II, стр. 433); 24) вопросы и толкования, без заглавия (первый вопрос: что есть супруг волов, 12 сеятель, 4 и 80 и 100 жатель...) (274 об.–277 об.); 25) азбука толковая: азбука первая, большая: а аз есмь, рече Господь, начало и конец; азбука вторая: а аз есмь свет всему миру; азбука третья изложенна о воскресение Христове до Всех Святых: а аз воскресих из мертвых (неполная); азбука четвертая: а аз есмь Господь, без конца (277 – 281); 26) из так называемаго круга миротворного (282– 295); 27) апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (296–300); не все: евангельское чтение в понедельник и апостольское чтение в субботу без конца, евангельское чтение во вторник без начала; нет апостольского чтения во вторник и евангельского чтения в субботу. 594. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 256 лл., полууставом XVI в., без переплета; правые углы листов 250–256 внизу истлели, с ущербом для текста последних листов. На полях внизу листов: 18–20, 22 и 25 приписка скорописью XVI в.: «Сия книга Часослов Николы чудотворца Великорец города Вологды, а кто сию книгу украдет и того судит Бог на втором суде Христове». Состав: 1) устав полунощницы субботней (1 об.–2) ; 2) чин утрени (2–7); 3) последования часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями и чинов изобразительных и панагии (11–24); 4) последование вечерни (24–26 об.); 5) молитвословия в трапезе вечером (26 об.–27 об.); 6) чин повечерницы, поемыа во все лето иже от Помилуй мя Воже (27 об.–35); 7) чин павечернищы великиа, поемыа в великий пост и в прочая посгы (35–44 об.); здесь на л. 37 об. поминаются русские святые: «новые чудотворцы»: святители: Петр, Алексий, Иона, Леонтий, Никита и Иоанн; преподобные: Сергий, Варлаам и Кирилл, Никита и Димитрий; 8) келейныя молитвы инока «егда должно есть спати» (45–49); 9) тропари, богородичны и ипакои воскресные 8 гласов (49–52); 10) тропари, кондаки и светильны чрез всю седмицу (52 об.–56 об.); 11) пениа троична поема егда есть аллилуия вместо тропарий на утрени (56 об.–60); 12) богородичны и крестобогородичны иже глаголються на слава и ныне по тропарях на вечерни и на утрении (60–61 об.); 13) о житии, рекше о пощении и разрешении дний всего лета (61 об.– 64); 14) о празднике великомученика Георгиа (64 об.); 15) о бывающих же коленопреклонениях (65 об.); 16) последование церковного пениа и собраниа вселетного во типику иерусалимьскому 12-тим месяцем от сентября до августа, имея тропаря же и кондака нарочитым святым и великым Господским праздником (66–182).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г)  Мария Магдалина помогала Господу имением и трудами рук своих: и вы тоже делайте, если не лично Ему, что теперь невозможно для вас, то Его Церкви, которую Он именует Своим телом (Кол. 1, 24), и меньшим Его братьям – бедным людям. Каждая лепта, употребленная в их пользу, каждая кроха, им поданная, будет иметь великую цену пред Господом, ибо Он Сам говорит: что сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). д)  Мария Магдалина сопровождала Господа на Голгофу, взирала на крестные Его страдания и как бы распиналась с Ним от скорби: и вы, братия и сестры, чаще переноситесь мыслью на Голгофу, чаще представляйте себя при подножии Креста Христова и размышляйте о том, что претерпел Сын Божий, грех наших ради (1 Кор. 15, 3); а размышляя об этом, плачьте о самих себе, рыдайте о грехах ваших и страшитесь снова распинать ими Господа (Евр. 6, 6), но паче распинайте плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), да не царствует грех в мертвеннем вашем теле (Рим. 6, 12). е)  Мария Магдалина приходила к Спасителю с ароматами, а не нашедши Его во гробе, всюду и усердно искала Его, доколе не удостоилась узреть Его по воскресении: и вы прибегайте к Нему с духовным фимиамом – с святыми молитвами (Откр. 5, 8), и вы ищите Его мысленно всюду: и в храмах