Далее Ап. Иаков говорит, что для совершения таинства Елеосвящения нужно приглашать «пресвитеров Церкви» (Иак. 5:14).    Священноначальствующие предстательствуют в Церкви (1 Фес 5:12) и совершают таинство Евхаристии, т.е. таинство Тела и Крови Христовых (Лук. 22:12; ср. 1 Кор 11:24, 25). Какое особенно высокое священное дело вверено Господом священноначальствующим епископам и пресвитерам?   Им вверено Господом право отпускать верующим грехи. Спаситель сказал Апостолам и их преемникам так: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Мф. 18:18). В другой раз, по воскресении из мертвых, Господь, явившись Апостолам, дунул, и говорит им: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22, 23). Как же у сектантов выполняется эта заповедь Спасителя?   Никак не выполняется. Никто им грехов их не отпускает. Так и помирают они, несчастные, с грехами своими. Откуда видно, что право управлять Церковью принадлежит священноначальствующим?   Сам Спаситель сказал Апостолам и их преемникам, чтобы они учили верующих «соблюдать все, что Он повелел» (Мф. 28:20).    И Ап. Павел так говорил пресвитерам Ефесской Церкви об их обязанности управлять верующими: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).    Кто пасет стадо, тот, конечно, управляет им. Также и Ап. Петр умоляет пастырей пасти стадо Божие, а верующим говорит: «младшие повинуйтесь пастырям» (1 Петр. 5:1—5). Епископу Тимофею Ап. Павел дает поручение управлять Ефесской Церковью, научая его посланием, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Г. Как должно всем относиться к священноначальствующим? Необходимо ли должны все верующие покоряться власти священноначальствующих лиц?   Да, этого требовал Ап. Петр: «младшие повинуйтесь пастырям» (1 Петр. 5:5). И Ап. Павел пишет: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мк.14,29–31 ). И действительно, до самого последнего момента Петр действовал с отчаянной смелостью. Он начал с того, что, защищая Учителя, обнажил свой меч, готовый схватиться с целой толпой. Далее, – прочие сбежали, а Петр держал свое слово и не оставил Иисуса в беде, последовав за арестованным во двор первосвященника. И вот теперь «он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите». Да, в нем проявилась эта странная двойственность человеческой природы. Он сидел у огня, потому что ночь была холодной, завернувшись в свой плащ. В свете костра люди узнали Петра, но он отрицал какую-либо связь с Иисусом. А далее произошло следующее: По римскому обычаю ночь делилась на четыре стражи, с 6 часов вечера до 6 часов утра (в 9 вечера, в 12 ночи, в 3 часа и в 6 часов утра. После третьей стражи, в три часа утра, менялась стража. При смене трубил сигнал, так называемый галлициний , что в переводе с латыни означает пение петуха, то есть время рассвета. И вот, в тот момент, когда Петр в третий раз отрицал свое знакомство с Иисусом, над городом раздался звук трубы, поразивший слух Петра. Он вспомнил все, сердце его не выдержало, и он заплакал. Каждый читатель этой истории может задуматься: если уж такое произошло с Петром то что же ожидать от нас? Да, все мы должны считаться с возможностью нашей неверности и нашего предательства. Петр, «вспомнил слово, сказанное ему Иисусом» и, горько заплакав, раскаялся в своей неверности. Поэтому и всякий верующий, когда его постигнет искушение и он поймет свою неверность, должен вспомнить пророческое слово Иисуса: «трижды отречешься от Меня». Эти слова Господа не стоит забывать и помнить, что они касаются всех нас. Иисус перед Пилатом (Мк.15,1–5; Мф 27,11–26; Лк 23,3–25; Ин 18,29–40). 1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Из них Мария Магдалина пришла ко гробу первая, когда еще было темно, и увидевши, что камень отвален от гроба, бежит к Симону Петру и Иоанну и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. ( Ин.20:1–3 ). Между тем прочие мироносицы – Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие, пришедши ко гробу, увидели Ангела, сидящего на отваленном от двери гроба камне (Мк.16:1; Лк.24:1–10 ). Ангел, обратясь к ним сказал: «не бойтесь; я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф.28:5–7 ). Они вошли во гроб и когда, не найдя там тела Господа Иисуса, стояли там в недоумении, вдруг предстали пред ними два мужа в блистающих одеждах, и сказали: «что ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилеи, что Ему надлежит быть предану в руки грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть ( Лк.24:3–7 ). Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предварит вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк.16:7). Мироносицы в трепете и ужасе побежали от гроба (Мк.26:7–8). Вслед за тем Петр и Иоанн пришли ко гробу, Иоанн бежал скорее и пришел первый. Приникши ко гробу, он увидел там лежавшие пелены, но не вошел во гроб. Петр же придя, вошел во гроб и увидел, что там лежали одни пелены, которыми было обвито тело Господа, и плат, который был на голове Его, но не с пеленами, a особо свитый на другом месте. Тогда вошел и Иоанн, и увидев в таком положении пелены и плат, поверил воскресению: ибо если бы тело Христа было унесено, как говорила ему смущенная Мария, то пелены и плат не были бы в таком порядке ( Ин.20:4–8 ). Петр и Иоанн пошли опять домой от гроба, один веруя, другой еще только дивясь бывшему. Мария же Магдалина ( Лк.24:12 ), пришедши опять вслед за ними к пещере гроба, осталась одна там, плача от неизвестности, – куда девалось тело Господа: в слезах она приникла во гроб и увидела внутри его двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Когда Апостолы начали совершать это священнодействие?   С того часа, как сошел обетованный Св. Дух на верующих во Христа и началась на земле Церковь Христова. Ап. Петр произнес первую проповедь, в которой все слушатели призывались покаяться в грехах своих, креститься для прощения грехов и присоединиться к обществу уверовавших, т.е. к Церкви (Деян. 2:38—41). Что нужно для совершения таинства крещения?   Первое, что необходимо для таинства крещения, это — покаяние или раскаяние человека в своей негодной жизни; поэтому-то Апостол и взывал так: «покайтесь, и да крестится каждый» (Деян. 2:38); и в другом месте тот же Апостол говорит: «покайтесь, и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).    Во-вторых, для св. крещения нужна вера в Спасителя и вера в спасение и Его Церковь.     «Кто будет веровать , — сказал Господь, — и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься (Деян. 8:37).    Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31), а затем крестили его (Деян. 16:33).    В-третьих, для крещения нужно «обещание доброй совести», обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). А Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).    В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то «сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» Филипп (Деян. 8:38).    В-пятых, священнодействующий должен крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Что происходит в таинстве крещения?   Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: «да крестится каждый из вас для прощения грехов» (Деян 2:38). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: «встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). «Вы, — пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, — омылись, осветились, оправдались» (1 Кор. 6:9—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несостоятельность протестантского учения о священстве    Протестантские богословы, основываясь на словах св. ап. Петра: «Вы- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9), - отрицают пастырство как специальный Богоустановленный институт. По их мнению, этот текст не говорит о необходимости пастырского служения, так как все христиане — «род избран», «царское священие». Но достаточно прочитать это послание до конца, чтобы убедиться в ложности этого учения. Обращаясь к христианским пастырям, св. Апостол Петр пишет: «Пастырей ваших умолял я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно); не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4). Данный текст с неоспоримой очевидностью свидетельствует, что в апостольское время уже существовали христианские пастыри, которых Апостол Петр наставляет. Называя себя «сопастырем», то есть несущим такое же служение, как и пастыри, а Господа Иисуса Христа — Пастыреначальником, ап. Петр указывает на тесную связь христианских пастырей с Господом и Апостолами. Не может быть речи о всеобщем священстве, когда, наставляя христиан, Апостол Петр пишет: «Младшие, повинуйтесь пастырям» (ст. 5). По своем воскресении Господь являлся первоначально Апостолам, а не всему народу; только их Он поучал Тайнам Царствия Божия (Деян. 1:3), и только им Он заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19).    Данный текст Священного Писания служит также опровержением другого возражения протестантских богословов против пастырства, согласно которому нельзя распространять и передавать дар, принадлежащий только Апостолам. Если это верно, то апостольская проповедь прекратилась бы с их жизнью и повеление Спасителя не было бы исполнено. Кроме того, Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19), а также: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:15), что не сообразуется с протестантским мнением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

