Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии по Матфею — 116 зачал; в Евангелии по Марку — 71 зачало; в Евангелии по Луке — 114 зачал; в Евангелии по Иоанну — 67 зачал. В отличие от Евангелия, Богослужебный Апостол имеет сплошную нумерацию зачал; здесь их всего 335 (по номерам). Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Зачала «от полу» Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются между нумерованными зачалами. Устав называет такие чтения  «зачало от полу» (от половины) ; они отмечены знаком зачала без числового номера. Как правило, эти зачала были добавлены в богослужебный цикл чтений позднее основного корпуса рядовых и праздничных зачал, потому для них был придуман особый принцип обозначения: не стали перенумеровывать книгу, а обозначили так: “чтение от полу”. Это значит, что начало чтения находится как бы в середине зачала под номером. Причем эта середина не всегда математическая: чтение “от полу” может находиться как в середине нумерованного зачала, так и в конце (см., например, по Иоанну зачало 41е «от полу»), а то и в начале вскоре после номера. В частности, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня читается Евангелие по Иоанну, зачало 42е «от полу», которое начинается с Ин.12:28 , тогда как само зачало 42е начинается с Ин.12:19 . Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле Соседние по номерам зачала могут по большей части друг относительно друга располагаться тремя способами (для единообразия примеры возьмем из Евангелие по Матфею): 1) следующее зачало начинается там же, где заканчивается предыдущее зачало (это – самый частый и «нормальный» вариант, см. зачала 2 и 3, 3 и 4 и др.); 2) зачала пересекаются, то есть конечный фрагмент одного зачала одновременно является начальным для другого зачала (например, зачала 22 и 23, 26 и 27); 3) между зачалами есть своего рода «буферная зона», то есть фрагмент, не относящийся ни к одному из соседних зачал (например, зачала 5 и 6, 9 и 10). Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле

http://azbyka.ru/zachala

Апостол ко евреем, зачало 320. И апостолу в Деяниих, зачало 21 от полу. Аллилуиа, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. И апостолу глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. 3. Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе,/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову. Апостол в Деяниих, зачало 40. Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. 5. Святых святителей, Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцев. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко евреем, зачало 335. Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. 6. Святаго и славнаго Апостола Фомы. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол к коринфяном, зачало 131. Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. 9. Святаго Апостола Иакова Алфеова. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол к коринфяном, зачало 131. Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. 10. Преставление преподобнаго Амвросиа, старца Оптинскаго. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. 11. Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobornik-...

«Итальянская легенда», см. Лев Марсикан (Остийский) Иштван (Стефан) I Святой, кор. венгерский (997–1038) II, V, 57–58, 88, 107–108, 108, 133, 137, 297, 350, 350–351, 366 Иштван (Стефан) II, кор. венгерский (1114/6–1131) IV, V, 200, 240, 240, 310, 363, 363, 365–366, 365, 367 Иштван (Стефан) III, кор. венгерский (1162–1172) V, 252, 370–371, 371 Иштван (Стефан) IV, (анти)кор. венгерский (1163–1165) V, 252, 370, 370 Иштван V, кор. венгерский (1270–1272) V Кадлубек, см. Винцентий Кадлубек Каждан А. П. (Kazhdan А.) 198 Казимир I Восстановитель, кн. польский (ок. 1038/9–1058) IV, VI, IXa, 81, 99, 99, 110, 112, 137, 173, 173–174, 229, 229–230, 300–301, 300–301, 344–345, 345, 351 Казимир II Справедливый, кн. польский (1177–1194) IV, VI, IXa, 200, 250–251, 250–251, 296, 306, 308, 310–319, 310–322, 322, 345–346, 345–346 Каллист (Каликст) II, п. римский (1119–1124) 285, 285 Калоиоанн, см. Иоанн II Комнин Кальман (Коломан), кор. венгерский (1095–1114/6) V, IXb, 177, 202, 202, 210, 210, 236, 240, 240, 255, 307, 310, 348, 360–361, 361, 363–366, 363, 365, 368, 370 Кальман (Коломан), с. венгерского кор. Эндре II, кор. галицкий (1214–1219, ум. в 1241 г.) V, 372 Кальман (Коломан), с. претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) V, 364 Капетинги, династия французских