Все евангелисты свидетельствуют, что И. П. начал служение с «приготовления пути», как сказано в книгах пророков Исаии и Малахии (Ис 40. 3; Мал 3. 1; ср.: Мф 3. 3; Мк 1. 2-3; Лк 1. 76; 3. 4; 7. 27; Ин 1. 23). При этом «приготовление пути» понималось не как то, что должен делать только И. П. при пассивном ожидании мессии Израилем, а как усердное исполнение заповедей и стремление к праведности всего избранного народа (ср.: Ис 26. 7: «путь праведника прям»). Вероятно, с этим связаны вопросы («что нам делать?»), которые задавали И. П. разные лица (см.: Лк 3. 10-14). В этом отношении учение И. П. сближается с учением кумранитов, для к-рых образ «пути Господня» («пути Правды») имел огромное значение и в текстах к-рых он детально раскрывается (1QS III 18 - IV 26; см. также: 4Q473). Однако цитата Ис 40. 3 в Евангелиях приводится в версии, близкой к версии LXX, что может являться признаком христианской интерпретации служения И. П. или представляет собой несколько отредактированный вариант слов И. П.; в 1QS VIII 12-16 и IX 19-20 цитата близка к MT. Аудитория Согласно евангелистам, к И. П. приходили креститься жители Иерусалима, Иудеи и района Иордана (Мф 3. 5; ср.: Мк 1. 5; Лк 3. 7-14, 21). Матфей называет среди последователей И. П. обратившихся мытарей и блудниц (Мф 21. 32), тогда как пришедшие к нему фарисеи и саддукеи, видимо, не были им крещены (Мф 3. 7). Все эти группы имели большое значение и в земном служении Иисуса Христа (Он также использовал образ «порождений ехидны» - Мф 12. 34; 23. 33). Поэтому совр. исследователи, учитывая, что только Матфей связывает фарисеев и саддукеев с И. П., сомневаются в историчности его свидетельства. Лука говорит, что за наставлениями к нему приходили мытари и воины (Лк 3. 12-14). Поскольку эти данные также уникальны, а образы мытарей и воинов имеют для Луки большое богословское значение, их историческая достоверность находится под вопросом. Экзегеты расходятся во мнениях, крестил ли И. П. язычников. Прямых указаний на это нет. Иосиф Флавий писал, что он проповедовал только иудеям. Однако некоторые толкователи интерпретируют образ камней в Мф 3. 9 и Лк 3. 8, из которых Бог может воздвигнуть детей Аврааму, как символическое указание на язычников. По мнению других, в этих стихах присутствует аллюзия на события, связанные с переходом евреев через Иордан и вхождением в землю обетованную (ср.: Нав 4. 21-22; Втор 27. 4), или подразумеваются те камни, которые упомянуты в истории об Илии (3 Цар 18. 31) (подробный разбор дискуссий см.: Webb. 1991). В любом случае эта логия отсылает к темам богоизбранности народа и его завета с Богом, а значит, и служение И. П. было ориентировано прежде всего на иудеев, от к-рых он требовал не просто покаяния за нарушение отдельных заповедей, но признания того, что завет с Богом разрушен из-за грехов народа. Ученики

http://pravenc.ru/text/471450.html

3. Несектантские небиблейские рукописи 3.1. Сборники библейских комментариев Прежде всего – интересный и важный «Мессианский сборник» (4QTest или 4Q175), представляющий собой подборку мессианских цитат из Писания Ветхого Завета; также «Антология («Florilegium», 4QFlor или 4Q174) – подборка коротких комментариев на мессианские темы. Немалый интерес представляет свиток «Небесный князь Мелхиседек» (11QMeich), в котором используется тот же герменевтический приём, что и в новозаветном послании к Евреям: Мелхиседек выведен как прообраз будущего Мессии. Перечисленные и другие подобные комментарии называются тематическими , поскольку посвящены раскрытию определённой темы. 3.2. Апокрифические произведения Иудейские произведения, использующие библейские мотивы и очевидно не являющиеся сектантскими, например, тексты книг Еноха, Юбилеев, различные еврейские прототипы Заветов 12-ти патриархов. Многие из них были известны (по крайней мере, в переводе на греческий), благодаря тому, что сохранились в христианской среде. 3.3. Поэтические и литургические произведения Замечательны «Молитва за царя Ионафана» (4Q448) и отрывок под названием «Два пути» (4Q473), который относится к известной в христианской традиции «литературе двух путей» (представленной в «Дидахи»). Сохранившийся текст «Двух путей» близок по стилю к «Дидахи»: «[...] Он посылает [перед тобой благословение и проклятье. Это] – д[ва] пути, один – до[бра и один – зла. Если ты пойдёшь по пути добра,] Он благословит тебя. Но если ты пойдёшь [злым] путём, [Он проклянёт тебя на твоём пути] и в твоих [шат]рах. Он искоренит тебя, [поражая тебя и плод твоего тяжёлого труда тлей], и плесенью, снегом, льдом и гра[дом… ] посреди всего […]» (4Q473 1 2–7). 3.5. Медный свиток Наиболее загадочный из всех найденных свитков. Содержит описание спрятанных в районе Иудейской пустыни свитков и сокровищ – предположительно, из хранилища Иерусалимского храма. Археологические экспедиции, предпринятые с целью обнаружить сокровища, не принесли результата. Идею о фантастическом характере содержания Медного свитка не позволяет принять факт находки в Иудейской пустыне множества рукописей, упоминаемых в Медном свитке, а также необычность материала и трудоёмкость выполнения надписей на нём, что свидетельствует о серьёзности намерений автора свитка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

