Крещение Христа стало откровением Троицы. Отец говорил с неба, а спустившийся голубь был знаком помазания Духом. Появление голубя не означает, что Иисус не был прежде исполнен Духом; Он был отмечен как носитель Духа, Которому надлежало крестить Святым Духом (Ин 1:32—33) и таким образом положить начало эре Духа, эпохе исполнения надежд Израиля (Лк 4:1,14,18—21). Грех, не имеющий прощения     Предупреждение Иисуса о том, что есть грех, не подлежащий прощению, в той или иной форме присутствует в трех Евангелиях это «хула на Духа Святого», которая может быть выражена словами, открывающими помышление сердца (Мф 12:33—37 ср. Рим 10:9—10). В частности, когда оппоненты Иисуса заявляли, что те добрые дела, которые Он совершал для них, движимы не Божьей силой, а силой дьявола, они являли пример именно этого греха. Иисус проводил различия между грехом против Духа Святого и остальными грехами (совершенными как словом, так и действием). Библия учит, что Бог прощает кровосмешение, убийства, ложь и даже, как было с Павлом, преследование церкви (Деян 9:1).    Непростительный грех отличается от всех прочих своей направленностью против Святого Духа. Именно Дух Святой трудится над тем, чтобы просветить разум грешника (Еф 1:17—18), открыть ему и объяснить Евангелие (Ин 14:26), склонить душу к покаянию и обращению к праведности (Деян 7:51). Дух не только поясняет Слово Божье, но и открывает разум к пониманию его (2 Кор 3:16—17). Когда Его влияние сознательно и умышленно отвергается, тогда такое безответственное отношение классифицируется как преднамеренный и, более того, злонамеренный акт, в результате которого сердце становится нечувствительным к Богу, покаянию и вере (Евр 3:12—13). Бог в подобном случае позволяет решению человека укрепиться и доминировать. Бог делает это не без причины, но в ответ на выпады против Его любви.    Человек, который испытывает раскаяние, т.е. отвращается от грехов, в которых повинен, не страдает очерствением сердца и, следовательно, не совершает греха, который Бог может счесть не подлежащим прощению. Все, кто рожден свыше, не могут совершить непрощаемый грех, поскольку они движимы Духом, а Бог не может разделиться в Себе и действовать против Себя (1 Ин 3:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2). Имена этих А. в НЗ не указываются. Как и 12, число 70 имеет глубокую религ. символику. В кн. Бытия говорится о 70 народах, живущих на земле: «из чресл» детей Ноя вышли народы: от Иафета - 14 (10. 2-5), от Сима - 26 (10. 21-31), от Хама - 30 (10. 6-20). Согласно кн. Исход (11. 16), Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин Израилевых» и «поставил их около скинии» (11. 24). «Библейская символика числа 70, с одной стороны, указывает на полноту и завершенность... с др.- употребляется как метафорическое определение всех языческих народов, населяющих землю. Использование этого числа в кругу учеников Христа отражает характер их миссии - проповедь язычникам» ( Венедикт. С. 53). В нек-рых древних рукописях НЗ (Ватиканский кодекс, Кодекс Безы и др.) и сочинениях древних христ. писателей ( Адамантий , св. Епифаний Кипрский) в этом месте приводится др. число А.- 72. Символика этого числа также имеет основание в Свящ. Писании: оно соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых; число народов в Быт 10 в Септуагинте - 72. Событие послания 70 А. произошло уже после 3-й Пасхи общественного служения Господа (см. Гармония евангельская ), перед началом Его пути на Страсти. После избрания Господь дает А. наставления, во многом схожие с наставлениями, данными 12 А. (ср.: Лк 10 и Мф 10). Служение 70, временное и краткое, может быть не выходившее за пределы галилейского служения Христова, заключалось, возможно, в подготовлении пути Христова на Страсти ( Кассиан. С. 49). Полного списка 70 А. не существовало еще в IV в. Согласно Евсевию Кесарийскому , «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» (Церк. ист. I 12). Среди них он называет Варнаву (Деян 4. 36; Гал 2. 1, 9), Сосфена (Деян 18. 17; 1 Кор 1. 1), Кифу (Гал 2. 11; по мнению Климента Римского , «тезка апостола Петра и один из семидесяти»), Матфия, причисленного вместо Иуды к А.,- того, «кто вместе с ним почтен был жребием», и Фаддея . Предание о принадлежности списков, известных с более позднего времени (на Западе с VI в., на Востоке не ранее VIII в.), либо сщмч.

