И пророк Иеремия, этот избранник Божий, освященный для пророчества еще во чреве матери своей, явил великое смирение, когда сказал Богу: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер. 1: 6). Великим смирением был украшен и Даниил пророк, муж желаний, исполненный благодати Божией. Ибо, будучи спрошен Навуходоносором, царем Вавилонским, может ли он разгадать сон, виденный им, и тотчас же растолковать его, он, пересказав царю сон и растолковав его, сказал с великим смирением: мне эта тайна была открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но чтобы царю было дано разъяснение и чтобы ты мог узнать помышления сердца твоего (ср.: Дан. 2: 30). Снова видим превосходящее все великое смирение того, кто стал вершиной пророков, великого Предтечу и Крестителя Христова, который, по свидетельству Самого Господа, был самым великим человеком среди рожденных женами и был больше, чем пророк (см.: Мф. 11: 9–11; Лк. 7: 26). Он, насколько превзошел по дару Божию и святости жизни своей других пророков и праведников, настолько большее смирение явил пред людьми и Богом. Ибо приходящим к нему креститься он говорил, умаляя себя: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, и я недостоин развязать ремень обуви Его (ср.: Мф. 3: 11; Мк. 1: 7). Видишь, как велико смирение святого и божественного Предтечи и Крестителя Господа Христа? Ни один слуга, каким бы негодным он ни был и как бы ни презирал его хозяин его, все же не стал бы считать, что не может сделать даже этого — развязать ремень обуви его, то есть послужить своему хозяину, когда тот захочет снять обувь свою. А божественный и великий пророк Иоанн даже эту смиренную услугу не считал себя достойным оказать своему Хозяину, Христу. Поистине, где преизбыточествовала благодать, там и смирение преумножилось. В законе благодати кто не удивится величайшему смирению блаженного и всехвального апостола Павла, сосуда избранного (см.: Деян. 9: 15), потрудившегося более всех апостолов и восхищенного до третьего неба (см.: 2 Кор. 12: 2–3)? Ибо после столь великих видений мы видим его смиряющимся и говорящим: я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом (ср.: 1 Кор. 15: 9). В другой раз он назвал себя непотребной грязью: я сделался сором для мира (ср.: 1 Кор. 4: 13), а в третий сказал: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1: 15). Видишь, брат Иоанн, насколько великий Павел по мудрости своей и трудам был выше других апостолов, настолько глубже он был по смирению ума.

http://pravoslavie.ru/43999.html

19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14// Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния ( Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 33). Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8// Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь».

http://pravenc.ru/text/2564604.html

4:11). Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор. 5:1-3). Монах же не имеет в чем-либо ни своей власти, ни собственной воли, ибо уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). И: неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7:32), чтобы прославиться навечно. «Ибо плотские не могут делать духовных дел, ни духовные — плотских дел». Посему тому, кто желает упражняться в ангельском жительстве монашеской жизни, следует приобрести мудрость змия и кротость голубя (ср. Мф. 10:16), чтобы познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2), дабы во всем прославлялся Бог (1 Пет. 4:11) через благочестивый наш чин [монашеский] и чистое жительство, чтобы видящие нас познавали, что мы — семя святое и благословенное, сыны Бога Живого во всяком слове, стыде, кротости, поведении, внимании; чтобы мы ни в каком смысле и никоим образом не уподоблялись мирским, но [уподоблялись] благочестивым учителям нашего благочестия во всякой науке, разумении и праведности. Посему сберегай светильник чистоты со всякой осторожностью, как друзья Христовы; ревнуй их жительству, будь как Иоанн, Христов Предтеча и чистый ангел Господень, и как Иоанн, возлежавший на груди у Господа (Ин. 21:20), которого и любил Господь как чистого; как Павел, Варнава и Тимофей, которые совершили путь чистоты и незапятнанный подвиг, как воистину подражатели Христовы. Но также и у Илии и Елисея и многих других жительство найдешь таким же чистым и непорочным. Посему если таковым желаешь подражать крепко, то подражай старшим и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13:7), иБудьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11:1). Христовы же подражатели крепко подражают Ему Самому, и таковые блаженны. Сказал же и Господь некоему: иди за Мною. Другой же… сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   2) Заблуждаются те христиане и от Бо­га удаляются, которые темные дела творят, то есть грешат. «Что общего у света с тьмою» (2 Кор 6:14)?    3) Хотящим приступить к Богу и общение с Ним иметь должно очистить себя истинным покаянием, и омыть себя Кровью Сына Бо­жия, и в новой жизни ходить, облечься в ору­жие света. «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в ору­жия света. Как днем, будем вести себя благо­чинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иису­са Христа», — апостол увещевает нас (Рим 13:12—14). Послушаем же, возлюбленные, апостола и, отложив дела темные, облечемся в оружие света, дабы с Богом святым общение возыметь здесь и там во веки иметь. Ибо, кто здесь не имеет общения с Ним, тот и там не будет иметь, и так удалившись от света и жиз­ни, которая есть Бог, будет в вечной тьме и смерти. Бог обещал в христианах жить и ду­ши их как бы храмами Себе иметь: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор 6:16). «Имея та­кие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор 7:1).    Спасайся.    При этом упомянем о Свете, Который явился на земле. Свет Отец, Свет Сын, Свет и Дух Святой, Свет вечный и незаходимый. Свет Сын Божий, Свет от Света, Бог истин­ный от Бога истинного, явился на земле и просветил во тьме и тени смертной сидящих.    Об этом Свете написано: «Народ, сидящий во тьме, увидел Свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял Свет» (Мф 4:16). Этот Свет «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). Этот Свет блеснул лучами Свои­ми на горе Фаворе, когда «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Увидев этот Свет, Петр святой так обрадовался, что и с горы святой не хотел сходить, но жить там хотел: «Господи, -» говорит, — «хорошо нам здесь быть», и прочее (Мф 17:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля — матерь наша — есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное».    Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни.    Остается нам, людям, благоговейно покоряться премудрым судьбам Божиим, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.    (Составлено по книге: «Уроки и примеры Христианской Веры» и др. кн. прот. Григория Дьяченко). О двенадцатом члене Символа Веры 12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.   В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.    Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его« (1 Кор.2:9).    Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.    Св. апостол Павел говорит: сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15:43).    Сам Господь Иисус Христос сказал: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).    Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого.    Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15:41-42).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

