б) Многие не защищают себя от холода , сырости, движения воздуха и наживают себе по легкомыслию, щегольству и т. п. болезнь, постоянное недомогание, преждевременную смерть. 3. Она должна охранять и умножать честь и доброе имя. а) Какое великое благо честь или доброе имя ! « Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота » ( Притч. 22:1 ). б) Кто является в грязной одежде , носит на себе что-либо шутовское и смешное, тот теряет честь. В одеянии проглядывает свойство души. Странная одежда возбуждает нередко насмешки и издевательства. в) Между прочим, замечание: родители, учителя или начальники никогда не должны являться перед своими подчиненными иначе, как совершенно одетыми. Подчиненные тогда только имеют уважение, если являются перед ними во всем достоинстве. К достоинству человека принадлежит и одежда. 4. Она должна охранять стыдливость и невинность. а) Одежда, за исключением лица и рук , должна по возможности, климату и погоде закрывать все части тела, иначе согрешают против стыдливости и целомудрия. « Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою » ( 1 Тим. 2:9 ). « Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? » ( 1Кор. 6:19 ). б) Кто нескромно и постыдно одевается , тот дает знать свою испорченность и возбуждает в других злые похоти. Знатоки людей видят человека по одежде. « Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его » ( Сир. 19:27 ). Легко соблазняется человек, который невоздержан в одежде. Как одевается невинность? Признаки — принадлежим ли мы к осужденным или спасенным? « Ибо много званых, а мало избранных » (ст.14). Без особенного откровения Божьего мы никогда не можем, наверное, знать — принадлежим ли мы к числу только званных или избранных, к осужденным или спасенным. Об этом ведает один Бог. По причине неизвестности будущего мы должны со страхом и трепетом созидать свое спасение. Но однако, по учению Слова Божьего, Отцов Церкви и разума, есть известные признаки, не совершенно однозначные, но довольно верные, по которым мы можем судить: принадлежим ли мы к погибщим или спасенным.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

И далее мы читаем: «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте» (Мф. 2: 19). Как известно, смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов». Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: «се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2: 19–20). Наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2: 1–2). Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20–21). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2: 16). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей: при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие. Словами: «ибо умерли искавшие души Младенца» – Ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его (Ирода) пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа».

