Исходя именно из таких позиций и основываясь на богооткровенном учении о человеке, Православная Церковь и формулирует своё отношение к проблеме трансплантологии в целом, конкретизируя оценку тех или иных частных её аспектов и нюансов, связанных главным образом с их осмыслением в телеологии учения о христианском спасении: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей), — отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », — позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжёлую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определённые нравственные проблемы и может представлять опасность для общества» (XII.7) . Донорство органов как бескорыстное и жертвенное участие в судьбе больного человека (родственника или нет, неважно; важно, что это — твой ближний), конечно, является благородным делом, христианским подвигом, заслуживающим уважения. С другой стороны, посмертное донорство, поставленное, например, на коммерческую основу, или же воспринимаемое (с трагической неизбежностью общественного менталитета нынешних дней) в русле потребительской психологии массового общества, не имеет никаких оправданий; такое восприятие донорства — безнравственно. Действительно, в свете христианского учения о человеческом теле донорство органов имеет неоднозначную оценку. Человек несёт ответственность не только за свою душу, её нравственную чистоту и беспорочность, но и за тело, которое, являясь Храмом Духа Святого, также должно быть чисто и непорочно. Единство души и тела нарушается смертью, но смерть — не то, что изначально естественно для человека, это то, что вошло в мир с грехопадением прародителей и побеждается в Воскресении Христовом. В отличие от многих других религий христианство не воспринимает тело как темницу души, но как храм, что говорит о возможности обожения человека при жизни и о соединении души с телом во время всеобщего Воскресения мертвых: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1 Кор.15:42-44, 52-54).

http://bogoslov.ru/article/5706523

«Кто собирается разрушить свою жизнь, открывает уста свои, чтобы рассуждать обо всем. Кто ненавидит себя, и не собирается [достойно] описывать Бога, тот придерживается столь великого нечестия, полагая себя мудрее [Творца].» (http://www.pravoslavie.ru/put/59358.htm) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! р.б.Сергий 10 февраля 2013, 21:27 (повторение) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Благодаря неустанным литературным трудам отца Андрея приходится значительно чаще обращаться к Священному Писанию и духовному наследию святых отцов Церкви, чем хочется, по нерадению, собственным произволением. Молитвами отца Андрея помилуй Господи мою грешную душу. Данная статья напоминает изящную оболочку, украшенную яркими образами и аллегориями, но, увы, почти пустую, без смысла и пастырского назидания, которую каждый комментирующий наполняет тем «добром», которое выносит из сердца своего. Утверждение автора: «Железо сильнее плоти, а время сильней железа. Но вечность сильнее времени, а человек будет-таки жить вечно.», - содержит серьезные ошибки. Во-первых, неправомерно противопоставлять НЕПОСТИЖИМЫЕ, сознанием поврежденным грехом, РЕАЛЬНОСТИ нашего БЫТИЯ. Во-вторых, «Говорю вам тайну: НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»(1,Кор.,15,51-52), ибо отвергающие Бога, укоренившиеся во зле, - УМРУТ, не смогут обрести духовных тел и «будут выброшены во тьму внешнюю», как «соль потерявшая силу». В-третьих, человек без Бога не может творить ничего, потому как меньше праха из которого сотворен. Н.Н. 10 февраля 2013, 19:26 Александр Суханов Как незаметно день за днем год пролетает Вот уж и март за февралем скоро растает Будто вчера мела пурга выли метели А на полях уже снега вдруг потемнели Эта зима от нас совсем ушла Да и весна уйдет с дождем с новой листвою Солнце зальет своим огнем небо седое Только слегка махнешь рукой вспомнив случайно Как над разбуженной рекой птицы кричали Эта весна уже от нас ушла Так незаметно день за днем жизнь пролетает

