В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Подробные сведения о богослужебных особенностях В. ч. в IV-VII вв. сохранились только для древней (до XI в.) иерусалимской традиции. Эта традиция оказала значительное влияние на формирование порядка богослужений в Страстную седмицу как на Востоке, так и на Западе (благодаря многочисленным паломникам, посещавшим Иерусалим, в первую очередь для участия в страстных службах); тем не менее необходимо учитывать, что она была лишь одной из мн. местных традиций. В. ч. в Иерусалиме в IV-X вв. «Паломничество» Эгерии Согласно этому памятнику, описания к-рого исследователи датируют обычно кон. IV в., утреня (или 1-й час) и 3-й и 6-й часы совершались в В. ч. так же, как и в Великие понедельник, вторник, среду , в свое обычное время. Служба же 9-го часа (видимо, в памятнике этим словом названа вечерня ) совершалась в Мартириуме (главном храме) и начиналась часом раньше (т. е. ок. 14.00 по совр. счету времени) из-за следующей за ней Божественной литургии. Отпуст литургии был ок. 16.00 (по совр. счету времени), после отпуста епископ и молящиеся шли в небольшую часовню позади Креста, где произносились один гимн и одна молитва и 2-й раз совершалась литургия (Эгерия подчеркивает, что В. ч. был единственным днем года, когда Евхаристия совершалась в часовне позади Креста), за к-рой, по словам Эгерии, «все причащались». После Причащения все шли в главный храм, там произносились заключительные молитвы и благословения и служба завершалась. После службы каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь под Великую пятницу (SC. 21. P. 226-229). Армянские и грузинские переводы иерусалимского Лекционария отражают более позднюю практику. В арм. переводе, соответствующем богослужебной практике Иерусалима V в., для вечернего собрания в Мартириуме (т. е. того, к-рое, согласно Эгерии, начиналось ок. 14.00; арм. рукописи Лекционария указывают начинать службу уже ок. 13.00) приведены следующие чтения: Быт 22. 1-18, Ис 61. 1-6, Деян 1. 15-26, после них пели Пс 54, произносили гомилию и был отпуст оглашенных. После ухода оглашенных пелся Пс 22, читались Апостол (1 Кор 11. 23-32) и Евангелие (Мф 26. 17-30 (или 20)) и совершалась Евхаристия как в главном храме, так и в часовне позади Креста. После литургии все шли в храм на Сионе, где снова пелся Пс 22 и читался тот же Апостол, но др. Евангелие (Мк 14. 1-26). По завершении службы на Сионе начиналось бдение Великой пятницы ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 264-269).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В третьем же случае умолкает всякий язык. Ибо четверодневная тирания разложения, царство червей и микробов, означенное простой, но всем понятной фразой «уже смердит» (Ин. 11, 39), вдруг преобразилось в благоухание жизни от Жизни, пролившей слезы над гробом любимого друга. Но, вот, скажу то, от чего, может, кто-то даже смутится. Смерть, эта начальница над окончанием всякой жизни, видя подобные воскрешения, лишь снисходительно улыбалась. Она знала: воскресшие чуть погодя снова умрут! Надо лишь подождать лет 20–30, может, чуть более. Коса ее останется острой, как бритва. Разве найдется тот, кто ее победит? Смерть хитра и невероятно лукава. Иной раз она играется с жертвой, словно кошка с мышкой, на время выпустит, чтобы потом поглотить, как кажется, навсегда. Привычными широкими взмахами коса смерти собирает свою обильную жатву. Но вот случилось нечто непредвиденное – коса смерти нашла на камень. «Камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4). Этого не мог предположить никто, даже любимейший ученик, ставший впоследствии тайнозрителем. Но слова Твои – «слова чистые, серебро, очищенное от земли» (Пс. 11,7). Ты сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18). Так Ты сказал, и так оно стало. Ибо ненавидящие Тебя пытались разрушить храм Тела Твоего, но в три дня Ты воздвиг его (Ин. 2, 19). Ты воскрес тихо. Вот как тихо восходит колос пшеницы, рождаясь из зерна погибшего. Или как тихо восстает бабочка из кокона смертной гусеницы и поражает взор нежной красотой своих крыльев. Всё, что устраивается Богом, в конечном итоге завершается не гибелью, а победой, восстановлением порушенного и спасением. Исполнив волю Отца до конца, Ты, Божий Сын, вышел победителем, и бескорыстно даруешь эту победу и воскресение нам – чтобы и мы стали сынами Божиими по благодати. Всё, что устраивается Богом, в конечном итоге завершается не гибелью, а победой, восстановлением порушенного и спасением

