53)  Чермен с добрыми очами, подобно великому Давиду (1 Цар. 16, 12), есть тот, кто при светлости жизни по Богу, имеет светозарное подобно ей и слово ведения. В таких добрая деятельность сочетавается с созерцанием; – и первая блестит разными видами добродетелей, а вторая светит Божественными помышлениями 51]. 54) Молящийся получить насущный хлеб, конечно, не весь приемлет его, как он есть сам в себе хлеб, но как может приять приемлющий. Всем просящим дает Себя Хлеб животный (Ин. 6, 35), как человеколюбивый, не всем однако ж поровну; но соделавшим великие дела правды больше, а тем, кои скудны такими делами, меньше: каждому сколько может приять достоинство (или благонастроение) его ума 56]. 55) Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он отсутствует. И опять, мужу созерцательному Он присущ чрез истинное ведение вещей; от того же, кто в какой-либо мере в сем погрешает, отсутствует 58]. 56) В начале обучения людей ко благочестию дело обыкновенно идет так, как бы оно относилось только к телу. И беседуем мы на первых порах приступления к Богочестию более по букве, нежели по духу. Потом, мало-помалу приступая ближе к духу и плотяность речений утончая духовными созерцаниями, в чистом чисто бываем уже мы Христе, сколько это возможно людям; так что можем говорить по Апостолу: аще иразумехом по плоти Христа, но ныне ктому неразумением (2 Кор. 5, 16). Это по причине простого (или чистого) приступания ума к Слову без покровов на Нем, так как мы преуспели уже от плотского разумения Слова взойти к узрению славы Его, яко Единороднаго от Отца (Ин. 1, 14) 61]. 57) Кто начал жить жизнию во Христе, тот превзошел правду и подзаконную, и естественную: что давая разуметь, божественный Апостол говорит: во Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание (Гал. 6, 15), словом обрезание обозначая подзаконную правду, а словом: необезание – намекая на подобную же праведность по закону естества 62]. 58) Слово Божие есть путь (Ин. 14, 6) для тех, кои, проводя деятельную жизнь, верно и твердо текут поприщем добродетели, не уклоняясь ни на десно по тщеславию, ни на шуе поползновением на страсти, – и по Богу направляя стопы свои: чего до конца не соблюдши Аса, царь Иудейский (3 Цар. 15, 23), заболел, как о нем говорится, под старость ногами, как расслабевший и обессилевший тещи далее путем жизни по Богу 68].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2) Умирающий, еще дыша, говорил, что явились ему два некие лица, женщина и мужчина, и обличали его безжалостно, отчего он стенал, взывал о помощи и трясся, ужасаясь исхода из тела. Видите, каков приговор смерти? – Демоны выступают нашими обличителями и осудителями. И бывает это так, что какие помыслы любезно принимаем мы и в дело приводим, те узрим и во время исхода: если предзрим Господа пред собою выну (Пс. 15, 8), если представляем, яко близ суща, хранителя жизни нашей, Ангела, если воображаем таких и таких святых, то их и увидим при последнем издыхании; если же напротив рисуем в себе греховные образы и бесовидные помыслы сокровиществуем, то их и встретим тогда, что жалостно и пагубно. 3) Почему восподвизаемся о том, чтоб не быть объятыми такими идолами в час исхода, но обрестись тогда с чистым сердцем, чтоб с дерзновением можно было и нам сказать: в мире вкупе усну и почию (Пс. 4, 9). Ибо для добродетельного смерть есть сон, как и Господь сказал: Лазарь друг нашуспе: но иду, да возбужду его (Ин. 11, 11). Если же она сон есть, то явно, что есть для него и виновница упокоения, и становится началом Жизни Вечной, как говорит св. Апостол: ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть; и опять немного ниже: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? – Жало же смерти, грех: сила же греха, закон. Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом (1 Кор. 15, 20, 54–57). – Се, поглощена смерть! Се, дарована победа! Ибо Господь говорит: побеждающему дам ясти от древа жизни, еже есть посредерая Божия (Откр. 2, 7). Се открыто поприще Царствия Небесного? Се предлежит треблаженный подвиг! Побеждающему венец и вкушение Жизни Вечной. Потщимся и мы победить диавола, попрать страсти, очистить себя вполне от всякого зла и стяжать добродетели, чтоб и обитателями рая соделаться и удостоиться вкушать от древа жизни. 291. 1) Спасение содевать надо непрерывно и с охотным рвением. – 2) Воины усердствуют служить царю земному ради земного; нам ли лениться работать Царю Небесному ради небесного? – 3) Смотрите на святых: какого рода людей нет в числе них, но нет ни одного ленивого и нерадивого. Есть падшие между ними, но такие, кои, покаявшись, ревностно и трудолюбно благоугождали Богу. – 4) Встань же, нерадивый, внемли Апостолу и возревнуй. 89]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

