623 Подл. акты арх. Л. Гв. Изм. п., книга: Часть Коммиссарская. Исходящие бумаги 1740 г., см. рап. Ильина от 20 октября. 624 Караул в Тайную Канцелярию, наряжаемый из гвардейских полков, состоял обыкновенно из 1 обер-офицера (чаще прапорщика), 2 унтер-офицеров, 3 капралов и 100 чел. рядовых. Но в дни Регентства, когда пыточные застенки были полнехоньки, обычного караула оказывалось недостаточным и к нему, 22 октября, велено прибавить еще 30 чел., 24 октября еще 10 чел., а 2 ноября – сколько понадобится. – Из дел арх. Л. Гв. Изм. п. 631 Этот дом принадлежал, впоследствии, камергеру Дивову, у которого и был куплен Императрицей Екатериной II, в 1795 г., для подарка Измайловскому секунд-майору гр. Валер. Александр. Зубову, за потерю ноги в бою с польскими мятежниками, 6 июля 1794 г., при Выгоде. 632 Летний дворец находился тогда на месте нынешней решетки Летнего Сада со стороны Невы, существовал с 1732 г., заменив собой «салу», выстроенную для свадьбы цесаревны Анны Петровны в 1725 г. и, разобранный в царствование Имп. Елизаветы Петровны, дополнил боковыми пристройками нынешний Екатеринговский дворец. Во время пре6ывания регента в «парадной зале» Летнего дворца было выставлено тело покойной Императрицы, погребение которого состоялось лишь 23 дек. того же 1740 г. См. Примечания к Камер-курьерскому Журналу за 1734 г., и «Описание парадной залы» в Прим. к С.-Пет. Вед. 1741 г. ч. 18, кн. 24. 633 Евдоким Алексеевич Щербинин, в последствии премьер-майор, Слободско-Украинский губернатор и Александровский кавалер, умер генерал-поручиком 28 ноября 1784 года. (Дед поэта Д. В. Давыдова. П. Б.). 634 Mémoires de Manstein, 1771 г. с. 363. – Russische Günstlinge, v, Helbig, Tübingen, 1809, c. 180–181. – В сочинении «Die Heutige Historie von Russland, etc. Leipzig, 1752 г. перев. с голландского Рейхардом, на с. 337 помещено баснословие, будто бы Густав Бирен, в ночь своего ареста, с мечем в одной и пистолетом в другой руке, хотел спастись бегством через сад, но был остановлен штыками гвардейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   А что Ангелам должно поклоняться, это видно из многих мест Ветхого Завета. Например, Иаков непосредственно за призыванием Бога призывает Ангела для благословения детей своих (Быт.48:16). Иисус Навин поклонился Ангелу, явившемуся ему (Нав. 5:14). Даниил тоже пал лицем на землю, когда услышал глас Ангела (Дан. 10:9). Сам Бог заповедал почтение и уважение к Ангелам (Исх. 23:20—21).    Так представляет Священное Писание Ангелов добрых. Оно описывает их существами гораздо высшими нас, участвовавшими в Ветхом Завете и участвующими в Новом, пекущимися о народах и о каждом человеке порознь, и за сие достойными всякого уважения и благодарности.    Посмотрим теперь в бездну темного ангельского мира. Учение о злых духах стоит внимания, как потому, что действия их на нас весьма велики и отношения слишком тесны, так и потому, что ныне время неверия, не допускающего бытия сих духов.    Что говорит Священное Писание о сих духах? Оно утверждает, что их множество, и что в них произошло падение, которым отторгнута «третия часть звезд» небесных (Откр. 8:12, Лк. 21:25).    Когда произошло это падение и как? Священное Писание не говорит. Из него только видно, что причиной сего есть грех; что это произошло через уклонение воли твари от Творца. Во Втором послании Петра (2 Пет. 2:4) говорится, что ангелы согрешили. Сим, с одной стороны, доказывается то, что грех был причиной падения ангелов, а с другой стороны, отвергается нелепое мнение о вечном существовании злого начала. Ибо, если ангелы согрешили, то значит было время, когда они не грешили, когда не было лжи и была одна истина; не было зла, а было одно добро. Следовательно, по учению Библии, диавол не вечен, а сделался таковым во времени. Есть также в Священном Писании намеки и на то, как произошел грех в мире Ангельском, и как с ним произошел этот переворот. Род греха сего есть гордость. Это видно из Первого послания к Тимофею: «да не разгордевся в суд впадет диаволь» ( εμπεση εις χριμα του διαβολου ) (1 Тим. 3:6). Слово χριμα имеет двоякое значение: «суд» и «осуждение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Узы