Началом существования Церкви некоторые считают беседу Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, где в ответ на вопрос Христа Петр от лица всех апостолов исповедал его Сыном Божиим. После этого Спаситель сказал: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 17 -18). Исповедание веры во Христа как Сына Божия, произнесенное ап. Петром, становится камнем, положенным в основание Церкви. Но в собственном смысле краеугольным камнем Церкви может быть только Сам Христос. Церковь созидается " не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа " . Об этом говорит ап. Павел: " Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом " ( Еф. 2, 19 -22). В послании к Коринфянам ап. Павел называет христианскую общину " строением " , себя - " строителем " , а основанием - Христа: " ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос " ( 1 Кор. 3, 11 ). Церковь, часто именуемая в Писании " Невестой Христовой " , подобна Еве, которая была сотворена из ребра Адама: " Из раны в теле Христовом вышла Церковь, и Он сделал ее Своей супругой " . Основанная Христом, Церковь исполняется Св. Духом. Как фундамент имеет смысл только тогда, когда на нем строят здание, так и Тело Христово - Церковь - как всякий живой организм, должно расти и развиваться. Кроме краеугольного основания - Сына Божия, Церковь имеет и строителя - Св. Духа. Дело воцерковления человечества в Тело Христово " еще не совершилось силою одного Боговоплощения и даже Воскресения: " лучше есть для вас, чтобы Я пошел (ко Отцу Моему) " ( Ин. 16, 7 ); оно потребовало ниспослания Св. Духа, Пятидесятницы, которая и явилась свершением Церкви " . День рождения Церкви - Пятидесятница. Св. Дух непосредственно осуществляет рост Церкви, присоединяя верующих к Телу Христову, Он как бы оживотворяет это тело, ибо " кто не имеет Духа Христова, тот и не Его " ( Рим. 8, 9 ). С такой точки зрения Церковь можно непосредственно рассматривать как благодатную жизнь во Св. Духе.

http://drevo-info.ru/articles/665.html

Скачать epub pdf ЕДИНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). Приветствую вас, возлюбленные, с великим праздником в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Всехвальные Апостолы несомненно радуются ныне, видя, что в таком большом количестве собрались вы в святой храм Божий прославить их подвиги и труды. Сии веселятся духовно и торжествуют о том, что мы остались верными Святой православной Церкви, несмотря на тяжкие смутные церковные дни. Подумайте, возлюбленные: мы принадлежим к той же Церкви, что и святые великие апостолы Петр и Павел. Какое это утешение для нас!.. Там, на небе, в божественном сиянии и славе Апостолы Христовы нам вещают живым на земле: «не отрывайтесь от святой соборной и Апостольской Церкви Христовой, не смущайтесь гонениями открытых врагов Божиих: без воли Божией волос с головы нашей не погибнет ( Лк. 21:18 ), они могут только тело погубить, но не душу ( Лк. 12:4–7 ). Не поддавайтесь вкрадчивым, коварным и лукавым словам нынешних лжеепископов и лжеиереев, которые порвали связь с Церковью и являются волками хищными в овечьей шкуре ( 2Пет. 2:1–3 ). Вместе с тем великие Апостолы радуются и тому, что многие из нас, по милости Божией, удостоились ныне, после исповеди, причаститься Пречистого Тела и Крови Христовых. Мы вкусили того же тела и крови Христовых коего причащались и святые Петр и Павел. В этом евхаристическом единении нашем – главнейшее наше единение. И кто не приобщается с нами от одного и того же хлеба – Спасителя нашего ( Ин. 6:48 ), тот не имеет и теперь, на земле, духовной жизни и не будет ее иметь в жизни вечной, по словам Христовым: «истино, истино говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:53–54 ). Да будет же это единение наше с Апостолами и всеми святыми и верующими в Церкви Христовой, возглавляемой Спасителем Нашим и Богом Иисусом Христом, и ныне и во веки. АМИНЬ. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Тем доказательнее становится это положение, что Христос при своей земной жизни имел много поводов, когда бы Он мог положительно высказаться о намерении иметь в Церкви Главою ап. Петра, но всегда отклонял это. Известно, что апп., до просвящения их Духом Святым, жили мыслями о земном мессианском Царстве и неоднократно спрашивали Христа – кто из них больший? ( Мк.3:34 ). Странным представлялся бы вопрос этот в устах свв. Апостолов, если бы Христос хотя чем либо дал понять им, что первым среди них, главою их будет ап. Петр, и тем навсегда предрешил бы занимавший и волновавший их вопрос. А Иоанн и Иаков даже лично просили Его: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» ( Мк.10:37 ). Естественно Ему было бы указать на ап. Петра, как будущого Главу Церкви, который и будет раздавать свою власть придержащим в Церкви Его. Но Христос на все притязания на власть давал всегда один и тот же ответ: «Кто хочет быть первым, будь из всех послед ним и всем слугою» (35). И сам ап. Петр однажды обратился ко Христу почти с тем же вопросом, как бы побуждая Его ответить то, что хотелось ему услышать от любвеобильного своего Учителя: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою;» что же Господь? Обещает ли ему первенство, в котором были так заинтересованы все апостолы? Нет. Христос от земли возводит его мысль к будущей жизни и там не предуказывает ему личного превосходства, а только рядовое сидение с другими апостолами во славе Его на 12-ти престолах в роли судей 12-ю коленами израильскими ( Мф.19:27–28 ). На последней прощальной беседе за пасхальною вечерью, когда Христос, возлюбил своих сущих в мире, до конца возлюбил их ( Ин.18:1 ), в минуты прилива чувства особой любви к оставляемым Им ученикам Своим, когда душа сама собою располагается к особой откровенности и побуждается высказать свою последнюю волю, когда и апостолы, не сознавая всей важности переживавшихся минут, увлеченные по-детски всегда волновавшим их вопросом, заспорили – кто из них больший, когда на лицо были все располагающия к тому условия, Христос выразил бы Свою волю касательно ап. Петра, если бы Ему было угодно вручить этому апостолу будущее попечение о земной Своей Церкви. Но и здесь, в последние прощальные, трогательные минуты, на спор апостолов – кто больший, Господь повторяет тот же ответ с некоторым особым разяснением: «Цари господствуют над народами и владеющие ими обладателями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь, как меньший, и начальствующий, как служащий» ( Лук.22:25–26 ). Здесь же рядом некоторых, повидимому, мало заметных действий, Христос дает нам понять, что ничем в земном отношении Он не выделяет ап. Петра из среды апостолов: не ему первому умывает Он ноги, не видно, чтобы его первого Он приобщил Своих Тела и Крови, не он сидит на трапезе около Него и возлежит на Божественных персях, не ему Он открывает тайну о предательстве, не ему вручает на попечение Свою Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

«Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое духовное дарование к утверждению вашему» ( Рим. 1, 11 ). Чем выше дарование духовное, тем сильнее утверждение. Ап. Петр говорит об «утверждении в настоящей истине» ( 2Петр. 1, 12 ), ап. Павел – об «утверждении в любви» ( Ефес. 3,18 ) и об «утверждении сердца в святыне перед Богом» (1 Фессал. 3, 13). Как понять утверждение конкретно? На этот вопрос есть ответ у ап. Павла: «Верен Бог, что слово наше к вам не было то “да”, то “нет”. Ибо Сын Божий Христос не был “да” и “нет”, но в Нем было “да”» ( 2Кор. 1, 18–19 ). Откровение и благовествование Христово есть наивысшее утверждение, и в нем нет места ни отрицанию, ни сомнению, ни критике. Поэтому ап. Петр предостерегает: «Берегитесь, чтобы не увлечься заблуждениями и не отпасть от утверждения» ( 2Петр. 3, 17 ). Утверждение находит поддержку в вере, которая, по Григорию Богослову , есть «непытливое согласие» 285 . Где есть пытливость, исследование и сомнение, там – отрицание. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). Если нет уверенности веры, то ни пытливость, ни исследование не помогает. Значение утверждения усилилось после того, как в мир и человека вошли зло и нечисть (скверна). Профорическим утверждающим словом, именем Христа изгоняется из человека интеллигибельное демонское зло. Великое значение культа, богослужения, ритуала, обрядов, церковных обычаев и всего так называемого внешнего и церковного в том, что за его внешней оболочкой скрывается (для профанов) великая тайная, внутренняя утверждающая теургическая сила. Спекулятивная мистика Запада и Востока, всех мастей и оттенков, возражая против обрядности и церковности, направляет свои стрелы не против «внешнего», а против внутренне утверждающей теургической силы, сознательно или бессознательно для себя, и становится орудием энантной (враждебной) силы анти-Логоса, Князя мира сего. Впервые утверждение пошатнулось в историческом отрицании змея в Эдеме: «Нет, не умрете», и последствия этого отрицания, поддержанного первым человеком, были катастрофическими не только для самого человека, но и для всей твари и для самого отрицателя – змея. Если мировой строй не рухнул окончательно, то благодаря утверждающей силе Логоса-Христа: «Семя жены сотрет главу Змею».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

«Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест. Иначе, как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось, и называет крест славою не для самого только Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже и иудеи не знали Его: «а Израиль, – сказано, – не знает [Меня]» ( Ис.1:3 ); а после креста притекла вся вселенная. Затем Христос говорит и о самом образе славы, и как Он прославит Отца. «так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему» не погибнет ( Ин.17:2 ). Слава Божия в том, действительно, и состоит, чтобы всегда благодетельствовать. Что же значит: «так как Ты дал Ему власть над всякою плотью»? Этим показывает, что дело проповеди не ограничится одними иудеями, но прострется на всю вселенную, и полагает начало призванию язычников. Так как Он сказал: «на путь к язычникам не ходите» ( Мф.10:5 ), а впоследствии скажет: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), то теперь показывает, что это угодно и Отцу. В самом деле, проповедь язычникам весьма соблазняла иудеев и даже учеников. Ученики и впоследствии не легко дозволяли себе входить в общение с язычниками, пока не получили наставления от Духа, – так как отсюда происходил не малый соблазн для иудеев. Оттого-то даже после столь великого явления Духа, Петр, пришедши в Иерусалим, едва мог избегнуть порицаний, рассказав о плащанице ( Деян.11:1–19 ). Что же значит: «дал Ему власть над всякою плотью»? А когда, – спрошу я еретиков, – Он получил эту власть? Прежде ли создания людей, или после создания? Сам Он говорит: после распятия и воскресения, так как тогда сказал: «дана Мне всякая власть... Идите, научите все народы» ( Мф.28:18–19 ). Что ж? Ужели Он не имел власти над делом Своим? Ужели Он только сотворил людей, а власти над ними после сотворения не имел? Но и в предшествующие времена Он, как видно, все делает Сам: одних наказывает, как грешников; других, обращающихся, исправляет: «утаю ли, – говорит, – от Авраама, что хочу делать» ( Быт.18:17 ); а иных и удостаивает чести, как праведников. Или тогда Он имел, а теперь потерял и опять получил? Но какой демон может сказать это? Если же одна и та же власть и тогда, и теперь: «как, – говорит, – Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ), – то что значит сказанное? Он намерен был послать апостолов к язычникам; а чтобы они не почли этого нововведением, – так как Он говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ), – Он показывает, что это угодно и Отцу. А что Он говорит об этом с великим уничижением, в том нет ничего удивительного: таким образом Он и их (апостолов) тогда назидал, и тех, которые будут после, и, как я уже говорил, такою чрезмерностью уничижения всегда ясно внушал, что Он говорит приспособительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – сказал Христос ( Мф.8:22 ; Лк.9:60 ). А я – услышал ли эти слова? Разве люблю я ближнего, как заповедал Господь: «как самого себя» ( Лев.19:18 ; Мф.19:19, 22:39 ; Мк.12:31, 33 ; Лк.10:27 )? Я и себя-то любить не умею – как отдам я любовь ближнему? Ведь чтобы отдать, надо где-то взять, и чтобы что-то сделать, нужно сперва этому научиться... Я же, в погоне за призраком мира сего, могу скорее обидеть, чем возлюбить. Это ли – не следы того кровавого истечения, которое от заповедей Пятикнижия делает человека нечистым настолько, что возбраняет ему не только прикасаться к святыне ( Лев.5:2–3, 15:31 ), но даже и быть в обществе Господнем ( Лев.15:1–15, 25–30, 18:19 ; Иез.36:17 )? Но вспомним Евангельский рассказ о жене кровоточивой, много лет страдавшей от несчастья своего и верою исцелившейся одним только прикосновением ко Господу: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.8:42–48 ; Мк.5:25 ; Мф.9:20 ). Не сходен ли и я с этой несчастной женщиной? Как и она, я много лет страдаю, угнетенный властью греха. Как и она, я, будто на ощупь, ищу исцеления, блуждая в потемках мира сего. Как и она, я раздал для этого большую часть богатства своего – того времени, которое отвел мне Господь для жизни на этой земле. Не сходен я с ней только в одном: она – во исполнение заповеди Господней «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем своим и всею душею своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею» (Ср.: Мф.22:37 ; Мк.12:30 ; Лк.10:27 ) – всею силою своею рванулась ко Христу, преодолев все препятствия, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его, – таков ли и я? таково ли моё рвение? так ли я исполняю то, что заповедано мне, – не рассуждая, не умствуя, но от сердца делая?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

