Елена 28 сентября 2020, 12:04 Спасибо огромное, дорогие о. Петр и Ольга Орлова! Очень полезная, для меня, по крайней мере, проповедь, давно подобного не читала и не слышала. Денис 25 сентября 2020, 08:58 Елена, «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6,16). Порою же и без как с унылыми лицами православные верующие в храмах стоят и причины не только в житейских проблемах, перебор в современном православии Ада, Антихриста и прочего депресняка. Хотя одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). Кира 24 сентября 2020, 22:51 Спаси Вас Господи, отец Петр. Очень мудрая и полезная статья. Валентин Н. 24 сентября 2020, 20:34 Очень хорошо сказано, мне понравилось. Это нам всем нужно. Благодарю Господа, что вразумил прочитать эту статью. Елена Киев 24 сентября 2020, 14:23 Денису 24 сентября 2020, 07:59 " Каждый десятый НЕВЕРУЮЩИЙ россиянин, по статистике Минздрава, подвержен депрессии " Татиана 24 сентября 2020, 13:44 Спаси Господи, отец Петр! Сильно прошлось по грешным моим жилам! Елена Киев 24 сентября 2020, 11:33 " В этом тоже, может быть, одна из целей поста (как и молитвы – в моем случае): развеять эти псевдочары чрезмерного обаяния этого мира. " Спасибо! Наталия Ростова 24 сентября 2020, 09:54 Хорошая статья. Благодарю. В дополнение к статье, предлагаю найти и послушать в интернете псалмы архимандрита Серафима Бит-Хариби, которые он с хором поёт на арамейском языке. Прям в тему - " Держи ум свой во аде и не отчаивайся " . Денис 24 сентября 2020, 07:59 До высоких соблазнов вроде гордыни и тщеславия ещё надо дорасти, а реально куда более убийственные уныние с печалью. Страх перед будущим, неверие в собственные силы, помощь Бога и ближних ведут к вымиранию русского и иных православных народов из-за малодетности. В России тысячи людей даже по данным Росстата заканчивают жизнь самоубийством, а куда больше вконец спивающихся и конченых наркоманов уходят из жизни. Написанные для монахов изречения вроде " Держи ум твой во аде и не отчаивайся " для мирян обычно бесполезны или вовсе губительны, так как отчаиваются, если мысленно в Аду. " Каждый десятый россиянин, по статистике Минздрава, подвержен депрессии " , сообщает первый канал http://www.1tv.ru

http://pravoslavie.ru/134137.html

Новозаветное описание суда Божия сохраняет существенные черты ветхозаветной эсхатологии. Суд Божий будет всеобщим, вселенским судом над всеми народами (Мф 25. 32); благодаря всеобщему воскресению мертвых он осуществится над всеми поколениями людей (Ин 6. 39-40) и окончательно определит судьбы праведников и нечестивых (Мф 25. 31-46; Откр 20. 11-15), знаменуя конец эры греха и начало совершенной жизни с Богом. История в ее нынешнем состоянии упразднится раз и навсегда. В 2 Петр 3. 7-10 говорится об уничтожении огнем прежнего мира. Новый мир и новая жизнь - это «Царствие Божие/Царство Небесное», в к-рое Христос введет праведников (Мф 7. 21; Мк 14. 25 и др.). Новая эпоха будет возвращением мира к изначальному совершенству, утраченному в результате грехопадения (2 Петр 3. 13; Откр 21. 1 - 22. 5). Новозаветное Откровение тем не менее не снимает покрова тайны с Д. Г. Сам Господь не говорит прямо о точных сроках судного дня (Мф 24. 36; 25. 13; Мк 13. 32; Деян 1. 7). Время Второго пришествия - это тайна Божия, неведомая даже Сыну (Мк 13. 32; см. статьи Суд Божий , Эсхатология ). Картины суда и Второго пришествия даются в таинственных образах, характерных для апокалиптической лит-ры (Мф 24. 39-31; 25. 31-46; Откр 20. 11-15 и др.). Отдельные притчи указывают на невозможность рационального осмысления времени события Д. Г. (Мк 13. 34-36; Лк 12. 35-40). Долг христианина в ситуации неведения состоит в дерзновенной готовности ответить на всегда обращенный к нему призыв Господа: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22. 20; см. также: Мф 25. 13; Лк 12. 35-40; 21. 34-36; 2 Петр 3. 10; 1 Фес 5. 1-3; Откр 3. 3; 16. 15). Понятие Д. Г. присутствует также в раввинистической и апокрифической лит-ре, в таких вариантах, как «день суда» (Хагига. 77a; Шемот Раба. 23 ), «день Бога» (или «Его день» - 2 Вар. 48. 47; 49. 2), «день Избранника» (1 Енох. 61. 5). Библейское понятие Д. Г. следует отличать от «дней Мессии» (     - Кантикум Раба. 7. 3; Берахот. 1, 5; ср.: 4 Езд 13. 52) в ранней иудейской апокалиптике, означающих период вечного блаженства праведников, к-рому предшествует воскрешение мертвых и страшный суд ( Смирнов. 1899. С. 208 сл.; Volz. 1934. S. 163 sq., 214 sq.; Strack. 1928. S. 857 sq.).

