Второй свидетель (необходимость которого обусловлена требованием Моисеева закона, см. Втор 19:15), появляющийся на месте действия, описывается Евангелистом с удивительной подробностью. Имя Анна соответствует евр. (1 Цар 1:2), Фануил — евр. p“n’•l ‘лице Божие’ (1 Пар 8:25); Асир — евр. название одного из северных колен. Как пророчица, Анна обладала Божественным знанием того, что было скрыто от обычных людей, поэтому она смогла узнать в Младенце Мессию и говорить о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме. Лука подчеркивает преклонный возраст Анны и ее всецелую преданность Богу. В ст. 37 говорится, что после семи лет брака Анна овдовела и прожила без мужа 84 года (мало приемлемо грамматически то понимание, что ей было всего 84 года). Если допустить, что Анна вышла замуж около 14 лет, она должна была приблизиться к возрасту Иудифи, которая прожила 105 лет (Иудифь 16:23). Иудифь, как и Анна, отказалась от повторного замужества, и это тоже вызывало общее уважение (Иудифь 8:4–8; 16:22–23; ср. 1 Кор 7:7–8; 1 Тим 5:5–16). Нет ничего невероятного в том, что Анна могла дожить до лет Иудифи, и то, как об этом рассказывает Лука, не предполагает, что рассказ сконструирован по образцу книги Иудифи. Образ жизни Анны также напоминал Иудифь (Иудифь 11:17) тем, что она служила Богу пЪкта ‘ночь и день’ [в синодальном переводе день и ночь — Реф.], причем порядок упоминания ночи и дня соответствует еврейскому [а впоследствии и церковному — Реф.] отсчету времени суток начиная с вечера, который укоренен в Быт 1:5 (И был вечер, и было утро: день один). Фразеология ст. 38 основывается на Ис 52:9, а Иерусалим в данном случае выступает в качестве синекдохи, то есть означает весь Израиль. В ст. 39 подчеркивается, что семья исполнила все, что требовалось Моисеевым законом. Лука ничего не говорит о бегстве в Египет, которое по Мф 2:13–14 предшествовало поселению семьи в Назарете. Заключительный ст. 40 образует параллель с 1:80 и завершается в 2:52. Иисус выше Иоанна тем, что он с детских лет исполнялся премудрости, и благодать Божия была на Нем. Упоминание премудрости подготавливает 2 :47. Отрок Иисус в Иерусалимском храме (2:41–52)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

7) Два только лица составляют брачный союз, муж и жена. Будета бо, сказано Словом Божиим, два в плоть едину ( Быт.2:24 ). Следовательно, многоженство не благословлено Богом и, по природе, союзу супружескому противно. 16. Брак может быть повторяем 8) Однако же, по смерти, или законном разлучении одного из супругов, свободное лицо может вступить в новый союз с иным лицом, что может быть после первого еще два, а всего три раза, никак не более. Слово Божие устами Апостола говорит: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муже ея; свободна есть, за негоже хощет посягнут, точию о Господе (Кор.1:7. 39. Тим.1:5:14). Впрочем, как это некоторым образом есть уже усилие природы: то при втором, и особенно при третьем браке совесть брачущихся очищается временной епитимией, на такие случаи правилами положенной, во свидетельство, что новый и новый Брак принимается, по слову Апостольскому, точно о Господе, в смирении духа и по нужде, а не по отважности. «Брак вторый», пишет св.Василий В. (Прав.87), «есть врачевство против блуда, а не напутствие сластолюбию». – «На троебрачия взираем, пишет сей же св.учитель Церкви (Прав.50), как на нечистоты в Церкви: но всенародному осуждению не подвергаем, как лучшие, нежели распутное любодеяние» 325 , – «Непростительно третие супружество», гласят еще правила Церковные, «если кто имеет уже 40 лет от рода и не бездетен. Аще же дети не быша; детей рождения желати, – сказано там, – не без помилования есть» 326 . 17. Наблюдение дней для совершения Брака 9) Сверх исчисленных доселе, еще есть у нас одно условие для Брака – время. Такое условие есть также условие Веры. Хотя Брака честен, и есть учреждение духовное; однако же и частный каждого истинного Христианина дух веры и благочестия не может не считать его, как дела частного, ниже каких-либо общих для всех Христиан времен благочестия, как-то постов и торжеств Церкви: почему торжества Браков, при коих обыкновенно бывает и веселие у сынов брачных особенное, издревле уступают по благочестию Христианскому таким временам. Сам Господь сказал об учениках Своих: «еда могут сынове брачнии Дóндеже жених с ними есть, поститися?» ( Марк.2:19 ). Почему не самое ли естественнейшее чувство Христианина должно говорить наоборот: могут ли постящиеся быть сынами брачными? 18. Опровержение разномыслия Римлян

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

