Апостол Иаков восклицает: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак. 2, 5). Действительно, хотя среди первых христиан и встречались люди богатые (см.: Мф. 27, 57; Рим. 16, 23), в своем подавляющим большинстве верующие во Иисуса Христа были малообеспеченными людьми. И здесь, слова апостола Иакова: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою , перекликаются с наставлением апостола Павла: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 26–28). О богатых сказано в Евангелии: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). С другой стороны, можно ли спокойно наслаждаться богатством видя, как собратья по вере в Обнищавшего нас ради (см.: 2 Кор. 8, 9) страдают в тисках социальной несправедливости? когда одни люди — бедные — должны в поте лица обеспечивать своим трудом сверхприбыль для других — богатых? А ведь в настоящее время господства транснациональных корпораций не только отдельно взятые мужчины и женщины батрачат на благо шести процентов населения земного шара, но и целые страны вынуждены в ущерб интересам национального предпринимательства работать на транскапитал. При таком соотношении материальных сил и заведомо несправедливом распределении капиталов и ресурсов говорить о справедливой конкуренции достаточно наивно. Транснациональные корпорации уже захватили власть над планетой и рычаги их господства в современном мире — это разные ипостаси пресловутой глобализации, такие как " международный суд " , " международный банк " и " международное правительство " , ожидающие прихода своего " машиаха " [ 4 ]. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? (Иак. 2, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Значит, во времена преподобного Никодима (или, возможно, раньше) считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек, которые следовало затем дезинфицировать (считалось, что уксус благодаря содержанию в нем спирта и уксусной кислоты обладает антисептическим и антигрибковым свойствами, хотя для COVID-19 этого было бы недостаточно). Русская Церковь, принимая эти меры, руководствовалась именно данным текстом, также процитированным в «Настольной книге священно-церковно-служителя» великого литургиста XIX века С.В. Булгакова. И прежде считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек Считаю, что имеющие достаточно сильную веру и уверенно причащающиеся из одной лжицы ничем не рискуют, и верится, что пошедшие на такие меры Церкви сделали это с расчетом на слабоверных и сомневающихся. В каком-то смысле они руководствовались правилом апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22). Нужно учитывать, что Причастие не обладает «магическим действием»: как и все остальные Таинства, оно сообщает благодать в полноте, но восприятие благодати соразмерно вере получающего (греческие святые отцы использовали греческий термин «аналогия», который означает пропорцию, соответствие, соразмерность). Апостол Павел говорит (и это повторяется в молитвах перед причащением), что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30). В любом случае, каждая Поместная Церковь вправе по причине икономии принять все необходимые меры в каждом отдельном случае. – Вторым поводом для споров стало закрытие храмов и прекращение совершения богослужений. – Прежде всего, следует отметить, что в большинстве стран не было указа закрывать храмы: в них стали пускать людей лишь маленькими группами, а затем ограничили посещение храмов отдельными лицами. Но меры по самоизоляции сделали поездки в храмы и их посещение мирянами невозможными. Однако в большинстве Поместных Церквей служение Литургии продолжается: в храмы приходят священник, чтец, возможно, даже диакон и алтарник (хотя в Греции даже в монастырях это было объявлено вне закона, что парадоксально для страны, где Православие является основой национальной идентичности и официально признанной религией).