http://pravenc.ru/text/День ...

Ветхозаветные ожидания Д. Г. как великого судного дня в полной мере раскрываются в НЗ в Откровении Господа Иисуса Христа. Преемственность ВЗ и особенность учения НЗ о Д. Г. нашли отражение в специальной терминологии. Словосочетание Д. Г. встречается в НЗ 3 раза (1 Фес 5. 2; 2 Петр 3. 10; Деян 2. 20). Его синонимами в НЗ являются выражения: день суда (греч. μρα κρσεως - Мф 12. 36; 2 Петр 2. 9; 3. 7; 1 Ин 4. 17); день Сына Человеческого (μρα το υο το νθρπου - Лк 17. 22, 24, 26, 30); день Христов (μρα Χριστο - Флп 1. 10; 2. 16) или день Иисуса Христа (μρα Χριστο Ιησο - Флп 1. 6; ср.: 1 Кор 1. 8; 5. 5; 2 Кор 1. 14); великий день Бога Вседержителя (μεϒλη μρα το θεο το παντοκρτορος - Откр 16. 14); великий день гнева (μρα μεϒλη τς ρϒς - Откр 6. 17); оный день (κενην τν μραν - 2 Тим 1. 12, 18; 4. 8); последний день/дни (σχτη μρα - Ин 6. 40, 44, 54; 12. 48; Иак 5. 3; 2 Петр 3. 3; 2 Тим 3. 1; Евр 1. 2) и др. Преемственность ВЗ и НЗ в раскрытии тематики Д. Г. определяется прежде всего актуальностью для всего божественного Откровения темы последнего суда. Искупительное служение Христа, Его воплощение, учение, крестные страдания и воскресение предельно обостряют ожидания грядущего суда Божия. В НЗ Д. Г. начинается с приходом в мир Господа Иисуса Христа, с наступлением мессианского царства (Мф 10. 23), одновременно сохраняя эсхатологическую перспективу, к-рая обретает в евангельском провозвестии больший динамизм и напряженность. В учении НЗ суд Божий неотделим от миссии Христа, Которому предстоит судить мир (Мф 25. 31-46; 1 Петр 2. 23; 4. 5; Рим 2. 16; 2 Тим 4. 8). Т. о., Д. Г. в НЗ трансформируется в «день Христов» (2 Фес 2. 2). Словосочетания, раскрывающие в НЗ понятие Д. Г.: «день Христов», «день Иисуса Христа», «день Господа нашего Иисуса Христа», «день Сына Человеческого» и др.,- говорят о Втором пришествии Господа как о наступлении судного дня (1 Кор 1. 8; 5. 5; 2 Кор 1. 14; Флп 1. 6, 10; 2. 16; 2 Фес 2. 2; Иак 5. 7-9). Т. о., новозаветные тексты свидетельствуют об объединении в представлении первых христиан эсхатологических ожиданий последнего суда Господа с чаяниями грядущего пришествия Господа Иисуса Христа, Его парусии.