кор. (987–1792) II, 138, 238, 374 Карвазиньска Я., см. Karwasiska J. Карл I Великий, кор. франкский (768–814, имп. с 800 г.) I, 22–23, 46, 56, 141, 221, 238, 243, 268, 373 Карл II Лысый, кор. западнофранкский (840–877, имп. франкский с 875 г.) I, 17, 21, 21 Карл III, кор. восточнофранкский (876–888, имп. франкский с 885 г.) I Карл, кор. бургундский и провансальский (ум. в 863 г.) I, 54 Карломан, кор. восточнофранкский (876–880) I, 32, 32, 34 Каролинги, династия франкских кор. и имп. (сер. VIII–X вв.) I, 31, 162, 374 Каспар Э., см. Caspar Е. Кассиодор, полигистор (ум. ок. 580 г.) 215 «Кведлинбургские анналы» (нач. XI в.) 63–64, 70, 78, 84–85, 117, 228, 235, 278–279 Кёпке Р, см. Кöрке R. «Киевская летопись» (XII в.) 311, 321, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Преподобного Силуана Афонского Прокимен праздника и преподобному, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало рядовое и преподобному, зачало 213. Аллилуия праздника и преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 12. Отдание праздника Рождества Богородицы Прокимен праздника, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало рядовое и праздника, зачало 240. Аллилуия праздника, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б Суббота перед Воздвижением Прокимен, глас 3 Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Зачало 126. Аллилуия, глас 5 Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими. Стих: Ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», — на небесах утвердится истина Твоя. Пс 88:2, 3 Неделя перед Воздвижением Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9а, 1а Зачало 215а. Аллилуия, глас 1 Стих: Я возвысил избранного из народа Моего. Стих: Вот, рука Моя поддержит его, и мышца Моя укрепит его. Пс 88:20б, 22 13. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме Прокимен, глас 4 Дому Твоему подобает святыня, Господи,/на долгие дни. Стих: Господь воцарился, благолепием облёкся. Пс 92:5б, 1а Зачало 307. Аллилуия, глас 2 Стих: Основания Его на горах святых. Стих: Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:1, 3 14. Воздвижение священного и Животворящего Креста Господня Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего,/и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а 15. Преподобного Паисия Величковского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 334. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 16. Святого Апостола и Евангелиста Матфея Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а 19. Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 233. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 22. Апостолов Филимона и Архиппа Прокимен праздника и Апостолам, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолам, зачало 302в. Аллилуия праздника и Апостолам, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 23. Преставление благоверного великого князя Александра Невского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В сами же 16-ю и 17-ю Недели должны быть прочитаны только зачала Недели пред и по Воздвижении. В результате таких перестановок в этом пасхальном году будут прочитаны без повторений все воскресные зачала, указанные в Сказании II, и каждый воскресный день будет иметь либо рядовое, либо особое зачало. Аналогичным способом выбираются и субботние зачала: в 37-ю субботу будет прочитано зачало 32-й субботы по Пятидесятнице, на 35-ю и 36-ю субботы по Пятидесятнице переносятся с суббот перед и после Воздвижения зачала 16-й и 17-й субботы, а 34-я суббота не нуждается в рядовом зачале, т. к. будет читаться евангельское зачало субботы по Просвещении; таким образом, все субботние зачала также будут прочитаны без повторений. Заметим, что не всегда выбор субботних зачал будет совпадать с воскресным (т. е., например, чтению зачала 17-й Недели не всегда будет предшествовать зачало 17-й субботы), т. к. распределение зачал зависит от структуры богослужебного года и тех дней Недели, на которые выпадают праздники Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления. Если обратиться теперь к таблице 12а, то мы увидим, что в случае, когда следующая Пасха будет ранняя, выбор воскресных и субботних зачал будет несколько другим. В этом случае Неделя о мытаре и фарисее выпадает на 34-ю неделю по Пятидесятнице. В предыдущую, 33-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с зачалом Недели по Просвещении будет прочитано и зачало «о Закхее». В результате в таком году не будет ни одной Недели, нуждающейся