«Любовь, как смерть, крепка» — сказано в ветхозаветной книге Песни Песней. Любовь крепче смерти, и она ее победила на кресте, как показал нам Христос, – ей на Кресте была упразднена и попрана власть смерти и ада! Ей и глубочайшим смирением Христовым был посрамлен дьявол с его темным бесовским царством. « Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 8). Но вспомним, что предшествует вдохновенному слову о кресте апостола Павла, читаемому всякий раз на праздничной Литургии Воздвижения (1 Кор. 18, 24)! Это — его печаль о разделениях внутри формирующейся Коринфской общины: « Я разумею, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? » (1 Кор. 1, 12-13). Это модель всех последующих конфликтов и разделений внутри Церкви, включая современность. Причем каждая из конфликтующих сторон бывает по-своему правой (нравственно, исторически, богословски – не так уж важно), но ни одна из них обычно не желает подняться выше своей собственной правды – до креста Христова… С вечной высоты которого эти правды – нравственные, исторические, богословские — могут выглядеть как временная суета человеческая, проявляемая по немощи людской, поскольку за своими собственными правдами часто не могут или не хотят видеть правду оппонентов. А Христос с высоты креста Своего, простирая к нам Свои руки и зовя в Свои объятья, и тех, и других, и еще множество овец «не сего двора», напоминает: « Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » (Мф. 11, 28-30). Это бремя – наш в том числе собственный крест как бремя любви и доверия к окружающим, которое мы призваны нести, следуя за Ним. Поскольку причастность к Его любви и путь к ней лежит через отвержение себя, своих частных, мелких и относительных правд перед подножием креста Христова.

http://pravmir.ru/krest-xristov-radost-v...

«Да не заградиши устне вола молотяща» (Втор 25:4). «Еда о волех радит Бог?» 1 Кор 9:10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. «Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежди должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею своего упования причащатися». Не то говорит Апостол, что у Бога нет попечения о волах. Ибо печется Бог и о них, но печется ради нас, потом что ради нас их и создал. Потому и блаженный Давид сказал: «Прозябающему на горах траву и злак на службу человеком» (Пс 146:8). 1 Кор 9:11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? «Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» Дав гораздо большее, погрешаем ли, если берем гораздо меньшее? 1 Кор 9:12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. «Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?» В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. «Но не сотворихом по области сей: но вся» покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поелику упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Комментарий редактора Подвести итоги Святитель Феофан Затворник ( книга ) Глава 9, стихи 1, 2. Несмь ли Апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь; печать бо моего апостольства вы есте о Господе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-po-p...

Не раз и вам, возлюбленные братья, представится искушение стать на путь сытой и привольной жизни. И нужно ли доказывать, что этот путь не содержит в себе христианских начал. Своим последователям христианство заповедует искать прежде всего царствия Божия и правды его (Мф. 6:33). Слово Божие учит, что до ревности Бог любит дух, живущий в нас, и посему любовь к миру и его благам есть вражды против Бога (Иак. 4:4–5). Невозможно служить Богу и маммоне, и никто не может служить двумя господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). Но еще менее путь этот может быть согласован с пастырским служением. Пастырство, служителями коего Господь соделает вас в свое время, есть по преимуществу служение высшее, не земное, идеальное. Пастырское служение есть служение духа (2 Кор. 3:6–7), и посему пастыри более, чем кто-либо, должны по духу поступать (Гал. 5:16) и духом пламенеть (Рим. 12:11). У них меньше, чем у кого бы то ни было, должно быть забот о мирском, о земной славе, о могуществе и богатстве, о том, как бы получше обеспечить свою жизнь, как бы поскорее выдвинуться. Напротив, пастыри вместе с апостолами должны во всем являть себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, иногда даже и в изгнаниях (2 Кор. 6:4–5). Вместо благ земных они должны обогащать себя чистотою, благоразумием, великодушием, нелицемерною любовию, дарами Духа Святаго, должны преуспевать в том, что истинно, честно, справедливо, достохвально и добродетельно (Фил. 4:8). И тогда, хотя бы их почитали неизвестными, на самом деле их вскоре узнают; хотя бы и казались они нищими, но в действительности они многих обогащают, хотя бы и представили их ничего не имеющими, но на деле они обладают всем, что нужно и дорого (2 Кор. 6:9–10): они сообщают людям единственно ценные блага духовные и сокровища нетленные – истину Божию и благодать Святаго Духа. И как ничтожны по сравнению с этими благами все земные сокровища – камни самоцветные, благородные металлы и полные житницы! Истинный пастырь и не заботится об этих тлеющих сокровищах.