http://pravoslavie.ru/93278.html

Слово «Епископ», что значит «надсматривающий», «наблюдающий», более употреблявшееся сначала у греков, означает, собственно, священническое звание; слово «Пресвитер» — «старейший», означавшее первоначально возраст, более употреблявшееся у евреев, выражает скорее достоинство, священническую почесть.    В первохристианской Церкви, в самом начале ее существования, смысл этих слов не был еще точно установлен и определен, но это отнюдь не значит, что звание епископа не отличалось от звания пресвитера, в их позднейшем употреблении, что эти две священные степени смешивались, считались за одну. Сам Апостол Павел строго различает их, когда, как видно из его посланий к Титу (Тит. 1:5) и Тимофею (1 Тим. 5:22, 19), присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его. Вызванные Павлом были несомненно «пресвитеры», но так как названия степеней священства еще не вполне тогда установились, то Павел называет их «епископами», желая лучше выразить их обязанности — блюсти над вверенными им душами пасомых.    Когда предстоятели Ефесской церкви, а по словам святого Иринея, и других ближайших церквей Асии, пришли, святой Апостол Павел обратился к ним с трогательной прощальной речью, которая особенно важна тем, что в ней содержатся ценнейшие пастырские наставления. В этой речи святой Павел обозревает дело, которое он совершил в Ефесе, предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме, возбуждает пастырей к бдительности в виду появления еретиков и предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе. Речь распадается на 4 части: Деян.20:18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, Деян.20:19. работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; Деян.20:20. как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, Деян.20:21. возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Редкие души обладают достаточным мужеством, чтобы сойти с утоптанной тропы широких масс и жить по заповедям Христа в этом падшем мире. Из несомненной веры в Божество Иисуса естественно рождается духовное мужество. Следование Господу некоторых довело до края неожиданно разверзшейся пред ними бездны без возможности отступления. Однако всем нам необходимо перейти, перенестись чрез нее (бездну), чтобы достигнуть Божественную вечность. Но что, в сущности, имею я в своем уме? Глубокую яму неведения, — тугу безнадежности осужденных на смерть, — власть над ними тьмы века сего (ср. 1 Тим. 1, 13-14; Быт. 2, 17; Лк. 22, 53). Для полета над этой бездной нужна энергия благословенного отчаяния; действие благодати в нас принимает форму “решимости”. Свет видится вдали. Влекомые к нему неведомою силою, мы решаемся броситься в неизвестность, призвав Святое Имя Иисуса Христа, Бога Спасителя. И что же? Вместо того, чтобы разбиться головой о скрытые во мраке скалы, является некая невидимая рука, бережливо держащая нас над пропастью. Без этой дружественной руки Живого Бога ни один человек не может устоять в условиях тех бурь и превратностей, которые в подобные периоды обступают душу. Мы, из земли взятые, представляем собой некую малейшую часть массивного тела человечества, из которого совсем не просто вырваться, особенно в наше время, когда едва ли не вся вселенная держится под контролем властей. Нельзя обратиться за помощью к князьям мира сего: за каждую их снисходительную услугу мы рискуем утерять нашу свободу (ср. Ин. 14, 30). Наилучший “риск” — по-детски довериться Промыслу Божию в поисках жизни, где первое место отдано Христу. “Вы слышали что сказано древним: не убей (Исх. 20, 13)... А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем... А Я говорю вам. не клянись вовсе... А Я говорю вам: не противься злому... Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего (Лев. 19: 17-18). А Я говорю вам. любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5: 21-44); “кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном... ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф. 5: 19-20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Помните ли, что Бог наш на всяком месте, и вы пред Ним ходите, и Он на вас смотрит, и ваши дела видит, и слова ваши слышит? Вы, что ни делаете, говорите, помышляете, пред святыми Его очами все делаете. Воздаете ли Ему поступками вашими почтение, как дети присутствующему своему отцу, рабы присутствующему своему господину, подданные присутствующему своему Государю отдают? Бесстыдство и неистовство великое – не воздавать почтения Тому, Который выше всякой чести. Стыдитесь пред честным человеком бесчинствовать, тем более пред Богом. Боитесь пред отцом, господином, начальником и царем грешить, тем более пред Богом, Царем царствующих и Господом господствующих. Не видите вы Его, но Он видит вас и смотрит на вас (Пс 32:13-14; Иов 28:24); не слышите вы Его, но Он слышит вас; не осязаете вы Его, но Он во всемогущей руке Своей содержит вас. В руке Его все концы земли (Пс 94:4). Если в руке Его все концы земли, то я и ты и всякий в руке Его, то есть все в разных концах земли находящиеся. Внимай этому, душа моя, и почитай Создателя твоего, как Отца любезного. Помните ли вы, что святое и страшное имя Божие исповедуете, и в молитве призываете, и воспеваете Его? Рассуждайте же, не оскверняете ли помышлениями злыми сердца вашего, которое к святому Богу возводите? Не оскверняете ли уст ваших сквернословием, кощунствами, клеветами, осуждением и прочими пороками, – уст, которыми святое и страшное имя Его исповедуете и призываете? Не порочите ли ограблением, хищением, воровством, лихоимством и прочими неправдами рук ваших, которые к Богу праведному воздеваете? Слышите, что Дух Божий устами апостольскими говорит: Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19). Помните ли и то, возлюбленные, что вы не свои?Ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор 6:19-20). Какая цена дана за вас? Серебро ли, или золото? Нет! Но что? Честная кровь. Чья она? Кто пролил Свою кровь за вас? Простой ли какой человек? Святой ли? Нет. Но кто? Сын Божий, Господь славы, Бог, во плоти явившийся. Божией Кровью куплены вы (Деян 20:28). О, какая великая цена, бесценная цена дана за вас! И потому вы не свои. Чьи же? Того, Кто купил вас Себе такой дорогой ценой, ценой Крови Своей. Христовы вы, а не свои. Христос вас купил Себе. Ему же, как купившему вас, служить, волю Его исполнять, для Него жить, как рабы Его, а не для себя жить, не свою волю исполнять, не своим прихотям служить должны. Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор 5:15). Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии, – увещевает вас Дух Святой через апостола Своего (1 Кор 6:20). О Господи Боже наш! Стяжи нас. О Искупитель наш! Помилуй нас, дабы мы жили для Тебя и прославляли Тебя, так высоко почтившего нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Бедные грешники! Почему мы медлим в далекой стране и не идем к Отцу нашему? Почему от голода гибнем? Почему беззакониями, как рожками, которые ели свиньи (Лк 15:16), питаемся? В доме Отца нашею всякое изобилие, там и наемники до избытка насыщаются. С великим усердием и желанием ждет нас Отец наш, и нас, возвращающихся к Нему издалека, любезно увидит, и милосердными очами воззрит на нас, и милы Ему будем, и так бросится нам на шею, и обнимет нас, и облобызает нас лобзанием любви Своей святой, и не будет нам выговаривать, и грехов наших и беззаконий наших не помянет, и начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его. Придем же в себя, и, восстав, пойдем и поспешим к Отцу нашему, и скажем Ему со смирением и сожалением: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк 15:18-19). Поспешим, поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены! Покаемся, пока милосердие Божие действует, дабы не познать на себе правды Божией – вечного суда. Аминь. Слово девятое. О воплощении Сына Божия   Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лк 19:10)   Само воплощение Сына Божия и пришествие Его в мир весьма поощряет грешников к покаянию. Ради кого Христос пришел в мир? Ради грешников. С какой целью? Ради их спасения. О, как дорого Бог спасение наше поставил! Сам ради нашего спасения, о грешники, в мир пришел. Слушайте, грешники, и уразумейте! Сам Бог ради нашего спасения пришел в мир, и пришел в нашем образе. О, воистину велика благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16). Господи, что такое человек, что Ты открылся ему? Что такое сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)? Воистину чудна благость Божия к человеку, чудно и воплощение Его! Предвидя его, пророк со страхом и ужасом воскликнул к Нему: Господи, услышал я слух о Тебе, и убоялся. Господи, уразумел дела Твои, и ужаснулся (Авв 3:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Христос перед Пилатом. Художник: Михай Мункачи « Не Его, но Варавву! Варавва же был разбойник » (Ин. 18, 40) Сам Тот, Кто есть Жизнь, Свет, Свобода, Истина, открыл Себя миру, но всё же многие, встретившись с откровением Вечности от Самого Божества, отшатываются обратно в сумрак развращённости падшего человека. Там, в мрачной тени, человечество утешает себя пошлыми лозунгами «позитивного мышления». «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Падший человек, находящийся во тьме, может объявить светом злые поступки и слепоту, вызванную грехом. Таким образом, тьму принимают за свет. А истинный свет отвергают, потому что он болезненно обличает истинное состояние человечества и индивида. Оправдывая существование во тьме, люди внемлют мнениям, одобряющим их беспутные похоти и желания. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух» (2 Тим. 4, 3). Люди добровольно поработятся своим желаниям и будут искать пророков, которые одобрят и оправдают их безрассудные желания. Но Писание свидетельствует: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 1, 9). Итак, из тьмы, которую люди называют светом и которая искажает зрение, они начинают говорить «от мечты сердца своего» (ср. Иер. 14, 14). Но только тогда человеческий ум и дух может быть свободен, когда он выходит за рамки падшего мудрствования. Человеческий ум должен исцелиться и начать восходить к тому, что вечно и Божественно, и наконец, встретить его. Тогда, из непостижимой вечности, непричастной падшей тленности, Истина может ответить, снисходя к ограниченности тварных существ. «Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19, 10. Всякий, кто не хочет говорить согласно бесконечной реальности открывшейся Истины и вечности, тот лжепророк. Ибо всякое такое мнение руководствуется развращённой и падшей системой тьмы, которой мир, отрицающий Свет и Истину, неизбежно подчинён. Такой человек не может видеть истинную природу вещей, ибо он смотрит глазами, помраченными тьмой.

