Послание адресовано Фессалоникийской Церкви. В данном случае термин « Церковь » обозначает местную общину. В эпистолярной традиции того времени приветствие было лишь формулой вежливости, в посланиях же ап. Павла оно становилось молитвой Богу Отцу и Господу Иисусу Христу о даровании благодати и мира. Первая часть 1:2–10. Молитва благодарения Во всех Павловых посланиях (кроме Евр. и Гал.) вслед за обращением сразу же идет более или менее пространная молитва благодарения, что было не характерно для эпистолярной традиции той эпохи. Эта «вступительная молитва», как, впрочем, и все Послание, свидетельствует о самых искренних чувствах ап. Павла всегда питавшего особую любовь к основанным им в Европе первохристианским общинам. Ниже мы находим очень трогательный текст: «Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (2:7–8). И дальше: «…вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали…» (2:11–12). Из глубины любящего сердца апостол Павел обращается в начале своего Послания с молитвой к Богу, благодаря Его за веру, труд и постоянство фессалоникийцев (1:2–3). Это позволяет ему упомянуть в своей молитве о Евангелии, которое апостол проповедовал, а фессалоникийцы получили: «…наше благовествование у вас было не слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением..» (1:5). То же свидетельство мы находим и в 1Послании Коринфянам: «И слово мое и проповедь моя ( κρυγ ου) не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4–5). В двух этих важных фрагментах речь идет об апостольской проповеди, на которой мы хотим остановиться несколько подробнее. В древнегреческом мире κρυξ тот, кто возвещал керигму, был значительной фигурой, посланником царей, городов, облеченным священной миссией передавать приказы и воззвания. 5 В Новом Завете κρυξ это исключительно Апостол, то есть посланник Христа. Павел указывает на это в своих пастырских посланиях (с.20): он называет себя κρυξ κα πσολος (1 Тим.2:7; 2 Тим.2:11), и этот титул звучит довольно торжественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20). В книге Откровения Иоанна Богослова (21, 14) евангелист и тайнозритель созерцает Церковь в ее эсхатологическом исполнении: " Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца " . Таким образом, апостолы являются основанием Церкви в хронологическом смысле — они стояли у истоков ее исторического бытия. Кроме того, они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили и начала ее канонической структуры, чтобы все было благообразно и по чину. Они поставили первых епископов, установив иерархическую структуру Церкви. Это есть чисто внешняя историческая сторона апостольства Церкви. Чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь и по самому своему существу должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до скончания века. Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: " ...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим " (2 Фее. 2, 15), или " держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня... " (2 Тим. 1, 13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: " О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания " (1 Тим. 6, 20), " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " (Тит. 3, 10). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: " ...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " . (Мф. 18, 17). " Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема " (Гал. 1, 8). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: " ...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста... " (Тит. 1,10-11).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

(32) Вот и тогда, во время отступления и наказания [от] сынов Измайловых, мало найдётся истинных христиан, как и Сам Спаситель наш говорит в святом Писании: но Сын человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? (Лк 18:8). (33) Ибо будет такое время для людей, как Дух говорит: многие отрекутся от истинной веры, и от животворящего Креста, и святых тайн, без принуждения и мучений и ран отрекутся от Христа и последуют обольщению, как говорит божественный апостол: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим 4:1-2). (34) И [ещё] сказал он: в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим 3:1-5). (35) И все слабые в вере и учении тогда обнаружатся и проявятся в их отречении от святой Церкви. Самое время то призывает их [впасть] в обольщение. (36) Смиренномудрых же христиан, молчаливых, свободных, премудрых, избранных, ни во что поставят во время то, (37) но вместо их будут чтимы самолюбивые, сребролюбивые, горделивые, злоречивые, надменные, хищные, лихоимцы, немилосердные, пьяницы, развратники, прелюбодеи, отступники, непримиримые, недружелюбные, нечестивые, клеветники, невоздержанные, жестокие, презрительные, предатели, наглые, напыщенные, более сластолюбивые, нежели боголюбивые, клятвопреступники, лжецы, человекохищники (νδραποδιστα) , имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. (38) Они и будут служителями дней этих, и все, исполняющие их повеления, совершат дела постыдные, а боящиеся Господа ни во что вменятся пред очами их, но в бесчестии пребудут. (39) Как навоз будут попираемы люди при владычестве сынов Измайловых и придут в такие беды, что отчаются в своей жизни. (40) Священники лишатся почёта, прекратится литургия Божия, и не будет жертвы во всех церквах, и священники станут как простой люд.