Вопрос : В Священном Писании сказано: «Не муж для жены, а жена для мужа». Как это понимать? Ответ : Да, есть такие слова у апостола Павла: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11: 8–9). Но каждый раз, обращаясь к священным текстам (да, впрочем, и к любым другим, но к священным особенно), мы должны рассматривать цитату в контексте, внимательно читая то, что написано до и после этого отрывка. И еще – для лучшего разумения Священного Писания – обращаться к толкованиям святых отцов. В данном тексте апостол говорит о том, что Адам был создан Богом первым, а не Ева, так как сотворил ее Господь не отдельным творческим актом, но взял ее от мужа. Здесь также говорится об иерархии семьи, о необходимости подчинения жены мужу как своему главе. В стихе 7 этой главы послания сказано, что муж «есть слава Божия; а жена есть слава мужа». Богоустановленная иерархия такова: Христос – глава мужу, а муж – глава жене. Муж, если ведет себя достойно, прославляет Бога, а жена своим благочестивым и благонравным поведением составляет славу и честь своему супругу. Таким образом, апостол нисколько не принижает значение жены, тем более что далее пишет: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11: 11–12). Муж и жена составляют неразрывное целое и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Премудрость Божия создала супружеский союз для любви и спасения, как мужа, так и жены. Когда Господь привел к Адаму его жену, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)» (Быт. 2: 23). Супруги неразрывны, как одно тело, и, находясь в супружеском союзе, они не могут спасаться по одиночке, друг без друга, поэтому апостол Павел и говорит: «Ни муж без жены, ни жена без мужа…» Господь никогда бы не сотворил Еву, если бы не знал, что она нужна Адаму, что он не сможет без нее. Для Бога все равны: и мужчины, и женщины. То есть, конечно, не одинаковы, а имеют равное достоинство : «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

http://pravoslavie.ru/45758.html

Но как же они узнавали Евангелие, жизнь и учение Христа, вообще Кто такой Христос, порядок богослужения и т.д.? Они располагали лишь устным Преданием, полученным ими от апостолов. Конечно, многие в Древней Церкви слышали эти вещи непосредственно от самих апостолов, но гораздо больше было таких, кто их не слышал, особенно ближе к концу первого века, когда все апостолы уже ушли из жизни. Более поздние поколения имели доступ к писаниям апостолов через посредство Нового Завета, но что касается христианской веры, то в этом Древняя Церковь почти полностью полагалась на устное Предание. Эта зависимость от Предания очевидна и в самих новозаветных писаниях. Например, св. апостол Павел предостерегает фессалоникийцев: " Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим " (2 Фес. 2, 15). Здесь слово " предания " является переводом греческого слова " paradosiV " , которое, хотя и по-другому переводится в некоторых протестантских версиях Библии, представляет собой то же самое слово, каковое употребляют православные греки, когда говорят о Предании, и лишь немногие библеисты оспаривают это его значение. Слово буквально означает " то, что передано " . Это то же самое слово, которое употребляется в отрицательном смысле, когда речь идет о ложных учениях фарисеев (Мк. 7: 3, 5, 8), а также когда говорится об авторитетности христианского учения (1 Кор. 11, 2; 2 Фес. 2, 15). С другой стороны, апостол Павел, говоря о христианском Предании, утверждает: " Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания (paradoseiV) так, как я передал (paredwka — глагол, соответствующий существительному paradosiV) вам " (1 Кор. 11, 23). Именно на эти слова ссылается Православная Церковь, когда говорит об апостольском Предании: " ...за веру, однажды переданную святым " (Иуд. 3). Ее источник — Христос, она была передана Им лично апостолам посредством всего того, что Он говорил и делал, а если бы обо всем этом писать подробно, " то самому миру не вместить бы написанных книг " (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XV:13).    А чтобы возбудит людей к принятию того и другого закона, закон веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствие и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не наследуют Его учению (Мат. XXV:41; Лук. XIII, 28); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. XIX, 23, 29; XXV, 34); в) наконец – на ту беспредельную и в высшей степени трогательную любовь Божию к нам – грешным, которая – явилась в дели искупление нашего от вечных бедствий и дарование нам вечного блаженства (Иоан. III:16 – 17; XV, 9, 13 – 15).   28. Библейские тексты о Евангелии    Евангелие есть благая весть о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение! (Ис. LII:7). – Не бойтеся; я возвещаю вам великую радость; ибо ныне родился вам Спаситель (Лук. II:10 – 11). – Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которым и спасаетесь (1 Кор. XV:1 – 2).    