Защитники христианского происхождения книги Еноха чаще всего ссылаются на учение её о Мессии, которое раскрыто здесь с особенною подробностью, хотя и не со всех сторон. Мессия является в книге Еноха главным образом как Судия и Владыка всего человечества; Он выше всех других сотворенных существ, так как только Ему одному принадлежит власть и право суда над миром; впрочем это право Он имеет не от Самого Себя, а от Бога, который посадил «Избранного на престол Своей славы» и дал Ему полномочие «судить все деяния святых на небе и взвешивать их поступки весами» (61:8). В силу этой власти Мессия судит не только языческих властителей, угнетавших Израиля, но и всех иудеев, как праведников, так и грешников (62 и 63 главы); Его суду подлежат даже падшие ангелы (55:4; ср. 69:27–28); однако во всех судах Он действует только «во имя Господа духов», а не по собственной воле (55:4). Пред Избранным, как пред Судиею мира, трепещут все цари и властители земли, умоляя Его о милосердии и прославляя Его величие (62 глава). Вообще Мессия велик и могуществен только по дарованному ему праву – быть Судией мира; в этом все Его величие и слава, поэтому-то престол, на котором восседает Избранный при совершении суда, называется престолом Его славы (69:29; 62:5), а самый день великого суда – днем Избранного (61:5). В некоторых местах книги Еноха Мессии приписывается владычество над всем, т. е. над всею сотворенною тварью (62:6); поэтому пред Ним преклоняются, Его восхваляют и превозносят все, владеющие землею (62:6, 9); даже неразумная природа «служит владычеству Помазанника», так что металлические горы «слабеют под Его ногами» подобно сотовому меду пред огнем и воде, спадающей на горы (52:4, 9). Но эта власть есть только могущество земного царя, получившего временное полномочие от Бога. Мессия выше всех земных царей только по объему, по обширности Своей власти: царство последних ограничивается известною территорией, тогда как царство Мессии обнимает все человечество (46:4). Вся Его слава и сила есть временный дар Господа духов, по Своей же природе Он ничем не отличается от прочих сотворенных существ; поэтому псевдо-Енох нередко поставляет Его наряду с другими избранными (праведными иудеями) и с сонмом небожителей (40:5; 61:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

По числу использований в Евангелии от Марка доминируют титулы «Учитель» (в т. ч. семит. варианты) и «Сын Человеческий», причем первый из них заметно чаще др. титулов встречается в вокативе (как обращение к Иисусу) ( Head. 1997). Перенесение тела ап. Марка из Александрии. Эмаль Пала д’Оро в соборе Сан-Марко в Венеции. X–XII вв. Перенесение тела ап. Марка из Александрии. Эмаль Пала д’Оро в соборе Сан-Марко в Венеции. X–XII вв. Учителем называют Иисуса как ученики (Мк 4. 38; 9. 38; 10. 35; 13. 1; «Равви» в 9. 5; 11. 21), так и те, кто просят исцеления (9. 17; 10. 17, 20; «Раввуни» в 10. 51), и даже противники (12. 14, 19, 32; «Равви» у Иуды в 14. 45). Х. К. Ки отмечал, что, хотя в Евангелии от Марка Иисус часто называется Учителем, но при этом Он не отождествляется с учителями-раввинами. Современники скорее воспринимали Его как пророка-харизматика, к-рый предсказывает апокалиптические события разрушения храма, гонения на верных и собственную смерть ( Kee. 1977). При этом в межзаветной апокалиптике встречаются ожидания, что с приходом Мессии будет дано некое новое учение или откровение премудрости (в основе этих ожиданий - Ис 11. 2 и Втор 18. 15). В частности, в «Подобиях» Еноха сказано, что Сын Человеческий откроет все сокровищницы сокрытого, а уста Избранника изольют все тайны мудрости (1 Енох 46. 3; 49. 1-4; 51. 3; ср.: Таргум на Ис 12. 3). Самым сложным для интерпретации является титул «Сын Человеческий». Бультман выделил в Евангелии от Марка 3 основных значения, в которых используется это выражение: в отношении «Того, Кто грядет» (Мк 8. 38; 14. 62); «Того, Кому надлежит пострадать» (8. 31; 9. 31; 10. 33, 45); «Того, Кто действует уже сейчас» (2. 