Oc. 2:23. И посею ее для себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «Ты Мой народ», а он скажет. «Ты мой Бог!» 2. Ветхозаветные обетования Израилю переходят на Церковь Христову, призванную из язычников ( 1Петр. 2:9 – 10 ). См. комментарий блж. Феофилакта на 1Петр. 2:9 – 10 3. Соотношение царственного священства всех христиан и пастырского служения в Церкви, Апостол Петр. обращает свой призыв (2:4 – 10 и след.) ко всем христианам. Но отдельно он говорит о священниках – пастырях, которые должны подавать пример стаду, руководить верными; остальные должны оказывать им послушание ( 1Петр. 5:1 – 5 ) V. О сошествии Господа во ад (3:18 – 20; 4:6) 1. Кому проповедовал Спаситель в аду (3:19 – 20)? 2. Плоды благовестия в аду (4:6)? (См. приложение 5) VI. Смысл страданий по 1 Петр. (1:6 – 11; 2:19 – 24; 3:13 – 19; 4:1 – 3, 12 – 19) 1. Польза от страданий (=Искушений) – возрастание в вере (1:6 – 11) ....Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Петр. 1:7 ) 2. Терпение несправедливых скорбей, по примеру Самого Христа – признак стояния христианина в благодати (2:19 – 24; 3:16 – 19; 4:12 – 14) Ибо это благодать, если кто по совести ради Боа переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр. 2:19 ) – перевод еп. Кассиана 3. Скорби – лекарство от страстей (4:1 – 3) Страдающий плотью перестает грешить ( 1Петр. 4:1 ) 4. Блаженство гонимых за само имя «христианин» (3:13 – 17; 4:15 – 19) Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас ( 1Петр. 4:14 ) Отношение христиан к властям (2:13 – 3:7) 1. Иерархия в человеческом обществе – это Божественное установление (2:13) а) иерархия в государстве (2:13 – 17) б) господа и рабы (2:18 – 20) в) иерархическое устройство семьи (3:1 – 7) 2. Лояльность к власти и семейные добродетели – апология христиан среди языческого мира. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (2:15) жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (3:1 – 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все 4 евангелиста повествуют о предсказании Иисусом на Тайной вечере отречения П. Рассказ этот почти идентичен у апостолов Матфея и Марка, но имеет заметные отличия у ап. Луки и еще более существенные - у ап. Иоанна. У Матфея и Марка предсказание отнесено к тому времени, когда Иисус уже был на пути в Гефсиманию , а у Иоанна оно приведено в отличающейся от синоптиков редакции. Материал ап. Луки вполне оригинален. Он единственный из евангелистов, кто вставляет в повествование о Тайной вечере рассказ о споре между учениками, кто из них должен почитаться большим. В ответ на претензии учеников Иисус произносит наставление о смирении, указывая на собственный пример, завещает им Царство и участие в эсхатологическом суде над 12 коленами Израиля (Лк 22. 27-29; ср.: Мф 19. 28). Непосредственно П. Иисус открывает: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». На заверение апостола о том, что он готов пострадать за Учителя и даже принять за Него смерть, Иисус отвечает: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22. 34). Необычны здесь слова, обращенные к П., о том, что сатана «просил», чтобы сеять учеников, как пшеницу. Словом «сеять» переведен глагол σινιζω, означающий «просеивать» (через сито). Судя по всему, речь идет о том, что Иисус молился Богу о неоскудении веры П. (ср.: Иов 1. 6-12; 2. 1-6). Взаимоотношения между Богом и сатаной таинственны и непостижимы, и неизвестно, почему Бог слушает сатану и позволяет ему совершать те или иные деяния над людьми. Но Иисус выступает здесь как Ходатай за Своих учеников перед Отцом. Его последняя молитва, о которой пишет евангелист Иоанн, является почти исключительно молитвой за учеников: Иисус просит Отца в числе прочего о том, чтобы Он сохранил их от зла, или от диавола (выражение κ το πονηρο в Ин 17. 15 означает «от лукавого»). Предсказание об отречении П. приведено у ап. Луки в более краткой форме, чем у апостолов Матфея и Марка. Матфей, сообщив о том, что Иисус и ученики, «воспев, пошли на гору Елеонскую», приводит пророчество Иисуса об отречении учеников. На это реагирует П.: «...если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус отвечает ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф 26. 31-35). Версия Марка (Мк 14. 27-31) почти идентична, за исключением предсказания Иисуса: отречение П. должно произойти не до 1-го, а до 2-го пения петухов.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