Божиих, где Он благодатно присутствует в Своих Таинствах (Ин. 6, 56), и в видимой природе, где Он открывается Своим могуществом и благостью (Рим. 1, 20), и в собственном своем сердце, где Он отзывается во гласе нашей совести (Рим. 2, 15), притом стремитесь к Нему духом на небо, где Он седит одесную Бога, и посему горняя мудрствуйте, а не земная (Евр. 10, 12. Кол. 3, 1–2). Поступая так, вы можете еще на земле иметь таинственное общение со Христом (1 Ин. 1, 3), а некогда сподобитесь узреть Его лицем к лицу на небесех (1 Кор. 13, 12. Флп. 3, 20). ж)  Мария Магдалина открыто пред всеми исповедала себя ученицей Спасителя, мужественно защищала Его пред Кесарем и ревностно проповедовала Его учение; поступайте и вы подобным образом, не стыдитесь показывать себя всегда и во всем истинными учениками Господа, не страшитесь укоризн и осмеяний, коим сыны века сего подвергают хотящих благочестно жити (2 Тим. 3, 12), но паче обличайте их нечестие (Еф. 5,11) и старайтесь распространять благочестие в кругу вашем, внушайте его своим детям, друзьям и домочадцам. За это вы получите мзду великую: ибо кто сотворит волю Божию и научит других исполнять ее, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таин и в течение св. Четыредесятницы многократно причащались при совершении полной литургии и на литургии преждеосвященных Даров. Полная тишина царила в это время и в частной жизни христианских обществ. Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «какое благо не происходит для нас от поста? Везде тишина и чистая ясность; и жилища не свободны ли от шума, беготни и всякой тревоги? Но прежде еще жилищ дух постящихся вкушает спокойствие, да и город весь везде являет такое благочиние, какое бывает в духе и жилищах: ни вечером не слышно поющих, ни днем суетящихся и нетрезвых; – не слышно ни крика, ни ссор, но везде великая тишина». 266 Свв. отцы и учители Церкви, испытавши по собственному опыту благотворность поста, ревностно внушали, согласно с учением Свящ. Писания о посте ( Быт.2:17 ; Исх.34:28; Лев.16:29–30; 23:27–32 ; Втор.9:9, 18, 32 ; 2Цар.12:16 ; 3Цар.19:6–8; 21:27 ; 2Пар.20:3 ; 1Езд.1:4; 8:21; 9:3 ; Неем.9:1–2 ; Пс.68:11 ; Исх.58:3–12 ; Дан.10:3 ; Иоил.1:14; 2:12–18 ; Ин.3:5–10 ; Зах.7:1–6; 8:19 ; 3Езд.5:13, 20; 6:3, 35 ; Мф.3:4; 4:2; 6:16–38; 9:15; 11:18; 17:21 ; Мк.1:6; 2:18, 20; 9:29 ; Лк.2:37 ; Деян.10:9, 30; 13:2–3, 14:23 ; Рим.13:14 ; 1Кор.9:27 ; 2Кор.6:4–5; 11:27 ; Кол.3:5 ; сн. Ап.69; VI, 29, 56, 89; Гангр.19; Лаод.50; Дион. Ал.,1; Петра Ал.,15; Тим.,8, 10), необходимость последнего своим современникам. В виду того, что в настоящее время правила св. Церкви о посте многими нарушаются, приводим некоторые выдержки о посте из святоотеческих творений. – «Пост, по учению св. Василия Великого , рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизавшихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в преобразовательной и подзаконном».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

56 Что сказано в правилах о митрополитах, то идет к патриархам, – Двукратн. соб. пр. 15; а о митрополитах сказано, чтобы ничего важного они не делали без собора епископов, – Антиохийск. собора пр. 9. 57 Не мало было писано о мнимой неканоничности учреждения Св. Синода и мнимой неканоничности его самого; но все писанное есть невежественное (своего рода либеральное и радикальное) вранье, которого не стоит и опровергать. Cfr у Диомида Кириака ibid. стрр. 838 и 854. 58 Резний ответ митр. Арсения о Св. Синоде см. в Указателе к собранию мнений и отзывов митр. Филарета сл. Арсений. 59 От слова митрополия прилагательное митрополияльный, как от епархия – епархияльный. А митрополитачский от латинск. mitropolitanus, французск. metropolitain, немецк. metropolitan. Вместо митрополияльный можно: окружный, провинциальный, епархиальный. Митрополичий от митрополит, а не от митрополия. 