Моисей и Илия " (Мф. 17:3). Тогда как известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: " Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4:16). Или: " ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа " (2 Кор. 5:8); " Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас " (Фил. 1:23-24); " ... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: " ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать " (1 Пет. 3:18-19). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что: " ... увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они... " (Откр. 6:9-10). В книге Деяний сказано: " Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления (Деян. 2:31). Приводить пример из Евангелия от Луки (23:43), где описано прощение кающегося разбойника, нет необходимости, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " , но: " Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю " . Весь вопрос - когда там будешь. Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда " море отдаст кости, а земля прах " (Иез. 37:7). Это как в том случае: " казнить, нельзя миловать " , где перенеся запятую на следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43. Притчу о богаче и Лазаре приводить также нецелесообразно; вам объяснят они, что притча — это поучение о каких-то определенных правилах, указание на что-то более сокровенное, нежели наше прямое понимание, что Лазарь попал в рай, а богач пребывал в аду, и не было возможности перейти последнему к первому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Павел в Еф. 4:16 и Кол. 2:19. умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешительные». На небесах, кроме того, 24 старца, которые являются представителями небесной Церкви, также молятся Богу (Откр. 5:8). Ап. Петр же имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1:15). Как же он после отшествия своего думал стараться о своих чадах? Видимо, молитвенным предательством пред Богом. Далее, в Ис. 43:27 сказано: «Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Здесь явно говорится о ходатаях небесных. Иер. 15:1: «...сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему...». Т. е., эти праведники ходатайствуют пред Богом за народ, но в этот раз евреи так согрешили, что Бог говорит, что и их уже не послушает. В Откр. 6:9-11 дается еще один пример молитвы умерших, в частности, о мести. Ангелы и усопшие праведники не бездействуют и не пребывают в состоянии пассивности, а участвуют во всех событиях и знают историю человечества. Так, Авраам в разговоре с богачом говорит о Моисее, хотя тот жил после него (Лк. 16:29), а Моисей и Илия, когда явились Иисусу, знали обо всем происходящем и о том, что должно произойти, так что беседовали об этом с Ним (Мф. 17:3). Есть также в так называемых неканонических книгах Библии 23 свидетельства о молитвенном общении небесной и земной Церкви. В Тов. 12:12 Ангел говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго... Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:12,15; ср. Откр. 8:2-4). Также Варух молится: «Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их...» (Вар. 3:4). Во 2 Мак. 15:12-15 описано видение: «Видение было такое: он (Иуда Маковей) видел

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Святой апостол Петр говорит о Христе: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления ( Деян.2:31 ). Апостол объясняет, что было с его Учителем после смерти: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1 Пет.3:18–19 ). После смерти Богочеловек сошел во ад для того, чтобы разбить его силу и возвестить находящимся там человеческим душам Евангельское учение. Попытка дьявола уничтожить Иисуса Христа стала роковой для него самого. Ад не мог вместить в себя силу и свет Божества Христова. Царству дьявола, захватившему в плен весь мир, приходит конец. Разрушены двери ада, разбита его крепость. Человеческие души, уверовавшие во Христа и принявшие Его проповедь, освобождаются из ада от уз греха, смерти и страдания. Первым из адовой крепости выходит благоразумный разбойник, уверовавший на Голгофе в Спасителя и принесший Ему свое покаяние. И, конечно, выходит первый человек — Адам, — который дольше всех других людей ожидал пришествия Спасителя. Победа над адом — основная мысль богослужения Великой Субботы: «Сегодня ад со стоном кричит: Уничтожена моя победа над человеком. