Основа христианской нравственности . Основой христианской нравственности ап. Петр считает веру в Бога. Свое первое послание он начинает благословением Святой Троицы и призывом к вере в воскресшего Господа Иисуса Христа. Он говорит, что вера возрождает людей к «наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1:4). «О сем радуйтесь», – пишет апостол, т. е. радуйтесь о том, что у вас есть вера во Христа. Эта вера «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1:7). Именно она дает истинное счастье человеку, потому что спасает душу от смерти. Все поведение христианина должно определяться внутренним состоянием верующей души. «По примеру призвавшего вас Святого (т. е. Иисуса Христа), и сами будьте святы во всех поступках» (1:15). «Послушанием истине через Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» (1:22–23). Живые камни веры . Господь сказал апостолу Петру: «Ты еси камень (по-гречески Petros). И на сем камне созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Теперь же, накануне смерти, св. апостол обращается в своем послании к первым христианам с призывом быть «живыми камнями». «Вкусите и видите, яко благ Господь», – поется в литургии Преждеосвященных Даров. «Вы вкусили, что благ Господь, – пишет он здесь, – приступая к Нему (т. е. ко Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами (будьте) как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (2:3–5) ... дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9). Христианская жизнь в семье . «...Жены, повинуйтесь своим мужьям, – учит апостол Петр, – также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (3:1 и 7). Внешнее убранство женщины, прическа, золотые уборы, нарядность одежд ее, не должны быть главной заботой ее жизни. Главное – это духовная красота, это «сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (3:4). Духовная красота и смирение женской души, как свидетельствует св. апостол Петр, есть великая побеждающая сила, которая без всяких словесных доказательств приводит к Богу тех мужей, которые еще не познали Христа и не уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

17), хотя выражение «мы, оставшиеся в живых» может относиться не только к его, но и к др. поколениям, последнее из к-рых встретит парусию до своей смерти. Для апостола скорое «приближение дня оного» (Евр 10. 25), т. е. дня парусии,- несомненный факт. «...Еще немного, очень немного,- пишет он,- и Грядущий придет и не умедлит» (Евр 10. 37). Оставаясь в рамках хронологии, почти невозможно понять эту уверенность ап. Павла и др. апостолов в непосредственной близости В. п. Тех, кто полагались на временную близость парусии, неминуемо ждало разочарование: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петр 3. 4). Однако «предание Нового Завета продолжает поддерживать эту уверенность в возможности непосредственной близости Второго пришествия, становящуюся, можно сказать, уверенностью качественной близости, несмотря на «промедление» все более очевидное». Следов., «качественная непосредственная близость не вполне тождественна близости хронологической» (День Господень//Словарь библ. богосл./Под ред. К. Леон-Дюфура и др. К.; М., 1998. С. 274). Объяснение такому различию в понимании «времен и сроков», «которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7), следует искать в самой природе эсхатологических событий, к к-рым относится и парусия. Эти события трудно связать с календарными датами; парусия совершается на грани истории и метаистории; она - «уже» и «еще не». Князь мира уже осужден (Ин 16. 11), хотя Христос придет «судить живых и мертвых» «вскоре» (1 Петр 4. 5, 7). Такому «промедлению» может быть дано и дидактическое объяснение: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3. 9). Христ. жизнь должна проходить под знаком В. п. В свете парусии поведение христианина становится осмысленным и целенаправленным. Тот факт, что «образ мира сего» «проходит» (1 Кор 7. 31) и на смену ему грядут «новое небо и новая земля» (Откр 21.

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Наставления мученикам. (Гл. 4:12–19). Сказав в утешение, что мученики «в явление славы Христовой возрадуются и восторжествуют», апостол прибавляет: «только не пострадал ли кто из вас, как убийца, или вор, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Надлежит, чтобы суд, т. е. страдания, гонения и бедствия отяготели сначала над церковью Божиею. Потом же они разразятся над врагами ее, над неверующими, как наказание Божие». Наставление пастырям и пасомым. (Гл. 5:1–9 ст.). Апостол пастырей поучает пасти стадо Божие охотно, надзирая за ним непринужденно; не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, – чтобы получить неувядаемый венец славы. Пасомых, апостол назидает, чтобы они, повинуясь своим пастырям и смиренно отдаваясь водительству крепкой руки Божией, и сами, однако же, бодрствовали, потому что противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Гл. 5:10–11 ст. Свое послание ап. Петр заключает благожеланиями, и приветствиями как от себя лично, так и от лица избранной в Вавилоне церкви и Марка. Второе послание ап. Петра Время и место написания послания. О времени и месте написания второго послания ап. Петра можно сказать следующее. В первой главе настоящего послания в 14 ст. апостол говорит о своей приближающейся кончине. Значит это послание было отправлено незадолго до его смерти, последовавшей, по преданию, в 67-м году по P. X., т. е. написано оно было около 66-го года. А так как последние годы своей жизни au. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где мученически и скончался, то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Отношение 2-го послания Петрова к 1-му, и к посланию. an . Иуды. «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл», – так пишет св. ап. Петр во втором своем послании (3 гл. 1 ст.) и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба послания имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых. Таким образом, второе послание ап. Петра, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение его первых наставлений, поводом своим имевшее близкую кончину апостола и полученные им откровения о грядущих испытаниях для церкви Божией и о появлении лжепророков и безнравственных учителей. Это второе послание можно назвать предсмертным его завещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