60 О греческой митрополияльной системе в моей Истории Русской церкви 1-я пол. I т., 1-е изд. стр. 239, 2-е изд. стр. 274. 61 Апостолы, насаждая христианство в городах империи Римской, в каждом городе для заведывания общинами обращенных учреждали коллегии пресвитеров, – Деян. 14, 23 ; к Титу 1, 5 . Коллегии пресвитеров по городам: в Иерусалиме коллегия при ап. Иакове, – Деян. 15, 4; 11, 30; 21, 18 ; – в Ефесе коллегия, – Деян. 20, 17 . Ап. Иаков предполагает коллегии, когда говорит: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные ( τος πρεσβυτρους τς κκλησας)» 5, 14. Ап. Петр дает предполагать коллегии, – 1 посл. 5, ст. 1. В Филлиппах коллегия, – посл. ап. Павла к Филипп. 1,1. В Солуни коллегия, – 1 к Солун. 5, 12. Тимофей поставлен ап. Павлом в епископы с коллегией пресвитеров какого-то места, – 1 к Тим. 4, 14. Но необходимо предполагать, что во главе каждой коллегии ставимы были епископы, ибо предполагать, чтобы общины иных городов апостолы подчиняли власти епископов других городов, было бы совершенно несостоятельно. Следовательно, при апостолах в каждом городе, в котором насаждено было христианство, был епископ, иначе сказать – при апостолах во всех городах были епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

886 Ареопагит указывает здесь на следующие места Писания: Иез. 1, 7; Дан. 7, 9; Зах. 1, 8; 2 Мак. 3, 25; Нав. 5, 13. Небесные силы названы Богоподобными, как сотворенные по образу и подобию Божиим. Так сотворен и человек. Далее, как увидим, Ареопагит говорит, что все бесконечно далеко от того, чтоб быть подобным Богу; самые первые существа нимало не подобны Ему. 887 Глава 2, § 1. Из самого изложения, сделанного святым, видно, что он понимал под названием вещественности и образа. Далее он согласно со всеми древними не признает уже свет образом чувственным. 888 Глава 2, § 2. 889 Ин. 1, 1; Пс. 135. 890 См. выноску. 891 1 Тим. 6, 16; Пс. 144, 13; Рим. 11, 31. 892 Глава 2, § 3. 893 Глава 13, § 4. 894 Глава 1, § 2. 895 Т. е. собственно существа Божия, собственно Бога. 896 Глава 4, § 3. 897 Быт. 16, 7–12; 21, 17. 898 Ин. 1, 8. 899 Глава 1, § 2. 900 Послание к святому апостолу Павлу о свидании Дионисия с Божией Матерью. 901 Добротолюбие, ч. I. Сочинения святых Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Феофана, умиленного инока, Лествица, Слова 25 и 26, святой Исаак Сирский, Слова 8, 15 и проч. 902 Добротолюбие, ч. I, Слово о вере. 903 Глава 2, § 5. 904 Апок. 1, 20. 905 Главы 17, 18 и 19. 907 Глава 12. 908 Глава 13. 909 Деян. 7, 55–56. 910 Иез. 1. Преподобный Макарий. Беседа 1. 911 Бержье может быть отчасти оправдан тем, что он получил образование прежде появления химии, хотя он и дожил до появления ее в конце XVIII века. Но нельзя не признать многих погрешностей его намеренными: ему нужно было, во что бы то ни стало, отстоять новое учение. Это усматривается на всем пространстве его полемики. 912 Святой Исаак Сирский, Слово 38. Преподобный Марк Подвижник сказал: «Память, возобновляя страстно и с услаждением виденное или слышанное или осязанное мыслью, воображением или порочным размышлением, живописует в душе образы, и посредством этого оскверняет ум, еще находящийся в порабощении у страстей». Послание к монаху Николаю. – Очень верно! Как телесные чувства имеют общее значение осязания: так и душевные. Святые иноки, достигнув при свете Божественной благодати самовоззрения, которому самообольщение уже не может давать той неправильности и темноты, которые оно сообщало философам, водимым духом века сего, духом лжи и прелести, соделались единственными истинными психологами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

