описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1876, 18862; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1380-1382; Т. 4. Стб. 837 (по указ.); Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых/Сост.: свящ. А. Речменский. М., 1913; Каталог Никоновского музея в Иверском мон-ре близ г. Валдая/Сост.: Д. Д. Франц. Новг., 1920. С. 22-23. 96, 97, 99; Постернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Михайлова Н. М. Евфимий Чудовский и датировка парсуны «Патриарх Никон с клиром» 1662 г.//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 148-151; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002; Патр. Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты из собр. ГИМ, ГММК, музея «Новый Иерусалим», КБМЗ, ГМЗК, РГАДА/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002; Кейн К. М. Образ патр. Никона в рос. культуре: Худож. источники и электр. технологии//Круг идей: Электр. ресурсы ист. информатики: Тр. 8-й конф. ассоциации «История и компьютер»/Ред.: Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2003. С. 61-114; Зеленская Г. М. Изображения и личные вещи патр. Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон-ре в XVII-XX вв.: (История бытования и вопросы атрибуции)//Патр. Никон и его время: Сб. науч. тр. М., 2004. С. 276-289. (Тр. ГИМ; 139); она же. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского мон-ря»//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 87-108; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: (Альб.-кат.)/ГИМ. М., 2004; Святейший патр. Никон: Кат. выст./КБМЗ. М., 2005; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 76. Кат. 118; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Мат-лы конф.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Означает ли всё сказанное, что Закон Божий и законоучители не выдержали столкновения с действительностью, с жизнью и окружающей обстановкой, с необратимыми изменениями в культуре, перестали подпитывать духовное состояние общества? Нет, поскольку очевидно, что не религиозное вероучение и христианские нормы вступали в противоречие с действительностью, с преобладавшими настроениями в обществе, в котором всё меньше было примеров христианского отношения к жизни, а наоборот, реальная историческая жизнь всё более противоречила истинам Закона Божия. О-ский Н. Силуэты. (Странички из личных воспоминаний церковного учителя)//Для народного учителя. 1910. 12. С. 6. Короленко В.Г. История моего современника [rл.XXI: «Религия дома и в школе»]//Короленко В.Г. Собр. соч. в 10 томах. Т. 5. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры., 1954. С. 194. Паустовский К.Г. Повесть о жизни. Книга первая. Далёкие годы [«Первая заповедь»]//Паустовский К.Г. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры., 1957. С. 108–112. Сергий (Савельев), архимандрит. Далекий путь: История одной христианской общины. М.: Даниловский благовестник 1998. 280 с. Четвериков Сергий, прот. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности [Доклад, читанный в религиозно-педагогическом Кабинете и в группе руководителей Воскресно-четверговой школы на Монпарнасе]//Путь (орган русской религиозной мысли под ред. Н.А.Бердяева).1932. 34 (июль). С. 53, 58. Воспоминания краеведа В.Н. Попова о состоянии среднего образования в дореволюционном Царицыне (1969 г.)//ГАВО. Ф. 1474 [Коллекция документов краеведов]. Оп. 1. Д. 11. Л. 12; 19–21. См.: Толстой Л.Н. Фальшивый купон//Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 14. М.: Худож. лит, 1983. С. 137–194. Полная дневниковая запись1905 г.: «Подумал о том, что преподается в наших школах, гимназиях: главные предметы: 1) древние языки, грамматика – ни на что не нужны; 2) русская литература, ограничивающаяся ближайшими, т.е. Белинский, Добролюбов и мы, грешные. Вся же великая всемирная литература закрыта.