http://pravoslavie.ru/153077.html

Блаженный Августин пишет: «Иисус придет в человеческом облике: это увидят и нечестивые; увидят и те, кто помещен по правую руку; увидят и те, кому уделено быть по левую руку, как написано: воззрят на Того, Которого пронзили” (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37). Если увидят Того, Которого пронзили, то увидят Его тело, которое проткнуло копье; но Слово не пронзить копьем. Итак, нечестивые смогут наблюдать то, что смогли изранить» . Подобно и Ипполит Римский пишет: «Тогда приведут сына погибели, то есть дьявола, вместе с демонами и служителями его. Ангелы строгие и суровые низвергнут его в огонь неугасающий, к червю неумирающему, во тьму кромешную. Еврейский же народ увидит Христа в образе человеческом именно так, как Он явился к ним во плоти от Святой Девы и как они распяли Его. И покажет Он им язвы от гвоздей на руках и на ногах, и ребро Свое, пронзенное копьем, и голову, увенчанную тернием, и честной крест. И разом увидит весь еврейский народ, и будет рыдать и плакать подобно тому, как возглашает пророк: воззрят на Того, Которого пронзили” (Зах. 12, 10; Ин. 19, 37). И не будет никого, кто оказал бы им помощь или милость, потому что они не покаялись и не отвратились от пути лукавого» . То есть Христос явится в том самом Теле, в Котором Он и воскрес из мертвых, с сохранением ран и язв, с каковыми Он по Воскресении, дверями затворенными явился ученикам Своим, призывая апостола Фому словами: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27). Этим Телом Он ныне и ходатайствует за нас пред престолом Отца Небесного! Читаем: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). То есть после Вознесения Его на небо Бог Отец взирает на этот мир чрез раны Своего Сына Возлюбленного, в которых для нас источник Его прощения, милости и оправдания! Деяния Страшного Суда Но во Втором Своем Пришествии Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.