http://pravenc.ru/text/75732.html

по Р. Х. Фарисейский запрет niddui здесь также исключается, так как он применялся только внутри самого сообщества фарисеев. Слова будут поносить находят отзвук в 1 Пет 4:14; Рим 15:3; Евр 11:26. Пронесут имя ваше как бесчестное буквально соответствует евр. s•m ‘al ‘объявлять злым имя (кого-либо)’, ‘бесславить’ (например, пустил худую молву о девице Израильской — Втор 22:19); у Матфея перевод более смысловой (всячески неправедно злословить). Возрадуйтесь… и возвеселитесь, точнее — ‘радуйтесь и прыгайте (или: танцуйте) от радости ( skirt»sate — то же слово у Луки означает трепет младенца Иоанна во чреве Елисаветы, 1:41,44)’. У Матфея здесь ‘радуйтесь, будьте довольны’, может быть, под влиянием Ис 61:10 (вообще отзвуки 61 й главы Исайи ощущаются в тексте заповедей блаженства по Матфею). Заключительная фраза заповедей блаженства так поступали с пророками отцы их может истолковываться различно: 1) учени­кам Христовым должно претерпеть страдания, ибо то же было уделом Божиих посланников — пророков; 2) их награда будет столь же велика, как и награда пророков; 3) то, что они подвергаются преследованиям, показывает, что они угодны Богу, ибо так же люди поступали с пророками прежних времен. Наиболее вероятно последнее толкование, так как оно дает наилучшую параллель к ст. 26 и подтверждается 1 Пет 4:14 и Рим 8:36. Восклицание Горе! ( оЩа… букв. ‘увы’, междометие waj, выражающее горе или разочарование, широко распространенное и в наши дни на Востоке) с дательным падежом адресата, обозначающее сострадание к тем, кто подпадает под Божие осуждение, часто встречается в ВЗ (Ис 1:4–5; 5:8–23; 10:5–6; Ам 5:18; 6:1; Авв 2:6–7) и в НЗ (Лк 10:13 =Мф 11:21; Лк 11:42–52 =Мф 23:13–29; 1 Кор 9:16; Откр 18:10 и мн. др. примеры). Эти слова обращены к богатым людям (1:53), которые достойны жалости, ибо уже получили свое утешение. Глагол ‘получать сполна’ употреблялся в расписках, где означал уплату всей причитающейся суммы или полный возврат долга, который исключал какие-либо дальнейшие претензии к должнику (ср.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

И всё это сказано ради того, чтобы у нас оставалась надежда. Кто жаждал Света, обретет Свет, хотя здесь не раз омрачался грехами. Кто жаждал Истину, приобщится к Ней, хотя и обманывался на земле. Жаждавший Жизни, пусть уязвлял его грех – «жало смерти» (1 Кор. 15: 56), – сподобится Жизни – только бы сейчас через покаяние воскресал. Какой будет участь наша на Страшном Суде, мы не знаем. Но, повторим, надежда у нас всё-таки есть. Рейтинг: 10 Голосов: 1012 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Димитрий 15 сентября 2022, 17:10 Ой, огромное спасибо о. Валерий спаси вас Господи и вас дорогая редакция портала за то, что вы есть. Лидия 16 августа 2022, 22:07 Спасибо, отец Валерий! Замечательная статья, вселяющая надежду и написанная любовью к людям, которой Вы полны. Поистине - от избытка сердца говорят уста. Юлия 12 мая 2022, 16:52 Спаси Господи отец Валерий! Очень полезная статья. Игорь Ковалев 13 марта 2022, 21:26 Сергей 6 марта 2022, 16:51 О. " " что геенна ограничена, хоть и страшен вкус пребывания в ней, как сказал великий Исаак Сирин. "http://-Это цитата из второго тома, якобы новооткрытого и ошибочно приписываемого прп. Исааку Сирину. На самом деле эти слова , как и весь второй том принадлежат не Исааку Сирину , а несторианскому еретику. Галина И.-Сергею 7 марта 2022, 12:32 Вот иная, еванг.-я точка зрения: " Господь говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы… уча их всему, что я заповедал вам (Мф.28:19–20). Мы такой силой обладаем именно благодаря тому, что мы свободны от греха. Мы ходим в обновленной жизни, и это и есть самая главная и самая действенная проповедь. Для этого и дается нам время Великого поста – чтобы мы приобрели силы, чтобы мы отличались от мира, чтобы мы были светом этому миру (ср.: Мф. 5:14) и обращали всех, крестили во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа своим примером, своей любовью, своим светом. Господь без меры дает благодать Святого Духа (см.: Ин. 3:34). Главное – чтобы мы были настоящими Его учениками " (иеромонах Игнатий (Шестаков).