http://pravenc.ru/text/День ...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит I. ПРАВОСЛАВНЫЙ БРАК 1. Сегодня институт семьи оказался под угрозой в связи с такими явлениями, как обмирщение и нравственный релятивизм. Священный характер брака утверждается Православной Церковью как ее фундаментальное и неоспоримое учение. Заключённый в свободе союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака. 2. В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы (Быт. 2:23). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода. Благословленный в раю брак между мужчиной и женщиной стал священным таинством, которое упоминается в Новом Завете, в повествовании о Кане Галилейской, где Христос сотворил первое чудо , претворив воду в вино, и явил тем славу Свою (Ин. 2:11). Таинство неразрывного союза мужчины и женщины является образом единства Христа и Церкви (Еф. 5:32). 3. Христоцентрический характер таинства брака объясняет, почему епископ или пресвитер благословляют этот священный союз особой молитвой. Поэтому в послании к Поликарпу Смирнскому святой Игнатий Богоносец подчёркивал, что вступающие в общение брака « должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти (человеческой). Пусть все будет во славу Божию » (гл. V, 2). Священный характер богоустановленного союза и его высокое духовное содержание объясняют апостольский призыв: « Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно » (Евр. 13:4). Вот почему Православная Церковь осуждала любые нарушения чистоты брака (Еф. 5:2-5, 1 Фес. 4:4, Евр. 13:4 и др.). 4. Союз мужчины и женщины во Христе являет «малую Церковь», образ Церкви. Посредством благословения Божия союз мужчины и женщины возвышается, ибо общение превосходит индивидуальное существование, оно приобщает супругов к жизни по образу Царства Пресвятой Троицы. Необходимое условие для брака – вера в Иисуса Христа, которую должны разделять жених и невеста, муж и жена. Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословлённой Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией.

http://pravmir.ru/tainstvo-braka-i-prepy...

Опубликован проект документа «Таинство брака и препятствия к нему» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Проект документа Всеправославного Собора, который состоится с 16 по 27 июня 2016 года на Крите 28 января. ПРАВМИР. Проект документа Всеправославного Собора, согласованный участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, кроме представителей Антиохийской и Грузинской Православных Церквей. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей.  1. Православный брак 1) Сегодня институт семьи оказался под угрозой в связи с такими явлениями, как обмирщение и нравственный релятивизм. Священный характер брака утверждается Православной Церковью как ее фундаментальное и неоспоримое учение. Свободный союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака. 2) В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы (Быт. 2:23). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение человеческого рода. Благословленный в раю брак между мужчиной и женщиной стал священным таинством, которое упоминается в Новом Завете, в повествовании о Кане Галилейской, где Христос сотворил первое чудо , претворив воду в вино, и явил тем славу Свою (Ин. 2:11). Таинство неразрывного союза мужчины и женщины является образом единства Христа и Церкви (Еф. 5:32). 3) Христоцентрический характер брака объясняет, почему епископ или пресвитер благословляют этот священный союз особой молитвой. В послании к Поликарпу Смирнскому святой Игнатий Богоносец подчеркивал, что вступающие в общение брака « должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию » (rл.V). Священный характер богоустановленного союза и его высокое духовное содержание объясняют апостольский призыв: « Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно » (Евр. 13:4). Вот почему Православная Церковь осуждала любое осквернение брака (Еф. 5:2-5, 1 Фес. 4:4, Евр. 13:4 и др.).