их, () иные производят от () наказал, научил, ограничиваются только понятием учения. Но сие слово означает и порабощение, так как порабощение египетское наименовано у Иеремии игом и узами (2:20). Идолопоклонникам, суеверам и беззаконным учение Христово может казаться узами потому, что разум покоряет вере и Христу ( 2Кор.10:5 ), человеческие похоти воле Божией (Пет.4:2), обуздывает помыслы ( Флп.4:3 ) и ограничивает все тело ( Рим.12:1 ). И отвержем. LXX сие же слово преложили разметать камение. Еккл. 3:5 . Псалмопевец в другом месте молит Бога, чтобы не отверг его, как обличенного преступника (50:13) от своего лица. Посему отвержение соединяется с презрением, быстротой и ненавистью, так как некогда израильтяне отвергоша боги чуждым от среды себе Суд.10:16 . Иго () производя от () связал, означает ярем, бразды, или от () частый, густой ( Лев.23:40 ) ремень, коим привязывается иго ( Иов.39:10 ). LXX точнее изъяснили оное слово игом, так как узами привязывается иго ( Ис.5:18 ), и естественно прежде разрешить узы, дабы потом отвергнуть иго. В царстве Иисуса Христа игом называется духовная и благодатная власть Его над сердцами человеческими, воле коих предоставлено покоряться или не покоряться ей Мф.11:9 . Их. В том и другом месте указует на Иегову и на Мессию Его; впрочем, некоторые по свойству языка переводят и Его, указуя токмо на одного Мессию. Посему пространное значение сих слов может быть следующее: враги Божии положили таковый совет: в заповедях и учениях древних, изреченных пророками, и новых, проповедуемых Иисусом Христом, уготовляются узы нашей свободе и обычаям, уму и сердцу. Убо расторгнем сии узы, напряжем все силы дабы единым ударом сокрушить и рассыпать их. С ними отвергнем и ту власть, которой ищет Христос, которую хочет в нас утвердить своими законами, отвергая наши, – своими повелениями, уничтожая наши, своими худородными вельможами, посрамляя наших, имеющих высокие достоинства. Отвергнем несносное для нас иго; в противном случае рушатся храмы наших богов, падут престолы и судилища, оскудеют доходы, кончится благоденствие: отвержем иго сие; или мы невольники. II

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вопросоответы к Фалласию. Вопрос LX. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000. 17 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000. Вопрос LX Вопрос. “Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведанного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас” (1 Пет 1:19–20) 1 . Кем предуведанного? Ответ. Слово Писания назвало Христом таинство Христа. И великий Апостол, ясно свидетельствуя о том же, говорит: “тайну, сокрытую от родов, ныне же открытую” (Кол 1:26) 2 , подразумевая таинство Христа, или таинство по Христу. Это таинство, как очевидно, есть неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, всяческим образом приводящее, благодаря [самому] смыслу ипостаси, человечество к тождеству с Божеством и из обоих создающее сложную ипостась 3 , но никоим образом не уменьшающее их сущностное и природное различие. Поэтому, как я сказал, и возникает одна ипостась этих природ, и их природное различие пребывает неповрежденным, вследствие чего и после единения сохраняется неуменьшаемым количество данных природ, даже соединенных. Ведь когда процесс соединения не влечет за собой совсем никакого изменения или перемены соединившихся, тогда остается невредимым сущностный логос каждой из двух соединившихся [природ]. А у тех [существ], логос сущности которых остается невредимым и после соединения, природы также пребывают неповрежденными во всех отношениях, не теряя вследствие единения ничего из того, что принадлежит им 4 . Ибо Творцу всяческих, и ставшему по Домостроительству в отношении природы тем, чем Он не был, подобает сохранять непреложным как Самого Себя, каким Он был по природе до этого, так и то, что возникло по Домостроительству в отношении природы 5 . Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение 6 . Это есть великое и сокровенное таинство. Это есть Божественный конец, ради которого и возникло все [тварное бытие].

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falla...

