Да пребудет слава Богу, Спасителю нашему, во все века непреложною.     МОЛИТВА ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ “Боже, Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не скрыты от Тебя” (Пс. 68: 6)… Ныне я живу в уничиженном виде, Ты же, Христе, зовешь меня к вере и принятию Откровения, что Отец любит нас, как любит Он Тебя, Своего Единородного Сына: “Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня… и возлюбил их, как возлюбил Меня” (Ио. 16: 27; 17: 20–23).   Безмерно велико дерзание наше по вере во Христа. Недаром блаженный Павел говорит, что “безумие Божие сильнее человеческой мудрости”. Что плотскому рассудку кажется совершенным безумием — то для верующих есть премудрость и сила, жизнь и свет (ср.: 1 Кор. 1: 18–30; Кол. 2: 14; 3: 18–19).   Но если для всякого человека дерзание быть христианином есть акт, превосходящий меру человека, то что скажу я о себе? Мне от детских лет усвоилось сознание моего ничтожества; я даже пред людьми бездерзновенен. И все же: посетил меня малый Свет, и я поверил во Христа–Бога. Затем последовало более обильное излияние Света в связи с моей в Него верой, и вера моя углубилась новым познанием.   Как бы ни был я воистину “ничто”, но Нетварный Свет являлся мне именно за веру во Христа. Мой ум преодолел стену рассудка, недоумевавшего, бессильного понять, что Персона–Ипостась обладает всеобъемлющим познанием настолько, что от Него не скрывается ничто во всем космическом бытии: “ни один воробей не упадет на землю без (воли) Отца нашего… у нас же и волосы на голове все сочтены… и нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано” (Мф. 10: 26, 29–30)… “И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его” (Евр. 4: 13).   Мои отношения с Богом носят исключительно личный характер. Вне личных отношений нет понятия о грехе; вне сего нет любви между человеком и Богом; вне сего нет и не может наличествовать бытийное познание Бога; вне сего все поглощено смертью, все утопает в самом настоящем не–бытии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор 12:12). Она — община чад Божиих, “род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет 2:9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14). Духовная родина всех христиан — не земной, но “вышний” Иерусалим (Гал 4:26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян 2:3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил 2:10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф 8:20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Ин 4:21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев” (Ин 4:22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф 22:16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — “Еврей от Евреев” (Фил 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян 22:25–29).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она - община чад Божиих, " род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий " (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий " не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего " (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан - не земной, но " вышний " Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы " пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца " (Фил. 2. 10-11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: " Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: " Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев " (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он - " Еврей от Евреев " (Фил. 3. 5), а по гражданству - римлянин (Деян. 22. 25-29).