    Главные пункты исторические, на которых можно остановиться в Апос­тольской истории:     а) Обращение Апостола Павла ко Христу; б) Собор Апостолов в Иерусалиме; и в) время прибытия Апостола Павла в Рим, а следовательно, и время написания книги Деяний.     а) Для определения времени обращения Апостола Павла служит то замечание самого Апостола, что во время пребывания его в Дамаске, языческий царь Аретап стрежаше его (2 Кор. 11:32). На основании сего остаётся определить, когда именно Арета был правителем Дамаска? Аравийский царь Арета был тесть Ирода Антипы и вёл войну с зятем своим. Ирод Антипа обратился к Императору Тиверию с просьбою о помощи. Тиверий послал к нему своего полководца Вителлия; но на дороге Вителлий, услышав о смер­ти Императора, прекратил поход, и Арета воспользовался этим случаем для того, чтобы овладеть Дамаском (Флав., Древн., 18:6, 2 и далее).    Это последнее обстоятельство случилось во 2-й год царствования Калигулы, или 38-й год по Рождестве Христовом. Таким образом обращение Савла и пребывание его в Дамаске должно было случиться в 38-м году по Рождестве Христовом.    Все же собьггия, описанныя в первых восьми главах Деяний, должны были произойти в течении 4-х лет между 34-м и 38-м годами по Рождестве Христовом.     б) Другим важным событием в книге Деяний является собор святых Апо­стол. Писатель Деяний вовсе не означает времени этого события; но в этом случае нам помогает опять замечание Апостола Павла, что он по своём обращении через 14 лет был опять в Иерусалиме с Варнавою, и виделся с Иаковом, Кифой и Иоанном, и в это свидание настаивал на освобождении язычников от ига Моисеева (Галат. 2:1-3). Для такой же именно цели и те же лица, Павел и Варнава, приходили в Иерусалим на собор Апостольский (Деян. 15:2). В другое время они не могли вместе прийти, потому что вслед за сим (15:39,40) между Павлом и Варнавой произошло разделение.    Итак собор Апостолов должен был произойти не позже 52 года. Собы­тия, описанныя в 9—15 главах должны были происходить между 38-м и 52-м годами по Рождестве Христове. Из них можно отметить: голод при Импера­торе Клавдии (Деян. 11:28) и смерть Ирода Агриппы (Деян. 12:23). По свиде­тельству Иосифа Флавия, голод начался после смерти Ирода Агриппы, при Римском правителе Иудеи, Куспии Фаде. Ирод же Агриппа правил Иудеею 7 лет. Из них последние 4 года при Императоре Клавдии. Соображая то, что Агриппа умер вскоре после праздника пасхи в 44-м году, перед которою он убил Иакова Зеведеева и хотел убить Апостола Петра, и что перед этою же пасхою явились в Иерусалим с приношением Антиохийских Христиан, по слу­чаю предсказаний о голоде, Апостол Павел и Варнава: мы можем полагать начало голода при Клавдии не далее 44-го года. Немного раньше, в 43-м году, верующие стали называться Христианами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ [Геральд из Орийака; лат. Geraldus Auriliacensis; франц. Géraud d " Aurillac] (ок. 855, Аврилак (совр. Орийак, деп. Канталь, Франция) - 909, Цезерниак (ныне Сен-Сирг, обл. Керси, Франция)), св. (пам. зап. 13 окт.), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра (впосл. переименованное во имя Г. А.- Сен-Жеро) в Орийаке. По преданию, его род восходил к 2 почитаемым меровингским святым - свт. Кесарию , еп. Арелатскому, и прп. Аредию , аббату Аттанскому ( Odo Cluniacensis. Vita s. Geraldi Auriliacensis comitis I 1). Получив образование, обычное для знатного мирянина, Г. А. во время длительной болезни приобщился к книжной учености. Однако после смерти родителей юноша, склонный к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с сестрой герцога Аквитанского (Ibid. I 9, 34) и вступил во владение землей, принадлежавшей родителям. Г. А. во всех действиях руководствовался христ. милосердием. Так, заседая в суде, он велел приговоренным к смерти разбойникам привезти материал для постройки виселиц, тем самым предоставив им возможность скрыться; застигнув вора ночью в собственной спальне, Г. А. отпустил его (Ibid. I 20, 26). Г. А. неоднократно отпускал на свободу побежденных врагов (Ibid. I 36, 37, 40). Будучи сподвижником Гийома Благочестивого, герц. Аквитанского, Г. А. принимал участие в политической жизни Юж. Галлии на рубеже IX-X вв., участвовал в военных кампаниях Гийома (Ibid. I 35-39, II 27), но отказался присягнуть ему и остался королевским вассалом (Ibid. I 32); т. о., в условиях борьбы за власть между потомками Каролингов и избранным знатью кор. Одоном Г. А., вероятно, оставался верен старой династии. Взял под свою защиту Эбля Манцера, сына скоропостижно умершего при неизвестных обстоятельствах гр. Пуатье Рамнульфа II ( Ademari Cabannensis Chronicon. III 21). В зрелые годы Г. А. тайно принял постриг и совершил неск. паломничеств в Рим ( Odo. Vita. II 2, 7). Ок. 895 г. им было основано аббатство св. Петра, напрямую подчиненное папе Римскому (Ibid. II 4). В этом аббатстве Г. А. был похоронен.