http://bogoslov.ru/article/1689400

Элиаде Мирча. Священное и мирское/пер. с фр. Н. К. Гарбовского. М.: Издво МГУ, 1994. Эпикур. Главные мысли//Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Худож. лит., 1983. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»)/пер. с аккадского И. Дьяконова//Поэзия и проза Древнего Востока. Т. 1. М.: Худож. лит., 1973. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях/пер. Т. Науменко. М.: София, 2007. Эсхил. Прометей прикованный/пер. С. Апта//Эсхил. Трагедии. М.: Худож. лит., 1971. Эсхил. Семеро против Фив/пер. С. Апта//Там же. Юм Дэвид. Исследование о принципах морали/пер. с англ. С. И. Церетели и др.//Юм Дэвид. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. Юм Дэвид. Трактат о человеческой природе/пер. с англ. С. И. Церетели и др.//Там же. Т. 1. Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного/пер. Д. В. Дмитриева//Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: сб. М.: Олимп: АСТЛТД, 1997. Юнг Карл Густав. Психология и религия/пер. А. М. Руткевича//Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Канон+ (Реабилитация), 2015. Юнг Карл Густав. Серия «Карл Густав Юнг. Сочинения»: [электронный ресурс]/пер. с англ. под общей ред. В. В. Зеленского//Центр аналитической психологии. http://psycho.org.ua/pap2.html. Загл. с экрана. Юнг Карл Густав. Человек и его символы. СПб.: Б. С. К., 1996. Alpha online. Древнегреческорусский словарь: [электронный ресурс]. http://gurin.tomsknet.ru/alphaonline.html. Загл. с экрана. Anzenbacher Arno. Úvod do filozofie. Praha: Statni pedagogicke nakladatelství, 1990. Arendt Hannah. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1998. Archibald Katherine G. The Concept of Social Hierarchy in the Writings of St. Thomas Aquinas//Historian. Vol. 12. 50 (1949–1950). Р. 28–54. Balabán Milan, Tydlitátová Veronika. Gilgameš: Mytické drama o hledání vného ivota. Praha: Vyšehrad, 2002. Bassham Gregory, Bronson Eric. The Lord of the Rings and Philosophy: One Book to Rule Them All. Chicago: Open Court, 2003. Becchio Giandomenica. Unexplored Dimensions: Carl Menger on Economics and Philosophy (1923–1938)//Advances in Austrian Economics. Vol. 12. Bradford: Emerald Group Publishing, 2009.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

В 1882 г. были составлены программа и устав лаврской иконописной школы. Целью ставилось «дать учащимся художественно-иконописное образование, а также и художественную подготовку для учеников, имеющих выдающиеся способности, к поступлению в высшие художественные училища» (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 3 (тип.). Д. 167). Принимали мальчиков не младше 12 лет после экзамена по рисованию. Программа, рассчитанная на 6 лет, повторяла начальные разделы академической. Сначала, в течение года или 2, серьезно изучался рисунок (рисование орнаментов, затем античных гипсов). Занятия живописью на следующем этапе предполагали копирование образцов, учащиеся писали натюрморты, драпировки, живую натуру и выполняли эскизы на заданные религ. темы; создавали иконы красками на дереве. После основного, 3-летнего курса обучения, выдавалось свидетельство об окончании лаврской иконописной школы и о получении звания мастера церковного иконописания. Обучение носило практический характер, в течение дня занятия чередовались с иконописанием. На уроки рисования и живописи, которые должны были вести 2 вольнонаемных учителя, отводилось ежедневно 4 ч., на общеобразовательные предметы - 2 ч. В свободные воскресные и праздничные дни учащиеся присутствовали на богослужениях в больничной Никольской ц. лавры. Планировалось, что в течение 6 месяцев, с марта по авг., ученики будут выполнять заказные работы по художественному оформлению церквей. Лето проводили в Китаевской пуст., работая над пейзажными этюдами. В сент. предоставлялся отпуск, учебный год начинался 1 окт. Число воспитанников, находившихся на полном лаврском обеспечении, в разные годы менялось от 15 до 20 чел. В основном это были дети, часто сироты, из бедных семей духовного сословия, крестьян и мещан. В 70-х гг. XIX в. в школе училось неск. сербов и болгар. На содержание каждого ученика лавра тратила ежегодно 100 р. Ученику полагалось небольшое жалованье (8 р. в год) и особое вознаграждение за успехи. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. лучшие из учеников иером. Альвиана работали репетиторами в рисовальной школе Мурашко, который высоко оценивал уровень их подготовки. В числе выпускников АХ посл. четв. XIX в. значились лаврские воспитанники художники братья П. С. и Ф. С. Козачинские, худож.-медальер М. А. Скуднов, передвижник Ф. А. Чирко, С. Т. Власенко, худож.-мозаичист И. Е. Вершинин, И. С. Ижакевич ( Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Имп. АХ. Пг., 1915. Ч. 2). Искусствовед и худож. С. П. Яремич с 1882 по 1887 г. учился в школе, а затем трудился в иконописной мастерской лавры.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

худож. культуры: [Кат.] М., 1988. Кат. 271-276, 286, 300, 305, 310, 343; Marth R. Untersuchungen zu romanischen Bronzekreuzen: Ikonographie - Funktion - Stil. Fr./M. etc., 1988; Bloch P. Romanische Bronzekruzifixe. B., 1992. (Bronzegeräte des Mittelalters; 5); Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 7-12, 32. С. 129-148, 199-201; Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997; Украïнська xpecmoлoriя. Льbib, 1997; Ziehr W. Das Kreuz. Stuttg., 1997; Святославский А. В. Крест в рус. культуре: Очерк рус. монументальной ставрографии. М., 2000; Ставрографический сб. М., 2001-2007. Кн. 1-4; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христ. древности. СПб., 2002; он же. Археология «личного благочестия» в христианской традиции Востока и Запада//Христианская иконография Востока и Запада в памятниках материальной культуры Др. Руси и Византии: Памяти Т. А. Чуковой. СПб., 2006. С. 163-222; Православные древности Таврики: Сб. мат-лов по церк. археологии/Ред.-сост.: В. Ю. Юрочкин. К., 2002; Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв. СПб., 2003; Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004; «Фрайбургский» крест и его мир: Западноевроп. прикладное искусство средних веков из собр. ГЭ. СПб., 2004; Stott J. The Cross of Christ: (20th Anniversary ed.). Downers Grove (Ill.), 2006; Островский А. Б., Фёдоров Ю. А. Русский правосл. крест в собр. РЭМ. СПб., 2007; Strange J. Archaeological Evidence of Jewish Believers?//Jewish Believers in Jesus: The Early Centuries. Peabody (Mass.), 2007. P. 710-741; Алексеев А. В. Церковные древности Звенигородской земли: Очерки церк. археологии. М.; Звенигород, 2008; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Л. А. Беляев, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Ужин в Эммаусе. 1601 г. Худож. Микеланджело да Караваджо (Национальная галерея, Лондон) Ужин в Эммаусе. 1601 г. Худож. Микеланджело да Караваджо (Национальная галерея, Лондон) Первым представителем этого стиля был Джованни Ланфранко - родоначальник драматической религиозной живописи, автор фресковых циклов, алтарных полотен, картин для частных заказчиков. Художественный стиль Ланфранко складывался во время создания декора капеллы Бонджованни ц. Сант-Агостино в Риме (1615-1616). Иллюзорная роспись купола капеллы («Вознесение Мадонны») оказала существенное влияние на последующие купольные росписи барокко. В 1624-1625 гг. Ланфранко работал над декором капеллы Сантиссимо-Сакраменто в ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и над росписью свода лоджии виллы Боргезе в Риме. Для капеллы Сантиссимо-Сакраменто были исполнены фрески (не сохр.), алтарное полотно и цикл из 8 картин, в которых композиции обрели широту, величественные персонажи - монументальность и осязательность, письмо - свободу, пластика складок - динамическое кьяроскуро, определяющее выразительность образа. Эта новая манера очевидна в лоджии виллы Боргезе, концепция декора которой напоминает произведение Аннибале Карраччи в галерее Палаццо-Фарнезе. Падуги заняты изображениями иллюзорной архитектуры, подчиненной конструкции свода, в зеркале к-рого помещено традиционное на первый взгляд «quadro riportato». Новизна