В ст. 10,11 тема снова полностью трансформируется аналогично 2:23,24 и 3:15. Как и в тех отрывках, акцент делается не на греховности народа, а на том, что преступное решение было аннулировано Верховной властью, изменено Богом. Ответ на вопрос появляется в ст. 12: Петр говорит о власти, превышающей власть первосвященника, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 13–17 Смелость Петра и Иоанна в данной ситуации поразительна. Еще большей эта смелость кажется нам, знающим то, что не было известно синедриону: ведь Петр бежал в страхе прочь, когда некоторые из этих самых людей осудили Иисуса несколько недель назад. Не найдя в себе сил тогда выдержать очную ставку с первосвященником, Петр робко заявлял о своем алиби его слугам ( Лк. 22:54–62 ). На совещании синедриона вопрос об истинности апостольских заявлений не решался, боялись лишь об одного – чтобы более не разгласилось это в народе. 18–22 Получив приказание отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса, Петр и Иоанн смело отвечают: Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога. Противопоставить свое понимание Божьей воли пониманию первосвященника и синедриона было притязанием не малым. Здесь, как на протяжении всего повествования, подчеркивается неминуемость: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Слова о том, что лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления, указывают на радикальность перемены, происшедшей с ним (так как хромота его была врожденной; 3:2), а также поясняют, что этот нищий был, видимо, всем хорошо знаком. 23–31 Оба апостола возвращаются к своим и рассказывают о происшедшем. И ученики в общей молитве возвышают голос к Богу. Но это не молитва победы, прославляющая освобождение апостолов, а просьба об отваге и силе, необходимых ученикам, чтобы выдержать ожидаемое, пророчески предсказанное противодействие. Здесь приводится новая цитата из Псалтири ( Пс. 2:1,2 ). Если верующие упоминают о сговорившихся между собой иудейском царе Ироде и римском правителе Понтии Пилате, и о язычниках, тайно замышляющих преступление вкупе с народом Израильским (27), то ясно: они понимают, что ныне всякий настроен против них, как в свое время всякий был против Иисуса. Однако удивительно – они молятся вовсе не о поражении сил зла или о своей безопасности, но о смелости и руке Божьей на исцеление и совершение знамений и чудес. Ответ на их молитву сопровождается колебанием земли и исполнением их просьбы – они стали говорить слово Божие с дерзновением. 4:32 – 5:11 Лицемерие в ранней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

– И ты был с Иисусом Галилеянином? Он же отрекся: – И не знаю, и не ведаю, что ты говоришь! – и вышел в передний двор. Тогда служанка и другие стали говорить ему: – И ты из учеников Его! – Нет, не я! – ответил Петр. Спустя некоторое время слуги стали с нажимом допрашивать Петра: – Точно ты из них, потому что и твой галилейский акцент обличает тебя. А один из родственников Малха сказал: – Не я ли видел тебя с Ним в саду? Тогда Петр в страхе стал клясться и божиться, что не знает того человека, о ком говорят. И тотчас запел петух. В это время, повернувшись, Господь посмотрел на Петра, и он вспомнил слова Христа: «В эту ночь, прежде, чем прокричит петух, ты трижды отречешься от Меня, что не знаешь Меня». И, выйдя вон, Петр горько заплакал. Предание сообщает нам, что, хотя Христос после Воскресения и простил его, Петр каждую ночь при пении петуха вставал и плакал о своем отречении. От постоянного плача на щеках у него были воспаленные полосы. Так Господь пастырю Церкви дал познать в себе самом человеческую немощь, чтобы он не был излишне строг к грешникам. Конец Иуды (Мф. 27, 3–10; Деян. 1, 16–20) Когда Иуда увидел, что Господь осужден на смерть, он раскаялся и пришел к первосвященникам, сказав: – Согрешил я, предав кровь неповинную. Но они сказали: – Что нам до того? Смотри сам. Тогда Иуда бросил деньги в Храме, пошел и удавился. Предание говорит о том, что веревка не выдержала его, он сорвался, и внутренности его выпали. Священники взяли деньги и совещались между собой, что им делать с ними. Они сказали: – Нельзя принимать их, ибо это цена крови. Тогда решили купить на них поле гончара для погребения странников. И оно было названо «Полем крови». Так исполнилось древнее пророчество Захарии ( Зах. 11, 12–13 ), предсказывавшего о продаже Израилем своего Бога за тридцать сребреников. Суд Пилата (Мф. 27, 11–26; Мк. 15, 2–15; Лк. 23, 3–25; Ин. 18, 29–19, 11) Рано утром в пятницу члены синедриона привели Христа для утверждения приговора к Понтию Пилату. Он был в то время правителем Иудеи от Рима. Пилат вышел к ним и спросил, в чем они обвиняют этого человека. Они же пытались заставить правителя просто утвердить приговор, но Пилат не захотел. Он вошел в преторию и спросил Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