http://pravoslavie.ru/130405.html

Мы должны любить Бога всем существом, а ближнего только как самого себя (см. Мф. 22, 37-40). Насколько Бог выше человечества, настолько богообщение важнее общения с людьми. Иногда требуется даже «возненавидеть» человека, если любовь к нему мешает любви к Богу (см. Лк. 14, 26-27). Но для того, чтобы богообщение стало возможным, надо иметь чистое сердце и стяжать дух мирен (см. Мф. 5, 8-9). Это требует от человека подвига личного благочестия и поиска помощи Божией. Бог дает эту помощь, во-первых, только тем, кто ее ищет и просит; во-вторых, теми способами, которые Он Сам установил. Это и есть освящение, «ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Итак, на первом месте подвиг личного благочестия и благодатное освящение отдельно взятого человека, а единство членов Церкви - это результат богообщения каждого ее члена. Еще одна еретическая фраза Шмемана: «Член Церкви - это тот, кто причащается Церкви в таинстве Церкви». Странно читать такое в официальном церковном издании. Ведь каждый из нас причащается Святых Христовых Таин - Тела и Крови Христовых, «во оставление грехов своих, и в жизнь вечную» (из формулы причащения). То есть, я причащаюсь «во оставление грехов своих» - моих личных греховных недугов, ищу личного очищения и освящения. И еще одна фраза: «Никаких других (кроме крещения) условий причастия в ранней Церкви не было». Как не было? Требовалась свобода от лжи и лицемерия (пример: Анания и Сапфира и их смерть - см. Деян. 5, 1-5 и 7-10); свобода от надежды на всесилие денег (пример Симона волхва - см. Деян. 8, 13-21), а главное - готовность за Христа в любой момент идти на мучения и смерть. Даже бытовая жадность была препятствием к достойному причащению Святых Христовых Таин. Так, в Коринфе был непорядок на агапах: «всякий поспешает есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11, 2) - и это вызвало слова апостола Павла, являющиеся основой требований к причастникам: «Да испытывает...себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 28-31). Так что требования к причастникам были - и очень серьезные. Мы не знаем, как древние «судили сами себя». В наше время это делается при помощи исповеди. Думаю, что так же было и во времена апостолов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Остановимся немного на действенности таинств. Как мы уже определили, благодать Св. Духа во всей полноте преподается в таинственной жизни Церкви. Но каждый отдельный человек в разной мере усваивает от этой благодати. Разность определяется как желанием человека на уровне ипостасной воли вместить в себя благодатные дары, так и от Божественного Промысла. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:27-30). Из слов апостола следует, во-первых, что благодатные дары необходимы для созидания земной Церкви. «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). А, во-вторых, их обилие, разнообразие, благодатная сила находятся в прямой зависимости от благочестия людей, составляющих земную часть Церкви. «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31). Иными словами, можно сказать, что когда Господь видит сердца людей предрасположенными или готовыми идти за Ним на Голгофу (см. Лк. 9:23), то и дары Св. Духа преподаются более обильно, и действие их на людей, если можно так сказать, более глубоко, более выразительно, более чувствительно для человека. И наоборот, внутренняя апостасия отдельных членов земной Церкви складывается в апостасию уже церковной организации (прихода, епархии, поместной Церкви) с вполне закономерным уменьшением благодатной силы, преподаваемой Господом. При этом возможность спасения человека в Церкви как базовая цель существования самой Церкви остается. Даже в обществе, полностью пораженном апостасией, только Церковь останется тем организмом, где может произойти встреча человека с Богом. Но про обилие даров Св. Духа в апостасийном обществе нужно забыть. Можно утверждать, что при сохранении действительности таинств их действенность не статична и соответствует Божественному Промыслу, Божественному домостроительству, и при этом направлена неизменно на спасение душ.

http://bogoslov.ru/article/5571137

Святой апостол Павел пишет о грехе блуда, если его совершает христианин: Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками… Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т. е. христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1 Кор.5:9, 11 ). Он же так говорит о недостойном Причащении без покаяния и с грязной совестью: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1 Кор.11:27–30 ). Поэтому гораздо честнее перед Богом воздерживаться от Причащения, пока не прекращен смертный грех, каким и является блудное сожитие. При том, что ваш жених нечестно подходит ко Христу и к участию в Таинствах, думаю, нет никаких оснований рассчитывать, что он перестанет пить и принимать наркотики, ведь такие греховные пристрастия преодолеваются верующими именно с опорой на Бога и на Его помощь. Вы говорите, что любите своего жениха, а замуж выходить боитесь. Трудно сказать, что такая любовь является святой и богоугодной, ведь, скорее всего, вы не очень-то любите его внутренний мир, его душу, а уж тем более нельзя сказать, что вы ему верите. Не зная Божией воли, я не беру на себя ответственность советовать вам уйти от него. Но вот что, по моему мнению, нужно в данном случае. Во-первых, начинайте, как и положено со своего сердца. Стремитесь строить с Богом более близкие отношения и как можно более усердно исполнять Его волю. Стремитесь к постоянному общению с Господом и в ежедневной искренней молитве, и в ежедневном вдумчивом чтении Евангелия. Молясь и читая Слово Божие, настраивайте свою душу на общение с Богом и молитесь при этом постоянно о своей проблеме примерно так: «Господи, я не знаю, как поступить. Помоги мне пойти правильным путем в жизни. Если соответствует Твоей воле наша совместная жизнь, помоги ее построить. Если не соответствует – разведи нас в разные стороны. Помоги мне исполнить волю Твою». Думаю, такая молитва будет искренней и будет услышана Богом, если будет настойчивой и постоянной. Я замужем за двоюродным братом. Теперь осознала, какой грех я совершила. Что мне делать – разводиться?

