Братия, мы с вами — честные члены Христовы и подлинные ученики Слова, мы «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5:13, 14), потому что мы — продолжатели Священного Предания. Если мы так веруем и действуем, очень скоро Благодать известит нас о приобретении сыновнего достоинства, которое Господь дарует тем, кто идет за Ним и Ему подражает. Он извещает Своих последователей не от слуха, но в чувстве (см. Иов 42:5), и говорит об этом такими словами: «Вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих, и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем» (Лк. 22:28—30).    Пренебрегающие же своими обязанностями и похваляющиеся внешними формами, которые они соблюдают, услышат: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» (Мф. 12:30).    Благое памятование о подвижниках нашей веры да не оставляет вас, потому что человек, как подверженный различным влияниям, очень сильно изменяется и вдохновляется образами добра и особенно примером подобострастных нам преподобнейших Отцов. Они с похвальным постоянством заботились о правде Божией и многое сделали для сохранения евангельского Предания. Они не достигли этого сами по себе, но по Благодати, которую имели в себе. Та же Благодать определила и нас, низких, буих и немощных (см. 1 Кор. 1:27), на то же служение и посланничество.    Из возгласа архиерея при рукоположении в священный сан.    Из возгласов священника и диакона на Литургии. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Элемент исповедничества в монашеской жизни...    Отцы и братия, мне хотелось бы напомнить вам, что наш монашеский образ жизни имеет исповеднический характер. Отречение первого человека от послушания воли Божией повлекло за собой падение и растление человеческой природы. Наш долг, если мы желаем исцеления и восстановления своего первозданного состояния, — это постоянное и твердое исповедничество. Господь наш очень выразительно подчеркивает: только «всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех, а иже отвержется Мене... отвергуся его» (Мф. 10:32—33). Подвижники нашей веры с настойчивостью и постоянством стремились только к одному — к точному и полному исповеданию божественной воли как в догматической или богослужебной форме, так и в любой форме, выражающей церковное Предание. «Стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15), — объясняет апостол Павел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Отправной точкой в развитии отношений КПЦ с дохалкидонскими Церквами стало послание патриарха Афинагора, написанное в 1951 г. по случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. В нем он призывал к межхрист. единству и сотрудничеству, говорил о необходимости диалога с Древними Восточными Церквами (Ορθοδοξα. 1951. Τ. 2. Σ. 490). Первые контакты с дохалкидонитами были установлены в 1956 г. Мелитским митр. Иаковом, в то время представителем патриарха Афинагора при ВСЦ, к-рый нанес визиты главам нек-рых Древних Восточных Церквей. Во время патриаршей поездки по странам Ближ. Востока в 1959 г. патриарх Афинагор встретился с сиро-яковитским патриархом Игнатием Иаковом III, копт. патриархом Кириллом VI и посетил в Каире Ин-т высших коптских исследований. В 1961 г. наблюдатели дохалкидонских Церквей были приглашены на 1-е Всеправославное совещание на Родосе. 1961 год стал решающим в установлении связей между КПЦ и Армянской Апостольской Церковью (в т. ч. визит на Фанар католикоса Эчмиадзина Вазгена I). Важным этапом в развитии отношений КПЦ с дохалкидонитами стали неофиц. консультации в Орхусе (Дания) в авг. 1964 г., в к-рых участвовали 15 богословов, принадлежавших к 2 группам Церквей. Особое внимание патриарх Афинагор уделял связям с англикан. Церковью. В 1962 г., во время визита архиеп. Кентерберийского А. М. Рамсея к К-польскому патриарху, обсуждался вопрос о воссоздании существовавшей в 30-40-х гг. XX в. Смешанной православно-англикан. богословской комиссии. III Всеправославное совещание (1964) постановило образовать межправославные богословские комиссии «для продолжения богословских дискуссий» с англиканами и старокатоликами (Решение Третьего Всеправославного совещания//ЖМП. 1964. 12. С. 4-5), на IV Всеправославном совещании (1968) была поднята тема о диалоге со Всемирной лютеранской федерацией, делегация к-рой 24-27 марта посетила Фанар. Важными событиями в развитии взаимоотношений с протестантскими церквами стала встреча патриарха в Женеве с генеральным секретарем ВСЦ Ю. К. Блейком в нояб. 1967 г. и визит в Великобританию, где патриарх Афинагор был принят кор. Елизаветой II, посетил богослужение в Кентербери и был возведен архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем на древнюю кафедру св. Августина , просветителя Британии. Патриарх также присутствовал на православ. литургии, впервые совершенной в часовне Ламбетского дворца архиеп. Фиатирским Афинагором.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