117 «Коран есть слово Бога несотворенное: оно написано в наших книгах, начертано в наших сердцах, членораздельно в наших языках и слышится нашими ушами, воспринимающими звук слова, а не самое слово, которое вечно и самобытно». M. d " Ohsson, p. 29. 118 Гл. 5, ст. 119; гл. 3, ст. 48; гл. 19, ст. 29: есть искажение слова Evangelium, ευαγγλιον. «Мы также повелели Иисусу сыну Марии следовать стопам пророков, утверждая закон, ниспосланный ранее его; и Мы дали ему Евангелие, содержащее направление и свет, также утверждающее закон, данный ранее его, и направление и увещание тем, кто боится Бога, чтобы получившие Евангелие могли судить о том, что Бог открыл им и также не судить потому, что Бог открыл преступника. Мы также ниспослали тебе книгу Коран с верою, утверждающею писания, которые были открыты пред этим, и предохраняющею ту же самую сокровищехранительницу от порчи». Гл. 5, ст. 54–56; гл. 3, ст. 3. 119 Гл. 2, ст. 204. «Молитесь непрестанно», кажется, относится к 1Сол. 5:17 , αδιαλιπτως προσεχεσθαι. Также гл. 3, ст. 58, содержащий сравнение Адама со Христом может намекать на 1 Кор. гл. 15, ст. 45, 57. 126 «Ego vero, quantumque innocentem vitam in mundo transegi, tamen, eum homines me Deum et filium Dei vocaverint, Deus ne in die judecii olim daemonum essem ludibrium, voluit in mundo ignominia me affici ab hominibus per mortem judae; persuasis omnibus, me in cruce mortem obiisse. Undeista ignominia durabit usque ad adventum Mohamedis, qui cum in mundum venerit, omnes legi Dei credentes ab hoc errore liberavit». Fabricii codex Apocryph. N. Test. tom. 2, pp. 378, 384. 127 Гл. 61, ст. 6, утверждается, что Христос пророчествовал об Ахмаде Мухаммеде laudabilis, multa dignus; παρκλητος, y Иоан. гл. 14, ст. 16; гл. 15, ст. 26 обращено в περικλυτς, inclytus. 128 Мишкату-ль-масабих, или собрание самых подлинных преданий о Мухаммеде, переведенных с арабского Capt. A. N. Matthews " ом, Calcutta, 1809, vol. 2, p. 814. 129 В ст. Д-ра И. А. Мёлера (Möhler): «Ueber das Verhältniss des Islam " s zum Evangelium». 1839.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

15:57).     Помилуй мя, Боже, полшлуй мя.    Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, едине Спасе     «Достойных плодов покаяния не требуй от меня, ибо оскудела во мне крепость моя; сердце даруй мне всегда сокрушенное (Пс. 50:19); «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1; ср.: Лк. 4:18). и нищету духовную (Мф. 5:3); см. также: Лк. 6:20. — да принесу их Тебе, единственный Спаситель мой, как жертву приятную».    Воспой вместе с преподобным Андреем эти мудрые слова, душа моя малопросвещенная!    Посмотри, чего просит преподобный, — он просит сердца сокрушенного, которое Бог не уничижит. Он просит нищеты духовной, которая вводит нас в блаженство Царства. Он, устрояя из себя дом духовный, священство святое, просит того, что всякий человек мог бы «в правде» (Мал. 3:3) принести как «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).    Сколь притруден путь покаяния! Притруден не тем, что сложно найти в себе силы разглядеть свои грехи и принести их на исповедь к духовнику ради всецелого отпущения их (хотя и это нам теперь очень трудно — мы не просто потеряли «дар различения духов» (1 Кор. 12:10), без которого не вдруг отличишь грех под личиной праведности; мы ведь даже не ищем этого дара и «всякому духу» верим, против апостольского совета (1 Ин. 4:1)...). Притруден более тем, что покаяние требует от нас навсегда отказаться от греха и вступить на путь праведности — но как же этому противится «мip сей» во главе с «князем» его (Ин. 12:31, 14:30, 16:11)! Как же трудно нам противостоять врагу, чтобы приносить достойные плоды покаяния!    Но сколь же полезны эти плоды, которые добываем мы для себя, идя покаянным путем, — если мы действительно решаемся вступить на него!    «И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что — в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