http://pravoslavie.ru/144786.html

Но если чрез неодушевленные предметы, носимые святыми, совершались чудеса, то тем более понятны чудеса от святых тел, которые были одеждами святых душ, ибо тела верующих во Христа, по учению Слова Божия, суть члены Христовы и храмы Духа Святого (Кор.6:15:19). Если Бог прославляет тела угодников чудотворением и нетлением, то тем более мы должны прославлять их. Мы должны прославлять Бога ( Мф.6:13 ; Рим.11:36 ; 1Кор.6:20 ) в делах Его ( Пс.110:1–2, 144:5 ), в явлении благодати Его и могущества ( Пс.20:14 ; Еф.1:6 ). Мощи же и суть проявление могущества и силы Божией; следовательно, почитая их, мы почитаем в них источник святости – Бога. Прославляя их, мы поступаем согласно слову Писания: Народы будут разсказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу ( Сир.44:14 ; ср. Ин.1:5 ; Прем.2:12–16 ). Ангелы почитают тела святых ( Иуд.9 ), а тем более должны почитать их люди. Ибо если дорога в очах Господа смерть святых Его ( Пс.115:6 ), то дорога и кровь их, за Христа пролитая, дороги члены, принявшие за Христа муку, дороги кости их, так что, по словам псалмопевца, хранит их Господь, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.53:21 ). В христианской Церкви останки и мощи св. апостолов, мучеников и других угодников свято были почитаемы с самых первых веков. Это почитание выражалось: в благоговейном собрании и хранении останков угодников Божиих, как известно это сказаний второго века о мученичестве св. Игнатия Богоносца и Поликарпа (Ц. И. Евсевия кн. IV, гл. 15, стр. 217); в торжественных открытиях и перенесениях св. мощей (см. И. Златоуста. Похвальное слово св. Игнатию Богоносцу ); в построении над ними святых храмов или алтарей. Они (святые), говорит св. Григорий Богослов , прославляются великими почестями и празднествами; они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действительны, как их тела (Облич. перв. на Юлиана в русск. пер. Т. 1. стр. 125). Но мы чествуем останки мучеников, писал блаж. Иероним, чтобы божески чтить Того, Коего они суть мученики. Чествуем слуг, чтобы чествование их восходило ко Владыке, Который сказал: кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). д) О богослужебных временах (каждодневных часах молитвы и праздниках)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Иисус Христос Сам вынужден был избегать ее в определенных условиях ( Мф. 2:13 ), — но вместе с тем христианин никогда не теряет ее из виду и открывает ей без страха двери ( Фил. 1:23 ). Заключение. Кто верует, тот также избегает — но чего? Греха ( Сир. 21:2 ). Похотей юных ( 2 Тим. 2:22 ). Нецеломудрия ( Сир. 19:2 ). Долг уважения и признательности ко всем верным деятелям « Почитайте таковых » (ст.18). В этих немногих словах богодухновенного апостола — какой преподается богатый урок уважения и признательности к труждающимся лицам, каким бы то ни было образом, на пользу общую! Вы знаете, говорит апостол коринфским христианам, семейство Стефана, которое отличается особенной благотворительностью к бедным и неимущим (ст.15), вы знаете, что тот же Стефан вместе с некоторыми другими членами коринфской церкви «оставил для вас дом и отечество,» — чтобы успокоить меня и вас. Итак, познавайте таковые , цените их как следует, воздавайте им должное уважение и признательность, зная их труды и усердие (ср. 1 Фес. 5:12 ). Остановимся на этих словах апостола и научимся из них воздавать — долг уважения и признательности ко всем верным деятелям. 1. Кто эти деятели? Их много, но главным образом: а) Духовные пастыри и учители ( 1Кор. 4:15 ; 1 Фес. 2:9 ). б) Начальники и воспитатели. в) Благодетели и все труждающиеся словом и делом для общего блага. 2. Долг, какой мы должны им воздавать. а) Честь и признательность особенную ( 1 Тим. 5:17 ; Фил. 2:29 ). б) Любовь и уважение преимущественно ( 1 Фес. 5:12–13 ). в) Помощь им и их семейству в нужде ( 2 Кор. 9:7 , 10 ). г) Молиться за них, как при жизни, так и по их смерти ( Евр. 13:18 , 7 ). Проклятие неверия есть выражение любви « Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа » (ст.22). Преподав христианам заповедь о любви (ст.14) и напутствовав их святыми благожеланиями (ст.15–21), апостол Павел заключает свое послание страшной угрозой, — угрозой проклятия: « кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа .» Конечно, проклятие несовместно с христианской любовью, но из этого примера апостольского мы учимся, что — проклятие неверия есть выражение любви.