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

" Быть избранным " декабря 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Покровском храме Политехнического университета " Завершается год, он был непростым для нас, но всякий год дается нам для того, чтобы мы совершенствовались, становились ближе к Богу, - сказал владыка. - Милостью Божией мы вступаем в новый год. И сегодня помолились за университет, за учащихся, за тех, кто начальствует и учит студентов, за всех прихожан этого храма, чтобы Господь благословил всех в наступающем году " . " Сегодняшнее евангельское чтение посвящено теме призвания, - продолжил архипастырь. - Господь уготовил нам в Царствии Небесном великую радость и вечную жизнь. Он к каждому обращается с призывом: " Приходите ко Мне и вкусите вечную и блаженную жизнь " . Многих Он призывает, но мало кто внимает Его призыву. Так было на стыке Ветхого и Нового Заветов, так продолжается и сейчас. Мы видим, что сегодня тоже много званых, но мало избранных (Лк. 14:16-24): мало кто оставляет свои квартиры и в эти ранние утренние часы приходит в храм. Но ваш храм наполнен - о чем это говорит? Здесь звучит слово Божие, вы откликаетесь на призыв Господа! Раньше христиане и назывались " призванные " - помните, апостол Павел пишет: " Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " (1 Кор. 1:26-29). А другие, " мудрые " , не хотят идти за Господом, говорят: " Прости, Господи, но мы хотим на земле пожить в свое удовольствие лет шестьдесят-семьдесят, а на Небо мы не претендуем " , и кто волов покупает, кто землю, у кого-то семейные радости... Но находятся люди, которые слышат призыв Господа и приходят в храмы Божии " . " Сегодняшний евангельский эпизод имеет продолжение в другом Евангелии, от Матфея. Господь увидел человека, который пришел на пир не в брачной одежде (Мф. 22:11-14) и велел слугам вывести этого человека с пира. Это относится ко всем нам: мы подходим к Чаше Господней неподготовленными, то есть в греховной одежде. Вчера грешили, а сегодня приходим причащаться: так делать нельзя. Необходимо покаяться, исповедоваться. Время для покаяния Господь нам всегда дает. Пост заканчивается, но осталась еще неделя, когда можно покаяться, исправиться, чистыми подойти к великому празднику Рождества Христова и причаститься Святых Христовых Тайн. Давайте войдем в число избранных людей Божиих, чтобы Господь знал, что есть те, кто не увлекается грехом, кто совлек с себя одежды греха и облеклись в одежды праведности, святости, милосердия, чистоты - вот таких людей Он к Себе призывает. Поздравляю вас с праздником, от души желаю помощи Божией в наступающем году, крепкого здоровья и всего, что необходимо вам в жизни " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В Нижнем Новгороде открылась выставка наивного искусства «Старый да малый» Нижний Новгород, 6 июня 2005 г . 4 июня в музее истории и культуры Московского района Нижнего Новгорода открылась выставка наивного искусства «Старый да малый» Ульяновского областного музея народного творчества. Проект осуществляется в рамках международного конгресса партнеров программы «Культурная столица Поволжья», сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . В состав экспозиции входят более 100 произведений живописи, рисунков, расписных деревянных скульптур. «Наивному искусству не один, не два года и не сто лет. Вспомнить хотя бы Пиросмани или Анри Руссо. Это искусство нормально развивается и данная выставка тому подтверждение», – рассказал директор музея Московского района Сергей Алешин. Посетителям выставки представлены работы людей пожилого возраста, работающих в манере, называемой «наивная живопись». Среди произведений художников-самородков – пейзажи, натюрморты, сюжетные сцены и произведения на религиозные темы. Все, что бы ни изображали «наивные» художники, подается с большой любовью. Любовью к творчеству, ко всему окружающему, с любовью к зрителю. Не даром данное направление живописи называют еще «сердечным». Вместе с тем экспозиция включает и детские рисунки. Такое сочетание напоминает слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор 1:26-29). Выставка наглядно демонстрирует, как творчество простых, с точки зрения художественного образования, людей может стать предметом искусства. Феномен «наивного искусства», а это действительно искусство, состоит в том, что оно идет не от ума, не от знаний, а от сердца. Здесь сердечная простота, далекая от профессионализма и концептуальности, становится выше искусства профессионального.

http://pravoslavie.ru/13689.html

Влияние монашествующих на церковную жизнь в VI веке продолжало расти. Но в предыдущем столетии Церковь столкнулась с обратной стороной этого явления – с попытками некоторых монахов и целых монастырей поставить себя вне церковной организации, вывести себя из-под канонической власти епископата. В особенно карикатурном виде эта угроза выявилась в необузданном и диком буйстве египетских и сирийских монахов на «разбойничьем соборе» в Эфесе. Халкидонский Собор противопоставил беззаконию лжехаризматиков, вступивших на скользкий путь самоуправства и произвола, дисциплинарные нормы, основанные на экклезиологических догматах о полноте ответственности преемников апостолов за духовное благо вверенного им народа Божия, подразумевающей неукоснительное подчинение епископам всех церковных учреждений, включая и монастыри. Каноны IV Вселенского Собора, пресекая самоуправство монахов, воспрещая им вмешиваться в дела церковного управления, способствовали тому, чтобы духовное горение инока, избравшего путь отречения от мира и его соблазнов, направлялось не на внешнюю активность, а внутрь себя, на созидание своей души, иными словами, чтобы инок шел путем, который положили в основание монашеского подвига его первоначальники – преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Если же монахи ради спасения живших в миру братьев о Христе и выходили за монастырскую ограду, то не для того, чтобы изменить внешний строй жизни – мирской и церковной, а чтобы открыть каждой душе, ищущей спасения, путь ко Христу, при этом некоторые из иноков брали на себя подвиг юродства во Христе, памятуя слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29). Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн В VI столетии в Палестине подвизались преподобные Симеон , прозванный Юродивым, и его сопостник Иоанн.