н. «изначального хаоса» (in principio chaos), т. е. вечной, несотворенной и противоборствующей (repugnans) Богу материи, поскольку считал, что истинным Первоначалом мира может быть только то, что обладает разумом, позволяющим действовать сознательно и обдуманно; материя же, лишенная сознания, косная и бесформенная, требует иного начала, дающего ей бытие, движение и порядок (Serm. I 7. 1-2). Поэтому следует признать, что только Бог есть единое Первоначало, только Он существует прежде всего и после всего, только Он - всемогущий, ибо Он сотворил вселенную из ничего (ex nihilo universa constituit), управляет ею Своей силой и сохраняет ее Своим величием (Serm. I 7. 3). Антропология З. рассматривал вопрос, каким образом человек был сотворен по образу и подобию Божию. Сотворив и украсив видимый мир как «своего рода дом для будущего рода человеческого», Бог затем «Сам Себе создал Свое чувственное и мыслящее подобие (simulacrum sensibile atque intellegens), взяв прах земной, образовав из него человека и из собственного источника Своего Духа (e proprio fonte Spiritus sui) вложив в него душу...» (Serm. II 4. 4), «чтобы он стал образом Божиим» (Serm. I 56. 3). З. проводил следующую параллель: единый человек создается по образу Божию, единому у Отца и Сына, «чтобы Сын, намереваясь облечься в человека, не претерпел при этом какого-либо ущерба» (Serm. I 45. 1; ср.: II 4. 7, 12. 3). З. полагал, что образ и подобие Божие скорее заключаются в духовной части человека - его душе, поскольку образ непостижимого, неизменного и вечного Бога сам должен быть невидимым, непостижимым и вечным (Serm. I 27. 3; II 4. 17, 30. 3). Основываясь на словах ап. Павла об «образе небесного» (1 Кор 15. 49), З. соотносил образ Божий с новой духовной жизнью, получаемой верующими в крещении, или с буд. вечной жизнью: «Нам следует считать образом Божиим не это плотское жилище, а духовный [образ] небесного человека, который Господь дарует из щедрого источника Своей полноты верующим в Него, обновленным небесным рождением» (Serm.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Пс.77:12. Пред отцы их яже сотвори чудеса.    Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: «пред отцы их». Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим; как те забыли Бога, так забыли и они. Пс.77:13. Разверзе море, и проведе их.    И не это только совершил, но, разделив море, всем открыл путь. С этого стиха начинает Псалмопевец описывать чудеса, совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту; Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили народа. Пс.77:21. Этого ради слыша Господь, и презре,    то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою. Пс.77:24. И хлеб небесный даде им.    Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: «и хлеб небесный даде им», так не менее того уразумевать из слов Апостола, сказавшего о них, что «брашно духовное ядоша» (1 Кор. 10:3); а это-то и называется теперь «хлебом Ангельским» (Пс.77:25). Пс.77:27. И яко песок морский птицы пернаты.    Разумеет здесь крастелей (Чис. 11:31). Пс.77:30. Еще брашну сущу во устех их.    Пища произвела в них расположение к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось к нему омерзение. Пс.77:39. И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся.    Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: «Той же есть щедр и милостив» (Пс.77:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Содержание Предисловие Отдел первый. Из жизни маленьких девочек 1. Предание о детстве Богоматери 2. Святая Макрина 3. Незабудка (легенда) 4. Великодушная дочь (быль) 5. Пословицы о семье 6. Внучка 7. Материнская любовь 8. Сиротка Груня 9. Ведь это моя маленькая сестра! 