3-4). Должно радоваться в скорбях 1:6-9 Сказав далее, что сила Божья, " через веру " , ведет их " ко спасению " , Апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в " последнее время " ; теперь же и поскорбеть надлежит " немного " , чтобы испытанная огнем искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота " в явление Иисуса Христа " , то есть при втором Его пришествии (5-7). Изыскания пророков 1:10-12 Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него " желают проникнуть Ангелы " (8-12). Увещание к святости жизни и взаимной любви 1:13-25 На основании всего вышесказанного Апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями.Первое общее наставление — о совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу, как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: " будьте святы, потому что Я свят " (13-16). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: " не тленным серебром или золотом " , " но драгоценною кровию Христа " (17-20). В этом высокое побуждение — хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения (21-25). Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным. Вторая глава Наставления о духовном возрастании 2:1-3 Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они " род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет " . Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христиан, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих. Укрепление в вере 2:4-10 Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков о том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет " камнем " отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2:4 [ 1 ].Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — " живые камни " — должны строить из себя на этом Камне " дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Вера в безусловное значение нравственного закона и в его святость по необходимости предполагает веру в Всесвятого Бога, Который не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться (Числ.23:19), и слово Которого пребывает во веки ( Пс. 118:89; 1 Петр. 1:25) и есть истинно (Ин. 17:17; 2 Цар. 7:28) и свято (Петр. 1:15; Лев. 20:7:8). Без веры в Бога, или без религии, нет основания для нравственной жизни. Но для нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем часто недостаток сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы восполнены ни Кем иным, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие заключается в физической природе, — как окружающей нас, так и имеющейся в нашем телесном организме. Физическая природа среды течет своим чередом, не обращая внимания на жизнь человеческого духа. А наш телесный организм подвержен болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. Здесь мы ощущаем иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:23); вследствие чего я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15, 19). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6,7; Притч. 20:24; Матф. 10:30; 1 Петр. 5:7; Рим. 8:28). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего силой Святого Духа " новое рождение " (Ин. 3:3) человека и делающего его способным преодолеть " иной закон " . Лишь имея веру в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в следовании этой нравственной задачи. Лишь при опыте союза с Богом и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность, как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Как читается четвертое прошение молитвы Господней? Что такое хлеб насущный? Что означает каждое из последующих слов четвертого прошения? Не можно ли чего еще просить под именем насущного хлеба? Какой может быть насущный хлеб для души? 10. Пятое прошение Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. 1Тим.2:5 –6. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф.6:14 –15. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Иак.1:20 . 1Ин.3:10 . Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4:31 –32. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мф.5:23 –24. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Рим.12:18 . Всем нам известна евангельская история о чудесном лове рыбы из лодки апостола Петра. Петр и его товарищи по ловле рыбы трудились всю ночь и ничего не поймали. В это время к озеру Генисаретскому пришел Иисус Христос, вошел в лодку Петра и стал учить из нее народ. Окончив наставление, Господь сказал Петру: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова!». Петр и другие рыбари исполнили это повеление Господа и поймали великое множество рыбы. Изумленный Петр припал тогда к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Так это дивное благодеяние Спасителя смутило Петра. В присутствии святейшего и всемогущего Господа он глубоко почувствовал свою греховность и свое недостоинство. Но, спрашивается, для чего служит здесь весь этот рассказ? В прошлый раз мы изъяснили четвертое прошение молитвы Господней. Из него мы узнали, что Бог дарует нам все необходимое для жизни. Не должна ли теперь мысль о сем побудить и каждого из нас говорить вместе с Петром: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный»? Да, бесчисленные благодеяния Божии, оказываемые нам, должны ежеминутно напоминать нам о нашей греховности, о нашем недостоинстве, и тем самым побуждать нас к молитве: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Этому научает нас Сам Господь. Прошение