в рядовых зачалах, и зачало 30-й Недели будет прочитано в 28-ю Неделю, зачало 31-й Недели – в 32-ю Неделю (вместе с зачалом Недели по Рождестве христовом), а зачала 16-й и 17-й Недель будут прочитаны «на ряду», в сентябре, вместе с зачалами Недели пред и по Воздвижении. Таким образом, чтобы правильно распределить апостольские и евангельские чтения на год с ключевой буквой К, мы должны знать дату следующей Пасхи, и исходя из нее смотреть либо таблицу 12а, либо таблицу 12б. наши вычисления показали, что максимальное количество вариантов распределения зачал для года в зависимости от даты следующей Пасхи – 4, в случае с годом с ключевой буквой О, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол дне и святых, к коринфяном, зачало 180. Аллилуиа праздника и святых, глас 5: Пролияша кровь их яко воду. 31. Отдание праздника Христова Рождества. Прокимен праздника, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе,/да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Апостол дне. Аллилуиа, глас 1: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Стих: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 1. Еже по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И память иже во святых отца нашего Василиа Великаго. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. И святаго, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Апостол к колоссаем, зачало 254. И святаго, ко евреем, зачало 318. Аллилуиа, глас 8: Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа. Стих: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. [зри] Суббота пред Просвещением. Прокимен дне. Апостол к Тимофею, зачало 284. [зри] Неделя пред Просвещением. Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя,/и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Апостол к Тимофею, зачало 298. Аллилуиа, глас 8: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. 2. Преподобнаго Серафима Саровскаго, чудотворца. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. 4. Собор святых седмидесяти Апостол. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол к римляном, зачало 96. Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых. 5. В навечерии Просвещения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobornik-...

636 Например, в Типиконе читаем о субботе пред Рождеством Христовым: «что два Апостола: прежде субботе пред Рождеством Христовым, и ряд под зачало, и потом святого, аще имать, такожде и Евангелия два» (Тип., послед. 18 декабря, 1-е зри). Иногда в Типиконе прямо говорится, что три зачала должны быть читаны как два, иногда же это только подразумевается. Так, в дни отданий праздников Богородичных устав о чтении Евангелий такой же, как в день самого праздника. Между тем в Типиконе, в последовании дня отдания праздника Рождества Богородицы, если он случится в Неделю пред Воздвижением, сказано: «Чти прежде Евангелие Недели пред Воздвижением и ряд же под зачало, таже (потом) Богородицы» (Тип., послед. 12-го сент., аще в Неделю). А в последовании самого дня Рождества Богородицы читаем: «Чтем прежде Недели пред Воздвижением; таже ряд, по сем Богородицы» (Тип.., послед. 8-го сентября, аще в Неделю). Здесь не сказано, что одно 637 В Типиконе, в последовании 20 ноября, читаем в указании о литургии: Апостол дне и утрешний под зачало. Таже святого, ко евреям, зачало 318... Такожде и Евангелие дне и утрешнее, под зачало. И святого, от Иоанна, зачало 36. Подобное и в последовании 5 августа: прокимен, Апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утрешний Апостол и Евангелие ряд, под зачало. Под словом «утрешний» здесь разумеется не служба утрени, ибо на утрени не читается апостол, о котором здесь упоминается. Слово «утрешний» означает «завтрашний» («утренний бо собою печется». Мф.6:34, 27:62 ). Словами: «утрешний Апостол», «утрешнее Евангелие», в предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы, Преображения Господня указывается на рядовые Апостол н Евангелие, которые придутся в указанные праздники и должны быть читаны накануне их. Слово «утрий» означает завтрашний день и в последовании 15-го сентября, если Воздвижение Честного Креста случится в субботу, тогда Апостол и Евангелие Недели (воскресения) по Воздвижении чтется на утрий праздника в Неделю. 