Евангелие есть а) сила Божие ко спасению: Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что око есть сила Божие ко спасению всякому верующему (Римл. I:15-16).    б) слово спасения: Мужи братие! вам послано слово спасение сего (Деян. XVII, 26).    в) слово благодати: во свидетельство слову благодати Своей Господь творил руками апостолов знамение и чудеса (Деян. XIV:3). – Предаю вас, братие, Богу и слову благодати Его ( – XX, 32).    г) слово примирения: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирение (2 Кор. V:19).    д) вечное: Слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам преподано (1 Петр. I:28). – Увидел я ангела, летящего по средине неба, который имел вечное евангелие (Апокал. XIV, 6).    е) славное: по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено (1 Тим. I:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   И чтоб я не превозносился чрезвычайными откровениями, дано мне жало в плоть, ангел сатаны мучит меня, чтобы я не превозносился.    Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.    Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершенна. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, дабы обитала во мне сила Христова.    Посему я нахожу удовольствие в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 11:23—30; 12, 2—10).    Все, что было для меня приобретением, я почел ради Христа потерею.    Вес почитаю потерею для познания Христа Иисуса, Господа моего, которое все превосходит. Для Него я от всего отказался и все почитаю пометом, чтобы приобресть Христа.    И найтись в Нем не с своею праведностию, которая от закона, но с праведностию, которая верою Христовою, которая от Бога по вере (Фил.3:7—9).    Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил.    Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в оный день; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7—8).    Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). Будьте, как я; ибо и я, как вы (Гал. 4:12) (Воскр. Чт., г. I, стр. 101). Сказание о св. апостоле Павле     Блаж. Иеронима    Павел (а прежде Савл), апостол не из числа двенадцати, происходил от колена Вениаминова. Родился в иудейском городе Гишалах, а по покорении сего города римлянами, с родителями, переселился в Тарс киликийский. Отсюда для образования послан в Иерусалим, где и учился у мужа ученейшего — Гамалиила, о коем упоминает Лука в книге Деяний. После того, как он присутствовал при убиении мученика Стефана, отправился с письмами от. первосвященника в Дамаск, чтобы преследовать веровавших во Христа; но на пути, посредством откровения, обращен и из гонителя претворен в избранный сосуд. Когда, вследствие проповеди его, уверовал проконсул кипрский Сергий Павел, он, по случаю этого торжества веры Христовой, принял имя Павла и с Варнавою обошел многие города; а по возвращении в Иерусалим, поставлен от Петра, Иакова и Иоанна апостолом язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Негативный уровень. Христианам заповедано не быть в общности с силами зла. Люди суть общники тьмы, беззакония, бесовщины, злых дел, греха, Вавилона. Благовествование есть нечто, что выбивает их из мирской общности в общность иного рода. Мы в негативной общности первородного греха, зла, смерти. Тема двух градов — надо выйти из одного в другой: для этого Сын воплотился, пострадал и воскрес. Весть об этом есть переход их общности мира сего в общность Троицы. И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы   сообщниками   (κοινωνο) их в пролитии крови пророков (Мф 23:30).   Участвует   (κοινωνε) в злых делах (2 Ин 1:11). Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не   участники   (κοινωνο) ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в   общении   (κοινωνος) с бесами (1 Кор 10:18–20). Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое   общение   (κοινωνα) праведности с беззаконием? Что   общего   ( κοινωνα)   у света с тьмою? (2 Кор 6:14). Не   участвуйте   (συγκοινωνετε) в бесплодных делах тьмы (Еф 5:11). Не делайся   участником   (κοιννει) в чужих грехах (1 Тим 5:22). И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее [великой блудницы Вавилона], народ Мой, чтобы не   участвовать   (συγκοινωνσητε) вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр 18:4). Жизнь. Общность Троицы-Христа-Евхаристии-Церкви-благовествования предполагает общность жизни христиан, общность скорбей и славы. Койнония — слово для специфически христианской активности, это не абстракция, не пассивное состояние. Койнония есть активное, действенное участие в общности, со-участие, со-деятельность, со-жизнь, со-бытие. Общность веры есть общность жизни: исповедуя веру, христиане становятся ее свидетелями-мучениками. Вера есть верность-стойкость в определенном образе жизни и определенном исповедании. Общность Троицы, передаваемая Христом людям, — определенный образ жизни-веры, конфликтующий с миром сим.

