Беседа П. с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, уверовала, и П. крестил ее вместе с домашними. По приглашению Лидии П. со спутниками поселился в ее доме (Деян 16. 14-15). По церковному преданию, Лидия из Фиатиры впосл. стала диакониссой в Филиппах (см. в ст. Лидия ). Др. женщина, о к-рой упоминает ап. Лука,- «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретила П. и его спутников, включая ап. Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение мн. дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян 16. 16-18). Ап. Лука описывает это событие как одно из чудес П. Чудеса были частью того мира, в к-ром жил П., и неотъемлемой составляющей жизни раннехрист. Церкви ( Twelftree. 2013. P. 59-60, 109-118). В данном рассказе служанка «одержима духом прорицательным (χουσαν πνεμα πθωνα)». Очевидно, П. распознал в ней одержимость нечистым духом (ср.: 1 Кор 12. 10), а потому решил изгнать его из нее (ср.: Деян 8. 18-23). Чудо, совершённое П., не осталось без последствий. Господа, у к-рых работала служанка, «видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян 16. 19). Эти господа были язычниками, возможно даже жрецами, на к-рых прорицательница работала ( Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2421). Поступок П. лишил их дохода, поэтому они решили расправиться с пришельцами: обвинили их перед городскими начальниками в том, что те возмущают город и проповедуют неприемлемые для римлян «обычаи». Избитых апостолов бросили в темницу, где сторож, выполняя приказ городских властей, «забил в колоду» их ноги (Деян 16. 20-24). (Избиение палками в Филиппах было одним из 3 подобных избиений, о к-рых П. упоминает в 2 Кор 11. 25; ср.: 1 Фес 2. 2.) В темнице П. и Сила не спали, но, изможденные и израненные, «воспевали Бога», т. е. пели псалмы.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

“А нам Бог открыл ведение (о Нем) Духом Своим: ибо Дух все проницает, и глубины Божий… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога: что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого” (1 Кор. 2: 10–13). “Ты Христос, Сын Бога Живого”. И по слову Христа: “не плоть и кровь открыли ему (Петру) сие, но Отец, Сущий на небесах” (Мф. 16: 16–17). “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (1 Тим. 3: 16). И это есть естественный рост в Духе чрез пребывание в Божественной области хранением заповедей Христа. Ум вдруг схватывает познание и формулирует его в человеческих словах. Сие приходит, как вспышки молнии, при сердце, разжженном любовью. Это — та светоносная вечность, к которой все мы призваны (ср.: 1 Петр. 2: 9). Накопление в опыте Церкви подобных моментов озарения сознания нашего органически привело к сведению их воедино. Так появляется первая попытка систематизации живого богословия, произведенная святым Иоанном Дамаскином, мужем, богатым и своим собственным опытом. Срыв этого чудного восхождения к Богу в неисследимом богатстве высшего познания произведен, при упадке живого опыта, тенденцией подвергать данные Откровения критике нашего рассудка; склонением к “философии религии”. Последствие: схоластические суммы богословия, в которых опять-таки больше именно философии, чем Духа жизни.   Действенно быть в Боге и с Богом дается или “детям” (Мф. 18: 3; 11: 25), или божественно безумствующим, подобно великому Павлу (см.: 1 Кор. 4: 8–10; 1: 20). Он писал о себе: “Но что было для меня преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все (вообще) почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа… чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Фил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

И не только в разных смыслах, но и во всех смыслах одновременно. Об этом замечательно сказал о. Владимир Лапшин в одной из передач по радиостанции " София " : перечислив несколько значений слова " умилостивление " , указанных в греческо-русском словаре, он замечает: " Возможно, Апостол имеет в виду все значения сразу " . Однако, как это может быть? Это только в словаре слово имеет несколько значений, а в человеческой речи если слово имеет сразу несколько смыслов, то это бессмысленное слово. В речи слово имеет или одно определенное значение, или никакого. И чтобы удостовериться в этом, достаточно открыть Первое послание к Коринфянам, где Апостол Павел говорит: " Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец " (1 Кор. 14:10-11), и приводит пример: " и бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? " (1 Кор. 14:7-8). Собственно, масонство и сознает мир, состоящим только из космополитов, которые являются чужестранцами в любой стране. А для богослова-модерниста было бы в самом деле очень полезно, чтобы никто не готовился к сражению: так его идеи смогут незаметно проникнуть в головы верующих. Итак, масонство настаивает на своей свободе произвольно понимать и масонские символы, и знаки, слова и догматы вообще. " Многие писали об истории и символике масонства, но очень немногие писали о внутреннем смысле масонских учений и ритуалов с целью вразумительно изложить фундаментальную философию масонства. Совсем напротив: масонам предлагают, и даже всячески понуждают, составлять свои частные мнения о смысле масонства и его символов " ,- удивляется один из современных масонов. Видимо, он как раз и относится к числу непосвященных, раз не понимает, что в этой свободе и состоит вся сила идеологии масонства. Гарри Карр, весьма уважаемый масонский автор, пишет в своем основательном сочинении The Freemason At Work: " Я признаю, что каждый человек призван выработать свою собственную символику и должен поощряться к этому, - и когда он достигнет этого... его символика действительна для него, независимо от внешних логических аргументов " [ 16 . PP. 334-335] .