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

«…себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежды провидев» (Канон святому) Павел сравнивал жизнь и подвиг христиан с состязанием атлетов: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор.9:24-27) Пантелеимон совершает агон – рукопашный поединок — перед лицом всего космоса, как на арене, состязаясь с немудрыми и атеистами , тиранами, несправедливо пришедшими к власти, и побеждает силой Креста, то есть силой Бога, находящего за пределами космоса, твари и земной мудрости, которая в Его очах – безумие (1 Кор. 3:19). «На подвиг борьбы вступив, блаженне, Божественною силою превозмогл еси безбожных нечестивое тиранство и неистовство идолослужения, облекся во Христа, Судию и Венчателя подвигов» (Канон святому). «Юношеско ты противление имея, и твердостию души возставление стяжав, всяку язву доблественне претерпел еси, и мужеским, блаженне, умом, благодатию Божественнаго Креста укрепляемь» (Канон святому). Интересны параллели с Октоихом воскресным, где Христос предстает как «муж Крепкий», «сплетаясь» в рукопашной с тираном. Пантелеимон, атлет-целитель, чудодействет и исцеляет: «Идолы лестныя оплевал еси, и возносимую прелесть упразднил еси, чудодействуя дивная, и творя исцеления, Богомудре» (Канон святому) . Христос дает ему венец победителя агона: «Венечник показася всеизрядне» (Канон святому). Интересно обратить внимание на то, что Асклепий , языческий бог врачевания, считался и покровителем атлетов, а Геракл, сам могучий атлет, почитался в античности как божественный целитель. Теперь перед нами не мифы, а живой человек, Пантолеон-Пантелеимон, неудержимо шагающий к своему «скончанию яже о Христе» — и все естество его меняется так, что глаза слепит от божественного света. «Скончание о Христе» — «телос» — не конец чего-то начатого, после чего уже ничто не случиться, а исполнение всех стремлений человека.

http://pravmir.ru/kanon-velikomucheniku-...