проекта заключается в том, что Ланфранко отказался от картинной композиции и фиксированной т. зр. Роспись «распахивает» потолок в «небо» с возлежащими на облаках богами Олимпа. Находка Аннибале Карраччи - небо, видимое в просветах иллюзорной архитектуры,- у Ланфранко стала основой художественного образа, новой системы видения, способной преодолеть реальность. Главной задачей явилось достижение цельности впечатления от росписи, пробуждение эмоциональной реакции на нее. Манифестом барочной монументальной декорации стал расписанный Ланфранко в 1625-1628 гг. купол ц. Сант-Андреа-делла-Валле («Вознесение Мадонны»). Современник худож.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В раннем полотне Дж. Б. Карлоне «Св. Иаков открывает дверь королю Фердинанду» (1632, ораторий ц. Сан-Джакомо делла Марина, Генуя) тугие закрученные складки и резкие лица напоминают стиль худож. С. Розы. Среди работ Карлоне нужно отметить фрески хора и купола (1646-1670) ц. Сан-Сиро, выполненные с квадратуристом П. Броцци. Фрески подменили реальную архитектуру иллюзорной, создав богато декорированный интерьер. Эти росписи отличает мастерская оркестровка цвета, подчеркнутого полихромией мрамора, его точное распределение в интерьере, повествовательность и статичность композиционных схем. Др. крупная работа - фрески «Истории Энея» в Палаццо Негроне, выполненные в сияющих изумрудных, сапфировых и пурпурных тонах, напоминает росписи П. да Кортона. Позднее Карлоне стал работать в стиле зрелого барокко, сблизившись стилистически с мастерской Д. Пьолы (напр., колеблющиеся, подвижные фигуры «Мучения святого Бениньо», 1672, Альберго деи Повери, Генуя). «Благовещение». Роспись ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато. Худож. Д. Пиола. 1679 г. «Благовещение». Роспись ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато. Худож. Д. Пиола. 1679 г. Мастерская Пьолы (1627-1703) приобрела известность во 2-й пол. XVII в. Влияние на формирование его художественного стиля оказали фрески П. дель Вага, к-рые художник копировал. Первым опытом работы в монументальной живописи в Г. стали росписи капеллы де Марини в Сан-Доменико (1661; фрагменты хранятся в Лигурийской академии). В нач. 60-х гг. XVII в. Пьола работал вместе с В. Кастелло в ц. Санта-Марта («Поклонение пастухов», «Музицирующие ангелы», Музей Сант-Агостино, Генуя). Тогда же для неск. генуэзских церквей им были написаны: алтарная картина «Св. Томмазо перед Распятием» (для ц. Санта-Мария дель Вастато), «Отдых на пути в Египет» в люнете ц. Иль Джезу (1661), «Вознесение Мадонны» и «Рождество» в ц. Сантиссима-Аннунциата ди Споторно (1664 и 1669), фрески в ц. Санти-Джероламо э Франческо Саверио (в наст. время Университетская б-ка) (1666-1667), «Благовещение» для ц.

http://pravenc.ru/text/162152.html

Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину» [xix] . В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям.   Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор ПРИМЕЧАНИЯ Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 59. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц. Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. –  М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. Лихачёв Д.С. Литература Древней Руси//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 4. [iv] Цит. по: Гудзий Н.К. История древней русской литературы. –  М.: Учпедгиз, 1956. – С. 93. [v] Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачёва//Изборник: Повести Древней Руси. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 54 – 55. [vi] Там же. – С. 55. [vii] Там же. [viii] Там же. – С. 57 – 58. [ix] Там же. – С. 58. [x] Там же. [xi] Там же. [xii] Там же. [xiii] Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 200. [xiv] Там же. [xv] Там же. [xvi] Там же.  [xvii] Св. Иоанн Лествичник. Лествица. – СПб.: Фонд «Благовест», 1996. – С. 156. [xviii] Н.М. Карамзин. История государства Российского. – Т. I – IV. – Калуга: Золотая аллея, 1993. – С. 205. [xix] Там же. – С. 208. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/sotvori-dob...