87:2–3;15–16), о Его страданиях за людей (Пс. 87:4–8;17–18), о том, что даже близкие удалились от Него во время взятия Его под стражу (Пс. 87:9;19). Эти события были предсказаны не только царем Давидом, но и другими пророками. Наконец, в приведенных стихах автор пророчествует о нисхождении Христа во ад. О том, что мертвые были лишены возможности видеть лицо Божие и чудеса Его. Живые были вразумляемы наказаниями и ободряемы милостями Божиими, но не мертвые. Они находились во мраке, потому что до сошествия Христа во ад были лишены света Божия. И вот Христос является к усопшим. Об этом пишет Апостол Петр: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо (nekrois eueggeliste), чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4:5–6). Говорил Господь во аде не только Ветхозаветным Праведникам, но и всем умершим за всю историю человечества: «…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя…». (1 Петр. 3:18–20)» 113 Псалом тоже часто используется сектантами. Из него приводятся следующие строки: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Пс. 113:25). «Чтобы понять, что здесь имеются в виду не мертвецы, достаточно дочитать Псалом до конца, — замечает Д. Евменов. — В следующем стихе говорится: " ..но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек» (Пс. 113:26). Итак, мертвыми св. царь Давид называет здесь не скончавшихся, но погибших в нечестии… Им противопоставлены праведники, прославляющие Бога не только в этой жизни, но и «во век», то есть и в загробном мире. Развивая эту мысль в следующем псалме, псалмопевец пророчествует о том, как души людей будут избавлены Спасителем от власти преисподней: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7–8)» . Однако Псалтирь говорит не только о смерти нравственной, но и описывает судьбу тех, кто умирает физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Спросит ли кто, как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.). Мк.9:5 . При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Равви, с еврейского, учитель. Апостолы нередко называли Иисуса Христа этим именем, и, конечно, в том смысле, что Он не простой учитель, а Божественный, посланный от Бога Мессия ( Мк.8:29 ). Мк.9:6 . Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Апостол Пётр не знал, что сказать. Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением во время преображения, он желал, чтобы это состояние продолжалось долго, – если можно, чтобы все они навсегда остались тут в палатках. Тем более ап. Петр думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, на Него не нападут и книжники. Причина же, почему Апостолы были в страхе в это время, следующая: тут они видели Иисуса Христа в особенном виде, чувствовали присутствие Бога в облаке, слышали Его голос и видели сошедших с неба Моисея и Илию. „И высота места, глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое, все это повергло их в сильный трепет, и они в ужасе пали и поклонились“, говорит Златоуст. О палатках для самого себя с прочими Апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. Мк.9:7 . И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. И бысть облак (явилось облако). Облако это было чудесное, оно служило знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако являлось во Святом святых в еврейском храме ( 3Цар.8:10–11 ; Иез.1:4, 10:4 ). Облако осенило их, т. е. Самого Иисуса Христа и Моисея с Илией, но не Апостолов, потому что Апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был услышан с неба при крещении Христовом ( Мк.1:11 ), только с прибавлением слов: Того послушайте (Его слушайте), т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова Его слушайте указывают на пророчество Моисея о Спасителе: Пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор.18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на Иисусе Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что Иисус Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В Иоанна 1:35 далее говорится, что Иисус встретился с ними у реки Иордан, и они провели с Ним некоторое время. Андрей (а возможно и Петр) были учениками Иоанна Крестителя. Они отправились в Галилею, где была деревушка Кана, в которой Иисус совершил первое зарегистрированное чудо. “После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней”. (Иоанна 2:12). Петр и Андрей были родом из городка под названием Вифсаида (Иоанна 1:44), но в тот момент жили в Капернауме (Матфея 8:14–15, Марка 1:30–31, Луки 4:38–39), всего в нескольких километрах от Вифсаиды. Они были рыбаками, поэтому то, что они занялись рыбной ловлей, попав домой, было совершенно естественно для них (ведь в те дни Иисус только начинал публично учить и исцелять людей). Именно этот момент истории отражен у Матфея. Когда Петр и Андрей ловили рыбу в Галилейском озере, Иисус позвал их следовать за Собой – оставить все, что они имели и стать Его постоянными учениками. До этого момента Иисус не делал им такого предложения, но они последовали за Ним из-за свидетельства Иоанна Крестителя об Иисусе (Иоанна 1:35–39). Теперь же их согласие основывалось не только на свидетельстве Иоанна Крестителя, но и на чуде, сотворенным Иисусом в Кане, на всем том, что Иисус говорил (Иоанна 1:47–51), и на времени, которое они провели с самым мудрым и совершенным человеком, когда-либо живущим на земле. И теперь становится понятным, как они могли оставить все, что у них было и последовать за Иисусом. Было бы действительно непостижимо, если бы эти люди побросали все, что у них было, весь уклад привычной жизни, и последовали, как дети за Крысоловом за незнакомцем, который просто бы позвал их за собой! Иисус никого не околдовывал и не опутывал чарами; люди пошли за Ним потому, что поняли, кем Он был – Тем, о ком говорили все пророки: Мессией, Сыном Божиим. 39. В каком состоянии была дочь Иаира, когда Иисус встретился с ним: она умирала (Матфея 9:18) или была при смерти (Марка 5:23)? (категория: типичный буквализм)