http://pravoslavie.ru/145812.html

Ведь Праксей первым из Азии принес на Римскую землю этот вид заблуждения, в иных отношениях беспокойный 2 , вдобавок, сверх меры надутый хвастовством мученичества единственно из-за того, что он испытал легкую и непродолжительную неприятность тюремного [заключения]. Но даже если бы Праксей отдал тело свое на сожжение, то не было бы ему никакой пользы (см. 1 Кор 13:3) , ибо он не имеет любви к Богу, благодати Которого он воспротивился. Ведь когда Римский епископ 3 уже признал пророчества Монтана, Приски и Максимиллы 4 и этим признанием принес долгожданный мир Церквям Азии и Фригии, тогда Праксей, усиленно распространяя ложь об этих пророках и их церквях, и ссылаясь на авторитет предшественников епископа [на Римской кафедре], вынудил его отозвать уже посланные письма мира и отвратиться от принятия харизм 5 . Таким образом, Праксей совершил в Риме два диавольских дела: изгнал пророчество и принес ересь, то есть изгнал Утешителя и распял Отца. Пока многие спали в простоте учения, вновь посеянные Праксеевы плевелы и здесь 6 дали свои плоды и, распространившись отсюда 7 , казались уже искорененными благодаря тому, кого захотел [избрать] Бог. Наконец, этот “учитель” продолжает придерживаться своих прежних мнений, чтобы уклониться от исправления, [о чем] остается его собственноручная расписка у “психиков” 8 , среди которых это произошло 9 . И после этого [о нем] ничего более не слышно. Мы же впоследствии отделились от “психиков” признанием и защитой Уте­шителя 10 . А эти плевелы затем распространили семена повсюду, хотя какое-то время они оставались сокрытыми лицемерием и плутовством, и ныне опять взошли. Но они снова искоренятся, если захочет Господь, уже сейчас; если же не сейчас, то в свой день, когда будут собраны все порочные плоды и вместе с прочими соблазнами будут сожжены огнем неугасимым (см. Мф 3:12; 13:30).   2. Итак, [еретики утверждают, что] по прошествии определенного времени Отец родился и Отец пострадал, Сам Господь Бог Всемогущий, Которого они провозглашают Иисусом Христом. Мы же всегда, а теперь особенно, будучи научены Утешителем , то есть Наставником всякой Истины , верим в Единого Бога при сохранении того распределения [Лиц в Боге], которое мы называем o„konom…an 11 . В соответствии с ним у Единого Бога есть Его Слово, Которое произошло от Него, и через Которое все начало быть, и без Которого ничто не начало быть (см. Ин 1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и родилось от Нее, — Бог и человек, Сын Божий и Сын Человеческий, называемый Иисусом Христом. Мы верим также, что Он пострадал, умер и был погребен по Писаниям, и воскрешен Отцом, и взят снова на небо, и сидит одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых. Потом Он послал, как и обещал, от Отца Святого Духа, Утешителя, Освятителя веры тех, кто верит в Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Судя по заголовкам посланий (стр. 2, Кор. 1, 1, Флп. 1, 1 , Кол. 1, 1 , Филим. 