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул всех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна» (русский перевод стихиры вечерни Великой Субботы). Победа Иисуса Христа над смертью и над адом, разрушение адовой крепости предшествуют телесному Воскресению Господа. Врата райские теперь открыты для людей. Царство Небесное унаследовали все те, кто в аду поверил Спасителю и вышел оттуда с Ним. Вопросы: 1. Где находились до смерти Иисуса Христа души всех умерших? 2. Где оказалась душа Христова после Его смерти? 3. Что произошло в аду после сошествия туда души Иисуса Христа? 44. Икона Сошествия во ад Господа нашего Иисуса Христа Когда Господь ходил по земле, Он обращал Свою проповедь к живущим в земном мире. Приняв мучительную смерть на Кресте, Спаситель по законам падшего мира должен был пойти тем путем, каким до Него шли души всех умерших – в ад. Но Христос Своей человеческой душой, соединенной с Божественной природой, не просто сошел во адские бездны, Он туда вторгся, преодолевая сопротивление дьявола и его бесовского полчища, ворвался как Победитель, перед Которым бессильны все силы ада и смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Структура беседы: 1. Призыв Бога к человеку стать «богом по благодати». « Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы » ( Пс. 81 ). Возвышенное назначение человека, которое открыто при сотворении человека, омрачено падением человека и последующим отрывом всего творения от Бога: « Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего » ( Рим. 8. 19-23 ). Поэтому от исполнения этого призыва зависит Жизнь мира. Еще раз важно напомнить об образе и подобии Божием, но уже в конкретных примерах. 2. Слышание и следование голосу и зову Бога. Совесть – голос Божий в человеке, который в таинстве Крещении становится средством спасения: « Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа » ( 1 Пет. 3.21 ). Важно объяснить оглашаемому, что после Крещения он входит в особые отношения с Богом, которые не могут быть такими же, как прежде. 3. Личный ответ в совести и поступках. Завершить беседу важно понятием целостности, которую нам необходимо достичь в своей жизни при благодатной помощи Божией, регулярно участвуя в таинствах. Прежде всего, цельность – это соответствие внешнего и внутреннего, нашей веры и наших дел, интуиции и рассудительности, молитвы и служения. Поэтому так важна личная решимость следовать Заповедям Господним, во всей жизни своей. 9я беседа. Название : Заповеди блаженства – идеал жизни христианина. Современному человеку проще осознать евангельское понятие блаженство, через современный аналог – счастье. В этой беседе важно вспомнить самое начало бесед, когда говорили о понятиях первого псалма, и там счастье человека («Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых») определялось, прежде всего, через отвержение от пути греха и помещение своей воли в Закон Бога.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Алексей, это ваше собственное учение, но не учение Церкви. Этого нет в Священном Писании и у Св отцов. Душа облечена плотью как одеждой, вот об этом говорит Св. Писание и Св. Отцы, именуя тело домом души, её одеянием. В Евангелии сказано: " Слово стало плотью " (Иоанн 1:14) - т. е. Господь облёкся ВО плоть, а не существовал где-то вне Своего тела, управляя им снаружи. Апостолы называют тело своим домом, хижиною и храминой, сравнивают его с одеянием [тело дом души, её одеяние]: " Доколе нахожусь [внутри, не снаружи] в этой телесной храмине " (2 Пет. 1:13-14), " Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится... Ибо находясь в этой хижине [внутри, не снаружи], воздыхаем под бременем, потому что не хотим СОвлечься [т. е. снять с себя, как снимают одежду] " (2 Кор. 5:1-4). Тело - это не только дом для души, но и храм Духа Святого: " Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога " (1Кор. 6:19). Тело есть и одежда, и орудие души: " Душа окружается и одевается членами тела " (прп. Макарий Великий); " Душа, находясь в теле, оживляет его " (свт. Василий Великий); " душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и все тело свое; потому что, будучи в союзе с телом, находясь ВО ВСЕХ его членах, сообщает им действие благодати Божией " , " Душа - сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью её), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность " командовать " телом, руководить действиями тела " (старец архим. Иоанн Крестьянкин). " Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода.1-й период - жизнь души В ТЕЛЕ человека. 2-й период - жизнь души, освободившейся от тела, начало вечной жизни. И, наконец, 3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни " (старец архим. Иоанн Крестьянкин). 25.04.2017 - 02:32 Алексей, Св. Писании учит, :

http://radonezh.ru/analytics/zhizn-propo...