10. Детям 11. Чудная травка 12. Жаление (рассказ старухи) 13. Брат и сестра 14. Гуси 15. Василиса премудрая 16. Дитя 17. Семьдесят раз семь 18. Смелая крестьянская девочка 19. Геройский подвиг четырнадцатилетней девочки 20. Пословицы об отношении к ближним 21. Настя, дочь кондуктора 22. Как девочка-татарка Дина спасла русского офицера 23. Пословицы о том, как жить 24. Черкесская песня 25. Христианочка 26. Молись, дитя! 27. Турчанка 28. Сиротка 29. Волшебные очки 30. Сорная трава 31. Ложный стыд 32. Мороз Иванович Рукодельная песня 34. Детская молитва 35. Молитесь искренно 36. Сиротинка Оля 37. Наследство 38. Тайна 39. Дорогая копеечка (рассказ каторжника) 40. Бабушкины часы 41. Нас семеро 42. Кончина двух девочек 43. Великая перемена: «все изменимся» (1 Кор. 15, 51) 44. Девочка со спичками 45. Маленькая Оля (истинное происшествие) 46. Мать и дочь ее Анночка 47. Шаловливые ручонки 48. Ребенку 49. Чему учат непочтительных к родителям детей пчелы? 50. Под голос вьюги 51. Не рано! Отдел второй. Из жизни девиц 1. Великодушная русская девушка 2. Молодая героиня 3. Цена человека в очах Божиих 4. Тирольская девушка (народное предание) 5. Подвиг молодой американки (истинное происшествие) 6. Маринушка 7. Борись с соблазном 8. Не увлекайтесь земными предметами 9. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 10. Дивная любовь двух сестер 11. Аленький цветочек (сказка) 12. Сестра (украинская народная сказка) 13. Будь снисходителен и кроток! 14. Вечерняя песнь 15. Братья и сестры 16. Вечная красота 17. Уроки любителям сплетен 18. Не гневайся! 19. Будь незлобив! 20. Юность – весна жизни 21. Берегись страсти! 22. Прасковья Григорьевна Лупулова 23. Не говори, что к небесам… 24. Как утолять печали? 25. Достоинство человека 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Помимо этого, анализируемый сюжет (Быт 2:7) имеет и другую важную идейную корреляцию — представление о сущностной несамодостаточности и эфемерности бытия человека в его отрыве от Божественной реальности . Возвращаясь к приведенному выше стиху, заметим, что Адам был создан Всевышним не просто из земли, а из « праха земного» (« пыли земной», « персть от земли» ). Образ земного праха/пепла (персти земли), достаточно часто встречающийся в ветхозаветных текстах (около 110 раз), имеет вполне четкую и прозрачную ассоциативную связь со смертью или смертностью как характеристикой человеческой природы. Так, вышедший однажды из земли, Адам вновь должен в нее возвратиться, поскольку тело его продолжает оставаться хотя и сложно структурированным, но прахом (Быт 3:19; ср. Иов 4:19; 10:9; 34:15; Пс 21:30; 103:29; Еккл 3:20; 12:7). Указанный образ используется также с целью подчеркнуть слабость человека, его уязвимость и даже ничтожность. Это хорошо видно на примере самоуничижительных формул с устойчивым оборотом: — ( ‘pr w а’е per) — «прах и пепел», букв. «прах и прах») (Быт 18:27; Иов 30:19) или указаний на попирание праха ногами (Мал 4:3; ср. 1 Кор 4:13). Отметим, что глубокое ощущение слабости, уязвимости и ограниченности человека, весьма характерное для ветхозаветной поэзии, следует уже из самого сущ. (’ no š) — человек, мужчина, люди), образованного от семитского корня со значением «быть слабым, немощным, болезненным» [Hamilton, 2012, 453-454]. Любопытно и то, что пребывание в прахе нередко метафорически предшествует возведению в царское достоинство. Такая интерпретация следует из продолжения ст. 7, в котором вышедший из персти человек оживляется дыханием Самого Творца. В свете повеления Быт 1:27-28 и возможной параллели с 1 Цар 2:8; 3 Цар 16:2 и Пс 112:7-8 она становится оправданной и довольно убедительной [Hamilton, 1990, 157]. При этом необходимо иметь в виду, что несмотря на то, что персть земли зачастую выступает синонимом тления и распада, сама по себе земля (материя, вещество) в библейской картине мира ни в коем случае не есть причина несовершенства окружающей действительности или источник зла в духе платоновских, гностических или манихейских дуалистических концепций. В своем первозданном виде она, как и вся совокупность Божьих творений, характеризуется Им как то, что «хорошо весьма» (Быт 1:31). Лишь человек своим произволением и отпадением от Бога в результате грехопадения (Быт 3) обрекает ее, как и само мироздание, на противоестественную тленность, косность, распад и умирание — т.е. все то, что стало неотъемлемыми свойствами и характеристиками суетного мира под солнцем, о чем с нескрываемым скепсисом пишет премудрый Екклесиаст (Еккл 1:2-3; ср. Иов 7:16; 38:6; 61:10).