638 Аще кто хощет творити литургию какого-либо святого, или мученика, или святителя, или преподобного, или апостола, или пророка, или мучениц, – чти общее Евангелие: обрет подобно святого, его же твориши службу, такожде и Апостол (Тип., гл. 58, 2-е зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Конечно, встречаются и более сложные варианты взаимоотношений между соседними зачалами, но все же указанные три схемы охватывают подавляющее большинство зачал Евангелия. Начальные обращения зачал Апостольские чтения из Посланий, как правило, вводятся обращениями: а из книги Деяний – «В те дни» ( Во дн оны). Евангельские зачала предваряются фразами: Эти вводные фразы, строго говоря, не являющиеся текстом Священного Писания в этом конкретном месте, называются киноварными вставками . Чтение «под зачало» В Уставе иногда встречается выражение «под зачало»; оно употребляется, когда положено читать 3 чтения на литургии. Например, в конце 7й главы Типикона сказано: « Подобает ведати, яко приходящему Господскому празднику, или Богородицы, и оба праздника Предтечева, рождество и усекновение, и святых апостол Петра и Павла, и Иоанна Богослова, или аще будет храм: должно есть прочитати Апостол, и Евангелие рядовое, хотящее быти тогда в самый день праздника, за день напредь прежде праздника, под зачало ». Или вот еще пример: в случае Новолетия (1 сентября) в воскресный день устав чтений на литургии таков: « Прокимен, апостол, аллилуиа, и Евангелие, прежде индикта: воскресно же под зачало: таже святаго ». Во всех этих и подобных случаях второе чтение присоединяется к первому и читается без «киноварной вставки», то есть без использования вводной фразы из подстрочника; начинается второе чтение теми словами, которые находятся в основном тексте Апостола или Евангелия. Получается, что второе чтение в таких случаях не имеет начальной, вводной фразы; другими словами, вводная фраза (киноварная вставка) 1го зачала является начальной для обоих чтений вместе. Это и значит «под зачало», то есть под общую с первым чтением начальную фразу. Как правило, на практике чтец (диакон), читающий Священное Писание с чтением «под зачало», при переходе к такому чтению не выделяет его голосом, а продолжает с той же интонацией, так что стоящие в храме (и то только при условии, что слушающие хорошо знают Писание) могут только по изменившемуся содержанию догадаться, что произошел переход к новому отрывку.

http://azbyka.ru/zachala

11-го дек.). Но если в Неделю праотец случится день памяти пророка Даниила и св. трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, то читаются Апостол и Евангелие святому (Тип., послед. 17-го дек.). Рядовые зачала апостолов и Евангелий, при чтении особых зачал, в упомянутые Недели читаются иногда «под зачало». Выражение «под зачало», встречаемое в богослужебных книгах, означает то, что два апостола или два Евангелия читаются так, как будто составляют одно зачало, т. е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки. Таким образом читаются Апостол и Евангелие в те дни, в которые полагается чтение трех Апостолов или трех Евангелий, и три зачала читаются как два 636 . К выражению «под зачало» иногда присоединяется слово «утренний». Оно указывает на Апостол и Евангелие следующего, завтрашнего дня 637 , на Апостол и Евангелие рядовые. О чтении особых зачал Апостола и Евангелия в некоторые из указанных дней должно сказать несколько слов. Касательно Недели праотец в Типиконе есть особое замечание: «Блюди Неделю праотец, в кое число прилучится, аще и прежде Недели 28-я, или послежде. И на литургии Евангелие чти Недели 28-й от Луки, зачало 76: «Человек некий сотвори вечерю велию», непременно едино. А в 28-ю Неделю чти рядовое, кое прилучится иныя Недели» (Тип., послед. 11-го декабри). Смысл этого замечания такой: в Неделю праотец непременно читается Евангелие о вечери – Луки, зачало 76, как имеющее отношение к празднику Рождества Христова и при том лишь одно это Евангелие, а рядовое не читается. Это Евангелие то самое, которое и Недели праотец (Лук., зач. 76), 28 Недели. Но в 28-ю Неделю оно лишь в том случае читается, если Неделя 28-я случится в самую Неделю праотец. В те же годи, в кои Неделя праотец случится в 27, 29, 30 и 31-ю Недели, в те годы читается в 28-ю Неделю Евангелие не Луки, зачало 76, а Евангелие 27, или 29, 30 и 31-й Недели, т. е. той Недели, в которую случится Неделя праотец. Г. Петров, руководствуясь этим замечанием Типикона о Евангелии Недели праотец, говорит, что так как и апостол 29-й Недели есть один и тот же, что и Недели праотец, то, если Неделя праотец случится сряду после 29-й Недели, – не должно читать его в обе Недели, а следует читать только в Неделю праотец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010