http://pravoslavie.ru/59322.html

Татьяна 6 ноября 2017, 11:12 Здравствуйте. Вот после крещения дают книжки, у кого они должны быть у родителей или у кресных? Герман 4 ноября 2017, 10:29 Что делать кресному после смерти крестника? Александр Бутов, г. Москва 12 мая 2017, 16:52 Наталия: " Не могли бы Вы сначала вспомнить, какое именно апостольское правило он имел в виду, и пояснить, почему оно оказалось для Вас недостаточно информативным? " Еще раз прочитайте мои комментарии. И спасибо Вам за помощь. Приступил к процессу вспоминания... Наталия С. 11 мая 2017, 18:23 Уважаемый Александр! Если Вы просите привести источник, то, во всех канонических сборниках православной Восточной Церкви на первом месте стоят правила святых Апостолов. И в одном из своих предыдущих комментариев (23 апреля 2017, 15:05) Вы сообщили, что о. Иов Гумеров указал на одно из них, отвечая ранее на Ваш вопрос. Не могли бы Вы сначала вспомнить, какое именно апостольское правило он имел в виду, и пояснить, почему оно оказалось для Вас недостаточно информативным? Александр Бутов, г. Москва 6 мая 2017, 23:04 Наталия С.: " Если от купели принимали бы родители, то ребенок входил бы ТОЛЬКО в малую Церковь, семейную. " Уважаемая Наталия! Это Ваше новое утверждение или, снова, предположение? Если - первое, то не могли бы Вы указать его источник(и)? Уверен, это было бы полезно всем, а не только мне. А то у читателя, не ознакомившегося с ранее опубликованными комментариями, может, после прочтения этих Ваших слов, сложиться ОДНОЗНАЧНОЕ впечатление, что так оно и есть на самом деле. Наталия С. 3 мая 2017, 19:53 Уважаемый Александр! Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, а во-вторых, по вере родителей и восприемников. Родители приносят дитя в церковь, священник погружает его в купель и члены Церкви принимают ребенка, отсюда название восприемники. Если от купели принимали бы родители, то ребенок входил бы только в малую Церковь, семейную. А он входит в Церковь вселенскую, устанавливая через восприемника духовное родство с ее членами. Да, крестный дает обеты лично, но по праву члена Церкви и по вере Церкви. И отвечает он лично, но перед всей Церковью, ведь Церковь пополняется, а «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются» (1 Кор. 12-13)

http://pravoslavie.ru/98865.html

52 Когда люди становятся плотью, приходит смерть; когда люди преодолевают плоть, приходит безсмертие, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). 53 Поднимаясь на духовную вершину, приходится жестоко страдать – это наша плата за Красоту, которая открывается перед нами. 54 Жить, упорно держась за Добро, с неколеблющимся сердцем, – высокое достоинство человека. 55 Одна дурная мысль, одно представление, одно мечтание – это отпадение от Бога и Жизни. 56 Мысли умерщвляют душу, когда она колеблется и уступает им. 57 Каждую нашу молитву предваряет вначале призыв Божий к этой молитве. 58 Самую высокую гору вблизи всегда закрывают предгорья. Нужно суметь добраться до нее, а затем взойти как можно выше... 59 Сначала мы сами цепляемся за суетную обманчивую жизнь, а потом она жестоко преследует нас и убивает. 60 Потерпеть поражение – неудивительно, но удивительно при этом остаться не сломленным и победить; это одно из действительных достоинств человека. 61 Для истинного монаха ночь становится подобна ясному дню, а день становится подобным ночи. Разумеющий да разумеет... 62 Хочешь познать этот мир?.. Умрешь, – и все узнаешь. 63 Мысли могут противостоять человеку, но Богу противостоять не могут: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4: 20). 64 Каждая мысль временна, а Тот, Кто видит мысли, – вечен. 65 Конечная цель всякой мысленной деятельности – привести сердце к забвению Бога: к греху, к блуду, к духовной, а затем и телесной смерти. 66 Чтобы прийти в себя, нужно уйти от себя. 67 Какая бы мысль ни начинала действовать, через несколько мгновений она оборачивается мыслью блуда, гнева или осуждения. 68 Мысли всегда вне субъекта. Пребывай в глубине самого себя – там, где Христос, где молитва. 69 Убить человека – это значит жить вместе с убитым в своем сердце до конца жизни. Это самая страшная сторона любой войны. 70 Чтобы получить самый высокий Небесный дар, нужно отказаться от самого дорогого земного дара – от этой жизни.