10, 28). Чаще всего встречается 2-й вариант. Бультман также полагал, что эсхатологические речения, к-рые можно понять так, что Иисус и Сын Человеческий различаются, были более ранними, тема же Страстей появляется в процессе развития традиции. До кон. 60-х гг. XX в. все ученые были убеждены в том, что титул имел мессианское значение еще в дохрист. эпоху благодаря Дан 7. 13. Однако Г. Вермеш опроверг это, показав, что в иудейских арам. текстах данное выражение не имеет концептуального значения ( Verm è s. 1967). Тем не менее совр. ученые признают, что тенденция к мессианскому толкованию Дан 7. 13 существовала ( Collins. 1992). Она прослеживается не только в поздних раввинистических источниках, которые могут отражать влияние полемики с христианами (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 38b; 98a), но и в «Подобиях» Еноха (1 Енох 46. 1-5; 48. 2; 62. 5-9, 14; 63. 11; 69. 27-29; 70. 1; 71. 17), где упоминается Некто праведный, победитель, восседающий на престоле славы, к-рый в других местах называется Избранником и Помазанником ( VanderKam. 1992), а также в 3(4) Ездр 13. 3.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

46 Ср. Zoltzmann, цит. ст. в. Zeitschr. f. Wiss. Theolog. 1865, S. 235. Довольно обстоятельное раскрытие этой мысли см. у Виттихена Idee für Menschen, S. 90–99. 48 Заметим здесь, кстати, что на основании Евр.2:6–8 ст. приведённое сейчас место из 8 псалма некоторыми исследователями признается искомой ветхозаветной основой новозаветн. наименования Христа Сыном человеческим. Разбор этого мнения см. у Шульце, Vom. Menschensohn, s. 17–20. 53 Zückler, «Der Prophet Daniel», в Lange’s Theologisch.-homilet. Bibelwerk d. A. T. Th. 17, S. 141. 54 Такой взгляд высказывают Паулюс, Баумгартен-Крузиус, позднее – Гитцит, Гофман, Герцфельд, Дорнер, Шенкель, Виттихен и др. См. Schulze, Vom Menschensohn, s. 26. Lange, Bibelwerk, Th. 17, s. 142. Baur, Vorles., s. 77. Есть даже мнение, что Сын человеческий здесь – народ римский, – см. Poli-Synopsis criticorum aliorumque scriptorum, t. 3 p. 1479. Разбирать это последнее мнение, думаем, не представляется надобности. 56 Как представителей мессианск. понимания явления Шульце указ. Генгстенберга, Энальда, Каниса (Kahnis) и Блэка (Bleek), – см. Vom Menschens., s. 26. Сюда же можно присоединить Havernicka, (Comment. üb das Buch Daniel. s. 242–245) и Holtzmanna (Zeitschr. f. wissensch. Theologie. 1865, s. 218) 61 Ibid., pag. 667. Ср. также толкования иудейских раввинов: jarchi – «это царь Мессия». Saadia Gaon: «это есть Мессия, оправдание наше, здесь указывается величайшая слава, какую Бог даровал Мессии». А ben-Esra: «Рабби Иешуа сказал: тот, кто пришёл как Сын человеческий, есть Мессия, и это известно». См. Schottgenii, Horae hebraicae et talmupicae, t. 2, p. 263; ср. Havernick Comment, üb. d. Buch Daniel, S. 244. 62 Tanchuma, fol. 11, 2, со ссылкой на 7:13 пр. Даниила, котор. читается так: «Видел я в ночном видении, – вот Анани имя Его». – См. Schottgenii, Horae hebraicae et talmudicae, t. 2, pag. 73. 63 «Апокалиптическая книга пр. Даниила, – говорит А. Смирнов , автор русского исследования о книге Еноха, – послужила главным и основным образцом для псевдоэпиграфа Еноха: псевдо-Енох заимствует из неё не только содержание и некоторые выражения, но и саму форму для свих мнимо-пророческих откровений. Мы едва ли допустим преувеличение, если скажем, подобно Лорансу, что кн. Еноха есть довольно точна копия с пророчеств Даниила; каждая черта видения этого пророка может быть рассматриваема как тема, на которую работал псевдо-Енох, сообразуясь с учением и верованиями, заимствованными у иудеев его времени». ( А. Смирнов . Книга Еноха. Пр. Соб. 1888, 1, стр. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