У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: " Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен " (2 Кор. 12, 9-10). Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? Неужели может быть, чтобы старик, страдающий тяжелой одышкой, едва ходящий на разбитых ногах, с руками дрожащими, чтобы он был силен, ибо он немощен? Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути. Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми. Что же мы ответим ему, этому непонимающему? О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно. Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: " когда я немощен, тогда силен " и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной. Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: " Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее... " (1 Кор. 1, 27-28). Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Этих последних Иисус, Сама Истина, не назвал глупцами, как мы называем их. Назвал Он их слепцами, чуть более мягко. И еще Он назвал их " мудрыми и разумными " . Какая тонкая ирония! Это они сами себя считали мудрыми и разумными, а на самом деле были совершенно слепы и глупы. Вот эти слова Иисусовы: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (простецам) (Мф. 11 , 25). Ту же самую мысль выражает апостол Павел, когда пишет к коринфянам, что Бог избрал немудрое в глазах мира, немощное и незнатное, чтобы посрамить то, что - опять же в глазах мира - премудро, сильно и благородно (см.: 1 Кор. 1 , 27). Наилучшую характеристику дал тот же Павел как себе, так и другим апостолам, сказав: хотя я и невежда (простец) в слове, но не в познании (2 Кор. 11 , 6). Глупцами были те, кто, называя себя мудрыми, обезумели [ 8 ], по слову того же славного Павла. К таким глупцам относились фарисеи, книжники, саддукеи и первосвященники, а за ними и язычники Пилат и Ирод. Хотя они были кровными врагами друг другу, но тем не менее из-за Христа постепенно стали сближаться [ 9 ], пока в конце концов все они не согласились - раз и навсегда в одном Существе - убить Того, Кого Бог послал и Кого простой народ принял как Мессию. В то время как народ обоготворяет Христа, наслаждается Его словами и восхищается Его делами, старейшины еврейские, охваченные пылкой завистью и звериной яростью, силятся поймать Его на слове и задают Ему такие преглупые вопросы: Глупый же Пилат, хотя и находит, что Христос ни в чем не виновен, однако умывает руки и произносит смертный приговор Ему! [ 19 ] Есть ли глупость бОльшая под небом? Глупый Ирод, который ради угождения танцовщице усекнул праведного Иоанна, ожидает от Иисуса, чтобы Он, как некий индийский факир, явил перед ним какое-нибудь чудо, какой-нибудь фокус-покус, ради увеселения. А когда Мессия не доставил ему такого удовольствия, он одел Его в белую смирительную рубашку [ 20 ]. Возьмем лишь один пример, один из многих, в ярких красках рисующий портрет и простеца, и глупца. Однажды, когда стало известно, что Иисус пришел в Капернаум, нахлынул народ, чтобы Его увидеть и услышать, а многие принесли своих больных, чтобы Он их исцелил. И четверо из них принесли некоего человека расслабленного (полностью парализованного) и через кровлю дома с трудом спустили его пред Ним. Сказал Господь расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И человек стал здоров. Обрати внимание теперь, Феодул, как простецы и глупцы разделились тут, как вода и масло. Смотри, каковы простецы: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам, и каковы глупцы: Он (то есть Иисус Исцелитель) богохульствует. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? [ 21 ]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

2) Жить в новом этом и духовном рождении, то есть жить не по плоти, но по духу; помнить обещания свои, учиненные при крещении святом, которыми обязались мы Богу верою и правдою служить, святое послушание Ему показывать, без чего истинного благодарения быть не может и крещение никакой пользы не дает. 3) Тем, которые бесстрашием и нерадением погубили дар святого крещения, обратиться всем сердцем к Богу, каяться и молить Его, чтобы снова в высокую Свою принял милость, дабы не вовеки, в дьявольской власти оставшись, с ним вместе в вечном огне не страдать. Глава 2. О том, что Бог есть Отец христианам истинным   И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, – говорит Господь Вседержитель. (2 Кор. 6:18; Иер. 3:19; Ос. 1:10)   § 487. Хотя и всех людей, которые и не знают Бога, Бог есть Отец, как Создатель и Промыслитель всех, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), однако верных Своих, которые веруют в Него, знают Его, единого истинного Бога, почитают Его, боятся и любят Его и усердное Ему послушание стараются оказывать, особым образом называется и есть Отец. Это человеколюбие Божие, что Он называться и быть Отцом верных своих благоволил, во многих местах Святого Писания в утешение наше изображается. К Нему Сын Божий молиться апостолов и через них нас научил: Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, и проч. (Мф. 6:9 и след.). К Нему Исаия молится: Ты еси Отец наш (Ис. 63:16). И Сам Он обещал верным быть их Отцом: и буду вам Отцем, и прочее (2 Кор. 6:18). И верные Ему вопиют: Авва Отче! (Рим. 8:15). А если Бог Отец есть верных, то и верные – сыны Его, как апостол говорит: Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:26-27). § 488. От этого источника человеколюбия Божия проистекает нам, грешным, любезный христианин, многоразличное утешение, которым, как хладною водою в жажде, в приключающемся бедствии прохлаждаемся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными    Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных?    Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо ««не здоровые имеют нужду во враче, но больные»« (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был »«поглощен чрезмерной печалью»« таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь», и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2).    Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: ««откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали»... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются    Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач.    Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010