http://moral.ru/dogmat.htm

После Преображения, когда ученики сходили с горы,  Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем ей дении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. XVII, 9). Об этих словах напоминали ученикам и ангелы, когда, явившись им по воскресении Христа, сказали:  что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его (Лк. XXIV, 5-8). Итак, Христос неоднократно говорил о Своем воскресении. Какое же право имеем мы не доверять Ему и подвергать сомнению Его слова? Разве когда-нибудь Он говорил неправду? Разве какие-нибудь Его обетования не сбылись? Пророчества не исполнились? Напротив: все Его предсказания исполнились буквально. Поэтому и в данном случае мы не вправе сомневаться и должны верить, что Христос воскрес, ибо Он об этом говорил, а слова Его всегда исполнялись. Далее, мы веруем в Воскресение Христово потому, что после действительной смерти Его видели воскресшим. Если внимательно изучать евангельский текст, то таких видений или явлений Его разным лицам можно насчитать до десяти. Первое явление было Марии Магдалине (Мк. XYI, 9; Ин. XX, 11-18). Непосредственно затем Господь явился и другим женщинам-мироносицам (Мф. XXVIII, 9-10). Третье явление было апостолу Петру (Лк. XXIV, 34; I Кор. XV, 5); Подробности этого явления совершенно неизвестны. Четвертое было двум ученикам на пути в Эммаус (Лк. XXIV, 13-35). Пятое — десяти ученикам, собранным вместе, причем средя них не было апостола Фомы (Ин. XX, 19-23). Шестое — тем же ученикам вместе с Фомою (Ин. XX, 26-29). Седьмое — семи апостолам на озере Тивериадском, о чем подробно рассказывает святой Иоанн (Ин. XXI, 1-23). Восьмое — на горе в Галилее; более, нежели пятистам ученикам и одиннадцати апостолам вместе с ними (Мф. XXVIII, 17; 1 Кор. XV, 6). Девятое — апостолу Иакову. Об этом явлении нет упоминания в Евангелиях, но о нем говорит апостол Павел (1 Kopl XV, 4). Десятое явление было прощальным и закончилось (Вознесением Господним (Лк. XXIV, 50-51).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

1:26–29). Охотнее слушают нищие и бедные, и худородные и презренные этого мира зовущий голос Господа и идут на ту вечерю, ибо мало имеют благ этого мира. Любовь чести, славы, богатства, сластей и роскоши этого мира ослепляет душевные очи и не допускает видеть вечных благ. А человек чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущие блага, то стремился бы к ним не иначе, как лань на источники водные! (Пс. 41:2). Но у всех любителей этого мира тьма, как покрывало некое, лежит на очах душевных, и потому не видят они тех благ. А тот, кто чистым сердцем к Господу обратится, тогда покрывало это снимается (2 Кор. 3:16), и оком веры видит те блага и усердно ищет их. Христианин, богатый и нищий, славный и убогий! Обратимся от мира к Господу, и откроются наши очи, и спешно пойдем на ту вечерю, поверим слову Божиему, которым Он зовет нас. К великим, небесным, вечным и неизреченным благам позваны мы Богом, почему прилагаем наше сердце к тем, которые ничто сами по себе, и вскоре их оставим? Не напрасно апостол увещевает нас: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15) и прочее. И еще: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:1–2), поскольку любовь этого мира запинает наши ноги и не пускает идти на ту преславную вечерю. Христианин! Оставь блага этого мира, и там получим все и несравненно лучшие блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Будь твердо уверен в тех благах, и непременно, истину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием будешь их искать.   О том же Бывает в этом мире, что когда все званые на вечерю соберутся, тогда звавший их хозяин вводит их в украшенную палату, для вечери приготовленную, и так садятся все на свои места. Так будет и созванным на вечерю небесную и пришедшим к ней. Тогда Царь Небесный, послушавшим зова Его и пришедшим к Нему на вечерю, скажет: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). И пойдут с торжеством и весельем в преславную, небесную, нерукотворную, вечную и царскую Его палату, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном (Мф. 8:11). Тогда исполнится пророческое слово: И возвратит их Господь, и придут на Сион с радостью; и радость вечная над головою их; ибо над головою их хвала и веселье, и радость примет их; удалятся болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 35:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