423. 446=II 3 , S. 503. 530), высказывая (II 3 , S. 429=II, S. 510), что «для отдельных лиц ожидали не вечной, но только долгой и счастливой жизни в этом мире». Даже R. H. Charles должен согласиться, что в Ен. 43:2 Избавителю приписывается предсуществование в том же смысле, как и Моисею в Bosh (Исх?) 1:14 (The Assumption of Moses, p. 6), а наименование его «сыном Божиим» Prof. G. В. Stevens понимает просто за синоним Мессии (The Theology of the New Testament, p. 59). О. проф. А. В. Смирнов пишет, что едва ли «Для псевдо-Еноха и псевдо-Ездры было известно наименование «Сын Божий», как специально мессианское; в устах Бога слова «Сын Мой» являются выражением только снисходительной любви к Своему великому Помазаннику и указывают на внешнее усыновление Мессии Богом, подобное установлению напр. целого еврейского народа... В подобном смысле наименование сынов Божиих в иудейской неканонической и апокрифической письменности усвояется нередко и всем праведникам и участникам грядущего мессианского царства (Премудр. Сол. 2:3. 18; Ен. 1:8; Пс. Сол. 17:30). В виду этого можно предполагать, что в иудейских апокалипсисах Бог именует Мессию Своим Сыном только как Своего Помазанника и теократического царя, являющегося как бы заместителем Бога на земле» (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 310). Ср. в прим. и к прим. 1231. 1238. 1240. 1243, а равно стрн. 864, 538 . 867, 545 . G. H. Dalman, Die Worte Jean I, S. 107: «О небесном (но не домирном) личном предсуществовании Мессии говорится у Енох. 29:6 сл.; 46:1; 62:7 (– между тем Енох. 48:6, где есть свидетельство о домирности, нужно считать неподлинным –), 4 (3) Ездр. 12:32; 13:26. 52; 14:9 и потом еще в Pesikt. Rabb., гл. 33 (по изданию Friedmann ’а 152 b). Конечно, совсем иное дело – сокровенное пребывание Мессии (до его открытого выступления) на земле, или в раю, куда он временно переносится с земли. Выражения насчет предсуществования в образных речах книги Еноха, в четвертой (третьей) книге Ездры и в Pesikta Rabbati (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Главы 106–108 нужно рассматривать как заключение всей книги, или, лучше, приложение, состоящее из двух отделов: в первом рассказывается о чудесном рождении Ноя, а во втором – предлагаются краткие нравственные увещания и описание мест мучения грешников. Как видно из представленного краткого обзора книги, для характеристики мессианских и эсхатологических воззрений иудеев имеет наиболее важное значение 2 часть книги. Кроме того много ценных для нашей цели сведений заключается и в пятой части (92–105 гл.), во введении и некоторых других местах. Заслуживает особенного внимания учение книги Еноха о Мессии, на основании которого некоторые старались доказать даже её христианское происхождение 86 . Мессия является, по книге Еноха, как высший посредник между Богом и людьми и исполнитель Его планов. Он называется здесь даже «Сыном Божиим» (гл. 105:2) 87 , «Словом Божиим» (гл. 90:38) 88 , «Избранным» (гл. 52:6,9; 53:6), Праведным (гл. 38:2, 45:3, 4, 53:6), Мессией (гл. 48:10, 52:4), «Сыном Человеческим» (гл. 42:3, 48:2, 62:7, 63:11, 69:26; ср. Дан.7:13 ) 89 , «Сыном мужа» (гл. 69:29) 90 , «Сыном жены» (гл. 62:5) 91 . Мессии приписывается предсуществование (гл. 48:3–6) 92 и сверх натуральные свойства (гл. 48) 93 . Приточно Мессия изображается у Еноха под «белым тельцом» (гл. 90:37). – Правда Божия, существование которой Енох стремится доказать в своей книге, откроется на последнем суде, где грешники получат по делам достойное наказание, а праведники – награду (гл. 1, 5, 10, 38, 48:58). Совершителем суда является Сам Бог (гл. 1:3–4:8). Блаженство праведных то устрояет Сам Бог (гл. 1:8, 38:4, 58:6), то Мессия (гл. 45:4–5, 90:37); но в гл. 62:14 то и другое примиряется через указание на то, что «и Господь духов будет обитать над ними, и они будут жить вместе с тем Сыном Человеческим». Наиболее характерными местами в описании деятельности Мессии и блаженстве праведных следует признать следующие главы: 1:9, 5:6–9, 10:16–22, 11, 38:3–6, 39:5–9, 48:4, 50:2–3, 58:1–6, 60:5 94 ... В главе 48:4, например, читаем: «Он (Мессия) будет жезлом праведных и святых, чтобы они оперлись на Него и не падали; и Он будет светом народов и чаянием тех, которые опечалены в своем сердце».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

