Пс.68:7 .  Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил Пусть не постыдятся, говорит, во мне те, которые терпят Тебя, Господи, не получая помощи, которой надеются от Тебя, то есть, ожидающие, что Ты будешь им помощником. Он называет Его Господом сил, потому что может спасти призывающих Его. Ниже да посрамятся о мне ищущие Тебе, Боже Израилев Сии слова сходны с сказанными выше пред оными. Ищущие Бога суть те, которые призывают Его в терпимых ими бедствиях (1). (1) Или по словам Евсевия, это говорится от лица Христа: поелику Я, говорит, за них пожелал вкусить смерть; то да истребится распространившийся на них чрез смерть стыд. Итак, сим он означает то, что чрез воскресение Его смерть удалится и исчезнет. Совершенно то же самое говорит и Афанасий. Пс.68:8 .  Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое О поношении, то есть, посмеянии, делаемом врагами мы сказали в 41-м псалме, при изъяснении слов: поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: где Бог твой. А за поношением и осмеянием со стороны врагов следует и стыд (1). (1) Христос говорит к Отцу: прошу, да удалится смерть за то, что Я принял ее, хотя и послушен был Тебе. Прочие (люди) за свои грехи подвергаются поношениям, а Я, как не познавший греха, по Твоему совету страдал и подвергся злословиям (Слова вел. Афанасия). Пс.68:9 .  Чужд бых братии моей и странен (чужестранец) сыновом матере моея. Сии слова и следующие за ними, очевидно, относятся ко Христу, как это будет показано. Никоторые, как то: божественные Кирилл и Афанасии и Евсевий и Дидим усиливаются приложить к тому же Христу и предыдущие слова, так как Он терпел по закону человеческой природы, где братьями Господе называет иудеев; потому что и Христос по человечеству и иудеи имели отцем своим Авраама. Равным образом называет их и сынами матери своей по причине общей Его и их матера – Сарры, потому что и они не приняли Его: пришел, говорит, к своим и свои Его не приняли ( Иоан.1:11 ); также: не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе ( Иоан.8:48 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Примирение, Удовлетворение за грехи заступительною или искупительною жертвою. Это одно из мест, где ясно сказано, что чрез посредство Иисуса Христа примирены не только люди с Богом, но, прежде всего, и Бог с людьми. Иоанн выражает это одним словом – одним новым именем Сына Божия, в соответствие именам Его до сего места (Слово, Жизнь, Свет, Ходатай: 1, 1. 2. 5. 2, 1. и далее: 4, 8, – Любовь), – словом, которое означает только искупительную жертву (Ср. 4. 10. Рим. 3, 25. 5, 8–11. 1 , Кор. 5, 19–21. Евр. 2, 17 ). Замечательно также, что Иисус Христос называется здесь не «умилостивителем нашим» а нашим «Умилостивлением» или примирительною жертвою: т. е. одним словом показывается вместе и то, через что Бог был примирен с нами. – За грехи наши: какие разумеются в 8-м, 9-м и 10-м стихах 1-й гл. и 1-м ст. 2-й гл. (см. примеч.). Связь речи: мы имеем постоянного ходатая за нас, постоянное умилостивление за грехи наши силою заслуг крестной жертвы за грехи человечества. – И не только за наши, но и за грехи всего мира: всякому всегда одинаково доступно это умилостивление и оно одинаково вполне достаточно для всех и навсегда, Христос – умилостивление всего мира: если же многие не очищаются от грехов, не пользуются этим благом, то это не должно смущать нас, – основание этого совершенно не в Умилостивлении нашем, не в недостаточности Его (Meyer). Выражение это подобно выражению Спасителя: суд же (Сына) состоит в том, что Свет пришел в мир ( Иоан. 3, 19 ), то есть Сын Божий не только никого не осудит, – ни напротив всех оправдает, осветив светом своим весь мир; тогда как многие осуждены и многие не достигали и не достигнут этого света, как Он Сам же говорит далее: всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. ( Иоан. 3, 20 .) (3). г. И семъ размемъ, к познахомъ его, аще запвди ег соблюдаемъ. (3, 6. 11, 32. 15, 10. 12). 3. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 3 . «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

