Ведь я — монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, как совершается чин пострижения на деле, а не унывать. Сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Ср.: Иак.1, 2). Помню я, когда еще был Николаем, батюшка Варсонофий сказал надо мной молит­венно такие слова: «Господи! Спаси сего раба Твоего! Буди ему Помощник! Защити его, когда он не будет иметь ни крова, ни приюта!..» (преп. Никон). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле (преп. Варсонофий). Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру (преп. Никон). ...Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-му­чеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят (преп. Варсонофий). ...Монастыри будут в великом притеснении и гонении... Истинные христиане будут ютиться в маленьких Церквочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени... А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потом и в лишении (преп. Варсонофий). Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно искушений скудельному сосуду. Будьте спокойные (преп. Лев). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: «враги человеку домашние его» (Мф.10, 36). Терпи все и смиряй­ся, тогда будет хорошо и спокойно (преп. Амвросий). Ты указываешь на два лица... которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Теперь нет Диоклитианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).     «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9—10).     «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).     «Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников» (Пс. 36:16).     «Подлинно, все суета — всякий человек живущий... напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс. 38:6—7).     «Не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его: ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс. 48:17—18).    «Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).    «Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все:богатые мужи ничего не нашли в руках своих» (Пс. 75:6).    «Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое» (Пс. 48:11). Святой Златоуст об этом    Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3).    Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам).    Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Давал себя знать и кризис учительных авторитетов в Церкви. Все это определило богословские особенности Пастырских Посланий. Гностический либертинизм расшатывал не только богословие, но и нравственную дисциплину Церкви. Поэтому подчеркивается непреходящее значение нравственных норм закона: «Закон добр, если кто законно (νομκως) употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных (νομοι)» (1 Тим 1. 8-9). Т. о., под «праведностью» в Тим 1. 8-9 понимается уже не столько «праведность верою», но «праведность добрых дел». Острые дискуссии об иудейском законе, к-рые были одной из основных тем в Посланиях к Римлянам и к Галатам, в языкохрист. среде Пастырских Посланий во многом утратили свою актуальность. Тит получает совет: «споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит 3. 9). Во 2-м Послании к Фессалоникийцам грядущий в конце времен «антихрист», согласно иудейской традиции, назван «человеком беззакония» (νθρωπος τς ανομας - чтение в ранних рукописях , B и др.), «беззаконником» (νομος). «Тайна беззакония» действует уже в настоящее время (2 Фес 2. 3, 7, 8). З. М. в Послании к Евреям В Послании к Евреям последовательно развиваются мысли ранних Посланий ап. Павла. В типологии этого Послания законные культовые реалии ВЗ рассматриваются как несовершенные, предварительные и преходящие воплощения идеального богослужения, совершенной жертвы и совершенного первосвященства Иисуса Христа (Евр 7. 11-19). Во Христе заповедь отменена «по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7. 18-19). Закон имеет «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10. 1). Все требуемые З. М. жертвоприношения отменяются, ибо закон «не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10. 1). Но «где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр 10. 18). З. М. в Евангелии от Иоанна и в Посланиях ап. Иоанна Ап. Иоанн Богослов. Икона. Сер. XIV в. Хиландар, Афон) Ап. Иоанн Богослов. Икона. Сер. XIV в. Хиландар, Афон) В Евангелии от Иоанна обнаруживается истолкование закона, близкое к истолкованию его в синоптических Евангелиях и в Посланиях ап.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Если же денег твоих жалеешь ради Христа, захочешь ли и пожелаешь ли при случае умереть за Христа? Нет ничего дороже для человека, чем жизнь. Как же ты жизнь свою отдашь за Христа, если денег жалеешь ради Христа? Малого жалеешь, не пожалеешь ли великого? Кто тебе в этом поверит? 11) Христос Господь наш за всех людей, сколько ни было, и есть, и будет, пострадал и умер. Так как Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), то и Сына Своего Единородного в мир послал всех спасти. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23). Все грешники, всех спасти пришел Христос Иисус. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Все погибли, всех взыскать и спасти пришел и за всех пострадал Христос. Христос за всех умер, – свидетельствует святой Павел (2 Кор. 5:15). Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Всех спасти хочет, ради всех и Сына Своего в мир послал. Слава человеколюбию Его! Однако от Бога получают милость и спасаются только те люди, которые верой приемлют Его, любят спасительное явление Его, и Его сердечно благодарят, и слушают спасительные слова Его. Прочие в своем нечестии и нераскаянии погибают. Благодать Божия желающих спасает, а не нежелающих. Приготовил всем Христос спасение, но требуется от всех, чтобы все желали спасения, и желали истинно и действительно. А кто не хочет, сам собою уже погибает. Человек! Бог сердечно желает спасти тебя, как видишь из Христова страдания. И ты желай того же, и так благодатию Его спасешься. 12) Отсюда следует утешение всякому верному, истинному христианину. Если Христос за всех пострадал, то и за тебя. Если за всех умер, то и за тебя. Если всех примирил с Небесным Своим Отцом, то и тебя. Если всем доступ к Нему открыл, то и тебе. Если для всех соделал спасение и царствие Божие открыл, то и для тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

13: 5) и со страхом Божиим : « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2: 13, 14, 17). Отсюда вытекает и требование молиться за царей: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1 Тим. 2: 1-2). При этом добавляется еще одна причина необходимости такой молитвы - чтобы цари стали христианами и обрели Спасение во Христе: « Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2: 3-4). Итак, указанные тексты Священного Писания прямо утверждают сакральность царской (имперской) власти и попытки их истолковать иначе - не что иное, как насилие над текстом и здравым смыслом Как свидетельствуют многочисленные творения раннехристианских апологетов и Святых Отцов, первенствующая Церковь именно в таком имперском духе воспринимала апостольское учение. О том, что со времен апостолов почитание в Церкви царской власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) царю и его князьям. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило: « За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Избежать этого зла можно только в случае смены государственной власти на действительно власть православную, заботящуюся не только о телесном, но и о духовном здравии народа. Что, конечно же, предполагает защиту его на государственном уровне от всех этих ИННов, чипов, шмипов и прочей антихристовой гадости путем их полной отмены. Разумеется, мы, православные, как законопослушные граждане никаких государственных переворотов в какую-либо сторону совершать не собираемся. Но мы можем молиться и действительно молимся Господу и Божией Матери – Царице Небесной и Царице Земли Русской, чтобы такая православная власть у нас в стране была. Что и апостол заповедует: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошение, моления, благодарения за всех человеков, за ЦАРЕЙ и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 1-2), – эти наши молитвы также путь и действие. К тому же знамения времен (ср. Мф. 16: 3) свидетельствуют, что это время (скорее всего явления Православного Царя) не так уж далеко от нас. Возможно, такие, как я (мне уже более 70 лет), до этого не доживут, но более молодые, почти наверняка, это еще увидят! Однако, что делать, если наши молитвы и надежды на нравственное оздоровление и возрождение нашего народа окажутся тщетными, как это в значительной степени и происходило до сих пор? Но и тогда не следует отчаиваться, но надобно следовать тому правилу, которое сформулировано уже давным-давно: «Отступление попущено Богом, не вздумай противиться ему своею немощною рукою. Но ты, спасая, спасай свою душу». Ибо « какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Протоиерей Георгий Городенцев , кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Если не Вы, то... Что и апостол заповедует: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошение, моления, благодарения за всех человеков, за ЦАРЕЙ и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 1-2), – эти наши молитвы также путь и действие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/04/o_...

Из Нового Завета замечателен пример Апостола Павла. Он ощутил свой грех лишь после того, как на пути в Дамаск предстал ему Господь в великом Свете Своего Божества, и удалился в пустыню (ср. Гал. 1, 17), чтобы принести покаяние пред Тем, Кого он, Павел, гнал. Жутким было его прошлое. До встречи со Христом Павел мог думать, что, подобно Пророку Илии, и он так же ревнует о Господе, Боге Саваофе (ср. 3 Царств: 19, 10; Ин. 16, 2). И вдруг: то, что раньше он переживал как свет и правду Божии, предстало его духовному взору, как мрак и вражда против Бога (ср. Иак. 4, 4; Лк. 11, 35). И с великой болью он осознал себя грешником, большим всех других: “Христос Иисус пришел спасти грешников, из которых я первый” (1 Тим. 1, 15); “Христос умер за грехи наши... был погребен... в третий день воскрес по Писанию... явился Кифе, потом двенадцати, потом... более нежели пятистам... а после всех явился и мне, как некоему извергу, ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию” (1 Кор. 15: 3-9). “Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован... " (1 Тим. 1: 12-13). И Петр после своего отречения, “вышед вон, плакал горько " (Мф. 26, 75). И никто из человеков не был без греха, кроме Пресвятой Девы Марии. Многим может показаться непонятным, даже парадоксальным то устроение души, которое встречается у людей, познавших явление Божие в силе. Они действительно сознают себя достойными ада, но Господь для них бывает во веки благословенным. Видение бесконечной святости смиренного Бога, с одной стороны, и чувство живущей в нас тьмы, с другой — приводит человека в такое состояние, что все существо его сжимается в неудержимом, болезненном порыве к Святому Богу. Сильно при этом отвращение к себе; и глубинный плач объем-лет душу. Боль сия — духовная, метафизическая, нестерпима. Желание прощения-примирения с Богом подобно смертельной жажде. Это есть нечто трудно объяснимое непознавшим. Плач сей по природе своей — явление совсем иное, чем плач душевный, связанный с катастрофами в пределах конечной жизни (ср. 1 Кор. 15: 42-46; Иак. 3, 15; Иуд. 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