http://isihazm.ru/?id=199

14) Изречение: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15:1), и: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: «созда Мя» (Притч. 8:22); и: «Аз... есмь червь, а не человек» (Псал. 21:7); также всё, что в Евангелиях и у пророков изрек о Себе Сын уничижительно, — сказано о теле, которое понес Он на Себе ради нас. А удобостраждущего сего тела, которое понес Сын на Себе для спасения вселенной, не приписываем мы Отцу. Ибо все создано Отцем чрез Сына; единый же Сын рожден от Отца. Почему Бог Слово «перворожден всея твари» (Кол. 1:15), и Он непреложный от Непреложного. Поэтому тело, которое ради нас понес на Себе Сын, есть тварь. 15) Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись по всему, даже и с Адамовыми немощами, кроме греха, чтобы чрез Него привести к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1 Тим. 2:5, 6), и в другом месте говорит: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15:21, 22). 16) Все получило бытие и создано Самим Словом, но Слово не имеет начала бытия; получившим же начало бытия и созданным Писание именует человека, которого ради нас понесло на Себе Слово. Ибо Господь говорит: всякая розга, во Мне пребывая, приносит «плод» (Иоан. 15:4, 5). И в человеке, которого понес Он на Себе от Адамова рода, оживотворил Он сущих от Адамова рода. 17) Прими во внимание, что доныне никто не знал Сына Божия как Он есть, пока не явил Он нам Себя. Сына же человеческого, которого Он понес ради нас, мы знаем. О нем сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2); о Нем и Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7:56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» — Господне от Марии тело. 18) А что касается выражения: «Иисус преспеваше возрастом, и премудростию, и благодатию» (Лук. 2:52), то оно говорится о человеке, разумеемом в Спасителе; Он был некогда младенцем, преспевал возрастом, премудростию и благодатию; Он, «начиная, бе яко лет тридесять» , как повествует евангелист Лука (Лук. 3:23). Тело же, допускающее преуспеяние и возраст, есть тварь и создание. Иисус Христос, разумеемый в Спасителе человек, приемлет преуспеяние возраста, бывает некогда младенцем, а потом мужем, «начиная яко лет тридесять», как говорит Лука. Итак, приемлющий возрастание человек Христос Иисус, Посланник и Святитель, верный Сотворшему Его, Он-то и есть допускающий преуспеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

1. Иисус мог сознательно следовать по пути, намеченному пророком Исаией ( Ис. 52, 13 – 53, 12 ), автором 21-го Псалма и др. Здесь некто Раб Божий предста­­ет как страдалец и утверждается, что его страдания имеют особый священный характер – Его страдания несут освобождение от грехов и примирение с Богом всем людям. Эта непопулярная в традиционном иудаизме линия пророческой вести, таким образом, Самим Христом выдвигается на первый план и легализуется как Замысел Божий о Спасении. 2. Во времена Иисуса существовала обширная литература, которая говорила о событиях, предшествующих Концу мира. Важный элемент этих ожиданий – великое горе и потрясения, которые испытают люди. Не представляют ли Страсти Христовы начало этого Конца? Такая драма, как унизительная Смерть Посланника Божьего, наступившая за этим тьма, разорвавшаяся завеса в Храме, последовавшее затем разрушение Иерусалима и начало крестного пути Его последователей – не есть ли это всё этапы начавшегося разворачиваться, как пружина, Конца и Новой Жизни мироздания? 3. Нужно знать, что ко времени Христа сложились представления о том, что мученическая смерть невинных может освободить от грехов и других людей. Эта идея встречается в позднем иудаизме, и мы ее находим в ряде популярных текстов того времени. Во 2-й Маккавейской книге мы читаем, как иудейский мученик молится: Я же, как и братья мои, предаю и душу, и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом… и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш (7, 37-38). В 4-й Маккавейской книге сказано еще конкретней: Будь милостив к народу Твоему, и пусть наше наказание будет удовлетворением за них. Сделай кровь мою их очищением и возьми жизнь мою как выкуп за их жизнь. Возникает вопрос: может быть, Иисус следовал этой традиции и потому и избрал Крестный путь? Авторы Нового Завета постоянно подчеркивают, что Иисус должен был умереть по Писанию (например: Христос умер за грехи наши, по Писанию. – 1 Кор. 15, 3 ). Но маккавейские книги не входят в священное иудейское Писание (Ветхий Завет). В таком случае 3-я гипотеза имеет меньше всего оснований. Вторая – вероятна и даже в каком-то смысле верна, но все же больше всего оснований имеет гипотеза 1.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