б) Если мы имеем такую веру и такой дух во всех скорбях ; если мы с непоколебимым спокойствием и преданностью воле Божией переносим все превратности судьбы — то мы оправданы верой и имеем мир с Богом. Но где малодушие, сомнение в Божьей любови к нам, недовольство, ропот, жалоба на судьбу — там нет еще веры оправдывающей, нет и мира с Богом. 3. По радости, с которой мы ожидаем вечности. а) Вера, оправдывающая не только в настоящей жизни , служит нашим щитом и защитой против греха, скорбей и бедствий; но помогает нам также побеждать смерть и пролагает путь к лучшему миру, потому что “ через Господа нашего Иисуса Христа, … верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией ” (ст.2). Но этой будущей славы никто не ожидает радостнее христианина, оправданного верой перед Богом. Живя на земле, он живет на небе. Его душа уже здесь соединена с Богом. Поэтому ничто не в состоянии поколебать его надежды на будущее блаженство. б) Если мы не чувствуем еще такого действия веры в нас , если наша душа не проникнута еще надеждой будущей славы Божией: то нам недостает истинных плодов веры, оправдывающей перед Богом. Плоды живой веры в сердце верующего “ Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа ” (ст.1). Христианская вера не есть, как многие думают, одно только согласие ума в божественных истинах, не есть даже одно только убеждение в их несомненности и важности, — христианская вера проникает все существо человека и выражается в сладостных плодах, ощущаемых сердцем верующим. 1. В нашем отношении к Богу (ст. 1–2) вера дает нам: а) Сладостный мир с Богом , происходящий от оправдания верой и от деятельного усвоения крестных заслуг Христовых (Рим. 15:33; 13:1; Фил. 4:7 ); — в противоположность безмирию чад мира (Ис. 57:20–21; Ефес. 2:3 ). б) Сыновний доступ в молитве и уповании к Богу , как нашему всеблагому и любвеобильному Отцу (ст.2; Мф. 6:9 ); — в противоположность отдалению чад мира от Бога (Ис. 59:2 ). в) Несомненную надежду на вечную славу и блаженство , происходящую от той же веры в благость Божию во Христе (2 Тим. 4:7–8; Мф. 13:43; 1 Иоан. 3:2 ); — в противоположность безутешной надежде чад мира (Рим. 8:18; 2 Кор. 4:17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

53. Саул есть естественный закон, которому Господь изначала вверил владычество над природой. Но поскольку он нарушил заповедь [Божию] через [свое] непослушание, пощадил Агага, царя Амаликова (то есть плоть) и был увлечен страстями, то отнимается [у него] царствование, дабы Израиль достался в наследие Давиду (1 Цар. 15:8 и далее), то есть духовному закону, рождающему мир, который славно воздвигает для Бога храм созерцания. 54. Имя " Самуил " толкуется как " послушание Богу " . И пусть некоторое время Слово [Божие] священнодействует в нас по послушанию, хотя Саул и щадит Агага, то есть перегное помышление, но Слово-Иерей ревнует о том, чтобы умерщвлено оно было, и, посрамляя грехолюбивый ум, как нарушителя божественных заповедей, поражает его [Своими ударами]. 55. Всякий раз, когда высокомерный ум, помазуемый на брань против страстей словом научения, перестает вопрошать через надлежащее исследование о том, что должно и что не должно делать, он вследствие неведения попадает в плен к страстям. Через эти страсти ум, постепенно удаляясь от Бога, в невольных превратностях [жизни] сдается бесам, обожествляющим чрево (Флп. 3:19), желая тем самым обрести утешение от мучителей. И тогда убеждает себя Саул, не внимающий всем советам Самуила, что по необходимости он обратился к идолослужению, отважившись вопрошать женщину волшебницу, как некоего бога (1 Цар. 28:7 и далее). 56. Молящийся о том, чтобы получить хлеб насущный, полностью и целиком не воспринимает этот хлеб таковым, каков он есть на самом деле, но лишь таковым, каковым он может воспринять его. Хлеб Жизни (Ин. 6:35), как Человеколюбец, дает Себя [в пищу] всем, но не всем одинаково. Свершившим великие деяния праведности [Он дает Себя] обильно, а [свершившим деяния] меньшие - в меньшей степени; каждому же - настолько, насколько позволяет принять [этот Хлеб] его духовное достоинство. 57. Господь иногда отсутствует, а иногда присутствует [в нас]. Присутствует Он при созерцании лицем к лицу (1 Кор. 13:12), а отсутствует при созерцании как сквозь тусклое стекло и гадательном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