1 , а также 1Фес. 1, 1 , 2Фес. 1, 1 ), секретарем Ап. Павла был чаще всего Тимофей, и потому Роллер, очень правдоподобно, говорит о смешанном стиле Павла и Тимофея 5 . Но вопрос осложняется тем, что в послания Αп. Павла вкраплены, по всей вероятности, и отрывки литургического происхождения, не принадлежащие перу ни самого Апостола, ни его секретаря. Эти отрывки отнюдь не являются позднейшими интерполяциями, наоборот, включил ли их секретарь, согласно предварительному указанию отправителя, или, что менее вероятно, сам Апостол при корректуре представленного ему черновика, эти литургические обломки древнее посланий в их теперешнем виде. Очень часто они содержат обоснование важных в плане посланий мыслей, и отправитель послания предполагает, что читателю они известны. Весьма вероятно, что и сам Апостол, и его секретарь, и читатели посланий их воспевали на общественных богослужениях. К таким отрывкам относят, например, фразу 1Tuм. III, 16 , вводимую, в лучших рукописях, относительным местоимением ς (который), не связанным ни с каким именем существительным в управляющем предложении 6 , а также знаменитый христологический отрывок Фuлun. II, 6–11 . Интересно, что в этом отрывке слова ст. 8: «смерти же крестной», нарушающие стихотворный ритм отрывка, исследователи 7 склонны считать редакционным замечанием Апостола, который нашел необходимым подчеркнуть, в этой точке, мысль цитируемого им стихотворного фрагмента. Я стараюсь показать в другой работе, уже готовой к печати, что такое же литургическое происхождение могли иметь и два стиха Puмл. VIII, 29–30 . Мне представляется очень вероятным, что и они подверглись редакционной обработке Апостола. Можно указать и другие тексты. Из вышеизложенных наблюдений вытекает, что для суждения о духовном опыте Αп. Павла преимущественное значение имеют его редакционные поправки, а равным образом и внесенные им или по его указанию секретарем литургические отрывки, если допустить, что он их сам возносил в молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Толкование “семи времен” и даты 1914 г., принятые Расселлом, были связаны с 1874 г., имевшем первостепенное значение в глазах Барбора и его приверженцев (до 1914 г. были еще десятки лет, а 1874 г. только что прошел). Они считали, что 1874 г. отмечал конец 6000 лет человеческой истории, и ожидали в этом году возвращения Христа. Иногда, впрочем, назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие, “тысячелетие Царства Бога” — 1872 г. По прошествии 1874 г. пришлось наметить еще одну дату — 1878 г. “ Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, то есть три с половиной года спустя после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году ” 3 . Когда названные сроки прошли, наступило очередное разочарование. В это время один из членов движения Второго пришествия Б. У. Кит обнаружил, что в одном из переводов Нового Завета — “Эмфатической диаглотте”, в стихах о возвращении Христа вместо слова coming ‘пришествие’, употреблялось слово presence ‘присутствие’. Кит подал Барбору идею о том, что Христос действительно вернулся в 1874 году, но невидимо, и что Он незримо “присутствует”, выполняя дело суда. Понятие “невидимого присутствия” позволило адвентистам, связанным с Барбором, сказать, что, в конце концов, их “ дата (1874 год) оказалась верной, но ожидания в связи с этой датой были неверными ” 4 . Это объяснение было принято и заимствовано Расселом. Позже он изменил дату на 1914 год: “ …глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р. Х., но невидимо для людей… ” 5 . Учение о невидимом возвращении Господа на землю и о реализации Его воли в деятельности общества Сторожевой башни противоречит яснейшим указаниям Священного Писания, свидетельствующим о видимом Втором пришествии: “ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (sper gr xrcetai p namolon ka fanetai wj dusmon, otwj stai parousa тоа тоа nqrupou ka yontai tn тоа nqrupou p топ nefelon тоа огапоа met dunmewj ka dxhj pollj, Мф 24:27,30). В настоящее время Свидетели Иеговы придерживаются приведенного выше мнения Рассела, что слово parousa обозначает здесь не ‘пришествие’, а ‘присутствие’. В Новом Завете это слово употребляется и в других местах, например, апостол Павел пишет: “Я рад прибытию Стефана” (carw p t parousv Stefan,1 Кор 16:17). Слово parousa явно означает здесь именно, что Стефана был в другом месте и пришел к апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Parousa Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной, ибо Он “придет таким же образом, как видели Его восходящим на небо” (Деян 1:11).