http://pravoslavie.ru/114968.html

В Послании к Титу Павел пишет: Сие говори, увещавай и обличай со всякою властью ( Тит.2:15 ). А Тимофею он пишет об этом более подробно: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (Тим.4:2). Проповедник должен не только говорить (то есть излагать учение), но и увещать (то есть убеждать, побуждать к исполнению заповедей, к реализации учения в своей жизни), и обличать (указывать на отступления от истины и на нечестивую жизнь). Характерно, что в Послании к Титу апостол Павел пишет, что это нужно делать со властью, а в Послании к Тимофею, что с долготерпением. Проповедник должен сочетать в себе эти два качества – духовную власть и смирение. Вполне очевидно, что апостолы не ставят во главу угла для проповеди ораторское искусство: «Проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:4, 5 ). Апостол Павел также призывает Тимофея и Тита уклоняться бабьих басен (буквально – мифов) и родословий, а также глупых и невежественных состязаний, рождающих ссоры и распри ( 2Тим.2:23 ; Тит.3:9 ). В Новом Завете мы практически не встречаем указаний на какие-то попытки синтеза вдохновения и образованности в деле проповеди. Возможно, подобного рода синтез имел место в лице Аполлоса. О нем сказано: муж красноречивый, сведущий в Писаниях... говорил и учил о Господе правильно ( Деян.19:24–25 ). Аполлос был родом из Александрии, что может указывать на его эллинскую образованность. Возможно, коринфяне предпочли его самому Павлу именно по причине особого красноречия. Но это практически единственное (причем непрямое) указание на синтез проповеди и античной риторики. В послеапостольский период (II в.) христианская проповедь сохраняет безыскусственный характер. В немногочисленных дошедших до нас гомилетических памятниках этого периода отсутствует строгий тематический подход, четкий план и аргументация. Церковное слово остается импровизированным. В это время в христианах живет уверенность в том, что Дух Божий, согласно обетованию Господа ( Мф.10:19–20 ), дает проповедникам способность говорить в собрании верующих, и потому проповедь есть всецело дар благодати Божией. Поэтому произнесение заранее написанной проповеди воспринималось либо как недоверие проповедника Божественному обещанию, либо как желание сказать что-то от себя, а не по внушению свыше. Во II в. проповедь не воспринимается как литературное произведение и потому не записывается. 1.2.3. Ориген и зарождение теории церковной проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

   Слово истины как солнце, которое от на­чала мира даже доныне сияет, и отныне до конца сиять будет. Так учение пророческое и апостольское сияло, сияет и сиять будет до конца мира всему миру. «Хорошо делают обра­щающиеся к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах их» (2 Петр 1:19).    Пятнадцатое. Истина евангельского уче­ния и из того познается, что его проповедни­ки и держащиеся его гонение терпят в мире сем. Учение евангельское есть учение небес­ное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сыновья века сего, в прелести его пребывающие, не любят этого небесного семени и чад, от него духовно рожденных. Об этом все прошедшие века свидетельствуют.    Видим это и ныне, видим, что пока чело­век по законам мира живет и похотям мир­ским служит, он любезное чадо миру, а как только примется за слово Божие и зачнется в нем его спасительный плод, то его все, как странника и пришельца, чуждаются и гнуша­ются. И как море не держит мертвого тела, а извергает вон, так и его все сыновья века сего изгоняют. И это то, что апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Ии­сусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), и слово Хрис­тово показывает: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ес­ли бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, по­тому ненавидит вас мир» (Ин 15:18—19).    Шестнадцатое. Особенного примечания достойно то, что священная Библия, в которой содержится небесное учение, целой сохрани­лась. Пророческие книги во времена отступле­ния израильтян от Бога Небесного и падения в идолопоклонство, апостольские книги во времена ужасных гонений на Церковь сохра­нились. Это не меньшее чудо, чем огненной искре посреди воды сохраниться. Сатана, враг душ наших, свирепел и старался истин­ное богопознание и богопочитание истребить из людей. Как только ни хотел книги Святого Писания, источники Израилевы, от которых богопознание, богопочитание и утешение черпается, искоренить!.. Божией благости и силе это чудо должно приписать, Тому, Кото­рый Свое святое слово, как подал, так и сохра­нил для нашего спасения в лютые времена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010