Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Михайло Юхимович — ХХ 21 листопада 2023 р. 16:18 В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3:14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , имевший духовную радость общения с М.Е. Губониным. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 10, 2023 ,  PDF-bepcuя ).  Михаил Ефимович Губонин, внучатый племянник известного русского предпринимателя, строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семеновича Губонина, крупного знатока мехового дела, родился 24 июня (7 июля) 1907 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. Ефим Семенович был прихожанином церкви преподобного Сергия Радонежского при Троицком Патриаршем подворье, где в 1917-1922 годах находилась резиденция Патриарха Тихона. На духовное становление Михаила Ефимовича значительное влияние оказал епископ Коломенский Петр (Руднев; †11.03.1937), погибший позднее на Соловках. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы. Столь же душеполезными были отношения Михаила Ефимовича с епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; †10.11.1937), расстрелянным в 1937 году. Церковная позиция епископов Петра и Тихона оказала духовное воздействие на Михаила Ефимовича и его ближайших друзей — иеромонаха Иеронима (Захарова; †14.12.1966), будущего архиепископа Ростовского, Алексея Сергеевича Беляева 1 и Николая Педашенко 2 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6078993...

Об избранных простецах и прозревших слепцах Апостол и Евангелие на субботней литургии 30 августа, 2014 Апостол и Евангелие на субботней литургии Каждый раз на литургии мы слышим чтения из двух разделов Нового Завета – из Апостола (т. е. либо отрывок из книги Деяний апостолов, либо фрагмент одного из апостольских посланий) и из Евангелия. Проповедь в храме чаще посвящается словам Евангелия (что, в общем-то, понятно) и гораздо реже (что жалко) – чтению из Апостола. Но, думается, ничто не мешает нам здесь, на электронных страницах, уделить внимание обоим новозаветным фрагментам, которые предназначены для наставления в 12-ю субботу по Пятидесятнице как верных, так и оглашаемых. Вот что писал христианской общине города Коринфа апостол Павел двадцать веков назад и вот что он говорит нам сегодня: Братия, посмотрите кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1:26–29). Здесь хотелось бы в качестве контекста привести целиком первые четыре главы этого послания, посвященные той же теме, но это невозможно и ненужно; укажем лишь, что чуть выше цитированного фрагмента располагается знаменитое: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (ст. 18). Итак, мы, именующие себя христианами, т. е. последователями, учениками Христа – обетованного Мессии, – призваны Богом. Почему выбор пал именно на нас – известно Ему, но не нам. Но вот что нам известно (отчасти по личному опыту, отчасти благодаря свидетельству других членов Церкви и не в последнюю очередь Павла): Бог избрал немудрое, немощное и уничиженное – и притом не из жалости к неудачникам, но с определенной целью: чтобы посрамить мудрое, сильное и значащее. Чтобы, говорит апостол, никакая плоть не хвалилась пред Богом.

http://pravmir.ru/ob-izbrannyih-prostets...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» (Мф. 18, 15). Что же будет, если так все начнут обличать друг друга? Во что превратится Церковь? Где же любовь? С. Ларьков, г. Пенза В этом Евангелии речь идет о грехах, которые подвергают опасности жизнь Церкви (церковного прихода) — во вполне конкретном смысле ее внутреннего существования или в ее свидетельстве перед миром. Более всего поражает, что Господь посылает одного брата к другому брату: «Пойди и обличи его между тобой и им одним». Это звучит как абсолютное противопоставление словам Каина Богу после убийства им своего брата Авеля: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4, 9). «Да, — отвечает Господь, — Я дал вас друг другу, и вы должны сторожить друг друга. Я ваш Пастырь, но крещение делает каждого из вас пастырем ваших братьев. У каждого из вас есть великий долг по отношению к другим, вы ответственны за благо каждого и благо всех». Господь говорил уже это пророку Иезекиилю: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву» (Иезек. 33, 7). Слишком часто в наших христианских приходах и в наших семьях (а также в наших общественных отношениях) мы не осмеливаемся совершить этот спасительный поступок. Требуется определенное мужество, чтобы пойти к своему брату, к своему сослужителю и выговорить ему. Не потому ли, что мы сами не свободны от вины и боимся, как бы и нас не выставили в неприглядном свете? Надо по-настоящему любить, надо сильно любить, чтобы обрести это мужество. Мы часто прячем то, что следовало бы назвать трусостью, под благородной видимостью — не причинить зла другому, не вызвать смуту в приходе, спасти любой ценой мир и единство. Любить ребенка, взрослеющего сына или дочь означает иметь мужество сказать им в лицо то, в чем они должны быть обличены. Это может быть единственной возможностью помочь им. После возрастающего братского вразумления — «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1), — после всего этого ситуация приходит к фатальному исходу: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов на русском языке Миссионерский молитвослов на русском языке под ред. А. Боженова. Молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, у которых по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Миссионерский молитвослов на русском языке   Версия 1.0 от 10.05.2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами. Священнослужителей некоторые катехумены воспринимают как некую касту, и таких катехизатор-мирянин может больше расположить к себе, упростить общение. Мы имеем пример из Священного Писания, когда человек свидетельствовал о Христе, не имея первоначально никакого отношения ни к Апостолам, ни к рукоположенным от них пресвитерам. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос ( Деян.18:24-28 )». Апостол Павел отметил роль святого апостола Аполлоса в распространении христианства в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог ( 1 Кор. 3:6 ). Часто приходится встречать аргумент: важнее всего для проповеди собственная жизнь по заповедям Христовым, а учительство – это лишнее. Этот тезис активно исповедуют некоторые воцерковлённые и зачастую даже достаточно начитанные миряне. В подтверждение своей позиции они обычно приводят слова прп. Серафима: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». На это можно ответить следующее: 1) Не умаляя истинности слов Саровского подвижника, можно добавить, что собственный пример – не отдельный метод, а необходимый элемент любого метода катехизации. Слова человека, просвещенного Божественной благодатью, намного быстрее найдут отклик в душах людей. Однако, в практическом плане, где найти столько святых катехизаторов, обладающих ещё и даром слова?