По сей-то причине и Гавриил, благовествуя о власти и могуществе Рождающегося, сказал Марии: ибо Он спасет людей Своих от грехов их.: а люди принадлежат не человеку, но Богу. Да и никто, пришедши в жизнь сию с растлением, и не имея невинного начала рождения, не мог бы освободить мира от грехов. Но, без всякого сомнения, один и тот же, будучи и Богом и человеком, не разделяясь на двое, но оставаясь единым, рождением от жены явив в себе человека, а рождением не от совокупления, и сохранением родившей девою, явив в себе Бога, Иисус Христос спас мир, пришедши на землю и поживши между людьми. Если же Христос есть простой человек, а не Бог Слово: то как Он все сотворил в начале, тогда как Его еще не было? Ибо если человек есть последнее творение: то явно, что Христос не даровал бытия тому, что было прежде Его; потому что Он, как простой человек, произошел после. Как же Павел говорит: “един Господь Иисус Христос, Которым все” (1 Кор. 8:6)? Ибо если все — чрез Христа: то явно, что Христос есть Бог Слово, как и Евангелист свидетельствует: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.” (Иоан. 1:1—2). И так если Евангелист свидетельствует, что все сотворено Словом, и блаженный Павел, изъясняя сие, говорит: един Господь Иисус Христос, Которым все: то явно, что Христос есть Бог Слово. Если же станут нам указывать на такие выражения Священного Писания, в которых Он называется человеком, например, на слова Апостола Петра: Иисуса Назорея, Мужа от Бога засвидетельствованного вами (Деян. 2:22); на слова Павла: “ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем” (Деян. 17:31), и на слова самого Господа, Который говорил о себе: ”А теперь ищите убить Меня, Человека скаавшего вам истину” (Иоан. 8:40): то пусть знают таковые, что они или по лености не уразумели смысла Писания, или по лукавству извращают, согласно своему нечестию, то, что хорошо написано. Ибо Христос, поистине, есть человек; но Он сделался им, быв прежде только Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые. 8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божьим, оправдались ли перед Богом? «Спасены ли баней возрождения и обновлены Святым Духом»? 8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ; Деян. 2:38  и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти, ибо Христос спасает людей «баней возрождения (т. е. Крещением) и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). 9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом Крещении? 9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Иоан. 3:6 ). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть. 10) Какая ждет участь некрещенных? 10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Иоан. 3:5 ). «Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор, 15:50). 11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу через Крещение и тем губящих их души? 11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). таинствах св. Крещения учили многие св. отцы и учители Церкви: 1) Апостол Варнава так учит о таинстве св. Крещения: «Мы сходим (т. е. погружаемся) в воду (крещения) полные грехов и нечистоты, а выходим из нее с приобретением: со страхом в сердце и с надеждой на Иисуса в духе; получая же отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделываемся новыми, совершенно вновь созданными, так что имеем младенческую душу, как воссозданные духовно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф. XIII, 24 – 30, 36 – 43). Царство небесное, говорит Он, подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы и ушел (ст. 24 – 25). Поле, по объяснению Спасителя, есть мир, доброе семя – сыны царствие; а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол (ст. 38 – 39). Таким образ. зло в мире представляется, по словам Спасителя, посеянным или происшедшим от диавола. По свидетельству Евангелие сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лук. XXII:3; Иоан. XIII:2, 27). Ап. Иоанн также ясно признает диавола виновником происхождение греха, когда говорить: кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушит дела диавола (1 Иоан. III:8). Здесь греховные действие человека прямо называются делами диавола. Значит на происхождение их оказывает влияние диавол, вследствие чего они и называются его делами, В словах ап. Петра, в которых он предостерегает христиан от козней диавола, мы можем находить также указание на участие диавола в происхождении греха. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. V:8). Здесь диавол представляется противником человека, старающимся погубить его; но он губит человека тогда, когда вводит его в грех.    