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

К нам на еженедельные богословские курсы стал ходить старичок-татарин. Потом выяснилось, что он – мулла. Никому это не мешало. Походил он, походил да и говорит: «А я понял: Православие – это религия радости. А к Богу приходят через беду и страдание». Когда мы его спросили, а как он сам пришел к Богу, он рассказал, что у него поздно родился сын с паховой грыжей. Врачи почему-то лечить не брались, а одна русская бабушка положила младенчика у иконы, покропила его святой водицей да помолилась. Ребенок и выздоровел. Спрашиваем: «Так бабушка-то Христу молилась? Чего же вы христианином не стали?» Отвечает: «Так я татарин». А я вот – башкир, так мне что теперь, умереть? Говорят, что к Богу приходят через страдания. Но начало веры именно в радости встречи со Христом Странно слышать, когда говорят, что к Богу приходят через страдания. Начало веры – надежда , уверенность в незримом присутствии в твоей жизни любящего Бога. Начало веры именно в радости встречи, обретения целого нового мира. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что начало радости – быть довольным своим положением, она есть благодарность Богу за все случающееся. Радость – напоминание того, что решился быть с Богом. Ведь ищущий быть с Богом – это причина для действия Бога. Радость бывает, когда все-таки удается исполнить одну из заповедей, которые так трудно исполнимы. Радость – это, по слову апостола, всегда плод духа. Плод истинного духа дается вместе с миром и любовью, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (ср.: Гал. 5: 22–23). Помню, в юности очень нравились акафисты, и, если доводилось читать их в храме, читал полным голосом с ликующей радостью. Словно бы эти харетизмы «Радуйся!» (по- гречески – «Харе!») вливались в душу, возбуждали радость через край. Духовник охладил: «Зря ты так радуешься. В радости можно впасть в прелесть, а в покаянии – никогда. Читай-ка ты лучше Псалтирь». Так я познакомился с псалмопением, этой высокой поэзией надежды, и понял, что веселость не мешает покаянию. Любые сетования на жизнь растворяются радостью: «Будьте долготерпеливы… Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 14, 16). Мы можем радоваться, когда благодарим Бога: «Вспомнил я Бога и веселился» (Пс. 76: 4).

http://pravoslavie.ru/96565.html

Молитва святого Ефрема Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь. Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение» Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух , и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела , сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного. Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа. А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них , и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

http://pravoslavie.ru/45661.html

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Часть 1 Памяти протоиерея Александра Куликова Протоиерей Александр Куликов «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Эти слова, которые так любил повторять протоиерей Александр Куликов († 29 апреля 2009 г.), настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке (Москва), очень точно характеризуют дух целого поколения людей, живших совсем недавно. Гонимые и презираемые обществом, они подвизались в молитве и благодарении Богу и в этом обретали духовную радость, которой делились с ближними. Они стали связующим звеном между новомучениками и нами. Они воплотили в своей жизни Евангелие во времена гонения на Церковь, когда казалось, что все вокруг рушится и вокруг торжествует зло. От их маленькой, ярко горящей свечи веры возгорелось пламя возрождения Русской Церкви. Истоки Александр Сергеевич Куликов родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Тверской области и был крещен в честь благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря). Вот как он сам и его родные сестры Мария Сергеевна и Серафима Сергеевна Куликовы рассказывали о своей маме и о той атмосфере веры, которая их окружала в детстве. Протоиерей Александр: Наша мама, Анна Васильевна, была глубоко верующей. Рано утром встанет в праздник, напишет нам записку: «То-то сделайте, напоите корову, подоите ее…» – все подробности, перекрестит и уедет в церковь молиться. Мария Сергеевна: Тогда закрыли храм Троицы в Рамешках! Он был подворьем Троице-Сергиевой лавры, иеромонах там служил когда-то. Протоиерей Александр: И вот мама уезжала, исповедовалась, причащалась. А мы все сами делали. Вот какая была сила веры у мамы удивительная! Приходит бригадир: «Где Анна? Опять богомолка уехала?» Серафима Сергеевна: Ее называли колхозники «Анна Кашинская». А папа был очень против религии, стеснялся, что мама такая… Протоиерей Александр: …горящая! И всегда все хорошо было, всё мы успевали сделать. Мама приезжала довольная, окрыленная, как бы летала духовно.