http://pravoslavie.ru/124559.html

Эти " прочие " — саддукеи, отвергавшие воскресение мертвых, и все язычники, которые, хотя и не были лишены совсем веры в бессмертие души человека, но представляли себе загробную жизнь весьма смутно и безотрадно, в виде какой-то дремоты и вообще крайне стесненного состояния. " Надежды — удел живых " , говорил Феокрит, " умершие же безнадеждны " . " Солнце заходит и восходит " , говорил Катул, " нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь " . Для христиан же смерть не должна представляться чем-то мрачным, ибо " ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним " (4:14) — не только здесь, но и в других местах воскресение мертвых святой Павел поставляет в зависимость от воскресения Христова (смотри: Рим. 8:11 [ 2 ]; 1 Кор. 15:12-23 [ 3 ]; 6:14 [ 4 ]; 2 Кор. 4:14 [ 5 ]). Христос воскресший есть Начаток (1 Кор. 15:20 [ 6 ]). Его воскресение есть залог воскресения всех. Христос, воплотившись, стал Главою всех верующих, составляя с ними одно тело. Если Глава тела воскрес, то не может быть, чтобы члены тела остались мертвыми: воскреснут и они. " Он всех людей воскресил Своею плотью (положил основание сему воскресению), почему и называется " перворожденным из мертвых " (Кол. 1:18 [ 7 ]) — (Дамаскин). " Ибо сие говорим вам словом Господним (тп-есть по нарочитому откровению от Господа), что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших " (4:15) — здесь, с полной достоверностью, на основании откровения, бывшего ему от Господа, Апостол уверяет Фессалоникийцев, что оставшиеся в живых в момент Второго Пришествия Господня не предварят умерших, то-есть не предупредят их встречей Господа, грядущего со славою на землю и не раньше умерших примут участие в радостях жизни будущего века, но все будут в равном положении. " Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (4:16) " — здесь Второе пришествие Господне как бы противополагается первому Его пришествию: то было тихим и незаметным, а это будет славным и величественным, видным для всей вселенной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7) Видят прекрасное, пресладкое, превожделенное отечество свое, различно от Отца Небесного Духом Своим Святым описанное, и им во утешение и прохлаждение во время скорби, как живую воду во время жажды, предложенное. И от многобедственного мира этого, как от земли чужой и дальней страны, слезными веры очами взирают на него и о нем воздыхают, желая облечься в небесное свое жилище (2 Кор. 5:2). 8) Видят там спасительное Отца своего Небесного наставление, как подобает им безбедно в мире этом, в этой чужой стране обращаться, и посреди рода строптивого и развращенного, не соблазняясь, жительствовать; как от супостата своего, дьявола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8), и от злых слуг его беречься, которые все пресекают путь к отечеству небесному; и, не надеясь на силу свою, возводят плачевные свои очи к Отцу, живущему на небесах, молясь: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережешь нас от рода сего и во век (Пс. 11:8). 9) Видят там, как в чистом зеркале, неисправности свои перед Отцом своим, немощи и недостатки, в которые и нехотя, во плоти немощной странствуя, впадают, но смиренно признавая немощь свою, молятся к Нему: Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12), – и получают милостивое оставление. 10) Здесь видят, что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смертному, однажды умереть и от сего мира к будущему перейти веку, и явиться лицу Божию, и помышляя о часе том, готовятся к исходу. 11) Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожидают без сомнения прекрасной той весны. 12) Видят наконец там, как Господь их, в Которого веруют и служат Ему, приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31-32), чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Это пришествие Господа насколько нечестивым и не послушавшим благовествования Его страшно и нестерпимо будет (ибо кто стерпит гнев Господень?), настолько верующим в Грядущего судить живых и мертвых утешительно и радостно, ибо тогда они ощутят и познают, что приближается избавление их (Лк. 21:28). И хотя страх праведного того суда Божия ударяет и в их сердца, но вера, которою прилепились они к милостивому своему Избавителю, возлюбившему их и предавшему Себя за них (Гал. 2:20), живое смущаемым сердцам их утешение подает. Хотя и ведают, что никто пред Ним оправдаться не может, и никто не устоит, если на беззакония обратит взор (Пс. 142:2; 129:3), и находят в совести своей немощи и согрешения против святого закона Его, но покаянием искренним и надеждою на пострадавшего за грехи людские Агнца Божия, взявшего грехи мира, утверждаются в непоколебимой надежде на милость Божию. И так рабы Христовы в Святом Писании обретают великое утешение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Свт. Игнатий (Брянчанинов): " Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в Святых Отцах. По большей части оба этих слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого, тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий, и которою душа человеческая отличается от души животных… " (Прибавление к Слову о смерти). Именно так и надо понимать Священное Писание. Анна 5 марта 2009, 07:47 Спаси Христос вас всех, очень нужная и открывающая статья. Мира, благоденствия и спасения вам всем! Анна Александр 3 марта 2009, 20:05 Фраза (11 абзац): " Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… " настораживает. Автор, что, не согласен с " некоторыми " АРХИЕПИСКОПОМ ЛУКОЙ, (в миру Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким), профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и т.д.? Тогда как же понимать Священное Писание: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