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Видишь ли, что говорит он? А ты не хочешь даже сказать слова за отца своего, не только что подвергнуться такой опасности. Но мыться, говоришь ты, ему не следует. Почему, скажи мне, где запрещается это? Ведь и нечистым оставаться – нехорошо. Нигде мы не видим, чтобы это осуждалось, или похвалялось. Есть же нечто другое, что (апостол) заповедал иметь епископу: быть непорочен, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим.3:2; Тит.1:8). Вот чего требует апостол; этого следует требовать от начальствующего, а больше – ничего. Ты не правее Павла, а тем более не правее Духа (Святого). Если он бийца, или пьяница, или жесток и немилостив, порицай его: это недостойно епископа; если он роскошествует, это заслуживает порицания. Но если он бережет свое тело, чтобы слу­жить тебе, если заботится, чтобы быть полезным тебе, то неужели должно порицать его за это? Разве ты не знаешь, что немощь телесная, не менее немощи душевной, вредит как нам, так и Церкви? Почему и Павел врачует ее, когда пишет Тимофею: " употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов " (1 Тим.5:23)? Если бы мы совершали добродетель одной душой, то нам не нужно было бы заботиться о теле. Для чего же и вообще мы так созданы? А если и тело много участвует в этом, то не крайнее ли безумие – пренебрегать им? Представим, что какой-нибудь муж, почтенный достоинством епи­скопства и получивший предстоятельство в церковном обществе – человек и в других отношениях добродетельный и имеет все, чтобы прилично иметь лицу священному, но от вели­кой немощи постоянно лежит в постели: какую он может принести пользу, какое предпринять путешествие, какие сделать посещения, кого обличить, кого уговорить? Сказал я это для того, чтобы вы научились не порицать епископов без разбора и принимать их с большей благосклонностью, а если кто домогается власти, то, имея ввиду такое множество порицаний, заглушал бы в себе это желание. Поистине, велика здесь опасность и весьма нужны здесь благодать и мир, которых в обилии вы испрашивайте у Бога нам, а мы (будем испрашивать) вам, чтобы и мы и вы, преуспевая в добродетели, достигли обещанных благ, во Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседы эти произнесены святителем в Антиохии между 393 и 397 годами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Не стыдись свидетельства Господа нашего, ни меня, узника Его, но со мной страдай за Евангелие силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему предустановлению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде времен вечных, обнаруженной же теперь чрез явление Спасителя нашего Христа Иисуса, упразднившего смерть и давшего воссиять жизни и нетлению чрез Евангелие, для которого поставлен я глашатаем и Апостолом и учителем. По этой причине я и несу это страдание, но не стыжусь, ибо знаю, в Кого я уверовал, и я уверен, что Он силен соблюсти вверенное мною на День тот. Держись образца здравых слов, которые ты от меня слышал, в вере и любви, которая во Христе Иисусе. Вверенное тебе добро соблюди Духом Святым, живущим в нас. Ты знаешь, что отвернулись от меня все Асийские: в их числе Фигел и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора, потому что он многократно ободрял меня и не устыдился моих уз, но, оказавшись в Риме, принялся старательно искать меня и нашел. Да даст ему Господь найти милость у Господа в День тот. А сколько он послужил в Эфесе, ты лучше знаешь. 2 Тим 1:1–2, 8–18 Пятница 27 седмицы. Второе послание к Тимофею, зачало 290Б Сын мой Тимофей, я благодарю Бога, Которому служу от предков в чистой совести, за то, что непрестанно памятую о тебе в молитвах моих ночью и днем, горя желанием видеть тебя, – я помню твои слезы, – чтобы исполниться мне радости, получив напоминание о твоей нелицемерной вере, которая жила прежде в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике, и я уверен, что она и в тебе. По этой причине напоминаю тебе возгревать дарование Божие, которое в тебе чрез возложение рук моих. Ибо не дал нам Бог духа боязни, но силы и любви и обладания собой. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего, ни меня, узника Его, но со мной страдай за Евангелие силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему предустановлению и благодати, данной нам во Христе Иисусе. 2 Тим 1:3–9 22 января, св. Апостолу Тимофею.