Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

  разделы   рассылка  распечатать Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры – верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, " по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас " (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди " спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, " вера без дел мертва " (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить " друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни – все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как " соль земли " и " свет мира " (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://religare.ru/2_83169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕЦ [греч. στφανος; лат. corona], венок; украшение из листьев, цветов, позднее драгоценных материалов, в виде кольца, вручаемое в знак к.-л. отличия, достоинства. В греко-рим. традиции В. как украшение людей и сооружений являлся частью праздничных семейных и гос. обрядов, знаком общественного служения, разновидностью наград (dona militaria), триумфа, неприкосновенности (στμμα; infula), моления о защите, а также частью ритуалов, связанных с посвящением богам, погребальным обрядом. В христ. символике В.- награда достигшим Царствия Небесного, знак победы над грехом, мученичества, брачного союза. В книгах НЗ: в. правды (2 Тим 4. 7-8), в. славы (1 Пет 5. 4), в. жизни (Иак 1. 12; Откр 2. 10). На раннехрист. надгробных рельефах в., выражая пребывание в мире Царствия Небесного, обычно изображали при формулах «in pace» (в мире) или «in pace aeterna» (в вечном мире), иногда со вписанной в В. монограммой Христа «in pace Christi» (в мире Христа). Самый ранний пример представлен на рим. плите 307 г. ( Уваров. С. 164). В. изображался несомым в клюве птицы, напр., на монетах времени правления имп. Констанция II (337-361) феникс (символ воскресения) держит в клюве лавровый В. (Там же. C. 234) или на надгробной плите 379 г. голубь (символ христ. души) подносит в. как награду усопшему праведнику (Там же. С. 147); В. мог быть представлен и во рту рыбы (символ христианина), напр. изображение в катакомбах Присциллы (2-я пол. II в.- 1-я пол. III в.). Впосл. В. стал важнейшей деталью декорации христ. погребальных памятников. В качестве главного элемента его изображение встречается начиная с V в. на огромном количестве надгробий и саркофагов Средиземноморья (в т. ч. на порфировых саркофагах визант. императоров), на надгробных плитах в Зап. Европе эпохи средневековья и в переработанном виде на надгробиях на Руси в XIII-XV вв. Широкое распространение в христ. искусстве В. получил как знак победы и триумфа Христа. Известны разнообразные сочетания: крест-хризмон в В., несомом 2 ангелами, на рельефе мраморного «саркофага младенца» ок. 400 г. (Археологический музей, Стамбул); В. в композиции с крестом и монограммой Христа, напр. на окладе Евангелия из Лорша (нач. IX в., Ватикан, б-ка); в Этимасии, как на мозаиках базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (1-я пол. V в.) или на алтаре кор. Ратхиса в ц. Сан-Мартино в Чивидале-дель-Фриули (сер. VIII в.); вписанное в В. изображение агнца - на мозаиках в капелле Сан-Джованни Эванджелиста ц. Сан-Джованни ин Латерано в Риме (VI в.) и ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547) или Креста - на мозаике ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (V в.) и др. В В. могут быть вписаны оглавные изображения святых, напр. символы и образы евангелистов на пластине реликвария из Миланского собора (V в.), или фигуры супругов в знак освящения их союза, напр. изображение на золотом свадебном ларце Секунда и Проекты (нач. V в., Британский музей, Лондон).

http://pravenc.ru/text/150241.html

Архив Пн Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. 19:45 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, «по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди «спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни — все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Слово в день святых апостолов Петра и Павла Во всю землю изыде вещание их и в концы вселен- ныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18). Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, от­печатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жиз­ни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их ду­ши представляют равно преизобильные сокровищницы добродете­лей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти. Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упа­сти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «ут­вердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, со­стоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присо­единять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, буду­чи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселен­ную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апос­тольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить ска­занные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, при­званный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти - Израиля (Рим. 9, 3), пока муче­нически не скончал своего течения, чтобы получить венец прав­ды (2 Тим. 4, 6-8).

http://pravoslavie.ru/1752.html

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

Выступление Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра на открытии XII Всемирного русского народного собора 20 февраля 2008 г. 18:22 Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр выступил на открытии XII Всемирного русского народного собора . Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри и сослужители! Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Прежде всего, возношу благодарение давшему мне силы прибыть сюда Христу Иисусу, Господу нашему (1 Тим. 1:12), великому Пастыреначальнику (1 Пет. 5:4), сподобившему нас собраться здесь для обсуждения весьма важных вопросов, относящихся не только к будущему, но и к настоящему паствы Русской Православной Церкви и народов нашего дорогого Отечества. В том-то и дело: молодежь — это не только наше будущее, это наше настоящее. Молодежь заслуживает нашего особого внимания в силу того, что призвана открывать новые пути для распространения евангельских заветов. Без нее мы в современном обществе, вместо того чтобы продвигаться, не сдвинулись бы с мертвой точки. А если мы привлечем и объединим молодежь, особенно ту, которая горит любовью к Богу и желанием служить Церкви и Отечеству, то будем способны на великие дела ради Церкви, Православия и нашей многострадальной Родины. В особенности Русская Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, может выполнять эту миссию — способствовать распространению Православия и его великого наследия среди всех народов, благовествуя дальним и ближним (Еф. 2:17). Молодежь — надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заинтересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов человеческого духа. Молодежь — это наша смена; это будущие строители не только лично-семейной, но и социально-государственной жизни. Семья, школа, общество, государство и, особенно, Церковь должны позаботиться о создании здоровой и благоприятной атмосферы для духовно-нравственного воспитания молодежи, а для этого требуется культивирование ее воли в сторону добра. Основное правило святоотеческой педагогики хорошо выразил великий учитель Церкви Ориген: «не учить ничему такому, чего он (воспитатель) сам не старался бы осуществить в своей собственной жизни, чтобы влиять на учеников сколько словом, столько же и примером».

http://patriarchia.ru/db/text/366530.htm...