12. Итак, первины наши — апостолы, избранные из всех плодов того времени, которым сказано: и больше сих сотворите (Ин. 14. 12), ибо на них излилась благодать Божия. Они, говорю я, стенали, ожидая искупления всего тела (Рим. 8. 23), и до сих пор стенают, ибо много еще страданий у тех, кто обуреваем, — точно так же когда кто–то выбирается на берег, и половина тела его еще бьется в волнах, он стенает и мучится (Рим. 8. 22), пока не выберется весь. Конечно же стенает тот, кто прежде говорил нам: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2 Кор. 11. 29). 13. Так что пусть не смущает нас, что написано так: И мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8. 23). Ибо смысл ясен, потому что те, кто имеет начаток духа, стенают, ожидая усыновления, а это усыновление есть искупление всего тела, когда лицом к лицу (1 Кор. 13. 12), словно Сын Божий, чрез усыновление увидит это божественное и вечное благо. Ибо есть усыновление 2586 в Церкви Господней, когда Дух вопиет: Авва, Отче (Гал. 4. 6), как читаешь в Послании к галатам. Но оно будет совершенным, когда воскреснут в нетлении, чести, славе все те, кто удостоится видеть лице Божие, 2587 ибо тогда человеческое состояние сочтет себя истинно искупленным. Отчего апостол хвалится, говоря, что мы спасены в надежде (Рим. 8. 24), ибо надежда спасает, как и вера, о которой сказано: Вера твоя спасет тебя (Лк. 18. 42). 2588 14. Итак, тварь, которая не добровольно, но в надежде покорилась суете (Рим. 8. 20), спасается надеждой, как и Павел, который знал, что для него приобретение — умереть, чтобы быть со Христом (Флп. 1. 20, 23), отрешившись от тела, но пребывал во плоти ради (Флп. 1. 24) тех, кого обретал для Христа. 2589 А что есть надежда, как не ожидание будущего? Отчего он и говорит: надежда же, когда видит, не есть надежда (Рим. 8. 24). Ведь не то, что видимо, но то, что невидимо, вечно (2 Кор 4. 18). Ибо если кто видит, то чего ему и надеяться (Рим. 8. 24)? Мы видим, что имеем то, что видим, так каким же образом мы станем надеяться на то, что имеем? Следовательно, из того, на что надеются, ничто не видимо. Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9). 2590