Предел божественных обетований    И снова мы заимствуем слова блаженного Старца для этой последней темы, и делаем это более для того, чтобы не был забыт этот бесценный подвижнический опыт. Ибо одно дело слышать о том, что происходило «во время оно», а другое — видеть своими глазами. Как говорит апостол Петр: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет. 1:16). Так же и мы, будучи очевидцами святости нашего отца, пишем не от собственной фантазии или представлений, но истинно свидетельствуем о том, что мы действительно видели и слышали, «...и что осязали руки наши» (1 Ин. 1:1).    Приводим здесь дословно рассказ Старца о том, что чувствует подвижник, когда его посещает Божественная благодать.    «Тогда с дерзновением «входит он во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:19) и в огненном столпе любви находящего Божественного облака сам весь обращается в огонь. Когда же не может более этого выносить, взывает Божественная сила любви к Источнику любви устами человеческими: «Кто меня разлучит от сладкой любви Твоей, Иисусе? (Рим. 8:35)». Когда же сильнее повеет дуновение Духа, человек уже не знает — в каливе он или вне каливы, «в теле, или вне тела: Бог знает» (2 Кор. 12:3). Он знает лишь то, что весь обратился в огонь от огня Божественной любви и источает слезы любви, и с восхищением и изумлением вопиет: «Ослаби, сладкая любовь, волны благодати Твоей, ибо составы моих членов сокрушились». И когда он говорит это, веяние Духа налетает с невыразимо чудным благоуханием, умолкают чувства и не остается места никакому телесному движению...».    «Как велико это чудо, исполненное многих созерцаний! Мысленно да взойдем на Фавор, братия, распявшиеся страстям ради любви Христовой, дабы получить нам преображение и доброе изменение. И се, отныне сладкий Иисус мысленно являет нам славу Свою, дабы и мы таинственно насладились истинной радостью. Ведь Он есть истинно Радость, Он и Дарование! Он — единый Даритель, Он же и Дар. Он есть и Источник, и Вода Жизни, из Него истекающая».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что такое влечение Духа? Неужели, действительно, Дух влечет в Иерусалим на страдания, как узника в темницу? Нет. Ибо мы видим, что когда люди, ему преданные, со слезами молили, чтобы не ходил в Иерусалим, он отвечал, что делает это не по необходимости, не поневоле, утверждает, что делает то, что хочет и к чему готов по доброй воле: " Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса " (Деян. 21, 13). Каким же образом этот-не знаю, как назвать его-свободный, или, может быть, невольник, связанный Духом, шел в Иерусалим на страдание, как агнец на жертву, и был, однако, так доволен в этом состоянии, как агнец на тучной пажити? Павел был связан и влеком Духом, подобно тому, как Иисус возведен был Духом в пустыню после своего Крещения. Под это полномочное водительство и управление Духа подошел святой Павел, следуя на деле тому же умозрению и тем же правилам, которые преподавал другим, когда говорил христианам: " Дух Божий живет в вас " (1 Кор. 3, 16), и потому " Духа не угашайте " (1 Фее. 5, 19); " Если мы живем духом, то по духу и поступать должны " (Гал. 5, 25); " поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти " (Гал. 5, 16), подобно как и святой Петр учил очищать души " послушанием истине чрез Духа " (1 Пет. 1, 22). По той мере, как отказывают в удовлетворении похотям пло ти, плоть умирает для греха, и дух оживает для правды или добродетели. Чем охотнее и вернее следуют добрым побуждениям оживающего духа, или, по выражению святого Петра, очищают души духовным послушанием истине, тем более священный огонь духа возгорается, свет его сияет, он идет от силы в силу, так что иногда, в минуты восторга, не только все плотские похоти, но и всякое желание собственной воли человеческой связывает, оставляет в бездействии, как бы в плену или в узах. И только чистой духовной мудростью, только любовью Божественной, только преданностью воле Божией, едва, так сказать, прикасающегося земле человека этот огонь духа водит и носит, куда призывает Бог и законы Царствия Его, хотя бы для этого надлежало идти сквозь огонь и воду, сквозь страдание и смерть. О блаженный плен! О сладкие узы! Неограниченно свободная неволя! Высоковладычественное рабство! Ибо что есть плен духа, как не всепобеждающее убеждение истины? Что есть узы духа, если не всеобъемлющая любовь? Добровольная неволя самоотвержения есть совершенная воля Божия, и глубочайшее порабощение закону духа есть высокое право гражданства в Царствии Божием, последняя цель которого не в том, чтобы поработить свободных, но чтобы рабов сделать свободными, и даже царями и иереями Богу нашему. Потому пленник и узник духа не захочет расторгнуть свои узы или выступить из своего плена ни для какой свободы плоти, ни для какого владычества в мире, ни по какому побуждению человеческому, каким бы оно ни казалось благовидным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

3: 18–19); «сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4: 8–10). Ясно сказано: «проповедал», а не «проповедует» и «нисходил в преисподние места», после чего «восшел», а не «постоянно нисходит» или «нисшел и пребывает в преисподней». О том, где Христос пребывает, апостол Петр говорит вполне определенно: «Восшед на небо, пребывает одесную Бога» (1 Пет. 3: 22). Кроме того, лжеучение лишает смысла саму человеческую жизнь на земле. По православному учению, эта жизнь дана человеку как время для выбора – с Богом ли он или против Бога, и сделанный выбор, выразившийся в словах и делах человека, определяет его посмертную участь. Преподобный Варсонофий Великий говорит об этом: «Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы» . И святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. “Во аде же, – сказано, – кто будет исповедовать Тебя?” (см.: Пс. 6: 6)» . И в богослужебных текстах Православной Церкви выражена та же мысль: «Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» (Чин погребения священников). Наконец, указанное лжеучение лишает смысла и существование земной Церкви, потому как при таком подходе она становится совершенно ненужной: если принять, что Христос после смерти все равно каждого лично встречает в аду и дает возможность войти в рай, то какая разница – быть в Церкви или вне ее, проводить жизнь подвижническую или погрязать во грехах, если конец у всех один?   Некоторые особенности «оптимистического» богословствования Можно согласиться с Клеманом Оливье, когда он пишет, что «в духовном смысле невозможно говорить об аде для других.