http://pravmir.ru/lzheprorochestva-o-vto...

4. [Заметь, что и] среди чувственных [благ] ни одно не достигается без труда. Земледелец выращивает хлеб с тяжким усилием; потоками пота достаются огороднику выращенные овощи; купец пересекает многие моря и реки и шествует долгими путями ради малой прибыли. А монаху скорби приносят подлинную радость 4 . И грешник, и праведник спасаются искушениями: грешников постигают искушения для того, чтобы они заплатили долги своих грехов и, уцеломудрившись здесь скорбями, были избавлены от тамошних испытаний; с праведниками же приключаются искушения для того, чтобы смирилось их помышление, возносимое гор е добродетелями, и чтобы не лишились они награды, хранимой для них Богом 5 . Без огня и воды не закаливается меч, без клещей не приготавливается древесный уголь, а монах не увенчивается без добровольных трудов и невольных искушений. Добровольные труды и [приходящие] извне скорби суть клещи Божественного огня 6 . 5. Если желаешь принять и зажечь [в себе] Божественный огонь, не расслабляйся в [своих] добровольных подвизаниях за добродетельи не уклоняйся от случающихся с тобой несчастий, ибо таким образом будешь иметь в себе Бога, словно огнь, поядающий всякий порок 7 . Постигни смысл этого 8 . Уразумей сияние, сокрытое в добровольных трудах и невольных напастях, и ум твой просветится сиянием ведения, а сердце возрадуется истинной радостью, которую никто не отнимет 9 . 6. Подобно тому, как искры сыпятся, когда железом бьют по стали, так и душа, любящая Бога, когда она подвергается ударам внешних искушений, исторгает искры, рассыпаемые Божественными озарениями, и вся становится светом. Она может озарять и приближающихся к ней, которые видят блики сияния, исходящие из терпения ради любви к Богу, кротости и доброты ко всем, [присущих такой душе]. Добровольные труды подвизающегося уничтожают явные способы телесных наслаждений, а внешние напасти посрамляют и истребляют незримые страсти души — и таким образом созидается [наш] человек по Богу 10 . 7. Продала ты все имения свои и оставила родителей, братьев, сродников, друзей, знакомых, деньги, дома, земельные владения и само тело свое. Вместо всего этого ты обрела драгоценную жемчужину(Мф 13:46) — Христа, Который есть всяческое благо и превышает всякое благо. Обретя Христа, ты имеешь всякое благо. Чего тебе не хватает и чем ты недовольна? Чего ты лишена и чем ты раздражена? Ты изведала Христа — небесный Хлеб и истинную Манну (Ин 6:30–36,47–51); ты испила Влагу Жизни (Ин 4:13–14; 1 Кор 10:3–4); познала, что благ Господь(Пс 33:9), и узнала, что несть лишения боящымся Его (Пс 33:10). В сокровищнице любви ты накопила Сокровище Жизни — Христа 11 , отринув наслаждения мира сего и [всего], что связано с ним. Страх Божий ты поставила привратником, [охраняющим врата души твоей], убедив себя переносить всякую муку века сего ради Того, Кто претерпел раны из-за тебя; ты стала причастницей славы Его, принимая многоразличные скорби, обрушивающиеся на тебя, и подражая Его терпению.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

Бывали случаи, когда исповедь объявлялась необязательной или полуобязательной, исчезало понятие о регулярности исповеди, а потом и сама исповедь полностью исчезала. Встречались люди — и встречаются сегодня, — которые были крещены в детстве, а исповедаться решились только в зрелом возрасте, будучи всю жизнь православными христианами, не уклоняясь ни в какие ереси, в расколы или в неверие. Тем не менее, люди вдруг почему-то обнаруживали, что есть такое таинство — таинство покаяния. В течение всей жизни им об этом таинстве почему-то никто не напоминал. И чрезмерная строгость, и пренебрежение к таинству Божию есть явления, которые вредны для христианина и убивают церковную жизнь. От этих явлений предостерегает принятый документ. Он предлагает идти «царским путем»: не заграждая путь к благодати Божией созданием искусственных препятствий и возложением неудобоносимых бремен, и в то же время делая так, чтобы человек соотносил свое внутреннее поведение, свое благочестие, свой образ жизни с высотой таинства Еврхаристии, помня слова апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:26-30)». Документ очень подробно говорит о разных аспектах участия мирян в таинстве Евхаристии и о подготовке к этому таинству. Документ опубликован на церковных сайтах, во многих приходах его распечатали и начали обсуждать. Иногда о нем говорили священники с амвонов. Прочесть его в любом случае очень полезно христианину. Мы читаем иногда много бесполезных вещей или вещей, которые забудутся через день или два, а то и через час. Данный документ — это назидательное чтение, которое ясно говорит о том, как следует сегодня строить приходскую жизнь в отношении таинства Евхаристии. Не стану подробно цитировать документ. Подчеркну лишь несколько важных моментов. «Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/4005997.ht...