Из представленных мест В. и Н. Завета ясно видно, что диавол оказывает влияние на происхождение греха в человеке.   3. О свободе воли в человеке    „Бог сотворил душу, пишет Василий Великий, а не грех. Преимущественным благом ее было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, всего более приличного разумной твари. Не будучи связана никакою необходимостию, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободою и силою соблюдать жизнь, какая ей естественна; но имеет также свободу и уклониться от прекрасного...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

  Беседа 55   " На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца " (Иоан.8:48,49)   1. Сильно поборать нужно то, что говорят против Бога, и терпеть то, что говорят против нас. – 2. Опровержение аномеев и ариан. – 3. Должно пользоваться временем, не отлагая своего обращения. – Изображение завистливых и зависти.   1. Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще более ожесточается. Так было и с иудеями. Им надлежало бы придти в умиление от слов и подивиться дерзновению и последовательности Его беседы; а они, напротив, поносят Его, называют самарянином, утверждают, что Он имеет беса, и говорят: " не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе " ? Когда Он говорил нечто высокое, тогда этим людям, крайне бесчувственным, казалось это безумием. И хотя евангелист выше нигде не заметил, что они называли Его самарянином, но из приведенных слов можно заключать, что они часто это говорили. Говорят: " бес в Тебе " . Но кто имеет беса? Тот ли, кто чтит Бога, или – кто оскорбляет чтущего? Что же Христос, – эта кротость, эта снисходительность? " Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего " , пославшего Меня. Когда надлежало научить их, смирить великую их надменность и наставить не гордиться Авраамом, тогда Он был строг; а когда Ему самому надобно было перенести от них поношение, тогда Он выказывает великую кротость. Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отомщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. " Я не ищу Моей славы " (Иоан.8:50). Это, говорит, сказал Я с тем, чтобы показать, что вам, как человекоубийцам, не прилично называть Бога отцом; значит, Я сказал это ради чести Его, и за Него Я слышу это, за Него вы бесчестите Меня. Но Я нисколько не обращаю внимания на это оскорбление. Вы дадите ответ в своих словах Тому, за Кого Я слышу это ныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Далее те, которых “дела злы” (Апок. 3:15 ). Христос и Велиар не могут жить вместе. Дух Божий удаляется мало по малу и, наконец, совершенно оставляет душу. б) Особенно это бывает с грешниками ожесточенными и закоренелыми, которые ненавидят свет. Дух Божий еще сильно действует на них (Иоан. 16:8 ), но все напрасно; они противятся (Деян. 7:51 ), не хотят исправиться (Быт. 6:3 ). Тогда сыноположение Духа обращается в ярость и гнев. “ Но они ,” говорится об израильтянах, “ возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них ” (Исаии 63:10). 2. Горе, испытываемое такими душами. а) Благодатные действия Духа Божия оставляют их. Он не действует в них уже так сильно, как прежде. Свет становится тьмой (Рим. 1:28). Он оставляет их, как Христос гергесян (Мф.8:34), как оставляют бесплодное поле, если видят, что всякий труд потерян. б) Дух нечистый вступает в обладание такими душами . Где удаляется Дух света, туда вступает князь тьмы. Когда Дух Божий отступил от Саула, то вместо него пришел дух злой. Иуда Искариотский (Иоан. 13:27 ). Тогда бывает с такими людьми хуже, чем прежде (Лук. 11:26 ). в) Страдают непрестанным угрызением совести. Злой дух не давал покоя Саулу (1 Цар. 16:15; 23 ). Можно заглушить иногда голос совести, но она снова пробуждается и вопиет еще сильнее. Такой человек уже осужден. г) В таком состоянии нет надежды на спасение. Он не приходит к свету, и не обличатся дела его. Бесплодная смоковница теперь проклинается (Мф.21:19 ). Заключение. Пусть не говорят: Бог не может совершенно оставить души; Он долготерпелив, но есть конец Его долготерпению (Иерем. 15:6 ). Не обращен ли в пустыню Святой град, Иерусалим? Но должен ли я, после этого, предаваться отчаянию? Нет, Дух Божий опять приходит, если ты молишь Его. Пусти Его в свою храмину! Образцы церковной проповеди. Слово в 9ю Неделю по Троице. “ Петр видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? ”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