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

1; 1 Кор 3. 11; Рим 1. 4 и др.). Во мн. случаях в Посланиях ап. Павла это имя используется самостоятельно, уточнение «Иисус» становится ненужным (1 Фес 2. 7; 1 Кор 1. 23; Рим 5. 6, 8). В Евангелиях такое словоупотребление встречается преимущественно в обращенных к читателю словах самих евангелистов: Мф 1. 1; 1. 17, 18; 11. 2; Мк 1. 1; Ин 1. 17; ярким исключением является Ин 17. 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Христос (Мессия) как царь В иудаизме начала нашей эры М.- это прежде всего законный царь Израиля (Иудеи), потомок Давида, который установит справедливую власть в Израиле и по всей земле. В НЗ М. (Христос) также предстает перед читателем как царь Израилев (царь Иудейский) и потомок Давида. Иисус был предан смерти именно по обвинению в том, что претендует на царство: «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мк 15. 26; параллельные места: Мф 27. 37; Лк 23. 38; Ин 19. 19). В совр. науке свидетельство об этом, сохранившееся у всех евангелистов, воспринимается как исторически достоверное ( Dunn. 1992; Dahl. 1974). Это означает, что представление о мессианстве Иисуса возникло уже во время Его земной жизни. Титул «Царь Иудейский» был важен именно для еврейского мессианизма, а не последующего христианского. В евангельских повествованиях неоднократно утверждается царский статус Иисуса Христа. В рассказе о Рождестве Иисуса (Мф 2) волхвы приходят к Ироду и спрашивают, где новорожденный царь евреев, восход звезды которого они видели на востоке. В Евангелии от Луки ангел говорит Марии о Ее ребенке: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 31-33). О том, что первые христиане почитали Иисуса как царя, имеется свидетельство в Деян 17. 7. Важную роль для понимания царского мессианизма в НЗ играет сцена торжественного входа в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Видишь ли троякую войну, — именно с обольстителями, врагами и лжебратьями? Смотри, как и Павел, то же самое оплакивая, говорит: " извне — нападения, внутри — страхи " ; и: " опасности от лжебратий " (2 Кор. 11:26); и опять: " ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых " (2 Кор. 11:13). Потом, что всего хуже, ученики и от любви не будут получать утешения. Далее, показывая, что это нисколько не повредит мужественному и терпеливому, Христос говорит: не бойтесь и не смущайтесь. Если вы покажете надлежащее терпение, то несчастья не победят вас. Ясным доказательством этому служит проповедание евангелия по всей вселенной, не смотря ни на какие препятствия: таким образом, вы будете выше несчастий. А чтобы ученики не сказали: как же мы будем жить? присовокупил еще более: будете и жить, и учить всюду. Поэтому-то и сказал: " и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придет конец " (Матф. 24:14) — не мира, а Иерусалима. А что Христос говорил об этом конце, и что евангелие было проповедано прежде взятия Иерусалима, послушай, что говорит Павел: " по всей земле прошел голос их " (Рим, 10:18); и опять: " благовествование, которое возвещено всей твари поднебесной " (Кол. 1:23). И ты видишь, как скоро он перешел из Иерусалима в Испанию. Если же один овладел столь великой частью (вселенной), то размысли, сколько сделали и другие. И в другом послании Павел говорит о евангелии, что оно " приносит плод, и возрастает " (Кол. 1:6) во всей твари поднебесной. Но что значит: " в свидетельство всем народам " ? Так как евангелие всюду было проповедано, но не всюду уверовали в него, Христос говорит: " в свидетельство " будет не уверовавшим, то есть, в обличение, в осуждение; в свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших, и осудят их. Вот