36 Эти слова Оригена, по нашему мнению, приуменьшают значение Воплощения Сына Божия. Если же говорить о новозаветных теофаниях, происходивших после Вознесения Христа, то вряд ли их можно приравнять к ветхозаветным явлениям Бога. 37 Добавление считают бесполезным «Kl», «Koe», «Nau». 38 Ср. ПЦ II, 1. 39 Литература, посвященная интерпретации этой фразы Оригена, как будто бы принижающей Воплощение (ведь смерть Христа не была развоплощением и возвращением к прежнему состоянию!), указана у «Pa», p. 65—66, n. 9. 40 log M: lÒgwn Koe» Nau» (ср. fwnîn, в нашем переводе „выражения“, букв. „про­из­не­сение звуков“): lÒgou Bl». 41 Ср. ПЦ I, 62. 42 1 Кор. 2, 4 (в ряде НЗ рукописей человеческой мудрости»). 43 В лучших НЗ рукописях цитата из Ис. именно в таком и сокращенном виде; по-ви­димому, дополнена по Ветхому Завету позднее. 44 В § 52—62 Ориген перечисляет разные смыслы слова „благо“, а в § 90—108 — слова „начало“. Ниже, в § 125—291, он определит около сорока (!) понятий, стоящих за словом lÒgoj. Подробный комментарий к этим местам см.: «Crouzel H». Le contenu spirituel des dénominations du Christ selon le livre I du «Commentaire sur Jean» d’Origène Origeniana secunda. Second colloque international des йmudes origйniennes (Bari, 20—23 septembre 1977) Textes rassemblйs par Henri Crouzel, Antonio Quacquarelli (Quaderni di „Vetera Christianorum“, 15). Roma, 1980. P. 131—150. 45 t¾n nekrÒthta. Неологизм Оригена, встречающийся у него много раз в разных произведениях (впоследствии используется некоторыми отцами Церкви, но около половины всех случаев словоупотребления все равно приходится на Оригена). Слово имеет не только физическое, но и нравственное (как последствие греха) значение. Ср., например, ниже, I, 181, 268; II, 53. 46 Ср. „Увещание к мученичеству“ 7, lin. 22 «Koe» и примеч. Н. Корсунского к рус. пер.: «Ориген». О молитве. Увещание к мученичеству. СПб., 1897 (репринт: 1992). С. 176. Добавление Оригена к новозаветной цитате из Мк. 10:18 пар. („Никто не благ, как только один Бог «Отец " „), не засвидетельствованное ни в одной новозаветной рукописи, отражает оригеновский субординационизм Сына по отношению к Отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: " Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных... " — это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их. " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " — таков результат происшедшего сражения. " Быть может, — говорит св. Андрей, — что они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что " антихрист будет убит духом Божественных уст " (2 Сол. 2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе; мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Давидом и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огонь гееннский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением " . Как жизнь блаженная еще в этой жизни начинается, так и ад ожесточенных и терзаемых злою совестью начинается еще в этой жизни, продолжается и усиливается в высшей степени в жизни будущей. " А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами " , — " Две есть смерти, — поясняет св. Андрей, — одна — разлучение души с телом, другая же — ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет первая — телесная, а уже за нею последует вторая; и сие правильно. Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти — вечной муки " (ст. 17-21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