http://pravoslavie.ru/62545.html

Корабль, плывший по Средиземному морю, внезапно попал в страшный шторм. Громадные волны грозили вот- вот потопить суд­но. Люди потеряли всякую надежду — гибель казалась им неотвра­тимой. Восстает бурный ветер и высоко поднимает волны, [ко­торые] восходят до небес, нисходят до бездны; душа [человека] истаивает в бедствии (Пс 106. 25–26). В столь решительную минуту морякам пришла спасительная мысль обратиться с молит­вой к святому Николаю, которого никто из них никогда не видел, но все слышали, что Мирликийский архиепископ является скорым помощником в бедах. Корабельщики стали взывать к милостивому Николаю, и надежда на Божьего угодника не обманула их. Святи­тель, словно ангел, тотчас появился на корме судна и произнес: «Вы звали меня, и я пришел избавить вас от смерти». Ободрив экипаж, подражатель Христа Николай усмирил море, как некогда сделал это Сам Спаситель. И исполнилось слово Гос­пода: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин 14. 12). Воистину, верный слуга Божий повелевал морем и ветром, и они были ему послушны. Господь превращает бурю в ти­шину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их [людей] к желанной пристани (Пс 106. 29–30). При легком попутном ветре святой направил судно к берегу и стал невидим. Живыми и невредимыми моряки прибыли в Миры. В городе корабельщики пошли в соборную церковь, чтобы найти своего благодетеля и поклониться ему. В это время Николай находился в храме среди клириков. Мореплаватели сразу узнали доброго пастыря и припали к его ногам. Они рассказали собравшимся в церкви людям о том, как святитель по первому их зову чудесным образом явился во время бури на тону­щий корабль и избавил всех от неминуемой смерти в морской пучине. Но великий заступник не только сохранил корабельщикам жизнь, он проявил ревностное попечение о спасении их душ. Про­зорливый старец увидел укоренившуюся в моряках порочность. Привычка к разврату, корыстолюбивый нрав и несправедливость к людям требовали врачевания, как тяжкие болезни. «Братья, умоляю вас, поразмыслите и исправьте свою жизнь, обратите ваши сердца и мысли на путь, угодный Богу, — стал уве­щевать мореплавателей славный учитель целомудрия и воздержа­ния Николай. — Можно скрыть свои грехи от людей и даже слыть за праведников, но от Бога ничего нельзя утаить. В Священном Писании сказано: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар 16. 7). Творите добрые дела и сохраняйте чистоту души и тела. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3. 16–17). Живите благочестиво, и Господь будет вашей надежной крепостью во всех испытаниях.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня... и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 16, 27, 17:20—23).    Безмерно велико дерзание наше по вере во Христа. Недаром блаженный Павел говорит, что «безумие Божие сильнее человеческой мудрости». Что плотскому рассудку кажется совершенным безумием — то для верующих есть премудрость и сила, жизнь и свет (ср.: 1 Кор. 1:18—30; Кол. 2:14; Кол.3:18—19).    Но если для всякого человека дерзание быть христианином есть акт, превосходящий меру человека, то что скажу я о себе? Мне от детских лет усвоилось сознание моего ничтожества; я даже пред людьми бездерзновенен. И все же: посетил меня малый Свет, и я поверил во Христа-Бога. Затем последовало более обильное излияние Света в связи с моей в Него верой, и вера моя углубилась новым познанием.    Как бы ни был я воистину «ничто», но Нетварный Свет являлся мне именно за веру во Христа. Мой ум преодолел стену рассудка, недоумевавшего, бессильного понять, что Персона-Ипостась обладает всеобъемлющим познанием настолько, что от Него не скрывается ничто во всем космическом бытии: «ни один воробей не упадет на землю без (воли) Отца нашего... у нас же и волосы на голове все сочтены... и нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26, 29—30)... «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).    Мои отношения с Богом носят исключительно личный характер. Вне личных отношений нет понятия о грехе; вне сего нет любви между человеком и Богом; вне сего нет и не может наличествовать бытийное познание Бога; вне сего все поглощено смертью, все утопает в самом настоящем не-бытии.    То, о чем я собираюсь сейчас писать, происходило более полвека тому назад. Период напряженный: весьма многое, вернее, все мне было неясным. А жизнь так коротка! И Бог так безмерно велик и далек! Кто научит меня идти к Нему прямым путем, не теряя времени на блуждания по чужим дорогам? Я, конечно, искал такого человека или таких людей, которые могли бы мне быть помощью, наставниками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но и у последнего встречаем мы слова «Царствие Божие» или просто – «Царствие» (Мф. 4, 23). И последней целью мира будет то, чтобы «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», – говорит тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. II, 15; 22, 5). Теперь мы подходим к вопросу: что же есть Царствие Божие? Но прежне всего мы укажем: что не есть Царствие Божие. Вообще мы скажем, что Царствие Божие не есть что либо внешнее, например, какаянибудь, даже самая идеальная, форма государственного или общественного устройства (мир между народами, прекращение войн, болезней, полное всеобщее довольство, культура и т.д.). Все это было бы лишь внешним, материально-душевным земным царством, царством – «от мира сего», царством человеческим, но – не Царством Божиим. «Царство Мое, – сказал Сам Основатель его, Господь Иисус Христос, Пилату, – не от мира сего… Царство Мое – не отсюда» (Ин. 18, 36). Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – «не пища и питие». А что же? «Праведность, и мир, и радость». Какие? Опять не земные, но «во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! И Господь Сам говорит ученикам на Тайной вечере: «Отныне не буду пить от плода сего (лозного) виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание и «новое вино», и «в Царстве Отца». Господь берет сравнение от земли, но прибавляет «новое», т.е. иное, нежли земное, вино. И притом это будет в «Царстве Отца». Даже – не Его, Христовом, а в «Царстве Отца». Это слово – «Отца» – употребляется Господом Иисусом Христом часто (Мф. II, 10; Лк. 12, 23; 1 Кор. 15, 24; 1 Сол. 2, 12). Первое употребляется, как сравнение с веселием от вина (Пс. 103, 15), но совершенно не