Человек вне христианства, или пребывающий в грехе, естественным путем рождения происходя от первого Адама падшего, и по внутренним, нравственным свойствам своим почитается совершенно с ним схожим, т. е. пребывающим в отпадении от Бога. Будучи, таким образом, истым его выражением, он называется и ветхим, как бы столько же существующим, сколько род человеческий, или ничего в себе нового не заключающим, таким же, каковы все исстари. Апостол пишет, что мы облекаемся в образ перстного (1 Кор. 15:49) в рождении, и если не отложим сего ветхого человека (Еф. 4:22), то навсегда останемся такими же, каков перстный (1 Кор. 15:47). Действия сего подобника Адамова, как ветхого человека, преимущественно греховны. Ему принадлежит прилежное помышление на зло от юности (Быт 8:21), потому что он зачат в беззакониях и рожден во грехах (Пс. 50:7), даже продан под грех (Рим. 7:14). Сия вошедшая в него путем рождения сила греховная властвует в нем с непреодолимостию, живет, как господин (Рим. 7: 20, 23); так что все существо человека со всеми членами его есть не что иное, как тело Fpexa, и силы его суть орудия неправды (Рим. 3:13,14). Посему очи его исполнены блудодеяния и непрестанного греха (2 Пет. 2:14); гроб отверст — гортань его (Рим. 3: 13, 14); он необрезан сердцем и ушесы; нозе его на зло текут и скоры пролияти кровь (Ис. 59:7). Такое основание внутренней жизни показывает на иное некое происхождение по духу, именно — от диавола. Ибо и сперва диавол согрешил, а потом уже и все люди, кои и бывают грешниками не иначе как от диавола, почему и называются детьми его (Ин. 3: 8, 10), семенем змия (Быт. 3:15), или прямо змиями, порождениями ехидниными (Мф. 3:7; Лк. 3:7; Мф. 23:33), а диавол — отцом их (Ин. 8:44). По такому родству с диаволом они суть истые преемники духа его, духа богоборства, вражды на Бога и противления Ему явного и тайного. Все святое и Божественное всем им вообще неприятно, а некоторым даже противно. Богу говорят: отойди от нас, или что Вышний, не вем Бога (Фараон); Духа Божия не принимают (Ин. 14:17), людей Божиих ненавидят и преследуют (Ин. 15:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=861...

17:23). Наконец весь древний мир пришел сам собою к горестному убеждению, что, дабы видеть Бога — свой первообраз, для сего надобно человеку расстаться с жизнью (Исх. 33:20); и самые первые из мудрецов провозгласили, что Отца природы найти трудно, и если бы кто нашел, то об Нем нельзя беседовать ко всем (Платон). То есть человек так удалился от своего первообраза, что увидел уже в себе невозможность приблизиться к нему собственными силами; осудил сам себя на вечное безобразие!    Но сего-то сознания своея немощи и ожидало Провидение, чтобы открыть во всей полноте, давно начатое Им великое дело восстановления в человеке образа Божия. — «Многочастне и многообразие древле Бог глаголавши для сего во пророцех, впоследок возглаголал нам в Сыне... Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:1—3), — «Себе умалил для нас, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» (Флп. 2:7). И чтобы мы узнали в Нем не только свой первообраз, но и путь к восстановлению его в себе, состоявший в смирении и самоумерщвлении, — Он «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8), и таким образом «Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких» (Евр. 1:3).    Теперь, когда «Слово плоть бысть и вселися в ны, и мы видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14); когда «живот, нами потерянный и бывший у Отца и явися паки нам» (1 Ин. 1:2); теперь, когда вместе с явлением нам нашего Божественного первообраза, поданы и все силы, потребные «для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3), или, что то же, к сообразованию себя с Ним, — теперь мы не можем уже говорить: «кто явит нам благая!» (Пс. 4:7). Кто взойдет на небо, чтобы «Христа — первообраз наш — свести» (Рим. 10:6) для подражания нам? Или кто даст силы «снити во ад» (Пс. 138:8), дабы «Христа от мертвых возвести» (Рим. 10:7), чтобы восстановить из глубины падения образ Божий в нас? «Глагол веры близ» (Рим. 10:8) — слушай и поучайся! Христос на земли — возносися! Крыле даны — стремись к вечному Солнцу! Теперь нашему уму нет причин истощаться в бесплодных усилиях — обнять непостижимое, исследовать неисследимое, рассуждать о Боге без Бога, творить для себя, так сказать, своего Творца, — теперь всему человечеству и порознь каждому человеку остается одно — взирать неуклонно на образ Божий, перед нами явившийся, и черта за чертою перенося его — через размышление и деяния в свою душу, самому постепенно преобразоваться — сначала в то же смирение, кротость, любовь, а потом и в ту же славу, то же величие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3223...