В любой культуре есть разного рода запреты, даже в культуре нецерковной. Например, ряд этих запретов отражен в уголовном кодексе. Часто запреты не фиксированы в письменной традиции и сохраняются устно. Например, когда нас вызывает начальник, мы, зайдя в его кабинет, не заваливаемся в кресло и не задираем ноги на стол. Мы понимаем, что так вести себя в кабинете начальника нельзя. При этом мы не упрекаем организацию, в которой работаем, за этот негласный, но понятный нам запрет. В чем особенность церковной культуры? В том, что она направляет человека к Царствию Небесному. Запреты, которые в ней существуют, ориентированы прежде всего на воспитание в человеке любви к Богу и ближнему. На то, чтобы человек жил по заповедям Божиим. Поэтому когда христианин заходит в кабинет к начальнику, он также не складывает ноги на стол. Но не потому, что начальник снизит зарплату, а потому, что это проявление неуважения к человеку, а значит, проявление нелюбви. Мы же, христиане, должны жить иначе и все делать с любовью (ср. 1 Кор. 16:14). Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2016 24 октября, 2016 25 октября, 2016 14 февраля, 2024 30 ноября, 2023 29 ноября, 2023 26 августа, 2023 22 августа, 2023 15 августа, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/zapretyi-kotoryie-vedu...

Вот этот этап определения правильного духовного диагноза — не менее, а, вероятно, даже более ответственный, чем только психиатрический диагноз. Это — определение духовного уровня развития, которого достиг человек, выяснение глубоко скрытого в тайниках души его отношения к Богу и ко греху, и способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного человека, который имеет особый дар — как присущую ему способность духовной прозорливости или как результат обобщения духовного опыта. Апостол Павел это называл «различение духов» (discretio spiritum) и перечислял его среди даров духа, различных действий духа и служений («слово мудрости, слово знания, вера, исцеления, чудотворения, пророчество, различение духов»-1 Кор. 12, 4-11). В сложных случаях, когда имеется одновременно и духовная и душевная (психическая) болезнь, необходима компетенция пастыря-богослова и врача-психиатра, чтобы охватить анализом все сферы («течения») личности, все слои бытия в целом. Именно поэтому в современной зарубежной литературе стала аксиомой необходимость совместной работы врача-психиатра и пастыря-богослова. Это — веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа необходима в сложных случаях как на этапе диагноза, так и на этапе лечения. В качестве возможного варианта решения вопроса удачным является сочетание врача-психиатра и пастыря в одном лице. Таков пример Уотерхауза, который на основании своей 30-летней работы психотерапевта и пастыря написал полезную книгу «Психология, религия и лечение,» к сожалению, в основном отражающую не православный, а протестантский опыт ведения пастырской работы. В предисловии к этой книге Уотерхауз, имеющий 15 лет такого духовного и психиатрического опыта ведения больных, пишет: «Первый вопрос, который я задаю всякому приходящему ко мне за психотерапией: «Какова ваша религиозная вера, религиозные убеждения?» И если мне больной говорит, что он — верующий, я гораздо более уверен в том, что смогу ему помочь, чем тогда, когда он лишен такой веры.»

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-religiozn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010