    –  333  –   днями». Даниил видит на облаках «как бы Сына Человеческого» (k bar й т. е. человеческий лик . В тесной связи с этим видйнием Даниила стоит образ Сына Человеческого в «притчах» Еноховой книги и образ человека (quasi similitudo hominis) в четвертой книге Ездры (XIII, 3). В «притчах» «Сын Человеческий» представляется мессианическим термином. Сын Человеческий есть избранник Божий, грядущий царь и судия вселенной, чаемый Мессия (48, 10; 52, 4). Лицо его подобно лицу человеческому и вместе прекрасно, как лицо ангела (46, 1). Он обладает высшей праведностью, мудростью и силой. Праведность обитает с ним, и мудрость, которая не может найти себе места на земле, почиет в нем (49, 3): тайны ее истекают из уст его (51, 3). В нем пребывает «Дух разумения, и дух силы, и дух тех, которые почили в праведности». Он есть носитель откровения и придет обличить все тайное и сокровенное, раскрыть правду и обличить тайны греха и беззакония (46, 3; 49, 2, 4). Общее воскресение последует за его пришествием (51, 1; 61, 1), и перед лицом его всякая неправда исчезнет как тень (49, 2). Ему дан весь суд. Он воссядет на престол славы и будет судить не только людей, но и ангелов (51, 2; 55, 4; 61, 8; 69, 27). Никакая ложь перед ним невозможна, и одним словом уст своих он убьет нечестивого (62, 2, 3). Тогда грешные вместе с падшими ангелами будут ввергнуты в вечный огонь, а праведные облекутся в славу и будут блаженствовать вместе с Избранником в непосредственном присутствии Господа духов (45, 4; 62, 14). Сын Человеческий есть существо предвечное. Прежде нежели были сотворены солнце и знаки зодиака, прежде чем созданы были звезды, его имя называлось перед Господом духов (48, 3). Он будет светом в просвещение язычников и надеждой смущенных сердцем; перед ним преклонят колени все сущие на земле, «и посему он был избран и сокрыт перед Господом до сотворения мира» (ib. 6). Енох видит Избранника между крыльями Господа духов, и все праведные блистают перед ним во свете, и уста их полны благословения и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

(Ib., s. 322). Антихрист сам будет βδλυγμα ρημσεως τ κσμ (Ib. IV, 55, s. 324). Семьдесят седмин Ипполит вычисляет следующим образом (IV, 30, с. 141–142 рус. пер.): 70 лет, о которых предсказал Иеремия ( Иер.25:11; 29:10 ), состоят из 49 лет (=7 седмин) + 21 год [когда Даниилу было открыто это видение, как неправильно думал Ипполит, ибо видение было Даниилу не в 21 году от начала плена, а перед самым концом плена ( Дан.9:2 )]; 70 лет должно пройти до времени Χριστο γουμνου, как называется первосвященник Иисус; сюда надо присоединить 62 седмины=434 года. «И действительно, после возвращения народа из плена Вавилонского под предводительством Иисуса, сына Иоседекова, книжника Ездры и Зоровавеля, сына Салафиилева, до пришествия Христа прошло 434 года» (IV, 31, с. 142 рус. пер.). После того как исполнятся 69 седмин, и придет Христос, и будет проповедано евангелие всему миру, и «истощатся лета», тогда останется еще одна последняя седмина. Последняя седмина распадается на две половины: в течение первой будут проповедовать и творить чудеса предшественники Христа, пророки Илия и Енох, во вторую половину явится и будет бесчинствовать антихрист; в конце же её внезапно явится Христос и одним ударом уничтожит своего противника (IV, 35, с. 146 рус. пер.). Число антихриста 666 обозначает, по мнению Ипполита, его имя: Латинянин (Λατενος, О Христе и антихристе, гл. 50), «хотя ; замечает он, нельзя еще наперед предсказывать, что (имя антихриста) действительно и будет таковым, равно как нельзя отрицать, что оно не может называться как-нибудь иначе» (Ib. стр. 35). Ипполит, как и Ириней, определенно высказывает мысль, что антихрист явится из среды иудеев. Он будет сатанинской карикатурой Христа, ибо во всём обольститель пожелает уподобляться Сыну Божию: он соберет рассеянный народ иудейский, он придет в