И в нем создал человека, и рек: «Не хорошо, чтобы он был одинок». Ты сотворил для него и жену. Кую привел, и вруча ему. Благословил их союзом любви И рек: «растите и множитеся вы, И наполняйте всю землю сию...» Вот и сии два, лица предстоят Также от их (первых людей) рождены и хотят Благословеньем Твоим здесь вступить В брачный союз, в одно плотию жить. Ты, их, о Господи, благослови Совокупиться им брачной любви, Как и Адама с Евой в раю Благословил в жизнь супружескую и т. д. По прочтении этой песни, пресвитер заставляет жениха и невесту поцеловаться. После этого он же, а за ним и все присутствующие поздравляют чету с законным браком. Этим и заканчивается совершение брака 665 . Комаров сообщал нам, что брак одинаково совершается у штундистов и у баптистов 666 . О совершении обряда брака он передавал следующее. Устраивается простое собрание. Когда оно окончится, пресвитер вызывает жениха и невесту и спрашивает о их взаимном согласии вступить в брак. Затем всеми присутствующими поется вышеприведенная песнь, по окончании которой пресвитер читает 1-е посл. к Кор., гл. 5, ст. 1 – 6. Затем пресвитер дает жениху и невесте наставление и, в заключение, поздравляет их с законным браком, а за ним поздравляют и все присутствующие. Этим и оканчивается совершение брака. Отец жениха, или сам жених приглашает участвовавших при брачном обряде к себе в гости. Погребение, по сообщению Комарова, у штундистов и баптистов совершается одинаково. Когда человек умрет, тело его обмывают, одевают, кладут в гроб и гроб покрывают крышкой 667 . Затем собираются «братья и сестры», приходит и пресвитер. К погребению допускаются все желающие. Обряд погребения начинается чтением 51 – 57 ст. из 15 гл. 1-го посл. к Корин. Пресвитер, прочитавши означенное место из Послания, говорит о том, что «все мы не минуем тех ворот, которыми теперь должен проходить умерший, – всякий поэтому должен покаяться». После назидания пресвитера, гроб кладут на носилки, выносят из избы и ставят пред дверьми ее. Пресвитер назначает песни. Большею частью поют 36 из «Духовных песен»:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

11. Будет господствовать, – говорит, – от моря до моря и от реки вплоть до концов земли, 2569 – это дано лишь одному Христу; между прочим, Соломон правил одной небольшой Иудеей. Поклонятся Ему все цари, – кому все, если не Христу? И будут служить Ему все народы, 2570 – кому все, если не Христу? Да будет имя Его вовек, – чье имя, если не Христа? Прежде солнца пребудет имя Его, – ибо прежде солнца – Слово Божье, т. е. Христос. 12. И благословятся в Нем все племена – в Соломоне никакой народ не благословляется, во Христе же всякий. А что, если Его и Богом этот псалом являет? И назовут блаженным Его, 2571 ибо Благословен Господь Бог Израиля, Который лишь один творит чудеса. Благословенно имя славы Его, и наполнится вся земля славой Его. 2572 13. Соломон, напротив, осмелюсь сказать, даже ту славу, которую имел в Боге, утратил, будучи доведенным женщиной до идолопоклонства. 2573 Итак, когда в середине псалма находится также фраза: Враги Его будут лизать прах, 2574 – конечно, брошенные под ноги Его, 2575 – она будет относиться к тому, из-за чего этот псалом я и привел, и отстаивал как говорящий в мою пользу, чтобы подтвердить, что и славу царства, и подчинение врагов в соответствии с установлением Творца получит не кто другой, как Тот, Кого следует считать принадлежащим Творцу. Глава 10. О воскресении плоти (1 Кор. 15: 29–57) 1. Возвратимся теперь к воскресению, для доказательства которого и в другом месте – в посвященной ему книге 2576 – мы, противодействуя еретикам, сделали достаточно; но и здесь мы не оставляем этот вопрос без внимания ради тех, которым неизвестно то небольшое сочинение. Что, – говорит, – будут делать те, которые крестятся за мертвых, если мертвые не воскресают? 2577 Не имеет значения, что это за обычай: февральские календы, пожалуй, будут соответствовать ему в том, что касается молитв за мертвых. 