к. известно, что владыка Варлаам напутствовал их по весне своим благословением и помощью. Портрет архиепископа Варлаама I находим в альбоме «Тобольские архипастыри» [РГИА. Ф. 835, оп. 2, д. 237, л. 10], который воспроизведен вместе с биографией в кн. В. Софронова «Светочи земли Сибирской» (Екатеринбург, 1998. С. 116–123). 89 Икона «Знамение» Абалацкая была написана в 1697 году протодиаконом кафедрального Тобольского собора Матфеем по троекратному видению благочестивой вдове Марии из Абалацкого погоста. По сторонам от Богородицы с воздетыми к небу руками с Предвечным Младенцем находятся: справа святитель Николай, слева прп. Мария Египетская. Эта икона хранилась в Абалацком Знаменском монастыре вплоть до событий 1917–1918 годов, после которых ушла за пределы России. В настоящее время находится в Австралии. Во время заточения Царской семьи в Тобольске в 1918 году икону привозили в Тобольский храм для того, чтобы семья могла помолиться перед ней. В настоящее время Абалацкий Знаменский мужской монастырь возобновлен, и его старшие монахи известны в Тобольской округе. 90 Тобольский Знаменский монастырь, располагавшийся в нижней части города Тобольска, – не одно и то же, что Абалацкий Знаменский монастырь Тобольской епархии. 91 Архиепископ Иркутский Михаил (Бурдуков) был 27 августа 1814 года назначен епископом Иркутской епархии из архимандритов и ректоров Тверской семинарии (до этого состоявший архимандритом Знаменского монастыря в Тобольске), хиротонисан 18 октября в Москве в Успенском соборе, а 5 января 1815 года преосвященный Михаил прибыл в Иркутск, где был торжественно встречен. Во Владимирской церкви он был «одет в архиерейские одежды, при колокольном звоне шествовал в собор, совершал литургию и освящал воду». С 21 мая по 23 августа 1815 года совершил первое посещение епархии до Якутска. В феврале 1816 года был пожалован орденом Св. Анны I степени. Возведен в сан архиепископа 24 сентября 1826 года. Скончался 5 июня 1830 года. Торжественное погребение его было совершено 8 июня в приделе церкви Казанской иконы Божией Матери [Пежемский П. И., Кротов В. А. Иркутская летопись. Иркутск, 1911. С. 216–240]. Портрет архиепископа Михаила хранится в Иркутском областном художественном музее и опубликован в альбоме «Сибирский портрет XVIII – начала XX веков». Писем о. Зосимы к владыке Михаилу обнаружить в Иркутском архиве не удалось [Ответ на наш запрос из Гос. архива Иркутской области за ПГ-3119 от 24.12.1998]. Сохранившиеся письма владыки Михаила к о. Зосиме 1818–1825 гг. впервые опубликованы А. Л. Бегловым в журнале «Альфа и Омега» (2001. 3(29). С. 216–224).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОБРУЙСКИЙ ИВЕРСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бобруйский Иверский храм, фотография с сайта bobruisk.hram.by 26 июня 1998 года состоялось учредительное собрание по созданию Иверского прихода. Возглавил его благочинный церквей Бобруйского округа, настоятель Георгиевского храма города Бобруйска, протоиерей Геннадий Вейго. 6 мая 1999 года архиепископ Максим (Кроха) в сослужении протоиерея Геннадия Вейго и епархиального духовенства освятил место строительства. На месте строительства был установлен и освящен поклонный крест. 19 августа 1999 года было совершено первое богослужение богослужение в армейской палатке. С осени 1999 года богослужение совершаются в пожертвованной приходу строительной бытовке на колесах. 7 января 2000 года состоялось первая Божественная литургия во временном деревянном храме. Летом 2000 года настоятелем прихода назначается протоиерей Геннадий Вейго и начинается строительство каменного храмового здания. 26 июля 2001 года началось строительства здания воскресной школы, которое завершилось в 2002 году, а с 10 сентября в новом здании школы начались занятия. В февраль 2005 года ведутся внутренние работы по штукатурке храма, разводке электропроводки, монтажу лестничных проемов колокольни. А летом начались работы по сооружению купольного барабана, сборке купола, изготовлению крестов на храм. 21 октября 2005 года на центральном барабане храма установлен купол и позолоченный крест. В 2007 году завершаются основные строительные работы и 26 октября проходит первое богослужений в новом храме. 15 ноября 2009 года состоялось торжественное освящение храма. При храме с 2000 года действует воскресная школа, в которой в настоящее время обучение детей проходит в 4-х классах. Общее количество учеников – 70 человек. С 2002 года при храме действует библиотека. При приходе действует молодежный центр " Благовест " . Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 06.10.2013 19:24:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17859.html

Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский (Иванников Сергей Иванович) Дата рождения: 29 августа 1957 г. Дата хиротонии: 18 марта 2012 г. Дата пострига: 5 января 2004 г. День ангела: 8 октября Страна: Россия Биография: Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве. Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны. В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в  Московской духовной академии . Кандидат богословия по кафедре гомилетики. 21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея. В 1986 г. после окончания академии летом Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в Пюхтицком монастыре . 15 апреля 1992 г. согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II   епископом Таллинским Корнилием  назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская». 1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин. 27 июля 2000 г. на Соборе Эстонской Православной Церкви  избран членом Синода ЭПЦ МП. В 2002 г. получил гражданство Эстонской Республики. 19 июня 2003 г. постановлением Нарвского городского собрания присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва». Указом митрополита Таллинского Корнилия 1 июня 2003 г. освобожден от должности настоятеля Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллина. 1 ноября 2003 г. переведен в Москву. Назначен сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 5 января 2004 г. в Успенском соборе г. Смоленска председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Сергий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2092710...

21 ноября 1992 года на источнике в Крупцах установлен и освящён деревянный двухметровый восьмиконечный поклонный крест . Было зарегистрировано православное братство в честь Архистратига Михаила, возглавляемое Олегом Витальевичем Дихтиевским, которое взяло на себя возрождение храма. Группа верующих обратилась к городским властям с просьбой разрешить восстановление храма. Со 2 мая 1993 года на источнике по воскресным дням совершаются молебны . Был зарегистрирован Покровский приход города Минска. 30 января 1994 года близ руин снесённой церкви установили железнодорожный вагончик, в котором были возобновлены богослужения. В 1995 году был приходом был сооружён новый малый храм в честь Крупецкой иконы Божией Матери, в котором 18 июля того же года было совершено первое богослужение. 22 июля 1995 года приход посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II , который освятил поклонный крест на месте строительства нового храма и камень с памятной доской. 20 октября того же года был назначен первый настоятель будущего Покровского храма священник Виктор Беляков (до этого храм был всегда приписным). Начались постоянные богослужения, продолжилось собирание святынь. 14 октября 1997 года на месте разрушенной в 1936 году церкви был заложен новый Покровский храм. 24 апреля 1998 года малый храм в честь Крупецкой иконы Божией Матери был освящён митрополитом Минским Филаретом (Вахромеевым) . В 2000 году был заложен административный корпус храмового комплекса. В 2001 году было начато строительство колокольни Покровского храма, 3 августа был установлен купол , а 11 августа - крест. Одновременно с завершающим этапом строительства Покровского храма, на приходе пошло возведение новых малых храмов. 21 ноября 2002 года была заложена памятная грамота на месте престола крестильного храма во имя Архистратига Божия Михаила . 22 июня 2005 года состоялось освящение криптового храма во имя Новомучеников и исповедников земли Белорусской митрополитом Минским Филаретом. Осенью того же года городские власти произвели работы по благоустройству территории прихода.

http://drevo-info.ru/articles/23793.html

Скончался профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев 4 сентября 2008 г. 17:20 В четверг 4 сентября на 64-м году жизни после долгой и продолжительной болезни скончался профессор кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев. Отпевание состоится в субботу 6 сентября в домовом храме МГУ в честь святой мученица Татианы после утреннего богослужения. Михаил Михайлович Дунаев родился 22 августа 1945 года в г. Москве. В 1963 году окончил среднюю школу. В 1970 году окончил филологический факультет Московского государственного университета и в этом же году поступил в Аспирантуру Института русской литературы АН СССР. С 1976 по 1979 гг. читал лекции по истории русской литературы на подготовительных курсах Московского энергетического института. В 1979 году после защиты кандидатской диссертации присвоена ученая степень кандидата филологических наук. С 1980 по 1981 гг. был преподавателем в Московском государственном университете. С 1 сентября 1990 года утвержден в должности преподавателя Московской духовной академии и семинарии. В 1997 году окончил академию экстерном и защитил кандидатскую работу. В ноябре 1998 года защитил магистерскую диссертацию, а в декабре удостоен звания доцента. 17 сентября 1999 года решением Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации ему присуждена ученая степень доктора филологических наук. 20 марта 2001 года удостоен ученой степени доктора богословия, а 6 апреля — звания профессора МДА. 14 октября 2000 года награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени за усердный труд и в связи с 55-летием. В 2003 году удостоен 1-й Всероссийской премии «Православная книга России» в номинации «Автор года». 14 октября 2005 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени за усердные преподавательские труды и в связи с 60-летием. Автор более 200 книг и статей. Его основной труд — многотомное издание «Православие и русская литература». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/455541.htm...