http://pravoslavie.ru/32974.html

К столетию со дня кончины епископа Симферопольского и Таврического Михаила (Грибановского) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 23 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 Епископ Михаил Грибановский 1 (1856–†1898) Свет веры Христовой непрерывно озаряет Святую Церковь подвигами и трудами православного монашества. Подвижники являются поистине избранными от людей, исполняющими дела своего звания, всегда занятые одной мыслью, одним чувством — скорбью за грешный мир, пламенным желанием общего счастья, мира и спасения. Подвижники являются “избранным сосудом”, который вмещает и мудрость, и чистоту, и великую силу веры, и полное самоотвержение. И многие жаждущие правды почерпали и почерпают ее из этого сосуда и утоляют свою жажду. Вот почему и теперь чтения о подвижниках легко захватывают читателя, подчиняют себе и заставляют слушать и поучаться; заставляют обогащаться тем сокровищем, которым владели они, часто не имевшие при себе ничего, кроме сухарей, Святой Библии да впоследствии “Добротолюбия”. Сокровище это — молитва — тот дар и та стихия, которым безмерно богаты те, кто его стяжали. Это — то духовное богатство, которое отцы-аскеты назвали “умным деланием” или духовным трезвением, унаследованным от подвижников Египта, Синая и Афона, корни которого уходят в седую древность христианства. Это — то богатство, которое близко всем мистикам, то внутреннее самоуглубление, которое открывает “потаенное сердце человека”, показывает подвижнику “ведение логосов твари”, то есть премирный смысл и художественный замысел Божественного плана созданной вселенной. Апостольские слова “непрестанно молитеся” (1 Фес 5:17) полюбились христианским мистикам древности и, воплощенные в их внутреннем делании, выработались в особую духовную науку о постоянном трезвении ума. Уже Климент Александрийский, философ и богослов, один из первых христианских мистиков, знает основные принципы этого делания. Его совершенный “гностик” стремится молиться этой внутренней молитвой, которой не нужны ни особое время, ни место, ни книги, ни молитвенные символы… Он молится весь день и всю жизнь.

http://pravmir.ru/k-stoletiyu-so-dnya-ko...

Митрополит Крутицкий Ювеналий: Судьбоносной может стать беседа пастыря с женщиной, которая намеревается погубить во чреве свое дитя 17 ноября, 2014. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Особенно важно присутствие священника в роддоме. 13 ноября 2014 года в г. Красногорске состоялся V подмосковный форум «Медицина и Православие», организованный медицинским отделом Московской областной епархии и министерством здравоохранения правительства Московской области. В конференц-зале дома правительства Московской области собралось около тысячи человек. В форуме приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, викарии Московской епархии епископ Серпуховской Роман и епископ Балашихинский Николай, министр здравоохранения правительства Московской области Н.В. Суслонова, руководители муниципальных управлений здравоохранения, главные врачи и сотрудники подмосковных медицинских учреждений, священнослужители Московской епархии, — сообщает Патриархия.ru Обращаясь к участникам форума, митрополит Ювеналий, в частности, сказал: «Телесное и духовное здоровье тесно взаимосвязаны. Святой апостол Павел, благословляя древних христиан, писал: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5:23). Тем самым Церковь напоминает о сложности, многосоставности человеческого естества, причем первенствующее место занимает именно духовное начало. Жизнь души оказывает существенное влияние на состояние тела. Святителю Феофану Затворнику принадлежат слова: «Грех совершается в душе и прямо делает ее больной; но так как жизнь тела — от души, то от больной души жизнь нездоровая». К сожалению, и сегодня грех, порок или даже просто духовная незрелость, психологический инфантилизм, не говоря уже о разной степени тяжести душевных недугах, ведут к пагубным последствиям для физического здоровья людей или даже к преждевременному прекращению жизни. Достаточно привести два примера, которые, как говорится, у всех на виду, и в отношении которых сотрудничество Церкви и медицины является особенно насущным.

http://pravmir.ru/mitropolit-krutitskiy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010