почему уже после проповедания евангелия по всей вселенной разрушается Иерусалим, чтобы неблагодарные не могли иметь и тени извинения. В самом деле, какое могут иметь извинение люди, видевшие могущество Его, всюду воссиявшее и в мгновение протекшее вселенную, если они остались в той же самой неблагодарности? А что евангелие всюду было тогда проповедано, послушай, что говорит Павел: " благовествование, которое возвещено всей твари поднебесной " (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет: " я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано было мне по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, ...в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе... " (2 Кор. 11:23-27). Сравнивая себя с прочими апостолами и по смирению называя себя " меньшим " из них, св. Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: " но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною " (1 Кор. 15:10). И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями апостолами: так, однажды он не остановился даже перед обличением самого апостола Петра, когда сей великий апостол дал повод нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал. 2:11-14). Этот факт важен, между прочим, тем, что ясно говорит против ложного учения римо-католиков о том, будто св. апостол Петр был поставлен Господом " князем над прочими апостолами " и как бы заместителем Самого Господа (отчего и папы римские будто бы носят титул " наместников Сына Божия " ). Разве посмел бы св. апостол Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к апостольскому служению, обличать самого заместителя Господа Иисуса Христа в апостольском лике? Это совершенно невероятно. Св. Павел обличил св. Петра, как равный равного, как брат брата. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он явил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана (Деян.

http://sedmitza.ru/lib/text/430616/

11 Дом Духа Божественна мене сотвори – соделай (и) меня домом Духа Божия. Ср. 1 Кор. 3, 16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1 Кор. 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога? 12 Врача – Христа – Врача душ. См. Мк. 2, 16–17: Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. См. также Мф. 9, 11–12; Лк. 5, 30–31. 13 Волнующася – колеблемого (сотрясаемого). 14 Вечнующаго – вечного. 15 Червия же злаго, и тартара – от злого (адского) червя (змия), и от бездны ада. См. Мк. 9, 43–48. 16 Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника – не допусти, чтобы я, виновный во многих грехах, стал радостью бесам. 17 Обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении – ослабевшего и одряхлевшего от бесчувственных грехов (т. е. от грехов неощущаемых, к которым я уже потерял чувствительность), о, Пренепорочная. 18 Странна муки всякия покажи мя – отдали (отстрани) меня от всех мучений. 19 Умоли – ...о моем спасении. 20 Небесная ми улучити веселия со всеми святыми сподоби – сподоби меня достичь небесного веселия со всеми святыми. 21 Непотребнаго – негодного, бесполезного. 22 Струю давай мне слезам – даруй мне потоки слез. 23 Благоутробному – милосердному, сострадательному. 24 Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори – находящаяся превыше Ангелов, возвысь (вознеси) меня над страстями, сотвори меня выше смешения, слияния со всем мирским (со страстями), букв. возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего. 25 Сене небесная – Сень (Палата), вмещающая Бога, живущего на небесах. 26 Духовную благодать во мне направи – устрой, управь действие во мне духовной благодати. 27 Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве). 28 Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010