   По мнению новейших Иудеев, здесь под видом Адоная (господина) прямо разумеется сам Давид или другой Царь; но даже одно восседание с Иеговой на одном престоле показывает, что здесь разумеется не простой Царь, а Божественный — одной природы с Самим Иеговою: простому Царю-человеку такое сидение недоступно и невозможно. Притом же во времена Иисуса Христа, как видно и из этого случая, разсказанного Евангелиями и из проповедей Апостольских (Деян. 2:34; Евр. 1:13), Иудеи относили слова 109 псалма именно к Господу, к Мессии, а не к простому человеку или Царю. Иначе они возразили бы Иисусу Христу как Учителю, искажающему смысл Священного Писания.    Вопрос о лице Мессии предложен был Иисусом Христом с целию указать Своё высокое значение и Божественное происхождение. И хотя эта цель, как видно из Евангелия, осталась не достигнутою по отношение к Иудеям, которым был предложен вопрос, как и многое другое, что было писано для них, но не было для них: сия вся нам служаху и служат, по словам Апостола (1 Пет. 1:12). Из этого мы узнаём как Божественное достоинство Иисуса Христа, так и то, что Он Сам свидетельствовал о Своём Божестве не только перед учениками, но и перед книжниками и фарисеями и подтверждал Свое учение словами того же Писания, в которое одно верили Иудеи. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев    (Мф. 23:1-39; Мк. 12:38-40; Лк. 20:45-47).    Завершая Своё пророческое служение, Спаситель подобно великому пророку и Законодателю Ветхого Завета, обратился с обличительною речью к вождям и учителям народа Иудейского и, как некогда — при начале Своей проповеди — возвестил истинным последователям Своим блаженство — так теперь, наоборот, возвещает горе тем, которые, возседая на Моисеевом седалище, предписывают народу неудобоисполнимыя заповеди и сами не исполняют их; и называясь отцами и учителями, ищут только незаслуженного почёта. Преподнеся, как бы мимоходом, Своим ученикам урок смирения — в противоположность фарисейской гордости — и запрещая им называться отцами и учителями, Он призывает восьмикратное горе на книжников и фарисеев:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Главная цель неологии. Держась главного положения Кантовой религии, что христианство есть ничто иное, как символическое представление идей естественной религии, неологи устремили все свои усилия на то, чтобы при помощи философии, открыть в исторических христианских символах чистую религию под именем христианской. Учение неологов и опровержение оного. I. Для достижения этой цели неологи: не допускают сверхъестественного откровения. а) Ибо, — говорят они, — в древние времена, по недостатку психологических сведений, все необыкновенные перемены в душе человека производимы были из влияния существ высших. Ответ 1. Это недоказанное предположение могло бы иметь некоторое приложение к священным писателям, если бы они требовали себе веры без доказательств; но они, говоря о необыкновенном своем отношении к Духу Божию, приводили в доказательство сего такие дела, кои неопровержимо свидетельствовали о необыкновенном присутствии в них силы Божией. Ужели и чудеса производимы были потому, что они не знали новейшей психологии? Ответ 2. Священные писатели умели отличать и отличали в деле религии произведения собственного ума от внушений Духа Божия (1 Кор.7:10—12, 2Кор. 11:17), и сами предостерегали от таких людей, которые выдают за откровение произволы собственного ума и сердца (Иер.23:25—40, 27:16—18). б) В священных книгах, — говорят неологи, — нет ничего такого, чего бы нельзя было изъяснить из естественных способностей и сведений их писателей. Но если бы и действительно можно было все изъяснять таким образом, и тогда никто не имел бы права посягать на то. Ибо сами священные писатели многократно и решительно утверждают, что они не сами изобрели свое учение, а получили оное от Бога, через непосредственное откровение (например, 2 Пет. 1:21), так, что иногда они сами не вполне понимали то, что должны были говорить по внушению Духа Божия, для будущих поколений (например, Дан. 12:6—9, Иер.23:20). Сверх того, невозможно всего учения, содержащегося в священных книгах, изъяснить из естественных способностей и сведений их писателей. Ибо сии писатели были люди простые и неученые: следовательно, не могли изобрести никакого высокого учения, какое видим в священных книгах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3227...