http://pravoslavie.ru/4201.html

5:36; Лк. 8:50). Веруй, «потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Веруй, потому что «человек оправдывается верою» (Рим. 3:28). Веруй так, как сказал Христос о Себе: «Верьте делам Моим» (Ин. 10:38), — и о всех нас: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16; ср.: 1 Пет. 2:12).    Являй, душа моя, делами веру свою, чтобы не оскудеть тебе в «День тот страшный», когда «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Являй дела веры своей, чтобы не смутиться тебе, когда и для тебя прозвучит Христов вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя: оба бо на кресте свисяста. Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего.    Во дни оны, когда распят был Христос посреди двух разбойников (См.: Мф. 27:33—38; Мк. 15:22—28; Лк. 23:32—43; Ин. 19:18), «распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15:32; Мф. 27:44); «один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39—43).    «Один разбойник беспричинно проклинал Тебя, другой разбойник богословия Тебя — и оба на кресте висели», — так преподобный Андрей раскрывает пред тобою, душа моя, многосложность человеческой природы.    Не оба ли были разбойники? Не оба ли на крестную смерть были осуждены? Не оба ли достойное наказание по делам своим приняли? Не обоим ли осталось времени только лишь на покаяние, потому что смерть уже стояла при дверях, изготовилась и считала их вздохи, пытаясь угадать, какой из них станет последним? Не пред обоими ли предстал Господь,«имущий власть оставляти грехи», простерев руки Свои на кресте и обнимая ими весь мир?    Когда еще покаяться? Пред кем еще исповедать грехи свои? От кого еще ожидать избавления и спасения?    Однако для одного из казнимых этого вопроса даже не возникает: имея пред глазами своими Самого Господа, он Его — не видит! И не просто не видит — не хочет видеть, ибо сердце его — молчит! Воистину, он — один из тех, о ком сказал Христос: «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Так сладостно, тихо и легко человек через Спасителя Христа становится человеком Божиим. Но без Христа как Спасителя мы, люди, достигаем противоположного: наполняем себя грехами и страстями и таким образом незаметно предаем себя диаволу и его пособникам. Вот как мы, люди, становимся «по душе чадами диавола», а он становится «по душе нашим отцом» и царствует на всех престолах человеческого бытия — на престоле ума, сердца, совести и даже самой воли!    Посредством греха и страстей диавол духовным образом воплощается в человеческом существе. Если бы этого не происходило, то тогда Господь наш Иисус Христос не пришел бы через Свое воплощение в наш мир, не стал бы человеком. Бог Слово стал человеком, чтобы изгнать диавола из человека, Самому вселиться в него и царствовать в нем безраздельно. Потому евангельская заповедь ясна, естественна и обязательна: «дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19). Потому нашим ежедневным помыслом, ежедневной заботой, ежедневным долгом должен быть подвиг. Непрестанно в своей душе и в своем теле будем делать то, что завещает Господь. Будем это исполнять при помощи Божественных сил священных Таинств и святых добродетелей, а прежде всего — молитвою и постом, ибо с их помощью изгоняется диавол и все диавольское и злое. Господь наш объявил, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (ср.: Мф. 17:21). Таковым является тот подвиг, который исходит из непрестанного усилия видеть человеческое бытие именно таким, ибо мы к сему «призваны» чудным Спасителем нашим, чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20—21).    Кто не почувствовал Христа и Его силу, тот может счесть все это невозможным. Но для тех, кто ощутил Христа верою и любовью, кто испытал Его силу, для тех это возможно. Человеческая мысль никогда не в состоянии постичь до конца таинство Церкви Христовой и то, что в ней совершается: спасение, обожение, Преображение, Воскресение и Вознесение. Ибо таинство это всегда остается вне всякого сравнения, остается несравненным, непостижимым для нас, христиан, и только просвещением благодатью мы постигаем его. Если «все возможно верующему» (Мк. 9:23), то эта вера есть сверхъестественная сторона нашего бытия и через веру действует в нас непостижимая для мира обоживающая благодать нашего человеколюбивого Спаса Христа. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010