О смерти Исаака говорится: «испустил Исаак дух» (ст. 29), а когда говорится о смерти Рахили, по повествуется: «выходило из нея душа» (ст. 18). Тоже самое мы видим и в Новом Завете. О смерти богача говорится: «душу твою возьмут у тебя» ( Лук. 12:20 ), а о Своей смерти Христос говорит так: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лук. 23:46 ). Между тем пророк Давид сказал: «что душа Христа ив оставлена во аде и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:25, 27:31 ). Действительно, мы знаем, что душа Христова временно была в аду, чтобы вывести оттуда души людей, о чем говорит ап. Петр в первом своем послании 3, 18–19 и в 4 главе 6 ст. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал на грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Что касается приводимых сектантами мест из Св. Писания, в доказательство того положения, что Душа есть кровь, то эти места говорят только о животных, а не о человеке. Вообще, все приводимые места сектантами из Священного Писания о том, что душа есть кровь, говорят нам о душах животных. И только. Интересно проследить по текстам слова Божия о сотворении всего животного мира и человека, и тогда ясна будет для каждого разница и огромная в творениях их. В 1-й главе книге Бытия свидетельствуется, что весь животный мир Бог творил из воды и земли. По повелению Божию земля и вода произвели из себя всякого рода животных. Значит, тела их и душа взяты из земли и воды. Отсюда ясно, что животные существа (и тело и душа их) по смерти своей превращаются в прах. Но когда идет речь о творении человека, то как говорится во 2-й главе, Бог вдунул в лице его (человека) дыхание жизни и тогда только человек стал душою живою ( Быт. 2:7 ). Мы видим, что между душою животных и душою человека существует разница и разница огромная. Душа у человека от Бога, душа животных от земли. А раз так, то душа человека после смерти его ни в коем случае не может возвратиться в землю и обратиться в прах вместе с телом, а возвращается по слову Божию к Богу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ) [евр.      ,    ], библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18; ср.: Лк 2. 13), в т. ч. падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (евр.    , букв.- воинство высоты) на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис 24. 21-23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор 4. 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, напр., когда обетованное Давиду потомство сравнивается с В. Н. (Иер 33. 22; ср.: Иов 25. 3, также   в значении «множество», LXX: ριθμς, в Ис 34. 2). Однако контекст далеко не всегда позволяет указать его точное значение. Попытку провести различение и закрепить его филологически, по-видимому, представляют собой различные греч. эквиваленты евр.    , предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как στρατι το ορανο (букв.- воинство неба, напр., в 3 Цар 22. 19; Неем 9. 6b - α στρατια τν ορανν (букв.- воинства небес); ср.: Лк 2. 13; Откр 19. 14) или δναμις το ορανο (букв.- сила неба, напр., в 4 Цар 17. 16; 2 Пар 18. 18; ср.: Пс 32. 6; Мф 24. 29 и пар.; 26. 64 и пар.; Рим 8. 38; Еф 1. 21; 2 Фес 1. 7; 1 Петр 3. 22); κσμος το ορανο (букв.- устройство, мир, украшение неба, напр., во Втор 4. 19; 17. 3; ср.: Быт 2. 1); ο στροι το ορανο (букв.- звезды неба, напр., в Дан 8. 10; ср. τ στρα в Ис 34. 4; 45. 12).

http://pravenc.ru/text/155128.html

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОДАТЬ [древнеевр.   или  ; древнегреч. χρις], нетварная Божественная сила (δναμις), в к-рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр.   и   не всегда несут в себе религ. содержание. Так, первое в нек-рых случаях употребляется в эстетическом смысле, напр.,   - «прекрасная серна» (речь идет о красивой женщине) (Прем 5. 19),   - «красивый» (драгоценный) камень» (Прем 17. 8). Словом   библейские авторы характеризуют мудрого человека («Слова из уст мудрого - благодать» - Еккл 10. 12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам («И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» - 1 Цар 16. 22; «Адер снискал у фараона большую милость...» - 3 Цар 11. 19). В отношении Бога к человеку: «Если я,- говорит Авраам Богу,- обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт 18. 3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (ср.: 2 Цар 15. 25), или «благодать» (Суд 6. 17) - типичные библейские выражения, в каждом из к-рых используется древнеевр. слово  . Основными значениями слова   являются «милость» и «милосердие». С их помощью также описываются отношения между людьми (Быт 20. 13; 3 Цар 20. 31) и отношение Бога к тварному миру и человеку (Пс 32. 5; 35. 6; Исх 15. 13; 34. 7). В Новом Завете древнегреч. χρις, имеет неск. значений. С помощью этого слова описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо («И каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога и находясь в любви (греч. χοντες χριν; слав. «имуще благодать») у всего народа» - Деян 2. 47); богоугождение («то угодно (χρις) Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» - 1 Петр 2. 19); Божественное благоволение (Давид «обрел благодать перед Богом» - Деян 7. 46); выражается благодарность Богу («Благодарение Богу (χρις τ Θε) за неизреченный дар Его!» - 2 Кор 9. 15). Этим словом называется пожертвование, оказываемое кому-либо («Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния (χρις) в Иерусалим»; ср. слав.: «послю отнести благодать вашу во Иерусалим») - 1 Кор 16. 3), и сама христ. жертвенность («изобилуйте и сею добродетелью (χρις)»; ср. слав.: «да и в сей благодати избыточествуете» - 2 Кор 8. 7). Однако в главном значении греч. χρις используется для описания Б. как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения. Понятие о Б.

http://pravenc.ru/text/149313.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010