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

4. вщавъ же петръ реч (ко) гди, добро намъ зд быти: аще хощеши, сотворимъ зд тр сни, теб и мсеови и При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии Свв. евангелисты Марк и Лука, передавая историю преображения, прибавляют о словах апост. Петра, что он, сам не зная, что говорил ( Мк. 9:6 ; Лк. 9:33 ). Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением на Фаворе, апостол желал, чтобы оно продолжалось долго, если можно, чтобы навсегда остались они тут в палатках. Тем более Петр еще думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, не нападут на Него и книжники (Феоф.). Сделаем три кущи (сени) или палатки: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. О палатках для самого себя с прочими апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. 5. (же) глаголющ, с, блакъ свтелъ сн ихъ: и с, гласъ из блака гл: сей снъ мой возлюбленный, немже блговолихъ: тог послшайте. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте Облако это было чудесное, оно было знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако находилось в Святом Святых в еврейском храме ( 3Цар. 8:10–11 ; Иезек. 1–4; 10:4). Осенило их, т. е. Иисуса Христа и Моисея и Илию, но не апостолов, потому что апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был слышан с неба при крещении (3 гл. 17 ст.), только с прибавлением слов: Тою (Его) послушайте, т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова: Его послушайте указывают на пророчество св. Моисея о Спасителе: пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор. 18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на И. Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что И. Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

    Приступая к Нему», — говорит апостол Петр, — «камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2:4, 5). Святой Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись — имя Христа: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Итак, благословен Пребожественный Основатель Церкви, Который не вверил ее безопасности одному человеку смертному и, кто бы он ни был, не безгрешному. Не сказал Он Петру, следовательно, не сказал и никакому преемнику Петра: «врата ада не одолеют» тебя. Но сказал о Своей Церкви: И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ, хотя бы многократно одолели того или другого человека» (митр. Филарет Московский). Но почему Господь не сказал просто: «ад», но указует «врата ада»? Потому что в древности у городских ворот собирались власти и старейшины города, творили тут суд и расправу и решали все важные дела. Врата адовы, поэтому, означают все враждебные силы ада и сатаны, все злые ухищрения, всю злобу адских сил. И это слово Христово сбылось и сбывается доселе: сколько гонений претерпела Церковь Божия от Иудеев, от язычников и еретиков; сколько и теперь восстает против нее разных суемудрых лжеучителей, но она стоит непоколебимо, по слову Христову: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»  (Мф. 24:35). Хранимая Божественной силой, она облечена и Божественной властью в лице апостолов и их преемников. Как Отец Мой дал тебе познание обо Мне, — говорит Господь святому Петру, — так И (Я) ДАМ ТЕБЕ, по вознесении Моем, дам как домоправителю, КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, которое есть та же Церковь: поставлю тебя, а вместе с тобой и всех апостолов Моих стражами Церкви Моей; вы будете допускать в нее тех, которых найдете достойными, будут ли то Иудеи или язычники, вы будете закрывать и защищать врата ее от вторжения в нее тех, которые будут недостойны войти в нее. И ЧТО СВЯЖЕШЬ НА ЗЕМЛЕ ты, Петр, а равно и все вы, Мои апостолы, все, что запретите, как недостойное Моего Царства, как неспособное жить жизнью небесной, ТО БУДЕТ и Мною СВЯЗАНО, запрещено, отчуждено НА НЕБЕСАХ, И ЧТО ты РАЗРЕШИШЬ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО и Мною НА НЕБЕСАХ. Ядам вам, а после вас и всем преемникам вашим, право прощать и не прощать грехи: кому простите, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. «Не сказал Господь, — замечает святитель Златоуст, — умолю Отца, но — «Я дам тебе». Видишь ли, как Христос открывает Себя и показывает истинным Сыном Божиим?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