26 января 2023 г. 16:00 Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Гос­поду настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко. PDF-bepcuя. Виктор Александрович Григоренко родился 24 июля 1961 года в городе Хотьково Московской области и был крещен младенцем в Ильинском храме города Загорска (Сергиева Посада). Его отец был военным, а мама учительницей. Виктор приходился племянником супруге отца Александра Меня, Наталии Федоровне Григоренко, много времени проводил в их семье в поселке Семхоз и еще в юности приобщился к православной вере под влиянием протоиерея Александра Меня. С 1976 по 1980 год будущий па стырь обучался в Абрамцевском художественно-промышленном училище. В 1980–1982 годах проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил. С 1990 по 1994 год Виктор продолжил обучение в иконописной школе при Московской духовной академии, после окончания которой нес клирос­ное послушание в Сретенском храме села Новая Деревня Пушкинского района.   С 1992 года являлся председате лем Гуманитарно-благотворительного фонда имени протоиерея Александра Меня.   Девятнадцатого декабря 1998 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во диакона, а 15 мая 1999 года во пресвитера и приписан к Сретенскому храму села Новая Деревня Пушкинского района.   В 2001 году окончил заочное отделение Московского государствен ного открытого педагогического университета по специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Священник Виктор Григоренко был прекрасным резчиком по дереву и обладал тонким художественным вкусом.   Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 5 февраля 2002 года был назначен настоятелем строящегося Сергиевского храма города Сергиева Посада в микрорайоне Семхоз.   Храм построили недалеко от того места, где 9 сентября 1990 года был убит протоиерей Александр Мень. Девятого сентября 2010 года, в день двадцатой годовщины гибели протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Мнение это родилось недавно и принадлежит оно не профессиональным историкам, а публицистам, которые не нашли путь ко спасительному Православию. Они, вопреки исторической истине идеализируют русское язычество, чтобы сделать вывод, что христианство искусственно «привито» русскому народу. Эти построения находятся в полном противоречии с работами наших историков классического периода, отличавшихся высокой исследовательской культурой. В капитальном труде архиепископа Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви» имеется параграф «Причины мирного и скорого распространения христианства в России». Преосвященный Филарет видит три причины: а) кроткий, неиспорченный язычеством, дух русского народа; б) Русь целое столетие приготовлялась к христианству; в) апостольский дух миссионеров восточной Церкви (М., 2001, с. 41–43). О ненасильственном обращении русских говорят и другие историки. Так, далеко не консервативный ученый С.Ф. Платонов писал: «По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест» (Полный курс лекций по Руссой истории, СПб., 1999, с. 85). Под «немногими местами» Платонов прежде всего имеет ввиду Новгород. Противники крещения Руси любят приводить фразу «Путята крестил мечём, а Добрыня огнем». Она взята из так наз. Иоакимовской летописи, подлинность которой никто не доказал. Н.М.Карамзин писал: «Из всех сказаний мнимого Иоакима [т. е. Иоакимовой летописи] самое любопытнейшее есть о введении христианской Веры в Новгороде; жаль, что и оно выдумка» Полн. собр. соч.,М.,1998, т.1, с.428). А.В.Карташов называет ее «апокрифом». Что думают о ней современные исследователи? О.В.Творогов: «Возможно, что указание на епископа Иоакима как летописца – принадлежит лишь ограниченному кругу текстов – поздних легендарно-исторических компиляций, в числе которых был и текст, ставший известным В.И.Татищеву» (Словарь книжников и книжности древней Руси, М., 1987, с. 205). Ясно, что некорректно делать построения и выводы на основе недостоверных источников. Столь же предвзято утверждение о том, что татар «крестили через кровь и смерть». Казань была взята 2 октября 1552 г. Никоновская летопись рассказывает, что через несколько месяцев после этого последний казанский царь Едигерь-Магмет пожелел креститься и направил к митрополиту Макарию человека бить челом. Святитель послал спросить: «да не от нужды ли хощет истиньствовать закону христианьску; а он же с клятвою извещался, что с любовью желает истине веровать во Христа» (Полн. собр. русс. летописей, т. XIII, М., 2000, с. 527). Как видим, даже татарского царя, несмотря на всю значимость этого события, митрополит не хотел крестить в нарушение церковных канонов. Таинство крещения бывший царь принял в реке Москве. Восприемником стал святитель Макарий. Почти за месяц до этого, в воскресение 8 января, стал христианином с именем Александр его сын – царевич Утемишь-Гирей Сафа-Киреев. Произошло это в Чудовом монастыре. Крестил его сам митрополит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1998 г. на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием. По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины, он трудился и на поприще благоустройства скита и в церковном строительстве. Им также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского. В мае 2011 г. епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца. За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского. 20 сентября 2015 г. Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске. 21 августа 2011 г. Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г. была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского. Первым настоятелем Архиерейского подворья, весной 2014 г., был назначен иеромонах Серафим (Бубнов), прибывший в Горноалтайскую епархию из Санкт-Петербургской Духовной Академии. Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 г., в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом. Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.