http://azbyka.ru/katehizacija/trebovanij...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Сергий Николаев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 37  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Дом и семья О браке «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог… жену, и привёл её к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» ( Быт. 2:18, 22, 24; 1:28 ). Так повествует Священное Писание о установлении на земле Господом брака и освящении первой семьи. По сей день почти у всех народов существуют брачные торжества с ритуальными действиями, то есть брак освящается. Отношение к браку и семье — один из основных вопросов любого мировоззрения. Так, например, христианский брак освящается Церковью и имеет силу и качество Таинства. Сегодня, являясь невольниками общественного мнения и средств массовой информации, мы не замечаем, как постепенно искажается и утрачивается смысл многих, казалось бы, незыблемых, вечных понятий. Сильно исказилось и понятие брака и семьи. Но какую бы личную позицию ни занимал человек в вопросе брака, подспудно в нем живёт истина, что семья — это счастье, покой, любовь. Семья — остаток рая на земле, — говорили святые отцы. Но как обрести этот рай? Отрадно, что у части молодёжи, особенно христианской, сейчас есть стремление устроить свою семейную жизнь не кое-как, а прочно опираясь на традицию, на благословение Церкви. Поэтому несколько слов о браке, как его понимает Православная Церковь, о браковенчании будут не лишними. Для православного христианина, как учит Церковь, существуют только два состояния относительно брака. Это либо честный законный союз, освящённый Церковью в Таинстве браковенчания, либо целомудренная жизнь. Любая внебрачная связь определяется как блуд. Кое-кто пытается обвинить такой взгляд на брак в несовременности, несоответствии духу времени, а также извинить незаконные союзы общей греховностью, упадком нравов, общепринятостью. Но Православная Церковь всегда руководствовалась не духом времени, а Духом Истины. И грех остаётся грехом независимо от времени, места и отношения к нему общества. Просвещённый Святым Духом апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… — Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор. 6:9-10 ).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Священное Писание, Церковь и наука Священное Писание… но ведь Христос ничего не писал! Однажды только сказано о Нем в Евангелии от Иоанна, что Он писал, но и в этот раз Он писал перстом (см.: Ин. 8, 6), и писал на земле. Основатели различных религий, родоначальники школ философских писали много, и писали охотно, а Христос ничего не писал. Это обстоятельство для христианина весьма характерно. Вся сущность дела Христова станет для нас ясна и понятна, если мы по достоинству оценим только тот факт, что Христос ничего не писал. Христос не писал… Значит, Сын Божий и приходил на землю вовсе не для того, чтобы написать и дать людям какую-нибудь книгу. Неужели для написания книги нужно воплощение Единородного Сына Божия? Воплощение второго Лица Святой;Троицы нужно было для спасения людей. Книга, какая бы она ни была, спасти человечество не могла и не может. Христос не есть учитель, а именно Спаситель. Нужно было обновить истлевшее грехом человеческое естество, и начало этому обновлению положено самим воплощением Сына Божия. Величайший богослов II века св. Ириней Лионский говорит: «Если у вас возникнет такая мысль: что же нового принес Господь пришествием Своим, то знайте, что Он принес все новое тем, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека». (Против ересей. Кн. 4. Гл. 84, § 1). Своим воплощением Сын Божий сделал людей причастниками Божественного естества и стал поэтому родоначальником нового человечества, в котором восстанавливается прежнее единство человеческого естества, разрушенное грехом. И это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью. В 16 главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, как апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Христа воплотившимся Единородным Сыном Божиим. И Христос ответил Петру: На этом камне (то есть на Своем воплощении) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16–18). А разлучаясь и прощаясь со Своими учениками, Он обещал послать им иного Утешителя — Духа Святого, Который будет наставлять их во всякой истине и Который пребудет в ними вовек (см.: Ин. 14, 16–17; 15, 26; 14, 26; 16, 13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании, что Он оживляет Церковь, которая называется Телом Христовым. Дух Святой есть единый Источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (см.: 1 Кор. 12, 4–11). Церковь живет, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым. Только в Церкви отдельный человек получает все необходимые для своего нравственного возрождения силы.

http://pravoslavie.ru/5835.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010