5:11), называя здесь братом всякого вообще верующего, а не монаха. Чем именно производится братство? Баней возрождения, возможностью называть Бога отцом. Таким образом, монах, если он только оглашаемый, не есть брат; а верующий, хотя бы он был мирянин, есть брат. " Если, – говорит, – кто, называясь братом " … А тогда не было и следов монахов, но все этот блаженный говорил к мирянам. " Если , – говорит, – кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе " (Аще некий брат именуемь будет блудник, или лихоимец, или пияница, с таковым ниже ясти) . А с язычниками не так: " Если кто из неверных , – разумея язычников, – позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте " (1 Кор. 10:27). " Если же некий брат называясь братом, остается пьяницей… " Увы, какая тщательность! А мы не только не бежим от пьяниц, но и приходим к ним, имеем с ними общение. Поэтому все у нас перевернулось вверх дном, все смешалось, извратилось, погибло. Скажи мне в самом деле: если бы кто из таковых позвал тебя на пиршество, тебя, считающегося бедным и незначительным, затем услышал бы от тебя, что " так как предлагаемое получено посредством любостяжания, то я не допущу моей душе оскверниться " , разве же он не устыдился бы, не смешался, не покраснел? Этого одного было бы достаточно, чтобы его исправить и заставить его считать себя несчастным в богатстве, а тебе удивляться в бедности – если бы именно он увидел, что ты с такой ревностью пренебрегаешь им. Но мы, не знаю почему, сделались рабами людей, хотя Павел то здесь, то там взывает: " не делайтесь рабами человеков " (1 Кор. 7:23). Почему же мы сделались рабами, скажи мне? Потому что прежде мы стали рабами чрева, денег, славы и всего прочего, продали свободу, которую даровал нам Христос. А что, скажи мне, ожидает того, кто сделался рабом? Послушай, что говорит Христос: " раб не пребывает в доме вечно " (Иоан. 8:35). Вот окончательное решение – никогда не войдет в царство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5:22), и что именно Сын явится некогда во славе своей судить живых и мертвых, как сам Он неоднократно о том свидетельствовал (Матф. 24:3—43; Марк. 13:3—33; Лук. 17:22—37); вв) наконец из сравнения настоящего места с 10 стихом той же главы, где Апостол безраздельно назвал Иисуса Христа Спасителем Богом: дабы они (в общем смысле — христиане) во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога . е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные преимущества иудеев, говорит между прочим: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9:4—5). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют аа) образ речи: выражение — сущий над всем ( ν π παντων ), непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т.е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказав, что Христос от иудеев только по плоти , Апостол естественно располагает ожидать мысли, кто же Христос не по плоти ; вв) цель речи: на происхождение Иисуса Христа от иудеев по плоти Апостол указывает, как на одно из преимуществ избранного народа, и притом как на преимущество важнейшее, — в чем же будет состоять это преимущество, если Христос — простой человек, и не к Нему относятся последние слова: сущий над всем Бог, благословенный во веки ? Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Иисус Христос называется Богом, сущим над всем , т.е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец (Ефес. 4:6); бб) Богом благословенным , также подобно Богу Отцу (2 Кор. 1:3; Ефес. 1:8); вв) Богом, благословенным во веки - тоже совершенно сходно с Богом Отцом (2 Кор. 11:31), и наконец - гг) все это заключается частицей: аминь , которая, по употреблению в Священном Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Взаимоотношения Второго и Третьего лица Пресвятой Троицы описаны в посланиях святого Апостола достаточно определенно: и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). Второе и Третье Лица Троицы поставляются наравне потому, что домостроительство Духа усвояет верующим плоды домостроительства Сына, отчего и называется иногда Он в посланиях Духом Христа (Флп 1:19), с другой стороны, Дух излился на верующих через Христа (Тит 3:5–7), то есть посредством Своего воплощения, страстей и воскресения Сын отворил дверь для освящающей деятельности Духа. Пришествие Христа осудило грех для того, чтобы те, кто ходит по Духу, могли исполнить Закон. Объективное событие Воплощения имело субъективную цель, и эта цель исполнена была Духом в жизни верующих. В силу этого те, кто ходит по Духу, есть те, кто исполняет Закон. Однако хождение по Духу — не условие исполнения закона, но способ, которым он исполняется 66 . Как замечает Викенхаузер, слова Христос и Дух употребляются у апостола Павла практически взаимозаменяемо в тех местах, где он говорит о Церкви 67 , что вытекает из представления о Их нераздельности. Действия в мире Духа Божия, посланного от Отца, и Христа — Бога, явившегося во плоти, настолько переплетены, что Дух называется Христовым, а о Христе в свою очередь говорится, что Он Духом Святым принес Себя непорочного Богу (Евр 9:14). Согласно святителю Василию Великому, у Апостола Дух Святой “называется Духом Христовым как соединенный со Христом по естеству” 68 . В другом месте апостол Павел иначе указывает на неразрывное единство Духа и Христа: потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Дух и Христос едины в Своем домостроительном действии, и это подразумевает Их вечное, внемирное единство. В 8-й главе Послания к Римлянам выражение если Христос в вас, которым начинается стих 10, так близко к если только Дух Божий живет в вас 9-го стиха, что некоторые даже видят здесь отождествление Христа и Духа. Христос и Дух изображены фактически идентичным способом. Однако они отличаются, и Павел даже функционально не идентифицирует их в этом пункте. Обитание Христа в верующих — это условие для жизни Духа. Дух — это средство, которым Христос проявляет Свою силу в жизни верующего, и средство, которым верующий становится сопричастным телу Христову 69 . Дух Святой усвояет человеческой жизни богочеловеческий подвиг Христа, актуализирует жизнь Христа в верующих.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Святой Дух, пребывая в Церкви, хранит ее и направляет в соответствии с Божественным замыслом: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12: 8–10); раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, «как Ему угодно» (1 Кор. 12: 11). Содействием Духа Церковь осуществляет проповедь Евангелия и умножается: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фес. 1: 5). Он учит Церковь: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Охраняет Церковь, однажды и единожды созданную Христом, апостольским преемством; преемники – епископы – есть живые носители Духа: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1: 14). В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это наследие Христа, рожденное в Духе: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Дух Святой действует в Таинствах Церкви: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5). Святитель Афанасий Великий пишет: «Через приобщение Духа соделываемся мы причастниками Божественного естества» . Святитель Ириней Лионский учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Святой Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос. «Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало, после сего, сделавшись Человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа» . Ниспослание произошло во время Пятидесятницы, когда Дух Святой «новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» . В этом излиянии апостолы «облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми дарами Его и получили совершенное знание» . Они «были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными» . «Один и тот же Дух, Который через пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал» . «Святого Духа, Которого они получили, они сообщали и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке» .