4. Го€споди, даждь ми мысль бла€гу 15 . 5. Го€споди, даждь ми сле€зы, и па€мять сме€ртную, и умиле€ние 16 . 6. Го€споди, даждь ми по€мысл испове€дания грехо€в мои€х 17 . 7. Го€споди, даждь ми смире€ние, целому€дрие 18 и послуша€ние. 8. Го€споди, даждь ми терпе€ние, великоду€шие 19 и кро€тость 20 . 9. Го€споди, всели€ в мя ко€рень благи€х, страх Твой в се€рдце мое€ 21 . 10. Го€споди, сподо€би мя люби€ти Тя от всея€ души€ моея€ и помышле€ния 22 и твори€ти во всем во€лю Твою€. 11. Го€споди, покры€й мя от челове€к не€которых 23 , и бесо€в, и страсте€й, и от вся€кия ины€я неподо€бныя ве€щи 24 . 12. Го€споди, ве€си, я€ко твори€ши, я€коже Ты во€лиши 25 , да бу€дет во€ля Твоя€ и во мне 26 гре€шнем, я€ко благослове€н еси€ во ве€ки. Ами€нь. 1 Умом ли или помышлением – или образом мыслей, рассудком (умом), или намерением. 2 Согреших – согрешил. 3 Избави мя всякаго неведения – см. 1 Пет. 1, 14: Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Неведение может означать также грех, совершённый по незнанию, несмысленности. 4 Забвения – забывчивости (в деле спасения). 5 Малодушия – трусости, нерешительности (в исполнении заповедей). 6 Окамененнаго нечувствия – ожесточенного сердца, каменного бесчувствия. 7 Еже помрачи лукавое похотение – которое помрачили похоть, злые, коварные желания (источником которых является лукавый). 8 В книзе животней – в книге жизни. Ср. Откр. 21, 27: И не войдет в него (Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. 9 Конец благий – добрую, мирную, благую кончину (с покаянием, молитвой, Причастием). 10 Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою – (даже) если я ничего доброго не сделал пред Тобой. 11 Окропи в сердце моем росу благодати Твоея – окропи (иссохшее) мое сердце росой Твоей благодати. 12 Студнаго – постыдного, гнусного. 13 Помяни мя... во Царствии Твоем – почти дословно слова благоразумного разбойника (см. Лк. 23, 42). 14 Не введи мене в напасть – не попусти мне впасть в искушение. (См. пояснение 4 к молитве «Отче наш» на стр. 10.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В Мф 15:14 пословица применена к фарисеям и изображает судьбу их самих и их последователей, ср. Мф 23:16,24 и Рим 2:19. Контекст, в котором изречение приводится у Луки, не содержит никаких следов антифарисейской полемики, — скорей здесь прослеживается связь с упоминанием сучка и бревна в ст. 41. В те времена, когда книг было мало, изречение об ученике и учителе имело более очевидный смысл, чем в наши дни, так как познания ученика обычно полностью зависели от знаний учителя. У Матфея за этим изречением следует параллельное ему изречение о слуге и господине (Мф 10:24) с дальнейшей параллелью в Ин 13:16; 15:20, где сравниваются также посланник и пославший. Всякий, кто усовершенствуется ( станет равен своему учителю; употребленный здесь глагол katart…zw ‘ис­правлять’ означает взаимное наставление членов Церкви (Гал 6:1) или их просвещение Богом (1 Кор 1:10; 2 Кор 13:11 [в синодальном переводе неточно: соединены — Реф.]; 1 Фес 3:10; Евр 13:21; 1 Пет 5:10). Изречение о сучке и бревне имеет вид пословицы, может быть, распространенной в то время, и находит параллели в раввинистической литературе — так, рабби Тарфону (ок. 100 г. по Р. Х.) приписываются слова «Я удивлюсь, если найдется хоть кто-нибудь в роде сем, который примет слово порицания. Если человеку говорят: “Вынь сучок из своего глаза”, он отвечает на это: “Вынь бревно из своего”»; классические параллели обнаруживаются у Плутарха и у Горация. Изречение о дереве и плодах дважды встречается у Матфея (7:15–20 и 12:33–35), причем во второй раз — там, где говорится о хуле на Духа Святого. Это поучение адресовано фарисеям и выглядит как предупреждение им, но также может рассматриваться как наставление ученикам, предупреждающее их об опасности лжеучителей. Не совсем ясно, что означает в данном случае прилагательное saprTj ‘худой’ применительно к плоду и к дереву; оно может означать ‘гнилой’, но также и ‘беспо­лез­ный, плохой’. Ввиду ст. 44 можно думать, что Лука подразумевал дерево, не приносящее полезных плодов, а у Матфея в обоих случаях скорее имеется в виду гнилое дерево, что подразумевается в Мф 7:17–19.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010