Слово архимандрита Фомы (Демчука) при наречении во епископа Гдовского, викария Псковской епархии 3 червня 2017 р. 21:30 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Фомы (Демчука) , насельника Донского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Гдовского, викария Псковской епархии . При наречении архимандрит Фома обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые архипастыри! Призываемый ныне к служению епископскому, исполняюсь множеством волнений и тревог. По слову святителя Иоанна Златоуста, «углубляясь в себя самого, я не нахожу в себе ничего достойного такой чести» 1 . Собственная немощь кажется мне бременем неудобоносимым. Хватит ли мне сил стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Смогу ли приблизиться к сонму святителей, совершавших и совершающих свое высокое служение, буду ли достоин без укорения совести когда-нибудь назвать себя их собратом и соработником? «Хиротония архиерейския благодати» не только облекает новопоставленного епископа особой честью, но и возлагает на него немалую ответственность. Как викарному архиерею, по мере обязанностей, которые будут на меня возлагаться епархиальным архиереем, мне предстоит заботиться и о священниках, совершающих в алтаре таинство Евхаристии, и о тех, кто, обуреваемый житейскими тревогами, впервые зашел в храм Божий. По-новому теперь воспринимаются мною слова преподобного Исидора Пелусиота, о том, что епископ «уподобляется благому и великому Пастырю, поставляемому нести на себе немощи паствы» 2 . Размышляя об этом, возлагаю свои заботы на Господа, пекущегося о каждом из нас (см. 1 Пет. 5:7). Только в Нем, в Его помощи и поддержке, я вижу исходную точку своего будущего служения. Промысл Божий особенно ясно открывается мне теперь и в минувших днях моей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4921939...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодору (Казанову), епископу Переславскому и Угличскому 27 декабря 2015 г. 16:41 27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Казанова) во епископа Переславского и Угличского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Феодор! Не ради почестей и славы склонил ты ныне главу свою пред Престолом Вседержителя, не ради превозношения и самоутверждения облекся в святительские одежды, не ради корысти (1 Пет. 5:2) и обогащения сопричтен ныне к сонму епископов Церкви Христовой. Ты призван к апостольскому деланию для того, чтобы с любовью, усердием и полной самоотдачей совершать жертвенное служение другим: тем, кто страдает от бед и скорбей, тем, кто нуждается в помощи и поддержке, тем, кто блуждает во тьме неведения и в поисках Истины, тем, кто идет по пути спасения, подчас спотыкаясь и падая, тем, кто утратил надежду, в ком иссякла любовь, кто не знает, как дальше жить. А ведь ради каждого из них Господь совершил подвиг искупления, и миссия Церкви заключается в том, чтобы приобщить к плодам этой Великой Жертвы всякого человека во всякое время. И ты возведен ныне в архиерейское достоинство именно с этой целью. Это важнейшая и окончательная цель твоего служения, а все другие цели, очень важные и необходимые, связаны лишь со средствами и способами приведения людей к этой окончательной цели. Помни о той огромной ответственности, которая на тебя возлагается, помни и не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), ниспосланном тебе ныне во время рукоположения. Сей дар благодати ты получил даром, даром и отдавай его (Мф. 10:8). И чем больше будешь отдавать, тем обильнее Господь будет его восполнять, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3:34). И сколько отдашь, столько Господь и вернет, а иногда и значительно больше. Говорю тебе это не от сторонней мудрости — знаю на опыте: чем ты больше отдаешь, тем тебе больше Господь дает духовных и даже материальных возможностей. Только очень важно все то, что вернет тебе Господь, вновь обращать на благо спасения тех, кто вверен твоему попечению. Помни также и о том, что дар Всещедрого Владыки не должен скрываться как некое сокровище под спудом — он дается для постоянного употребления его в дело. В противном случае ты подвергаешь себя опасности лишиться живительных токов благодати и уподобиться бесплодной смоковнице (Мф. 21:19).

http://patriarchia.ru/db/text/4307769.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему святая Параскева Пятница на иконах в короне? И почему она — Пятница? 1 мин., 10.11.2021 Святую Параскеву, память которой мы чтим 10 ноября, не всегда изображают в короне. Иногда у нее на голове просто ярко-красное покрывало — мафорий. И корона (а точнее — венец!), и красный цвет в данном случае — знаки мученического достоинства этой некогда очень чтимой на Руси святой. Почему же венец — символ мученичества? Венцы носят цари и победители в битвах или соревнованиях. Но именно такой царственный, победительный венец обещает Сам Господь всем мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). Об этом говорит и апостол Петр: когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет 5:4). И апостол Павел: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7–8). Великомученица Параскева Пятница, икона конца XIX в. Между прочим, подвиг мучеников прославляется в таинстве Венчания, так что и сами брачные венцы там не столько царские, сколько именно мученические. Что же касается имени великомученицы Параскевы, тут все просто: ее имя буквально переводится как «канун субботы», то есть — пятница. Родители великомученицы были христианами и почитали пятницу — день, в который Иисус Христос претерпел страдания и крестную смерть. Поэтому свою дочь, родившуюся в этот день, они и назвали Параскевой. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-svjataja-paraskev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010