http://sobory.ru/article/?object=11476

В последнее время интерес к личности и деятельности Патриарха Никона и его наследию возвращен в научно-исследовательское поле. За последние несколько лет изданы четыре редакции жизнеописания Патриарха Никона и свидетельства современников. Обращение к образу Патриарха было связано с подготовкой к празднованию юбилейных памятных дат в отечественной истории. Юбилейные торжества пришлись на 2002 г. (350 лет со дня интронизации), 2005 (400 лет со дня рождения) и 2006 гг. (325 лет со дня смерти) этого выдающегося церковного и государственного деятеля 42 . Важным фактом культурной жизни стали юбилейные выставки: в музее «Новый Иерусалим» (1998, 31 октября 1999 г., 2001, 2002, 21–22 июня 2005 г., 26 июня 2006 г., 7 июня 2007 г.) 43 ; в Государственном историческом музее – выставка « Патриарх Никон и его время» (27 июня–18 ноября 2002 г., научная конференция – 9–10 декабря 2002 г.) 44 ; в преддверии 400-летнего юбилея Святейшего Патриарха Никона в Москве в Союзе писателей России под председательством В.Н. Ганичева прошел «круглый стол» по теме «Преодоление средостения: народ, власть, церковь . В ознаменование 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Никона » (июнь 2005), в Московском Кремле – выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: Премудрая двоица» (29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г.) 45 ; в Кирилло-Белозерском монастыре – выставка «Святейший Патриарх Никон » (2005) 46 , в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгорода – выставка «Рожденный на земле Нижегородской» (с 31 мая 2005 г.), которые представили личные вещи, автографы и портреты Патриарха на фоне эпохи; книжная выставка в Государственной Публичной Исторической библиотеке « Патриарх Никон – государственный и общественный деятель (1605–1681)» (со 2 июня по 2 июля 2005 г.), на которой были представлены издания, вышедшие до 1918 г. Наиболее значительный вклад в изучение наследия Патриарха Никона внес В.В. Шмидт 47 . Анализируя содержание таких источников, как «Возражение или Разорение», «Духовные наставления», он доказал, что богословие Патриарха Никона было возвращением к святоотеческой традиции. В работе «Свод “Судного дела” Никона, Патриарха Московского и Всея Руси» и других архивных материалов как проблема интерпретации» приводится опись судного дела и других архивных материалов, хранящихся в РГАДА. В.В. Шмидт убедительно доказывает, что Патриарх Никон старался преобразить государственную жизнь, воскресить и реставрировать традиционный социальный строй, базирующийся на догматических принципах православия 48 . По его мнению, богословские и религиозные взгляды и убеждения Патриарха Никона полностью согласованы с традиционным святоотеческим православным вероучением, притом в его каппадокийской традиции, и представляют довольно разработанную систему, которую автор называет «иерократией».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 г. возведен в сан митрополита. С октября 2005 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации. Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений. Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005). Награжден: государственными наградами: в 1988 году — орденом Дружбы народов, в 2000 году — орденом Почета, в 1997 году — медалью 850-летия Москвы; церковными наградами Русской Православной Церкви: орденом преподобного Сергия Радонежского II степени (1986), орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996), орденом святителя Иннокентия Московского II степени (1999), орденом мученика Трифона II степени (2000); орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004); преподобного Серафима Саровского II степени (2007). орденами Поместных Православных Церквей: орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви (1997), Орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени (2000), орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви(1998), Орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989). В 2001 и 2003 гг. удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года». Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих. В 1953 г. окончил среднюю школу и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 г. (на втором курсе академии) принял монашеский постриг, а 26 апреля того же года Святейшим Патриархом Московским Алексием (Симанским) рукоположен во иеродиакона.

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010