Под рук. Щусева Ф. Я. сделал в 1911 г. басменные оклады иконостаса, медные кадила и лампады для Спасо-Васильевской ц. в г. Овруче Волынской губ. (проект храма - Щусев; Глаголев И. Т. Древнейшая святыня в городе Овруче Волынской губ. Житомир, 1912. С. 24). В 1912 г. по эскизам Щусева на средства фирмы «И. Г. Харитоненко с сыном» и князей Юсуповых были созданы оклады иконостаса и церковная утварь для храма Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители на Б. Ордынке в Москве. В марте 1912 г. некоторые из созданных для обители работ выставлялись в «зале совета» Академии художеств - 2 креста и 2 Евангелия в серебряных сканых окладах, украшенные эмалями и драгоценными камнями (малое Евангелие в серебряном окладе, хранится в ГММК (см.: 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 349. С. 398. Ил. на с. 254), большое Евангелие известно по описанию (ГММК ОРПГФ. Ф. 26. Ед. хр. 227; см.: Новое время. 1912. 12937. От 18(31) марта. С. 54), водосвятная чаша (ГММК; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 351. С. 398. Ил. на с. 254). В 1913 г. изображения иконостаса (в наст. время в храме Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители), кувшина для водосвятия (ГИМ; см.: Россия, Православие, культура: Кат. выст. ГИМ. М., 2001. Кат. 319. С. 101), запрестольного креста и икон были опубликованы в Ежегоднике Об-ва архитекторов-художников (СПб., 1913. Вып. 8. С. 211-218). Для Марфо-Мариинской обители в новорусском стиле изготовлено также блюдо для благословения хлебов. В центральной части большого блюда на высоком поддоне в виде цилиндра с чеканными изображениями ангелов крепится малое блюдо с 3 подсвечниками. Чеканные ангелы на фоне ажурного растительного орнамента изображены с поднятыми руками, как бы поддерживающими малое блюдо. Композиция выполнена в новорусском стиле под влиянием серебряного панагиара 1435 г. из новгородского Софийского собора (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 1996. С. 171, 176). В основании цилиндрического поддона с чеканными ангелами по окружности сделана чеканная надпись вязью: «ЛЕТА 7420 (1912) ЗДЕЛАНО БЫСТЬ CIE БЛЮДО В ХРАМ ПОКРОВА П[РЕСВЯТОЙ] Б[ОГОРОДИЦЫ] ЧТО НА ОРДЫНКЕ». По краю блюда расположены 3 небольших серебряных сосуда на поддонах для пшеницы, вина и елея, 2 из них, одинаковые, украшенные растительным орнаментом, выполнены в виде цилиндров на конусообразных поддонах с крышкой, 3-й схож с новгородскими кадилами XVII в., украшенными выпуклыми чеканными косыми ложками. В 1912 г. Ф. Я. изготовил серебряную дарохранительницу в виде миниатюрной модели древнерус. шатрового храма с узорчатыми кокошниками, установленную на литых ножках в виде павлинов, напоминающих сказочных жар-птиц работы худож. И. Я. Билибина. Поверхность дарохранительницы украшена тончайшей работы священными изображениями, навеянными визант. образцами; они выполнены в технике многоцветной эмали в сочетании с чеканными переплетающимися ажурными стеблями трав (ГТГ; см.: Сокровища Третьяковской галереи. М., 2014. С. 10-11, 42-43).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Ист.: Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998; Французова Е. Б., подгот. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29-30, 41, 74, 104, 196, 200. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же, ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. Кат. 7, 19-20, 29-31, 79, 103, 120-121, 127-128, 204-207, 297-298, 306-308, 320, 354; Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI-XVII вв.: (К вопросу о типологии церк. утвари)//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 128-145; он же. Богослужебные кресты// Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. С. 102-119; он же. Драгоценная церковная утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; она же. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Московского Кремля//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 257-280; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Там же. С. 207-256; Шитова Л. А. Богослужебные кресты ризничного собрания Троице-Сергиевой Лавры: К истории вопроса//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы IV междунар. конф. 20 сент.- 1 окт. 2004 г. М., 2007. С. 285-298; Multilingual Illustrated Dictionary of Byzant. Architecture and Sculpture Terminology/Ed. by S. Kalopissi-Verti, M. Panayotidi-Kesisoglu. Herakleyon, 2010. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/2564676.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010