о прощении грехов как бы для того и поставлено вслед за прошением о хлебе насущном, чтобы мы, вспоминая о неисчислимых благодеяниях Божиих, оказываемых нам, вспомнали также и о том, что мы недостойны этих благодеяний и должны постоянно молиться о прощении наших грехов. То и другое прошение поэтому теснейшим образом связано одно с другим, и эта связь их напоминает нам, что прощение грехов для души столь же необходимо, как насущный хлеб необходим для тела. Однако приступим к изъяснению самого прошения сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Мало того, ап. Петр считал крещение настолько необходимым для всякого, что преподавал его даже и тем, которые еще до крещения удостаивались получить дары Св. Духа. Когда Петр еще продолжал (свою) речь (сотнику Корнилию), Дух Св. сошел на всех слушавших слово, и верующие из обрезанных, пришедшие с Петром изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые как и мы, получили Св. Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа ( Деян.10:44–48 ). Равным образом и ап. Павел, говоря о великом деле нашего спасения, выражается, что Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водною, посредством слова ( Еф.5:25–26 ) и что он спас нас именно баней возрождения и обновления Св. Духом ( Тит.3:5 ). Не станем приводить здесь множества других мест Св. Писания, свидетельствующих, что крещение существенно необходимо для всякого, кто только желает очиститься от грехов ( Деян. 2:38 ), умереть для греха ( Рим.6:2 ), соделаться чадом Божиим ( Гал.3:26 ) и жить обновленной жизнью для Бога ( Римл.6:4,10 ), быть членом тела Христова или церкви Его ( 1Кор.12:13 ) и наследником вечной жизни ( Тит.3:7 ). В виду такого столь высокого и важного значения таинства крещения, св. церковь наша, по примеру апостолов, действовавших согласно учению Христову, никогда и никому не отказывает в этом спасительном таинстве. И прежде всего Церковь , как чадолюбивая мать, вопреки лжеучению некоторых сектантов, заповедует совершать крещение над младенцами; тогда как сектанты эти, именуемые штундобаптистами, меннонитами и пр., крещение младенцев, как существ якобы чистых от первородного греха и притом не сознающих себя, не имеющих ни своего разума, ни свободного произволения, признают излишним и недействительным. «Крещение человека действительно, говорят они, только в том случае, когда человек сам лично может исповедовать свою веру. Следовательно люди, получившие крещение в детстве, не могут быть названы истинными христианами; чтобы стать таковыми, они должны вновь креститься в зрелом возрасте, когда изменится их смысл –из прежнего плотского греховного в новый духовный смысл, свободный от греха; т. е. иначе: когда произойдет возрождение или перерождение человека». В основание для таких рассуждений они ставят слова Иисуса Христа: кто будет веровать и креститься спасен будет ( Мк.16:16 ). Из этих слов, говорит, видно, что человек должен исповедать свою веру еще до крещения; только имея веру, человек может получить крещение и будет спасен, – т. е. станет членом церкви Божией. 1

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин. 6:53). Так что, Ваши слова о том, что Христос не заповедовал Литургии просто абсурд. Петр Юрьевич излагает изначальную и неизменную церковную традицию, и приведенные выше цитаты из Священного Писания лишь подтверждают это. Простите, если обидел. С уважением... Андрей Горбачев 14 ноября 2017г. 13:05 Игорь, Вы, простите, " как с луны свалились " . Впрочем, в религиозном плане Вы где-то там, видимо, и находитесь: " И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание " (Лк.22:19); " приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание " (1 Кор. 11:24). " И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах " (Деян. 2:42). " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин. 6:53). Так что, Ваши слова о том, что Христос не заповедовал Литургии просто абсурд. Петр Юрьевич излагает изначальную и неизменную церковную традицию, и приведенные выше цитаты из Священного Писания лишь подтверждают это. Простите, если обидел. С уважением... Лысенко Игорь, Харьков 15 ноября 2017г. 15:39 Уважаемый Андрей! Спасибо за Ваш отклик. Сразу же спешу развеять Ваши опасения по поводу возможной обиды - она не имела места. В общем-то, в Вашем послании нет ничего обидного - всё по делу. Если Вы насчёт " луны " , то это, на мой взгляд, вполне безобидная идиома. Теперь по сути Ваших замечаний. На мой взгляд, с Вашими доводами можно и нельзя согласиться одновременно. (Вас не пугает такое нарушение закона исключения третьего? Лично я не принадлежу к числу тех, кто готов придать ему абсолютный статус). Начну с того, что приведенные Вами тексты Писания, конечно же, мне знакомы. Следовательно, вопрос - в интерпретации. Согласиться с Вами можно в том смысле, что действительно Иисус говорил о том, чтобы " твоить сие в воспоминание " о Нём.