образе человека, он восстановит каменный храм в Иерусалиме (О Христе и Антихристе, гл. 6, стр. 13, 14). Ипполит, основываясь на Втор.33:22 и Быт.49:6 f., утверждал, что антихрист произойдет из колена Данова, как Христос родился от колена Иудина (Ib. глл. 14 и 15, срв. гл. 8). «Антихрист, возвысившись над всеми царями и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как Меч подсекает жилы коню и низлагает всадника, так и злонравная мысль утомляет душевные силы и предает душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее. Кто, вознамерившись идти в город, который отстоит на тридцать стадий, прошел двадцать девять и не дошел одной стадии, – тот из дома вышел, но в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную плату наравне с прочими, понесшими дневную тяготу, так работавший до единонадесятого часа, если в двенадесятый час начнет ломать и с корнем выдергивать посаженное им, не получит платы, потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: «претерпевши же до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ). И еще: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк.9:62 ). Жена Лотова, оборотившись назад, стала сланым столбом. Потому и апостол, «задняя убо забывая, в предняя» простирался ( Флп.3:13 ). Так терпи и ты, возлюбленный, ибо «мир» сей «преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» ( 1Ин.2:17 ). Странники мы и пришельцы в мире этом. Но если, пока еще время, делаем в нем угодное Господу, то получим свою награду. Итак, приобрети терпение, возлюбленный брат, ибо написано: «В терпении вашем стяжите душы вашя» ( Лк.21:19 ). Енох двести лет благоугождал Богу по рождении им Мафусала. А мы и в свое краткое время предаемся нерадению? Противься, возлюбленный, вредным помыслам и скажи вместе с сказавшим: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19 ). «Кая бо полза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф.16:26 )? «Уклонитеся от Мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего» ( Пс.118:115 ). Екклесиаст вопиет: «Суета суетствий, всяческая суета» ( Екк.1:2 ). После такого богатства и славы не посвещу более трудов своих суете, чтобы по моем отшествии наследовали их другие, а я бы понес наказание. Напротив того, плоды свои принесу в дар Благому и Милосердому Богу, Который и после смерти дает жизнь и уготовал любящим Его «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 ). Ей, возлюбленный, «мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» ( Пс.26:14 ). И отшествие твое будет в мир. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении. Там вместе с Лазарем водворишься на лоне Авраамовом, потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, переносил укоризны, не возненавидел уничижения. Поэтому с весельем примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там узришь жизнь и истинный свет, упование всей твари, Избавителя душ наших Иисуса Христа, Царя славы. И возрадуется сердце твое, и радости никто не возьмет от тебя. Сам же Господь Бог наш да сохранит нас неукоризненными! Ему слава во веки! Аминь. Поучение 50. Продолжение. О различии жизни монашеской и мирской

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Поэтому и псевдо-Енох придавал наименованию «Сын человеческий» тот смысл, что Мессия есть существо, превышающее всех других людей как своей близостью к Богу, так и своими особенными полномочиями. Но в тο же время выражение «Сын человеческий» в книге Еноха является далеко не тождественным по своему значению с представлением пророка Даниила; а еще менее можно согласиться с тем утверждением, будто у псевдо – Еноха «заметен шаг вперед в развитии мессианского понимания термина, так как то, что в книге пророка Даниила было лишь одним из многих образов, в книге Еноха является уже вполне определенным и устойчивым мессианским наименованием, употребляемым предпочтительно перед всеми другими наименованиями» 563 . Автор книги Еноха понял выражение пророка Даниила только в том смысле, что Сын