е. без всяких внешних форм и обрядов. Как ни странным представляется такое учение штундистов, тем не менее во имя своей мнимой „духовности» они отрицают всю внешнеобрядовую сторону православной веры, как то; св. храмы, иконы, крест и крестное знамение, посты и др. Свое лжеучение о служении Богу духом сектанты хотят подкрепить следующими местами св. Писания: 1)Но настанет время, и настало уже, когда истиннне поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4:23 – 24). 2)Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир; потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону не покоряются, да о не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8:6 – 8). Разберем эти места. 1) Иоан. 4. 23 – 24 штундисты считают самым сильным доводом в пользу ложно проповедуемого ими „внутреннего», „духовного» богопочтения без внешне – обрядовой стороны веры. На деле однако цитируемое место не дает никакого основания для делаемого сектантами вывода, об обрядах оно также ничего не говорит и обличает штундистов, ках лжетолхователей. На вопрос самарянки, где надлежит поклоняться Богу, на Гаразине-ли, как это было в обычае у самарян, или Иерусалиме, как это делали иудеи, Господь открывает ей высокую истину Своего учения, – истину духовности и всемирности основываемой им религии. По словам Господа, время поклонения Богу, ограниченного местом (ветхозаветного), уже прошло; теперь настает время нового высшего богопоклонения (новозаветного) – в духе и истине; поклонение в духе означает таинственное (чрез таинства) общение с Богом, а поклонение в истине – поклонение не в чаянии искупления, а в самом искуплении. Или еще иначе: покдоняющиеся Господу должны совершать это поклонение внутренно, деятельно, искренно, во всей полноте внутреннего и внешнего богопочтения, без малейшего опущения и недостатка, душою и телом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

. Аще свидтельство человческое свидтельство боле есть: ко есть свидтельство еже свидтельствова Сн своемъ. 5, 33. 36 и д. 8. 17. Евр. 2, 4 ). 9. Если мы принимаем свидетельство человеческое; свидетельство Божие больше: ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 9 . Если мы даем значение истины обыкновенному тройственному человеческому свидетельству, то можно ли сомневаться в непреложности свидетельства об И. Христе воды, крови и Духа, когда с водою и кровию единогласно свидетельствует Сам Бог – Дух святый – Дух истины, который исходит от Отца, чтобы свидетельствовать о Сыне ( Иоан. 15, 26 )? – Свидетельство Духа, воды и крови – свидетельство Божие, несравненно большее человеческого (30). Врй въ Сна имать свидтельство въ себ не врй Бгови, лжа сотворилъ есть его, к не врова во свидтельство, еже свидтельствова Бгъ Сн своемъ. (1, 10. 3, 33. Рим. 8, 16 ). И есть свидтельство, к животъ вчный далъ есть намъ Бгъ, и сй животъ въ Сн ег есть. ( 2, 25. 4, 9. 14, 6). Имй Сна имать животъ: а не имй Сна живота не имать. (1, 4. 3, 36, 5, 21). 10. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом: не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне своем. 11. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 10–12. Между тем как не принимающий этого свидетельства представляет Самого Бога лживым и тем сам произносит суд о себе – Иоан. 3, 18 (Ср. Lange), верующий в Сына Божия имеет еще внутреннее уверение в непреложной истинности исповедания своего – успокоительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе. Верующий в Сына Божия находится в таинственном общении с Ним, (1 ст. и 2, 24. 3, 23 – 29. 4, 15), а Сын Божий есть Жизнь вечная, которая была у Отца и явилась нам (1, 1. 2.), поэтому верующий в Него ощущает в себе Божественные силы для жизни, требуемой духом его (ср. 2Петр. 1. 3–4 ), удовлетворен в существенных стремлениях своего духа, обладает миром души (ср. Гал. 5, 23–24 .), жаждет полнейшего открытия царства истины и света (1, 5. 3–3) и непоколебимо уверен в достижении того блаженства, когда общение его духа с Вечною Жизнию будет открытое (3, 2. См. примеч. к 1, 1. 3. 2, 25. 3, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010