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Сегодня вспоминается апостол Тимофей, верный ученик святого первоверховного апостола Павла. Вот что Павел пишет в своем письме к Тимофею: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего; а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» ( 1 Тим.6:10-11 ). Что такое сребролюбие и какая в нем опасность для выздоравливающего алкоголика? Апостол Павел пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1 Тим.6:6-8 ). Если я и заработал сколько-нибудь денег в жизни, то все главное, что у меня есть, я получил даром, по любви и щедрости Божией: саму жизнь, здоровье, семью, таланты и способности, наконец, трезвость. Сегодняшний день — это тоже подарок от Творца. Согласно принципам 8й Традиции вся главная работа в содружестве АА осуществляется безвозмездно. «Мы сделали открытие, что на профессиональном уровне деньги и духовность несовместимы. Всякий раз, когда мы пытались поставить на профессиональный (оплачиваемый — авт.) уровень работу по Двенадцатому Шагу, результат был одним и тем же — мы терпели поражение в осуществлении нашей единственной цели» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 185). Итак, «даром получили — даром давайте». Мне нужно научиться видеть нужды других алкоголиков на группе, предлагать свою помощь, беседовать с новичками. В моем окружении, на работе я знаю многих, кого можно было бы пригласить на собрание АА. Но для того, чтобы мои слова звучали убедительно, я должен быть не только трезвым, но и ничего не хотеть взамен от тех, кому я свидетельствую о трезвости. Есть в Содружестве понятие «13-го Шага», когда мои мотивы не чисты, корыстолюбивы, и вместо того, чтобы вести человека к трезвости, я только пудрю ему мозги и так или иначе его использую. Слава Богу, прививка честности, сделанная в Первом Шаге, позволяет мне распознать неправду, корыстолюбивые мотивы. Даже если они появляется, им долго не прожить, потому что, если я не вынесу их на свет Божий, не перепоручу Богу, то моя трезвость (и, следовательно, жизнь) — под большой угрозой. Зато когда я помогаю другому от чистого сердца, ничего не ожидая взамен, я испытываю настоящее блаженство. В эти моменты я чувствую себя взрослым, свободным человеком, преисполненным жизни, готовым делиться ею с другими. Господи, дай мне сегодня испытать такое чувство, пошли мне того, кому я смогу безвозмездно помочь. 5 февраля. Память святителя Павлина Милостивого, еп. Ноланского ( Иак.3:1-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Совесть представляется здесь, следовательно, ничем иным, как сознанием того, что совершается в сердце и в мыслях человека по поводу такого или другого его дела или действия (ργον) и что согласно или несогласно и с нравственным законом. Та же мысль выражается и в другом, также приведённом уже изречении того же св. апостола о необходимости (νγνη) «повиноваться (власти) не только из страха (гражданского) наказания, но и по совести» ( Рим.13:5 ), т. е. по сознанию этой нравственной необъяснимости, или чувства долга. Как на сознание своего поведения, одобряемого нравственным чувством, св. апостол ссылается на совесть кратко: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности жили в мире, особенно же у нас» ( 2Кор.1:12 ). «Истину говорю во Христе, не лгу, как свидетельствует мне совесть моя (в Духе Святом), что великая для меня печаль за братьев моих» ( Рим.9:1 ). Как на сознание поведения, порицаемого нравственным чувством, указывает на совесть и св. евангелист Иоанн, когда о книжниках и фарисеях, приведших к Спасителю грешницу, говорит, что они, после слов Спасителя: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит на неё камень», будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних ( Ин.8:3, 7, 9 ). Мы уже замечали, что по мере развития, и притом нормального или ненормального развития, – нравственного чувства и свободы человека и обнаружение этих сил в сознании может иметь неодинаковую степень ясности, чистоты и живости. Отсюда в Священном Писании разные качества и самого сознания, или совести, применяемые к ней, относятся не столько как к сознанию, сколько как к сознаваемому ею объекту, к различным степеням развития и качествам самого нравственного чувства человека. Так, с одной стороны совесть называется: а) благой (γαθ) или доброй ( Деян. 23, 1 ; 1Пет. 3, 16–21 ; Тим. 1, 5–19); б) прекрасной (καλ, pulchra, Евр. 13, 18 ); в) чистой (ναθαρ, 1Тим. 3, 9 ; 2Тим. 1, 3 ); непорочной (απροσκοπος, Деян. 24, 16 ), а с другой стороны: а) порочной (πονηρ) или худой ( Евр. 10, 22 ); б) осквернённой (μεμιασμνη, Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

    «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:1—2);     «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).    Вспомним и то, как Господь наш, предсказав безмерное умножение зла, нечестия и лжи в человеках, с горечью вопросил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).    Хотя в приведенных текстах «отступление» есть прежде всего измена Богу и нравственному закону, некоторые отцы связывают его с определенными явлениями в политической и духовной жизни Римской империи. Другие понимают «отступление» как всеобщую деградацию и открытое попрание всех духовных и нравственных ценностей, относя его к неопределенному будущему, когда откроется и «мерзость запустения... на святом месте» (Ср. Мф. 24:15). Мы же из сопоставления фактов и явлений, известных не понаслышке, но из непосредственного их наблюдения, заключаем, что «отступление», или «апостасия», помимо всех других значений, есть омертвение человека для всего здравого и законного вследствие неверия и греха.     «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Неразлучные с окаянным себялюбием самоугодие и корыстолюбие проистекают из внутреннего противления всему, что создано послушанием как вышестоящим властям, так и Самому Богу (Которого не стесняются объявлять мертвым!). Понимаемое так, «отступление» дошло до того, что не только узы родства и крови с их дотоле непреложным законом послушания младших старшим, но и простые требования житейской безопасности не могут склонить человека к признанию какой бы то ни было власти над собой. Не видно послушания ни в делах общественных, требующих солидарности и самоотвержения, ни в самом воспитании, которое издревле было добродетелью и долгом. Даже малые дети, и те с эгоистическим упорством противятся всем — родителям, воспитателям, учителям. Можно без преувеличения сказать, что отличительная особенность человечества наших дней — сатанинское своеволие и противление всех всему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

А святой апостол Павел рекомендует приобретать и стяжевать любовь, потому что любовь не завидует (1 Кор. 13, 4) - и тогда зависть падет сама собой. Кроме этого нужно знать, что все, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое, а потому не может являться предметом зависти. Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные, а все остальное: здоровье, богатство, почести - это тленное, временное и не должно рождать зависти. Постараемся, возлюбленные, иметь мир между собою, потому что нет ничего на свете сладостнее мира. Помолимся Господу, чтобы Он даровал, утвердил мир между нами и чтобы мы могли избавиться от гнусного порока зависти и избежать наказания от Господа на Его страшном и праведном Суде. Аминь. О грехе осуждения (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен, - говорит святой апостол Павел в своем послании к Тимофею (2 Тим. 3, 17). И еще: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно... (1 Тим. 4, 7-8). Поэтому мы позволим себе побеседовать о том, что, может быть, покажется и незначительным, но есть весьма распространенный грех среди народа - это грех осуждения. Привычка осуждать ближних весьма распространена среди всех людей. Трудно найти человека, который бы как следует владел своим языком. Говорил бы то, что нужно говорить, и молчал о том, о чем нужно молчать. Чуть что-нибудь услышит о ближнем, так и начинает судить и перетолковывать на разные лады. Благо было бы, если бы говорили только справедливо, но обязательно еще и от себя прибавят. Один прибавит, другой прибавит и мало-помалу нарастает целая куча неправды в жизни. Поэтому, если на первый взгляд и кажется, что этот грех малозначителен, на самом деле он с собой приносит величайшее зло человеческому обществу, и его поэтому надо всеми силами избегать. Что означает привычка осуждать, судить ближнего? Эта охота, удовольствие, с которым распространяют только дурные, а не хорошие слухи о своих знакомых? - Не что иное, как то, что эти люди имеют недоброе сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Спасителем» (Σωτρ) называется также и Бог Отец, ибо Он, «прежде создания мира» предназначил искупление людей драгоценной Кровью Христа ( 1Пет. 1:19. 20 ; 2Тим. 1:9 ), Свою любовь к людям Бог Отец явил в том, что «послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин. 4:9 ), чтобы, всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Ин. 3:16 ; Тим. 2:10 след. Бог называется σωτρ и Его благодать – σωτριος, потому что она ведёт от духовной смерти в нечестии, во грехах и пороках и мирских похотях, к новой духовной жизни в целомудрии, праведности и благочестии, каковая жизнь получит своё полное раскрытие со славным явлением Иисуса Христа во второе Его пришествие. Как Бог живой (Θες ζν) ( 1Тим. 3:15; 4:10 ), вечный и нетленный (Тим. 1:23), единый, имеющий бессмертие, Бог является Источником и Подателем жизни вообще (ср. Деян. 27:25 ), особенно же – духовной ( 1Тим. 4:8–10 ; Тит. 1:2–3 ), – и в этом именно смысле называется Σωτρ (три раза в 1Тим.). Иисус Христос называется Σωτρ как «Посредник» ( 1Тим. 2:5 ) и Совершитель воли Бога Отца о спасении человека (ср. 2Тим. 1:9 след.; Тит. 3:5 след.). Вкусив за всех смерть ( Евр. 2:9 ), Он лишил силы имеющего державу смерти и избавил всех от рабства страху смерти ( Евр. 2:14–15 ). Воскресши из мёртвых, Он совоскресил с Собой и верующих ( Кол. 2:13. 12 ), мёртвых во грехах оживил вместе с Собою; Бог простил им все грехи (ст. 13), чтобы они искали «горнего» ( Кол. 3:1 ). Силой воскресения Господа и по его подобию верующие воскреснут и телесно, так что – как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор. 15:12. 22 ). Следовательно, новозаветное наименование Σωτρ не имеет никаких точек соприкосновения с предшествовавшим христианству употреблением этого слова в отношении к богам и императорам, а напротив обозначает совершенно иное, решительно несоизмеримое с первым, содержание, обнимает собой совокупность истин божественного откровения о греховном состоянии человека, как источнике и причине его духовной смерти, и об искуплении для жизни святой и богоугодной в теснейшем благодатном общении с Богом во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010