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Иисус Христос Сам вынужден был избегать ее в определенных условиях (Мф. 2:13 ), — но вместе с тем христианин никогда не теряет ее из виду и открывает ей без страха двери (Фил. 1:23 ). Заключение. Кто верует, тот также избегает — но чего? Греха (Сир. 21:2 ). Похотей юных (2 Тим. 2:22 ). Нецеломудрия (Сир. 19:2 ). Долг уважения и признательности ко всем верным деятелям « Почитайте таковых » (ст.18). В этих немногих словах богодухновенного апостола — какой преподается богатый урок уважения и признательности к труждающимся лицам, каким бы то ни было образом, на пользу общую! Вы знаете, говорит апостол коринфским христианам, семейство Стефана, которое отличается особенной благотворительностью к бедным и неимущим (ст.15), вы знаете, что тот же Стефан вместе с некоторыми другими членами коринфской церкви «оставил для вас дом и отечество,» — чтобы успокоить меня и вас. Итак, познавайте таковые , цените их как следует, воздавайте им должное уважение и признательность, зная их труды и усердие (ср. 1 Фес. 5:12 ). Остановимся на этих словах апостола и научимся из них воздавать — долг уважения и признательности ко всем верным деятелям. 1. Кто эти деятели? Их много, но главным образом: а) Духовные пастыри и учители (1Кор. 4:15; 1 Фес. 2:9 ). б) Начальники и воспитатели. в) Благодетели и все труждающиеся словом и делом для общего блага. 2. Долг, какой мы должны им воздавать. а) Честь и признательность особенную (1 Тим. 5:17; Фил. 2:29 ). б) Любовь и уважение преимущественно (1 Фес. 5:12–13 ). в) Помощь им и их семейству в нужде (2 Кор. 9:7, 10 ). г) Молиться за них, как при жизни, так и по их смерти (Евр. 13:18, 7 ). Проклятие неверия есть выражение любви « Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа » (ст.22). Преподав христианам заповедь о любви (ст.14) и напутствовав их святыми благожеланиями (ст.15–21), апостол Павел заключает свое послание страшной угрозой, — угрозой проклятия: « кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа .» Конечно, проклятие несовместно с христианской любовью, но из этого примера апостольского мы учимся, что — проклятие неверия есть выражение любви.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх 12. 3-28), для к-рого выбирался «непорочный» однолетний ягненок (или козленок). Готовили а. п. целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх 12. 11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать а. п. можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать а. п. мог даже тот, кто был ритуально нечист (напр., хоронил своих близких или был в дороге),- это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в ВЗ (Числ 9. 10). Не мог вкушать А. п. только иноплеменник, т. е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание , он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки А. п. должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание а. п. проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма ,- перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе - принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории - исхода (Исх 13. 14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию св. ап. Павла (1 Кор 5. 7), в образе а. п. ветхозаветные пророки прозревали буд. страждущего Мессию (Ис 53. 7-8; Иер 11. 19), жертву всесовершенную. Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, неск. раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая а. п., в т. ч. и на Тайной вечери (Мф 26. 17-19; Мк 14. 12-21; Лк 22. 7-13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Образ а. п. стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христ. гимнографии (ср., напр., 1-й тропарь 4-й песни канона Пасхи: «…  …                    …» (…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…- Триодь Цветная. Л. 3; см. также статьи: Агнец Божий , Agnus Dei , Великое славословие ) и в литургической жизни правосл. Церкви (см. Агнец , в богослужении).