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/biblei...

23 Тема борьбы, подвига ( αγωυ ) во имя достижения высшего блага встречается у святого Мефодия очень часто; развивая мысли апостола Павла (1 Кор. 9:25; I Тим. 6. 12 и др.), он зовет христиан к этому подвигу, в котором человек может наилучшим образом подражать Христу («Пир» 5, 4; 7, 3; 8, 1, 13; 9, 5; «О воскре­сении» 1, 22, 56). 24 Сотериология святого Мефодия во многом совпадает с учением святого Иринея Лионского (Bonwetsch. Die Theologie..., S. 87—92). 25 J. Farges. Op. cit., рр. 125—126, 128, 131. 26 Bonwetsch. Die Theologie..., S. 92. 27 F. Boslröm. Studier till den Grekiska Theologins Fräisningslära. Lund, 1932, s. 39 ff. 28 В конце речи Прокиллы («Пир» 7, 9) говорится о «посаждении на престоле одесную Отца того человека, которого восприняло Слово». Формальное сходство этого выражения с утверждениями адопционистов отнюдь не может служить свидетель­ством в пользу симпатий святого Мефодия к этому осужденному Церковью учению: весь строй его мыслей, весь контекст его творений является резкой антитезой адопционизму (J. Farges. Op. cit., рр. 122—123). 29 Все исследователи, занимавшиеся до настоящего времени богословием святого Мефодия, рассматривали вопрос о страданиях Христовых и о спасении, совершенном на кресте, основываясь, главным образом, на фрагментах, обозначаемых как остатки из его обширного сочинения «Против Порфирия». Поскольку В. Бухгейт убедительно доказал, что текст этих фрагментов не принадлежит святому Мефодию, необходимо воздержаться от привлечения указанных фрагментов к решению рассматриваемого вопроса (речь идет о фрагментах 1—3). Следует, однако же, иметь в виду, что, хотя авторство названных здесь фрагментов не принадлежит святому Мефодию, их содержание созвучно его богословию и напоминает высказывания, типичные для доникейской эпохи. 30 Такое сопоставление «епископов» и «учителей» свидетельствует о том, что нередко встречающееся в исторических исследованиях противопоставление представи­телей иерархии и носителей харизматических дарований является заблуждением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3668...

И когда бы святейшее это таинство совершалось в одном только месте и одним только священником во всем мире возносилась бы жертва: с какою ревностью, кажется, стремились бы люди к тому месту и к тому священнику – услышать торжественную службу тайн Божиих! Ныне же установлено множество священников, и во многих местах приносится Христос, да явится благодать и любовь Божия к человеку тем преизобильнее, чем дальше распространится святое приобщение по всему миру. Благодарение Тебе, Иисусе Благий, Пастырю Вечный, что нас нищих и изгнанников удостоил Ты обновить Своим драгоценным Телом и Кровью, и Сам Своими устами приглашаешь к приятию таинства, говоря: »Приидите ко Мне„ все труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». 3)  3Цар. 8 :27. 12) 1 Кор, 1:30. Глава 2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, приступаю, недужный к Целителю, гладный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю, отчаянный к благодушному Утешителю своему. Но откуда мне это, да придешь ко мне? Кто я такой, что Ты Себя Самого мне даруешь? Как смеет грешник явиться пред Тобою? И как удостаиваешь Ты придти к грешному мужу? Ты знаешь раба Своего, и ведомо Тебе, что нет ничего в нем доброго, за что бы так его ущедрить. Исповедую свое ничтожество, свидетельствую благость Твою, восхваляю благое Твое попечение, и о чрезмерной любви Твоей Тебя благословляю! О Себе Самом творишь Ты все сие, а не по моей заслуге: да наиболее просияет мне Твоя благость, душа моя да исполнится обильнее любви Твоей и хвалы Твоему смирению. Поскольку Ты благоволишь тако и Ты повелел еси. Господи, приемлю и я в радости Твое снисхождение – о, когда бы нечестие мое ему не воспретило! О, Сладчайший и Благий паче всех Иисусе! Тебе подобает поклонение и благословение и хвала бесконечная о восприятии пречистого Твоего Тела, его же честь и славу никто из человек изъяснить не может! Но в этом приобщении о чем будет помышление мое, когда