http://pravoslavie.ru/29431.html

Великий оплот есть здравая и истинная вера, к которой никто не может ничего ни прибавить, ни убавить, поскольку если вера не одна, то она вовсе не есть вера, как говорит Апостол: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:5–6). Этому единству, возлюбленные, не колеблясь, предайте свой ум, в нем достигайте святости (ср. Евр 12:4; 1 Кор 12:1) , в нем усердно исполняйте заповеди Господни, поскольку без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6) , и нет без нее ничего святого, чистого и живого. Ибо праведный верою жив будет (Рим 1:17) . [А если] кто, обольщенный диаволом, погубит ее, то он умер еще при жизни (ср. 1 Тим 5:6) . Ибо как праведность через веру, так и вечная жизнь достигается через истинную веру. Ибо Господь Спаситель говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3 ). Да пребудет Он с вами, да укрепляет вас до конца (ср. 1 Кор 1:8) Тот, Кто живет и царствует со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Перевод с латыни А. Селезневой Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

9:10–12). Глубоко потрясенный случившимся, Савл немедленно оставил свои прежние заблуждения и со всей силой пламенного духа встал на проповедь Слова Божия и защиту христианства. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом, т.е. «меньшим», избрав это имя по своему смирению. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, воспылали к нему ненавистью и решили его убить. Ему пришлось тайно бежать из города. С тех пор он проповедовал веру Христову, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания, которые писал в пути. Именно эти послания святитель Иоанн Златоуст назвал стеной адамантовой, ограждающей Церковь. Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду, его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13:12; 17:34; 18:8). Он исцелял больных, изгонял злых духов, воскрешал умерших. Подобно тому, как одна тень апостола Петра исцеляла людей, слово его исцеляло больных (Деян. 14:10; 16:18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13:11), воскресило мертвого (Деян. 20:9–12), даже вещи святого апостола были чудодейственны. Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4). Апостолы Петр и Павел Икона с житием      В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:24–27). Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности, он в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13).

http://pravoslavie.ru/104270.html

7. Если во время совершения Священной Трапезы кто-то зашёл в храм, поставил свечку, подал записку, положил что-то на “принос” и ушёл — был ли он в “Церкви Божией — во Христе”? 8. Был ли в таинственном собрании Церкви тот, кто присутствовал в храме во время совершения Божественной Литургии, ожидая её окончания, чтобы участвовать в молебне или панихиде? 9. Чтобы собраться в Церковь, достаточно ли присутствовать на Евхаристии, а не участвовать в ней? Могут ли единодушно молиться присутствующие с участвующими? В любви и единомыслиии едиными усты и единым сердцем благодарить Бога за благодать? Возносить жертву хваления, Твоя от Твоих? Общаться в Духе Святом, как причастники Святых Христовых Тайн в Царстве Святой Троицы? Они вышли от нас, но не были наши… (1 Ин 2:19). 10. Можно ли считать собранным в Церковь того, кто три дня постился, прочитал правило к причастию, был на всенощной службе, пришёл к началу Литургии, исповедался, молился вместе со всеми и причащался Святых Христовых Тайн, но не приложил всех сил своей немощи, чтобы, отложив “всякое земное попечение”, очистить себя телесно и духовно и принести дух сокрушен; чтобы чистым сердцем возблагодарить Господа и принять причастие Святого Духа, соединиться со Христом? Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор 11:27). 11. Соберёмся ли мы в таинственное Евхаристическое собрание, если мы продолжаем бороться и “побеждать” других, а не себя, свои страсти? Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон… (Откр 3:12). 12. Сможем ли мы войти в Церковь, если не войдём в Слово Божие — “единое на потребу”? Достаточно ли для этого переступить порог храма? Является ли необходимым условием оставить за порогом земное, бессловесное слово и бессловесные мысли, чтобы быть открытым для Слова и единомыслия? Итак, наблюдайте, как вы слушаете… (Лк 8:18). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор 1:10).

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Сказанное в полной мере относится и к пророчеству. Конечно, это не значит, что для понимания пророка нужно буквально повторять то, что делал пророк. Следование внешней канве чьей-либо жизни бессмысленно, ведь о каждом человеке есть свой промысел Божий. «Подражание жизни» означает вхождение в тот дух жизни с Богом, в тот внутренний опыт Боговедения и Богообщения, которым жил пророк. Каждому христианину дается от Бога свой дар, не тождественный дару другого. И общение даров составляет жизнь Церкви. Как говорил святой апостол Павел: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 8–11). Различие даров – не повод для зависти (мол, «я тоже хочу такой же дар, как у моего соседа»), а повод поблагодарить Бога за то, что в Церкви есть многообразие даров, и каждый может служить своим даром Богу и ближнему. А что до причин различия даров – это ведомо только Богу, но не человеку. Как писал святитель Василий Великий: «Выше человеческой природы объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных: одному вверяется пророчество, и притом до известной степени, другой получает дарование исцелений, и то в определенной мере, а иной – действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого и каждому по незримым мерам Правосудия уделяет, чего он достоин» . По словам святого апостола Павла, каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12: 7). И всё это – по благодати Божией». В другом месте святой апостол Павел пишет: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. 12: 6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010