http://pravoslavie.ru/107551.html

5:11,12). Чему ты удивляешься, когда постигает тебя скорбь, и для чего желаешь освободиться от искушений? Павел желал освободиться от них и часто молил Бога, но не получил этого: " трижды " именно и значить часто. " Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " " (2 Кор. 12: 8, 9). Под немощью здесь разумеются скорби. Что же? Услышав это, он переносил их с благодарностью и говорил: " Посему я благодушествую в немощах " (2 Кор. 12:10), т.е. радуюсь, нахожу удовольствие в скорбях. Итак, будем благодарить за всё - и за утешение, и за скорбь; не будем роптать, не будем неблагодарными. Говори и ты: " наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь " (Иов. 1:21). Ты не родился славным - не ищи же славы; ты вступил в жизнь не имеющим не только богатства, но и славы и чести. Представь, сколько зла часто происходит от богатства; или, лучше, послушай, что говорит Христос: " удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие " (Мф. 19:24). Видишь, к получению каких благ богатство служит препятствием; а ты хочешь обогатиться, и не радуешься, находясь в бедности, что уничтожено это препятствие? Так тесен путь, ведущий в царствие (небесное); так богатство широко, обременительно и стеснительно! Потому и сказал (Господь): " продай имение твое " , чтобы тебе вступить на этот путь (Мф. 19:21). Что желаешь ты богатства? Для того Бог и лишил тебя его, чтобы избавить тебя от рабства. Так и родные отцы, видя, что сын их развращается какою-нибудь блудницею и никакие увещания не убеждают его отстать от неё, прогоняют блудницу. Таково и обилие богатства. Потому Владыка, заботясь об нас и желая избавить нас от проистекающего отсюда вреда, лишает нас богатства. Не будем же считать злом бедность; зло - один только грех. Равно и богатство само по себе не есть благо; одно благо - угождать Богу. Итак будем желать бедности, будем искать её. Таким образом мы достигнем неба и получим небесные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1634...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010