40 См. сб.: Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 495—510. 41 См. указ. сб. С. 499. 42 Там же. С. 505, 506. 43 См.: Булгаков С., прот. Главы о троичности 44 Lossky V. Essai sur la théologie mystique de l’Église d’Orient. Paris, 1944. Р.п. см.: Лосский B.H. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 45 Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже, где преподавал проф.прот.Сергий Булгаков (†1944 г.) — создатель спорного богословского учения о Софии-Премудрости Божией. Подробнее см., напр.: В.Н. Лосский. Спор о Софии.— Сб.; Лосский В.Н. Богословие и боговидеиие. М., 2000. С. 390—502. 46 См.: Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 17. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Ред. А.И. Сагарды. Т. 1. СПб., 1913. С. 279—281. 47 Греч, «неизменно» — вероопределение IV Вселенского собора: «...исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа..., единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно ( ασνγχτως , ατρειντως , αδιαφτως , αχωρστως ) познаваемого...» 48 Греч.: «созерцание» — «единение». 49 См.: 1 Ин. 3:1—3,6. 50 Греч.: «выше» и «против». 51 От франц. filiation — связь, преемственность. 52 Лат.: «О Троице». 53 Англ. vicarage — дом священника. 54 Англ.: «Война на небесах». 55 Имеется в виду монастырь Дионисиат на Афоне. 56 Греч.: «Между небом и землей». 57 Церковное братство богословов, состоящее из клириков и мирян, основанное в Греции в начале XX века и имеющее миссионерские и просветительские задачи. 58 Лат.: с высочайшим отличием. 59 См.: 1 Тим. 2:5. 60 Греч. επκλησις — призывание. 61 См.: Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Гл. 2,87. — PG 90, 1165ВС Р.п. (А. И. Сидорова) см.: Творения. Т. 1. М., 1993. С. 252. 62 См.: Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гимн XXXIV. Сергиев Посад, 1917. С. 151. 63 Франц. article - статья. 64 Англ.: местожительство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

Примечательно и толкование Песн 1:16 (кровли домов наших — кедры, потолки наши — кипарисы). Приступая к толкованию, Ориген исходит из того, что Церковь есть дом Божий (ср. 1 Тим 3:15), хотя, опять ссылаясь на апостола Павла (см. 1 Кор 11:16; Гал 1:2), указывает, что иногда вместо единственного числа вполне правомерно употребление и множественного. Поэтому “Церковь или церкви” суть Дом Жениха и невесты, то есть жилище Слова (Логоса) и души 56 . Что же касается “кровлей”, то эти “кедры Божии, покрывающие Церковь”, суть пресвитеры; из них наиболее прочные называются “[несущими] балками”, и эти скрепляющие всю конструкцию дома кипарисы суть епископат. Выполняющие в Церкви служение епископов должны защищать все здание и от проливных дождей, и от палящих лучей солнца. Поэтому епископ должен и быть твердым в деяниях своих, и испускать благоухание благодати в учении. Впрочем, в неменьшей степени и пресвитеры (“кедры”) должны быть преисполнены “добродетелью нетления и благоухания ведения Христова”, чтобы быть способными как следует исполнять свое церковное служение (III,3,1–6). Данное толкование проливает свет на одну существенную грань экклезиологии Оригена, показывая, что для него церковная иерархия является важнейшей и неотъемлемой частью Церкви как дома Божиего 57 . Вообще должно отметить, что Ориген придерживался самого возвышенного образа мыслей относительно пастырского служения: “чтобы служение пастырей Церкви было благоплодно и достигало своей высокой цели, оно, по Оригену, должно быть по своему духу и характеру продолжением служения Апостолов, которых они должны быть преемниками не только по своему высокому званию и достоинству, но и по святой жизни, по духу смирения и любви, готовой на все самопожертвования для спасения других. Пример неукоризненной и праведной жизни, напоминающей жизнь Апостолов — вот великая и истинная сила, которая одна неотразимо и благотворно может действовать на верующих, способствуя их духовному преуспеянию, вот ключи, посредством которых пастыри Церкви могут и себе и другим отпирать вход в Царство Небесное. Без этого и самая власть и достоинство, которыми они облечены, не могут казаться действительными” 58 .