2578 Итак, не начинай сразу клеймить апостола, якобы сделавшегося новым изобретателем или поручителем за него с той целью, чтобы настолько вернее обосновывать воскресение плоти, насколько те, которые без пользы крестятся за мертвых, делают это из-за веры в воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Послание к Ефесянам было написано в исторической ситуации, когда все человечество, помимо множества прочих разделений, было принципиально расколото на две части, как бы на две религиозные «расы» людей - на иудеев и язычников. Одни - «народ близкий к Богу» (Пс. 148, 14), другие - «народ дальний» (Ис. 49, 1).До Христа этот барьер между ними был непреодолим, после Христа - разрушен. Эти два «народа», очень неравные количественно, но еще более неравные в самых существенных вопросах смысла и цели бытия, - эти два народа стали одним народом Божиим, одной человеческой «расой», более того, новым творением, новым человеком во Христе. Те, которые были некогда далекими, стали теперь близкими. Пророк Исаия из туманных далей будущего слышал слово Благовестия: «Мир, мир дальнему и ближнему» (Ис. 57, 19). То было Благовестие, принесенное спустя столетия Иисусом Христом: «Мир вам, дальним, и мир близким» (Еф. 2, 17). Когда было написано Послание к Ефесянам, материальное воплощение вражды и разделения людей, каменная стена, под страхом смертной казни преграждавшая язычникам вход в Иерусалимский храм, еще стояла. Но духовно она была разрушена Иисусом Христом. Юридическим выражением этой вражды и разделения был Закон Моисея с множеством его предписаний и толкований, еще остававшийся в силе. Но духовно он был отменен Плотью, то есть смертью Иисуса Христа. Ветхий Адам, то есть разделенный в себе и враждующий с Богом человеческий род, еще существовал, как и существует. Но «Господь с неба» (1 Кор. 15, 47) уже явил в Себе нового Адама, в Котором была убита всякая вражда. Вместо каменного храма построен и растет новый, духовный храм. Каменный храм и стены, его окружающие, можно разрушить и были разрушены. Духовный храм разрушить невозможно, ибо он держится Божественным краеугольным камнем, построен не из безжизненных камней, но из «камней», имеющих жизнь в Боге, жизнь, не знающую тления и смерти. Вместо религии закона, высеченного на каменных скрижалях и требовавшего послушания, пришла религия любви, вписанной Божественным Духом в человеческие сердца. Закон нужен там, где есть вражда. Там, где царит мир, закон не нужен, отменен. Любовь, данную свыше вместо закона, отменить невозможно.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Объяснение 11    Мы совершаем в церквах святую, и животворящую, и бескровную жертву, веруя, что предлагаемое тело, равно как и бесценная кровь — не обыкновенного, подобного нам человека, но принимая напротив тело как бывшее собственным и кровь как кровь Слова, животворящего все. Потому что обыкновенная плоть не может животворить: свидетель этому сам Спаситель, который говорит: «плоть не пользует ничтоже, дух есть, иже оживляет» (Иоан. 6:63). А так как плоть соделалась собственною Слова, то разумеется и есть животворяща, как говорит сам Спаситель: «якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6:57). Поелику же Несторий и его единомышленники безрассудно разрушают силу этого таинства: поэтому и весьма справедливо предложено анафематство. Анафематство 12 Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и наконец ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ, как Бог: да будет анафема. Объяснение 12    Хотя Слово Бога Отца бесстрастно и бессмертно, потому что божественное и неповрежденное естество выше страдания, и само все животворит, и выше тления и всего, что может страдать: однакож, будучи таковым по существу, Слово Бога Отца соделало собственною плоть способную к смерти, дабы, посредством того, что может страдать, взявши на Себя страдания вместо нас и за нас, избавить всех нас и от смерти и от тления, оживотворивши, как Бог, свое собственное тело, и «начаток умершим быв» (1 Кор. 15:20) и «перворожден из мертвых» (Кол. 1:18). Ибо подъявший за нас честный крест и вкусивший смерть был не обыкновенный какой-нибудь человек, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рассматриваемый; но сам Господь славы страдал плотью, по писаниям. А поелику желающие примешивать к правой и непорочной вере пустые и нечестивые мнения говорят, что обыкновенный человек подъял за нас крест: то сделалось необходимо анафематство, открывающее великость их нечестия. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3513...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010