http://pravenc.ru/text/164527.html

Патриаршее поздравление архиепископу Тверскому Виктору с юбилеем иерейской хиротонии 22 жовтня 2007 р. 16:39 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил архиепископа Тверского и Кашинского Виктора с юбилеем иерейской хиротонии. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 40-летием со дня иерейской хиротонии. Четыре десятилетия тому назад Вы получили при хиротонии дарование, которое мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4:7). Всё это время Вы со страхом храните и возгреваете сей дар Божий (2 Тим. 1:6). Промыслом Божиим Вы несли различные послушания в епархиях Русской Православной Церкви. Господу было угодно направить ваши стопы в Краснодарскую епархию, позже — в Калининскую, где по благословению священноначалия, вы являлись настоятелем Троицкого кафедрального собора, совмещая это служение с должностью секретаря Калининского епархиального управления. Видя Ваше усердное служение во благо Матери Церкви, Господь промыслительно готовил Вас к высоте архиерейского служения, дабы Вы, по слову святого Павла, являли образ Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия (Евр. 4:14), Который избрал Своих учеников и избирает и поставляет их преемников, чтобы они продолжали Его служение. Посему, по благословению Святейшего Патриарха и священного Синода Вам определено было стать епископом Калининским и Кашинским. Вот уже 19 лет Вы возглавляете вверенную Вашим заботам епархию, управляя клиром и богоспасаемой паствой Христовой. Поистине — это многотрудный подвиг, требующий поддержания духовного единства чад Русской Православной Церкви и памятования о том великом ответе, который надлежит дать перед Судом Божиим за каждую вверенную Вам душу, искуплённую Кровью Христовой. В этот памятный для Вас день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах, доброго здравия и духовной радости на многая и благая лета! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205777...

   Святой Василий Великий в 18 правиле свидетельствует, что Отцы Церкви относились к таким бракам кротко, снисходя к немощи поползнувшихся. Но сам он, рассматривая такой брак как прелюбодеяние, прямо говорит: «Должно принимать в церковное общение поемшего деву, посвященную Богу, не прежде, чем он престанет от греха». О том же говорится и в 16 правиле Халкидонского Собора: монах, вступивший в брак, подвергается лишению церковного общения. После того, как эта практика вошла в силу, монашествующий по разлучении от брачного сожительства возвращался, иногда принудительно, в монастырь, где и пребывал. Лицо, вступившее в незаконный брак с монахом или монахиней, по разлучении от сожития подвергалось церковной епитимии наравне с монашествующим, а по исполнении ее не лишалось права вступать в законный брак. В соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901—907; 912—925), «никто не должен дерзать вступлением в 4 брак». А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим.   Что же касается вступления в третий брак, то, согласно 50 правилу святого Василия Великого, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, на третий брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.    Церковь не одобряет и второй брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:39—40). И все-таки всякий вступающий во второй брак подвергается епитимии. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Если поэтому растение наиболее совершенно представляет органический рост Церкви, как первый момент её единства, то оно не достаточно для символизации органического единства Церкви в смысле соотносительности и взаимообусловленности отдельных органов. Символом для этой стороны Церкви является Тело (σμα) в своём собственном и буквальном значении, как тело животного и, по преимуществу, тело человеческое, но в своей самостоятельности от разума. Поэтому нечего удивляться, что символом Церкви-Тела св. Апостол пользуется охотнее всего в тех случаях, когда ему нужно доказывать взаимонеобходимость членов Церкви и многообразие дарований и функций церковных (1 Посл. к Кор.) или единство Церкви (Посл. к Кол. и, особенно, к Еф., где единство – основная тема и лейтмотив всего послания). «Входя в мир (Христос) говорит: Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал мне» (σμα δ κατηρτσω μοι) ( Евр.10:5 = Пс.39 (40):7, однако тут нет упоминания о «теле»). Об этом Теле уже было много говорено ранее, и метафизическое рассмотрение часто невольно переходило в символическое. Поэтому мы затронем только некоторые из соприкосновенных вопросов. По мнению Вейцзэккера, разделяемому и Гольцманном 742 , «образ Церкви-Тела пересажен Апостолом сязыческой почвы, где он имеет первоисточник в басне Менения Агриппы 743 . Но, если даже для такого простого образа непременно надо искать источников, то гораздо естественнее видеть их в раввинизме, где, несомненно, существовало представление об Израиле как о теле 744 , на что, отчасти, указывает и упомянутый ранее образ маслины ( Рим.11 ). А что Тело, в устах апостола Павла, не всегда является метафизическим определением Церкви, но иногда и простым символом (впрочем, метафизическое определение часто почти незаметно переходит в символическое, и проводить тут решительные границы, как и вообще в сфере религиозных идей, было бы схоластицизмом и грозило бы умерщвлением живого духа религии), – это явствует 745 746 , например, из того, что Христу приписывается значение Главы не безусловно, а условно, и, в случае надобности, каждого верующего можно назвать главою: «Хочу также, – пишет Апостол, – чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Это означает, что христианин(-ка) может состоять в браке одновременно только с одной женщиной (мужчиной). Желательно, чтобы такой брак был еще и единственным. Мы уже говорили о том, что в ветхозаветном обществе нередки были случаи, когда у мужчины могло быть несколько жен (и даже наложниц). Даже у некоторых праведников Ветхого Завета было по несколько жен. Однако на то были свои причины, о которых мы уже говорили выше. Господь Иисус Христос, дав людям свой Новый Завет, дал разъяснение и по этому вопросу. На основе учения Господа, христианская Церковь установила правило моногамности, то есть единобрачия, тем самым вознеся значение сущности брака, его духовно-нравственный смысл на принципиально новый уровень. • Священнослужителю Церковь запрещает вступать в брак, если он уже находится в сане (6-е правило Трульского Собора). После вступления в сан брак разрешен только чтецам и певцам (26-е Апостольское правило). Церковнослужитель, вступивший в брак после посвящения в стихарь, в случае повторного брака лишается права на ношение стихаря. • Абсолютным препятствием к новому браку является также вдовство после третьего брака. На этом моменте стоит остановиться особо. По канонам Православной Церкви, допускается три брака, а четвертый и последующие не благословляются ни при каких обстоятельствах. С другой стороны, благословение на второй и на третий браки также имеет свое специфическое значение. Так, благословение на второй брак является уступкой перед немощью человека и дается ради удержания его от впадения в страсть блуда. Церковь опирается в данном случае на слова ап. Павла о второбрачии: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7: 39–40). На второбрачных Церковь также может наложить епитимию. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, второбрачных следует отлучать на год или на два. На третий брак Церковь смотрит, как на еще более незаконное действие, но, тем не менее, ради спасения человека от страсти блуда разрешает и его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Франк» найдены статьи: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) БАТХИЛЬДА († ок. 680), франк. королева, св. (пам. зап. 30 янв.) ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГУНТРАМН († 592), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды ДАГОБЕРТ I (ок. 608 - 19.01.638/9), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629) ДАГОБЕРТ II († 679), мч. (пам. зап. 23 дек.), кор. франков КАРЛ ВЕЛИКИЙ (747/8 - 814), кор. франков, кор. лангобардов, герц. Баварии, имп. (с 800) КАРЛ ЛЫСЫЙ (823-877), кор. зап. франков (с 840), имп. (с 875) КАРЛ МАРТЕЛЛ (ок. 688 - 741), майордом Австразии и Нейстрии, правитель королевства франков из рода Пипинидов КАРЛОМАН († 754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии, впосл. монах Кассинского монастыря Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Франк.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010