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

   Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346.    Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14.    Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2).    Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3.    См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.    См.·С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 327 (в 69-м примечании).    С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 317.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 10. С. 246.    Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 83 («Тщеславие и сребролюбие суть взаимные друг друга породительницы. Ибо иные богатеют из тщеславия, а иные, обогатясь, тщеславятся»). Иные же тщеславятся добродетелью (например, нестяжательности).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) Церковной власти несвойственно употреблять другие мирские наказания, такие как: лишение свободы, гражданских прав и других житейских благ. Прибегать к телесным наказаниям совершенно возбраняется духовным властям церковными правилами: " повелеваем, - говорят каноны, - епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и через сие устрашати хотящего, извергати из священного чина " (Апост. 27). " Подобает вразумляти неблагонравного наставлениями, увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческие с бичами и ударами " (Двукр. 9). Вообще, духовному суду должны быть чужды всякие насильственные действия. Когда выказывается непокорность церковной власти, вредная для церковного порядка, то Церковь может обращаться к светской власти с просьбой об ограждении этого порядка и обуздании непокорных (Ант. 5; Карф. 59 и 78; Двукр. 9). Существовавшие у нас, в первые времена, при церковном суде денежные взыскания (штрафы) были определены государственной властью (Уставом Ярослава), как гражданские наказания (в некоторых случаях сверх епитимии); той же властью впоследствии церковным властям было предоставлено право употреблять и другие нецерковные исправительные наказания (монастырское заключение, использование виновного на тяжелых работах, содержание в узах на хлебе и воде, иногда и телесные наказания). Церковный суд над духовными лицами Как сам И. Христос приходил на землю для того, чтобы спасти души человеческие, а не погубить (Лук. 9, 56), так и Церковь, при исполнении своих наказаний, имеет в виду созидание, а не разрушение (2 Кор. 10:8; 13:10), т. е. нравственную пользу, исправление виновного, спасение его души (1 Кор. 5:5). Кроме того, церковные наказания должны служить предотвращению соблазна в церковном обществе, к удалению от него греховной заразы (1 Кор. 5, 6), " да и прочие страх имут " (1 Тим. 5:20). Наконец, достоинство Церкви умалялось бы в глазах непринадлежащих к ней, когда явные преступления против ее правил оставались бы в ней безнаказанными, когда она терпела бы в себе упорных и нераскаянных нарушителей ее законов (см. 2 Тимоф.; Трул. 77; Вас. Вел. 6). Но Церковь никогда не придавала своим наказаниям значения возмездия за преступление, удовлетворения правосудию, - что было бы противно ее учению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Православный. А что было у нас предметом изследования?     Еранист. Когда я утверждал, что Христа должно называть не человеком, а только Богом, то ты привел множество свидетельств и между прочим апостольское изречение в послании к Тимофею: «един Бог и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех» (1 Тим. 2:5—6).     Православный. Теперь я вспомнил, по какому поводу мы уклонились в это отступление. Когда я сказал, что самое имя посредника указывает на два естества в Спасителе, то ты возразил, что и Моисей, который был только человек, а не Бог и человек, назван также посредником. Это-то заставило меня распространиться в доказательствах на то, что образ не все то имеет, что и первообраз. Скажи же, согласен ли ты на то, что Спасителя Христа должно называть и человеком?     Еранист. Как Сына Божия, я называю Его Богом.     Православный. Если называешь Его Богом потому, что Он Сын Божий: то называй Его и человеком, потому-что Он сам неоднократно называет себя Сыном человеческим.     Еранист. Имя человека Ему не приличествует так, как имя Бога.     Православный. Почему же? Потому ли, что оно не истинно, или по иной причине?     Еранист. Имя: «Бог» есть имя естества, а имя: «человек» есть имя строительства спасения.     Православный. Но строительство спасения есть ли истинное, или призрачное и ложное?     Еранист. Истинное.     Православный. Итак, если благодать строительства есть истинная, вочеловечение же Бога-Слова мы называем строительством, то и имя: «человек» есть истинное: ибо по восприятии человеческаго естества Он назван человеком.     Еранист. Человеком назывался Он прежде, нежели пострадал, а после страданий так не называется.     Православный. Но божественный апостол писал к Тимофею уже после страдания и воскресения Христова, и однако Спасителя Христа назвал человеком. После страдания и воскресения писал к Коринфянам, где между прочим читаем: «понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых» (1 Кор. 15:21); и чтобы показать, о ком он говорит в сем месте, присовокупил: «якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 22). После страдания и воскресения божественный Петр, разсуждая с иудеями; назвал Его мужем (Деян. 2:22). По вознесении Христовом на небеса, первомученик Стефан, побиваемый камнями, говорил иудеям: «се вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7:56). Мы не должны почитать себя мудрее великих проповедников истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010