Серафима 30 июня 2023, 15:19 Насчет осуждения - трудная тема. Размышляю над этим. Опасно как-то и чересчур оправдывать всех и вся. Опасно и замалчивать, не говорить о плохих поступках других. Я пробовала и так и эдак - выходит что-то не то. Люблю слушать и читать, как старенькие монахини рассказывают про свою жизнь. Возьмите, почитайте хотя бы историю матушки Фроси из " Несвятые святые " . Вот они говорят обо всем прямо, как есть: этот человек сделал то, тот человек сделал это. Это люди перепились все, тот человек грибочки наши растоптал. Не оправдывают, не замалчивают, а просто говорят, как есть. И при этом не выносят оценочного суждения о человеке и его поступке. Может быть, это и есть настоящее не осуждение? Илья 30 июня 2023, 13:52 Безразличие к ближним это плохо, вразумить часто и нужно, но с любовью конечно, по заповеди Христовой: " Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему " (Лк 17.3). И Апостол Павел завещал " вразумлять бесчинных " (1Фес 5.14), " обличать " (Еф.5.11), не сообщаться и " даже не есть вместе " с братьями, остающихся в тяжких грехах (1 Кор. 5.10), удаляться от поступающих бесчинно, не общаться, чтобы устыдить их, остерегаться производящих разделения и соблазны и т.д. Без рассуждения этого не получится. Елена 30 июня 2023, 10:32 Осуждаем мы людей не потому что они плохие (хотя они плохие), а потому что не любим их. И не лучше ли вместо того, чтобы на других смотреть, оплакивать собственную нищету. Молитва " за врагов " действительно работает, но не всегда. О себе могу, конечно, только сказать. Можно усилием воли молиться за кого-то, кого терпеть не можешь, и результата - ноль. Не получается молиться, если человека почти не знаешь и не соприкасаешься с ним. Но если человек не совсем посторонний и, сделав небольшое усилие над собой, можешь молиться о нём, со временем неприязнь уходит. Когда молишься о ком-то, ты делаешь ему добро, а по психологическому закону ты уже не можешь ненавидеть того, кому делаешь добро.

http://pravoslavie.ru/154541.html

Христос же воскрес единожды. Его Воскресение явилось началом обóжения человечества и источником всеобщего воскресения. Такого язычество никогда не знало (ср.: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян 17:32). Воскресение Христово — это краеугольный камень христианской веры. Апостол Павел писал: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:14,17). Потому за эту веру страдали миллионы людей. 6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца Как много говорит этот факт для христианского понимания человека! Вознесением Христовым в полноте открывается истина о высшем достоинстве человека — он первый (одесную) у Бога! Такой славы не имеют даже высшие ангелы. Предвечный совет  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца Этими словами исповедуется сразу несколько основополагающих истин человеческого бытия. Прежде всего, говорится о событии, завершающем земную историю человечества, — о Втором славном пришествии Христовом. Далее — о Последнем суде. Во время всеобщего воскресения произойдет соединение души с обновленным телом и полное восстановление человека. Здесь возвратится человеку воля, утраченная со смертью, и он получит возможность до конца осознанно определить свое отношение к Богу. Ибо на этом суде, который часто именуется страшным, на основе опыта земной жизни, опыта посмертного состояния души и открывшегося видения любви Христовой и Его Царства, которому не будет конца, произойдет окончательное самоопределение каждой личности. Наконец, словами «судити живым и мертвым» утверждается истина бессмертия человеческой личности, истина воскресения мертвых и такого же суда над ними, как и над не пережившими смерти, но, по слову Апостола, изменившимися в новое тело (см. 1 Кор 15:51-52). 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки

http://foma.ru/simvol-veryi-chto-i-poche...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010