20–22 ст. Ап. отмечает особую преступность еретиков, – говоря, что «лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад». Глава 3-я. 1–4 ст. Уверяя ссылками на писания пророков и слова апостолов, а также самого Иисуса Христа, что непременно будет кончина мира и второе пришествие Господа, ап. Петр предсказывает появление неверующих отрицателей этого и указывает источник их неверия и доводы, на которых они будут опираться: источник – в крайней чувственности этих людей, а доводы – в замедлении пришествия Господня и в непоколебимости законов бытия вселенной. 5–11 ст. Отвергаются доводы неверия. В опровержение еретических доводов ап. Петр указывает на пример допотопного мира, который погиб внезапно, и тоже вопреки уверенности тогдашних людей в неизменности законов природы и бытия вселенной. «А нынешние небеса и земля, пророчески говорит апостол, – содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек». Что же касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет различия во времени и у Кого 2один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день». Мнимое же замедление Господа поистине есть долготерпеливое ожидание покаяния от грешников и исполнения всего числа спасаемых, которое предуведено и предуставлено самим Богом. «Приидет же день Господень (так же нежданно), как тать в нощи». Выражение 5 ст. «из воды и водою» – означает то, что при образовании мира из первоначального хаоса (из воды) вода была главным деятелем. 12–13 ст. Здесь изображается характер будущего преобразования мира. «Воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают». После ужасного разорения и сожжения огнем небеса и земля не обратятся в ничтожество, а явятся в новом несравненно лучшем виде. Как при начале мира из бесформенного водянистого хаоса в шесть дней творения он был приведен в благоустроенный вид, так и при конце мира из расплавленного огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более совершеннейшему бытию. Поэтому ап. Петр, сказав об огненном перевороте небес и земли, непосредственно присоединяет: «впрочем, мы no обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда», т. е. мир будет обновлен и приноровлен к природе людей воскресших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Как читается четвертое прошение молитвы Господней? Что такое хлеб насущный? Что означает каждое из последующих слов четвертого прошения? Не можно ли чего еще просить под именем насущного хлеба? Какой может быть насущный хлеб для души? 10. Пятое прошение Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. 1Тим.2:5 –6. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф.6:14 –15. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Иак.1:20 . 1Ин.3:10 . Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4:31 –32. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мф.5:23 –24. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Рим.12:18 . Всем нам известна евангельская история о чудесном лове рыбы из лодки апостола Петра. Петр и его товарищи по ловле рыбы трудились всю ночь и ничего не поймали. В это время к озеру Генисаретскому пришел Иисус Христос, вошел в лодку Петра и стал учить из нее народ. Окончив наставление, Господь сказал Петру: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова!». Петр и другие рыбари исполнили это повеление Господа и поймали великое множество рыбы. Изумленный Петр припал тогда к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Так это дивное благодеяние Спасителя смутило Петра. В присутствии святейшего и всемогущего Господа он глубоко почувствовал свою греховность и свое недостоинство. Но, спрашивается, для чего служит здесь весь этот рассказ? В прошлый раз мы изъяснили четвертое прошение молитвы Господней. Из него мы узнали, что Бог дарует нам все необходимое для жизни. Не должна ли теперь мысль о сем побудить и каждого из нас говорить вместе с Петром: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный»? Да, бесчисленные благодеяния Божии, оказываемые нам, должны ежеминутно напоминать нам о нашей греховности, о нашем недостоинстве, и тем самым побуждать нас к молитве: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Этому научает нас Сам Господь. Прошение о прощении грехов как бы для того и поставлено вслед за прошением о хлебе насущном, чтобы мы, вспоминая о неисчислимых благодеяниях Божиих, оказываемых нам, вспомнали также и о том, что мы недостойны этих благодеяний и должны постоянно молиться о прощении наших грехов. То и другое прошение поэтому теснейшим образом связано одно с другим, и эта связь их напоминает нам, что прощение грехов для души столь же необходимо, как насущный хлеб необходим для тела. Однако приступим к изъяснению самого прошения сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010