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

11. Но мало было смирения нашего Господа ради нас в рождестве; Он пришел еще и для того, чтобы соизволить уме­реть ради смертных. В самом деле, Он смирил Себя, быв по­слуш­ным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:8), чтобы кто-нибудь из нас, даже если и смог бы не бояться обычной смерти, не испугался бы и такого рода смерти, который у людей считается самым позорным. Итак, мы веруем в Того, Кто был распят и погребен при Понтии Пилате. Ибо надлежало, чтобы для точного указания времени было добавлено имя судьи. А ве­ра в это погребение есть воспоминание нового гроба (см. Ин 19:41), потому что он служил свидетельством грядущему воскре­сению к обновленной жизни (ср. Рим 6:4), так же как и девст­венное чрево — грядущему рождению. Ведь как в том гро­бе ни прежде, ни после не был погребен никакой другой умерший (см. Ин 19:41), так и в том чреве ни прежде, ни после не было зачато ничто смертное. 12. Также мы веруем, что в третий день Он воскрес из мертвых, первородный среди братьев, которые последуют Ему (ср. Рим 8:29) и которых Он призвал быть сынами Божиими по усыновлению (ср. Еф 1:5) и удостоил быть Своими сопричастни­ками и сонаследниками. 13. Мы также веруем, что Он вознесся на небо, которое также и нам обещал как место будущего блаженства, говоря: Будут, как Ангелы Божии на небесах (см. Мф 22:30), в том Граде, который матерь всем нам, в вечном небесном Иерусалиме (Гал 4:26). Однако, как это часто бывает, некоторым нечестивым язычникам и еретикам не по нраву наша вера в то, что земное тело воспринято на небо. Но когда язычники говорят, будто что-либо земное на небе быть не может, то стремятся общаться с нами по большей части при помощи философских доводов. Ведь они не изучали наших Писаний и не знают, что означают слова: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:44). Разумеется, это не означает, что тело обратится в дух и сделается духом, потому что и ныне наше тело, которое назы­вается душевным (animale), не обратилось в душу и не стало ду­шою. Но тело считается духовным потому, что оно подчинено ду­ху так, чтобы соответствовать обитанию на небесах, где всякая земная бренность и порча изменена и превращена в не­бес­ную чистоту и прочность. Это — изменение, о котором Апостол также говорит: Не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор 15:51). Он также учит, что это изменение будет не к худшему, а к лучшему, когда говорит: А мы изменимся (1 Кор 15:52). Но было бы излишним любопытством доискиваться, где и каким об­разом могло бы быть на небе тело Господне; следует просто верить, что оно есть на небе. Ведь исследовать тайны небес не по силам нашей бренной природе, но нашей вере надлежит представлять себе достоинство тела Господня возвышенно и благопристойно.

http://pravmir.ru/o-simvole-veryi/

12:2); и в другом месте: " Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим " (Гал. 1:18). И ещё, послушай, как он говорит: " Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою " (1 Кор. 9:15). И не только так, но ещё, послушай, что он говорит: " мы как сор для мира " (1 Кор. 4:13). Что хуже голода, холода, козней от братий, которых, впрочем, он называет лжебратьями? Не называли ли его и губителем вселенной, и обольстителем, и обманщиком? Не били ли его бичами? Будем же содержать это в уме, возлюбленные, будем помышлять об этом, будем помнить это, и мы никогда не падём духом, хотя бы нас обижали, хотя бы грабили, хотя бы причиняли тысячи других бедствий. Дай Бог нам благоденствовать на небесах, а всё здешнее сносно; дай Бог нам достигнуть блаженства там, а всё здешнее нисколько не важно. Это - тень и сновидение; каково бы оно ни было, но в сравнении с будущим и ожидаемым в нём нет ничего тяжкого ни по качеству, ни по времени. Что можем мы сравнить с тамошними мучениями, с огнём неугасаемым, с червем неумирающим? Что здешнее можно сравнить со скрежетом зубов, заключением во тьму кромешную, яростью, печалью, воздыханием? А в отношении времени, что значат даже десятки тысяч лет сравнительно, с безпредельными и нескончаемыми веками? Не малая ли это капля пред безпредельною бездною? А тамошние блага? Они несравненно превосходнее здешних: " не видел того глаз " , - говорит (апостол), - " не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку " (1 Кор. 2:9). И они также будут продолжаться в безконечные веки. Поэтому ужели не стоит для них тысячекратно пострадать, быть убитым, быть сожженным, претерпеть тысячи смертей, перенести всё, что только есть ужасного и на словах, и на деле? Ведь если (может случиться, что) мы будем жить сгорая в огне, то не следует ли перенести всё, чтобы удостоиться тех обещанных благ? Но для чего я напрасно говорю это людям, которые не хотят даже отказаться от привязанности к деньгам, считают их как бы безсмертными и, если подадут только малое из многого, то думают, что уже исполнили всё? Нет, это - не милостыня; милостыня - (подаяние) той вдовы, которая пожертвовала " что имела, все пропитание свое " (Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1629...