8465 For the parallel with Torah in an early rabbinic parable ( " Abot R. Nat. 24A), see comments in Keener, Matthew, 255; Gundry, Matthew, 135. Others also cite various Synoptic sayings (e.g., Matt 10:32–33) in which onés public confession of Jesus determines onés status before God at the judgment (McKnight, «Jesus,» 67). 8466 E.g., Kazui Yagi, «Theology,» followed (or entertained) by Culpepper, «Culture,» 122–23. White, «No One Comes,» thinks that the text does not limit genuine spiritual experience to Jesus» followers, but does claim that such experiences of the divine are mediated by Christ alone. 8467 Charlesworth, «Exclusivism,» 510. As we have noted, however, distinguishing redaction from tradition is not easy in John; further, different communities would differ on which elements are authoritative (e.g., some would reject even tradition and others accept even redaction), a question beyond the pale of exegesis per se. 8468 Although it is true that John also speaks from the perspective of a minority religious community concerned with self-definition and might therefore have articulated his views differently in a different context (ÓDay, «John,» 744–45; cf. also Charlesworth, «Exclusivism,» comparing Qumran), it does not follow that he would have therefore abandoned his exclusivism, which seems entrenched in the essentially sectarian apostolic preaching of early Christianity; but beyond this observation this question is, in any case, a hermeneutical and pastoral rather than historical one and hence should not detain us extensively in a commentary focused on social-historical questions. 8473 Cf. 4QpNah 4.3. Other Jews also could acknowledge some of their compatriots as apostate (1Macc 1:51–53) or even expect apostasy of most in the end time (T. Iss. 6:1), but the Essenes were more sectarian, usually identifying their own community with the true remnant of Israel (Flusser, Judaism, 49). 8474 On the «way» in the Scrolls, cf., e.g., McCasland, «Way»; Zon, «Droga»; Fitzmyer, «Christianiny» 240. «Ways» () is common in an ethical and communal sense in the Scrolls (e.g., CD 1.13; 2.3; 4Q405 frg. 23, co1. 1.11; 4Q185 frg. 1–2, co1. 2.1–2; 4Q400 frg. 1, co1. 1.14; 4Q473 frg. 1); cf. also «paths» of righteousness (, CD 1.16; cf. Matt 21:32; Charles, Jubilees, lxxxiv, may be right to suppose Jab. 23:20–21 relevant).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

7852 Riley, Fruits, 29, notes that an embryo is already growing in the wheat seed as it falls; usually after two days in moist soil, it breaks through the seed coating. 7853 Barrett, John, 423, suggests that though the article is generic, it might allude to Christ as the specific grain; but this grammatical explanation is not likely. 7857 Cf. 1 En. 108:10; 2 Bar. 51:15–16; m. «Abot 4:17; »Abot R. Nat. 32, §71B; b. Tamid 32a; Lev. Rab. 3:1; Deut. Rab. 11:10; Ecc1. Rab. 4:6, §1; Daube, Judaism, 137. Boring et a1., Commentary, 106, suggest that the summons of the analogous Matt 16resembles the typical prebattle speech of generals: risking life in battle more often than not yields its preservation (Tyrtaeus frg. 8.11–13). 7860 E.g., the oath to Augustus and his descendants, 3 B.C.E., in IGRR 3.137; OGIS 532; ILS 8781 (Sherk, Empire, 31); or to Gaius, 37 C.E., in CIL 2.172; ILS 190 (Sherk, Empire, 78). 7862 Xenophon Anab. 3.2.39; also Boring et al, Commentary, 106, citing Tyrtaeus frg. 8.11–13 (seventh century C.E.) and Ps.-Menander. See Publilius Syrus 242. 7863 E.g., Josephus Ag. Ap. 1.212; 1.191; 2.218–219,233–235. Sanders, Judaism, 239, cites Josephus War 2.169–174; Ant. 15.248; 18.262; Ag. Ap. 2.227–228; Philo Embassy 192; cf. Dio Cassius 66.6.3. 7865 On the two ways in ancient literature, Seneca Ep. Luci1. 8.3; 27.4; Diogenes Ep. 30; Plutarch Demosthenes 26.5; Deut 30:15 ; Ps 1 ; 4Q473 frg. 1 (developing Deut 11:26–28 ; probably also 4Q185 frg. 1–2, co1. 2, lines 1–4); m. «Abot 2:9; T. Ash. 1:3, 5; Ecc1. Rab. 1:14, §1; Lev. Rab. 30:2; Deut. Rab. 4–3;SongRab. 1:9, §2; Matt 7:13–14; Luke 13:24; Did. 1.1–6.2; Barn. 18.1–21.9; cf. the two roads after death in Virgil Aen. 6.540–543; Cicero Tusc. 1.30.72; 4 Ezra 7:3–16, 60–61; 8:1–3; T. Ab. 11:2–11A; 8:4–16B; »Abot R. Nat. 25A; b. Ber. 28b; Pesiq. Rab Kah. 27:2; Gen. Rab. 100:2. 7866 Coulot, «Quelqúun,» provides arguments that 12probably stems from Jesus. On serving as following, persevering, and discipleship here, see Cachia, «Servant.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...