнимающая все. На эту тему есть замечательное стихотворение Алексея Константиновича Толстого: Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от края и до края, И солнца свет, и ночи тьму! И одинокую тропинку, По коей нищий я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить; О, если б мог в мои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить!.. Человек радостный живет в любви. А без любви в радости жить невозможно: даже радость будет эгоистичной. Радость духовная – другая, она все объединяет и все оживотворяет. Это как раз та радость, о которой сказал Господь, когда жены-мироносицы встретили Его Воскресшего: «Радуйтесь!» Господь воскрес. Все – победа над смертью. Смерти нет. Это только временное изменение, дальше – будущая жизнь. Эту радость уже никто не отнимет, как и духовную свободу, про которую святитель Николай Сербский говорил, что и в темнице, и на свободе она одна и та же. Почему святые испытывали состояние радости, а апостол сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»(1 Фес. 5:16–18)? А как же это сочетать с тем, что кто-то себя так плохо ведет? Да, это скорбь, но она временна. Есть такое рассуждение на эту тему: как я могу радоваться, когда кто-то там, в аду, мучается? – Да, батюшка, предположим, мать в раю, а ребенок в аду. Ну как тут можно радоваться? – Дело все в том, что состояние, которое будет испытывать человек в раю, мы здесь не можем осознать. Как сказал один подвижник: «Если Ты меня помилуешь – слава Твоему милосердию. Если накажешь – слава Твоему праведному суду». И здесь до конца объяснить все невозможно, потому что это неподвластно нашему пониманию.

http://pravoslavie.ru/136446.html

Воля Божия… Надо просто принять это как истину: что бы ни происходило вокруг нас, с нашими близкими, с нами самими, каким бы трагичным происходящее ни казалось, ничто из этого не исключено из Божественного плана, того, который соткан Премудростью и Любовью Божией и сам есть эта Премудрость и Любовь. Сколько раз мы слышали апостола Павла: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16)? Или Иоанна Златоуста: « Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся». Вмещало ли их наше сердце или они лишь скользили по поверхности его? Сегодня — должно вместить, потому что без этого нам не справиться. Страдание может ожесточить сердце, заставить его сжаться и закрыться. Но может, напротив, расширить, помочь ему распахнуться для Бога. Все зависит от того, что выберем мы — сетовать, роптать, унывать и отчаиваться или, несмотря ни на что и даже вопреки всему — благодарить. Первая дорога очень быстро заводит в тупик безысходности, но вторая… Ступив на нее, узнаешь о мире и о себе самом то, чего не знал прежде. Узнаешь, как во мраке можно увидеть свет. В печали — радость. В том, что кажется лишенным смысла, абсурдным, — и смысл, и больше того — откровение… В эти дни не раз звучали и не раз еще прозвучат применительно ко всему, что мы переживаем, эти слова: «Наказание Божие». Но как же важно правильно их понимать, чтобы не погрузиться в глубину безнадежия! Наказание — не кара, не мука, не признак отвержения. Наказание переводится с церковнославянского языка как наставление, вразумление, научение. Да, каждому из нас есть что вспомнить, за что раскаяться от всего сердца, что изменить в себе. Однако вместе с тем обязательно нужно постараться понять, увидеть, чему Господь хочет нас научить, чтобы время, которое дано нам для приобретения, мы не сочли ошибочно временем потерь. Повторю вслед за многими: кто из нас всерьез верил, что наступит момент, когда мы не сможем прийти в храм — захотим и не сможем, потому что вход в него окажется закрыт? Нет, теоретически мы допускали возможность, что такое когда-нибудь случится: ведь были же прежде гонения. Но что такое произойдет прямо сейчас, вдруг, мало кто предполагал. И этот опыт, еще не пережитый, а только переживаемый, заставляет совершенно иначе ценить каждое мгновение, проведенное в храме, ждать Причастия не как чего-то, чего «не может не быть», а как подлинного дара, которого, как мы уже знали, можно внезапно лишиться.

http://pravmir.ru/eta-strastnaya-zapomni...

настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах: Этот год был очень трагичным, сумбурным. Он стал годом раздора, несогласия, потерь друзей, годом разрывов отношений, я даже не говорю о большем разрыве. Очень хотелось бы встретить Новый год в состоянии внутреннего мира. Именно внутренний мир может стать залогом остального мира. В данном случае Слово Евангельское и Слово апостольское очень мирно всегда зовет, чтобы мы во-первых, не были рабами этого мира, а, во-вторых – ничего не боялись и все упование возлагали на Бога. Тот, кто знает Бога, перестает бояться. Мне кажется, что наши христианские усилия должны быть направлены на то, чтобы не узнать как можно больше о Боге, а стремиться познавать самого Бога и, значит, учится его любить. Когда в сердце хранится любовь, все можно преодолеть – даже самое страшное и тяжелое. Для меня новогодним напутствием всегда являются слова апостола Павла: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Мир изменился – образование меняется Евгений Александрович Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, директор Центра образования 109 города Москвы:  В 2014 году в образовании произошло много серьёзных вещей, которые непрофессионалу незаметны. Во-первых, началось реальное внедрение нового профессионального стандарта учителя. В него заложены новые очень серьёзные компетенции. Мир поменялся – у нас немало детей с проблемами развития, нужно начинать учить больных детей, которые будут интегрироваться в систему инклюзивного образования. Очень много ребят, для которых русский неродной, и им нужно учить его как иностранный. Внедрение нового стандарта, в свою очередь, повлекло за собой изменения в подготовке учителей. Поэтому параллельно начались изменения в системе высшего педагогического образования и в системе переподготовки кадров. Сейчас открыто двадцать три пилотных проекта. Учителей надо подготовить, ибо нельзя требовать с учителя того, чему его никто не учил.

http://pravmir.ru/itogi-2014-goda-opros-...

Упоминание о болезнях можно видеть и в таких словах: Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр 16:10–11). Здесь же речь идет о язвах, которыми Господь поразит обольщенных антихристом людей, т. е. о вполне конкретном физическом наказании, вряд ли это можно отнести к коронавирусу, при его-то 80 % легкости форм и смертности в 3-4 %, причем людей в среднем 70-80 лет. В двенадцатой главе мы читаем о явлении некой жены, с венцом из звезд, облеченной в солнце, и луной под ногами, которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:2). Некоторые толкователи видели в этом образе Богородицу, но такие святители, как Ипполит, Мефодий и Андрей Кесарийский относят его к Церкви. А вот «муки рождения» — это устойчивый термин, обозначающий скорби последних времен, с которыми предстоит столкнуться христианам. Здесь напрямую напрашивается аналогия со словами апостола Павла: Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут » (1 Фес 5:3). Подведем маленький итог. В Апокалипсисе действительно есть указания на болезни, но выглядят они гораздо конкретнее и устрашающе, чем во многом «дутая» паника вокруг коронавируса. То, что сегодняшние мировые события — это некая репетиция будущих действий по прельщению людей антихристом, вполне возможно, но нам еще предстоит это осознать исходя из последствий, которые наступят в дальнейшем. Сейчас же что-то утверждать с весомой долей вероятности еще не приходится. Стоит ли нам, христианам, бояться возможных грядущих испытаний? Конечно, нет. Мы же ждем не антихриста, а Спасителя нашего, а если кому и доведется увидеть кончину мира, то время это, несмотря на всю тяготу, должно стать временем счастливого и терпеливого ожиданий самой важной встречи со Христом: Ей, гряди, Господи Иисусе!

http://foma.ru/javljaetsja-li-koronaviru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010