12:1). Заслуживает веры этот проситель, и не стал бы он просить подаяния. Посмотри, кто это тебя просит, и пусть эта просьба заставит тебя почувствовать трепет. Взошедший до третьего неба, удостоившийся услышать голос Бога, слышавший неизреченные глаголы, умоляет: " представьте тела ваши Богу в чистоте " . Что умоляешь, Павел? Что ты так заботишься о девах? Не ты ли сказал: " Относительно девства я не имею повеления Господня " (1 Кор. 7:25)? Не ты ли сказал: " брак у всех честен " (честна женитва) (Евр. 13:4)? Не ты ли сказал: " не уклоняйтесь друг от друга " (не лишайте себе друг друга) (1 Кор. 7:5)? Почему же теперь проповедуешь невинность? Да и что еще заботишься ты о девах? Феклу ты исхитил от плотского брака и гибели и спас; что же теперь тебе беспокоиться о других девах? " Да, – говорит, – я очень забочусь о чистом и чуждом страсти браке. Если я установил порядок брака для людей, то с гораздо большим усердием я должен поработать в этом отношении для Христа: ведь я – невестоводитель Христа. Мой Владыка не довольствуется одной девой, Он не желает ограничиться одним браком; у Него много свадебных даров, Его наследство велико. И вот Он поручил мне привести Ему многих невест. Потому-то и говорил апостол: " я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " (2 Кор. 11:2) Видишь, с какой точностыо выражается апостол, чтобы ты не подумал, что это плотской брак. О, слепота! О, неразумие! Кажется, кто не пожелал бы этого нетленного и беспорочного брака, чистого ложа, незапятнанного чертога, счастливого сопряжения, бессмертного общения, бесстрастного деторождения, ненарушимой супружеской верности, неоскудевающего приданого, вечного наслаждения, беззаботной жизни, сочетания со Христом, пребывания с ангелами, утешения богоприличными песнопениями, благоухания всех добродетелей, светильника всесветлого, свободы всеукрашающей, восхождения к Богу, ликования с ангелами, укрепления тела, чистоты душевной? Конечно, вступившая в брак с мужем заботится о том, как угодить тленной плоти; еще не рождает и уже оплакивает свое горе; нередко плачет она от мужа, плачет о бесплодии и бесчадии, плачет и при многочадии, когда дети умирают; плачет, когда дети предаются беспорядочной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Апостол говорит: »«А вам Бог открыл это Духом Своим- ибо Дух все проницает, и глубины Божии»« (1 Кор. 2:10). И еще: »«Мы имеем ум Христов»« (1 Кор 2:16). Трудно заподозрить грешника в том, что у него ум Христов. И в другом месте апостол говорит: »«Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его»« (Еф. 5:30).    Ты видишь, что Бог требует от человек во всем быть, как Он? В Писании сказано, что Бог привел к Адаму всех животных и показал ему, чтобы он дал имена им. Назвал означает посмотрел, найдется ли среди животных такое же, как он, но Адам не нашел ни одного, потому что их природа не совпадала с человеческой. Тогда Бог взял от ребра его и сотворил женщину, которую Адам назвал женой, ибо Бог взял ее от мужа ее.    Как Ева, взятая от Адама, была во всем, как он, так и души, оставившие мирское и последовавшие за святой волей Христовой, удостоились стать Его невестами и пребывают в единении с ним, ибо от сущности Его они возродились в Духе, и по природе — часть Его Святого Тела, как говорит апостол: »«Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:5).    А если в нас есть что-то от неразумных животных, например, жадность хищников, непостоянство птиц, яд пресмыкающихся, то наши души не станут невестами Христовыми, и мы не будем частью тела Его, ибо мы поступаем, не как Он. Душа, удостоившаяся стать невестой Христовой, как и Он, свободна от всякого извращения природы и знает, что она такова по собственным поступкам. Апостол говорит: ««Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор 13:5).    Видишь, пока человек не достиг делания Иисусова, значит, он не прошел испытания, и его душа не стала, как разумная дева, ожидающая Жениха. Благоразумные девы заранее приготовили (масло для) светильников, а неразумные, у которых не было делания, остались за дверью брачного чертога (Ср.: Мф 25:1).    Давайте и мы постараемся выполнять делание — тогда Дух Божий будет обитать в нас. Как сказал Господь, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины»« (Ин 14:15-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010