человеческий есть Мессия, который, как грядущий на облаках небесных, выделяется из ряда простых смертных высшими полномочиями и дарованиями; отсюда всемерные старания вознести личность Сына человеческого на возможную высоту, но не выделяя его из ряда человеческих существ, не приписывая ему каких-либо божественных свойств и не поставляя его в родство по внутреннему существу с Иеговой; единственный признак, которым автор книги Еноха хочет выделить Сына человеческого из ряда обыкновенных людей, это какое-то абстрактное и туманное предсуществование его, которое однако нисколько не свидетельствует, как мы увидим, о божественной природе Мессии. А между тем в книге пророка Даниила делается прямой намек на божественный характер Сына человеческого, так как он изображается под таким символом, который в священной еврейской письменности применяется только к Иегове. Насколько автор книги Еноха был далек от истинного мессианского смысла наименования «Сын человеческий», можно видеть уже из того, что для него оно было совершенно равнозначащим с другими употребляемыми им в приложении к Мессии наименованиями – Сын мужа и Сын жены (Ен. 69:29; 62:5). Ввиду этого становится очень сомнительным даже и то, что для псевдо-Еноха имя «Сын человеческий» было вполне определенным и устойчивым мессианским наименованием, тем более что в апокрифе Мессия гораздо чаще именуется Избранным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Как меч подсекает жилы коню, и низлагает всадника: так и злонравная мысль утомляет душевные силы, и предает душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее. Кто, вознамерившись идти в город, который отстоит на тридцать стадий, прошел двадцать девять и не дошел одной стадии; тот из дому вышел и в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную плату наравне с прочими, понесшими дневную тяготу, так работавший до единонадесятаго часа, если в дванадесятый час начнет ломать и с корнем выдергивать посаженное им, не получит платы; потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22); и еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Жена Лотова, оборотившись назад, стала сляным столпом. Посему и Апостол, задняя забывая, в предняя простирался (Фил.3:13). Так терпи и ты, возлюбленный; ибо мир сей преходит и похоть его: а творяй волю Божию пребывает во век (1Ин.2:17). Странники мы и пришельцы в мире сем. Но если, пока еще время, делаем в нем угодное Господу, то получим свою награду. Итак приобрети терпение, возлюбленный брат; ибо написано: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк.21:19). Енох двести лет благоугождал Богу по рождении им Мафусала. А мы и в это краткое время предаемся нерадению? Противься, возлюбленный, вредным помыслам, и скажи, вместе с сказавшим: Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Кая же польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего (Пс.118:115). Екклесиаст вопиет: суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1:2). После такого богатства и славы, не посвящу более трудов своих суете, чтобы по моем отшествии наследовали их другие, а я понес наказание; напротив того плоды свои принесу в дар благому и милосердому Богу, Который и после смерти даст жизнь, и уготовал любящим Его ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Ей, возлюбленный, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14); и отшествие твое будет в мире. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении. Там вместе с Лазарем водворишься на лоне Авраамовом; потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, переносил укоризны, не возненавидел уничижения. Поэтому с веселием примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там узришь жизнь и истинный свет, упование всей твари, Избавителя душ наших, Иисуса Христа, Царя славы: и возрадуется сердце твое, и радости никто не возьмет от тебя. Сам же Господь Бог наш да сохранит нас неукоризненными! Ему слава во веки! Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010