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Об избранных простецах и прозревших слепцах Апостол и Евангелие на субботней литургии 30 августа, 2014 Апостол и Евангелие на субботней литургии Каждый раз на литургии мы слышим чтения из двух разделов Нового Завета – из Апостола (т. е. либо отрывок из книги Деяний апостолов, либо фрагмент одного из апостольских посланий) и из Евангелия. Проповедь в храме чаще посвящается словам Евангелия (что, в общем-то, понятно) и гораздо реже (что жалко) – чтению из Апостола. Но, думается, ничто не мешает нам здесь, на электронных страницах, уделить внимание обоим новозаветным фрагментам, которые предназначены для наставления в 12-ю субботу по Пятидесятнице как верных, так и оглашаемых. Вот что писал христианской общине города Коринфа апостол Павел двадцать веков назад и вот что он говорит нам сегодня: Братия, посмотрите кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1:26–29). Здесь хотелось бы в качестве контекста привести целиком первые четыре главы этого послания, посвященные той же теме, но это невозможно и ненужно; укажем лишь, что чуть выше цитированного фрагмента располагается знаменитое: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (ст. 18). Итак, мы, именующие себя христианами, т. е. последователями, учениками Христа – обетованного Мессии, – призваны Богом. Почему выбор пал именно на нас – известно Ему, но не нам. Но вот что нам известно (отчасти по личному опыту, отчасти благодаря свидетельству других членов Церкви и не в последнюю очередь Павла): Бог избрал немудрое, немощное и уничиженное – и притом не из жалости к неудачникам, но с определенной целью: чтобы посрамить мудрое, сильное и значащее. Чтобы, говорит апостол, никакая плоть не хвалилась пред Богом.

http://pravmir.ru/ob-izbrannyih-prostets...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010