   То же подтверждает через Соломона: Сын мой! храни заповедь… навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни (Притч. 6:20—23). И святой апостол Павел в Послании к Тимофею свидетельствует: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16—17). И еще немного выше: Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение (2 Тим. 3:15).    Раз все Священное Писание богодухновенно, то само собою разумеется, что оно на все полезно. В нем можно почерпнуть для себя истинное познание о Боге и свойствах Его, о Его отношении к миру видимому и невидимому, который Он создал, приведя из небытия в бытие; там заключается норма нравственной жизни человека, написаны законы, преподано руководство, указаны способы и средства, как надо поступать человеку, чтобы исполнить в точности волю Божию и угодить Ему; если не исполняешь сих предписаний, то слово Божие, как неумолимый судья, обличает совесть твою и не дает тебе покоя до тех пор, пока ты не положишь в себе твердого, как смерть, решения в дальнейшем поступать по Закону Божию, и тогда Священное Писание со всею кротостью и любовью начинает назидать тебя, развиваяи укрепляя добрые порывы и стремления, заложенные в нас Богом при самом творении. И мало-помалу человек приходит в ту меру возраста, которая дарует ему право получить оправдание и обильную благодать Духа Животворящего.    Таким образом человек будет иметь ответ на всегда беспокоящие его вопросы, ему откроется прямая, широкая стезя Закона Божия, ведущая к светлой и ясной цели, к вратам Горнего Иерусалима, Царства Небесного, вечной жизни, блаженства райского, для него определится смысл и ценность жизни и предназначение человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И еще: Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 12).Причину тому приводит апостол: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 13-14). Однако же мужьям надо помнить, что апостол написал в другом месте: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28), и жен своих иметь не как рабынь, но как помощниц и как свои тела любить, по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужьям своим святая Сарра, которая повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3, 6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры.Союз брака должен быть тверд и ненарушим без достаточных к тому причин. Так повелевает Божие слово: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16, 18). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Жена связана законом, доколе жив муж ее (1 Кор. 7, 27, 39). Георгий, затворник Задонский Любовь покрывает множество грехов, как свидетельствует Писание, которое всегда питает Вас; и сие есть истинная крепость души Вашей... Теперь, что бы ни представлялось Вам противного и прискорбного в друге Вашем, все то покройте Вашею любовию, что только относится собственно до Вас; перенесите последние тяжести. И мирным сердцем, при мирном слове Вашем Вы его обрящете, только да не уклонится сердце Ваше от долготерпения. Сколько раз нанесет он Вам оскорбление, столько или более в молчании смиренною молитвою испрашивайте ему у Господа милости - и сие истинно сбудется по вере Вашей. И еще повторяю истинное слово: мир Божий, превосходящий всяк ум, да обымет Вас в мужественном терпении Вашем! Благодушествуйте.Кротостию же и любовию Вашей побеждайте злобу и, покуда муж Ваш жив, не оставляйте его; почитайте его как отца, молитесь за него: ведь смерть не за горами! (Вскоре за сим последовавшая смерть мужа В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1375...

Итак, поелику по природе своей такие люди не могут познать этого учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит Спаситель, чтобы, по крайней мере, почтили его по причине своего неведения. И свинья не знает, что такое бисер, а если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает. Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдет от слушания для людей с таким расположением. Они ругаются над святынею, не зная ее, и еще более возносятся и вооружаются на нас. Таков смысл слов Христовых: “Чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”. Но скажешь: святыня должна быть так крепка, чтобы и по узнании осталась непобедимою, и другим не подавала случая вредит нам? Нет, не она подаст к тому случай, но то, что приемлющие ее — свиньи. Так и бисер попираемый — не потому попирается, что достоин пренебрежения, но потому, что попал к свиньям. И хорошо сказано: “обратившись, не растерзали вас”. В самом деле, сначала они принимают на себя личину кротости, чтобы узнать; потом, когда узнают, сделавшись совсем иными, ругаются, поносят, смеются над нами, как бы над обманутыми. Потому и Павел говорит Тимофею: “Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам” (2 Тим. 4:15). И в другом месте: “Таковых удаляйся” (2 Тим. 3:5). И еще: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся” (Тит. 3:10). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным — не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010