http://bogoslov.ru/article/5579404

Так говорил Петр, великий и первоверховный апостол, велегласнее трубы вопиявший некогда о том, что будет ныне. Если же что-нибудь из сказанного ты понимаешь плохо, выслушай толкование. Итак, он сказал, что “в последние дни явятся наглые ругатели”. Правду сказал великий апостол Петр: нынешние еретики поистине ругатели, ибо они предают поруганию Божественный Промысел, желая изведать неведомые судьбы Божии. Далее он пишет: “…поступающие по собственным своим похотям”, — и действительно, ереси возникли от страстей и от растленной жизни. Ведь когда люди склоняются на страсти, Бог оставляет их, как сказано: “Не будет пребывать Дух Мой в человеках сих, потому что они плоть” . Потому еретики и говорят: “Где обетование пришествия Его?” — то есть: “Вот, Он обещал прийти, и Сам сказал: “Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого”(Мф. 24, 27.), — но уже тысяча пятьсот лет прошло, а второго пришествия нет, хотя уже пора ему быть”. И еще: “С тех пор, как стали умирать отцы… все остается так же”, — то есть: и при отцах наших говорили то же самое, и ничего не сбылось, но все остается по-прежнему; “от начала творения”, то есть с тех пор, как был создан этот мир, все остается неизменным. Говорящие так не веруют, что есть Бог и что Он строит все промыслом Своим и силою, что Он судит всех и воздаст каждому по делам его. Поэтому апостол сказал: “Думающие так не знают”, — поистине достойно и праведно утаено от них, как от недостойных Божественного Откровения, ибо они многоплетенными хитростями тщатся познать Содетеля и Творца всяческих. Это происходит с ними потому, что они не ищут благочестия с боголюбезным размышлением, но гордой мыслью касаются неприкосновенного. Далее апостол сказал, что “вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою”. Священное Писание называет небесное небом и небесами, и божественный Павел был восхищен до третьего неба, поэтому Петр сказал, что вначале составлены “небеса”, а не одно небо. “Из воды” означает то, о чем говорит Моисей: “И назвал Бог твердь небом”, и повелел быть ему “посреди воды”, и “отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью”(См. Быт. 1, 6–8.). Слова о том, что земля “из воды и водою” составлена, согласуются со словами блаженного Давида: “Утвердил землю на водах”(Пс. 135, 6.), — и еще: “Он основал ее на морях”(Пс. 23, 2.). А сказав: “…словом Божиим…” — апостол пресек все помышления человеческие и вопросы желающих узнать об этом; как говорит Писание: не знает человек путей Божиих (Ср.: Рим. 11, 33.), ибо “величию Его нет конца и разуму Его нет числа”(Ср.: Пс. 146, 5.), мир Его “превыше всякого ума”(Флп. 4, 7.) — “откуда Он приобрел премудрость и где место разума Его?”  Хорошо говорит божественный Давид: “Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось”(Пс. 32, 9.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

С этих пор Господь оставил Назарет и избрал местом Своего пребывания Капернаум, так что этот город сделался известен, как Его город. § 22. Чудесный лов рыбы в Геннисаретском озере. (Мф. 4, 18–22; Марк. 1, 16–20; Лук. 5, 1 –11). Капернаум лежал на берегу Геннисаретского озера. Близ него было селение Вифсаида. Находясь в сих местах, Господь один раз учил народ на берегу озера. На воде стояли две лодки, а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Это были: Симон-Петр, Андрей, Иоанн и Иаков. Так как толпа слушателей прибывала, то Господь нашел более удобным проповедовать с лодки и вошел в одну из лодок, принадлежавшую Симону. Приказав ему держаться в некотором расстоянии от берега, Господь говорил с неё народу, стоявшему на отлогом берегу. Окончив свою проповедь , Господь велел Симону отплыть на глубину и закинуть сети. Симон сказал Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть». Симон с Андреем закинули сеть и поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них прорывалась. Чтобы скорее выгрузить пойманную рыбу, они пригласили двух товарищей – Иоанна и Иакова. Те подъехали, и обе лодки были наполнены рыбою, так что начинали тонуть. Увидев это, Петр, в сознании своего не достоинства, бросился к ногам Спасителя и воскликнул: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!». Ужас объял и всех бывших с ним от этого необычайного лова Величие силы Божией было для них тем поразительнее, что обнаружилось на них самих и в их обычном деле. Господь с кротостью и любовью ответил Петру, обращая Свою речь и к его товарищам: «не бойся, отныне будешь ловить человеков» (т. е. обращать людей к истинной вере). Это было для них решительным призванием к апостольскому служению, – и они, вытащив лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. § 23. Исцеление расслабленного в Капернауме. (Мф. 9, 2–8; Марк. 2, 1–12; Лук. 6, 17–26). Во время Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус Христос в одном доме учил народ. Множество людей теснилось внутри и около дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Апостол Петр. Икона конца 6 в. В послании апостола Иакова, более назидательном, нежели вероучительном, Лицо Святого Духа упоминается только раз, и то в цитате: не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас? (Иак 4:4-5). Синодальный перевод ставит здесь “дух” с маленькой буквы, но это никак не может быть человеческим духом, поскольку Его личное действие противопоставляется личным действиям тех, в ком Он обитает (глагол katoikeo — заселять, располагаться, обитать). То, что обитание Духа Святого в верующих исключает их внутреннюю направленность к чему-либо иному помимо Бога, объясняется личностными характеристиками обитающего в них Духа, Который до ревности любит (epipoteo подразумевает очень сильное чувство, букв “томиться по кому-либо”). Источник цитаты неясен, в Писании Ветхого Завета таких слов не найдено. Единственную параллель, которую предлагают Nestle-Aland, это: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5). Ревность в Ветхом Завете — одна из основных категорий, определяющих отношения человека (в составе общины избранных) с Богом: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 34:14, Втор 4:24 и др.), здесь она усвояется Духу. Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого (Иак. 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух — как то, что продолжает существовать после физической смерти (1Пет 3:19). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет 1:2), также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1Пет 1:11, ср. Фил 1:19 и др.).

http://pravoslavie.ru/1523.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010