приступлю к Господу своему, Кого восхвалить не умею достойно, но желаю всячески восприять в благоговении? И в чем утвердить мне всего лучше и спасительнее помышление свое, разве в том, чтобы совершенно смирить себя пред Тобою, и превыше себя надо всем возвеличить Твою бесконечную благость? Славлю Тебя, Боже мой, и величаю Тебя во веки. Презираю себя самого и пред Тобою повергаю во всю глубину своего унижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(11). И забыша благодеяния Его. Хотя много видели благодеяний, однако же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых диаволом. (12). Пред отцы их яже сотвори чудеса. Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: пред отцы их. Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим: как те забыли Бога, так забыли и они. (13). Разверзе море, и проведе их. И не это только совершил, но, разделив море, всем открыл путь. С этого стиха начинает псалмопевец описывать чудеса, совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту, Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили народа. (21). Этого ради слыша Господь, и презре – т. е. замедлил ненадолго и как бы удержал благодеющую руку Свою. (24). И хлеб небесный даде им. Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: и хлеб небесный даде им, – так не менее того уразумевать из слов апостола, сказавшего о них, что брашно духовное ядоша (1 Кор. 10, 3); а это-то и называется теперь (25) хлебом Ангельским. (27). И яко песок морский птицы пернаты. Разумеет здесь крастелей (Чис. 11, 31). (30). Еще брашну сущу во устех их. Пища произвела в них расположение к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось к нему омерзение. (39). И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, т. е. плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, псалмопевец и сказал предварительно: (38) Той же есть щедр и милостив.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

за 10 тыс. ливров они передали пленную англичанам. 3 янв. 1431 г. по приказу 9-летнего англ. кор. Генриха VI (16 дек. 1431 в Париже он был коронован королем Франции) дело Ж. д " А. было передано на рассмотрение церковного трибунала. Суд проходил в Руане с 9 янв. по 30 мая 1431 г. под председательством Пьера Кошона, еп. Бове. Предварительное обвинение, составленное прокурором трибунала Жаном д " Эстиве и зачитанное 27-28 марта 1431 г., включало 70 статей. Ж. д " А. обвинялась в колдовстве (занятиях магией, использовании магических амулетов, предсказании будущего, поиске пропавших вещей, общении с демонами), во впадении в схизму (в связи с тем, что она отказалась отвечать на вопрос, какому именно папе следует подчиняться истинным христианам) и в ересь (из-за отказа подчиняться католич. Церкви и за постоянное ношение мужского костюма) (Procès de condamnation. Vol. 1. P. 192-285). Ж. д " А. последовательно отрицала все предъявленные ей обвинения. 5 апр. 1431 г. на основании «списка д " Эстиве» был составлен краткий перечень обвинений, включавший 12 статей и предназначенный для рассылки «экспертам по делам веры» для вынесения окончательного приговора (Ibid. P. 290-296). Согласно вынесенному приговору, Ж. д " А. признавалась еретичкой и была осуждена на смерть. Однако на кладбище Сент-Уан в Руане, где должна была происходить казнь (сожжение заживо), Ж. д " А. признала свою вину и покаялась. Смертный приговор был заменен пожизненным тюремным заключением. Такое развитие событий не устраивало англичан (прежде всего Джона Плантагенета, герц. Бедфорда и регента Франции). Из камеры Ж. д " А. было украдено жен. платье, переодеться в к-рое она согласилась после своего раскаяния, вместо него был подброшен муж. костюм (отечественный исследователь В. И. Райцес, наоборот, полагал, что Ж. д " А. переоделась в муж. костюм вполне обдуманно, в знак протеста против судей, к-рые якобы обманули ее, не выполнив ни одного из своих обещаний - Райцес. 1982. С. 191). Так или иначе, использование мужского костюма дало судьям формальный повод обвинить Ж.

http://pravenc.ru/text/182197.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010