т.п. – К святым, т.е. христианам (ср. прим. к ст. 13), живущим в Лидде: это – небольшой тогда городок, недалеко от моря, близ Иоппии (Яффы), к северо-западу от Иерусалима; позднее это был довольно значительный город, называвшийся Диосполис. – Эней: ни из чего не видно, чтобы он был христианин до своего исцеления; дееписатель называет его – некоторый человек, тогда как далее, повествуя о Тавифе, называет ее ученицей (ст. 36). Греческое имя указывает, что Эней был грек по происхождению. – Исцеляет тебя Иисус Христос (Мессия): вероятно, Энею, хотя и не христианину, известно было это имя, славы коего исполнена была тогда вся Палестина. – Встань, и – тотчас встал: вместе со словами Петра совершилось само дело, выражаемое словом, – исцеление расслабленного. Петр не спрашивает больного о вере его в Господа Иисуса (как и Деян.3:1 и д.), а дарует ему исцеление, или видя духовным оком готовность его к вере, или надеясь самим фактом исцеления возбудить в нем веру. – Видели его, т.е. исцеленного, которого знали прежде расслабленным. – Сарон: под именем Сарона разумеется не местечко этого имени (ныне деревня Сарон), но вся так называемая равнина Саронская, прилегающая к морю, плодоносная и густо населенная полоса земли от Кесарии Стратоновой до Иоппии. Все – вместо многие, гиперболически (см. прим. к Мф.3:5 ). Петр в Иоппии и воскрешение Тавифы (36–43) 36. В Иоппии находилась некоторая ученица, именем Тавифа, что значит, Серна; она была исполнена добрых дел, и творила много милостынь. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. В Иоппии: ныне Яффа – древний и торговый приморский город, к северо-западу от Иерусалима. – Ученица, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

У ап. Луки повествование значительно отличается от др. Евангелий. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах 2 др. синоптиков ( Taylor. 1972. P. 77) (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение П. у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У апостолов Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение П. У Луки иная последовательность событий: издевательства над Иисусом, отречение П., заседание синедриона. Вслед за ап. Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В 1-й раз к П. подошла служанка, во 2-й раз - некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент 3-го отречения - «тотчас, когда еще говорил он» - запел петух. Здесь главное отличие от остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк 22. 55-62). У ап. Матфея действующими лицами были 2 служанки и находившаяся там группа людей, у ап. Марка - служанка и группа, у ап. Луки - служанка, кто-то «другой» (мужчина) и еще некто (тоже мужчина). В рассказе ап. Иоанна также действуют женщина и двое мужчин (П., «другой ученик, который был знаком первосвященнику», служанка) (Ин 18. 16-18). Далее повествование об отречении П. прерывается рассказом о допросе Иисуса у Анны . После того как от Анны Иисуса отводят к Каиафе , евангелист возвращается к прерванному сюжету: П. спрашивают, «не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Ин 18. 25-27). Версия Иоанна короче 3 др. версий события. Иоанн ничего не говорит о плаче П., ограничиваясь сообщением об исполнении предсказания Иисуса.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Хромой от чрева матери: ему было уже лет более сорока ( Деян.3:22 ), – тем поразительнее было чудо исцеления его. Господь однажды чудесно исцелил слепого от рождения ( Ин.9:1 и дал.), ап. Петр исцеляет хромого от рождения, и – сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие и Он творил ( Ин.14:12 ). – При дверях храма, называемых красными: название – еще нигде не встречающееся и происшедшее, без сомнения, от особенной красоты или великолепия этих врат сравнительно с другими вратами храма. Это были, вероятно, главные восточные (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий (о войн. иуд. 5, 5. 3) описывает как самые красивые, превосходившие красотой все прочие ворота храма. – Просить милостыню: по всеобщему и всегдашнему, даже у язычников, обычаю. Милостыня убогим и нищим – одна из самых важных добродетелей ( Мф.5:7 ), привлекающая на милостивых милость Божию, а потому идущие в храм на молитву для умилостивления Бога охотнее, чем в другом месте и в другое время, исполняют сию добродетель. Потому убогие и собирались и собираются преимущественно около храмов. Таков был и хромой, которого носили и сажали каждый день при красных вратах, вероятно, всегда или по большей части на одном и том же месте, как есть обычай у убогих. 4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. 5. И он пристально посмотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Всмотревшись – взгляни – пристально смотрел: примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и апостолами; это было как бы взаимное приготовление к необычайному делу – чуду. Петр с Иоанном всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взором и этим взглядом, равно и привлечением на себя взгляда хромого (взгляни на нас) хотели узнать, насколько в нем есть духовной восприимчивости к преднамереваемому чудесному благотворению (ср. Деян.14:9 ), а равно сосредоточить его дух и возбудить веру и надежду. Но надежды хромого привязаны были более к земному: он смотрел на апостолов пристально в надежде получить от них милостыню. Впрочем, вероятно, во взоре его апостолы усмотрели и нечто большее, почему и сочли его достойным и способным получить необычайный дар милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010