http://pravenc.ru/text/63320.html

2) Число 12 — священное в Библии. Оно означает полноту избранных. В древности 12 колен связывались с 12 знаками Зодиака, которым соответствовали различные эмблемы, в том числе драгоценные камни (ср. Откр 21,19-20). Эта связь указывает на вселенские замыслы Божии относительно Церкви. Вопросы для повторения 1. Какими событиями мировой истории отмечена эпоха Иакова? 2. Каким рисует Библия образ Иакова? 3. Как именует Иаков Бога? 4. В чем заключалось богопочитание в эпоху Иакова? 5. Как связана история Иакова с древними городами Ханаана? 6. Что означал сон Иакова? 7. В чем смысл его избрания? 8. Укажите две причины, побудившие Иакова идти в Месопотамию. 9. На чем основывалась продажа первородства? 10. Что побудило Иакова вернуться в Ханаан? 11. Что означала «борьба с Богом»? 12. Где Иаков впервые обрел собственную землю? 13. С какими фактами египетской истории связан рассказ об Иосифе? 14. Чем объясняется возвышение Иосифа при дворе? 15. Каковы литературные особенности сказания об Иосифе? 16. В чем его основной смысл? Приложение к §22 МОИСЕЙ (XIII век до Р.Х.) §23 Моисей и исход. Бог как спаситель и властелин истории (Исх 1-18) 1. Моисей и исход в церковной традиции. Образ Моисея и тема исхода занимают важное, едва ли не центральное место в пророческой письменности и псалмах. Но и для Нового Завета они сохраняют свое значение. Сам Христос Спаситель, называя важнейшие заповеди, приводит древнее Моисеево исповедание веры (Мк 10,19). В Нагорной проповеди Он дает толкование, углубление и преобразование Закона (Мф 5,17-25). Как говорит свт. Ириней Лионский, Господь «повелевал воздерживаться не только от дел, запрещенных Законом, но и от пожелания их… это свойственно Тому, Кто не разрушает Закона, но восполняет, расширяет и распространяет» (Против ересей, IV, 13, 1). Хотя события Исхода отделены от Воплощения Слова более чем тринадцатью веками, Церковь всегда видела в них деяния того же Бога, Который открылся людям во Иисусе Христе (см. св. Иустин. Диалог с Трифоном, II). По словам ап. Павла, переход через море и манна суть прообразы вод крещения и небесного Хлеба — Христа (1 Кор 10,1-11). Это не поверхностная аналогия, а свидетельство о глубинной связи двух Заветов. В обоих Бог являет Себя как Избавитель, дарующий спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   Рассмотри житие любого святого и увидишь, сколько они переносили страданий, но никогда не мстили. Это пророки, апостолы, мученики и другие святые. Пролитая ими кровь вопиет об отмщении всем живущим на земле (Ср.: Откр 6:9-10). Все они, претерпев тяжелейшие страдания, никогда не гневались, хотя их мечами закалывали, камнями побивали, огнем жгли, на плахе казнили — они великодушны были к своим мучителям и молились об их прощении. Они знали, что палачи не по своей воле действуют. Всякая несправедливость исходит от дьявола: он и помрачил ум мучителей, заставив их казнить мучеников.    Рассмотри самого себя, возлюбленный, нет ли в тебе мстительности. Ты ничего не сможешь скрыть в тот час. Никто не сможет тогда все изобразить, как он хочет, но дела каждого заявят о себе, каковы они. Когда произойдет Воскресение, каждый восстанет, облеченный в собственные деяния как в одежду: во зло или в праведность. Они и скажут о человеке и определят место каждого.    Блажен, кто совершил подвиг и поверг влекшего его в геенну и облекся в одежды Царства Небесного. Апостол сказал: «Ведаем мы, что наш земной дом рухнет, как палатка, но у нас есть здание от Бога, жилище нерукотворное, вечное, на небесах» (2 Кор 5:1).    Один ученый законовед спросил аскета:    – Прошу тебя, объясни, мне хотелось бы знать, почему монахи считают, что не нужно судить обидчиков?    – Не мстить обидчикам — Божия заповедь, — ответил старец. — Он сказал через пророка: «Мне отмщение, и Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:19). И в Евангелии Он сказал: «Если вы будете прощать…, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф 6:14-15). Во многих местах Писания повторяется это. Неужели можно предложить более праведный закон, чем Божий, и раньше времени считая себя безгрешным, судить обидчиков?    – Но ведь правители, — возразил законовед, — наказывают обидчиков, чтобы восстановить справедливость к обиженным.    – Судьи не согрешают, наказывая обидчиков, — заметил старец. — Но кто предает обидчиков судьям, а не суду Божию, вот те согрешают. Прежде всего зло, накапливающееся в человеке, взывает к покаянию, а не к отмщению. Затем, даже если ты претерпел несправедливость, следует по Божьему велению простить обидчику для того, чтобы и тебе простились твои прегрешения. А человеческое возмездие сделает непростительным твое зло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010